Как символ собака происхождение названия
В интернете известный символ “собака” (@) используется как разделитель между именем данного пользователя и названием домена (хоста) в синтаксисе адресов электронной почты.
Известность
Некоторые интернет-деятели считают указанный символ сигналом общего человеческого коммуникационного пространства и одним из наиболее популярных знаков во всем мире.
Одним из свидетельств всемирного признания данного обозначения можно назвать факт того, что в 2004 году (в феврале) Международный союз по электросвязи внес в общую азбуку Морзе специальный код для обозначения @. Он совмещает коды двух латинских букв: С и А, что отображает совместное их графическое написание.
История символа “собака”
Итальянскому исследователю Джорджио Стабиле удалось обнаружить в архиве, которым владел Институт экономической истории в городе Прато (что близ Флоренции), документ, в котором впервые встречается данный знак в письменной форме. Столь важное свидетельство оказалось письмом торговца из Флоренции, которое дотировано еще 1536 годом.
В нем идет речь о трех торговых кораблях, прибывших в Испанию. В составе груза суден фигурировали емкости, в которых перевозили вино, обозначенные знаком @. Проведя анализ данных о цене на вина, а также о вместимости различных средневековых сосудов, и сопоставив данные с всеобщей системой мер, использовавшейся в те времена, ученый сделал вывод, что знак @ применялся в качестве особой мерной единицы, которая заменяла слово anfora (в переводе “амфора”). Так с античных времен называлась всеобщая мера объема.
Теория Бертольда Уллмана
Бертольд Уллман – американский ученый, который выдвинул предположение о том, что символ @ был разработан средневековыми монахами с целью сокращения распространенного слова ad латинского происхождения, которое часто употребляли как универсальный термин, означающий «в отношении», «в», «на».
Следует отметить, что во французском, португальском и испанском языках название обозначения происходит от термина «арроба», который в свою очередь обозначает староиспанскую меру веса (около 15 кг), сокращённо она обозначалась на письме символом @.
Современность
Многих людей интересует, как называется символ “собака”. Отметим, что официальное современное название данного символа звучит как «коммерческое at» и берёт начало свое от счетов, в которых он применялся в следующем контексте: 7widgets@$2each = $14. Это можно перевести, как 7 штук по 2 долларов = 14 долларов
Так как символ “собака” использовался в бизнесе, его разместили на клавиатурах всех пишущих машинок. Присутствовал он даже на первой пишущей машинке в истории человечества “Ундервуд”, которая была выпущена в далеком 1885 году. И лишь спустя долгих 80 лет символ “собака” унаследовали первые компьютерные клавиатуры.
Интернет
Обратимся к официальной истории Всемирной сети. Она утверждает, что возник интернет-символ “собака” в электронных почтовых адресах благодаря американскому инженеру и компьютерщику по имени Рэй Томлинсон, который в 1971 году сумел отправить через сеть первое в истории электронное послание. При этом адрес необходимо было составить из двух частей — названия компьютера, посредством которого произведена регистрация, и имени пользователя. В качестве разделителя между указанными частями Томилсон выбрал символ “собака” на клавиатуре, поскольку он не входил в состав ни имен компьютеров, ни имен пользователей.
Версии происхождения знаменитого названия «собака»
В мире существует сразу несколько возможных версий происхождения столь забавного названия. Прежде всего, значок действительно очень похож на собачку, свернувшуюся калачиком.
Кроме того, отрывистое звучание слова at (символ собака по-английски именно так читается) напоминает немного собачий лай. Также следует отметить, что при хорошем воображении вы можете рассмотреть в символе почти все буквы, которые входят в состав слова «собака», разве что, исключая «к».
Однако самой романтичной можно назвать следующую легенду. Давным-давно, в то доброе время, когда все компьютеры были очень большими, а экраны — исключительно текстовыми, в виртуальном королевстве жила-была одна популярная игра, которая получила название, отражающее ее содержание – «Приключение» (Adventure).
Смысл ее заключался в путешествии по лабиринту, созданному компьютером в поисках различных сокровищ. Были там, конечно, и сражения с подземными вредоносными тварями. Лабиринт на дисплее был нарисован при помощи символов «-», «+», «!», а играющий, враждебные монстры и клады обозначались различными значками и буквами.
Причем, согласно сюжету, игрок дружил с верным помощником — псом, которого всегда можно было отправить на разведку в катакомбы. Обозначался тот как раз значком @. Стало ли это первопричиной ныне общепринятого названия, либо, наоборот, значок выбрали разработчики игры, ибо она уж так называлась? На эти вопросы легенда ответов не дает.
Как называют виртуальную «собачку» на территории других стран?
Стоит отметить, что у нас в стране символ “собака” также называется бараном, ухом, плюшкой, лягушкой, собачкой, даже крякозяброй. В Болгарии — это «маймунско а» или «кльомба» (обезьяна А). В Нидерландах – обезьяний хвостик (apenstaartje). На территории Израиля знак ассоциируется с водоворотом («штрудель»).
Испанцы, французы и португальцы называют обозначение аналогично мере веса (соответственно: arroba, arrobase и arrobase). Если вы спросите о том, что означает символ собака у жителей Польши и Германии, они вам ответят, что это обезьяна, скрепка, обезьянье ухо или обезьяний хвост. Улиткой его считают в Италии, называя chiocciola.
Наименее поэтичными именами нарекли символ в Швеции, Норвегии и Дании, называя его «рыло а» (snabel-a) или слоновым хвостом (хвостатая а). Наиболее аппетитным названием можно считать вариант чехов и словаков, которые считают знак сельдью под шубой (рольмопс). Ассоциации с кухней проводят и греки, называя обозначение «мало макарон».
Для многих это все же обезьяна, а именно для Словении, Румынии, Голландии, Хорватии, Сербии (мајмун; альтернатива: «чокнутая A»), Украины (альтернативы: улитка, песик, собака). С английского языка заимствовали термин Литва (eta – «эта», заимствование с добавлением литовской морфемы в конце) и Латвия (et – «эт»). В уныние может привести вариант венгров, где этот милый знак стал клещом.
В кошки-мышки «играют» Финляндия (кошачий хвост), Америка (кошка), Тайвань и Китай (мышонок). Романтиками оказались жители Турции (розочка). А во Вьетнаме этот значок называют «скрюченная A».
Альтернативные гипотезы
Есть мнение, что название обозначения «собака» в русской речи появилось благодаря знаменитым компьютерам ДВК. В них «собака» появлялась во время загрузки компьютера. И действительно обозначение напоминало маленькую собачку. Все пользователи ДВК, не сговариваясь, придумали название для символа.
Любопытно, что первоначальный вариант написания латинской буквы «A» предполагал украшение ее завитками, тем самым она была очень схожа с нынешним написанием знака «собачки». Перевод слова «собака» на татарский язык звучит как «эт».
Где еще можно встретить «собачку»?
Существует ряд сервисов, использующих этот символ (кроме электронной почты):
HTTP, FTP, Jabber, Active Directory. В IRC символ ставится перед указанием имени оператора канала, к примеру, @oper.
Широкое применение получил знак и в основных языках программирования. В Java он используется для объявления аннотации. На C# необходим для экранирования символов в строчке. Операцию взятия адреса соответствующим образом обозначают в Pascal. Для Perl — это идентификатор массива, а в Python, соответственно, объявление декоратора. Идентификатором поля для экземпляра класса выступает знак на Ruby.
Что касается PHP, то здесь «собачку» используют для того, чтобы подавить вывод ошибки, либо предупредить об уже произошедшей в момент выполнения задаче. Префиксом косвенной адресации символ стал на ассемблере MCS-51. В XPath — это сокращение оси attribute, которая выбирает множество атрибутов для текущего элемента.
И наконец, Transact-SQL предполагает, что имя локальной переменной должно начинаться с @, а имя глобальной переменной – с двух @. В Пакетных файлах DOS, благодаря символу, подавляется эхоповтор для исполняемой команды. Обозначение действия, как режим echo off, как правило, применяется перед вводом режима, чтобы предотвратить вывод на экран определенной команды (для наглядности: @echo off).
Вот мы и рассмотрели, как много аспектов виртуальной и реальной жизни зависят от обычного символа. Однако не будем забывать, что самым узнаваемым он стал именно благодаря электронным письмам, которые отправляются тысячами ежедневно. Можно предположить, что и вы сегодня получите письмо с «собачкой», и оно принесет лишь хорошие новости.
Источник
Как появился символ @ – собака
Этот символ знает любой пользователь Интернет, поскольку он непосредственно связан с электронной почтой. В России его прозвали «Собакой» (а еще – кракозяброй, а-с-хвостиком, ватрушкой, масямбой), в других странах этот символ ассоциируется с разными животными или предметами. Вот далеко не полный список:
Как появился символ @ – собака
Болгария – кльомба или маймунско а («обезьяна А»),
Нидерланды – apenstaartje («обезьяний хвостик»),
Израиль – «штрудель»,
Испания – как и мера веса «arroba»,
Франция – та же мера веса «arrobase»,
Германия, Польша – обезьяний хвост, обезьянье ухо, скрепка, обезьяна,
Италия – «chiocciola» – улитка,
Дания, Норвегия, Швеция – «snabel-a» – «рыло а» или слоновый хобот,
Чехия, Словакия – рольмопс (сельдь под маринадом),
Америка, Финляндия – кошка,
Китай, Тайвань – мышонок,
Турция – розочка,
Сербия – «чокнутая A»,
Вьетнам – «скрюченная A»,
Украина – «равлик» (улитка), «песик» или опять же «собака».
На международном языке эсперанто по всему миру независимо от стран за символом @ утвердилось название “heliko”, что на эсперанто означает “улитка”.
Фактом его всемирного признания стало введение в феврале 2004 года Международным союзом электросвязи в азбуку Морзе кода для символа @ (• — — • — •), для удобства передачи адресов электронной почты. Код совмещает латинские буквы А и С и отражает их совместное графическое написание.
Откуда символ появился, доподлинно неизвестно. Он существует по меньшей мере с XV века, а возможно и ранее. По гипотезе профессора Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) в документе XVI в., написанном флорентийским купцом, упоминалась «цена одной А вина» (возможно, амфоры). При этом буква А, по тогдашней традиции, была украшена завитком и выглядела как @. Из этого можно предположить, что символ пошел от слова “амфора”.
По версии американского ученого Бертольда Уллмана знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского слова «ad», которое часто употреблялось в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п.
В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» – староиспанская мера веса, ок. 15 кг., которая сокращённо обозначалась на письме знаком @.
Современное официальное название символа «коммерческое at» берёт своё происхождение из торговых расчетов, например, 7 widgets @ $2 each = $14, что переводится как 7 шт. по 2$ = 14$. Поскольку этот символ применялся в торговле, он был размещен на клавиатурах первых пишущих машинок и оттуда перекочевал на клавиатуру компьютера.
В интернет собака пришла благодаря создателю электронной почты Томлинсону. Он выбрал его как знак на клавиатуре, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу, в качестве разделителя для имени пользователя и сервера электронной почты. Первым сетевым адресом был адрес tomlinson@bbn-tenexa в сети Arpanet.
А почему в России этот символ прозвали «собакой»? Существует несколько версий происхождения этого забавного названия.
По одной, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. По другой – отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Третьи умудряются рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».
Самая же распространенная версия видит происхождение этого названия в одной из самых первых компьютерных игр «Adventure» («Приключение»). Тогда дисплеи были исключительно текстовыми, и по сюжету игры надо было путешествовать по текстовому лабиринту. Одним из персонажей этой игры была собачка, которая обозначалась символом @. То ли название пошло из этой игры, то ли символ был выбран из-за своего названия, сейчас выяснить уже весьма затруднительно.
Может быть, Вы знаете точно?
Источник
Когда значок @ впервые попытались перевести на русский, появилось множество равноправных вариантов
Shutterstock
Всем привычный значок @ не был известен в нашей стране до наступления компьютерной эры. Обычно при заимствовании названия из другого языка новое не изобретается,
а просто копируется (так в русский язык пришли слова «почта» и «табак», а слова «водка»
и «спутник» пересекли границу в обратном направлении). Но иногда исходное название может оказаться непроизносимым, неприличным или не соответствующим правилам языка. Видимо, это и произошло с символом @ — его официальное название «коммерческое эт» русскому уху кажется совершенно бессмысленным. Название должно быть таким, чтобы его хотелось запомнить и применять.
В 1990-е годы, когда значок @ впервые пытались перевести на русский, существовало множество равноправных вариантов — «кракозябра», «закорючка», «лягушка», «ухо» и другие. Правда, в настоящее время они практически исчезли, а «собака» распространилась по всему Рунету и осталась, потому что любой язык стремится иметь только одно универсальное слово для обозначения чего бы то ни было. Остальные названия остаются маргинальными, хотя их может быть очень много. Например, в английском языке символ @ называют не только словами commercial at, но и mercantile symbol, commercial symbol, scroll, arobase, each, about и т. д. Откуда взялась ассоциация между главным компьютерным значком и другом человека? Для многих символ @ действительно напоминает свернувшуюся калачиком собаку.
Существует экзотическая версия, что отрывистое произношение английского at может напомнить собачий лай. Однако гораздо более вероятная гипотеза связывает наш символ
с очень старой компьютерной игрой Adventure. В ней нужно было путешествовать по лабиринту, сражаясь с разными малоприятными подземными тварями. Поскольку игра была текстовая, сам игрок, стены лабиринта, монстры и клады обозначались различными символами (скажем, стены были постоены из «!», «+» и «–»). Игрока в Adventure сопровождал пес, которого можно было посылать с разведывательными миссиями. Обозначался он символом @. Возможно, именно благодаря этой ныне забытой компьютерной игре в России укоренилось название «собака».
В современном мире знак @ присутствует повсюду, особенно с того момента, как он стал неотъемлемой частью адреса электронной почты. Но этот символ задолго до компьютерной эры входил в раскладку стандартной американской пишущей машинки,
а компьютерным стал лишь потому, что сравнительно мало использовался. Значок @ применяется в коммерческих расчетах — в значении «по цене» (at the rate).
Скажем, 10 галлонов масла по цене в 3,95 доллара США за галлон будет кратко записываться: 10 gal of oil @ $3.95/gal. В англоязычных странах символ применяется
и в науке в значении «при»: например, плотность 1,050 г/см при 15 °C будет записана: 1.050 g/cm @ 15 °C. Кроме того, знак @ полюбили и часто используют анархисты ввиду его сходства с их символом — «А в круге».
Однако его изначальное происхождение окутано тайной. С точки зрения лингвиста Ульмана, символ @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского ad («на», «в», «в отношении» и так далее), что очень напоминает его нынешнее использование. Другое объяснение дает итальянский ученый Джорджо Стабиле — он обнаружил этот символ в записях флорентийского купца Франческо Лапи за 1536 год в значении «амфора»: например, цена одной @ вина. Интересно, что испанцы и португальцы называют символ в электронных письмах именно «амфорой» (arroba) — словом, которое французы, исказив, превратили в arobase. Впрочем, в разных странах существуют самые разные названия для символа @, чаще всего зоологические. Поляки называют его «обезьянкой», тайваньцы — «мышкой», греки — «уточкой», итальянцы и корейцы — «улиткой», венгры — «червячком», шведы и датчане — «слоновым хоботом», финны — «кошачьим хвостом» или «знаком мяу», а армяне, подобно нам, — «песиком». Есть гастрономические названия — «штрудель» в Израиле и «рольмопс» (сельдь под маринадом) в Чехии и Словакии. Кроме того, часто этот символ называют просто «скрюченным А», или «А с завитком», или, как сербы, «чокнутым А». Впрочем, самая удивительная из современных историй, связанных с символом @, произошла в Китае, где знак банально называется «А в круге». Несколько лет назад китайская пара дала такое имя новорожденному. Возможно, знак стали воспринимать как иероглиф, символизирующий технический прогресс, и решили, что он принесет счастье и успех юному обитателю Срединной державы.
Узнать больше
Источник
На протяжении практически всей человеческой истории собаки служили не только защитниками, помощниками и компаньонами, но и музами. Их увековечивали в живописи и скульптуре, на гравюрах и фотографиях (и даже в монументальных творениях в форме воздушного шарика). Сейчас, спустя много веков, собаки по-прежнему сопровождают человека и служат живым символом защиты, верности и безусловной любви. Поэтому несложно понять, почему они так долго являются очень важной и яркой частью нашей визуальной истории.
Геррит (Герард) Доу — «Спящая собака и глиняный горшок» (1650).
Символизм в разных культурах
Долгое время собаки считались своего рода проводниками, связующим звеном между физическим и потусторонним миром. Древние египтяне, греки, римляне, кельты и другие народы назначали собаку священным хранителем иных миров — тех, которые находятся за пределами нашего повседневного опыта. Именно по этой причине собаку иногда называют символом смерти — поскольку она может служить стражем эфемерных областей и проводником во внетелесных путешествиях. Здесь можно вспомнить и египетского бога Анубиса с головой шакала, который сопровождал умерших в загробный мир.
Собака — священное животное греческой богини Гекаты, повелительницы теней, богини мрака, волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех, кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев, слабых и кротких, безумных и оклеветанных.
У кельтов собаки служили символом героизма, воплощая в себе такие важные для воинов качества, как отвага, выносливость и мужество. Кельты не только использовали собак для охоты, но и обучали их для помощи в битвах. При этом здесь собака была еще и символом врачевания: этих животных часто ассоциировали с Ноденсом — богом питательных вод, охоты и исцеления.
В Китае, как и у большинства народов, собаки издавна считаются символом верности и послушания, но кроме этого — удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй — пара собак Фу — охраняет дом от злых людей и негативной энергии, помогает достичь успеха в делах и материального благополучия. Собак Фу еще называют небесными львами Будды, поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом, чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов.
Собаки Фу
Японская енотовидная собака — Тануки — один из любимых и часто встречающихся героев в японском искусстве (как традиционном, так и современном). В японском фольклоре и легендах этих животных часто наделяли сверхъестественными способностями. Как и лиса-оборотень Кицунэ, Тануки умеет превращаться в других существ и в неодушевленные предметы. В самых ранних легендах эти животные предвещали беду, они могли принимать человеческий облик, преследовали и вселялись в людей. Сейчас, много веков спустя, Тануки превратился в безобидного, в общем-то, трикстера — озорника и обманщика. Керамические статуи Тануки можно часто встретить по всей Японии, особенно в барах и ресторанах.
В традиционном японском искусстве Тануки часто изображают под луной, поскольку считалось, что именно в ночь полнолуния он превращается в других существ. Интересно, что это роднит легенды о енотовидной собаке с другими легендами об оборотнях, распространенных в разных странах по всему миру. В древнем китайском и японском фольклоре услышать вой Тануки под луной по большей части считалось дурным предзнаменованием, но в некоторых случаях оно могло, наоборот, предвещать удачу.
Охрана и охота
Датируемые бронзовым веком пещеры и гробницы часто украшены рисунками и статуями собак (по большей части — охотничьих). Даже среди древних детских игрушек и в узорах на керамических изделиях можно обнаружить этих животных.
Древние греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам. На греческих и римских рельефах и керамике собаки изображались как символ верности. Собаки были домашними любимцами, символом статуса, охранниками и охотниками. Греки ценили этих животных за доверие и любовь. В рисунках на древнегреческих вазах частым сюжетом было возвращение Одиссея домой после странствий и встреча со своим старым псом Аргусом — единственным, кто узнал Одиссея и умер, дождавшись хозяина.
Одиссей признан своей собакой. Теодор ван Тюльден
Древние римляне держали в основном три вида собак: охотничьих, чаще всего борзых (их увековечивали в виде скульптур); крупных сторожевых вроде неаполитанского мастифа (их изображения чаще использовали в рельефах и мозаиках с надписью «Cave Canem»); маленьких декоративных собак, например, мальтийских болонок, обычно заводили женщины, и в искусстве того периода их практически не найти. Животные крупных пород больше ценились из-за того, что их можно было использовать во время битв или охоты на волков.
Преданность и аристократизм
В Средневековье собаки по-прежнему считались символом верности и преданности. По этой причине их стали изображать не только в аллегорических сюжетах, но и на парных супружеских портретах (чаще всего — у ног или на коленях женщины). Собака, присутствующая на портрете вдовы, символизировала ее верность умершему супругу. Кроме того, в Средневековье изображения этих животных высекали на надгробных камнях, чтобы подчеркнуть феодальную или супружескую верность усопшего.
Ярким примером символического изображения собаки может служить «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, хотя в этом случае исследователи не пришли к единому мнению. С одной стороны, собака на этом семейном портрете может символизировать супружескую верность, а с другой — страсть и вожделение, стремление пары иметь ребенка. В конце концов, это вполне мог быть реально существующий домашний питомец, и тогда художник запечатлел его на холсте, чтобы подчеркнуть благосостояние семейства Арнольфини.
Портрет четы Арнольфини (фрагмент). Ян ван Эйк
В средневековом искусстве получили широкое распространение сюжеты, изображающие людей и животных во время охоты. Человек, запечатленный вместе с охотничьими собаками или соколами, таким образом заявлял о своем социальном статусе, поскольку в то время охота была развлечением исключительно для аристократии и неотъемлемой частью придворного этикета. Кроме того, несмотря на развитие сельского хозяйства, охота по-прежнему оставалась важным источником пищи. Знатные люди тратили много денег на покупку специально выведенных гончих не только ради статуса, но и для того, чтобы обеспечить свою семью мясом.
Видение св. Евстафия. Антонио Пизанелло
Политика и человечность
В эпоху Возрождения собаки прочно обосновались в европейском искусстве. В Италии XVI века аристократы часто заказывали собственные портреты со своими питомцами, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус. Например, на одной из фресок Андреа Мантеньи в «Камера пикта» в Мантуе под креслом маркиза Лудовико Гонзага удобно устроился его любимый пес Рубино.
Двор Гонзага. Камера дельи Спози. Андреа Мантенья, 1474
Одним из самых больших ценителей и знатоков собак в искусстве Ренессанса считается Якопо да Понте Бассано. Точность и достоверность, с которыми художник изображает псов, например, на картинах «Поклонение волхвов» или «Добрый самаритянин», говорит о том, что Бассано наверняка проводил много времени, наблюдая за этими животными, изучая их строение и повадки.
Поклонение волхвов. Якопо да Понте Бассано, 1540-е
Особое место занимают собаки и в творчестве Тициана. Они стали чаще появляться на его картинах в 1530-х годах, примерно в то время, когда художник переехал в большой «статусный» дом с садом и завел нескольких псов. Одна из самых ярких «собачьих» работ Тициана — портрет маленькой Клариссы Строцци с комнатной собачкой породы папийон. Кларисса, дочь Роберто Строцци и Маддалены Медичи, была наследницей двух знатных флорентийских родов, так что это в определенном смысле «политический» портрет. И хотя тяжелые украшения на ребенке подчеркивают ее высокое происхождение, присутствие собаки рядом с девочкой привносят в портрет некоторую долю детской беззаботности. То же самое можно сказать и о групповом портрете семейства Вендрамин, в который Тициан добавил нотку человечности и несерьезности, усадив на колени одного из мальчиков такого же бело-рыжего папийона. Похожая собака спит, свернувшись калачиком, на постели «Венеры Урбинской».
Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. Фрагмент. Тициан Вечеллио, 1542
Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. Фрагмент. Тициан Вечеллио, 1542
Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. Фрагмент. Тициан Вечеллио, 1542
Тициан использовал изображения собак как статусного символа знати и в своих картинах с мифологическими сюжетами, которые он писал для короля Испании Филиппа II. Одна из них посвящена знаменитому мифу об охотнике Актеоне, который случайно застал богиню Диану (Артемиду) за купанием, в наказание был превращен в оленя и убит собственными псами. Собака Актеона вновь появляется на другой картине Тициана — «Диана и Каллисто» — и здесь она, по всей видимости, уже принадлежит богине. Гончие псы в похожих позах присутствуют во всех трех версиях картины «Венера и Адонис». Тициан выбирал именно эти мифологические сюжеты, поскольку его заказчик, король Филипп II, был страстным любителем охоты.
Диана и Актеон. Тициан Вечеллио, 1559
Диана и Актеон. Тициан Вечеллио, 1559
Диана и Актеон. Тициан Вечеллио, 1559
Образ жизни и личные качества
В XVI и XVII веках, хотя собаки появлялись в живописи чаще всего в охотничьих сценах или на коленях знатных дам, некоторые художники все же использовали их изображения в качестве символических образов. Жан-Леон Жером, к примеру, изобразил древнего философа Диогена в компании псов, делая отсылку к философской школе киников (от древнегреческого κύων – собака). Антисфен Афинский, считающийся основателем этой школы, полагал, что для достижения блага нужно жить «подобно собаке» — следовать своей природе, уметь постоять за себя, быть верным, храбрым и благородным. Диоген был одним из самых ярых приверженцев кинизма, и на могиле философа даже установили мраморный памятник со скульптурой собаки.
Диоген. Жан-Леон Жером
Еще в эпоху Ренессанса начали разрабатываться и устанавливаться стандарты собачьих пород. И уже в XVIII веке в живописи стали появляться полноценные портреты собак, причем иногда за этими портретами стояли удивительные истории. Например, в 1831 году Эдвин Ландсир написал портрет ньюфаундленда по кличке Боб. Этот огромный пес был спасен после кораблекрушения у берегов Англии и поселился в лондонском порту. Боб и сам стал спасателем — за 14 лет он вытащил из воды более 20 тонущих людей. За эти заслуги пса сделали почетным членом Королевского гуманитарного общества, наградили медалью и обеспечивали едой. С тех пор отдельная порода черно-белых собак, родственных ньюфаундлендам, носит название Ландсир.
Достойный член гуманного общества. Эдвин Генри Ландсир, 1831
P.S.
ХХ век со всеми его стремительными переменами и многообразием стилей подарил собакам огромное количество новых обличий. Кассиус М. Кулидж «очеловечил» собак, усадив их за покерный стол. Франц Марк, который любил не только лошадей, писал спящих и играющих собак в своей уникальной манере. Дэвид Хокни нарисовал бессчетное количество портретов своих такс. Домашних любимцев писали Эдвард Мунк, Фрида Кало, Энди Уорхол и Люсьен Фрейд.
Покерное сообщество (Собаки, играющие в покер). Кассиус М. Кулидж, 1900-е
В определенном смысле в искусстве ХХ века на передний план гораздо чаще стала выходить личность самого художника, и любой выбранный им сюжет (в том числе и изображение собаки) больше говорит о нем самом, чем несет глубинное символическое значение.
Автор: Евгения Сидельникова, artchive.ru
Источник