Какая кличка была у собаки качалова

Какая кличка была у собаки качалова thumbnail

В1925 году Сергей Есенин пишет стихотворение «Собаке Качалова», которое многим больше знакомо по первой строке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Поэт побывал однажды в гостях у известного актёра того времени Василия Качалова и пообещал владельцу пса написать стихи. Сам же артист не воспринял слова поэта всерьёз и удивился, когда тот сдержал слово. Вообще историю можно счесть даже анекдотической.

Василий Качалов отыграл спектакль и поздно, часам к двенадцати, возвращался домой. А там оказалась компания его друзей и Есенина, которого артист увидел впервые. Пока Качалов поднимался по лестнице, слышал лай своего щенка Джима, которому было всего четыре месяца. Войдя домой, хозяин увидел Есенина и Джима: «они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что за лапа, я сроду не видал такой”. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

Василий Качалов и Джим

Самое комичное было потом, когда Есенин пришёл вручать свой труд Качалову. Правда, актёр опять оказался в театре. Но его домашние рассказывали, что приходил Есенин с друзьями. Поэт был в цилиндре, который он надел для парада, потому что пришёл к Джиму вручать специально написанные для него стихи. Но так как акт вручения требует присутствия хозяина, то Есенин пообещал прийти в другой раз.

Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись,
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь
Не знаешь ты, что жизнь на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и не всяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку,
И без меня в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Через некоторое время, когда актер был на гастролях в Баку, произошел еще один интересный случай. О нём позже вспоминал Качалов: «Приходит молодая, миловидная смуглая девушка и спрашивает: «Вы Качалов?» – «Качалов», – отвечаю. «Один приехали?» – «Нет, с театром». – «А больше никого не привезли?» Недоумеваю: «Жена, – говорю, – со мной, товарищи». – «А Джима нет с вами?» – почти воскликнула. «Нет, – говорю, – Джим в Москве остался». – «А-яй, как будет убит Есенин, он здесь в больнице уже две недели, все бредит Джимом и говорит докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезет Джима сюда, я буду моментально здоров. Пожму ему лапу – и буду здоров, буду с ним купаться в море».

Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что за лапа, я сроду не видал такой”.

Девушка передала записку и ушла от Качалова весьма огорченной. Ей предстояло разочаровать поэта, что на Джима ему не придётся в этот раз рассчитывать.

Источник

Как звали собаку в одном из последних стихотворений С.А. Есенина «Собаке Качалова»?

  • Джамбо
  • Джульбарс
  • Джерри
  • Джим

Трибу­нька
[54.6K]

5 лет назад

Сергей Есенин познакомился с Василием Ивановичем Качаловым (Шверубовичем) в 1925 году, в тот же год он написал своё стихотворение. Когда Есенин был у Качалова в гостях, очень понравилась ему собака, породы доберман, которая радостно лаяла и даже лизнула его в щеку. При прощании он долго держал её за лапу и обещал хозяину написать стих про нее.

Выбираем последний ответ – Джим.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Стихотворение Сергея Есенина, имеющее посвящение «Собаке Качалова» носит смысл и представляет раздумия автора о жизни и ее смысле в монологе, обращенном к сабаке.

Кличка собаки – Джим.

Обращаясь к собаке, Есенин просит Джима дать ему лапу.

Мила Жужу
[292K]

5 лет назад

ДЖИМ.

Очень известное стихотворение Сергея Есенина. Как он объяснял, только собака Качалова, когда он бывал у него в гостях, слушала его тоскливые излияния о любимой, которая не обращала на него внимания.

“Дай,Джим, на счастье лапу мне…”

так начинается “посвящение” собаке Качалова.

Так что это Джим.

Увековечил поэт собачку в веках, что и говорить.

секле­та
[179K]

5 лет назад

Сергей Есенин воспитывался в селе, а в селах как правило, много собак, Поэтому поэт не боялся, а симпатизировал собаке Качалова. Если я правильно помню, речь шла о добермане, а эту породу вывели только в конце 19 века, и в начале века 20, думаю, такие собаки были редкими в нашей стране. Собака вела себя дружелюбно, и Есенин пообещал написать, и написал, о ней стихи. Собаку звали Джим.

Yulya­55
[7.4K]

5 лет назад

Это произведение Сергея Есенина ” Собаке Качалова” знакомо еще со школы. Имя собаки Джим. Даже к незнакомым, но дрессированным собакам иногда обращаются так:

-Дай, Джим, на счастье лапу мне…

Умная собака всегда вызывает в человеке самые приятные впечатления.

Стихотворение называется “Собаке Качалова”, в нём есть строчка “Дай, Джим, на счастье лапу мне”. Как вспоминал сын Качалова Вадим Шверубович (Качалов тоже Шверубович, литовец родом из Вильно), их семья никогда не жила без собаки.

Знаете ответ?

Источник

Джим?

Дай Джим на счастье лапу мне.

Хотя Есенин был еще тот хулиган.

Чего только стоят его стихотворения, которые гуляют по интернету, и многие удивляются.

Хотя чему. Если человек устал от жизни, и повесился в гостинице Англетере?

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ответом на вопрос будет – Джим. Так звали добермана русского актера Качалова. Именно это пес и попал в стихи Сергея Есенина. Мне нравится творчество Есенина, а стихотворение помнится потчи дословно. По моему он так и назвал стихотворение ” Собаке Качалова”. Правильный ответ – Джим.

Елена Д
[355K]

6 лет назад

При упоминании в вопросе “есенинских стихов” и клички собаки в их контексте, на ум сразу приходит строчки известного стиха, в которых присутствует обращение к псу:

Поэтому нетрудно додуматься, что верным ответом здесь будет имя “Джим”.

Красн­ое облак­о
[221K]

6 лет назад

Собаку ( любимую) звали “Джим”, по имени можно определить что любимая собака Качалова была кабелём ( мальчиком то бишь). Сергей Есенин мой любимый поэт, даже приблизительно не могу его ни с кем сравнить. По буквам слово “Джим” подошло.

Oleg7­4
[195K]

6 лет назад

Ну, это очень простой вопрос. Кто читал стихи Сергея Есенина, тот сразу поймет о какой собаке Василия Качалова идет речь в представленном вопросе.. Конечно же, о собаке по кличке – Джим. Эта кличка, Джим, и есть правильный ответ.

Мила НА
[18.7K]

6 лет назад

Сергей Есенин был знаком с артистом Василием Качаловым. Симпатия к его четвероногому другу Джиму вылилась в стихотворении “Собаке Качалова”. Есенин часто вспоминал этого пса, передавая ему привет через хозяина. Ответ – Джим.

Ligiy­a
[12.4K]

6 лет назад

Так как же звали собаку, которую в своих стихах Есенин просил дать на счастье лапу? Имя у собаки, на удивление, не Бобик и не Жучка, а благородное английское “Джим”, что довольно-таки необычно для советского периода.

Хелен­очка
[59.3K]

6 лет назад

Этого пса звали Джим. Ему Есенин посвятил одно из своих стихотворений – “Собаке Качалова”. Есенин вообще любил животных, они часто упоминаются в его произведениях, поэт называл их “братьями нашими меньшими”.

Марью­шка Душка
[33.4K]

6 лет назад

Кличка собаки -“Джим”. Это стихотворение Сергея Есенина я рассказывала еще в средней школе, когда давали задание выучить понравившееся из творчества поэта.

Читаем первые строки и уже видим упоминание клички:

Павли­кА83
[69.4K]

6 лет назад

С детства помнятся эти душевные строки Сергея Есенина про собаку, у которой герой просит лапу на счастье. А имя этого пса было ДЖИМ, слово из четырех букв. Они еще собирались вместе лаять на луну на погоду.

Знаете ответ?

Источник

Есенин читает стихи собаке Качалова, Маяковский становится тезкой своего щенка, Михаил Булгаков делает своему псу визитку, такса Паустовского снимается в кино, а Екатерина II горько оплакивает смерть любимицы — левретки Земиры.

Читайте также:  Какую собаку завести маленькому ребенку

Ежегодно 2 июля весь мир отмечает Международный день собак — верных друзей человека, которые с незапамятных времен живут рядом с нами. Иногда собака становится кем-то большим, чем просто питомец. Именно о таких собаках рассказывают Государственный музей В.В. Маяковского, Музей М.А. Булгакова, Московский государственный музей С.А. Есенина, Музей К.Г. Паустовского и Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Щен-большой и Щен-маленький

Владимир Маяковский очень любил собак. В разное время у него было несколько четвероногих друзей разных пород. Но только пес по кличке Щен вошел в историю — о нем слышал, пожалуй, каждый поклонник поэта.

Летом 1920 года Маяковский вместе с Лилей и Осипом Бриками жил на даче в Пушкине на Акуловой Горе. Однажды, прогуливаясь по окрестностям, они нашли щенка. Он был настолько грязным, что пришлось вымыть его трижды. Маяковский дал своему питомцу кличку Щен, ласково называл его Щеник.

Породу собаки удалось установить благодаря местным ребятам, которые знали его родословную. Оказалось, что его мать — чистокровный сеттер, а отец — дворняга. Цвет шерсти Щеника был рыжим, уши — длинными с кудрями. Похожий на сеттера, он был намного больше, чем полагается представителю этой породы.

Щен стал неотъемлемой частью компании. Вместе со всеми он ходил к реке купаться, за грибами в лес, гулял с Маяковским, когда он писал стихи. Осип и Лиля находили много общего между Владимиром Владимировичем и его четвероногим другом, поэтому стали называть Щеном и поэта — так появились Щен-большой и Щен-маленький. С тех пор Владимир Маяковский в письмах стал подписываться «Щен» или вместо подписи рисовал щенка.

Л.Ю. Брик с собакой Щеником. Из собрания Государственного музея В.В. Маяковского

Дачный сезон подходил к концу, пришло время возвращаться в Москву, собаку взяли с собой. По дороге до квартиры в Полуэктове переулке (сейчас Сеченовский) Маяковский проводил Щену экскурсию. Лиля Брик позже зафиксировала его разговор со щенком в своих воспоминаниях:

— Это, товарищ, Казанский вокзал. Выстроен еще при буржуях. Замечателен своим архитектурным безобразием. Отвернись! А то испортишь себе вкус, воспитанный на стихах Маяковского!

— А это — улица Мясницкая. Здесь живет наш друг Лева. Настоящий человек, вроде нас с тобой, и архитектура у него красивая!

— Это — Красная площадь. Изумительнейшее место на всем земном шаре!!

Тогда Брики и Маяковский жили в Полуэктове переулке. У дома нового жильца встретила соседская собака по кличке Муська, которая стала большой подругой Щена. Вместе они гуляли и даже ходили в гости друг к другу.

Читайте также:  Какие цвета может различать собака

В то время Маяковский работал в «Окнах РОСТА» и каждое утро ходил пешком до Сретенского бульвара. Щен каждое утро провожал хозяина до мясной лавки на углу Остоженки. Там Маяковский покупал ему фунт конины и товарищи расходились. Щен отправлялся домой, а Маяковский — на работу.

С наступлением темноты, к ужину, Щен всегда возвращался домой (один или с Муськой), но однажды он не пришел. Поэт искал его в своем и соседних дворах, но так и не нашел. Щен прожил всего одиннадцать месяцев. О совместной жизни Маяковский написал в поэме «Хорошо»:

«Двенадцать

квадратных аршин жилья.

Четверо

в помещении,

Лиля,

Ося,

я

и собака

Щеник».

Рисунок Маяковского, адресованный Лиле Брик

Бутон Булгаков. Звонить два раза

В детстве и юности у Михаила Булгакова не было домашних животных. Они появились у писателя гораздо позднее, когда он был женат вторым браком на Любови Белозерской.

Супруга писателя вспоминала о том, что Булгаков с собаками был более дружелюбен, чем с кошками: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».

Любимцем писателя был пес по кличке Бутон, который появился в доме благодаря Любови Евгеньевне. Однажды, стоя в очереди в продуктовую лавку, она увидела мужчину с большеглазым лохматым щенком на руках и спросила, что он будет с ним делать. Мужчина ответил, что планирует отнести его в отдел вивисекции для опытов. Женщина попросила незнакомца подождать и ринулась домой, чтобы заручиться согласием Михаила Афанасьевича (тот сразу согласился) и забрать собаку.

Собака Булгаковых Бутон. Фотокопия машинописи

В то время Булгаков работал над пьесой «Мольер», поэтому пес получил кличку в честь слуги главного героя. Пес быстро стал всеобщим любимцем и полноправным членом семьи. Любовь Евгеньевна вспоминала:

«Я даже повесила на входной двери под карточкой М.А. другую карточку, где было написано: “Бутон Булгаков. Звонить два раза”. Это ввело в заблуждение пришедшего к нам фининспектора, который спросил М.А.: “Вы с братцем живете?” После чего визитная карточка Бутона была снята».

Статус Бутона в семье Булгаковых оценили и друзья — в одном из писем Михаилу Афанасьевичу и Любови Евгеньевне жена писателя Евгения Замятина Людмила шутила: «Дорогие Булгаковы! Я возмущена — Е.И. скрыл от меня, что у вас появился сын. Ну, поздравляю, поздравляю. Какой красавец он у вас!»

Сам писатель, даже находясь в поездках, справлялся о собаке. Так он писал жене из Крыма в 1930 году:

«Дорогая Любаня! Здесь яркое солнце… На станциях в буфетах кой-что попадается, но большею частью пустовато. Бабы к поездам на юге выносят огурцы, вишни, яйца, булки, лук, молоко. Поезд опаздывает. В Харькове видел Оленьку (очень мила, принесла мне папирос), Федю, Комиссарова и Лесли. Вышли к поезду. Целую! Как Бутон?»

Такую лапу не видал я сроду

Знаменитое стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова» было написано в 1925 году после знакомства поэта с народным артистом Василием Ивановичем Качаловым и его доберманом по кличке Джим. До этого актер и поэт много лет знали друг друга лишь заочно. О встрече, которую организовали общие знакомые, артист вспоминал так:

«Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки… Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидал Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что это за лапа, я сроду не видал такой”».

Поэт с трудом старался высвободиться от пса, но тот был непоколебим — продолжал вскакивать на Есенина и лизать ему лицо.

«“Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться”, — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой».

Доберман Джим. Иллюстрация из сборника «Братья наши меньшие». Автор Дарья Есенина. Из коллекции Московского государственного музея С.А. Есенина

В ту ночь поэт читал много стихов. Джим его внимательно слушал и смотрел прямо в глаза, а когда настала пора расходиться, уже сонный пес все равно не отходил от поэта. Уходя, Есенин долго жал лапу собаки и проговаривал: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться!» На прощание поэт сказал, что как только придет домой, обязательно напишет стихи питомцу артиста.

Через несколько дней после той ночи, Качалов узнал, что в его отсутствие наведывался одетый в парадную одежду Есенин. Выяснилось, что поэт написал стихи, как и обещал, и приходил их прочитать Джиму. Торжественное чтение состоялось в другой день, когда актер был дома:

«Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит».

Фунтик и усы капитана

Домашним питомцем Константина Георгиевича Паустовского была такса по кличке Фунтик. Собаку в 1938 году приобрела вторая жена писателя Валерия Валишевская-Навашина.

В начале Великой Отечественной войны Константин Георгиевич служил на Южном фронте военным корреспондентом. Вскоре Комитетом по делам искусств был освобожден от службы и эвакуировался в Алма-Ату, где в то время находилась его семья вместе с четвероногим другом.

Читайте также:  Каким лекарством отравить собак

Когда Паустовскому потребовалось вернуться в Москву, встал вопрос о дальнейшей судьбе Фунтика. За несколько дней до поездки пес был сам не свой — тяжело вздыхал и печально смотрел на хозяина. Писатель не мог предать своего друга и бросить его в Алма-Ате.

В военное время перевезти собаку на поезде было не так просто. Константин Георгиевич начал собирать все необходимые справки в ветеринарных лечебницах и у начальства железнодорожной станции, чтобы получить право на перевозку.

Когда все бумаги были собраны, Фунтик снова оживился, будто все понял. На вокзале Паустовский спрятал таксу под шубой, подумав, что в тяжелое для страны время перевоз собаки в поезде мог расцениваться как неуместная причуда. Опасения были не напрасными. Как только они вошли в вагон, один капитан возмутился, увидев собаку, и вызвал проводника для разбирательств. Но все документы Фунтика были в порядке, и разгневанному капитану ничего не оставалось делать, как немедленно забрать багаж и перейти в другое купе.

К.Г. Паустовский, В.В. Навашина (Паустовская) и такса Фунтик. Из коллекции Музея К.Г. Паустовского

Ночью была остановка на узловой станции, на перроне которой скопилось много народа — поезда в военные годы ходили редко. Среди желающих сесть в поезд были и солдаты, получившие отпуск, и бойцы, возвращавшиеся на фронт. Их было много, ждать следующего поезда было слишком долго, и они полным составом заняли вагон, в котором ехал писатель.

Фунтик был воспитанным псом, свою нужду терпел долго, но все же начинал скулить сильнее и сильнее. Паустовскому ничего не оставалось делать, как спрятать его под шубу и нести через проход, который полностью был занят недавно подсевшими солдатами. Любопытство Фунтика победило — и он высунул голову. Константин Георгиевич оцепенел.

Солдаты живо заинтересовались собакой, расступились, чтобы дать дорогу писателю. В купе к Паустовскому начали заходить по двое-трое солдат — расспрашивали, что за порода, на кого охотится, вспоминали своих питомцев, оставшихся дома.

Потом зашел разговор о случае с капитаном, который был в бешенстве из-за Фунтика. Услышав это, солдаты в коридоре зашумели и решили найти и высадить грубияна. Ориентиром в поиске служили усы и новенький мундир. Солдаты осмотрели все купе, но так и не нашли обидчика Фунтика. Позже выяснилось, что капитан был там, но как только поднялся шум, сбрил усы и поэтому обнаружен не был.

У Фунтика была насыщенная жизнь. В 1940 году он принимал участие в выставках собаководства. В эвакуации песик снимался в кино — увидеть его можно в кинокартинах «Убийцы выходят на дорогу» и «Юный Фриц». Своего четвероногого друга Константин Паустовский также сделал героем рассказов мещерского цикла. Из рассказа «Прощание с летом»:

«По ночам часто плакал во сне Фунтик — маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах».

Константин Паустовский с таксой Фунтиком. Портрет работы Яра Кравченко. Из коллекции Музея К.Г. Паустовского

Царственные Томассены

В живописи собака всегда символизировала верность и преданность. В собрании Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени есть немало портретов, где рядом с героем изображен и его четвероногий друг. Один из примеров — гравюра Николая Ивановича Уткина с картины Владимира Лукича Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». На ней императрица запечатлена вместе с одной из своих левреток по кличке Земира.

Именно Екатерина II ввела в Российской империи моду на разведение левреток. Все началось в 1770 году с присланных ей из Англии пары собак: Сэра Тома Андерсона и Дюшеса. Через несколько лет потомство этих левреток можно было встретить во многих аристократических домах Москвы и Петербурга. Императрица очень любила своих собак — они занимали особое положение при дворе и даже спали в корзине рядом с кроватью Екатерины.

Гравюра Н.И. Уткина «Екатерина II в Царскосельском парке с собакой у обелиска». Из собрания Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

Среди многочисленных потомков Сэра Тома Андерсона, живших при дворе, императрица больше остальных выделяла левретку Земиру, которая появилась на свет в 1778 году. Собака была названа в честь героини популярной в те времена оперы «Земира и Азор». Имя Азор, кстати, также надолго стало популярной собачьей кличкой. Сохранилось несколько писем императрицы, в которых она упоминает свою любимицу. Так она писала о сложном характере левретки:

«Вы простите меня за то, что вся предыдущая страница очень дурно написана: я чрезвычайно стеснена в настоящую минуту некой молодой и прекрасной Земирой, которая из всех Томассенов садится всегда как можно ближе ко мне и доводит свои претензии до того, что кладет лапы на мою бумагу».

Вариант скульптуры левретки Земиры. Из собрания Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

Земира умерла в 1785 году. Как вспоминали современники, Екатерина II очень тяжело переживала потерю — несколько дней не выходила из спальни. На Императорском фарфоровом заводе Яковом Рашеттом была сделана скульптура собаки в натуральную величину, которая долгое время стояла в спальне императрицы и напоминала ей о любимице.

Левретки императрицы похоронены на специальном участке в Царском Селе. Некоторые мраморные плиты сохранились до наших дней. Среди них уцелело и надгробие Земиры, на котором написаны следующие слова:

«Здесь лежит Земира, и опечаленные Грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток: была немножко сердита, но сердце ее было доброе. Когда любить всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она. Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов. Боги, свидетели ее нежности, должны были бы наградить ее за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при своей повелительнице».

Источник