Беседа о породах собак

Валентина Тюнькова
Беседа «Породы собак»

Беседа

«Наши младшие братья»

Программное содержание:

Познакомить с породами собак, с историей приручения собаки человеком, дать детям представление о том, как собаки помогают человеку в жизни. Прививать любовь к домашним животным

Материал: Иллюстрации с породами и памятниками собак,

Словарная работа: Названия пород собак,

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций пород и памятников собак, чтение сказок, где есть герои-собаки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадку, а вы слушайте внимательно;

«Скажите, почему мой друг

Спит без подушки, ест без рук,

Зимой без валенок гуляет

А если рад – хвостом виляет»

Воспитатель: Правильно, ребята это собака. И к нам в гости пришла собака Лайма. У нее есть щенок, зовут его Дружок. Он очень одинок, нет у него друзей. Лайма очень переживает, ведь без друзей жить плохо и одиноко. И я пообещала, что мы им в этом поможем, сделаем ему друзей щенят методом оригами. Но кроме этого мы много знаем о собаках и хотим вам о них рассказать. Например, о том, что собаки не только помощники человека, но еще и четвероногие друзья человека.

«Расскажу про собаку, про то, как верна

Людям собака во все времена.

Про то, как была человеком приучена,

О том, сколько дел собакам поручено»

Воспитатель: Скажите, а кто был предком собаки? (Волк.)

Воспитатель: В древние времена люди стали приучать волков. Подумайте, для чего человек стал приучать волков?

(Охранять жилище, помогать людям на охоте.)

Воспитатель: Собаки почувствовали доброту и заботу людей, поверили и стали друзьями «Собака – друг человека» Почему так говорят?

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о собаке и дружбе?

-В доме без хозяина собака хозяин.

собака ласковое слово знает.

собака старое добро помнит.

-Как не вертись собака, а хвост позади.

-Не дразни собаку, и лаять не станет.

-Собака помнит, кто ее кормит.

-Коков хозяин, таков и пес.

-Друзья познаются в беде.

– Крепкую дружбу и тором не разрубишь.

-Старый друг лучше новых двух.

-Сам погибай, а товарища выручай.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот видите, Лайма и Дружок, как много пословиц мы знаем о ваших сородичах.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение о том, как собака помогает человеку в жизни.

Ребёнок:

«У нас уважают собаку недаром

Собака на фронте, была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки»

Воспитатель: Да, на войне собаки были верными друзьями. Им на спину привязывали сумки с красными крестами и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля. Таким собакам поставлены памятники в Нью-Йорке и в Юйптуане. Ребята кто знает, покажите этот памятник?

Воспитатель: Слушаем следующее стихотворение.

Ребёнок:

«В горах беда случилась с вами-

Спасение не за горами

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям верный пёс»

Воспитатель: Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин, участвуют в спасении утопающих. Они очень выносливые, обладают отличным чутьём. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть его и освободить. А в случае неудачи, вызывают на помощь человека. Такой памятник был установлен в Париже, собаке-сенбернару Барри, которая жила при монастыре имени Святого Бернара и за 10 лет спасла 40 человек. Кто может показать этот памятник?

Воспитатель: А теперь следующее стихотворение.

Ребёнок:

«Собаки способны не только на трюки

А верно служили и служат науке»

Воспитатель: Многие учёные делали и делают свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучаются и проверяются действия многих лекарств. Такой собаке, по инициативе великого академика Павлова поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Покажите, пожалуйста, этот памятник.

Воспитатель: Слушаем следующее стихотворение.

Ребёнок:

«Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка! Правильно!

Наша советская лайка»

Воспитатель: И даже в космос полетели первыми собаки. Памятник этим собакам установлен в Москве, называется он «Памятник Лайке». Покажите, пожалуйста, этот памятник.

Воспитатель: Слушаем следующее стихотворение.

Ребёнок:

«В разное время у разных народов

Собаки ценились различной породы

Гнаться так резво умели не многие,

Как русские гончие-псы быстроногие»

Воспитатель: Обладая тонким чутьём, выносливостью, спокойным характером собаки являются хорошими помощниками охотников. Такой собаке поставил памятник Н. А. Некрасов. У него была собака Кадо. Стоит этот памятник в городе Чудова. Покажите, пожалуйста, этот памятник.

Воспитатель: У входа в театр кукол, в городе Воронеже установлен памятник собаке «Белому Биму, чёрное ухо». А в городе Адате собаке Хатико, в Шотландии собаке Бобби, а в Тольятти «Памятник преданности». Потому что все эти собаки ждали своих хозяев после их смерти много лет. Это самые преданные и верные собаки-друзья, которые не могли забыть своих хозяев. Покажите, памятники-преданности своим хозяевам.

Воспитатель: Собака понимает человека, а по каким признакам мы должны понять собаку, что она хочет нам сказать.

Ответы детей:

-Если собака виляет хвостом, значит, она приветствует нас, здоровается.

-Уши стоят значит, насторожилась, что-то почувствовала.

-Скалит зубы – злится.

-Гавкает – предупреждает об опасности.

-Если все нюхает, значит, голодная, пора кормить.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как много на стенде иллюстраций собак разных пород. Вообще в мире существует более 400 пород собак. И сейчас мы посмотрим, как много вы знаете пород. Нужно загадать загадку и показать эту породу. Кто первый?

Воспитатель: Правильно, мы про собак знаем загадки, породы, а в каких сказках есть герои-собаки?

Ответы детей:

«Золотой ключик или приключения Буратино»

«Айболит»

«Медведь и собака»

«Барин и собака»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т. д.

Читайте также:  Фото и название собак миниатюрных пород

Воспитатель: Лайма и Дружок, видите, как много мы знаем о ваших сородичах. Поэты пишут стихи, скульпторы посвящают памятники, писатели описывают героические подвиги, композиторы сочиняют музыку, художники рисуют картины.

Но чтобы взять щенка домой нужно:

-О нём заботится, а не только играть.

-Нужно найти определённое место в квартире, где щенок будет спать.

-Со щенком нужно гулять 2 раза в день.

-Ходить в ветеринарную лечебницу на осмотр его здоровья, делать прививки.

-Соблюдать режим, вовремя кормить, гулять, заниматься.

-Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды.

Поэтому перед тем как брать щенка домой, нужно хорошо всё продумать, сможете ли вы выполнять свои обязанности постоянно и много лет. Запомните, что вы в ответе за тех, кого приручили.

.

Источник

Наши верные друзья?

Беседа о породах собак и их значении для человека.

Автор: Кузнецова  Наталья  Георгиевна, воспитатель ГСКУ  АО «Социальный приют  для детей» Любава» с. Енотаевка .

Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вам конспект беседы по ознакомлению с окружающим миром( домашние животные).

Цели:

– обобщить знания  воспитанников  о породах собак и их значении в жизни человека;

– совершенствовать умения  детей распознавать породы собак;

– воспитывать чуткое отношение к «братьям нашим меньшим»;

– познакомить с книгами о собаках.

Участники:  воспитанники приюта 8-13 лет

Оформление:  Презентация « Верные друзья»,   цитата: «Собаки – существа естественные, они не лицемерят и не становятся в позу. Если бы мы научились этому у них, то мы были бы гораздо счастливее в этой жизни». В. Берилл Вест

Оборудование: музыкальный центр, записи  песен о собаках: «Песня о собаке» из фильма «Приключения Электроника»,  «Пропала собака», «Люси», «Мой щенок». экран для просмотра презентации,

Ход мероприятия:

(Звучит песня «Песня о собаке» из фильма «Приключения Электроника»)

Здравствуйте, ребята! Как вы наверно уже догадались, сегодня мы будем говорить о собаках. «Зачем нам собаки?» – так звучит тема нашей беседы. Слайд 1-2

В давние времена в Ирландии говорили: «Дом без собаки или кошки – дом без любви и радости». И действительно, для чего люди заводят собак? На это есть разные причины: одни стремятся иметь надежного сторожа во дворе, другие – надежного помощника на охоте, некоторые желают воспитать умную собаку и передать ее на службу пограничникам. А пожилые или одинокие люди заводят собаку, чтобы иметь рядом друга.

Собака – первое домашнее существо, появившееся возле человека. Вопрос о происхождении собаки до сих пор остаётся открытым. Никто точно не знает, от какого предка и в какой части земного шара произошла собака. Слайд 3

 Одни учёные считают, что далёкими предками домашних собак были шакалы и волки. Доказательство тому – внешнее сходство. Другие полагают, что домашняя собака произошла от нескольких видов диких, давно вымерших собак. Доказательство подобного предположения – огромное разнообразие домашних собак и большое различие между их породами. Слайд 4

Приручение собаки происходило приблизительно 15 тыс. лет назад, в эпоху первобытного человека – в каменном веке. А сейчас мы имеем множество различных пород собак, иногда так не похожих между собой, что нам трудно поверить в то, что они относятся к одному виду. Вот взять хоть бы для сравнения мексиканскую собачку чи-хуа-хуа, которую можно посадить в стакан и дог или сенбернар величиной с теленка.

Ребята, у кого из вас дома есть собаки? И какой породы? (Дети рассказывают о своих собаках).

Сегодня во всём мире насчитывается более 400 пород собак. Все породы делятся на три основные группы: служебные, охотничьи и декоративные. Слайд 5

Служебные собаки – группа пород, которые помогают человеку в работе. Как правило, они недоверчивы к посторонним, злобны, смелы, преданы хозяину, чутки к его приказам.

Собаки-спасатели помогают спасать людей. Одни из них по запаху ищут людей под завалами, образовавшимися в результате землетрясений. Бульдозеры, отбойные молотки, сирены, удушливый дым, крики спасателей. Всё в движении. Шум, гам. Всё рушится. Но собака вынуждена преодолевать страх. Благодаря хорошему нюху собаки обнаруживают людей под завалами.

Другие собаки спасают людей на воде. Если на пляже рядом со спасателем вы увидели ньюфаундленда, то можно купаться в полной безопасности. Эта собака без колебаний ринется в воду, если человек оказался в трудной ситуации. Длинная и густая шерсть ньюфаундленда и плотный подшёрсток задерживают воздух, что позволяет ему прекрасно плавать и долгое время находиться в холодной воде.

В горах без собаки тоже не обойтись. Если лыжник в горах сбился с трассы, или его завалила лавина, то тотчас же спасатели с собакой отправляются на место событий. Собака – горный спасатель обладает очень хорошо развитым обонянием. Это позволяет ей среди множества самых различных запахов быстро различить слегка уловимый запах человека, засыпанного снегом. В горах обычно используются собаки породы сенбернар.

Собаки-пастухи. Собак используют в качестве пастухов. Они помогают пасти овец и следят, чтобы ни одна овца не отбилась от стада. Особенность пастушьих собак – отсутствие охотничьего инстинкта. Ведь он может отвлекать собаку от охраны стада, соблазнять её идти по звериным следам, нападать на домашних животных. Любимые породы пастухов и животноводов – колли (шотландская овчарка), кавказская овчарка, и другие.

Собаки-поводыри используются для помощи слепым людям. Такие собаки менее всего подвержены эмоциям. Их основные качества – преданность хозяину и полное безразличие ко всему, что не относиться к обязанностям. Ничто – ни кошки, ни люди, ни голод – не должно отвлекать такую собаку во время её работы. Поводырем могут быть разные породы овчарок и другие собаки крупных пород. Существуют специальные школы по подготовке таких собак. Хорошо обученная собака может по запаху легко запомнить около двадцати маршрутов.

Читайте также:  Породы легавые собаки фото

На севере используются ездовые собаки. Обычно это разные породы лаек. Густая шерсть, подшёрсток, ушные раковины покрыты волосами, выносливость – всё это помогает им хорошо себя чувствовать в суровых условиях севера.

Также служебные собаки охраняют государственную границу, военные и хозяйственные объекты, ищут и задерживают преступников, помогают таможенникам обнаружить наркотики и другую контрабанду.

К служебным относятся разные породы овчарок (немецкая, кавказская, среднеазиатская, шотландская (колли)), терьеры, ротвейлеры, московская сторожевая, доберман, боксёр, дог и другие. Слайд 6-7

Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. Одни собаки преследуют добычу (гончие), другие приносят дичь, убитую охотником (спаниели), третьи – помогают выгнать зверя из норы (таксы).

К охотничьим породам относятся борзые (русская, афганская и др.), гончие (русская и др.), легавые (сеттер, курцхаар, пойнтер и др.), спаниели, лайки (восточносибирская, русско-европейская и др.), норные (такса и др.). слайд 8

Декоративные собаки – это группа пород используемых в декоративных целях, т. е «для красоты». К ним относятся породы собак незлобных, разной величины и телосложения. Они не приносят человеку ощутимой помощи в делах, но ценятся очень высоко. Для одинокого человека собака может быть единственным близким другом, а в семьях, где есть дети, эти животные принимают участие в воспитательном процессе.

К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау, бульдогов (французских, английских), пинчеров, чи-хуа-хуа и других.

Слайд9-10

Прежде чем завести собаку нужно хорошо подумать, сможете ли вы её воспитать. С любой собакой можно найти контакт и хорошо выдрессировать ее. Все зависит от того, насколько серьезно человек подходит к воспитанию своего четвероного друга, так что хорошо подумайте, прежде чем взять в дом собаку. А если уж вы решили окончательно, станьте ей настоящим другом. И пусть ваша дружба будет крепкой, счастливой и радостной.

Ребята, вспомните сколько бездомных собак бродит по улицам с грустными глазами, голодных и холодных. Любите своих четвероногих друзей, не выбрасывайте щенков на улицу. Найдите им хозяина. Слайд 11

(Звучит песня «Пропала собака»)

Собаки являются героями многих книг Слайд  21-23, фильмов и мультфильмов. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.

  1. Имя собаки, которую утопил Герасим. (Муму; И. С. Тургенев «Муму»).
  2. У какого котенка собачье имя? (Гав, М/ф «Котенок по имени Гав»).
  3. Как звали собаку не испугавшуюся облаять слона? (Моська; И. А. Крылов «Слон и Моська»).
  4. Как называется собачье общежитие? (Псарня).
  5. Имя пса из книг Эдуарда Успенского. (Шарик; Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот).
  6. Назовите породу Белого Бима с черным ухом. (Сеттер; Г. Троепольский «Белый Бим, чёрное ухо»).
  7. Как звали собаку, принесшую славу Родиону Газманову? (Люси).

(Звучит песня «Люси»)

  1. Имя пуделя, друга Мальвины и Буратино. (Артемон; А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
  2. Порода собаки Каштанки из одноимённого рассказа А. П. Чехова. (Помесь таксы с дворняжкой; А. П. Чехов «Каштанка»).
  3. Назовите имена собак, побывавших в космосе раньше человека. (Белка и Стрелка).
  4. К кому ходил в гости Бобик в рассказе Н. Носова? (к Барбосу; Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»).
  5. Из щенков какой породы хотела иметь шубу Мерзелла (Страшиндия Диавол, Стервелла)? Сколько щенков ей требовалось? (Далматин; Д. Смит «Сто один далматин», А. Сименс «101+1 далматин»).
  6. Как зовут собаку из телепередачи «Спокойной ночи, малыши? (Филя).
  7. Назовите имя собаки – героя рассказов Чарушина. (Томка; Е. Чарушин «Тюпа, Томка и Сорока»)
  8. Имя сенбернара – героя одноимённого американского фильма. (Бетховен)
  9. Как называется мультфильм и книга о трёх псах-мушкетёрах? (Валуцкий «Пёс в сапогах»).
  10. Имя немецкой овчарки из книги Ю. Коваля, служившей на границе. (Алый; Ю. Коваль «Алый», фильм «Пограничный пёс Алый»).

Много книг написано о этих замечательных животных Слайд 20-22

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы много знаете произведений о собаках.

Закончить беседу я хочу стихотворением Сергея Михалкова «О тех, кто лает».

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных — пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных —
Бродячих псов, всегда голодных.

В любой момент готовы к драке
Псы— драчуны и забияки.
Псы — гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это — доги!
Коротконогие бульдоги
И жесткошерстные терьеры.
Одни — черны, другие — серы,
А на иных смотреть обидно —
Так заросли, что глаз не видно!

Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это все — от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка — лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,
И пес Руслан его достоин!

Хозяин пса — кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.

Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.

А верный пес — хороший друг
Зависит от хороших рук!

  Дополнительный материал для детей слайды  12-19.  Чем запомнилась вам наша беседа, что для себя вы узнали нового? (Звучит песня «Мой щенок»)

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа  Королев Московской области

“Детский сад №15 комбинированного вида “Солнышко”

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по методике развития речи и ознакомления с окружающим

в старшей группе

«Ознакомление с различными породами собак»

        Составила: воспитатель

                                                                                        Скотникова Г.С.

Читайте также:  Сведенные собаки разных пород

Королев

Тема: «Ознакомление с различными породами собак»

Образовательные задачи:

– учить детей узнавать ту или иную породу собак;

– обучать детей обследовательским действиям;

– вводить в речь детей названия различных пород собак;

– развивать связную речь.

Воспитательные задачи:

– воспитывать культуру общения;

– воспитывать у детей любовь к животным.

Словарные задачи:

– активизация словаря;

– обогащение словаря (Далматин, Такса, Овчарка).

Оборудование: мягкая игрушка – собака, маленькие мягкие игрушки, картинки с изображением пород собак.

Ход занятия.

Вводная часть:

Ставлю стульчики полукругом по количеству детей, затем приглашаю детей сесть на стулья.

– Ребята, сейчас я вам расскажу одну очень интересную историю про появление в нашем мире собак. Слушайте меня внимательно.

Основная часть:

– Все представители семейства собак происходят от животного, напоминавшего волка. Это древнее волкоподобное существо жило много – много лет назад.

   В те далекие  времена волка называли  «дикой собакой». Человек боялся и опасался таких животных, как волк. Но однажды, человек приручил несколько детенышей волка и дал им название «домашняя собака». Он понял, что собака может стать хорошим другом, надежным охранником дома и скота. Со временем были выращены особые породы собак для специальных целей. Собаки с длинными носами предназначены для  того, вынюхивать дичь. Сильные, выносливые собаки были выращены для сторожевой службы. Таким образом, возникли разные породы собак.

Ой, ребята, посмотрите кто к нам пришел (в группу вношу мягкую игрушку – собака породы Далматин). Кто это?

– Собака.

– Правильно, собака. Этого щеночка зовут Тузик. А вы знаете, какой породы Тузик?

– Нет.

– Порода Тузика называется Далматин. Повторите.

– Далматин.

– Даня, повтори.

– Далматин.

– Дима, повтори.

– Далматин.

– Спасибо, молодцы.

– Окрас шерсти у Далматина белый с черными пятнами. Далматин единственная собака, у которой окрас  шерсти белый с черными пятнами, больше собак с таким окрасом нет. По своему характеру эта собака очень ласковая и приветливая. Чаще всего такую собаку, как Далматин можно увидеть на арене цирка, они очень артистичны и легко поддаются дрессировке (показывю детям картинку).

Ребята, скажите мне, какого цвета окрас шерсти у Далматина?

– Белый с черными пятнами.

– Правильно, молодцы. Сейчас я вам расскажу про другую породу собаки, которая называется Такса (показываю детям картинку, где изображена Такса).

Эта порода собаки называется такса. Давайте вместе повторим, как называется порода этой собаки.

– Такса.

– Хорошо, молодцы. Катя, как называется порода собака, которая изображена на картинке?

– Такса.

– Егор, повтори, как называется порода этой собаки?

– Такса.

– Правильно, спасибо молодцы.

Такса низкорослая собака. Она не большого роста. У Таксы длинное тело, а лапки короткие, мордочка этой собаки вытянута. Человек специально вывел эту породу для охоты. С помощью своего длинного, узкого тела и вытянутой мордочки Такса легко может проникать в норы различных животных, например таких как лисы. Шерсть Таксы окрашена в черно – рыжий цвет.

Ребята, какого цвета шерсть у Таксы?

– Черно – рыжего цвета.

– Правильно, молодцы. Сейчас я расскажу еще про одну породу собаки, которая называется Овчарка. Давайте вместе повторим. Как называется порода этой собаки (показываю на картинку).

– Овчарка.

– Молодцы. Тимофей, повтори, как называется порода этой собаки?

– Овчарка.

– Марина, повтори ты, как называется порода этой собаки.

– Овчарка.

– Спасибо, молодцы.

Овчарка очень большая собака. Она сторожевая собака, ее вывели специально для того чтобы она помогала людям, охраняла их, сторожила дом, помогала ловить преступников. Шерсть Овчарки окрашена в черно-рыжий или черно – серый цвет.

Дима, какого цвета шерсть овчарки?

– Черно – рыжего и черно – серого цвета.

– Правильно, молодец. Ребята все мы прекрасно знаем, что за животными ухаживать, нельзя их обижать, тогда они будут любить вас, преданно вам служить и охранять вас.

Дидактическая игра.

На ковер ставится два стульчика, на один стул ставлю разные небольшие игрушки, среди которых три маленькие игрушечные собаки.

Дети, отгадайте загадку.

Лает и кусает,

Чужих в дом не пускает.

– Собака.

– Правильно, молодцы. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди собаку».

Ксюша подойди ко мне. Видишь на этом стульчике много разных игрушек, найди среди них собачек и поставь на второй стул. А вы ребята, смотрите всех ли игрушечных собак найдет Ксюша. Игра повторяется несколько раз. В конце игры даю детям оценку.

Заключительная часть:

– Ребята, а теперь давайте повторим с вами породы собак, с которыми вы сегодня познакомились. Показываю первую картинку на которой изображена Такса. Как называется порода этой собаки?

– Такса.

– Правильно, а как вы догадались?

– Она маленькая.

– Верно, по своему размеру Такса маленькая. Показываю картинку с изображением Овчарки. Как называется порода этой собаки?

– Овчарка.

– Правильно, а как вы догадались?

– Она очень большая.

– Верно, это самая большая собака с которой мы познакомились сегодня на занятии. Показываю самую последнюю картинку на которой изображен Далматин. Как называется порода этой собаки?

– Далматин.

– Правильно. Как вы догадались?

– У нее белая шерсть с черными пятнами.

– Верно, Далматин единственная собака с таким окрасом шерсти.

Наше занятие подошло к концу, мне очень понравилось, как вы себя сегодня вели. Молодцы.

Источник