Какая грамматическая основа предложения теперь у меня нет собаки

Какая грамматическая основа предложения теперь у меня нет собаки thumbnail

Тема: грамматическая основа предложения – это… Главные члены предложения. Русский язык. 1, 2, 3, 5, 8 класс. Что такое грамматическая основа предложения и как ее выделить? Подлежащее и сказуемое – примеры. Виды подлежащего и сказуемого. Односоставные, нераспространенные и распространенные предложения.

Грамматическая основа предложения – это его главные члены, подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь. Сказуемое – действие или состояние предмета.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

Грамматическая основа предложения. Пример

Вася сегодня утром идёт в школу.

Грамматическая основа – Вася идёт
Подлежащее – Вася
Сказуемое – идёт

Грамматическая основа – это ядро предложения, вокруг которого группируются другие слова.

Если в предложении есть только подлежащее (Вот и зима) или только сказуемое (За окном вечерело), то грамматическая основа состоит из одного слова. Такое предложение называется односоставным.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое – это двусоставное предложение (Вот и наступила зима).

  • Предложение, в котором есть подлежащее и/или сказуемое, но нет второстепенных членов, называется нераспространенным предложением.
    Примеры нераспространенных предложений: Идет дождь. Мне грустно. Собеседник заблуждался.

  • Если же в нем есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) – это уже распространенное предложение.
    Примеры распространенных предложений: Всю ночь идет дождь. Осенью мне всегда грустно. Мой собеседник сильно заблуждался.

Подробнее читайте в материале: Распространенное предложение – что это? Как его составить

Как выделить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что?), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он?).

Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры

Море третий день волнуется.
Что? Море. Это подлежащее.
Море что делает? Волнуется. Это сказуемое.

Дед снова был невесел.
Кто? Дед. Это подлежащее.
Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.

Что такое подлежащее. Примеры

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Чаще всего это субъект действия – тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы.
Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее – объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

  • Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже, а также любой частью речи в значении имени существительного – прилагательным, причастием, числительным, даже междометием.

Подлежащее, выраженное разными частями речи. Примеры
Папа был доволен. (Существительное)
Они думают. (Местоимение)
Хромой улыбнулся. (Прилагательное)
Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)
Ко мне подошли двое. (Числительное)
Раздалось дружное ах. (Междометие)

  • Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.

  • Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся поэт. Анютины глазки – мои любимые цветы.

  • Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы – его любимое занятие.

Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.

  • Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
    Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.
    Девушка пела в церковном хоре.
    Умремте ж под Москвой.

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов – например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:
Вы будете жить с нами?
Давай обсудим планы на будущее.
Пускай она пройдет в дом.

  • Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива – неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.
    Я хотел вам позвонить.
    Мы думали заглянуть в гости.
    Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.

    В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.
    Рад стараться.
    Всегда готов буду вам помочь.
    Мы вынуждены откланяться.
    Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

  • Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).
    Андрей стал отцом.
    Она оказалась другой.
    Охотник осторожен.

    В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).
    Вода в море была холодная и чистая.
    Я не был смельчаком.
    Бог есть любовь.

    Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать – быть нулевой.​
    Золото – драгоценный металл.
    Ты тоже молодец.
    Он мой друг.

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку ” Грамматическая основа”

Грамматическая основа предложения В3 ГИА Работу выполнила учитель русского яз...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Грамматическая основа предложения В3 ГИА Работу выполнила учитель русского яз

Описание слайда:

Грамматическая основа предложения В3 ГИА Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ Забитуйская СОШ Иванова Н.С

2 слайд

Выпишите грамматическую основу 1.Теперь она не будет ни спать, ни есть. Она н

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 1.Теперь она не будет ни спать, ни есть. Она не будет ни спать, ни есть 2.В такие минуты думаешь о какой-то безысходности. Думаешь 3.Отец был намного старше мамы. Отец был старше

3 слайд

Выпишите грамматическую основу 4.Всё было в порядке. Всё было в порядке 5.Это

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 4.Всё было в порядке. Всё было в порядке 5.Это будет мой тебе подарок. Это будет подарок 6.Когда-нибудь надо уйти. Надо уйти 7.Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Видели

4 слайд

Выпишите грамматическую основу 8.До сих пор помнят в деревне Белогрудку. Помн

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 8.До сих пор помнят в деревне Белогрудку. Помнят 9.Толику стало страшно. Стало страшно 10.Внезапно вдали что-то мелькнуло средь кустов, растущих здесь особенно густо. Что-то мелькнуло

5 слайд

Выпишите грамматическую основу 11.Теперь у меня нет собаки. Нет 12.Александру

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 11.Теперь у меня нет собаки. Нет 12.Александру было дано согласие на военную карьеру. Согласие было дано 13.Прочти мне какие-нибудь стихи. Прочтите

6 слайд

Выпишите грамматическую основу 14.Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Х

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 14.Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Хотелось помочь 15.Как тяжело после этого просыпаться. Тяжело просыпаться 16.Взрослых нигде не было видно. Не было видно

7 слайд

Выпишите грамматическую основу 17.Только её слёзы лёгкие были. Слёзы лёгкие б

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 17.Только её слёзы лёгкие были. Слёзы лёгкие были 18.Никто так не обидит старую, больную женщину. Никто не обидит 19.И вот что из этого получилось. Что получилось

8 слайд

Выпишите грамматическую основу 20.Ему не нужна была краска. Не нужна была кра

Описание слайда:

Выпишите грамматическую основу 20.Ему не нужна была краска. Не нужна была краска 21.С какой это стати я стану с тобой разговаривать? Я стану разговаривать 22.Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет… Нет

9 слайд

Использованная литература ГИА – 2012. Русский язык: типовые экзаменационные в

Описание слайда:

Использованная литература ГИА – 2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011 – 192 с. – (ГИА – 2012. ФИПИ – школе)

Выберите книгу со скидкой:

Какая грамматическая основа предложения теперь у меня нет собаки

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какая грамматическая основа предложения теперь у меня нет собаки

Курс повышения квалификации

Какая грамматическая основа предложения теперь у меня нет собаки

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Какая грамматическая основа предложения теперь у меня нет собаки

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-008672

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Прочтите текст и выполните задание.

– (1) Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2) Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3) Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4) Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5) А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6) И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8) Анна Федотовна уточнила:

– (9) Сын успел написать всего одно письмо. (10) А второе написал после его смерти его товарищ.

(11) Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13) Это же всё ненастоящее!

– (14) Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15) Откройте верхний ящик комода. (16) Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17) Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18) Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19) Вы должны передать эти документы нам. (20) Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23) Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24) А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25) Музей не возьмёт копии.

– (26) Не возьмёт, и вы не берите. – (27) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28) И пожалуйста, верните мне все документы.

(29) Они молча отдали ей письма и похоронку. (30) Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31) Мальчик, поставь шкатулку на место. (32) И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34) Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35) Только пикни у нас.

– (36) Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37) Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38) А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41) Ступайте, дети. (42) Я очень устала.

(43) Делегация молча удалилась.

(44) Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45) Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46) Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47) Таня! (48) Загляни в шкатулку!

– (49) Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Показать полностью

Выпишите грамматическую основу предложения .

Источник