Андреев кусака какие слова говорят об отношении автора к собаке запишите
Да, меньшие братья нам преданно
служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард АсадовВ книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий
ЦЕЛИ:
- Формировать в ходе урока навыков анализа
художественного текста, понятия об авторской
позиции и способах её выражения. - Развивать умение выделять главное,
существенное, логически излагать свои мысли. - Cодействовать нравственному воспитанию
учащихся.
ХОД УРОКА
<Приложение. Слайд 1>
Объявление темы урока, её расшифровка,
постановка цели.
Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего
в художественном произведении может быть
выражена авторская позиция?
(Авторская позиция – авторское понимание
жизни и её оценка, в частности оценка
изображаемых характеров. Существуют разные
способы выражения АП: прямое высказывание
автора, через портрет. Особенности поведения
персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В
художественном произведении важно каждое слово.)
Учитывая всё сказанное, попробуйте
сформулировать цель сегодняшнего урока.
(Анализируя рассказ Леонида Андреева,
выяснить, какова авторская позиция в этом
произведении),
К уроку я подобрала 2 эпиграфа
Обратимся к первому из них. Это миниатюра
Эдуарда Асадова.
Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф?
Объясните свою точку зрения.
Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем
проблемам, которые поднимаются в рассказе
“Кусака”. Созвучна. Но раскрывает ли их в полной
мере? Мне поначалу казалось, что авторская
позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто
лежит на поверхности. Но я прочитала ваши работы,
где вы делитесь первыми впечатлениями от
рассказа, и вы своими высказываниями заронили в
мою душу сомнение – действительно ли всё так
просто? Теперь я хочу заразить этим сомнением
вас.
В большинстве ваших работ звучат слова грусть и
жалость. Большинство возмущены поступком
пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и
приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и
оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без
возмущения, без осуждения.
Хотя есть несколько работ, не похожих на другие.
На три из них я хотела бы обратить ваше внимание.
Абубакиров Айвар краток и категоричен: “Мне
не понравилось, как хозяева оставили Кусачку”.
Сафаров Ренат: “Самое большое впечатление на
меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил
переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.
Обратите внимание, что ни в той, ни в другой
работе нет слова жалость, и наибольшее
впечатление на ребят произвели вовсе не моменты
физической жестокости по отношению к Кусаке.
А в третьей работе – работе Абубакировой Гули
– вместо жалости появляется непонятное чувство
вины: “Мне очень понравился рассказ
“Кусака”. У меня он вызвал ощущения, которые
нельзя описать. Как будто я в чём-то виновата в
связи с жизнью этой собаки”.
Может быть, Айвар, Ренат и Гуля не смогли
разобраться в рассказе, увидеть в нём самое
главное – тогда мы обязательно должны им помочь.
Но ведь может быть и наоборот: ребята сумели
заметить в истории Кусаки что-то, чего не
заметили, не почувствовали другие. Может быть не
только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в
Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А
его авторская задача не ограничивается желанием
вызвать жалость и сочувствие по отношению к
обиженному животному?
Я надеюсь, что зерно сомнения всё же поселилось
в ваших душах. А потому давайте ещё раз вспомним
события рассказа, поразмышляем над ними, обращая
внимание даже на то, что на первый взгляд кажется
несущественным – ведь, повторюсь, в
художественном произведении не бывает ничего
случайного.
На прошлом уроке мы выделили в рассказе 3 части –
в соответствии с периодами в жизни Кусаки.
Напомните, что это за части.
1. До встречи с Лелей (1 глава).
2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками
(2, 3, 4 главы).3. После отъезда Лели (5 глава).
(Чтение 1 абзаца.)
Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам
кажется, зачем это автору?
(Читатель с первых слов ощущает ситуацию
безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт
собака.)
Почему действие рассказа начинается именно
зимой?
(Это время года, когда бездомным животным
приходится особенно трудно; к тому же эта зима
была долгой и морозной.)
Как относились к Кусаке ребята, взрослые,
дворовые собаки?
(Ребята бросали в неё камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно,
пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли
её от тёплых изб.)
Чем можно объяснить такое отношение?
(Со стороны людей – желание повеселиться,
развлечься.)
Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали,
продолжала показываться на улице?
(На улицу её гнали голод и инстинктивная
потребность в общении.)
Что значит – инстинктивная? Что хотел
сказать автор, используя такой эпитет?
(Инстинкт – врождённая способность совершать
целесообразные действия по непосредственному,
безотчётному побуждению. То есть общение так же
необходимо живому существу, как еда, вода, воздух;
одиночество – это противоестественное
состояние.)
Обратите внимание на глаголы, которые
использует автор в первом абзаце, рассказывая о
жизни Кусаки. <Приложение.
Слайд 2>
(Не принадлежала, не было, находилась,
кормилась, отгоняли, показывалась, бросали,
улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась,
зализывала, копила.)
Что общего между этими глаголами с точки зрения
русского языка?
(Все эти глаголы несовершенного вида, что
может указывать на незавершённость или
повторяемость действия; в данном случае, конечно,
на повторяемость.)
Последний глагол в ряду – копила. Объясните
лексическое значение этого слова. Что можно
копить? А что копила Кусака?
(Копить – собирать впрок, запасать,
приобретать, сберегая. Кусака копила страх и
злобу)
Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни
страха, ни злобы. Люди тем, что свистали,
улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться,
прятаться, зализывать – в результате зародились
злоба и страх. А поскольку действия повторялись
неоднократно, злоба и страх увеличивались,
нарастали – копились.
И ещё на одно слово в этом абзаце обратите
внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном
случае страдательное как нельзя больше
соответствует своему названию. Своим отношением
дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых
изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка,
в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и
одиночество. Получается гонка по замкнутому
кругу.
Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком.
Почему он пнул собаку?
<Приложение. Слайд 3>
И снова замкнутый круг: одни обижают от
хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие
от плохого настроения, чтобы выместить обиду и
злобу.
Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку,
ударившему собаку? Как оно выражено?
(Выражено использованием слов с ярко
выраженной экспрессивной – негативной
окраской.)
Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?
(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые
хотели её приласкать).
Обратимся ко второй части. Наступает весна,
которая приносит в жизнь Кусаки большие
перемены. С чем связаны эти перемены?
(С приездом дачников. Леля сумела расположить
к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).
Кусака меняется как внутренне, так и внешне.
Найдите описание внешности Кусаки.
Интересно, что в первой главе о внешности
собаки сказано только 2 слова: грязная и
некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное
описание: что было и что есть. Попробуем
разделить. <Приложение.
Слайд 4>
БЫЛО | ЕСТЬ |
Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью. Можно предположить, что во | Шерсть почернела и стала лосниться как атлас. …важно осматривала улицу вверх и вниз |
Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали | Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем |
Обратите внимание на заключение, сделанное
автором в конце описания Кусаки.
А почему? Почему в некрасивую грязную собаку
бросали палки и камни, весело улюлюкали,
пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей
лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу,
никому не приходило в голову бросить камнем?
Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?
Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака
почему-то вызывала у людей не желание покормить и
пожалеть её, а сделать ещё более несчастной,
увидеть страх в её глазах.
А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд
приобрёл важность, людям дразнить её стало
просто неинтересно.
Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не
только внешние, но и внутренние перемены. Какие? <Приложение. Слайд 5>
Внутренние перемены давались Кусаке нелегко:
“И когда все наперерыв стали ласкать её, она
долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении
ласкающей руки, и ей больно было от непривычной
ласки, словно от удара”.
Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что
внутренние перемены давались Кусаке нелегко.
Кусака изменилась, благодаря приехавшим
“очень добрым дачникам”, как говорит о них
автор. А вас ничего не настораживает в поведении
этих “добрых людей”?
Перечитать эпизод со слов: “И все
собирались…” <Приложение.
Слайд 6>
Что за странная мольба в глазах у Кусаки?
Почему никто из “очень добрых дачников” не
замечает этой мольбы?
( Озабочены дачники только собой, собственным
весельем.)
Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные
во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни
Кусаки осталось как прежде?
(В основе отношения к ней людей лежит только
желание повеселиться; одна лишь разница:
веселятся по-разному.)
<Приложение. Слайд 7>
Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела
Кусаку в счастливый круг отдыхающих и
веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть,
хотя бы она искренно любит Кусаку?
(Леля приручила собаку, потому что было хорошее
настроение, хотелось веселья. Девочка говорит,
что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать,
ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать,
но после обещания мамы взять породистого щенка
плакать ей уже не хочется. Леле становится
скучно, и она забывает даже попрощаться с
Кусакой.)
Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы
попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она
Кусаку?
Давайте попробуем составить таблицу + и – в
жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего
не было.) <Приложение. Слайд
8>
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ | + | – |
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ | ЗЛОБА, СТРАХ | ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА |
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ | ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ | ЗЛОБА |
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ | БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ | ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ |
Во второй части + и – поменялись местами.
Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она
принадлежала людям и могла им служить”), сытость.
Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую
злобу”. Что значит – отняли? Объясните
лексическое значение этого слова.
(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого
или чего-нибудь.)
Что можно отнять?
Друга, надежду, деньги – то есть что-то
ценное, нужное.)
А так ли уж ценна и нужна злоба?
(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень
важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что
если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах
будет впиться в тело обидчика своими острыми
зубами.)
Положение, состояние Кусаки стало лучше или
хуже после периода дружбы с Лелей и другими
дачниками? Почему?
Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и
готова бороться за своё существование, а
безнадёжное спокойствие – это равнодушие,
отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй,
хуже смерти.
Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы
увидели, что её состояние после общения с Лелей и
“очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до
встречи с ними.
<Приложение. Слайд 9>
Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам
кажется, к какой части каждая из этих
иллюстраций?
Обычно, когда художник берётся иллюстрировать
книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом
решении. (Сравнить 2 книжки) Перед нами же
иллюстрации, нарисованные одним человеком, но
они разные. Как вы думаете, почему? Послушаем
автора, или точнее – соавтора, поскольку Женя
работала над иллюстрациями вместе с мамой.
Женя проанализировала цветовую гамму рассказа.
Судя по цвету, преобладающему в той или иной
части, положение, состояние Кусаки стало лучше
или хуже после периода дружбы с Лелей и другими
дачниками?
Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или
пьяницы-мужика?
<Приложение. Слайд 1>
Так только ли пьяного мужика и людей,
улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями,
осуждает Леонид Андреев в своём рассказе?
Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к
Кусаке?
Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть
бездомных животных, приходилось ли сталкиваться
с ситуациями, когда люди обижали животных?
История с Кусакой – не исключительная.
Подобное происходит каждый день, и мы так
привыкли, что порой просто равнодушно проходим
мимо.
Может быть, этим и вызвано то непонятное
чувство вины, которое испытывала Гуля при чтении
рассказа?
Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю
Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы
видим каждый день, но как-то не задумываемся об
этом?
Пожалуй, пришло время обратиться ко второму
эпиграфу к сегодняшнему уроку.
Это афоризм Эмиля Кроткого, который заставляет
задуматься, почему бездомные животные, каждый
день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают
жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над
историей о Кусаке хочется плакать.
И ещё один вопрос: Только ли об отношении к
животным этот рассказ?
Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку,
идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка
людей у трактира дразнит деревенского дурачка
Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти
эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории
Кусаки?
Люди жестоки не только к животным, но и друг к
другу.
Вот теперь, когда мы заново открыли для себя
рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся
сформулировать его авторскую позицию.
Авторская позиция: своим рассказом Леонид
Андреев призывает нас обратить внимание на то,
что люди жестоки, и не только по отношению к
животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала
настолько привычной, что порой её не замечают не
только окружающие, но и те, кто эту жестокость
совершает.
В рассказе “Кусака” Леонид Андреев
показывает, какими люди быть не должны.
Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением
последней главы рассказа о Кусаке.
(Чтение главы) <Приложение.
Слайды 10 – 11>
В этой главе воплощена вся душевная боль
Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце
частицу этой боли – сопереживание полезно для
наших сердец.
Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид
Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5
предложений.)
Источник
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок диалогового общения
Цель: раскрывая идейное содержание
рассказа, способствовать формированию умения
видеть художественное своеобразие, глубину,
гуманистический пафос произведения.
Задачи:
- Образовательные – использовать
содержание рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» для
расширения смыслового поля важнейших
нравственных понятий «добро», «милосердие»,
«гуманность», «счастье»; учить сопоставлять
восприятие мира писателя, художника и
композитора со своим о прочитанном и увиденном. - Развивающие – развивать образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
навыки анализа произведения малой прозаической
формы, развитие умений анализировать,
сопоставлять, сравнивать, выделять главное,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, формулировать выводы;
развитие коммуникативных навыков и умений по
применению знания в новой ситуации. - Воспитательные – способствовать
воспитанию доброты, сострадания и милосердия,
прогнозированию последствий своих поступков,
развитию готовности к социальному
взаимодействию.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод творческого чтения;
- эвристический метод;
- проблемно-поисковый.
Оборудование и материалы:
- Компьютер с лицензированным программным
обеспечением: - ОС MS Windows XP
- MS Office
- Проектор
- Презентация
- «Уголок писателя»: портрет Л.Н. Андреева (И.Е.
Репин «Портрет Леонида Андреева», 1904 год,
фотогалерея дома-музея в г. Орле, книги - Текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»
Ключевые понятия: добро, милосердие,
счастье, сострадание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Выявление
восприятия, мотивация
Здравствуйте! «…Он был таков, каким хотел и
умел быть, – человеком редкой оригинальности,
редкого таланта и достаточно мужественным в
своих поисках истины», так говорил М. Горький о
своём лучшем друге, замечательном русском
писателе Леониде Николаевиче Андрееве. Мы
сегодня на уроке впервые будем говорить о его
творчестве. Поэтому давайте отступим от
привычных биографических сведений и поговорим о
Леониде Николаевиче как о человеке. (Презентация.
Слайд 2)
2. Выступление обучающихся. Статья К.И.
Чуковского
3. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».
Беседа с обучающимися
Мир, в котором мы живём, огромен, прекрасен и
яростен. В нём рядом уживаются добро и зло,
верность и предательство, любовь, сострадание,
милосердие и ненависть, равнодушие,
безразличие…Как не потеряться в этом мире, найти
себя, стать настоящим человеком? Думаю, что
сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на
важные нравственные вопросы. Сделать это не
просто, но очень важно. (Слайд 2)
Итак…
«Она никому не принадлежала; у неё не было
собственного имени, и никто не мог бы сказать, где
находилась она во всю свою долгую морозную зиму и
чем кормилась», – так начинается рассказ
«Кусака». (Слайд 3)
Сам автор писал: «В рассказе «Кусака» героем
является собака, ибо всё живое имеет душу, всё
живое страдает одними и теми же страданиями и в
великом безличии и равенстве сливается воедино
перед грозными силами жизни». (Слайд 4)
Вопросы, способствующие раскрытию
читательского восприятия
- Вы все прочитали рассказ. Поделитесь своими
впечатлениями о нём. О чём заставил задуматься? - Рассказ начинается тройным отрицанием: «не
принадлежала», не было», «никто не мог». Как вы
думаете, зачем это автору? (С первых слов
читатель погружается в атмосферу безысходности
и тяжёлых условий, в которых живёт собака) - Почему действие начинается именно зимой? (Это
трудное время года для бездомных животных, они
страдают от холода и голода; к тому же зима была
долгой и морозной) - Как относились к дворняге другие собаки, ребята,
взрослые? («…От тёплых изб её отгоняли
дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но
гордые и сильные своею принадлежностью к
дому…ребята бросали в неё камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно,
пронзительно свистали».) (Слайд 5) - Почему же собака, несмотря на то, что её обижали,
продолжала показываться на улице? (Её на улицу
гонит голод и инстинктивная потребность в
общении) - Инстинкт – это врождённая способность
совершать целесообразные действия по
непосредственному, безотчётному побуждению. То
есть, общение так же необходимо живому существу,
как еда, вода, воздух; одиночество –
противоестественное состояние. - Обратите внимание на глаголы, которые
использует автор в первом абзаце: «не
принадлежала, не было, находилась, отгоняли,
показывалась, улюлюкали, мчалась, зализывала,
копила». Определите вид этих глаголов. На что они
указывают? (Глаголы несовершенного вида.
Указывают на незавершённость или повторяемость
действия. С собакой эти события происходят
постоянно) - Последний глагол в этом ряду «копила».
Объясните лексическое значение этого слова. Что
копила собака? (Копить – собирать впрок,
запасать, приобретать, сберегая. Собака «копила
страх и злобу) - Получается, что изначально в душе собаки этих
чувств не было, не было ни страха, ни злобы. Кто
породил в ней эти чувства? (В первую очередь
люди. Это они свистали, улюлюкали, бросали,
заставляли её мчаться, прятаться, зализывать
раны. В результате зародились злоба и страх, а
поскольку эти действия повторялись
неоднократно, эти чувства увеличивались,
нарастали – копились) - И ещё на одно слово обратим внимание в этом
абзаце «гонимая». Своим поведением и отношением
люди заставляли собаку бежать на край посёлка, в
большой сад. А из сада что её гнало назад в
посёлок? (Голод и одиночество) - Попробуйте представить это движение в виде
схемы: посёлок – сад – посёлок. Что у вас
получилось? (Круг. Замкнутый круг, из которого
невозможно вырваться несчастной собаке) - Во втором абзаце первой главы есть предложение,
которое неожиданно сообщает нам, что не все так
плохо относились к собаке. Какое это предложение?
(«Только один раз её пожалели и приласкали»)
(Слайд 6) - Что вас вэтом предложении заставляет
насторожиться? (Выражение «только один раз») - Выразительное чтение сцены с мужиком-пропойцей.
(«Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из
кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то
говорил себе под нос о добрых людях и надеждах на
добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и
некрасивую, на которую упал его пьяный и
бесцельный взгляд.
– Жучка! – позвал он её именем, общим всем
собакам. – Жучка! Поди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом,
но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по
коленке и убедительно повторил:
– Да пойди, дурра! Ей-богу, не трону!» - А теперь пропустим небольшой отрывок и
прочитаем дальше: («…когда Жучка легла перед
ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком
тяжёлого сапога: – У-у, мразь! Тоже лезет!») - Что так изменило мужика? Вернитесь к
пропущенному отрывку и найдите слово, которое
нам всё объяснит? («Настроение (!!!) пьяного
мужика изменилось. Он вспомнил все обиды,
нанесенные добрыми людьми, почувствовал скуку и
тупую злобу…» И выместил всё это на доверившемся
ему беззащитном существе) - К чему привёл этот поступок мужика? («С тех пор
собака не доверяла людям, которые хотели её
приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со
злобою набрасывалась на них и пыталась укусить,
пока камнями и палками не удавалось отогнать её») - Но наступила весна, и в жизни собаки начали
происходить перемены. Какие? (Приехали дачники) - Как встретила собака приехавших? Сцена с
девушкой. (Встретила враждебно, агрессивно.
«…яростно вцепилась в раздувавшийся подол
платья, рванула и так же беззвучно скрылась в
густых кустах крыжовника и смородины») (Слайд 7) - Как на это отреагировала девушка? («… – Ай,
злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго
ещё слышался её взволнованный голос: – Мама,
дети! Не ходите в сад: там собака!
Огромная!..Злю-у-щая!..») - Какими людьми были приехавшие дачники? Найдите
авторскую оценку? («Приехавшие дачники были
очень добрыми людьми, а то, что они были далеко
от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг
себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало
их ещё добрее. Теплом входило в них солнце и
выходило смехом и расположением ко всему
живущему») - А сейчас аккуратно подчеркните те выражения,
которые я назову. Вот теперь внимательно
смотрите на эти выражения, пока я прочту вам
следующее. («Сперва они хотели прогнать
напугавшую их собаку и даже застрелить её из
револьвера, если не уберётся…») - Эти желания имеют что-нибудь общего с тем, какие
слова вы подчеркнули? Где мы уже только читали о
действиях добрых людей? (Нет, ничего
общего такие желания не имеют с добром.
Мужик-пропойца вспоминает обиды, нанесённые
добрыми людьми. Значит, автор здесь иронизирует?
Да, но ирония получается горькая, страшная) - Постепенно к собаке привыкли. Дали ей имя
«Кусака». И собака постепенно привыкала к этим
людям, но пока ещё боялась их. («С каждым днём
Кусака на один шаг уменьшала пространство,
отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам
и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже
стояла в кустах и ласково помаргивала…») (Слайд 8) - Обратимся к сцене, когда Лёля приручает к себе
Кусаку, и та ей поверит.
(«– Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У
тебя такой хорошенький носик и такие
выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?…
…И Кусачка второй раз в своей жизни
перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная
наверное ударят её или приласкают. Но её
приласкали…
…– Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! –
закричала Лёля.
Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые,
быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся
ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного
ожидания: она знала, что если теперь кто-нибудь
ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело
обидчика своими острыми зубами: у неё отняли
непримиримую злобу») - Прослушайте музыкальный отрывок из
произведения Петра Ильича Чайковского «Времена
года. Апрель. Подснежник» (Приложение
1). Подумайте, к какой главе я подобрала
его и почему? (3 глава. Автор пишет: «Всею
собачьей душою расцвела Кусака…» Пьеса
«Подснежник» создана в вальсообразном ритме, вся
проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней
проникновенно передано то волнение, радостное,
скрытое в глубинах души, чувство надежды на
будущее и затаённого ожидания). (Слайд 9) - Как Кусака изменилась внешне? А внутренне такие
же положительные изменения? («…длинная шерсть,
прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе
вечно покрытая засохшей грязью, очистилась,
потемнела и стала лосниться, как атлас». Нет,
внутренне Кусака ещё боится. «Страх не совсем ещё
выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз
при виде людей, при их приближении, она терялась и
ждала побоев») - Чего не умеет Кусака в отличие от других собак? («Она
не умела ласкаться. Другие собаки умеют
становиться на задние лапки, тереться у ног и
даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но
она не умела. Единственное, что могла Кусака, это
упасть на спину, закрыть глаза и слегка
завизжать») - Постепенно Кусака привыкла к людям, но «жёлтыми
огнями загорелась осень…, и быстро стали пустеть
дачи…». Нам предстоит услышать разговор мамы и
дочери. (Слайд 10)
(Чтение по ролям.
– Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье
спрашивала Лёля.
Она сидела, охватив колени руками, и печально
глядела в окно, по которому скатывались
блестящие капли начавшегося дождя.
– Что у тебя за поза, Лёля? Ну кто так сидит? –
сказала мать и добавила: А Кусаку придётся
оставить. Бог с ней!
– Жа-а-лко, – протянула Лёля.
– Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнате её
держать нельзя, ты сама понимаешь.
– Жа-а-лко, – повторила Лёля, готовая заплакать.
Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные
брови и ласково сморщился хорошенький носик,
когда мать сказала:
– Догаевы давно уже предлагали мне щеночка.
Говорят очень породистый и уже служит. Ты слышишь
меня? А это что – дворняжка!
– Жа-а-лко, – повторила Лёля, но не заплакала».) - Что вас настораживает в объяснении мамы, почему
они не могут взять Кусаку с собой? (Мама
ссылается ни материальные затруднения, ни на
отсутствие жилищных условий, ни на здоровье
близких, лишь на то, что собака – обыкновенная
дворняжка). - Ваши родители приняли активное участие в
обсуждении проблем этого произведения. Сейчас от
их имени я позволю себе прочитать отдельные
выдержки их размышлений. - А оцените поведение Лёли. Почему она не стала
плакать? Почему не стала настаивать на своём? О
чём это говорит? (Она не стала плакать после
того, как услышала о породистом щеночке. Значит,
не была привязана сильно к Кусаке, значит,
чувство по отношению к собаке не было таким
глубоким, настоящим, значит, это было летнее
развлечение. Для Лёли Кусака так и осталась
очередной игрушкой, которую может заменить любой
другой щенок. Её слова о любви к живому существу
остались только словами. Получается, слова не
соответствуют чувствам? Неискренне любим,
неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и
заботливыми. И бываем добрыми и заботливыми
только тогда, когда не надо прилагать никаких
усилий. А если когда понадобилось приложить для
доброго дела усилия, не стала, никаких убеждений
и доводов, кроме протяжного «жа-а-лко», не
сказала, да и то, не настаивая. А ещё только на
вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой…). - Случилось то, чего так боялась Кусака. Та
странная мольба, которая оставалась в глазах
собаки, она сейчас вновь появилась. Её снова
поманили люди, её снова попытались приласкать, и
теперь Кусака поверила в этих людей. Но как вы
думаете, какой удар больнее: удар мужика в начале
рассказа или этих людей, которым она поверила и
действительно стала доверять? Почему? (Удар
Лёли, её родственников гораздо больнее, потому
что это удар не физический, это удар по душе
собаки. Окончательный удар по всему её собачьему
счастью. «…Чтобы понять, есть ли у животных душа,
надо самому иметь душу». Альберт Швейцер.) - Давайте ненадолго оставим нашу собаку и
обратимся к сцене у трактира с деревенским
дурачком Илюшей. Зачем писателю стал так
необходим этот эпизод? (Слайд 11) («Впереди,
недалеко была застава и возле неё трактир с
железной красной крышей, а у трактира кучка людей
дразнила деревенского дурачка Илюшу.
– Дайте копеечку, – гнусавил протяжно дурачок, и
злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:
– А дрова колоть хочешь?
И Илюша цинично и грязно ругался, а они без
веселья хохотали…
Люди жестоки и равнодушны не только к собаке, но и
к человеку). - А что же Кусака? («Кусака долго металась по
следам уехавших людей, добежала до станции и –
промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она
проделала ещё одну штуку, которой никто, однако,
не видал: первый раз взошла на террасу и,
приподнявшись на задние лапы, заглянула в
стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в
комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке»). - Посмотрите ещё раз на 5 главу и подумайте, какое
предложение здесь главное? («Собака выла».
Почему выла? Раньше у неё болело тело, а теперь
болела израненная душа. После дружбы с людьми
Кусака стала ещё несчастнее. История Кусаки –
это рассказ о равнодушии взрослых, которое
порождает равнодушие и бессердечие детей.
Отношение к животным у Леонида Андреева является
одним из критериев нравственности. «…Всё живое
имеет душу, всё живое страдает одними и теми же
страданиями…»
Обращение к ученикам
«Собака – единственное существо на этой
планете, которое любит тебя больше, чем себя».
(Джон Шоу Биллингс, офицер медицинской службы,
библиотекарь). Весь мир держится на любви. Нужно
любить всё живое не за то, что оно приносит
пользу, а за то, что оно есть рядом с нами.
Придерживайтесь этого принципа сами и учите
этому других. Изгоняйте из своей жизни
равнодушие и жестокость, и тогда вы станете
богаче духовно.
(Слайд 12)
Звучит ария Марио Каварадосси из оперы
Джакомо Пуччини «Тоска» (Приложение
2)
«Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила,
собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой,
как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал
тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым
полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно
спокойно. И тому, кто слышал это вой, казалось, что
это стонет и рвётся к свету сама
беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к
яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла»)
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворение о собаке.
- Найти и рассказать о существующих памятниках,
установленных собакам.
Итог урока. Оценивание работы обучающихся
Литература
- Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. – М.:
«Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2000. С.115-122. - Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Ч. 2. – М.:
Просвещение, 2007. С. 89-91
Иллюстрации
- https://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass?section_id=263
- https://illustrators.ru
- https://www.wikipaintings.org/ru/david-burliuk/rural-landscape
Музыка
- https://poisk.com
- Чайковский П.И. Цикл «Времена года». Пьеса
«прель Подснежник». - Ария Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини
«Тоска».
Источник