Герои какого рассказа свалил свою вину на собаку
Контрольная работа по литературному чтению №3
Тема: «Я и мои друзья»
_____________________________Вариант 1
1. Укажи, автором какого рассказа не является В.Осеева.
«Волшебное слово» 3) «Хорошее»
«Почему» 4) «Анна, не грусти»
2. Стрелкой соедини автора и его произведение.
«Хорошее»
В.Осеева «Я и Вовка»
Ю.Ермолаев «За игрой»
В.Лунин «Почему?»
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
В.Берестов «Два пирожных»
«Волшебное слово»
3. Когда герой стихотворения Э.Мошковской «вышел из обиды»?
когда перед ним извинились 3) когда он помирился со всеми
когда он съел пирог и проспал два часа 4) когда он хорошо поел
4. Какое волшебное слово шепнул старичок мальчику?
спасибо 2) извини 3) пожалуйста 4) здравствуйте
5. Укажи пословицу, которая подходит к рассказу «Два пирожных».
Кто сразу помог, тот дважды помог.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Сам погибай, а товарища выручай.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
6. К каким из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы. Соедини их стрелками.
1) Друг познаётся в беде. а) «Почему?»
2) Добрый человек добру и учит. б) «Анна, не грусти!»
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. в) «Волшебное слово»
7.Укажи верные утверждения.
1) Герои стихотворения «Я и Вовка» – настоящие друзья.
2) Аню из рассказа «Анна, не грусти!» можно назвать хорошей подругой.
3) Рассказ «Волшебное слово» учит вежливости.
4) Герой рассказа «Почему?» не раскаялся в том, что сказал маме неправду.
8. Узнай героя по описанию.
Совсем домашнее личико с её кудрявыми волосами, каких ни у кого больше нет.
Катя 2) Аня 3) Оля 4) Наташа
9. Узнай произведение по одному предложению.
Я скоро совсем убегу из дому.
«Анна, не грусти!» 3) «Волшебное слово»
«Почему?» 4) «Два пирожных»
10.Собери пословицу о дружбе и запиши её правильно.
Старых, наживай, друзей, не теряй, новых.
________________________________________________________________
11. Какими качествами должен обладать настоящий друг? (напиши не менее трёх качеств)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по литературному чтению №3
Тема: «Я и мои друзья»
__________________________Вариант 2
1. Укажи, автором какого рассказа не является В.Осеева.
«Затейники» 3) «Хорошее»
«Почему» 4) «Волшебное слово»
2. Стрелкой соедини автора и его произведение.
«Анна, не грусти!»
В.Осеева «Почему?»
Ю.Ермолаев «Я и Вовка»
В.Лунин «Хорошее»
Н.Булгаков «За игрой»
В.Берестов «Волшебное слово»
«Два пирожных»
3. Объясни значение выражения.
Вовке было всё – трын-трава.
Вовке было очень хорошо 3) Вовке было очень плохо
Вовке было всё равно 4) Вовка за всё переживал
4. Герой какого рассказа свалил свою вину на собаку?
1) «Почему?» 3) «Анна, не грусти!»
2) «Хорошее» 4) «Два пирожных»
5. Укажи пословицу, которая подходит к рассказу «Хорошее».
Кто сразу помог, тот дважды помог.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Сам погибай, а товарища выручай.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
6. К каким из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы. Соедини их стрелками.
1) Друг познаётся в беде. а) «Почему?»
2) Добрый человек добру и учит. б) «Анна, не грусти!»
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. в) «Волшебное слово»
7. Узнай героя по описанию.
Младшая лепила из пластилина булочки и крендельки.
Катя 2) Аня 3) Оля 4) Наташа
8. Узнай произведение по одному предложению.
Так они записками и разговаривали.
1) «Почему?» 3) «Два пирожных»
2) «Анна, не грусти!» 4) «Волшебное слово»
9. Какими качествами должен обладать настоящий друг? (напиши не менее трёх качеств)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Собери пословицу о дружбе и запиши её правильно.
Дерево, без друзей, что, без корней, человек.
_________________________________________________________________
11. Укажи верные утверждения.
1) Героев стихотворения «Я и Вовка» нельзя назвать настоящими друзьями.
2) Аню из рассказа «Анна, не грусти!» нельзя назвать хорошей подругой.
3) Рассказ «Хорошее» учит тому, что нужно совершать добрые поступки, а не говорить о них.
4) Герой рассказа «Почему?» рассказал маме правду, когда понял, что его не будут ругать.
Источник
https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2019/01/29/v_5c50a97ae5492/99728253_1.jpeg
Нет повести печальнее на свете, чем рассказ Тургенева о немом крестьянине, утопившем по приказу барыни свою любимую собачку.
Сюжет знают все, читали – гораздо меньше, внимательно – совсем мало.
Иначе бы знали,
всё совсем не так.
Не буду проводить расследований, искать скрытые смыслы и т.д.
Просто выборочно процитирую произведение:
С чего всё началось?
“— Ах, какая же ты! — промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку…“
Барыня обиделась.
“— Чтоб ее сегодня же здесь не было… слышишь?
— Слушаю-с.
— Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.
Гаврила вышел. “
Однако это первая часть, после которой Гаврила (дворецкий) увозит собачку куда-то подальше. Герасим грустит, но вдруг…
“Перед ним, с обрывком на шее, вертелась Муму.”
Собака перегрызла верёвку и сбежала. Всё продолжалось по прежнему.“Бедному глухому в голову не могло прийти, что Муму себя визгом своим выдаст: действительно, все в доме скоро узнали, что собака немого воротилась и сидит у него взаперти…”
Глухой и не слышал, что собака лает и визжит, а подсказать ему никто не подсказал.
“
В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у ней всегда случались после слишком сытного ужина. Внезапный лай ее разбудил…“
Маленькая, видимо, усадьба, раз лай не крупной собаки со двора доносится до хозяйских покоев.
“Лежа в постели, барыня велела позвать к себе старшую приживалку…
— Любовь Любимовна, вы видите, каково мое положение? Подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни?“
Итак, барыня просит у старшей приживалки…
“Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать ее от забора.”
А собака всё лает. “Любовь Любимовна отправилась в Гаврилину комнату. Неизвестно, о чем происходил у них разговор…”
Старшая приживалка просит дворецкого, который один раз уже окарал.
“И он (Гаврила) начал ему (Герасиму) объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки: подавай, мол, ее сейчас, а то беда будет.
Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.
— Да, да, — возразил тот, кивая головой, — да, непременно.”
Чуден язык Тургенева. “Да – возразил..”
Я понимаю “возразил” как “нет”. Возможно, в этом “да – возразил..” есть какой-то скрытый авторский смысл?
Дворовые люди отнеслись к проблеме Герасима без понимания.
“— Ну, да, — заметил Степан, — он ее утопит. Уж можно быть спокойным. “
“— Экой чудной этот Герасим! — пропищала толстая прачка, — можно ли эдак из-за собаки проклажаться! “Герасим ушел с барского двора в Москве обратно в свою деревню.
“Через два дня он уже был дома, в своей избенке….
Староста сначала было удивился, но сенокос только что начинался…”
“Барыня … расплакалась, велела отыскать его (Герасима) во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле…
Наконец пришло известие из деревни… Барыня … успокоилась….
Впрочем, она скоро сама после того умерла.”
Итак, мы бегло прочитали всю историю, чтобы понять главное:
Барыня не приказывала убивать собаку. Она даже не знала, что собака дорога Герасиму. Я уверен, что попроси он за неё, барыня бы разрешила её держать. Более того, своим желанием приласкать собачку барыня подписала той смертный приговор.Приказ уничтожить собаку дали “придворные” слуги, они явно приревновали барыню к собаке.
Кстати, барыня вовсе не прибеднялась, как уверяет Тургенев. Она действительно болела и вскоре умерла. То есть её просьба тишины была реально последним желанием.
И Герасим бежал не от барыни, он бежал от этих равнодушных и жестоких людишек, фактически предавших его ради возможности “
вместе красть и учитывать чай, сахар и прочую бакалею“, а также просто валять дурака в поместье вместо работы в деревне.
Такая ситуация могла бы произойти и в наше время в любом городском дворе. Дело не в барыне, дело в холопах.
Источник
Литературное чтение во 2 классе.
Тема. Обобщение Проверка знаний по разделу «Я и мои друзья»
Цели урока:помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.
Задачи: развивать память, внимание, логическое и образное мышление; воспитывать интерес к чтению, к
урокам чтения.
Урок рефлексии
Планируемые результаты
Предметные. Научатся хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их содержание и авторов, работать парами и в группах
УУД.
Р:проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П: постановка и формулирование проблемы
К: формулировать собственное мнение и позицию
Личностные результаты. Формирование ответственности человека за общий результат деятельности в группе, коллективе.
Ход урока
I.Проверка домашнего здания
II.Постановка цели, актуализация знаний
– Мы изучили раздел «Я и мои друзья». На уроках говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми и даже между людьми и животными.
– Сегодня мы еще раз вспомним все эти произведения.
III.Обобщающая беседа по пройденному материалу
Просмотрите учебник, вспомните, с произведениями каких авторов мы познакомились в разделе «Я и мои друзья»?
Вспомните, какие рассказы мы читали, какие стихи учили?
Какие проблемы мы обсуждали?
На какого героя из прочитанных рассказов вы хотели бы быть похожими?
А с кем хотели бы дружить?
На кого вы бы ни за что не согласились быть похожими?
К каким произведениям относятся иллюстрации, нарисованные вами и представленные на нашей выставке?
IV.Физкультминутка
V.Проверочная работа. Тест «Я и мои друзья».
Вариант 1
1. Когда герой стихотворения Э. Мошковской «вышел из обиды»?
1) когда перед ним извинились
2) когда он помирился со всеми
3) когда он хорошо поел
4) когда он съел пирог и проспал два часа
2. Какое произведение написал В. Лунин?
1) «Я и Вовка»
2) «Почему?»
3) «За игрой»
4) «Гляжу с высоты»
3. Какое слово шепнул старичок мальчику в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово»?
1) спасибо
2) извини
3) пожалуйста
4) здравствуйте
4. К какому рассказу подходит пословица?
Добрый человек добру и учит.
1) «Почему?»
2) «Два пирожных»
3) «Волшебное слово»
4) «Анна, не грусти!»
5. Укажи верные утверждения.
1) Герои стихотворения «Я и Вовка» — настоящие друзья.
2) Аню из рассказа «Анна, не грусти!» можно назвать хорошей подругой.
3) Рассказ «Волшебное слово» учит вежливости.
4) Герой рассказа «Почему?» не раскаялся в том, что сказал маме неправду.
Вариант 2
1. О чём попросила мама Наташу и Олю в рассказе Ю. Ермолаева «Два пирожных»?
1) сходить в магазин
2) подмести пол
3) помыть посуду
4) погладить бельё
2. Кто написал стихотворение «За игрой»?
1) В. Берестов
2) В. Лунин
3) Э. Мошковская
4) А. Барто
3. Герои какого рассказа свалил свою вину на собаку?
1) «Почему?»
2) «Анна, не грусти»
3) «Хорошее»
4) «Два пирожных»
4. К какому рассказу подходит пословица?
Горькая правда лучше сладкой лжи.
1) «Хорошее»
2) «Анна, не грусти!»
3) «Почему?»
4) «Волшебное слово»
5. Укажи верные утверждения.
1) Героев стихотворения «Я и Вовка» нельзя назвать настоящими друзьями.
2) Рассказ «Хорошее» учит тому, что нужно совершать добрые поступки, а не говорить о них.
3) Аню из рассказа «Анна, не грусти!» нельзя назвать хорошей подругой.
4) Герой рассказа «Почему?» рассказал маме правду, когда понял, что его не будут ругать.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Мы обсудили много рассказов и стихотворений.
Какое из произведений понравилось вам больше и почему?
Какие же выводы вы сделали для себя?
На магнитной доске на карточках написаны различные действия и поступки.
(К доске приглашаются 2 пары настоящих друзей. Одна пара должна собрать качества настоящих друзей, а другая – то, чего настоящие друзья никогда не должны делать.)
Помогать, принимать помощь, ругать, драться, играть, делиться, жадничать, сообщать новости, сплетничать, уважать, завидовать, радоваться чужим успехам, обижать, обзывать, выручать, быть внимательным, поддерживать, говорить правду, обманывать, льстить (подлизываться), ябедничать, командовать, доверять, сочувствовать, сопереживать.
Домашнее задание
Написать сочинение о себе и своих друзьях.
Источник
пословицы к рассказу осеевой почему пословица к рассказу почему Какие пословицы можно подобрать к рассказу? Какие пословицы отражают суть рассказа Осеевой “Почему”? Чёрная Луна более года назад В рассказе Овсеевой “Почему?” все началось с того, что главный герой – маленький мальчик баловался со своим другом – псом Бумом. Они находились в столовой и мальчик качался на стуле, а пес хватал его за пятки. Сильно раскачавшись мальчик ухватился за скатерть и разбил чашку, которая принадлежала его отцу. Мама мальчика услышала шум и стала упрекать сына за его поступок, но мальчик свалил всю вину на Бума. Тогда мама отвела собаку на улицу и сказала, что теперь он будет жить в будке. Мама убеждала сына, что за нечаянный поступок не наказывают и всячески пыталась вытянуть из него признания. Но сын упорно утверждал, что во всем виноват Бум. Когда пошел сильный дождь, то мальчик прибежал к маме и во всем сознался. Ему было жалко собаку, оставшуюся на улице. Рассказ “Почему?” Овсеевой, учит говорить правду, не предавать своих друзей и отвечать за содеянное. Теперь подберем пословицы к рассказу. Пословицы к рассказу Овсеевой “Почему?”: автор вопроса выбрал этот ответ лучшим -Irinka- более года назад Рассказ Осеевой “Почему” учит читателя быть совестливым, правдивыми, ни когда не врать, не обманывать своих близких людей. Главный герой рассказа это маленький мальчик, который по неосторожности разбивает папину чашку. Вместо того, чтобы признать свою вину и рассказать маме всю правду, он сваливает свою вину на щенка Бума. Мама выгоняет Бума на улицу и в конце рассказа, мальчику жаль собаку, у него просыпается совесть, ему стыдно за свой обман. Мальчик признаётся в содеянном и Бум оказывается вновь дома. К рассказу подойдут такие замечательные пословицы, как: Рассказ хорошо характеризует такая пословица, как “Сумел провиниться, умей повиниться”. Эта пословица говорит о том, что если ты что-то сотворил и в чем-то виноват, тогда в себе обязательно нужно найти силы и признаться в своём проступке. Ninaarc 8 месяцев назад В рассказе Осеевой “Почему?” речь идет о мальчике, который разбил чашку и свалил всю вину на собаку по имени Бум. Мама, опечаленная тем, что разбита чашка погибшего супруга, наказывает Бума и выдворяет его во двор. Несчастная собака оказалась наказанной ни за что, а мы приведем пословицы о наказаниях без вины: Мальчик обманул маму и теперь переживает за Бума, который скулит и просится в дом. Но теперь он еще больше боится признаться в провинности, поскольку к вине за разбитую чашку присоединилась вина за обман. Напишем пословицу о лжи, которая имеет свойство накапливаться: Мальчик осознал, что совершил проступки и когда началась гроза, жалость к собаке пересилила страх признания. Он побежал к маме и рассказал ей всю правду. Здесь нам подойдут пословицы о том, насколько важно уметь признавать свою вину и исправлять ошибки: Мама завела мокрого Бума и стала его вытирать полотенцем. Она не стала ругать сына, видимо, поняла, что он уже осознал провинность. А у мальчика на душе стало легче – его больше не мучила совесть, а Бум больше не страдал от незаслуженного наказания. Приведем пословицу о том, что счастье возможно лишь там, где царит правда: Прейскурант 9 месяцев назад Да, этот прекрасный рассказ Осеевой, как раз великолепен и тем, что маленький мальчик хотя и совершил подлость, хотя и потом испугавшись всю вину перебросил на собачку Бума, но после того, как его мама выгнала невинную собачку на улицу и сказала, что она в дальнейшем будет жить в будке, мальчик начал думать о совершенной им подлости, из-за которой пострадла невинная собачка, а когда пошел сильный дождь, мальчик решился сказать маме правду и спасти своего милого щенка Бума, который так и не понял за что его выгнали на улицу. Мама всё поняла правильно, она не сердилась, ибо знала, что мальчик исправился и в дальнейшем никогда из-за тручости не будет делать подлости. Мама простила его за разбитую папину чашу. К этому прекрасному рассказу “Почему?” прекрасно подойдет великолепное высказывание французского мыслителя Шарля Луи Монтескье, которое можно в широком смысле воспринимать и как пословицу: 357689092 7 месяцев назад В рассказе “Почему” речь идет о мальчике, который разбил чашку, но маме он сказал, что чашку разбил пес Бум. Тогда мама вывела Бума во двор, но мальчик все равно не признался в содеянном. И лишь вечером, когда на улице пошел дождь мальчик наконец-то признался, что собака вовсе не виновата. Пословицы, которые можно подобрать к рассказу: “Маленькая ложь за собой большую ведет” – соврав однажды, потом сложно остановиться. “Нечистая совесть спать не дает” – из-за того что соврал мальчик целый день переживал и не мог успокоиться. “Лучше горькая правда, чем сладкая ложь” – лучше сразу сознаться, чем постоянно врать. Рассказ “Почему?” Осеевой про обман, на который пошел главный герой, маленький мальчик, чтобы скрыть свою вину, и про угрызения совести, которые заставили его признаться в содеянном и оправдать Бума. Все это и должно быть отражено в пословицах. Здесь приведено достаточно пословиц, но я бы хотела к уже указанным добавить следующие: И вот еще несколько пословиц: Копирайтер Ольга Новикова более года назад Основной смысл рассказа Осеевой «Почему?» можно передать следующими словами: за все свои деяния всегда следует отвечать самому, а не обвинять в неудачах кого-то другого. Рассказ воспитывает в детях честность и ответственность. Поэтому больше всего к нему подойдут следующие пословицы: Знаете ответ? |
Источник