Есть порода собаки мухтара

Есть порода собаки мухтара thumbnail

Служебное собаководство и служебные собаки. У кого была служебная собака, да кто еще и занимался в клубе служебного собаководства, тот знает о чем идет речь, тот в теме.

Случайно наткнулся на этот фильм и решил еще раз посмотреть. Фильм 1964 года. Давно не смотрел. Фильм про служебного пса – немецкую овчарку по кличке Мухтар. Фильм с первых кадров почему-то сразу затягивает, невозможно оторваться.

Начинается все неожиданно. В вагоне поезда никто не может справиться с немецкой овчаркой, которая бегает и никого не пускает в вагон. Вызывают кинолога, чтобы усмирил пса с помощью оружия.

Кадры из фильма “Ко мне, Мухтар”

Приезжает кинолог Глазычев, которого играет Юрий Никулин. Глазычев видит, что собака хорошая, и решает забрать пса. Собака оказывается в милицейском питомнике.

Потом находят хозяйку пса, которая и оставила его в вагоне, потому что он, якобы, отказался ее слушаться. Становится известно, что кличка у собаки Мухтар.

Хозяйка от собаки отказывается. Глазычев становится проводником собаки. Долго и упорно занимается с Мухтаром, тренирует его и сдает с ним экзамены для несения службы.

После чего они вместе начинают нести службу в милиции, в уголовном розыске.

Первое дело Мухтара было о пропаже у бабушки кроликов. С ним Мухтар справился – нашел и кроликов, и вора. Это был внук бабушки.

Затем еще было много дел. И тут на базе пропадают продукты. Сначала едет другой кинолог с собакой, но они ничего не находят.

А потом едут Глазычев с Мухтаром. Они находят и украденные продукты, задерживают и самих воров.

Всего за всю службу Мухтар находит ценностей на сумму 3 миллионов рублей.

В последнем деле Мухтар идет по следу вооруженного преступника. Преследование заканчивается задержанием преступника. При задержании Мухтар получает ранения, после которых он уже не может служить в милиции.

Усилиями Глазычева Мухтара оставляют на дожитие при питомнике, учитывая его заслуги. Как будто на пенсии.

У Мухтара есть реальный прототип -служебный пес Султан, который работал в милиции. Он действительно задержал много преступников и нашел ценностей на 3 миллиона рублей.

А кто же снялся в роли Мухтара?

В фильме показана жизнь служебной собаки, начиная от молодости и заканчивая старостью. Понятно, что одна собака сыграть этого не может. Поэтому Мухтара играло четыре собаки. Двух псов Урала и Байкала дали в милиции. Это были настоящие служебные собаки. Третью собаку, самого молодого Мухтара, просто купили щенком перед началом съемок. Жил он на студии и мало кого слушался, поэтому снимался мало.

А вот самой умной собакой, которая играла в самых сложных сценах, да затем в основном и сыграла Мухтара, оказался пес Дейк из Киева, хозяин которого Михаил Длигач написал письмо на киностудию с предложением снимать в главной роли его собаку.

В начале съемок решили снимать окончание фильма и сразу возникли трудности. Не могли снять зимнюю метель, собаки от звука большого вентилятора, создававшего метель, разбегались кто куда. Пригласили Длигача с Дейком и процесс пошел. Длигач с Дейком во время съемок жили в квартире Никулина, и так Дэйк в основном и снялся в фильме.

Фильмы про собак всегда очень интересны. Собаки всегда остаются преданы хозяину, в любых обстоятельствах. И никогда не могут предать человека, в отличии от людей.

Есть старые советские фильмы, которые смотришь и удивляешься. Эти фильмы сделаны намного интереснее современных.

Если понравилось, пожалуйста, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Источник

Ôîòî âîñòî÷íîåâðîïåéñêàÿ îâ÷àðêà
Ïðèìåðíî òàê âûãëÿäåë Ìóõòàð, âîñòî÷íîåâðîïåéñêàÿ îâ÷àðêà 70-õ

Ðàáî÷èå êà÷åñòâà âîñòî÷íîåâðîïåéñêîé îâ÷àðêè, îáó÷åííîé â ðîëè ïàñòóõà

    ñåðåäèíå 70-õ, êîãäà ó ìåíÿ óæå áûë ìàëåíüêèé ùåíî÷åê – ìîé ðûæèé Âîë÷îê, â íàøåé ñåìüå íåîæèäàííî ïîÿâèëàñü åùå îäíà ñîáàêà. Ýòî ñëó÷èëîñü ïðè ïåðååçäå ìîèõ ðîäèòåëåé â íîâûé äîì,
â òîì æå õóòîðå. Îò ïðåäûäóùèõ õîçÿåâ íàì âìåñòå ñ äîìîì äîñòàëñÿ è æèòåëü ýòîãî äâîðà – Ìóõòàð.

   Ìóõòàð áûë åùå äîâîëüíî ìîëîäûì, íî óæå âçðîñëûì ïñîì. Êàê è ó âñåõ æèòåëåé íàøåãî õóòîðà, íà ýòó ñîáàêó òîæå íèêîãäà äîêóìåíòîâ íå çàâîäèëè. ×àùå âñåãî íàøè ñîáàêè áûëè ïîìåñüþ
ðàçíûõ ïîðîä. Îäíàêî áûëî ìíîãî è òàêèõ ñîáàê, êîòîðûå ÿâíî íàñëåäîâàëè ñâîþ ïîðîäíóþ ëèíèþ. Ñàìîé ëþáèìîé ïîðîäîé òàì âî âñå âðåìåíà ìîåãî äåòñòâà âñåãäà ñ÷èòàëàñü îñòðîóõàÿ îâ÷àðêà. Íîñèòåëè êðîâè
âîñòî÷íîåâðîïåéñêîé è íåìåöêîé îâ÷àðêè âñåãäà ñ÷èòàëèñü ñàìîé ïðîñòîé è íàèáîëåå ïðèñïîñîáëåííîé ê äåðåâåíñêîé æèçíè ïîðîäîé. Ýòè ñîáàêè çàðåêîìåíäîâàëè ñåáÿ íå òîëüêî õîðîøèìè îõðàííèêàìè äâîðîâ è
ìíîãî÷èñëåííûõ æèâîòíîâîä÷åñêèõ îðãàíèçàöèé íàøåãî ñîâõîçà, íî è î÷åíü ýôôåêòèâíûìè ïîìîùíèêàìè ïàñòóõîâ. Ïîýòîìó ÷àùå âñåãî òàêèå ñîáàêè áûâàëè íå òîëüêî äîìà, íî è â ïîñòîÿííûõ ïîõîäàõ ñ îâå÷üèìè
îòàðàìè è ñòàäàìè êðóïíîðîãàòîãî ñêîòà. Íàø ñîâõîç áîëüøå îðèåíòèðîâàëñÿ íà ðàçâåäåíèè êîðîâ è ñâèíåé. Ñâèíüè áûëè çàêðûòû â áîëüøèõ ñâèíîôåðìàõ ñ áàçàìè äëÿ âûãóëà, à êîðîâû íà âåñü òåïëûé ñåçîí
îòêî÷åâûâàëèñü íà ëåòíèå ïàñòáèùà çà íåñêîëüêî êèëîìåòðîâ îò õóòîðà. Ñîáàêè áîëüøå èñïîëüçîâàëèñü äëÿ ïàñòüáû êîðîâ. Îò òàêîé âîëüíîé è êî÷åâîé æèçíè îíè ñòàíîâèëèñü ñàìûìè ñèëüíûìè â ïîñåëêå.
Ïîñòîÿííàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà , áåç îãðàíè÷åíèÿ ñâîáîäû íà ðàçäîëüíûõ Äîíñêèõ ñòåïÿõ, è ïîñòîÿííûå ñòû÷êè ñ ñîáàêàìè äðóãèõ ïàñòóõîâ è ðûáàêîâ . Ïîñëå òàêîé ïîäãîòîâêè ñîáàêè ñòàíîâèëèñü íå òîëüêî
îòìåííûìè áîéöàìè ñðåäè ñîáàê, íî è îòìåííûìè òåëîõðàíèòåëÿìè äëÿ ñâîèõ õîçÿåâ êàê îò äðóãèõ ëþäåé, òàê è îò äèêèõ æèâîòíûõ, êîòîðûå ÷àñòî íàâåäûâàëèñü ïî íî÷àì íà æèâîòíîâîä÷åñêèå ôåðìû.

   Òàêóþ æå øêîëó æèçíè óæå ïðîøåë è Ìóõòàð ê ìîìåíòó íàøåãî çíàêîìñòâà. Åñëè îïèñàòü âíåøíîñòü ýòîãî ïñà, òî ïåðâîå ñðàâíåíèå ñðàçó íàòàëêèâàåò íà îäíó òèïè÷íóþ ëèíèþ âîñòî÷íîåâðîïåéñêèõ
îâ÷àðîê, êîòîðàÿ ïðîñëåæèâàåòñÿ ñåé÷àñ. Ìîùíûé êîñòÿê, ðîñò îêîëî 66 ñì, øèðîêàÿ ãðóäü, äîâîëüíî êîðîòêèå ïðÿìûå óøè, î÷åíü òîëñòàÿ øåÿ, ïåðåõîäÿùàÿ â øèðîêèé ëîá ñ ðåçêèì ñóæåíèåì ìîðäû ê íîñó.
Ïðåîáëàäàþùèé öâåò ðûæèé ÷åïðàê ñ òèïè÷íûì âîðñîì è ïîäøåðñòêîì äëÿ ïîðîäû âåî. Ôîðìàò òåëà ñëåãêà âûòÿíóòûé, ïî÷òè êâàäðàòíûé. Õâîñò îïóøåí êàê ó âîëêà.

   Óäèâèòåëüíî, ÷òî æèâÿ óæå íåñêîëüêî ëåò â ýòîì õóòîðå è áóäó÷è áîëüøèì ëþáèòåëåì ñîáàê, ÿ íè ðàçó ðàíüøå íå âèäåë ýòîãî ïñà. Ñ Ìóõòàðîì ìû ïîäðóæèëèñü ñðàçó æå. Õàðàêòåð ó íåãî
îêàçàëñÿ î÷åíü ñïîêîéíûì è äðóæåëþáíûì. Îí ëåãêî îòíåññÿ ê òîìó, ÷òî ó íåãî òåïåðü íîâûå õîçÿåâà, êàê áóä òî äàâíî çíàë íàñ äî ýòîãî. Ðîäèòåëè î÷åíü âûñîêî îöåíèëè ýòó ñîáàêó è ïûòàëèñü ïðèâÿçàòü
Ìóõòàðà. Íî îí ïðîñòî ñïîêîéíî ñìîòðåë êàê ìû öåïëÿëè íà íåãî îøåéíèê, íî çàòåì òàê æå ñïîêîéíî è áåç ýìîöèé, áåçî âñÿêîãî óñèëèÿ ñíèìàë åãî ÷åðåç ãîëîâó. Êàê òóãî íå çàòÿãèâàé îøåéíèê, âñå áûëî
áåñïîëåçíî. Øåÿ ýòîé ñîáàêè áûëà òîëùå, ÷åì äèàìåòð åãî ãîëîâû. Õîòÿ ìîùíûé ëîá ñîáàêè äî ñèõ ïîð ñòîèò ó ìåíÿ ïåðåä ãëàçàìè. È ñåé÷àñ, ãëÿäÿ íà ñâîåãî âåî – Ãåêòîðà, ÿ ñ óäîâîëüñòâèåì óçíàþ â íåì
÷åðòû Ìóõòàðà.

   Ìóõòàð áûë íàñòîÿùèì ìóæ÷èíîé, ñîáàêîé ïðåèñïîëíåííîé ÷óâñòâîì óâàæåíèÿ ê ñåáå è îêðóæàþùèì. Îí ÷àñòî ñîïðîâîæäàë ìåíÿ â ïðîãóëêàõ ñ äðóçüÿìè ïî õóòîðó è îêðåñòíûì ïîëÿì. È ÿ êàê
òî äàæå íå çàìåòèë, ÷òî ðåáÿòà ñòàëè îòíîñèòüñÿ êî ìíå áîëåå îñòîðîæíî â íàøèõ ñîâìåñòíûõ èãðàõ. ÂÅÎ íåçàìåòíî âñåãäà îêàçûâàëñÿ ðÿäîì è ñòðîãî ñëåäèë çà áåçîïàñíîñòüþ ñâîåãî þíîãî õîçÿèíà.
Õîòÿ ïðè ýòîì ïåñ íå òîëüêî íè ðàçó íå ãàâêíóë íà êîãî ëèáî, íî è äàæå íå ïîêàçàë çóáû èëè êàê íèáóäü åùå âûñêàçàë ñâîþ àãðåññèþ èëè íåäîâîëüñòâî. Îí ïðîñòî èíîãäà ïîäõîäèë êî ìíå, êîãäà ñ÷èòàë íóæíûì,
èëè ïðîñòî ñòàíîâèëñÿ ìåæäó ìíîé è êåì òî, êòî áûë ñëèøêîì ðàçâÿçàí â îáùåíèè ñî ìíîé.

   Îñîáåííî ìíå ïîíðàâèëîñü, êàê Ìóõòàð ïðåñëåäîâàë çàéöà. Îáû÷íî áîëüøåé ñêîðîñòüþ îáëàäàþò ñîáàêè ñ áîëåå õðóïêèì ñòðîåíèåì. Íî ýòîò ïåñ ðàçâåÿë âñå ìîè óáåæäåíèÿ â ýòîì ïëàíå.
Êîãäà ñðàçó íåñêîëüêî ñîáàê ìîèõ äðóçåé ðâàíóëèñü íà ïðåñëåäîâàíèå âûñêî÷èâøåãî èç ñâîåé ëåæêè êîñîãî, ìîé ÂÅÎ ñðàçó æå âûðâàëñÿ âïåðåä, ñòðåìèòåëüíî ñîêðàùàÿ ðàññòîÿíèå ìåæäó íèì è çàéöåì. Ïîëå áûëî
áîëüøèì. È ìíå ñ âîçâûøåííîñòè áûëî âèäíî êàê èäåò ïîãîíÿ. Îáû÷íî, òàêèå ìîìåíòû ìû ñ äðóçüÿìè ïåðåãîâàðèâàëè äðóã ñ äðóãîì åùå äîëãî ïîòîì, çàíîâî ïåðåæèâàÿ âñå ýìîöèè è îõîòíè÷èé àçàðò. Êàçàëîñü åùå
íåìíîãî è áåãëåö áóäåò íàñòèãíóò. Íî ñïàñèòåëüíàÿ äëÿ çàéöà ëåñîïîëîñà çàêîí÷èëà ïîãîíþ ðàçî÷àðîâàííûìè íàøèìè âûêðèêàìè. Ìóõòàð åùå ïûòàëñÿ âûñëåäèòü çàéöà ïî ñëåäó, íî âðåìÿ óæå áûëî óïóùåíî.

   Êàê áîéöîâñêèé ïåñ, Ìóõòàð ó ìåíÿ íå èñïîëüçîâàëñÿ. Âèäèìî, âíóòðåííÿÿ ñèëà ñîáàêè íå ïîçâîëÿëà äðóãèì ñîáàêàì ïðîâîöèðîâàòü ñ íèì êîíôëèêò. Ñàì æå ÂÅÎ âñåãäà áûë íàñòðîåí ìèðîëþáèâî,
íî îñîáîé äðóæáû íè ñ êåì íå èñêàë. Ïðè÷åì ïîñëåäíåå îòíîñèëîñü êàê ê ñîáàêàì, òàê è ê ëþäÿì. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿëè òîëüêî ÷ëåíû íàøåé ñåìüè, êîòîðûå ìîãëè ÷àñàìè ïðîñòî ðàçãîâàðèâàòü ñ ñîáàêîé, à îí
ñâîèìè óìíûìè ãëàçàìè ãîòîâ áûë ïðåäàííî ñìîòðåòü íà ÷ëåíîâ ñâîåé ñòàè, è åñëè íàäî, ïðèéòè ê íèì íà ïîìîùü. Íî îäíàæäû Ìóõòàðó ïðåäîñòàâèëàñü âîçìîæíîñòü ïîêàçàòü ÷åãî îí ñòîèò íà ñàìîì äåëå.

   Íåäàëåêî îò íàøåãî äâîðà æèëè êàçàõè, ó êîòîðûõ áûëè õîðîøèå ñîáàêè. Ñëîâî “õîðîøèå” íå ñëèøêîì òî÷íî îòðàæàåò íàøå ê íèì îòíîøåíèå. Ýòè ñîáàêè ïðîøëè òàêóþ æå æèçíåííóþ ïîäãîòîâêó â
êà÷åñòâå ïàñòóøüèõ ñîáàê. Ñàìûì ãëàâíûì ñðåäè íèõ áûë
Àÿâðèê. Ýòî áûë îãðîìíûé ïåñ ïîðîäû âîñòî÷íîåâðîïåéñêàÿ îâ÷àðêà.  íàøåì õóòîðå â òå âðåìåíà íå áûëî ñîáàêè êðóïíåå åãî. È êàæäûé èç íàñ êàê î íåñáûòî÷íîé ìå÷òå ëåëåÿë íàäåæäó çàïîëó÷èòü îò íåãî ùåíêà, äàæå
åñëè åãî èçáðàííèöåé ñòàíåò îáûêíîâåííàÿ äâîðíÿãà. Ìû áûëè óâåðåíû, ÷òî îòöîâñêèå ãåíû ãèãàíòñêîãî ÂÅÎ áóäóò ðåùàþùèìè â åãî ïîòîìñòâå. È îò÷àñòè ìû áûëè ïðàâû. Îäíàæäû ÿ óâèäåë êàê Àÿâðèê ïîãóëÿë ñî ñëèøêîì
ìàëåíüêîé äëÿ åãî ðîñòà äâîðíÿãîé. Êîãäà ãîðäûé ñâîåé ïîáåäîé íàä î÷åðåäíîé êðàñîòêîé, ãèãàíòñêèé ÂÅÎ ñòîÿë â çàìêå, áåäíàÿ êðàñàâèöà âèñåëà ó íåãî êàê âòîðîé õâîñò, ïî÷òè íå êàñàÿñü çåìëèè. Âèäèìî,
íåðîæäåííûå ùåíêè áûëè òàêèìè êðóïíûìè äëÿ íåñîñòîÿâøåéñÿ ìàìû, ÷òî îíà óìåðëà äî ðîäîâ. Òàêèõ îãðîìíûõ îâ÷àðîê â ñâîåé æèçíè ÿ áîëüøå íå âèäåë. Êàê òî ðàç ìû ñ äðóçüÿìè îêàçàëèñü â Âîëãîäîíñêå è íà óëèöå
âñòðåòèëè æåíùèíó,
âûãóëèâàþùóó íà ïîâîäêå äîãà. Ìû áûëè ïîðàæåíû ðàçìåðàìè ýòîé ñîáàêè. À ïîòîì îäèí èç íàñ ñêàçàë:, Íè÷åãî ñåáå! Îí ðîñòîì ïî÷òè êàê Àÿâðèê! À ìîæåò äàæå è òàêîé æå. Òîëüêî õóäîé î÷åíü è áåç øåðñòè.”
Ìû åäèíîãëàñíî ðåøèëè, ÷òî äëÿ íàøåãî, õóòîðñêîãî, ãèãàíòñêîãî ÂÅÎ îí íå ñîïåðíèê.

   Êîãäà Àÿâðèê ñ õîçÿåâàìè ïàñ ñêîò, òî îíè õâàëèëèñü, ÷òî ïåñ èãðàÿñü õâàòàë ìîëîäîãî áû÷êà çà õâîñò è íå äàâàë åìó òðîíóòüñÿ ñ ìåñòà. Äî ýòîãî ìíå ðåáÿòà ðàññêàçûâàëè, ÷òî áûë òîëüêî
îäèí öûãàíñêèé ïåñ, ñ êîòîðûì Àÿâðèê ìíîãî ðàç äðàëñÿ ñ ïåðåìåííûì óñïåõîì. Ýòî áûëà þæíîðóññêàÿ îâ÷àðêà ïî êëè÷êå ×åðêåñ. Íî ×åðêåñ íà òîò ìîìåíò óæå óøåë â ìèð èíîé.

   È âîò îäíàæäû, âîçâðàùàÿñü äîìîé â ñîïðîâîæäåíèè Ìóõòàðà, èç äâîðà, ãäå æèëè õîçÿåâà ýòîãî çíàìåíèòîãî ó íàñ ïñà, âûñêàêèâàþò ÷åòûðå ñîáàêè âî ãëàâå ñ Àÿâðèêîì. Íàäî îòäàòü äîëæíîå.
Âñå íàøè ÷àáàíñêèå ñîáàêè îõðàíÿëè òîëüêî ñâîè âëàäåíèÿ èëè õîçÿåâ, è íà óëèöå íå ïðåäñòàâëÿëè íèêàêîé îïàñíîñòè äëÿ ÷åëîâåêà. Òàê ñëó÷èëîñü è â ýòîò ðàç. Ñîáàêè, èãíîðèðóÿ ìîå ïðèñóòñòâèå, îêðóæèëè
Ìóõòàðà è çàìåðëè. Ñàìûé íåáîëüøîé ïåñ èç ýòîé ÷åòâåðêè áûë ðîñòîì ñ íåìåöêóþ îâ÷àðêó, òëüêî ÷óòü áîëåå õëèïêîé êîíñòðóêöèè. Òàêèå ñîáàêè è ñåé÷àñ âñòðå÷àþòñÿ ñ ðîäîñëîâíûìè ó âåî èëè íåìåöêèõ îâ÷àðîê.
À åñëè îïèñàòü áîëåå òî÷íî, òî èìåííî òàê ñåé÷àñ âûãëÿäÿò ðàáî÷èå ñîáàêè, òî åñòü íåâûñòàâî÷íàÿ ëèíèÿ ïîðîä íåìåöêîé è âîñòî÷íîåâðîïåéñêîé îâ÷àðîê. À êàê èçâåñòíî, òàêèå ñîáàêè áîëåå ïðèñïîñîáëåíû
ê ðåàëüíîé ñëóæåáíîé ðàáîòå è â òîì ÷èñëå ê ñîáà÷üèì äðàêàì.
 îáùåì, ñèëû áûëè ÿâíî íåðàâíûìè. Ó÷èòûâàÿ ìîé âîçðàñò, ó÷åíèêà ñðåäíèõ êëàññîâ, âìåøàòüñÿ â ñõâàòêó òàêèõ ñîáàê, ÿ íå ìîã. Ïîýòîìó, óäàëèâøèñü íà áåçîïàñíîå ðàññòîÿíèå, ÿ ñòàë ñëåäèòü çà õîäîì
ñîáûòèé.

   Ìóõòàð, íà ìîå óäèâëåíèå, äàæå íå ïðåäïðèíÿë íè åäèíîé ïîïûòêè ê áåãñòâó. Îí çàìåð ñ øèðîêî ðàññòàâëåííûìè íîãàìè. Òàê æå óäèâèòåëüíî îêàçàëîñü è ïîâåäåíèå ýòîé ñâîðû – ãðîçû ñîáàê
âñåãî íàøåãî õóòîðà. Îêðóæèâ ìîåãî íåâûñîêîãî, íî êîðåíàñòîãî ÂÅÎ, îíè òîæå çàìåðëè, âèäèìî, îæèäàÿ êîìàíäû âîæàêà. Ãðîçíûé Àÿâðèê ïî÷åìó òî îêàçàëñÿ â êðóãó ñçàäè ìîåé ñîáàêè, à íå ñïåðåäè, ãäå ñëåäóåò
íàõîäèòüñÿ ñîáàêå, óâåðåííîé
â ñâîèõ ñèëàõ, à òåì áîëåå ñ òàêîé ìîùíîé ïîääåðæêîé, â âèäå òðåõ áîëüøèõ ñîáàê. È âîò íà÷àëîñü. Àÿâðèê, íåçàìåòíî ïîäêðàâøèñü, óõâàòèë Ìóõòàðà çà çàä. Íî ñòîèëî òîëüêî ìîåìó ÂÅÎ îáåðíóòüñÿ è ñäåëàòü âûïàä
â åãî ñòîðîíó, âîæàê ñðàçó æå òðóñëèâî îòñêî÷èë â ñòîðîíó. Äðóãèå ñîáàêè, äîæäàâøèñü êîìàíäû âîæàêà òîæå áðîñèëèñü â áîé, íî ñ âèçãîì îòñêàêèâàëè â ñòîðîíó. Çà ìîëíèåíîñíûìè äâèæåíèÿìè ãîëîâû è çóáîâ,
ñòîÿâøåãî êàê ñêàëà ÂÅÎ, íåâîçìîæíî áûëî óñëåäèòü.  ïðîòèâîñòîÿíèè ñ ìíîãî÷èñëåííûì ïðîòèâíèêîì áûëà âûáðàíà âîë÷üÿ òàêòèêà áîÿ ñ áûñòðûìè, ðàçÿùèìè óêóñàìè. Áîé áûë íåäîëãèì. Ðîâíî äî òåõ ïîð, ïîêà
âðàæåñêèå ñîáàêè íå óáåäèëèñü â òùåòíîñòè ñâîèõ ïîïûòîê è íåñîèçìåðèìîñòüþ ñâîèõ ðàí, ñ ðàíàìè ñâîåãî ïðîòèâíèêà è ñîâñåì íå áðîñèëè ýòó áèòâó ñ êóñà÷åé
ñêàëîé. Ïîñëå ÷åãî, ñîñåäñêèå ñîáàêè ñäåëàëè âèä, ÷òî ó íèõ åñòü äåëà ïîâàæíåå, è óáåæàëè ê ñåáå âî äâîð.
Ìóõòàð âñå òàê æå ñòîÿë â ñâîåé ñòîéêå, øèðîêî ðàññòàâèâ íîãè. À, çàòåì, óáåäèâøèñü, ÷òî âðàã îòñòóïèë, ñïîêîéíî ïîäîøåë êî ìíå. Èòîãîì è õîäîì ýòîé ñîáà÷üåé áèòâû ÿ îñòàëñÿ ïîòðÿñåí íà âñþ ñâîþ æèçíü.

  Èìåííî òàêèì ìíå è çàïîìíèëñÿ Ìóõòàð. ß ïîäîáðàë â èíòåðíåòå ôîòî äâóõ ñîáàê ïîðîäû âîñòî÷íîåâðîïåéñêàÿ îâ÷àðêà, íàèáîëåå ïîõîæèõ íà Ìóõòàðà èç ìîåãî äåòñòâà. Òîëüêî â Ìóõòàðå áûë
áîëåå ñèëüíî âûðàæåí ðûæèé öâåò, ÷åì íà ýòèõ ôîòîãðàôèÿõ. Íî ó îâ÷àðîê ñ òàêèì îêðàñîì, êàê ó Ìóõòàðà, ÿ íå ñìîã íàéòè òàêîãî æå ñõîäñòâà, êàê ó ýòèõ ñîáàê.

Ôîòî âîñòî÷íîåâðîïåéñêàÿ îâ÷àðêà
Ïðèìåðíî òàê âûãëÿäåë Ìóõòàð, âîñòî÷íîåâðîïåéñêàÿ îâ÷àðêà 70-õ

Источник

«Ко мне, Мухтар!» — художественный фильм, созданный на студии «Мосфильм» в 1964 году. О взаимной преданности лейтенанта милиции и овчарки по кличке Мухтар. Самоотверженный пёс, готовый жизнью заплатить за любовь, выручает младшего лейтенанта Глазычева в опаснейших ситуациях, которые чуть ли не каждый день готовит им нелёгкая служба.

Сюжет[править | править код]

Хозяйка оставила Мухтара в вагоне поезда. Младший лейтенант милиции Гла́зычев, вызванный на станцию, освобождает пса из вагона, доставляя «задержанного» в питомник УВД. Хозяйку нашли, но она отказывается от пса и продаёт его милиции за 100 рублей. Мухтар закреплён за младшим лейтенантом Глазычевым, который начинает «преобразовывать» домашнего пса в служебного. Постепенно Мухтар привыкает к своему проводнику Глазычеву и хоть с проблемами, но оканчивает обучение.

Начинается служба, в которой пёс с проводником преимущественно занимаются бытовыми делами. Преступления, раскрываемые с применением служебного пса Мухтара, хоть и малые, но в больших количествах; в итоге сумма хищений, «возвращённых» Мухтаром, превышает 3 миллиона советских рублей (дореформенных).

Когда бывшая хозяйка с мужем-адмиралом пришли в милицейский питомник проведать пса, тот бросился на неё — в нём был выработан условный рефлекс — «называть его по имени имеет право только проводник».

Зимой Мухтар с Глазычевым идёт по следу рецидивиста Фролова, убившего колхозного сторожа, а следы бандита заметает сильная метель.
И вот при задержании вооружённого пистолетом рецидивиста в Мухтара попали две пули, но пёс из последних сил вцепился в горло преступника. После тяжёлого ранения Мухтар не может нести службу, и, несмотря на все усилия проводника, пса выбраковывают.

Лейтенант милиции Глазычев ходит по инстанциям и, в конце концов встретив комиссара милиции, руководившего задержанием рецидивиста Фролова и помнившего вклад Мухтара в операцию, наконец получает официальное разрешение оставить Мухтара за заслуги при питомнике на казённом довольствии.

История создания[править | править код]

Прототипом Мухтара стал героический пёс по кличке Султан, за десять лет милицейской службы поучаствовавший в пяти тысячах операций, задержавший более тысячи преступников и нашедший похищенного имущества на общую сумму в три миллиона рублей. После смерти Султана его тело превратили в чучело и с подробным описанием заслуг выставили в Музее ленинградского уголовного розыска, который в 1959 году посетил известный советский писатель Израиль Меттер, работавший тогда над сценарием к фильму «Это случилось в милиции». Будучи большим любителем собак, Меттер заинтересовался тяжёлой судьбой этого пса и решил посвятить ему одно из своих литературных произведений[1]. Писателя поразили не столько заслуги пса, сколько его характер и нелёгкая жизнь, как он пишет в своём рассказе «Собаки»: «Перед самым моим уходом один из работников музея рассказал мне драматический финал жизни Султана — его бесприютную тяжкую старость. Вот тогда-то и дрогнуло моё сердце. В судьбе этого пса я увидел нечто человеческое». Бывший проводник Султана, отставной майор Пётр Бушмин, согласился встретиться с писателем и поведал ему многое из жизни пса, в частности рассказал о недооценённой понятливости собак, придавая им характерные человеческие черты поведения, такие, например, как ревность или обида[2].

Быть может, кому-нибудь подобная точка зрения и представится порочной, — кажется, она даже имеет специальное научное наименование — антропоморфистская, но мне решительно безразлично, к какой графе отнесёт наука мою любовь и уважение к собакам. Лично мне многое непонятно в поведении животных, а к явлениям сложным и неясным я привык относиться с уважением.

Так появилась психологическая повесть под названием «Мухтар» (автор изменил кличку собаки), опубликованная в 1960 году журналом «Новый мир». Повесть оказалась довольно успешной, и руководство киностудии «Мосфильм» распорядилось о её экранизации, при этом сценаристом выступил сам Меттер[2].

Подготовка к съёмкам[править | править код]

Задолго до начала съёмок было ясно, что роль Мухтара не сможет исполнить одна собака: действие в сценарии происходит в течение семи-восьми лет, сперва Мухтар — молодой полуторагодовалый пёс, а к концу фильма ему уже около десяти лет. К тому же животные обычно очень тяжело переносят процесс съёмок, и в любом случае необходимы были запасные собаки, способные в случае форс-мажорных обстоятельств друг друга подменять. Двух взрослых служебно-розыскных псов по кличке Урал и Байкал на всё время работы предоставило Министерство внутренних дел СССР, а третьего, самого молодого, за четыре месяца до начала съёмок «Мосфильм» приобрёл по объявлению. Собаку поселили на киностудии, кормили трижды в день и приучали к новой кличке «Мухтар» — пёс оказался излишне озорным и малопослушным, поэтому в итоге его использовали только лишь в тех эпизодах, где явно требовалось подчеркнуть молодость животного[2].

Несколько раз Юрий Никулин выезжал с милицией на операции, познакомился со многими проводниками розыскных собак. В качестве консультанта фильма пригласили капитана милиции Сергея Семёновича Подушкина, который занимался с Никулиным так, как будто тому действительно предстояло стать работником правоохранительных органов. Актёр вставал рано утром, надевал милицейскую форму, полушубок и отправлялся в питомник — там специально для него из клеток выпускали двух собак. Чтобы они привыкли к Никулину, он сам их выгуливал и кормил. После этого актёр уезжал в цирк (шли школьные зимние каникулы) и, отработав три спектакля, снова возвращался в питомник. Подготовка продолжалась более двух недель[3].

Производственный процесс[править | править код]

Съёмки начались зимой 1964 года, поэтому сначала решили снимать финальные эпизоды сценария, для которых требовалась снежная погода. Местом действия был выбран подмосковный город Кашира, в первый день должна была сниматься сцена, где Мухтар со своим проводником Глазычевым идёт по следу рецидивиста, убившего колхозного сторожа, а следы бандита постоянно заметает сильная метель. Однако с этой сценой возникли серьёзные трудности, проблема заключалась в установленном на поле огромном ветродуе, мощном моторе с самолётным пропеллером, используемым для создания необходимой силы ветра, — он был слишком шумным, и собаки при его включении в ужасе разбегались. Директор фильма предложил отказаться от метели — киногруппа простаивала в течение пяти дней, и за каждый день простоя впустую уходили три тысячи рублей, но режиссёр категорически отверг это предложение[2]. Кто-то вспомнил письмо из Киева от инженера-сантехника Михаила Длигача, который некогда прочёл «Мухтара» и прислал на «Мосфильм» свой вариант сценария для экранизации этого произведения. В письме Длигач упомянул, что является страстным собаководом-любителем, и у него есть умнейший пёс по кличке Дейк, который легко смог бы исполнить главную роль. Сценарий оказался неумелым, поэтому тогда ему никто не ответил, но, оказавшись в затруднительном положении, Семён Туманов решил вызвать этого человека из Киева и привлечь к работе над фильмом[4]. Дейк не боялся ветродуя, неукоснительно выполнял любые команды хозяина и в плане актёрского мастерства оказался самым талантливым из всей четвёрки собак, поэтому впоследствии использовался во всех технически сложных эпизодах[5].

Собака, названная в честь известного художника, вместе с хозяином поселилась на квартире Никулиных и жила там вплоть до окончания рабочего процесса[6]. Пёс, как оказалось, к тому времени уже обладал некоторой известностью, ещё в 1959 году он выставлялся на XXIII выставке собаководов, где получил оценку «отлично», и позже вошёл в племенную книгу ДОСААФ как ДЕЙК К-252[7]. Во время съёмок эпизода, когда Мухтару после ранения делают операцию, Дейка положили на операционный стол и включили свет, а он вдруг ни с того ни с сего начал тяжело дышать — создавалось полное впечатление больной собаки, что и требовалось режиссёру. В одном из эпизодов собака должна была выкусывать из-под когтей кусочки льда. Чтобы Дейк действовал по сценарию, его хозяин вложил между когтями животного сладкие леденцы — пёс стал вылизывать себе лапы, и в это время оператор снимал крупный план[8].

Весьма напряжённо проходили съёмки сцен, где Мухтар натравливался на персонажей, потому что собаки, будучи служебными, атаковали актёров в полную силу. Особенно трудно давался эпизод, в котором бывшая хозяйка, спустя несколько лет, приезжает посмотреть на пса, и тот яростно на неё нападает. Вместо актрисы, Аллы Ларионовой, решили снимать дублёршу — тело девушки обмотали пластами плотного войлока и одели в толстую шубу, Длигач стоял рядом, готовый в любую секунду остановить Дейка. Так было отснято несколько дублей, но Ларионовой они не понравились — она предложила режиссёру переснять сцену со своим участием без дублёрши. Длигач при этом сильно нервничал и бросался оттаскивать пса слишком рано, после четырёх неудачных дублей Туманов попросил двух рабочих держать дрессировщика до тех пор, пока эпизод, по его мнению, не достигнет апогея. Так отсняли пятый дубль, который в итоге и попал в финальную версию фильма[2]. Роль бандита, ночью укравшего из магазина окорок, сыграл молодой актёр Олег Шкловский, присутствовавший в составе съёмочной группы в качестве помощника звукооператора. Другие актёры, узнав, что на них будут натравливать служебную овчарку, сразу же отказывались от роли, а Шкловский вызвался добровольцем. Сцена снималась ночью и вышла не очень эффектной — вместо полноценного задержания собака просто пробежала мимо бандита, и на этом дубле режиссёр решил остановиться, так как в темноте всё равно ничего не видно[9]. Лев Дуров, сыгравший одного из бандитов, подвергся нападению Байкала прямо на съёмочной площадке и, по собственному признанию, чуть не лишился жизни[10].

Почти все летние сцены снимались под Ростовом, в качестве питомника была выбрана Ростовская школа служебно-розыскного собаководства, в музее которой до сих пор сохранился альбом с рабочими фотографиями фильма. По сюжету в финале картины Мухтар, получив тяжёлое ранение, должен был выглядеть на экране особенно несчастным и больным, для этого к задней лапе Дейка резинкой подвязали кусочек твёрдой проволоки — она легонько покалывала ногу при ходьбе, это было не больно, но достаточно неудобно. Голову пса обмотали бинтами, а шерсть, для придания ей вида старческой неряшливости, облили водой. Однако съёмки проходили в сильную июльскую жару, и шерсть на солнце очень быстро высыхала. Тогда Никулин предложил обмазать пса вишнёвым сиропом, от сиропа его шерсть слиплась, и, таким образом, получился образ старого Мухтара, одобренный режиссёром и попавший в фильм. Меттер также сочинил для сценария дополнительную сцену, в которой пёс, повизгивая от собственного бессилия, боязливо слезает с высокой лестницы. Воплотить это в кадре было крайне сложно, но оказалось, что Дейк в щенячьем возрасте упал с высокого подоконника, после чего стал бояться высоты. Его на руках занесли на верхнюю площадку лестницы, откуда он по команде Длигача медленно сползал вниз к ногам Никулина, дрессировщик при этом стоял сбоку вне кадра и командовал[2].

Создатели фильма[править | править код]

Технические данные[править | править код]

  • Чёрно-белый
  • Звуковой
  • Широкоэкранный

Выход фильма и признание[править | править код]

Премьера фильма состоялась 13 марта 1965 года, и, по данным сайта Internet Movie Database, в Советском Союзе картину посмотрели 29,6 млн зрителей. После выхода фильма на экран кличка «Мухтар» среди собак стала встречаться гораздо чаще, например, по аналогии с героем фильма своего пса назвала Эдита Пьеха[12]. Известны также случаи, когда реальные псы по кличке Мухтар самоотверженно помогали милиционерам, например, в Подмосковье собака с таким же именем участвовала в спасении трёх провалившихся под лёд людей[13], в Башкирии при обыске частного дома верный Мухтар по команде инспектора первым прыгнул в тёмный подвал и во время задержания преступника погиб от удара топором[14]. Можно считать, что с годами эта кличка стала нарицательной, обозначая смелых, бесстрашных собак, готовых ради благородного дела рискнуть своей жизнью.

19 апреля 2002 года «Ко мне, Мухтар!» получил премию российского (ныне международного) кинофестиваля «Золотой клык», как один из лучших фильмов с участием животных, олицетворяющий собой честь и славу отечественного кинематографа[15]. Киновед Сергей Кудрявцев назвал фильм самой популярной отечественной лентой о прочной и нерушимой собачье-людской дружбе, а также подчеркнул некоторую авторскую иронию, существующую вопреки криминально-мелодраматическому сюжету, которая, ко всему прочему, дополняется удачной игрой Никулина: «Будучи цирковым клоуном, он общается на экране с четвероногим партнёром не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором»[16].

Сериал «Возвращение Мухтара»[править | править код]

Спустя сорок лет по телевидению стартовал сериал под названием «Возвращение Мухтара», главным героем которого точно так же выступила восточноевропейская овчарка Мухтар, помогающая милиционеру в раскрытии преступлений. В разных сериях сериала воспроизведены сцены фильма 1964 года и постоянно используется фраза «Ко мне, Мухтар!» как ссылка к фильму.[17]

Факты[править | править код]

  • Дейк умер через три года после окончания съёмок, оставив после себя сына, тоже Дейка. Михаил Длигач выдрессировал этого пса не хуже предыдущего и мечтал о создании продолжения фильма, однако второй части так и не суждено было появиться. Позже собаковод эмигрировал в США, где провёл остаток жизни[18].
  • Обращает внимание значительное совпадение сюжетов фильма «Ко мне, Мухтар!» и американского «К-9» (1989). Так, например, в обоих фильмах присутствует сцена, когда собака ревнует главного героя к его женщине, эпизоды ранения и разговоров главного героя со своим псом, так как если бы он был человеком, который всё понимает.

Примечания[править | править код]

  1. Вера Хохалевская. Верный Мухтар. — Огонёк. Архивировано 12 февраля 2010 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Израиль Меттер. Собаки: Очерк. — Детская литература, 1982. — 95 с.
  3. Юрий Никулин. Моё любимое кино // Почти серьёзно… — М.: Вагриус, 2006. — 608 с. — (Мой XX век). — 3000 экз. — ISBN 5-9697-0234-X.
  4. Александр Славуцкий. Он дарил мне ромашки… (рус.) // Труд : газета. — Молодая гвардия, 21 августа 2007. — № 148.
  5. Екатерина Полянская. Собаки — артисты кино. www.sestrenka.ru. Дата обращения 9 апреля 2010.
  6. Максим Никулин. Почему мордюк? // Русская Германия. — 2008. — № 24.
  7. Лидия Скобцова. Немецкая овчарка в Украине (из истории породы 40-х — 70-х гг. двадцатого столетия) // Журнал «Ты и собака». — 2/2002. — № 4.
  8. Олеся Носова. Мухтар вместо ледышек грыз леденцы // Комсомольская правда. — 11 мая 2002.
  9. Олег Шкловский. Мне было всё равно, где работать, лишь бы познакомиться с производством фильмов (рус.) // Труд : газета. — Молодая гвардия, 3 апреля 2009.
  10. Андрей Ванденко. Лев Дуров: «На съёмках фильма овчарка чуть не перегрызла мне горло. Когда собаку оттянули, я остался лишь в трусах да в валенках». Официальный сайт Льва Дурова. Дата обращения 8 декабря 2011.
  11. ↑ Тамара Яренко. Биография на сайте Алексея Тремасова.
  12. Ирина Брыкина. Эдита Пьеха: В городской квартире сейчас живут внук Стас и мои концертные платья. — Комсомольская правда, 13 июня 2007.
  13. Александр Бойко. Милиционер вытащил из воды двоих утопающих и спасателя МЧС. — Комсомольская правда, 19 марта 2007.
  14. Сергей Кудряшов. Собака жизнь за нас положит // № 065. — Труд, 8 апреля 2000.
  15. ↑ Второй Московский кинофестиваль Золотой Клык. Мосфильм-КИНОлогия (19 апреля 2002). Дата обращения 10 апреля 2010.
  16. Сергей Кудрявцев. Милицейский фильм // 3500. Книга кинорецензий. — Печатный двор, 2008. — 1424 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9901318-3-5.
  17. Наталья Кочеткова. Мухтар опять сменил хозяина. — Известия, 8 ноября 2009. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  18. Полина Власенко. Ко мне, Мухтар. О фильме и съёмках // Журнал «Ты и собака». — 2007. — № 1.

См. также[править | править код]

  • К-9 (фильм)

Ссылки[править | править код]

  • О собаках в фильме «Ко мне, Мухтар!»
  • Аннотация к фильму на сайте телеканала Россия
  • Полнометражный художественный фильм (недоступная ссылка)

Источник