Андреев кусака какие слова говорят об отношении автора к собаке

Андреев кусака какие слова говорят об отношении автора к собаке thumbnail

Да, меньшие братья нам преданно
служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

ЦЕЛИ:

  • Формировать в ходе урока навыков анализа
    художественного текста, понятия об авторской
    позиции и способах её выражения.
  • Развивать умение выделять главное,
    существенное, логически излагать свои мысли.
  • Cодействовать нравственному воспитанию
    учащихся.

ХОД УРОКА

<Приложение. Слайд 1>

Объявление темы урока, её расшифровка,
постановка цели.

Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего
в художественном произведении может быть
выражена авторская позиция?

(Авторская позиция – авторское понимание
жизни и её оценка, в частности оценка
изображаемых характеров. Существуют разные
способы выражения АП: прямое высказывание
автора, через портрет. Особенности поведения
персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В
художественном произведении важно каждое слово.)

Учитывая всё сказанное, попробуйте
сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Анализируя рассказ Леонида Андреева,
выяснить, какова авторская позиция в этом
произведении),

К уроку я подобрала 2 эпиграфа

Обратимся к первому из них. Это миниатюра
Эдуарда Асадова
.

Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф?
Объясните свою точку зрения.

Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем
проблемам, которые поднимаются в рассказе
“Кусака”. Созвучна. Но раскрывает ли их в полной
мере? Мне поначалу казалось, что авторская
позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто
лежит на поверхности. Но я прочитала ваши работы,
где вы делитесь первыми впечатлениями от
рассказа, и вы своими высказываниями заронили в
мою душу сомнение – действительно ли всё так
просто? Теперь я хочу заразить этим сомнением
вас.

В большинстве ваших работ звучат слова грусть и
жалость. Большинство возмущены поступком
пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и
приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и
оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без
возмущения, без осуждения.

Хотя есть несколько работ, не похожих на другие.
На три из них я хотела бы обратить ваше внимание.

Абубакиров Айвар краток и категоричен: “Мне
не понравилось, как хозяева оставили Кусачку”.

Сафаров Ренат: “Самое большое впечатление на
меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил
переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.

Обратите внимание, что ни в той, ни в другой
работе нет слова жалость, и наибольшее
впечатление на ребят произвели вовсе не моменты
физической жестокости по отношению к Кусаке.

А в третьей работе – работе Абубакировой Гули
– вместо жалости появляется непонятное чувство
вины: “Мне очень понравился рассказ
“Кусака”. У меня он вызвал ощущения, которые
нельзя описать. Как будто я в чём-то виновата в
связи с жизнью этой собаки”.

Может быть, Айвар, Ренат и Гуля не смогли
разобраться в рассказе, увидеть в нём самое
главное – тогда мы обязательно должны им помочь.

Но ведь может быть и наоборот: ребята сумели
заметить в истории Кусаки что-то, чего не
заметили, не почувствовали другие. Может быть не
только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в
Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А
его авторская задача не ограничивается желанием
вызвать жалость и сочувствие по отношению к
обиженному животному?

Я надеюсь, что зерно сомнения всё же поселилось
в ваших душах. А потому давайте ещё раз вспомним
события рассказа, поразмышляем над ними, обращая
внимание даже на то, что на первый взгляд кажется
несущественным – ведь, повторюсь, в
художественном произведении не бывает ничего
случайного.

На прошлом уроке мы выделили в рассказе 3 части –
в соответствии с периодами в жизни Кусаки.
Напомните, что это за части.

1. До встречи с Лелей (1 глава).

2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками
(2, 3, 4 главы).

3. После отъезда Лели (5 глава).

(Чтение 1 абзаца.)

Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам
кажется, зачем это автору?

(Читатель с первых слов ощущает ситуацию
безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт
собака.)

Почему действие рассказа начинается именно
зимой?

(Это время года, когда бездомным животным
приходится особенно трудно; к тому же эта зима
была долгой и морозной.)

Как относились к Кусаке ребята, взрослые,
дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно,
пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли
её от тёплых изб.)

Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться,
развлечься.)

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали,
продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная
потребность в общении.)

Что значит – инстинктивная? Что хотел
сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать
целесообразные действия по непосредственному,
безотчётному побуждению. То есть общение так же
необходимо живому существу, как еда, вода, воздух;
одиночество – это противоестественное
состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые
использует автор в первом абзаце, рассказывая о
жизни Кусаки. <Приложение.
Слайд 2>

(Не принадлежала, не было, находилась,
кормилась, отгоняли, показывалась, бросали,
улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась,
зализывала, копила.)

Что общего между этими глаголами с точки зрения
русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что
может указывать на незавершённость или
повторяемость действия; в данном случае, конечно,
на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните
лексическое значение этого слова. Что можно
копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать,
приобретать, сберегая. Кусака копила страх и
злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни
страха, ни злобы. Люди тем, что свистали,
улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться,
прятаться, зализывать – в результате зародились
злоба и страх. А поскольку действия повторялись
неоднократно, злоба и страх увеличивались,
нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите
внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном
случае страдательное как нельзя больше
соответствует своему названию. Своим отношением
дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых
изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка,
в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и
одиночество. Получается гонка по замкнутому
кругу.

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком.
Почему он пнул собаку?

<Приложение. Слайд 3>

И снова замкнутый круг: одни обижают от
хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие
от плохого настроения, чтобы выместить обиду и
злобу.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку,
ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко
выраженной экспрессивной – негативной
окраской.)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые
хотели её приласкать).

Обратимся ко второй части. Наступает весна,
которая приносит в жизнь Кусаки большие
перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить
к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Читайте также:  Какие бывают породы собак лайка

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности
собаки сказано только 2 слова: грязная и
некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное
описание: что было и что есть. Попробуем
разделить. <Приложение.
Слайд 4> 

БЫЛОЕСТЬ
Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая
рыжими сухими космами и на брюхе покрытая
засохшей грязью.

Можно предположить, что во
взгляде затаились злоба и страх

Шерсть почернела и стала лосниться как
атлас.

…важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно свистали
Никому уже не приходило в голову
дразнить её или бросить камнем

Обратите внимание на заключение, сделанное
автором в конце описания Кусаки.

А почему? Почему в некрасивую грязную собаку
бросали палки и камни, весело улюлюкали,
пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей
лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу,
никому не приходило в голову бросить камнем?
Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака
почему-то вызывала у людей не желание покормить и
пожалеть её, а сделать ещё более несчастной,
увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд
приобрёл важность, людям дразнить её стало
просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не
только внешние, но и внутренние перемены. Какие? <Приложение. Слайд 5>

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко:
“И когда все наперерыв стали ласкать её, она
долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении
ласкающей руки, и ей больно было от непривычной
ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что
внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим
“очень добрым дачникам”, как говорит о них
автор. А вас ничего не настораживает в поведении
этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов: “И все
собирались…” <Приложение.
Слайд 6>

Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из “очень добрых дачников” не
замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным
весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные
во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни
Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только
желание повеселиться; одна лишь разница:
веселятся по-разному.)

<Приложение. Слайд 7>

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела
Кусаку в счастливый круг отдыхающих и
веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть,
хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее
настроение, хотелось веселья. Девочка говорит,
что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать,
ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать,
но после обещания мамы взять породистого щенка
плакать ей уже не хочется. Леле становится
скучно, и она забывает даже попрощаться с
Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы
попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она
Кусаку?

Давайте попробуем составить таблицу + и – в
жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего
не было.) <Приложение. Слайд
8>

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ+
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙЗЛОБА, СТРАХИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ
ДАЧНИКАМИ
ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХЗЛОБА
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИБЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Во второй части + и – поменялись местами.
Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она
принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую
злобу”. Что значит – отняли? Объясните
лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого
или чего-нибудь.)

Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то
ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень
важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что
если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах
будет впиться в тело обидчика своими острыми
зубами.)

Положение, состояние Кусаки стало лучше или
хуже после периода дружбы с Лелей и другими
дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и
готова бороться за своё существование, а
безнадёжное спокойствие – это равнодушие,
отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй,
хуже смерти.

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы
увидели, что её состояние после общения с Лелей и
“очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до
встречи с ними.

<Приложение. Слайд 9>

Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам
кажется, к какой части каждая из этих
иллюстраций?

Обычно, когда художник берётся иллюстрировать
книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом
решении. (Сравнить 2 книжки) Перед нами же
иллюстрации, нарисованные одним человеком, но
они разные. Как вы думаете, почему? Послушаем
автора, или точнее – соавтора, поскольку Женя
работала над иллюстрациями вместе с мамой.

Женя проанализировала цветовую гамму рассказа.
Судя по цвету, преобладающему в той или иной
части, положение, состояние Кусаки стало лучше
или хуже после периода дружбы с Лелей и другими
дачниками?

Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или
пьяницы-мужика?

<Приложение. Слайд 1>

Так только ли пьяного мужика и людей,
улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями,
осуждает Леонид Андреев в своём рассказе?
Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к
Кусаке?

Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть
бездомных животных, приходилось ли сталкиваться
с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная.
Подобное происходит каждый день, и мы так
привыкли, что порой просто равнодушно проходим
мимо.

Может быть, этим и вызвано то непонятное
чувство вины, которое испытывала Гуля при чтении
рассказа?

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю
Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы
видим каждый день, но как-то не задумываемся об
этом?

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму
эпиграфу
к сегодняшнему уроку.

Это афоризм Эмиля Кроткого, который заставляет
задуматься, почему бездомные животные, каждый
день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают
жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над
историей о Кусаке хочется плакать.

И ещё один вопрос: Только ли об отношении к
животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку,
идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка
людей у трактира дразнит деревенского дурачка
Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти
эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории
Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к
другу.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя
рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся
сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид
Андреев призывает нас обратить внимание на то,
что люди жестоки, и не только по отношению к
животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала
настолько привычной, что порой её не замечают не
только окружающие, но и те, кто эту жестокость
совершает.

Читайте также:  Миски для собак на штативе какие лучше

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев
показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением
последней главы рассказа о Кусаке.

(Чтение главы) <Приложение.
Слайды 10 – 11>

В этой главе воплощена вся душевная боль
Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце
частицу этой боли – сопереживание полезно для
наших сердец.

 Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид
Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5
предложений.)

Источник

Рассказы Леонида Андреева отличаются особой эмоциональностью и реалистичностью. Исключением не стало и произведение «Кусака» — история о тяжёлой судьбе бездомной собаки, о жестокости мира и роли сострадания в жизни каждого. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа «Кусака» по плану, чтобы рассмотреть важные моменты произведения и углубиться в идеи, высказанные автором. 

История создания 

Рассказ «Кусака» был написан в 1901 году и опубликован в издании «Журнал для всех». Примечательно, что впоследствии Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, почему центральным персонажем его произведения стала собака. Он подчёркивал, что героем произведения может быть кто угодно, важно лишь передать его чувства. Животные тоже испытывают эмоции, тоже сталкиваются с жизненными трудностями. Именно поэтому и собака может быть главным героем рассказа. 

Андреев решил привлечь внимание читателя к тому, как легко сделать зло, руководствуясь благими или псевдо-благими помыслами. Эту идею он развивал и в других своих работах.

Жанр, направление

«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим.

Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание,.

Композиция и конфликт

Рассказ «Кусака» состоит из пяти глав, каждая из которых включает важные изменения в жизни собаки. 

  1. В первой главе автор описывает трудную и бесцельную жизнь животного, упоминая о тех или иных причинах поведения собаки. Действия этой части относятся к зиме, такой же холодной и «злой», как пьяница, повстречавшийся животному в то время. На тот момент собаку звали Жучка.
  2. Вторая глава символизирует наступление весны – изменений в привычной действительности собаки. В этой части рассказа животное знакомится с новыми людьми, в частности с гимназисткой Лёлей, при первой встрече с которой Кусака повела себя агрессивно. Именно тогда Кусака обретает новое имя, а также встречает ласку от людей – неиспытанную ранее. 
  3. Третья глава посвящена лучшему периоду в жизни Кусаки: она любима, сыта и счастлива, хотя всё ещё не доверяет незнакомым людям. 
  4. Четвёртая же часть рассказа символизирует наступление осени – поры грусти и увядания. И эта нелёгкая пора перехода от чего-то тёплого и счастливого к чему-то холодному и печальному омрачается отъездом людей, так полюбившихся Кусаке. 
  5. Окончательное осознание своего одиночества приходит к собаке лишь в пятой главе: когда она не находит своих хозяев, не видит никого в доме и на улице. Это ощущение безысходности и бессилия напоминает состояние Кусаки в первой главе. 

Таким образом, автор использовал кольцевую композицию в рассказе «Кусака». Кроме того, он провёл главного героя через все времена года, что подчеркнуло переменчивость жизни.

В рассказе «Кусака» можно выделить несколько конфликтных линий: внутренний конфликт Кусаки, внутренний конфликт Лёли и конфликт между центральным героем и обществом. Особенно важным в рассказе является конфликт между собакой и обществом. Изначально обиженная людьми, Кусака переносит свои обиды и на незнакомцев, которые проявляют к ней заботу. Горький опыт заставляет собаку мучиться от недоверия и бояться человека как такового. 

Смысл названия

Смысл названия рассказа «Кусака» заключается в сужении повествования до личности самой собаки. Именно её образ полноценен и завершён. Именно её переживания и чувства выходят на первый план рассказа. 

Смысл заглавия рассказа «Кусака» можно трактовать и в плане восприятия имени собаки как её характеристики. Она озлоблена, она кусается, набрасывается. Но ведь «собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

Суть: о чём?

Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака. Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её. Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой. 

Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.

Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.

Главные герои и их характеристика

Чтобы проследить изменения в характере собаки в зависимости от её положения и понять, чем же руководствовалась Лёля, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с краткой характеристикой главных героев рассказа «Кусака». Анализ по плану вмещает в себя таблицу с описанием персонажей. 

КусакаБездомная собака, терпящая издевательства со стороны людей, потеряла всякое доверие к человеку после эпизода с пьяницей. Озлобленная, агрессивная, нелюдимая – такой нам предстаёт Жучка в первых главах рассказа. Последующие события изменят отношение собаки к людям. Однако в ней навсегда останется недоверие и излишняя подозрительность по отношению к человеку. Даже когда она доверилась людям, её мучили мысли о своём неумении выражать благодарность или удовольствие. Кроме того, Кусака всегда охраняла дом, выбранный ею, даже когда в нём не жили люди. В этом проявляется её врождённое желание быть полезной и нужной. Кусака также отличается своей преданностью.
ЛёляГимназистка Лёля приехала на дачу только с наступлением весны. Она полна восторга и радости, и только нападение собаки омрачило первые минуты пребывания за городом. Несмотря на агрессивное поведение собаки, Лёля пересилила свой страх и решила окружить Кусаку лаской и заботой. Девочка понимала, что озлобленной собаку сделала сама жизнь. Лёля – искренняя, заботливая, милосердная и сопереживающая. Она не хотела оставлять собаку на произвол судьбы, потому что понимала, как трудно и плохо будет животному. В этом проявляется безграничная доброта и человечность Лёли.
Читайте также:  Какую собаку лучше завести мальчику

Темы

В рассказе «Кусака» можно выделить такую тематику:

  1. Тема жестокости человека по отношению к животным выдвигается автором на первый план. Уже в самом начале произведения писатель обозначает причину страха и озлобленности собаки: дети бросали в неё камнями, а взрослые намеренно пугали. И эта тема проходит через всё повествование, объясняя то или иное поведение собаки: нападение на Лёлю, ожидания удара от гладивших собаку детей, желание угодить и понравиться дачникам. Бездомная собака, не представляющая опасности, желающая лишь быть нужной, верная и разумная – терпит побои и плохое отношение. Автор обращает внимание читателей на то, что всему есть своя причина. И причина тяжёлой жизни Кусаки в жестокости людей по отношению к ней.
  2. Тема сострадания раскрывается в линии взаимоотношений Кусаки и Лёли. Девочка абсолютно бескорыстно, более того – преодолевая свой страх, стремится сделать жизнь собаки лучше с помощью своей любви и заботы. Это сострадание, понимание чувств обездоленной собаки, доброта и желание просто помочь выделяются автором как прекрасные качества, которые улучшили положение дел Кусаки. Если бы не сострадание Лёли, собака так бы и не узнала, каково это – быть любимой, нужной и окружённой лаской.
  3. Тема доверия и постепенной привязанности не менее значима. Поведение собаки изменило лишь отношение дачников к Кусаке: они не только простили её за злость при первой встрече, но и кормили её, играли с ней и просто заботились о её благополучии. Кусаке было очень трудно вновь поверить людям, но она преодолела свой страх и поддалась ласке Лёли. Несмотря на огромный шаг в сторону доверия к человеку, Кусака всё ещё боялась и избегала незнакомых людей.
  4. Тема человечности. В невыплаканных слезах Лёли, в её переживаниях и сомнениях заключается внутренний конфликт: взять собаку в квартиру нельзя, но и оставить её не хочется. Девочка искренне сочувствует собаке, в чём проявляется её человечность.

Проблемы

Основная проблема, рассматриваемая Андреевым в рассказе «Кусака», – это проблема несправедливости жизни. Кусака не выбирала бездомную жизнь, не хотела быть опасной, не желала быть одинокой и вечно прячущейся. Однако так сложилась её судьба. Цепь событий, произошедших вне зависимости от неё, привела Кусаку к отчаянию и смирению. Подобная несправедливость наталкивает на мысли о том, что необходимо помогать всем тем, кто в этом нуждается. Нужно обращать внимание на тех, кто не может даже попросить об этом. Автор намеренно подводит Кусаку к такому финалу. Он делает это для того, чтобы читатель увидел не только прямую зависимость поступков и их последствий, но и ощутил, что жизнь может обращаться несправедливо с тем, кто меньше всего этого заслуживает. Именно поэтому человек должен сделать всё, что в его силах, чтобы оттенить несправедливость жизни путём милосердия и доброты по отношению к братьям нашим меньшим.

Проблематика рассказа «Кусака» еще шире: 

  1. Одиночество. Переломным становится момент осознания собакой своего одиночества. Очень трудно вновь стать ненужным и оставленным, когда тебе показали, что может быть иначе, и это «иначе» – лучшее, что с тобой случалось. Автор подчёркивает печальное состояние Кусаки описанием её воя – болезненного, беспрерывного и безнадёжно спокойного. 
  2. Недоверие. Изначально бездомная и ненужная собака не была озлоблена на людей, но всё же остерегалась их из-за их агрессивного поведения. Данное отношение изменил случай с пьяницей, приманившим Кусаку лаской, а затем ударившей её. Собака стала озлобленной и недоверчивой.
  3. Неумение выражать свои чувства. Ещё одной проблемой, волновавшей собаку, было её неумение «ласкаться». Хоть она и старалась угождать дачникам, уподобляясь тому, что видела в поведении других животных, она не могла выразить свои чувства в полной мере.
  4. Равнодушие. Родители девочки показали ей ужасный пример, показав свое безразличие по отношению к животному, за которое они взяли на себя ответственность. Читатель убеждается в нежелании Лёли оставлять Кусаку. Девочка полюбила собаку, и теперь она не видела для себя варианта оставить животное на произвол судьбы. Несмотря на предложение мамы взять породистого щенка, Лёля думает лишь о своей дворняжке Кусаке, которую ей удалось приручить за время пребывания на даче. 
  5. Предательство. Обретя хозяев, Кусака с трудом доверилась им. И в конце, когда полюбившиеся ей дачники всё же уезжают, она разочаровывается в людях снова. Человек вновь и вновь предаёт собаку, а животное отвечает ему на это агрессией и недоверием.

Основная идея

Смысл рассказа «Кусака» заключается в том, что жестокость людей оставляет отпечаток и на судьбах животных. Собаки тоже испытывают чувства, у них есть свои переживания и эмоции, на которые люди зачастую не обращают внимания. Писатель призывает читателя нести ответственность за свои поступки, ценить животных и обращать внимание на то, что они чувствуют. Ведь жестокий по отношению к животным человек жесток и по отношению к людям – как пьяница, ударивший Жучку, а затем избивший жену. 

Но главная мысль рассказа «Кусака» проглядывает именно в поступке семьи Лели. Герои сначала привязали к себе животное, не подумав об ответственности за него, а потом бросили. Руководствуясь благими намерениями, они повели себя не лучше злобного пьяницы: приманили и ударили. Но один удар — ничто по сравнению с одиночеством, которое испытала Кусака после отъезда хозяев. Получается, что люди обманывают себя и других, делая добро лишь наполовину и когда им это выгодно. Когда же благородство требует жертв, даже минимальной уступки в комфорте, герои отворачиваются от того, кого называли другом. Мнимая доброта еще хуже откровенного зла, потому что она еще и обманывает нас.

Чему учит?

Произведение «Кусака» учит читателя быть ответственным и внимательным по отношению к животным. Кроме того, важно понимать, что любая помощь может оказаться спасительной. Писатель призывает читателя не столько «исправлять» то, что привело к плачевным последствиям, сколько предотвращать ситуации, способные стать роковыми в судьбе кого-либо. Быть добрым, милосердным и сострадающим – это основа человечности.

Рассказ «Кусака» заставляет задуматься о том, как важно «быть в ответе за тех, кого приручили». Не стоит создавать привязанность от скуки или ради развлечения, чтобы потом просто ее разорвать. Обман больно ранит всех живых существ. Разочарование от предательства время не лечит. Герои рассказа сыграли в добрых людей, но потом уехали, и их благой поступок обернулся ужасными последствиями.

Художественные особенности

В произведении Андреева примечательно активное использование средств художественной выразительности: эпитетов («заснувшая дача», «чуткая весенняя ночь»), сравнений («как капельки разбежавшейся ртути», «как крылья ласточки»), метафор («огнём ласк», «звенящей, острой… нотой ворвался этот вой»). 

Также выделяются подробные описания природы, особенно – при смене времён года. Подобная красочность повествования позволяет читателю погрузиться в атмосферу рассказа, что помогает прочувствовать настроения героев. 

Автор: Татьяна Булычева

Источник