И с тургенев собака над каким вопросом размышляет автор в
Стилистический анализ
стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С.
Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально
близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о
жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о
нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом
говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек»
(в значении «жизнь») , «конец» . В произведении можно выделить следующие
микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря») , собака.
Данный текст является примером художественной литературы.
Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов.
Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он
применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и
применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая» , «без
слов» . Другое олицетворение – чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого
существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный» .
Интересны также стилистические средства, используемые для
создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной
птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора) .
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза» , «она
сама себя не понимает – но я ее понимаю» , «две пары одинаковых глаз» и «в
каждой из этих пар» . Во втором случае повторение глагола «понимать»
используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь
между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она
без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы
тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в
качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни
человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз
повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь) .
Выбор автором слов также служит основной идее произведения.
Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,
Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . По словарю Ожегова животное
– это «такое живое существо, в противопоставление человеку» .
Для выражения основной идеи произведения используется также
ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в
человеке, – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. »
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения
замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким
крылом… » В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в
предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… »
Синтаксис в данном произведении используется для
противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я
ее понимаю» . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают
в себе особую экспрессию.
https://www.ucheba.ru/referats/14411.html
Источник
- Анализ стихотворений
- Тургенев
- Собака
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?
Какова тема этого стихотворения в прозе?
Это философское произведение. Его ведущая тема — неотвратимость смерти, перед которой все равны — и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на подсознательном уровне, ищет помощи и защиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного понимания людей и животных.
Попробуйте доказать, что это именно лирическое произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства автора.
Особую эмоциональность этому стихотворению в прозе придает то, что тема выражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием собаки. Человек и собака, по-видимому, одинокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защиты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему антитезы, противопоставляя этой буре обращенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и светится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широкого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары одинаковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Тургенева.
Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?
Стихотворение в прозе — особый жанр. Это небольшое прозаическое произведение лирического характера. Как мы уже сказали, лиризм достигается образностью, эмоциональностью, заменой повествовательного начала началом философским, оценочным. В таких произведениях ритмико-интонационные особенности, создающие лирический настрой, выражены не во внешней организации (рифма, стихотворные строки и т. д.), а внутренне, а также использованием лексико-синтаксических форм, стимулирующих особую эмоциональную выразительность авторской речи, что мы видим в стихотворении в прозе «Собака».
На этой странице искали :
- анализ стихотворения собака тургенев
- анализ стихотворения в прозе тургенева собака
- какова тема этого стихотворения в прозе
- какова тема стихотворения собака в прозе
- какова тема стихотворения в прозе собака
А поделиться!?
Реферат: Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Собака”
Насдвое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собакасидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И ятоже гляжу ей в глаза.
Онасловно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя непонимает — но я ее понимаю.
Японимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, чтомежду нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит исветится тот же трепетный огонек.
Смертьналетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
Ктопотом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет!это не животное и не человек меняются взглядами…
Этодве пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И вкаждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливок другой.
Стилистическийанализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Данное произведение входит в цикл стихотворений впрозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ авторамаксимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философскиеразмышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности,рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтемапроизведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятойжизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляютсяслова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведенииможно выделить следующие микротемы: погода («надворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст являетсяпримером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. Вчастности, использование тропов. Тургеневолицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяетприлагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяетпо отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».Другое олицетворение — чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живогосущества с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».
Интересны также стилистическиесредства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами вобразе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонекжизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена какотдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жметсяпугливо к другой» (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу вглаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковыхглаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используетсякак стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь междучеловеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов»близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемыйдля усиления экспресии. Словосочетания «нет никакойразницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистическогосредства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицомсмерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько разповторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот жеогонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов такжеслужит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременнотождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».По словарю Ожегова животное – это «такое живоесущество, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеипроизведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи.Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используетсяэпифора. «Это две пары одинаковыхглаз устремлены друг на друга. И каждойи этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо кдругой.»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являютсянарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своимхолодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Онатакже есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данномпроизведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, онасама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усилениянапряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
«И конец!»-подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательныйзнак используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическоесредство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какойименно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так какиз всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтениитекста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образомТургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течениемыслей человека.
Тургенев прибегает к приемамзвукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливаетсявпечатление беззащитности жизни перед смертью.
Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева
«Собака», анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева
В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.
«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.
Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал. А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.
Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.
Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.
Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ, восприятие, оценка)
В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творений Тургенева. Великий писатель создал их в финале •своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.
Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.
Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.
Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.
Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.
Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «Последняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотворениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути. »
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Стихотворения И.С. Тургенева “Собака”, “Воробей”, “Русский язык”: анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений
February 20, 2016
Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым посвящен наш обхор-анализ. Стихотворение в прозе Тургенева (каждое из них) является воплощением житейской мудрости писателя, чей гений позволил передать буквально в нескольких строках то, что воплощено в десятках философских трактатов.
Пограничный жанр
Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:
ослабления повествовательного начала;
В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и белого стиха.
Сколько всего было «стихотворений в прозе» Тургенева?
К малой, можно сказать, миниатюрной прозе Тургенев обратился уже на склоне лет, после написания таких шедевров, как «Записки охотника» и «Отцы и дети». Этим объясняется своеобразный эпитет, которым наделил писатель свой цикл, — «Старческое». При жизни автора напечатали только 51 стихотворение в «Вестнике Европы» в 1882 году. Остальные 30 писатель подготовить не сумел, и вышли они только в 1930 году.
Одни и те же темы стихотворений в прозе Тургенева пронизывают весь цикл. Мотивы старости, любви, Родины, одиночества — перед нами раскрывается мир человека, предчувствующего близкую смерть. Это окрашивает прозаические стихи в трагические тона. Между тем чувства одиночества и разочарованности сопровождает иная эмоциональная палитра — любовь к Родине, русскому языку, в котором заключены традиции народа, его мировоззрение.
«Воробей»: любовь сильнее смерти
Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.
Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью.
Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.
«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу
Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.
В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.
Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.
Гимн русскому языку
Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.
Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.
Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.
Вместо заключения
Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева – каждое из рассмотренных нами – принадлежит к вершинным произведениям русской литературы. Несмотря на небольшой их объем, автор сумел раскрыть важные темы, которые и по сей день не перестают волновать человечество.
Послушайте стихотворение Тургенева Собака
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Собака
Источник