Год собаки какой год перед эти
Источник
Источник
Легенда приписывает изобретение китайской астрологии мифическому «Жёлтому императору» Хуан-ди (ок. 2600 до н. э.). По другим данным, она была основана во время династии Чжоу (династия правила в Китае около 800 лет) и достигла расцвета при Ханьской династии (206 до н. э.—207 н. э.). Именно тогда основные элементы традиционной китайской культуры: философия Инь и ян, теория пяти элементов (У-син) и конфуцианское учение были объединены и положены в основу китайской медицины, алхимии и астрологии[1].
Структура китайского циклического календаря: годы[править | править код]
В основе китайского гороскопа лежат следующие периоды:
10-летний цикл («небесные стволы») опирается на две важнейших идеи древней китайской философии. Каждый из пяти элементов или стихий (металл, дерево, вода, огонь и земля) занимает по два года — один год в «ян», а другой — в «инь». Китайское слово син, хоть и переводится обычно как «элемент», буквально означает «изменяющееся состояние бытия» или «фаза развития»[2], подобно описанным в Книге Перемен.
12-летний цикл («земные ветви» или «китайский зодиак»). По каким-то причинам именно 12-летний период вызвал у китайских астрологов наибольшее вдохновение. Характеристики зодиакальных животных (крыса, бык, тигр и т. д.) отличаются художественностью формы, а также богатством и психологической достоверностью содержания[3].
60-летний цикл является результатом взаимодействия 10-летнего и 12-летнего циклов. Каждый год характеризуется по инь/ян, по элементу и по животному. Например, начинается каждый цикл янской деревянной крысой и продолжается до следующей янской деревянной крысы. Чётность числа 12 приводит к тому, что каждое зодиакальное животное встречается только в одной форме инь/ян, например, дракон — всегда ян, а бык — всегда инь. Поэтому цикл длится именно 60 лет, а не 120.
Первым годом китайского циклического календаря древние китайцы считали 2697 год до н. э. Эту дату иногда считают годом рождения императора Хуан-ди. (Другая версия китайского начала времен — 2637 год до н. э.[4]). Позже какие-то соображения заставили перенести начало летоисчисления на 300 лет позже — к 2397. Это летоисчисление называется «традиционным». Сейчас начальный пункт передвинут ещё на 2400 лет и почти совпадает с Рождеством Христовым.
Текущий 60-летний цикл начался в 1984 году. 2020 год является 37-м годом 34-го цикла китайского календаря.
Год в 60-летнем цикле обозначается двумя иероглифами, первый из которых обозначает его порядковый номер в 10-летнем, а второй — в 12-летнем цикле. Эти два иероглифа называются биномом[5].
Месяцы, дни и часы[править | править код]
Такая же структура накладывается китайским гороскопом на месяцы, дни и часы. Для годов большой цикл длится 60 лет. Для месяцев — пять лет (60:12), для дней — 60 дней (примерно два месяца) и для часов — пять дней (древнекитайский час содержит 120 минут, так что сутки состоят из 12 часов). Из-за сложности расчётов для определения месяца или дня рождения человека существуют специальные таблицы. Для исчисления месяцев использовался один из двух календарей — лунный или астрологический.
Все циклы идут безостановочно, независимо друг от друга. Например, с началом года не считается, что все остальные ритмы начинают идти с нуля. Исключением является только момент начала летоисчисления.
Каждый из циклов добавляет ещё по одному биному. Образовавшиеся на основе момента рождения четыре бинома или восемь «знаков судьбы» и определяют, как считается, судьбу человека на всю жизнь.
Китайский зодиак[править | править код]
Китайский зодиак (кит. трад. 生肖, пиньинь shēngxiào, палл. шэнсяо), также «китайский 12-летний зодиак» (кит. упр. 中国十二生肖, пиньинь Zhōngguó shí’èr shēngxiào, палл. чжунго шиэр сэнсяо) — это схема, в которой каждый год соответствует животному и его предполагаемым характерным свойствам, согласно 12-летнему циклу.
Пять элементов[править | править код]
Согласно восточному гороскопу, все существа и предметы на земле состоят из пяти основных элементов — земля, дерево, огонь, металл и вода. Они понимаются также как стадии развития, протекающего в пяти фазах, превращениях неба, земли и человека. А именно[6][7]:
- Дерево: формировать, например, режим дня, с достоинством, постоянством, миролюбием.
- Огонь: зажигать, например, намечать цель, реализовывать, с размахом, энергией, динамикой, готовностью к борьбе.
- Земля: укреплять, создавать стабильность и равновесие, с заботливостью, точностью, настойчивостью, постоянством.
- Металл: формировать, с ограниченной готовностью рисковать, откровенно, справедливо, объективно, вечерняя энергия, осмотрительность, жатва.
- Вода: раскрепощать, конец цикла и предвкушение нового, осторожность, плодотворность, работать продуманно, склонность к мечтательности.
Каждое животное восточного зодиакального круга имеет положительную, нейтральную, и отрицательную стихию. Какое бы животное ни правило в текущий год, изначально году присуща своя стихия (качество), которая будет напоминать о себе, создавая либо удачные, либо конфликтные комбинации событий. Иными словами, по мнению астрологов, с учётом влияния стихий совсем не обязательно, что самыми благоприятными годами для человека будут именно те года, над которыми властвует «его» животное (в год которого он рождён)[8][неавторитетный источник?].
На картинке — пентаграмме У-син отображены правила взаимодействия элементов:
- Дерево вызывает Огонь, уничтожается Металлом.
- Огонь создает Землю, уничтожается Водой.
- Земля порождает Металл, уничтожается Деревом.
- Металл порождает Воду, уничтожается Огнём.
- Вода порождает Дерево, уничтожается Землёй.
Именно эти отношения (кроме основных правил, сформулировано ещё большое число исключений) используются для толкования судьбы человека, благоприятности для него того или иного года, дня или месяца. Так же определяется и совместимость двух людей.
Инь и ян[править | править код]
Инь и ян — это два понятия из древнекитайского учения Даосизм. Они описываются как противоположные взаимодополняющиеся принципы. Инь соответствует женскому, пассивному, принимающему, отдающемуся и заботящемуся, нетворческому, отрицающему началу. К нему относятся Земля, Луна, тени и ночь, а также чётные числа. Ян соответствует мужскому, деятельному, активному, динамическому, зачинающему и продуктивному, творческому, утверждающему началу. К нему относятся Солнце и свет, небо и день, а также нечётные числа[9].
Согласно учению об инь и ян, они чередуют направленность действий человеческого сообщества. Считается, что в год инь люди, используя накопленные силы и ресурсы, сосредотачиваются на завершении незаконченных дел. В год ян человек активизируется на новых делах, продвигается дальше и выше. От инь-ян-направленности зависит и оттенок правящей стихии («цвет» года).
В китайском календаре каждому животному соответствует либо мужское начало Ян, либо женское Инь, которое является постоянным, независимо от года. Таким образом год Крысы всегда соответствует Ян, год Быка — Инь, год Тигра — Ян, год Кролика — Инь, год Дракона — Ян, год Змеи — Инь, год Лошади — Ян, год Козы или Овцы — Инь, год Обезьяны — Ян, год Петуха — Инь, год Собаки — Ян, год Свиньи — Инь[10].
Границы года[править | править код]
В китайском календаре начало нового года падает на первое новолуние после зимнего солнцестояния[11], что происходит в декабре или январе. Наступлением нового года признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21—22 декабря), новолуние, которое происходит соответственно не раньше 21 января и не позже 20 февраля.[уточнить (обс.)][источник не указан 1724 дня],
Китайский календарь на 1900—2043 годы[править | править код]
В таблице наглядно видно, какой знак с каким животным ассоциируется, и указан первый день Нового года.
Цвет показывает стихию, которая связана с годом: красный = Огонь жёлтый = Земля белый = Металл синий = Вода зелёный = Дерево.
Роль календаря в жизни древних китайцев[править | править код]
Забота о календаре не была доверена учёным или придворным астрологам. Она считалась важнейшей обязанностью самого императора[12]. Чтобы обеспечить точность календаря, император не стеснялся принимать советы даже иностранных варваров, например, мусульман, а в середине XVII века — иезуитов. Это была важнейшая составляющая его роли посредника между Землей и Небом. Император объявлял наступление времен года (в разные времена года он должен был жить в разных покоях своего дворца) и начало основных сезонных работ, например, проводил первую символическую борозду, открывал сезон охоты или рыбной ловли.
Важнейшие жизненные решения принимались древними китайцами с учётом толкования гороскопа. Существуют сложные правила толкования гороскопа, на основании которых предсказателем делается вывод о характере человека, чей гороскоп анализируют, или о благоприятности того или иного момента для нового начинания.
Довольно разработанным был также прогноз личностной совместимости людей.
См. также[править | править код]
- Китайский календарь
Примечания[править | править код]
- ↑ Xiaochun Sun, Jacob Kistemaker, The Chinese sky during the Han:
constellating stars and society, pp.3-4. BRILL, 1997. ISBN 9789004107373 - ↑ Wolfram Eberhard, A Dictionary of Chinese Symbols — London.: Routledge and Keegan Paul, 1986. — pg 93, pg 105, pg 309
- ↑ Theodora Lau, The Handbook of Chinese Horoscopes, pp2-8, 30-5, 60-4, 88-94, 118-24, 148-53, 178-84, 208-13, 238-44, 270-78, 306-12, 338-44, Souvenir Press, New York, 2005
- ↑ Harald Weber: Das chinesische Horoskop. Astra-Verlag, Leipzig 1930, S. 13.
- ↑ Jean-Michel de Kermadec. Das große Buch der chinesischen Astrologie. Obris Verlag, München. 2000
- ↑ Harald Weber: Das chinesische Horoskop. Astra-Verlag, Leipzig 1930, S. 26-32.
- ↑ Derek Walters, S. 37.
- ↑ Китайский календарь и описание китайского гороскопа
- ↑ Harald Weber, S. 12.
- ↑ Древний китайский гороскоп
- ↑ Marcel Granet: Das chinesische Denken. Wissenschaft 519, Suhrkamp, 1985—2007, ISBN 3-518-28119-4, S. 80.
- ↑ Jean-Michel de Kermadec, стр. 154
Ссылки[править | править код]
Источник