Я быстро научился различать одну породу собак от другой
Решать тест ЕГЭ 2020 по русскому языку. Вариант 9
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Свёртывание крови – это многоэтапный ферментативный процесс, особая защитная реакция организма, которая предохраняет его от потери крови. (2)Механизм свёртывания крови очень сложный и строго последовательный, <…> каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции. (3)Этот механизм обеспечивает быстрое свёртывание крови при повреждении кровеносного сосуда.
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Быстрое свёртывание крови – многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс, защищающий организм от потери крови при повреждении кровеносных сосудов.
2) Механизм свёртывания крови – процесс небыстрый: каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции.
3) Свёртывание крови – это защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови, причём важную роль в процессе свёртывания крови играют соли кальция.
4) Многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс быстрого свёртывания крови обеспечивает защиту организма от потери крови в случае повреждения кровеносного сосуда.
5) Фермент, образующийся в результате реакции организма на повреждение сосудов, обеспечивает постепенное свёртывание крови и в то же время препятствует её свёртыванию в неповреждённых сосудах.
Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЕСПЕЧИВАТЬ, -чиваю, -чиваешь; несов.
1) кого-что чем. Снабжать чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.
2) кого-что. Предоставлять достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью.
3) Делать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.
4) кого-что от кого-чего. Ограждать, охранять (устар.). О. от нищеты.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
снялА
повтОрит
нЕдруг
сверлИшь
зАсветло
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ.
Во всех статьях автор обращается к одним и тем же проблемам, в результате чего сборник больше напоминает ЦЕЛОСТНЫЙ текст.
ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.
Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой.
Начальник отдела лёгкой промышленности в своём докладе перечислил условия, которые могли бы обеспечить НАРАЩИВАНИЕ темпов производства.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нужны КОНТЕЙНЕРЫ
им ДВИЖЕТ тщеславие
банка ТОМАТОВ
ОБА супруга
в ТРЁХСТА книгах
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения | 1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду». 2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников. 3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях. 4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки. 5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома. 6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения. 7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах. 8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил. 9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) выб..рать, гарм..ничный, подр..жание
2) пол..гать, расст..лать, заж..мать
3) отв..рить (картофель), (гости) п..руют, сг..ряча
4) забл..ставший, оз..ряться, распол..гаться
5) из..бразить, пом..стить (в колбу), тв..рец
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
2) гидропод..ёмник, с..езд, без..ядерный
3) по..бросить, на..бровный, о..биться
4) пр..скорбный, пр..града, пр..старелый
5) бе..печность, и..чезнуть, ни..провергать
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) устар..вать, придирч..вый
2) напутств..вать, наслед..вать
3) приветл..во, разобид..ться
4) никел..вый, наста..вать
5) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) несдерж..нный (человек), слыш..щий
2) вскоч..шь, вспен..вшийся
3) замес..шь (тесто), воссоздава..мый
4) обяж..шь, предусмотр..нный
5) ищ..щий (правду), (куры) кудахч..т
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)РАЗ мы возвращались к этому вопросу.
Ему было (НЕ)(ЗА)ЧЕМ туда ехать.
Мне (НЕ)(С)(КЕМ) посоветоваться.
Ответ на наш запрос (НЕ)ПОЛУЧЕН.
Ты (НЕ)ДОЛЖЕН верить слухам.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (В)ТЕЧЕНИЕ часа изучали глубоководный мир.
Сидя на коне, командир (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут пристально смотрел (В)ДАЛЬ.
Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.
ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.
Будучи просвещённейшим человеком своего века, А. С. Пушкин (НИ)РАЗУ не был (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Низкий дом с голубыми ставнями (1)
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года…
Восхищаться (2) уж (3) я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но (4) наверно (5) навеки имею (6)
Нежность (7) грустную русской души.
(С. А. Есенин)
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
Задание 21
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2)Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3)Временами только слышится неожиданный всплеск — это уточки гаги поднялись с воды. (4)Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5)Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6) Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7)К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова — Домашние горы.
(8) У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9)Посмотришь на склоны гор — глаза слепит от увиденного!
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому – горы, кому – морское, пропахшее рыбой побережье, а кому – родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки
о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов – разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине.
2) Любовь к Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе.
3) Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно.
4) Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами.
5) И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.
2) В предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание.
3) Предложения 11, 12 содержат повествование.
4) В предложении 25 представлено описание.
5) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
Задание 24
Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.
Задание 25
Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«В.А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)__________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)__________ («стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)__________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)__________ (предложения 17, 18)».
Список терминов:
1) эпитет
2) гипербола
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) анафора
8) вопросительные предложения
9) диалектизм
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст Солоухина с проблемами и авторской позицией
Теория ЕГЭ по русскому языку 2020
Источник
– Став кинологом, я быстро научился ОТЛИЧАТЬ одну породу собак от другой. Зелень дуба издали ОТЛИЧАЕТСЯ от прочей листвы.
– Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.
Отличие – различие
– Роман имеет много ОТЛИЧИЙ от повести. Вот еще одно ОТЛИЧИЕ англоязычной поэзии: стихотворение по-английски преимущественно с мужскими окончаниями.
– Между ребятишками было РАЗЛИЧИЕ: один был чуть светлее и чуть голубоглазее. Сословные РАЗЛИЧИЯ оказались в Англии более стойкими, чем в других западноевропейских странах.
Памятливый – памятный
– Как человек ПАМЯТЛИВЫЙ, Иван Федорович проверил в своём уме, не упустил ли чего-нибудь.
– ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.
Перетерпеть – претерпеть
– На пути к победе солдаты готовы были ПЕРЕТЕРПЕТЬ все бедствия, преодолеть все преграды.
– План в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
Покупательный – покупательский – покупной
– В самой Японии жемчуг не находит сбыта ввиду крайне слабой ПОКУПАТЕЛЬНОЙ способности населения.
– С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
– В ряде центральных губерний своего хлеба не хватало даже до Нового года и крестьяне ели ПОКУПНОЙ.
Почтенный – почтительный
– У стриков было три курочки и ПОЧТЕННЫЙ петух, который всё отдавал курам, что ни найдёт.
– Прежде чем начать свою обличительную речь, Виталий благоразумно отошёл от противника на ПОЧТИТЕЛЬНОЕ расстояние. Адъютант с ПОЧТИТЕЛЬНЫМ и бесстрастным видом отдал честь.
Практический – практичный
– Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе. Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве. К сожалению, никакого ПРАКТИЧЕСКОГО значения теория не имела.
– Она всегда прислушивалась к советам своей ПРАКТИЧНОЙ приятельницы.
Предоставить – представить
– Работодатель обязан ПРЕДОСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику,
который учится заочно. На книжном фестивале желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.
– Производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки. Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.
Представительный – представительский
– Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов. Его ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ внешность внушала доверие.
– При определении правильности отнесения затрат по ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИМ расходам следует руководствоваться письмами Минфина России. В ночной темноте мягко светились фары ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ джипов, съехавшихся на аэродром за гостями.
Признанный – признательный
– Русская классическая литература является ПРИ3НАННЫМ достоянием мировой культуры. Он был ПРИ3НАННЫМ мастером традиционного блюза.
– Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИ3НАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.
Продуктивный – продуктовый
– С каждым годом улучшаются условия, способствующие повышению ПРОДУКТИВНОЙ производительности почв. Благодаря своей ПРОДУКТИВНОЙ работе он основывал новую деловую отрасль.
– Филиппова подробно изучала витрину небольшого ПРОДУКТОВОГО магазина.
Производительный – производственный – производительность
– Технологический прогресс непосредственно влияет на развитие ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ сил.
– Люди с большим ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ опытом, вроде Назарова, были очень нужны.
– Агротехника способствует повышению продуктивной ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ почв.
Просветительский – просвещённый
– Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
– Екатерина II проводила политику, получившую название ПРОСВЕЩЁННОГО абсолютизма.
Публицистический – публицистичный
– В годы Великой Отечественной войны Антоновская выступает с ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМИ статьями, обращается по радио к зарубежным слушателям.
– ПУБЛИЦИСТИЧНОЕ выступление заведующего кафедры никого не оставило равнодушным.
Пугливый – пуганый
– Косуля—очень ПУГЛИВОЕ животное, и встретить его удается очень редко.
– ПУГАНАЯ ворона куста боится. С весны и в продолжение всего лета стрепета в местах степных, далеких от жилья, не ПУГАНЫЕ и не стреляные, довольно смирны.
Раздражение – раздражительность
– Укус комара обычно вызывает РАЗДРАЖЕНИЕ кожи. Световые лучи вызывают на сетчатке зрительное РАЗДРАЖЕНИЕ, приблизительно раз в пять меньшее, чем при падении на центр глаза.
– В характере Давыдова появилась не свойственная ему РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ — это склонность несоразмерно реагировать на обыденные раздражители, выражая в словах и поступках недовольство и неприязнь к окружающим.
Ритмический – ритмичный
– РИТМИЧНЫЙ, однообразный труд противоположен писательству, если оно понимается как творчество. В зале играла РИТМИЧНАЯ и зажигательная музыка, однако танцующих было мало.
– Он часто останавливался, чтобы прокомментировать различные изменения РИТМИЧЕСКОГО рисунка, ассонансные рифмы и модальные мелодии.
Романтический – романтичный
– Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями. Связь с барочным стилем наиболее полно проявила себя в поздних РОМАНТИЧЕСКИХ трагикомедиях Шекспира.
– В Южном Уэльсе буквально на каждом шагу встречаются таинственные и удивительно РОМАНТИЧНЫЕ места, которые британские кельты считали обителями богов.
Скрытный – скрытый
– Печорин не размахивал руками, что говорит о его СКРЫТНОМ характере. Барс очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь. Это заболевание носит СКРЫТНЫЙ характер, часто его симптомы незаметны.
– Всегда в словах Полины Викентьевны я чувствовал СКРЫТУЮ улыбку снисхождения к людям. Было решено вести у дома Удовского СКРЫТОЕ наблюдение.
Словарный – словесный
– Богатый СЛОВАРНЫЙ запас – показатель интеллектуального развития человека. СЛОВАРНЫЙ материал делится по языкам, по лексическим и грамматическим признакам, с разграничением простых слов и фразеологизмов.
– СЛОВЕСНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит. Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
Сопротивление – сопротивляемость
– СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен. Падающий парашютист испытывает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ воздуха.
– На следующий день Алкивиад принялся грабить землю Фарнабаза, не встречая нигде СОПРОТИВЛЕНИЯ. Стрелка амперметра неуклонно лезла всё выше, проволока СОПРОТИВЛЕНИЯ покраснела, стала белеть, и Олег Петрович выключил рубильник.
Соседний – соседский
– СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало вкусными вишнями. На СОСЕДНИХ улицах асфальтировали дороги.
– СОСЕДСКИЙ восьмилеток Мишка вертелся и пронзительно верещал: «Дождюк, дождюк, припусти, мы поедем во кусты…».
Сравнимый – сравнительный
– По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство. Ни с чем не СРАВНИМЫЙ запах земляники витал над поляной.
– После бури на море установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье. На столе громоздились чертежи, рисунки, СРАВНИТЕЛЬНЫЕ таблицы образцов.
Сценический – сценичный
– В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства. Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный СЦЕНИЧЕСКИЙ талант.
– Длинная, не очень СЦЕНИЧНАЯ пьеса требует значительных сокращений.
Технический – техничный
– Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт. ТЕХНИЧЕСКИЙ директор предприятия ведает техникой производства, а не общими административными делами.
– Правильная, ТЕХНИЧНАЯ работа дает спортсмену возможность один-два раза в год ставить новые рекорды в единичных упражнениях.
Удачливый – удачный
– Мой дедушка УДАЧЛИВЫЙ охотник, он всегда возвращался с охоты с большой добычей. Все считали его самым УДАЧЛИВЫМ спортсменом, которому удавалось выигрывать в самых тяжелых соревнованиях.
– Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ. Дизайнеру очень важно для внутренней отделки помещения сделать УДАЧНЫЙ цветовой выбор.
Униженный – унизительный
– При этих словах Валтасар сделал лакею какой-то тайный знак, заметив который Маргарита почувствовала себя УНИЖЕННОЙ.
– В их криках и шуме было столько веселого добродушия, что Гаврик понял: не будет ничего УНИЗИТЕЛЬНОГО, если он возьмет у них хлеб. Новый директор вернул многим прежние должности, сделал наказания менее УНИЗИТЕЛЬНЫМИ, смягчил взыскания.
Фактический – фактичный
– В основу исследования положен ФАКТИЧЕСКИЙ материал. Героем съезда был его организатор – академик И. И. Артоболевский, ФАКТИЧЕСКИЙ создатель этой науки.
– Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах.
Хищнический – хищный
– ХИЩНИЧЕСКАЯ система лесного хозяйства скоро совсем уничтожит большие деревья.
– Сумчатые львы и другие их ХИЩНЫЕ сородичи до сих пор живут в глубине недоступных лесов Кливленда.
Источник