Дикая собака динго смысл названия
Известность Фраерману принесли ему написанные в конце 20-х – начале 30-х годов книги «Вторая весна», «Никичен», «Соболя», «Шпион» и некоторые другие. Они увлекательно рассказывали о коренных жителях дальневосточной тайги, о строительстве новой жизни в этом прежде диком краю, о неспокойных буднях пограничников. Уже в 40-е годы большой успех выпал на долю повести Р. Фраермана «Дальнее плавание» – о школьниках-старшеклассниках.
Но лучшей книгой писателя стала «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Как всякое значительное явление литературы, она тесно связана с породившей ее эпохой – второй половиной 30-х годов – и вместе с тем отражает вечный и всегда актуальный поиск человеком смысла жизни и нравственных решений волнующих его проблем.
В повести дикой собакой динго некоторые ребята называют свою одноклассницу четырнадцатилетнюю Таню Сабанееву, которая мечтает о дальних странах и неведомых зверях. Дикая австралийская собака олицетворяет для девочки все неизвестное и таинственное, что предстоит человеку в его жизни постигнуть и понять, сделать близким и ясным. В Тане немало странного. В ней есть склонность к одиночеству, к уединенному размышлению. Ее поступки не всегда понятны окружающим. Но как раз этим она и интересна: резкой индивидуальностью, непохожестью на других.
В детстве, даже в юности не все знают, что неповторимость личности – бесценный дар, тяжкий для его обладателя, но чрезвычайно необходимый для всех нас. Странные, не похожие на других люди, чудаки, донкихоты – тоже богатство общества, его творческий резерв, разведка, посланная в будущее, в ней черты модели завтрашней духовной нормы. Ведь будущее все мы представляем как общество ярких, непохожих друг на друга личностей – своеобразно одаренных, всесторонне развитых и самостоятельных. И тем самым интересных друг для друга и взаимно необходимых.
Стать такой личностью легко и трудно. Легко, потому что от рождения любой человек запрограммирован на индивидуальность. Даже на дереве нет двух одинаковых листьев. Что же сказать о человеке с его сложнейшей и тончайшей душевной организацией!
Но для того чтобы найти себя и остаться самим собой, чтобы развить данные природой возможности, каждому необходимы не только разум и воля, но и мужество. А в отдельных случаях и готовность к самоотречению, к подвигу.
Р. Фраерман написал свою повесть о Тане Сабанеевой в 1939 году, когда пламя второй мировой войны уже бушевало вблизи наших границ. Говоря о замысле книги, писатель вспоминал тридцать лет спустя: «Мне хотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы, на подвиг, на смерть».
Таня – ровесница Зои Космодемьянской: в сорок первом ей будет семнадцать. Она живет с мамой в дальневосточном приграничном городе. Зимой, когда выпал снег, она лепит на школьном дворе не обычную бабу, а часового с винтовкой и примкнутым штыком. Танин отец – военный, полковник.
У него другая семья. Тревожная близость грозных событий подчеркнута в повести тем, что Таниного отца неожиданно переводят из Москвы на погранзаставу, как раз в тот город, где живет Таня.
Приезд отца с новой женой, Надеждой Петровной, и усыновленным племянником ее Колей многое меняет в жизни юной героини. Теперь у Тани есть второй дом – богатый и щедрый, где ее всегда с радостью ждут, вкусно кормят, дарят красивые добротные вещи. Но контраст между благополучием отца-полковника и более чем скромным достатком матери, больничной служащей, лишь усиливает в душе Тани недоверие к Надежде Петровне, подкладывающей ей за обедом лучшие куски, ревность к Коле, которого отец запросто щелкает по носу, и обиду за мать, которой отец предпочел другую женщину.
Мучительно постигает Таня огромный и непростой мир тончайших человеческих чувств и отношений, с одной стороны, как будто вовсе не зависящих от людей, а с другой – именно людьми поднимаемых на высоты истинной красоты и поэзии, благороднейших деяний, подвига.
Бережно, тактично и психологически точно рисует Р. Фраерман пробуждение первого чувства любви у подростков: у нанайца Фильки к Тане и у Тани к ее сводному брату Коле. Очень важно, однако, чтобы собственное чувство не ослепляло человека, а, напротив, помогало увидеть, что происходит в душах окружающих его людей. С удивлением открывает Таня, что ее мать продолжает любить оставившего их отца. А сколько горечи в любви Таниного отца к взрослеющей дочери от сознания непоправимой утраты великого отцовского счастья – качать свое малое дитя на руках!
Если же вспомним, что в «Дикой собаке динго» описаны и родительские чувства Филькиного отца-охотника, и любовь педагогов к своим воспитанникам, и сложная эмоциональная жизнь семиклассников, то не будет преувеличением охарактеризовать повесть Р. Фраермана как своего рода маленькую энциклопедию любви. Той любви, в которой, по мысли писателя, каждый из нас, взрослых и юных, сдает серьезнейший нравственный экзамен на степень готовности жить в обществе, на уровень и качество духовной культуры, на человечность.
К концу повести Таня поймет, что любовь – это не только радость, счастье, покой, но и страдание, боль, готовность жертвовать собой.
В повести рядом с Таней мы видим девочку Женю, «у которой не было никакой фантазии, но которая всему умела находить верную причину». Она недоуменно спрашивает: «А скажи, пожалуйста, Таня, зачем тебе австралийская собака динго?» В отличие от Тани, Женя всегда может ответить, что именно ей нужно и зачем.
Писатель показывает, сколь опасна такая убежденная в своей непогрешимости разумность. Ведь лишенная высоких порывов душа, ищущая спасения от одиночества в том, чтобы быть «как другие», легко вбирает пороки обыденного, «массового» сознания – тщеславие, зависть к чужому успеху, эгоистический прагматизм. В ней преувеличенно развивается чувство самосохранения и страха перед жизнью.
Испытанием для Жени становится буран, обрушивающийся на город. Он грозит застать Женю и Колю врасплох на катке посредине реки. Таня спешит к ним, чтобы предупредить об опасности. Но Коля вывихнул ногу и не может идти. Таня решает остаться с ним, а Женю просит зайти по пути к Фильке и попросить его о помощи. Но Женя отвечает: «Нет, нет, я пойду прямо домой. Я боюсь – скоро начнется буран».
Женя уверена, что на ее месте так поступил бы всякий разумный человек ее возраста. А «странная» Таня говорит Коле: «…Я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и я останусь здесь с тобой». Превозмогая страх и неуверенность в себе, она пригонит на реку Филькину собачью упряжку, а сам Филька помчится на заставу – предупредить пограничников, что его друзья попали в беду. Благодаря Таниной смелости и находчивости, благодаря тому, что Коля не испугался, а Филька оказался верным товарищем, несчастья не произошло.
Однако в школе, где учатся ребята, есть учитель истории Аристархов. Писатель рисует «его плечи, поднятые чрезмерно высоко, его равнодушные очки, его руки, занимавшие так много пространства, что, казалось, никому больше не оставалось места на свете». Аристархов – воплощенная серость, безликость. Его монументальная самоуверенность и неколебимое чувство превосходства над другими основаны на полном отсутствии сомнений и совести. Он считает долгом написать в местную газету о недисциплинированности Тани и Коли Сабанеевых и Фили Белолюбского, которые, вместо того чтобы сидеть в буран дома, развлекались на реке и могли погибнуть, если бы их не спасли «наши славные пограничники».
Заметку напечатали, вывесили в школе, и Женя, которая спокойно оставила товарищей в беде, сказала, что Таню «за такие дела… следовало бы исключить из отряда». Ее громко поддержал новенький «толстый мальчик». И когда Таня подошла к газете, она очень удивилась, что все одноклассники отвернулись от нее и молча разошлись, словно скованные неведомым страхом. Глядя на Фильку, который в эту минуту один остался возле нее, Таня вдруг «поняла, что холодные ветры дуют не только с одной стороны, но и с другой, бродят не только по реке, но проникают и сквозь толстые стены, даже в теплом доме настигают они человека и сбивают его мгновенно с ног».
Ничто так не ранит юное сердце, как подлость и неправда, лицемерно выдаваемые за истину и принципиальную борьбу за справедливость. «…Таня, открыв губы, глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран. Уши ее ничего не слышали и глаза не видели. Она сказала:
– Что со мной будет теперь?»
Автор всегда мудрее своих героев. Он знает, что детей нельзя судить с той же непримиримостью, с какой полагается судить взрослых. Когда ребята образуют вокруг «раскритикованной» Тани пустоту, делая вид, будто Тани вовсе не существует, они сами не понимают, что совершают предательство. Просто они механически и безотчетно копируют поведение окружающих взрослых. Ведь даже Женя, которая втайне завидует Тане и потому не хочет ей добра, имеет, по свидетельству автора, «вовсе не злое сердце, хотя чаще, чем другие, она была права и заставляла Таню плакать».
Как же может быть страшна эта бездушная «правота» юных резонеров, берущих пример со «всегда правых» аристарховых! Но детство, юность по самой природе своей тянутся к правде, добру и не приемлют ложь, подлость, низость.
Толстому новичку, призывающему «выбросить… Таню вон из отряда», Филька внушает: «…Прошу тебя очень: будь хоть раз человеком». И когда Аристархов, в голосе которого мальчишки «не услышали ни одного звука, похожего на милость», приказывает Коле, Фильке и толстому мальчику немедленно разыскать Сабанееву, они, только что ссорившиеся и едва не подравшиеся, смекают, что мертвая, не знающая милости сила учителя обращена не против одной Тани, а против самого принципа справедливости. И они говорят: «Где же мы ее найдем?.. мы ее нигде не видели. Как же мы ее к вам пошлем?..» Символично, что, обойдя Аристархова, словно какую-нибудь опасную для мореплавания скалу, они уходят, обнявшись и дружно распевая светловскую «Гренаду» – песню интернациональной солидарности и братства.
История, начавшаяся в буран, завершается собранием пионерского отряда, которое, благодаря честной и твердой позиции, занятой вожатым Костей и учительницей Александрой Ивановной, единогласно решает встать на Танину сторону, защитить ее от глупости и навета. Голосуя за это решение, каждый член отряда, не исключая Жени или толстого новичка, испытывает подъем, гордость, радостное облегчение от сознания благородства и правильности совершаемого поступка.
Занятая ребятами активная гражданская позиция повышает их самооценку, поднимает человека в собственных глазах. И с этой высоты низкой и предательской кажется позиция трусливого умолчания и бездействия, которая поначалу так потрясла Сабанееву.
В передаваемой товарищам Тани эстафете доброты исключительно велика роль Александры Ивановны, учительницы русского языка и литературы – предметов, которые более других связаны с духовной, нравственной стороной человека. На первый взгляд может показаться сущей мелочью отказ Александры Ивановны объяснять уроки с возвышения учительской кафедры. Однако в педагогике мелочей не бывает. «…Если четыре крашеные доски, – мысленно рассуждает учительница, – могут возвысить человека над другими, то этот мир ничего не стоит».
Авторитет несовместим с авторитарностью, считает Александра Ивановна. Всегда доступная, спокойная, ровная с ребятами, но также и способная плакать, разделяя чужую беду, она в прямом и переносном смысле настолько близка ученикам, что, как пишет Р. Фраерман, «между ними и ею уже не было никаких преград, кроме собственных недостатков каждого». Как точно и мудро сказано! Но чтобы понимать друг друга, любить, дружить, мало разрушить перегородки между людьми. Надо научиться устранять и собственные недостатки.
«Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена», – говорит Тане ее мама. В тексте повести эти слова звучат как ее главная, определяющая мысль. Человек свободен не только в выборе любимого или друга. Человек свободен выбирать между правдой и ложью, верностью и предательством, честностью и лицемерием, подлым страхом за свое маленькое благополучие и мужеством жить по большому нравственному счету, мужеством борьбы и подвига. Повесть Р. Фраермана и сегодня учит презирать безликую приспособляемость обывателя, утверждает достоинство, самобытность, ответственность и гражданскую активность личности.
1985 г.
Источник
Почему повесть так называется: «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»? О происхождении собаки динго до сих пор ведутся споры. Ясно только, что динго – не коренной австралийский житель, её завезли на материк, хоть и очень давно. Даты колеблются между 4 и 6 тысячелетиями, по одной из версий динго прибыла с человеком из Индии, по другой – из Индонезии. От обычных домашних собак динго не отличается ни по строению, ни внешне. Единственное отличие: чистокровные динго не умеют лаять, они только рычат или воют. Встретив в Австралии удачные условия, собаки ушли от человека, одичали. Они легко расправились с местными хищниками, например, сумчатым волком. И сейчас среди благодушной сумчатой фауны Австралии динго – единственный хищник.
Слайд 28 из презентации «Книга, написанная по велению сердца»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Книга, написанная по велению сердца.ppt» можно
в zip-архиве размером 2766 КБ.
Булгаков
краткое содержание других презентаций о Булгакове
«Жизнь и творчество Булгакова» – А были, пожалуй, одни лишь долги при самом туманном будущем. Просмотр видеофильма «Булгаков в Киеве». Снова творческий взлет. Цель урока. Казалось бы, плыть стало просторнее, а ведь нет, не легче. Любовь к чужой жене. Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь! Хозяйка была энергична и легкомысленна.
«Жизнь и творчество Булгакова» – Северный Кавказ. Истина. Темы романа. Мать. Образ сатаны. Композиция «Мастера и Маргариты». Настоящая драма. Жизнь и творчество. Тяжелейший период. Роман «Мастер и Маргарита». Булгаков много и плодотворно работал. Материальное положение. Круг московских писателей. Ключевая мысль романа. Умер Афанасий Иванович.
«Булгаков Собачье сердце» – Профессор Преображенский – Евгений Евстигнеев. Композиция повести. Тонкая, скрытая насмешка; несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста. «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. «Собачье сердце»(«Чудовищная история»). М А. Булгаков (1891-1940). 1921 г.- Булгаков приехал в Москву на постоянное жительство.
«Краткая биография Булгакова» – Друзья и родные. Михаил Афанасьевич Булгаков. Произведения Булгакова. Татьяна Николаевна Лаппа. Почтовая марка. Мёртвые души. Булгаков работает врачом. Михаил Булгаков. Афанасий Иванович Булгаков. Варвара Михайловна Булгакова. Дом на Воздвиженской. Елена Сергеевна Булгакова. Кавказ. Любовь Евгеньевна Белозерская.
«Биография Булгакова» – В 1936 г. состоялась премьера булгаковского «Мольера» в МХАТе. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. Состояния здоровья Булгакова резкого ухудшается. Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
«Мастер и Маргарита Булгакова» – по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». «Сотвори добро» – так гласит древняя мудрость. Но мне жалко тебя, зачем тебе ломать жизнь с больным и нищим? Проект 2. Проект 1. Поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Основополагающий вопрос: «Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью».
Всего в теме
«Булгаков»
24 презентации
Источник
История создания
Впервые автор задумался о создании подобного произведения, когда находился на Дальнем Востоке. Он следил за развитием дружбы тунгусских мальчиков и русских девочек. Юноши вели себя, словно рыцари. Они проявляли сдержанность и воспитанность, были преданными своим подругам. Девочки капризничали, но им было приятно внимание противоположного пола.
Но много времени ушло у Фраермана на «Дикую собаку динго»: несколько лет он только обдумывал сюжет рассказа. В декабре 1938 года писатель переехал в деревню Солотче Рязанской области. Там он полностью отрешился от общества, перестал общаться с семьей и знакомыми. Повесть Фраерман написал всего за месяц.
Позже сам автор говорил, что его сочинение помогло пережить предвоенные годы. С помощью книги он пытался подготовить юных читателей к предстоящим тяжелым испытаниям. Рувим Исаевич хотел показать детям хорошие события, рассказать о первых робких чувствах и странностях, связанных с ними.
Владимир Николаев — исследователь творчества писателя — в одной из своих рецензий утверждал, что образ главной героини автор списал со своей дочери. Нона Коварская родилась в первом браке Фраермана. Позже она стала известным журналистом.
Главные персонажи
В книге «Дикая собака динго» главных героев всего три. Остальные персонажи играют второстепенную роль. Но все они взаимосвязаны, хотя и отличаются характерами. Основные герои произведения:
- Таня Сабанеева;
- Коля;
- Филька;
- родители Сабанеевой;
- Надежда Петровна;
- Александра Ивановна;
- няня;
- Женя Белякова.
Таня — главная героиня. Именно она и получила прозвище, по которому была названа книга. Коля — это ее сводный брат, а Филька является лучшим другом девочки. Мать Тани много работает, поэтому редко бывает дома. А ее отец — полковник, он давно ушел из семьи.
Вторую жену Сабанеева зовут Надежда Петровна, она является тетей Коли. Но отцу девочки пришлось усыновить мальчика. Александра Ивановна — это учительница русского языка в классе, где учатся Таня, Филя и их одноклассница Женя Белякова.
Большую часть времени девочка проводит с няней. После развода ее матери приходится постоянно работать, поэтому Таня остается одна. Она давно обижена на отца за то, что он бросил семью и женился второй раз.
Начало произведения
Читать книгу в сокращении можно по главам. Пересказ маленький, хотя и полный текст небольшой. Сюжет строится вокруг главной героини — Тани Сабанеевой. Ее отец ушел из семьи, когда девочке было 8 месяцев. Он снова женился и усыновил мальчика Колю. Таня осталась жить с мамой, женщине трудно содержать ребенка. Но позже в их город возвращается полковник со своей новой семьей. С этого и начались все проблемы.
Таня и ее одноклассник Филя возвращались из оздоровительного лагеря. Девочка мечтает о собаке динго, но дома у нее только старый пес по кличке Тигр. Мама много работает, поэтому Таню ждет няня. Одноклассник в дороге рассказал, что ему отец купил лаек. Девочка завидует Филе, ведь у него хорошие отношения с папой.
Она говорит, что ее отец живет на острове Маросейки. Ребята пытались найти его на карте, но не смогли отыскать. Тогда Таня обиделась и ушла. Дома она случайно нашла письма отца. Полковник написал, что приезжает в родной город вместе с новой женой. Девочка до сих пор сердится на него, не может простить предательства. Мама часто разговаривает с дочерью и пытается упросить ее простить отца.
Таня узнала дату, когда должен вернуться полковник. Она решила помириться с ним и встретить его с букетом цветов. Но на вокзале девочка так и не встретила отца. Школьница разозлилась и отдала цветы первому прохожему — незнакомцу на коляске. Только спустя несколько дней она узнала, что это был Коля. Это тот самый мальчик, которого усыновил ее отец.
Основа сюжета
Вскоре Тане предстояло встретиться с отцом. Беседа прошла напряженно, полковник сообщил, что он снова женат и усыновил племянника своей супруги. Это тоже разозлило девочку. Ей не нравится, что папа столько лет не уделял внимания ей, зато воспитывал чужого сына.
Коля попадает в класс Тани, его посадили за одну парту с Филькой. Дети постоянно конфликтуют из-за отца. На самом деле Коля неплохой мальчик, он старательный и целеустремленный. Но он постоянно задевает девочку, насмехается над ней.
Скоро в их город должен приехать знаменитый писатель. И в классе начались споры из-за того, кто именно будет его встречать. Кандидатов два:
- Таня;
- Женя — ее одноклассница.
Но учителя выбирают главную героиню. Это ее развеселило, ведь встреча с писателем — настоящая честь для девочки. Но перед самой встречей Сабанеева пыталась вытащить чернильницу из коробочки и разлила себе на руки жидкость из нее. Это увидел Коля и предупредил девочку.
С этого момента отношения между детьми стали налаживаться. Ребята нашли общий язык, у них было много совместных интересов. Мальчик даже предложил своей подруге пойти вместе с ним на новогодний праздник.
Праздники прошли. Таня заметила, что в ее душе начало твориться нечто странное. Раньше она не любила новую супругу отца и его приемного сына. Но позже она поняла, что испытывает к ним теплые чувства. Девочка постоянно думает о Коле, ждет новой встречи с ним. Она не догадывается, что в нее давно влюблен Филька. Мальчику не нравится ее дружба с Колей, поэтому он часто строит козни сопернику.
Из-за его ревности произошли трагические события. Филька решил всех обмануть: он сказал подруге, что Коля пойдет на каток вместе с Женей, а сопернику нашептал, что ведет Таню в театр. Это сильно накалило обстановку, ухудшило отношения между ребятами.
Трагические события
Таня наточила коньки и отправилась на покрытую льдом реку, где был каток. Вместе с ней увязался и Тигр. Но она заметила Колю и Женю, они шли вместе — мальчик поддерживал одноклассницу, помогая ей идти по скользкой дороге.
Пес выскочил навстречу товарищу, чем выдал девочку. Тане стало обидно, что ее возлюбленный гулял с другой. После недолгого разговора она ушла вместе со своей собакой. Девочка отправилась к школе, ведь ее ждал на спектакле Филька.
Но внезапно наступил буран. Таня решила помочь учительнице и отвести домой девочку, которая жила недалеко от реки. Ей пришлось бежать, чтобы успеть предупредить об опасности Колю и Женю. Пока она собиралась с мыслями, заметила, что одноклассники сидят на льду и пререкаются.
Оказалось, что Женя сама напросилась пойти на каток, а Коля через Фильку предупредил Таню, что он не может погулять с ней. Мальчик подвернул ногу, он не мог двигаться. Женя испугалась бурана и сбежала домой, даже отказалась зайти к Фильке и передать, что Таня с Колей остались на катке. Мальчик извинился перед одноклассницей за то, что не смог вытащить котенка из воды — девочка тогда посчитала его трусом. Но она не стала его слушать, а пыталась придумать, как спасти их от бурана.
Таня побежала к Фильке, взяла его нарту, в которую были запряжены лайки. Мальчик пытался остановить ее, но не успел догнать. Пока он на лыжах пытался дойти до катка, Таня уже приехала на лед и помогла Коле лечь на нарту. Метель занесла на реку лошадь, которая испугала собак. Девочка пыталась их успокоить, но ей пришлось пожертвовать Тигром, бросить его в стаю.
Старый пес пропал в глубине снега, где остался дожидаться своей смерти. Стая расправилась с ним, но поводья порвались, а собаки убежали в сторону леса. Нарта перевернулась, но Таня сумела поднять ее. Она повезла Колю, хотя тот сопротивлялся.
Вдруг ребята услышали выстрел пушки — к ним приближались пограничники. Оказалось, что отца предупредил Филька, поэтому он попросил помочь спасти Колю и Таню. Полковник отыскал детей, когда девочка практически выбилась из сил, а ее одежда покрылась коркой льда.
Концовка книги
В заключительных главах книги «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» действие происходит уже после каникул. Таня заставила себя навестить Колю в больнице — он получил серьезное обморожение. Начало учебного года тоже не порадовало девочку. Одноклассники обвинили ее в том, что случилось с Колей. Девочку хотят исключить из пионеров. Никто не смог понять, что еще можно было сделать на ее месте. Таня расплакалась, ведь она ни в чем не виновата.
Дома девочка решила поговорить с мамой о справедливости и отношении одноклассников. Женщина сообщила, что хочет уехать из города. Дочь поняла ее намерения, ведь матери тяжело находиться рядом с отцом. На прощанье она хочет увидеться с Колей, о чем говорит Фильке.
На рассвете в лесу влюбленные встречаются. Таня сообщает об отъезде, это расстраивает Колю. Девочка убеждает его, что все делается к лучшему. Парень внезапно поцеловал ее. Но свидание прервали отец и Филька. Все вместе они отправились домой.
Позже девочка простилась с отцом и другом. Она заметила, что на загорелой груди Фильки выделялись светлые буквы ее имени. Мальчик готов был расплакаться при прощании, но сдержал слезы. Он только крикнул «Прощай, собака динго!». А Таня шла вдоль реки по песку домой, готовиться к отъезду.
Рецензии критиков
Советские литературные критики прохладно отзывались о книге Фраермана. Они отметили, что автор слишком погрузился в возвышенные переживания. Негативные отзывы написали несколько человек:
- А. Марголина;
- М. Балина;
- М. Майофис.
Повесть плохо вписывалась в каноны 30-х годов. Автор мало внимания уделил значимости коллектива, испортил конец произведения. Вместо счастливой развязки он сделал так, чтобы читатели задумались о неизбежности потерь.
Фраерман выполнял заказ — ему поручили написать детскую школьную повесть. До этого в подобном направлении не работал ни один русский автор. На самом деле книга получилась такой, что ею зачитывались и взрослые. А подростки не всегда могли понять мотивы и поступки главных персонажей.
Критики отметили, что в произведении нет деления героев на положительных и отрицательных. Это усложняет анализ сюжета, мешает воспитанию чувств читателей. Всего за месяц писатель создал приключенческую повесть с элементами русской классической прозы. Но это было грустное произведение, доказывающее, что в жизни постоянно придется искать компромиссы и подстраиваться под обстоятельства.
Отзывы читателей
Перед знакомством с повестью можно прочитать отзывы тех, кто уже погрузился в мир Фраермана. Мнения разделились — некоторым понравилась книга, другие сочли ее слишком жестокой.
Читала повесть в 14 лет, недавно снова открыла эту книгу. Я поняла, что знакомиться с ней надо в юности. Взрослый человек не поймет поступков главных персонажей, не сможет разделить их мысли. Нужно самому впервые влюбиться, чтобы прочувствовать весь сюжет.
Нина, 25 лет
Сыну недавно задали на лето эту повесть. Я уже и забыла, о чем книга, пришлось самой ее перечитывать. Если меня в детстве увлекали такие рассказы, то сейчас он мне не понравился. Я никогда не смогу простить Тане того, как она поступила с Тигром. Зачем вообще этот отрывок нужен? Чего она добилась, пожертвовав своей собакой? Да и концовка оставляет желать лучшего. Все слишком грустно и уныло.
Алина, 32 года
Я считаю, что подобные книги пишут исключительно для девочек. Сюжет нереалистичный. Ну как могла девочка сама погрузить парня на сани, справиться с упряжкой собак, а потом вообще заменить их? Я не понял, зачем автор в конце написал об отъезде.
У матери судьба не сложилась, теперь еще и у дочери разорвались первые отношения. Жестокая книга, особенно разочаровал эпизод со смертью пса. Можно было любой предмет собакам бросить, а не живое существо. Не советую эту книгу ни детям, ни взрослым.
Илья, 19 лет
Источник