Истории собаки породы легенды
Балто
Хаски по имени Болто принесли известность страшные события 1925 года, когда в городке Ноум (штат Аляска, США) разразилась дифтерия, грозившая всем жителям и в особенности детям.
Одно несчастье следовало за другим: шквальный ветер не позволял взлететь самолётам. Доставить партию антитоксина (дифтерийной сыворотки), единственное, что могло спасти заразившихся. Предстояло от ближайшей железнодорожной станции, до которой было больше тысячи километров. Было решено собрать несколько собачьих упряжек, которые, сменяя друг друга, должны были по цепочке передавать ящик.
Гуннар Каасен, хозяин упряжки, которую возглавлял Болто, отвечал за предпоследний перегон. Путь оказался опасным и сложным, до места они добрались только глубокой ночью. Чтобы наверстать потерянные на трудной дороге часы, погонщик решил не тратить время на остановку и смену собак. Полагая, что самый тяжелый участок они миновали. Упряжка не прошла и нескольких миль, как началась метель – такая, что, по словам Каасена, не то что сориентироваться и следить за дорогой, а даже просто рассмотреть что-либо на расстоянии вытянутой руки было невозможно!
Вероятность сорваться в овраг, или сбиться с пути и замёрзнуть была чудовищно велика, но тут Болто в полной мере проявил себя. Уверенно и точно выведя нарты сквозь буран прямо к Ноуму. Собаки прошли 73 мили (~110 км) за 7,5 часов — и эпидемия была остановлена.
Будучи одной из многих ездовых собак, которые спасли тогда тысячи жизней, именно Болто стал символом доблести и неколебимой воли к победе. Памятник ему стоит в Центральном Парке в Нью-Йорке.
Белка и Стрелка
Скромные обаятельные беспородные Белка и Стрелка, ставшие не просто первопроходцами, а в буквальном смысле слова покорительницами космоса.
Выдержав суровый отбор, который осуществлялся по критериям пола, возраста, веса, роста, окраса и даже личного обаяния, Белка и Стрелка стали одними из двенадцати собак, участниц проекта. Как и все настоящие космонавты, они подвергались суровым тренировкам. Их учили переносить перегрузки, подолгу находиться в изоляции в замкнутом пространстве, принимать специальную пищу, не реагировать на высокий уровень шума.
Они успешно справлялись с задачей, и всё же сумели попасть лишь на роль дублеров. Честь первой попытки досталась другим собакам. Чайке и Лисичке, чей полёт, к несчастью, закончился так толком и не начавшись – на девятнадцатой секунде после старта их ракета взорвалась.
Спустя всего месяц после этого, 19го августа 1960 года, Белка и Стрелка отправились в космос, чтобы провести на орбите более суток, сделав вокруг Земли семнадцать витков. Их благополучное приземление не только стало мировой сенсацией.
Но и наглядно доказало возможность благополучного возвращения с орбиты. Оказавшись на Земле, собаки быстро реабилитировались после стресса, и дальнейшую жизнь в покое и достатке провели при Институте Авиационной и Космической Медицины.
Данные, полученные входе их полёта, послужили основой для разработки предстоящего полёта в космос Юрия Гагарина.
Собака Павлова
В Санкт-Петербурге на территории НИИ Экспериментальной Медицины стоит бронзовый памятник собаке. Это памятник всем псам, безымянным и бесчисленным, чьи жизни были принесены на алтарь науки. В нынешний век прогрессивных технологий легко понять защитников природы, которые яро выступают против опытов над животными.
Вероятно, они забывают, что большинство из этих прогрессивных и щадящих технологий не были бы изобретены и разработаны, если бы не исследования конца 19го, начала 20го века, многие из которых провел один советский ученый. За бронзовой собакой, сидящей на гранитном постаменте, прочно закрепилось прозвище Собака Павлова.
Исследования Ивана Петровича Павлова внесли неоценимый вклад в современную науку и медицину. Они были бы невозможны без четвероногих, породистых и беспородных, служивших базой для его работы. Но в высшей степени несправедливо полагать Павлова вивисектором.
Многочисленные свидетельства очевидцев подтверждают, что ученый относился к подопытным животным очень бережно. Даже в самые тяжелые для лаборатории периоды старался создать для их жизни наилучшие условия. А нанесение непоправимых травм в ходе эксперимента всегда переживал очень тяжело, стараясь беречь жизнь каждой собаки. Этим-то собакам, чьи жизни стали неоценимым вкладом в современную науку и посвящен памятник.
Но по большей части словосочетание «Собака Павлова» ассоциируется у нас с понятием условного рефлекса. В серии экспериментов ученый доказал возможность образования у собак ранее не существовавших рефлексов. Вырабатывая ассоциации например между загорающейся лампочкой и получением еды. Это даже породило ряд карикатур и анекдотов: дворняжка спрашивает Собаку Павлова. Что такое условный рефлекс. «Видишь красную лампочку? – отвечает Собака, — как только она загорится, вон тот болван принесет нам поесть!»
В 1904 году за свои исследования Павлов удостоился Нобелевской Премии, став первым лауреатом этой почетнейшей награды в России.
Собаки же, помогавшие ему в исследованиях, достойны вечной памяти и глубокого уважения, ибо спасли не сотни и не тысячи, а миллионы человеческих жизней.
Хатико
Хатико, прославившемуся бесконечной преданностью. Пёс породы акита-ину из Токио посвятил свою жизнь терпеливому ожиданию умершего хозяина у входа на станцию Сибуя.
Его владелец, Хидесабуро Уэно, был профессором Токийского университета и, собираясь на работу, брал собаку с собой. Возле станции пёс отставал, а в три часа пополудни возвращался и встречал хозяина с работы.
21 мая 1925 года у профессора в университете случился инфаркт и он скончался в больнице. Осиротевшему Хатико было тогда всего восемнадцать месяцев, однако, не дождавшись хозяина, пёс проявил упорство и вернулся к станции на следующий день, чтобы снова ждать до позднего вечера. Не смотря на попытки друзей покойного забрать пса с улицы, он неизменно возвращался к станции, а ночевал на пороге дома, где раньше жил профессор.
Эта история так и осталась бы одной из многих безвестных печальных историй, если бы в 1932 году он не попался на глаза журналисту одной из крупнейших токийских газет. Расспросив местных торговцев и услышав историю Хатико. Журналист написал статью, глубоко тронувшую души японцев «Преданный старый пёс ожидает возвращения своего хозяина, умершего семь лет назад».
К станции Сибуя устремились люди, влюбленные пары хотели своими глазами увидеть живое воплощение преданности, а Хатико продолжал ждать профессора Уэно – до самой своей смерти в 1935м году, когда по дороге к станции его верное сердце перестало биться.
Памятник Хатико воздвигли еще при жизни, а его история послужила сюжетом для создания культового японского фильма, который в 2009 году пересняли в Голливуде с участием Ричарда Гира в роли хозяина Хатико.
Лео
Честный, а в буквальном смысле слова неподкупный служащий Голландской таможни, нарко-розыскная собака по кличке Лео. Уникальный пёс вошел в историю как овчарка-таможенник.
В течение девяти лет (обычно собаки служат куда меньше) Лео проработал в аэропорту Амстердама. И за годы своей службы показал такое рвение к работе и профессионализм, какие даже и не снились многим людям.
С его помощью было арестовано около трёхсот человек, перевозивших наркотики. В багаже, ручной клади, грузах и почте Лео в общей сложности обнаружил. 18 килограммов кокаина, 28 килограммов героина, 1 тонну марихуаны и 3 тонны гашиша. Общую стоимость этого дурманного арсенала сложно даже подсчитать, но речь определенно идёт о десятках миллионов долларов. Наркотики передавались фармацевтам для переработки в лекарственные препараты, или уничтожались.
По окончании службы, пёс получил государственную пенсию и место в высококлассном отеле для пожилых собак.
За свои небывалые достижения в области борьбы с контрабандой наркотиков, Лео удостоился почетного места в Книге Рекордов Гиннеса.
Пэл
Вымышленному псу, бесчисленное количество рассказов, фильмов и телесериалов. Посвящены приключениям преданной и изобретательной пушистой колли по имени Лесси.
Этот образ создал американский писатель Эрик Найт, автор рассказа «Лесси возвращается домой», который впоследствии превратился в повесть. Популярную настолько, что переводили её на двадцать пять языков. Первый фильм о дружбе мальчика с умной и преданной собакой вышел в 1943м году, и роль Лесси («Девушка») сыграл, как это ни странно, кобель по кличке Пэл.
Красавец и умник Пэл настолько удачно справился с ролью, что стал её бессменным исполнителем, а в продолжениях, которые снимали после его смерти (в 60-е, 70-е, 80-е и 90-е годы). В роли Лесси отметились целых девять его потомков по прямой линии – тоже кобели.
Это несоответствие объясняется тем, что кобели колли при должном уходе практически не линяют, и могут щеголять своей длинной шелковистой шерстью круглый год. В то время как колли-«девушки» дважды в год линяют, и в съемках приходилось бы делать перерывы. Кроме того, кобели крупнее, выносливее, ну и, конечно, после первого звездного исполнителя, Пэла, возникла эта своеобразная традиция.
На теперешний момент существует не менее тридцати фильмов и сериалов о Лесси, действия которых происходят в разное время и в разных местах. Неизменным остаётся только образ умной, ласковой и бесконечно преданной собаки.
Барри
в списке знаменитых собак принадлежит псу по имени Барри из монастыря св. Бернара в Швейцарии. Именно там были выведены собаки, способные находить и спасать заблудившихся и замерзших в альпийском снегу людей. Сильные, умные и бесконечно добрые, какими мы и знаем современных сенбернаров. Одним из таких спасателей и был Барри.
Много раз после снежной бури он отправлялся на поиски, чтобы найти, а то и выкопать из-под снега живую душу, отогреть своим теплом и отвести в монастырь, где монахи выходят и вылечат пострадавшего. Разные источники называют разные цифры, но все сходятся на том, что Барри спас около сорока человек.
В числе этих сорока был маленький ребенок, которого пёс откопал из-под снега, долго пытался разбудить и отогреть. И, в конце концов, мальчику удалось забраться собаке на спину – так Барри смог доставить его в монастырь.
Благородный труд и трогательная любовь к людям породили несколько печальных легенд. По одной из них Барри замёрз на смерть, отогревая свои теплом ребенка. По другой – некий солдат которого пёс пытался разбудить от холодного забытья, очнулся и, приняв своего спасителя за волка, заколол его. Последняя версия получила широкое распространение. И на памятнике Барри красуется табличка «Он спас сорок человек, и был убит, пытаясь спасти сорок первого». На самом же деле эти истории не имеют под собой никакой реальной подоплеки, и Барри спокойно дожил в монастыре до глубокой старости.
Рин Тин Тин
Пёс-актёр – немецкая овчарка Рин Тин Тин, сыгравший рекордное количество ролей в американских фильмах. Никто не готовил его к карьере суперзвезды. Щенка подобрал и привез из Франции в Америку во время Первой мировой войны капрал Ли Дункан, неравнодушный к служебному собаководству. Он вырастил и воспитал щенка, а когда пёс подрос, стал участвовать в выставках и соревнованиях.
Дальше в дело вмешалась судьба. В 1922м году молодая кинокомпания Warner Brothers терпела колоссальные убытки и была на грани банкротства. В тот момент они снимали фильм «Человек с Адской реки», в съёмках должен был участвовать волк, но клыкастый хищник наотрез отказывался сотрудничать и выполнять требования режиссера. Случайно оказавшийся рядом Дункан предложил Рин Тин Тина на роль волка, пёс полностью оправдал возложенные на него надежды, и картина получила громкий успех.
С тех пор Рин Тин Тин систематически привлекался на роль волков, а так же полицейских овчарок, и просто собак. Он установил абсолютный рекорд, снявшись более чем в тридцати фильмах! Не каждому актёру-человеку по плечу такой внушительный послужной список.
После смерти звезды экрана у Дункана остался жить его сын – Рин Тин Тин II, а затем появился на свет и Рин Тин Тин III. А первый Рин Тин Тин удостоился собственной звезды на Аллее Славы в Голливуде.
Джульбарс
Завершает список собака минно-розыскной службы, участник Великой Отечественной Войны, восточно-европейская овчарка по кличке Джульбарс, чей вклад в спасение жизней солдат и мирных жителей трудно недооценить.
Подготовленный в воинской части «Красная Звезда» известным кинологом Диной Волкац, Джульбарс за годы войны сумел обнаружить свыше семи тысяч мин и около ста пятидесяти снарядов. Безошибочное чутьё и неутомимый дух провели его по всей России и дальше – он участвовал в разминировании крупных объектов в Праге, в Вене, помогал обезопасить Владимирский Собор в Киеве, и это лишь малая часть его достижений.
В марте 1945 года за успешное выполнение боевого задания, Джульбарс был награжден медалью «За Боевые Заслуги» — беспрецедентный случай, когда собака удостоилась воинской награды.
Однако, мало какая служба опасна так, как минно-розыскная. Уже в самом конце войны Джульбарс был ранен. И по состоянию здоровья не мог принять участие в Параде Победы в Москве – он не мог ходить. Эта новость оказалась достаточно значимой, чтоб о ней доложили лично Сталину, который буквально приказал пронести собаку по Красной площади. «Пусть эту собаку пронесут по Красной площади на руках на моём кителе» — сказал Верховный Главнокомандующий, и действительно отдал для этого свой поношенный китель без погон. На Параде Победы вслед за коробкой солдат минно-розыскной службы, строевым шагом прошел майор Александр Мазовер, державший на руках сооруженные из кителя носилки, на которых лежал пёс-герой.
К счастью Джульбарс сумел оправиться от ранения, и после войны даже снялся в кино в советской экранизации «Белый Клык».
Читайте дальше Олимпийские игры
Читайте дальше Борзые — Враги Революции
Читайте дальше Боги и Фараоны. Древний Египет
Источник
Как появились собака и кенгуру(Сказка австралийских аборигенов)
В те времена, когда кенгуру и собака еще были людьми, они повстречались как-то на лесной тропинке.
— Куда это ты собрался? — спросил один.
— На охоту, — ответил другой.
— Неплохо задумано. Пойду-ка и я с тобой, — сказал один, а другой согласился.
Они взяли копья и метальницы и двинулись в путь.
— Куда пойдем?
— Все прямо, прямо!
Шли они, шли и добрались наконец до речки с глинистыми берегами. Глина была коричневая, белая и красная.
Накопали глины, сложили в кучки, и сказал один:
— Попробуй нарисуй меня. Но так, чтоб я был похож на собаку.
— Можно. Нарисую тебя, и ты будешь похож на собаку.
— Возьми побольше коричневой глины!
Другой рисовал медленно и старательно. Сперва голову, потом тело, брюхо, грудь, хвост и четыре лапы.
— Гляди, ты уже готов! Я очень хорошо тебя нарисовал. Ты настоящая собака.
— Да, ты нарисовал меня прекрасно. Я настоящая собака!
— А теперь ты нарисуй меня! Но так, будто я кенгуру!
— Хорошо, ложись, а я тебя нарисую. Ты будешь кенгуру и поскачешь: гоп-гоп!
И нарисовал голову, две передние лапы, брюхо, Толстый хвост, а потом большие и сильные задние ноги.
— Готово, — сказал он вскоре. — До чего же хорошо ты получился! Настоящий кенгуру!
— Если ты и взаправду нарисовал меня похоже, тогда я стану кенгуру. А ты — если уж ты теперь собака — попробуй залаять.
— И залаю, — ответила собака и залаяла.
— А теперь попробуй догнать меня, — сказал кенгуру.
И потому что они уже были не людьми, а кенгуру и собакой, то побежали один за другим: впереди кенгуру, а за ним собака. Они мчались по долине, перескочили через ручей, вскарабкались по склону холма, и собака все время лаяла. А потом сели отдыхать.
— Как же мы назовем место, где друг друга рисовали? — спросила собака.
— Не знаю, как нам его назвать, — ответил кенгуру.
— Назовем его Барл-Барл, — сказала собака.
И они побежали дальше. Вброд перебрались через реку и очутились у подножия высокой горы.
— Как тут красиво, — сказала собака, — Давай влезем на эту гору!
— Давай, — сказал кенгуру. — Цепляйся зубами за мой хвост, и я дотащу тебя до самой вершины.
Когда они забрались на гору, собака сказала:
— Как мы назовем это место?
— Назовем его Нумилукари, — ответил кенгуру.
— Вот и хорошо, — согласилась собака, — и останемся здесь навсегда!
Так оно и стало. Кенгуру с утра до ночи прыгал, а собака лаяла.
Об истинной дружбе(Новоассирийская притча)
Жил человек, и у него была собака. Собака сторожила дом и сад, но пришло ее время, собака состарилась, и тогда сказал себе человек: «Зачем мне держать собаку, если она такая старая? Пойду и утоплю ее».
Он отвязал лодку, посадил собаку, прикрепил ей на шею камень и выгреб на середину реки. Собака сидела не двигаясь и лишь внимательно смотрела хозяину в лицо, будто все понимала. Когда лодка выплыла на быстрину, человек встал, поднял собаку и бросил ее в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть.
Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Изо всех сил кинулась собака спасать человека и дотащила его до берега. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботлив и ухаживал за ней, пока она была жива.
Никогда не плати злом за добро, но всегда вместо зла делай добро!
Бог и собака или собака и бог?
Что звездное небо кишмя кишит собачьими названиями, знают все, но выбиться в божество собаке удалось лишь в Египте, где богом автоматически становился каждый фараон, даже если добился трона способом весьма сомнительным, большей частью человеческим.
Египтяне обожествляли все, что им нравилось и могло сгодиться, и, конечно, прежде всего Нил. Из животных в боги они определяли лишь тех, кто приносил больше пользы. Что одной из наиболее чтимых богинь они сделали Хатхор — корову, — понять можно, Корова и в самом деле дает человеку самое необходимое. И то, что богом войны — главным образом в Верхнем Египте — стал Вепуат-Упуат с волчьим ликом, тоже вполне объяснимо. Его изображения на штандартах несли перед местными фараонами. Волчья кровожадность этого бога открывала перед фараоном определенные перспективы. Но как именно пес — а на изображениях это чаще всего человек с песьей головой, Анубис, — стал богом погребения и патроном бальзамировщиков мертвых?
Стало это не по его вине, а, видимо, так проявилась любовь человека к собачьему племени. Собаки, как правило бездомные, надо полагать, бродили стаями вблизи захоронений. Их гнал голод. Не всех мертвых бальзамировали и предавали земле, трупы бедняков просто оставляли в местах захоронений. Кроме того, вблизи находились жертвенники, и остатки жертвоприношений доставались вечно голодным псам. Короче говоря, на кладбищах собакам жилось привычно и вольготно.
Изображения или фигурки собак обнаружены во всех гробницах. В гробнице Тутанхамона, например, их примечательно много; либо этот фараон очень любил собак, либо, уже выйдя из детского возраста, по-прежнему был не прочь позабавиться куклами и фигурками.
В научных трактатах принято утверждать, будто бог Анубис изображен с головой собаки либо шакала. Это мнение египтологов. У кинологов же точка зрения иная: они не сомневаются, что голова у Анубиса собачья и уж никак не шакалья! Ведь в гробницах обнаружены мумии собак, а не шакалов, да и на рисунках фараон охотится с собаками, а не с шакалами, потому что шакалов не удалось приручить. Собачий бог на всех изображениях выглядит совершенно одинаково: острая морда и острые уши. Это скорее символ, нежели изображение реальной породы или вида!
Египтяне знали несколько собачьих пород, но все они очень походили одна на другую. Ученые предполагают, что это может быть салюки, собака у нас в Европе довольно редкая, напоминающая борзую: шерсть шелковистая, морда острая, хотя уши не стоят торчком. Уши торчком — у борзой грейхаунд, родом из Африки, а также у цветной красавицы из Конго-басенжи, где ее использовали главным образом для охоты в зарослях африканского буша. До нас дошли сведения, что она была любима и при дворе фараона, чьи связи с африканцами не могли, естественно, не быть обширными и тесными. И у грейхаунда тоже удлиненная морда и уши торчком. Салюки, о которой мы уже говорили, обнаружена не только в Египте, ее останки найдены также на местах древнейших человеческих поселений. Очевидно, салюки была очень популярна, ведь даже ислам — религия весьма суровая — почитал ее как зверя почти священного. А в Египте бальзамировали вместе с усопшим высокородным господином.
Ну конечно же, это была собака, а не какой-то там шакал! О том, что египтяне действительно любили собак, свидетельствует множество упоминаний в египетской, в общем-то небогатой, литературе.
До нас дошло около семидесяти собачьих кличек, иные из них очень красивы, ну, скажем, такие, как Быстроножка, Красивоголов, Хороший сторож… Собаку часто изображали вместе с человеком — то на охоте, то сидящей под стулом, на котором отдыхает ее хозяин. В одном частном письме некий военачальник, живший во времена XI династии, упоминает о «постельной собаке, которую любит ее госпожа…». Для солдата такое проявление чувств непривычно искренне!
Собака в египетском обществе, конечно же, выполняла самые различные функции, но самая главная — это то, что она была богом. Любопытно, что бога Анубиса иногда называют Хозяином скота, значит, о древнейшей собачьей профессии египтяне не забыли, несмотря на то что бога, который возится с мертвыми, того же самого Анубиса, величают еще Владыкой святой земли или Владыкой пещер, а так как он участвует также в Последнем суде, называют еще и Считающим сердца. И конечно, Анубис — Мастер пеленания, тут имеется в виду пеленание тел усопших.
И хотя черная шерсть у собак встречается не так уж часто, египетский бог Анубис всегда изображается черным, видимо, этот цвет наиболее подходит для царства мертвых. Анубис всегда считался богом благородным, потому что смерть в Египте тоже считалась явлением возвышенным, а главное, была предметом обширнейшего промысла, какой только можно себе представить. Короче говоря, египтяне жили лишь для того, чтобы умереть, и всю свою жизнь тщательно готовились к смерти. Их загробная жизнь протекала не в раю среди святых, как в христианской религии, но имела все атрибуты жизни земной. Порядочный египтянин жил на этом свете довольно скромно, в домах или дворцах из глины, но, умерев, в соответствии со своим положением обретал каменную гробницу со множеством залов. Подземные захоронения — это огромные резиденции, и размеры пирамид подчеркивают величие смерти. Пирамида сама по себе колоссальна, но к ней относились еще и храмы, и разные службы, включая специальные ладьи, на которых покойному надлежит переправиться на тот свет.
Поэтому и собачий бог Анубис не какой-то там завалящий бог, а, по представлению египтян, четвертый сын бога Ра. Более того, позже Анубиса объявляли даже сыном бога Осириса и его сестры Небетхет. Так что, сами понимаете, происходил он из благородного семейства, ибо сестра или дочь обычно становились супругами не только богов, но и фараонов. У богини Небетхет был муж Сутех, который утверждал, будто Небетхет бесплодна, надеясь таким образом избавиться от нее. Чтобы доказать обратное, она напоила допьяна своего брата Осириса и принудила зачать с ней сына. Вот так и появился на свет Анубис. Но в своем собачьем обличье он пришелся матушке не по нраву, и она его бросила.
Другая жена Осириса — тоже его сестра — подобрала брошенного песика, вырастила, он стал жить вместе со своим папой и повсюду его сопровождал. Когда Осириса убил Сутех, верный Анубис помог найти его тело и обернул льняными бинтами, пропитанными смолами и маслами, то есть бальзамировал. Потом уже так поступали все. Ибо лишь непорушенное тело могло обрести бессмертие.
Однако бальзамированием дело не кончилось. Погребение в Египте сопровождали многочисленные церемонии. Полагалось не только построить посмертное обиталище, но и обставить его с пышностью, положить туда пищу, цветы и бальзамированных животных, милых сердцу усопшего. Прежде всего, конечно, собак, кошек и птиц…
Бог Анубис, согласно «Текстам пирамид», участвовал в той части печального обряда, когда в присутствии богов на весы клали сердце покойного и решался вопрос, будет ли пущен умерший в «страну бессмертия», или же за скверное поведение его швырнут жуткому чудовищу — «великой пожирательнице» Амемайт, помеси льва, крокодила и бегемота, в пищу ей шло сердце человека, который не сумел ответить на вопросы, предложенные ему трибуналом богов, и потому осуждался на вечную смерть.
Одна надежда у покойника на бога Анубиса. Уж этот-то не подведет! Не покинет и поможет! Египтяне собак уважали, и даже город Касе в Верхнем Египте получил в их честь прекрасное имя: Собачий город, о чем мы узнали от греческих историков, называвших его Кинополь. Ни одно животное, кроме собаки, своего города не имело!
Собака, сопровождающая мертвых, — такое представление уже обнадеживает, и нет ничего удивительного, что греки охотно переняли его у египтян. А так как греческий пес по имени Цербер, что стерег вход на тот свет, был исключительно нехорош собой, греческих мертвецов сопровождал туда непоседливый бог Гермес. И когда греки Птолемеи правили Египтом, они преспокойно соединили своего Гермеса с собачьим египетским богом Анубисом и получили Германубиса.
Любопытно, что представление о собаке, сопровождающей мертвых на последнем, самом тяжком пути, пережило и древних египтян, и древних греков, и христианским церковникам немало пришлось потрудиться, чтобы искоренить из своей религии эти языческие вольности.
Но и это еще не все. Древнему Египту оказалось мало одного собачьего божества, и потому в Верхнем Египте, в Абидосе, крупнейшем месте захоронений, почитали другого собачьего бога, по имени Хентиаменти, что в переводе означает «Ведущий мертвых с Запада». Это был бог древний, сохранившийся, видимо, со времен еще доисторических, и позднее его культ слился с культом бога Анубиса. Ему было доверено самое старое кладбище в Египте, где находились также гробницы символические, как, например, гробница бога Осириса.
Короче говоря, собаку никогда не считали обыкновенным животным, ее общение с человеком было настолько тесным, что человек даже выделил ей особое место в своих поверьях.
И, руку на сердце, уважаемый читатель, ведь смерть и по сей день событие не пустячное еще потому, наверное, что «она абсолютно объективна и справедлива и никому не дает ни исключения, ни поблажки. Чего только не делает человек, чтобы хоть как-то смириться с ней, где шуткой, где плачем, а бывает, бравадой. И потому не так уж плоха идея, чтобы в наш последний час за нами пришла любимая собака, поглядела своими умными глазами, взяла за руку и повела через «долину теней страшной смерти».
Если рядом с человеком идет собака, путь уже не кажется таким безнадежно одиноким. Вот в этом-то, видимо, все дело…
https://www.modernlib.ru/books/marek_irz … ke/read_1/
Источник