К какой группе относится собака и заяц
Мир насыщен загадочными существами, они постоянно удивляют человечество. Есть множество видов животных, которые поражают своей уникальностью.
Классификация
Существуют такие группы животных:
- Млекопитающие.
- Моллюски, иглокожие.
- Рыбы, ланцетники, круглоротые.
- Птицы.
- Пресмыкающиеся.
- Земноводные.
- Членистоногие.
Многие группы домашних животных стали человеку родными, так как без них он не представляет своей жизни. Но есть дикие существа, приручить которых у людей никогда не получится. Кстати, первым животным, которое подчинил человек, был волк. Это произошло около 15 тыс. лет назад. Он стал домашним, со временем эволюционировал в собаку. Сейчас это лучший друг человека.
Как определить группу животного?
Различным существам соответствует определенная группа. Животный мир разнообразен, поэтому каждая классификация имеет свои характеристики. А именно:
- К млекопитающим относятся теплокровные животные. Они покрыты шерстью, у них сердце четырехкамерное, а молочные железы выделяют молоко. При родах у них появляется живой детеныш.
- Птицы – это теплокровные животные, которые откладывают яйца. Они покрыты перьями, имеют крылья, сердце четырехкамерное.
- Пресмыкающиеся – это холоднокровные животные. Их тело покрыто чешуей, сердце трехкамерное, они откладывают яйца.
- Земноводные животные также являются холоднокровными. Сердце у них трехкамерное, с помощью кожи они дышат, их личинки обитают в воде. Через оболочку яйца способна проникать вода.
- Хордовые животные включают в свой список некоторые разновидности рыб и организмы, подобные рыбам.
Разновидности живых существ в зависимости от употребляемой пищи
Можно разделить животные по группам по способу питания. Существуют растительноядные живые существа. Они питаются листьями, семенами, плодами, корнями и т.д. Их ротовой аппарат имеет свои особенности: у них больше роговых пластин или резцов, коренных зубов. Природа таким образом создала приспособление для перетирания пищи растительного происхождения. А вот тля, клопы, цикада имеют сосущий аппарат, что дает им возможность питаться соками растений. В ЖКТ развиты дополнительные отделы, такие как рубец, слепая кишка. Они позволяют перерабатывать клетчатку. Травоядные млекопитающие обладают периферическим зрением. Такие животные имеют мускулатуру достаточно грубую и не настолько развитую, как у хищников этой же группы.
Выделяют животных хищников, которые питаются другими существами. Они обладают навыками нападения на жертву. Среди всех зубов самыми развитыми считаются клыки, такое отличие наблюдается у млекопитающих. У крокодила пасть вытянутая, а у акулы некоторое количество рядов зубов направлено внутрь. Хищные птицы имеют развитые и острые когти. Хищные млекопитающие обладают хорошей остротой зрения. Нападают на жертву плотоядные животные по-особенному: выжидают, делают резкий рывок. Они выносливые, имеют точную координацию, очень быстрые.
По-особенному уничтожает противника морская звезда. Она наползает на мидию, ждет время, когда створки откроются, после чего впрыскивает ферменты в раковину.
А вот дятлы едят личинок насекомых, которые живут под корой деревьев. Для этого у них есть прочный большой клюв, особенные лапы, которыми птицы прочно держатся на стволе дерева. Каждому существу природа создала определенные приспособления, с помощью которых можно добывать пищу.
Есть группы животных, которые питаются остатками организмов. Ярким примером могут быть птицы-падальщики. Они имеют длинную шею, узкую мордочку, хорошее обоняние. А вот, например, пища личинок мух представляет собой органические остатки растений и животных.
Еще одной из групп выделяют паразитов. Они питаются тканями, соками своего хозяина. Они также приспособлены к среде своего обитания, так как их тела не перевариваются в организме, в котором они живут. Паразиты очень схожи с хищниками, но они не убивают хозяина сразу. Они используют его в качестве места проживания. Разделяют такие категории:
- микропаразиты;
- макропаразиты.
Паразитами обычно являются такие животные:
- круглые и плоские черви;
- насекомые, такие как блохи, комары, клопы, москиты, вши, мошки;
- клещи;
- ракообразные;
- круглоротые.
Также есть группы животных по способу питания, которые едят пищу растительного и животного происхождения. Их называют всеядными. Они наделены чертами, которые напоминают и хищников, и травоядных. Такими животными являются медведи, сверчки, крысы. Из пресмыкающихся сюда относят гекконов, агаму и других рептилий. В эту группу относят и человека.
Интересная информация о животных из разных групп
Существуют некоторые факты, которые поражают многих людей:
- У жирафа самое большое по размерам сердце. У этого животного черный язык, длина которого доходит до 45 см.
- Кости у рыбы саргана – зеленого цвета.
- Кот не в состоянии подвигать челюстями.
- Ритм биения сердца кита составляет 9 ударов в минуту.
- У осьминога зрачки прямоугольной формы.
- Был зафиксирован рекордный полет курицы. Он составляет 13 секунд.
- Мышцы гусеницы преобладают по количеству над человеческими.
- Самка броненосца способна продлить беременность до 2 лет, если испытывает стресс.
- Синица иногда кормит своих детенышей тысячу раз в день.
Группы опасных животных
Классифицировать все сущности в мире можно и по другим критериям. Например, выделяют группы животных, которые опасны для жизни человека. На первый взгляд они могут показаться безобидными. Таким животным является москит. Он переносчик малярии. Насекомое заражает инфекцией через кровь. От укусов этих животных ежегодно умирает около 2 млн людей.
Пополняет списки опасных живых существ австралийская медуза. У нее очень длинные щупальца, которые доходят до 4 метров. Их количество при этом составляет 60 штук. Одновременно медуза способна убить 60 человек. И многие другие животные несут опасность для человека.
Выводы
Итак, определить, к какой группе животных относится конкретное существо, несложно. Главное при этом знать, по каким критериям происходит группировка. Ведь животные разделяют по месту жительства, способу питания, классам, видам и другим факторам. Каждое живое существо приспособлено к своей среде обитания, имеет свои особенности, питается разной едой.
Источник
Животные – многоклеточные организмы, обладающие нервной системой и способностью добывать себе пищу. Условно животных можно разделить на две большие группы: беспозвоночные и позвоночные. К беспозвоночным относятся все животные у которых нет позвонка (около 97% известных науке видов). Позвоночные организмы включают в себя следующие классы (группы) животных: млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии и рыбы. В этой статье, вы откроете для себя основные группы животных, обитающих на планете Земля, начиная от простых (беспозвоночных) до самых сложных (млекопитающих).
1. Беспозвоночные
Первые представители этой многочисленной группы животных появились еще миллиард лет назад. Беспозвоночные характеризуются отсутствием позвонка, внутреннего скелета, а также относительно простой анатомией и поведением, по крайней мере, в сравнении с большинством позвоночных. На сегодняшний день, беспозвоночные включают в себя невероятные 97% от всех описанных видов животных. К этой разнообразной группе относятся такие классы и типы животных, как насекомые, черви, членистоногие, губки, моллюски, осьминоги и бесчисленное множество других.
Читайте также: ТОП 10 фактов о беспозвоночных животных.
2. Рыбы
Первые истинные позвоночные на планете, рыбы произошли от беспозвоночных предков около 500 миллионов лет назад, и с тех пор являются доминирующей группой животных в мировом океане, морях, озерах и реках. Современная классификация рыб включает: один надкласс (костные рыбы), три класса (лучепёрые рыбы, лопастепёрые рыбы и хрящевые рыбы), а также два надотряда (кистепёрые рыбы и двоякодышащие). Рыбы дышат с помощью жабр, и оснащены боковыми линиями, которые улавливают вибрации и течение воды.
Читайте также: ТОП 10 интересных фактов о рыбах.
3. Земноводные (амфибии)
Когда первые амфибии произошли от своих четвероногих предков, 400 миллионов лет назад, они быстро стали доминирующими позвоночными животными на земле. Тем не менее, их правлению не суждено было продлиться долго. Лягушки, жабы, саламандры и червяги, которые входят в эту группу давно уже уступили пресмыкающимся, птицам и млекопитающим. Земноводные характеризуются полуводным образом жизни (они должны оставаться около воды для поддержания влажности кожи и размножения), и на сегодняшний день являются одними из самых исчезающих видов животных на Земле.
Читайте также: ТОП 10 интересных фактов о амфибиях (земноводных).
4. Пресмыкающиеся (рептилии)
Пресмыкающиеся, как и амфибии, составляют довольно небольшую долю наземных животных, но в эру динозавров, они правили землей на протяжении более 150 миллионов лет. Рептилии включают в себя: крокодилов, аллигаторов, черепах, змей и ящериц. К характерным особенностям примыкающих относится холоднокровный метаболизмам – температура их тела и активность зависит от условий окружающей среды, а также кожистые яйца, который, в отличие от земноводных, могут находится на некотором расстоянии от водоемов.
Читайте также: 10 интересных фактов о пресмыкающихся.
5. Птицы
Птицы произошли от динозавров, и, вероятно, несколько раз в течении мезозойской эры. На сегодняшний день, они являются самой распространенной летающей группой позвоночных животных, насчитывающей около 10000 видов, разбросанных по 30 отдельным отрядам. Птицы характеризуются своим оперением, теплокровным метаболизмом, незабываемыми песнями (по крайней мере, у некоторых видов), а также способностью адаптироваться к широкому диапазону местообитаний: от жарких равнин Австралии и Африки (например, страусы) до холодного побережья Антарктиды (например, пингвины).
Читайте также: ТОП 10 самых интересных фактов о птицах.
6. Млекопитающие
Для человека, является естественным рассматривать млекопитающих, как вершину эволюции – в конце концов, люди сами относятся к этому классу животных. На самом деле, млекопитающие входят в число наименее разнообразных групп животных (существует всего около 5000 видов). Млекопитающие характеризуются: шерстяным покровом, молочными железами (продуцирующими молоко для вскармливания детенышей) теплокровным метаболизмом, который, как в случае с птицами, позволяет им охватить широкий спектр местообитаний, начиная от пустынь и океанов до арктической тундры.
Читайте также: 10 интересных фактов о млекопитающих и Различие млекопитающих с птицами, рептилиями, амфибиями и рыбами.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Источник
За́йцевые (лат. Leporidae) — семейство млекопитающих из отряда зайцеобразных, включающее в себя собственно зайцев (главным образом род Lepus, но также Pronolagus и Caprolagus) и кроликов (остальные роды). Зайцы распространены по всему миру, кроме Антарктиды и отдалённых островов, на многие из которых ввезены людьми. Отличаются от пищух развитыми задними конечностями, длинными ушами и наличием короткого хвоста.
Классификация[править | править код]
Русские названия приведены согласно энциклопедии «Млекопитающие» (2007)[1]
- Род Pentalagus
- Лазающий заяц (Pentalagus furnessi)
- Род Bunolagus
- Бушменов заяц (Bunolagus monticularis)
- Род Nesolagus
- Полосатый заяц (Nesolagus netscheri)
- Nesolagus timminsi
- Род Romerolagus
- Бесхвостый кролик (Romerolagus diazi)
- Род Brachylagus
- Айдахский кролик (Brachylagus idahoensis)
- Род Американские кролики (Sylvilagus)
- Подрод Tapeti
- Водяной кролик (Sylvilagus aquaticus)
- Бразильский кролик (Sylvilagus brasiliensis)
- Sylvilagus dicei[2]
- Амильтемский кролик (Sylvilagus insonus)
- Болотный кролик (Sylvilagus palustris)
- Sylvilagus varynaensis
- Подрод Sylvilagus
- Степной кролик (Sylvilagus audubonii)
- Sylvilagus cognatus
- Мексиканский кролик (Sylvilagus cunicularis)
- Флоридский кролик (Sylvilagus floridanus)
- Островной кролик (Sylvilagus graysoni)
- Кролик Нутталла (Sylvilagus nuttallii)
- Аппалачский кролик (Sylvilagus obscurus)
- Sylvilagus robustus
- Новоанглийский кролик (Sylvilagus transitionalis)
- Подрод Microlagus
- Калифорнийский кролик (Sylvilagus bachmani)
- Щетинистый кролик (Sylvilagus mansuetus)
- Подрод Tapeti
- Род Oryctolagus
- Дикий кролик (Oryctolagus cuniculus), или европейский кролик
- Род Poelagus
- Африканский заяц (Poelagus marjorita)
- Род Pronolagus
- Южноафриканский кролик (Pronolagus crassicaudatus)
- Рыжий кролик (Pronolagus randensis)
- Кролик Смита (Pronolagus rupestris)
- Pronolagus saundersiae
- Род Caprolagus
- Щетинистый заяц (Caprolagus hispidus)
- Род Зайцы (Lepus)
- Подрод Macrotolagus
- Антилоповый заяц (Lepus alleni)
- Подрод Poecilolagus
- Американский беляк (Lepus americanus)
- Подрод Lepus
- Арктический беляк (Lepus arcticus)
- Аляскинский заяц (Lepus othus)
- Заяц-беляк (Lepus timidus)[3]
- Подрод Proeulagus
- Чернохвостый заяц (Lepus californicus)
- Белобокий заяц (Lepus callotis)
- Капский заяц (Lepus capensis)
- Желтоватый заяц (Lepus flavigularis)
- Чернобурый заяц (Lepus insularis)
- Кустарниковый заяц (Lepus saxatilis)
- Заяц-песчаник (Lepus tibetanus)
- Заяц-толай (Lepus tolai)[3]
- Подрод Eulagos
- Ракитниковый заяц (Lepus castroviejoi)
- Юньнаньский заяц (Lepus comus)
- Корейский заяц (Lepus coreanus)
- Корсиканский заяц (Lepus corsicanus)
- Заяц-русак (Lepus europaeus)
- Иберийский заяц (Lepus granatensis)
- Маньчжурский заяц (Lepus mandschuricus)
- Курчавый заяц (Lepus oiostolus)
- Lepus starcki
- Белохвостый заяц (Lepus townsendii)[4]
- Подрод Sabanalagus
- Эфиопский заяц (Lepus fagani)
- Lepus microtis
- Подрод Indolagus
- Хайнаньский заяц (Lepus hainanus)
- Темношеий заяц (Lepus nigricollis)
- Бирманский заяц (Lepus peguensis)[3]
- Подрод Sinolagus
- Китайский заяц (Lepus sinensis)[3]
- Подрод Tarimolagus
- Яркендский заяц (Lepus yarkandensis)[3]
- Неопределённый подрод
- Японский кустарниковый заяц (Lepus brachyurus)
- Абиссинский заяц (Lepus habessinicus)[3]
- Подрод Macrotolagus
Ископаемые виды:
- † Nuralagus rex — ископаемые остатки были найдены на острове Менорка. Жил около 5 миллионов лет назад. Масса тела достигала 12 килограммов.[5]
- † Hypolagus
Примечания[править | править код]
- ↑ Полная иллюстрированная энциклопедия. «Млекопитающие» Кн. 2 = The New Encyclopedia of Mammals / под ред. Д. Макдональда. — М.: Омега, 2007. — С. 440. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01346-8.
- ↑ В зоологической литературе широко распространено русское название этого вида Коста-риканский кролик: (См, например: Полная иллюстрированная энциклопедия. «Млекопитающие» Кн. 1 = The New Encyclopedia of Mammals / под ред. Д. Макдональда. — М.: Омега, 2007. — С. 272. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01346-8., Энциклопедия домашних животных и др.), однако данное название не используется в статье, так как согласно правилам образования прилагательных от слов, пишущихся через дефис, написание должно быть коста-риканский кролик, но это написание ещё не укоренилось в зоологической литературе.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 205. — 10 000 экз.
- ↑ Гуреев А. А. 1964. Зайцеобразные (Lagomorpha) // Фауна СССР. Млекопитающие. Т. 3, Вып. 10. C. 190.
- ↑ Biggest-Ever Bunny Didn’t Hop, Had No Enemies. Discovery News.
Литература[править | править код]
- Зайцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
Цели. Учить определять
принадлежность животного к группе зверей;
познакомить с разнообразием зверей, их внешним
строением; раскрыть связь между строением
животного и его образом жизни.
Учебные материалы. Учебник
А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс»;
иллюстрации ласточки, щуки, стрекозы,
рыбы-прилипалы, зайца, медведя, лисы, собаки,
кошки; чучело зайца; подносы; лупы; плакат с
изображением Зеленого острова; аппликации зайца,
собаки, кота, ежа, материалы для аппликаций.
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Хотите ли вы снова
оказаться на природном островке нашего класса?
Дети. Да, очень.
У. А почему?
Д. На этом островке живут друзья
Муравьишки Вопросика и наши друзья тоже.
– Прибывая на этот островок, мы узнаем что-то
новое.
– Мы заселяем островок новыми животными и
узнаем о них много интересного.
У. Ну что ж, отправляемся. И снова
мы летим на самолете. Подготовьтесь к полету!
Пристегните ремни! Полетели!
Снова сели в самолет
И отправились в полет.
Дети сидя имитируют пристегивание
ремней, делают летательные движения руками.
III. Повторение пройденного материала
У. Вот мы и на островке. Некоторые
животные спрятались и хотят, чтобы вы их нашли.
Для этого надо собрать слова из предложенных
букв и рассказать о животных по плану.
На доске:
ПЛАН
1. Назовите животное.
2. К какой группе оно относится? Почему?
3. Где живет?
4. Чем питается?
5. Назовите еще 3–4 животных этой группы.
Идет работа в разноуровневых
группах. Дети составляют слова, называют
животное, рассказывают о нем по плану. У группы 4
возможны затруднения: они должны вспомнить, что
прилипала – это морская рыба.
Группа 5 затрудняется определить группу
животных, к которой относится заяц, хотя на
остальные вопросы может ответить верно.
Создается проблемная ситуация.
Группа 1 – ласточка.
Группа 2 – щука.
Группа 3 – стрекоза.
Группа 4 – прилипала.
Группа 5 – заяц.
Предполагаемый ответ группы 5:
Ученик 1. Заяц – это животное,
живет в лесу, питается корой деревьев и
кустарников, травой. К животным относятся
волк, кошка, рысь, слон.
У. Точно ли определили ребята
группу, к которой относится заяц, сказав, что заяц
– животное?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Стрекоза – это насекомое, щука
– это рыба, ласточка – это птица, а все вместе они
– животные; зайца нельзя отнести ни к одной из
этих групп, но он тоже животное.
IV. Сообщение темы урока
У. Какой же вопрос перед нами
встал?
Д. Познакомиться с группой, к
которой относится заяц, узнать, по каким
признакам мы сможем определить эту группу.
У. Сегодня на уроке вы
познакомитесь еще с одной группой животных и их
основными признаками.
V. Знакомство с новым материалом
У. Может быть, кто-то из вас знает
группу, к которой относится заяц?
Д. Звери.
Если дети не отвечают на вопрос, ответ
дает учитель.
У. А вот кто же такие звери, нам
предстоит выяснить. Давайте познакомимся с
некоторыми животными, которые относятся к группе
зверей. Прочитайте загадки, назовите отгадки.
Ответ обоснуйте.
Идет работа в разноуровневых группах.
Дети читают текст загадки на конверте. Назвав
отгадку, они находят иллюстрацию животного в
конверте.
Группа 1.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
Группа 2.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
Группа 3.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)
Группа 4.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
Группа 5.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
У. Рассмотрите изображения этих
животных на рисунках. Какие части тела вы можете
у них назвать?
Д. Голова, шея, туловище, лапы,
хвост.
У. Правильно. Сейчас мы покажем
все эти части тела на чучеле зайца.
К доске выходят два ученика. Один
называет части тела зверей, второй показывает их
на чучеле.
– Откройте учебник на с. 26.
Рассмотрите рисунок с изображением коровы и
назовите части ее тела.
Вы, наверно, обратили внимание на то, что тела
зверей имеют разную форму и размер, но части тела
у всех одинаковые.
Еще раз внимательно рассмотрите изображения
животных в учебнике и чучело зайца. Что еще
является общим признаком для всех?
Д. Их тело покрыто шерстью.
У. Вспомните, чем покрыто тело
птиц, рыб?
Д. Перьями, чешуйками.
У. А чем покрыто тело зверей?
Д. Шерстью.
У. Это признак, который является
общим для всех зверей. Посмотрите на Черепаху
внизу страницы. Костюм какой группы животных она
надела?
Д. Она надела костюм зверей.
У. Зачем?
Д. Она хочет показать, что тело
зверей покрыто шерстью.
У. Прочитайте, какой вывод делает
Черепаха.
VI. Практическая работа
У. В конверте № 2 на ваших
столах – пучки шерсти. Достаньте их и выложите на
поднос.
Шерсть вычесана с разных зверей. Дети
рассматривают ее при помощи лупы.
– Рассмотрите пучок шерсти.
Потрогайте, какая она на ощупь.
Д. Мягкая, жесткая, пушистая.
У. Какого она цвета? Из чего
состоит пучок?
Д. Из волосков.
У. Много ли волосков в пучке?
Д. Очень много.
У. Такими волосками и покрыто тело
зверя. Кто может сделать вывод, кто же такие
звери?
Д. Звери – это животные, тело
которых покрыто шерстью.
У. Вернитесь на с. 26 учебника.
Кто на ней – не звери и почему?
Д. Птица, жук, крокодил – не звери,
так как их тело не покрыто шерстью.
У. Еще раз назовите отличительный
признак зверей.
Д. Тело зверей покрыто шерстью.
У. Откройте ваши тетради
«Коллекция животных» и запишите в них: «Звери».
Какой признак отличает зверей от других
животных?
Д. Их тело покрыто шерстью.
У. Изобразим шерсть в тетрадях.
VII. Знакомство с новым материалом
У. Существует примерно 4500 видов
зверей (млекопитающих). Звери – это единственные
живые существа, у которых есть шерсть. В холодные
зимние месяцы некоторые из них покрываются
густым теплым мехом. Звери – теплокровные, то
есть их тело сохраняет одинаковую температуру в
любую погоду – и в жару, и в холод.
Звери не похожи друг на друга. И не только потому,
что одни большие, а другие маленькие. У одних,
например, длинные уши, у других – коротенькие, у
одних есть рога, а у других нет, у некоторых
зверей длинные и пушистые хвосты, а
у некоторых хвостики еле-еле видны.
Сообщения делают подготовленные
ученики. На доске появляются записи:
«травоядные», «хищники», «грызуны»,
«млекопитающие».
Ученик 2. Одни животные едят листья и
траву. Они так и называются – травоядные. У
всех травоядных на ногах копыта. А вот рысь и
волк – хищники. Они не щиплют траву и не грызут
кору, а охотятся на других животных.
Ученик 3. Зайцы очень любят обгрызать
кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже
грызут все, что им по зубам, – грибы, шишки,
корешки. Поэтому все они называются грызуны.
Ученик 4. Дикая свинья научит своих
поросят рыться в земле, а рысь научить своих
рысят охотиться. Но это будет потом, когда малыши
подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят
их молоком. Вот почему всех их – и травоядных, и
хищников, и грызунов – называют млекопитающими.
У. Из сообщений одноклассников мы
узнали, что звери по способу питания делятся на
три группы: травоядные, хищники и грызуны.
Давайте заглянем к ним на обед.
Но что это? Очевидно, кто-то нарочно перепутал
тарелки с едой.
Помогите зверушкам найти то, что каждый из них
обычно ест.
Разноуровневые группы получают
рисунок «Необыкновенный обед».
Дети соединяют стрелками зверей и пищу, которую
они едят.
– А почему всех их мы можем назвать млекопитающими?
Д. Маленьких зверей мамы кормят
молоком.
У. И снова мы возвращаемся к
учебнику. Подумайте, на какие две группы можно
разделить зверей.
Д. Дикие и домашние.
У. Чем домашние звери отличаются
от диких?
Д. Люди кормят их, строят им
жилище, заботятся об их потомстве.
У. Сейчас я буду называть
взрослого зверя, а вы – детенышей этого зверя.
У. Свинья. | Д. Поросенок. |
У. Молодцы! Мы познакомились с
домашними зверями, а теперь идем в лес, чтобы
познакомиться с дикими, но сначала отдохнем.
VIII. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли!
Дети выполняют движения за педагогом.
IХ. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Рассмотрите рисунок на с. 27.
Звери решили сыграть с нами в прятки. Попробуйте
их найти.
Д. Здесь спрятались лось, медведь,
заяц, белка.
Дети находят и называют зверей.
Учитель вывешивает большой плакат с крупным
изображением животного, желательно на фоне леса.
Подготовленные ученики делают короткие
сообщения. Если дети затрудняются в поиске
зверей, то учитель может помочь им, загадав
загадки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)Зимой белый,
Летом серый. (Заяц.)Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубе – летом. (Белка.)
Ученик 5. Лось – очень крупное
животное. Самца легко узнать по огромным
ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок.
Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными
осинами и березами. Они щиплют траву, едят
папоротники, грибы и другие растения. Лоси –
отличные пловцы.
Ученик 6. Медведи – отличные
охотники, но они часто питаются и лесными
ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и
личинок, ловят лягушек и рыбу. Осенью звери
заботятся о надежной берлоге, в которой они спят
до весны.
Ученик 7. Заяц два раза в год меняет
свою шубку. Плохо бы пришлось ему зимой, если бы
он остался серым, как летом или осенью. Но осенью
заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает
снежно-белая.
Ученик 8. Белки зимой и летом живут в
лесах, где для них есть пища. Летом они запасают
на зиму корм и прячут его во мху или в дупле. Летом
белки носят легкую рыжую шубку, а зимой –
серую, густую и теплую.
У. Мудрая Черепаха хочет
познакомить нас с интересными животными,
которые тоже являются зверями, но имеют
необычное для этой группы строение тела.
Рассмотрите этих животных в учебнике. Назовите
их.
Д. Крот, летучая мышь, кит.
У. Обратите внимание на лапы
крота. Что в них особенного?
Д. Передние лапы большие.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Крот роет подземные ходы, для
этого ему нужно иметь такие лапы.
У. Верно, лапы крота превратились
в лопатки, которыми он очень быстро делает
подземные ходы. Что необычного в строении
летучей мыши?
Д. У нее вместо лап крылья.
У. Летучие мыши – единственные
летающие животные в группе зверей. Они питаются
насекомыми и живут в щелях домов, дуплах, пещерах.
Днем они спят, прицепившись к ветке или скале
вниз головой, а ночью охотятся.
Рассмотрите кита. Что необычного в строении его
тела?
Д. У него вместо ног – плавники, а
шерсти нет.
У. В давние времена у предков
китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И
все же на голове у кита есть немного одиночных
волосков. Это чувствительные волоски, которые
помогают киту найти пищу.
X. Творческая работа
У. О многих зверях узнали мы на
сегодняшнем уроке. Пришла очередь поселить
некоторых из них на нашем природном островке.
Задание всем группам будет одинаковое – сделать
аппликацию зверя, работая по плану.
Разноуровневые группы получают
иллюстрацию готовой аппликации, набор готовых
деталей, альбомный лист, клей, ножницы, план
работы. План обязательно проговаривает учитель.
Группа 1 – заяц.
Группа 2 – собака.
Группа 3 – кошка.
Группа 4 – ежик.
План работы
1. Узнайте зверя.
2.
Соберите аппликацию из предложенных
деталей.
3.
Приклейте детали на альбомный лист
(подумайте, как лучше приклеивать).
4.
Вырежьте фигуру.
Готовые изделия прикрепляются на
Зеленый островок.
XI. Итог урока
У. Какую роль играют звери в жизни
человека? Как человек должен заботиться о них?
Что интересного вы открыли для себя на
сегодняшнем уроке? Рассказы о каких зверях вам
больше всего запомнились? Где вы можете узнать о
зверях?
Дети отвечают.
– Благодарю вас за работу на уроке и
хочу дать некоторые рекомендации:
1. Читайте книги о животных.
2. Продолжайте сбор информации о них в тетрадь
«Коллекция животных».
3. Следите за информацией в «Уголке природы».
4. Для определения незнакомых животных
пользуйтесь атласом-определителем «От земли до
неба».
5. Узнавайте как можно больше нового о тех зверях,
которые живут рядом с вами.
Источник