Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях thumbnail

А. Орлик.

Б. Воронок.

В. Соколко.

Г. Журавка.

88Sky­Walke­r88
[284K]

4 года назад

Вроде перечитывала сказки Пушкина по несколько раз, но этот вопрос вызвал затруднение.

Пришлось обратиться к этому сказочному произведению великого поэта снова.

Правильный ответ будет СОКОЛКО.

Собака запомнилась благодаря эпизоду с отравленным яблоком, когда она пыталась спасти царевну от гибели.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Полав­а
[124K]

5 лет назад

Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к первоисточнику – “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина.

Царевна обосновалась в тереме семи богатырей, занималась там домашним хозяйством. Она добра, заботлива и доброжелательна, потому полюбилась и богатырям, и их псу. Но и здесь ее нашла злая мачеха-царица. Она, обернувшись старушкой, приносит ей отравленное яблоко. Несмотря на все предупреждающие знаки, которые подает девушке верный пес семи богатырей, она доверчиво берет отравленный плод. Пес пытается ее спасти, но царевна не понимает собачьего беспокойства и тревоги:

СОКОЛКО – кличка пса семи богатырей.

AnyaS­neg
[71.3K]

4 года назад

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина очень похожа на сказку “Белоснежка и семь гномов”. В русской сказке происходит тоже самое – злая мачеха отсылает царевну в лес на верную смерть, но там она находит убежище в доме семи богатырей. Тогда мачеха решает отравить царевну, накормив ее отравленным яблоком, для этого она переоделась в старушку и девушка ее не узнала. А вот собака семи богатырей пытается ее спасти, но, к сожалению, это ей не удается….сказка, если что, заканчивается хорошо, все будут спасены.

А вот отважного пса в сказке звали – Соколко. Так что правильный ответ под буквой В.

МиНзД­рАв
[20.9K]

4 года назад

Семеро богатырей – это одни из главных героев сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Царевна попала к ним в дом после того, как злая мачеха приказала отвезти ее в лес. Богатыри были очень добры к Царевне. Однако не смогли уберечь девушку. И не помог ей их пес Соколко, который чувствовал, что не стоит Царевне есть наливное яблочко.

секле­та
[170K]

4 года назад

В “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина собаку семи богатырей звали Соколко.

Когда злая царица отравила девушку отравленным яблоком, Соколко первым нашел спящую девушку, и доел яблоко. и если принцессу вернул к жизни принц Елисей, то о судьбе собаки Пушкин не позаботился. Вот так награда за служение!

tana7­6
[123K]

4 года назад

В известной сказке русского поэта Александра Сергеевича Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” собаку Царевны, которая заливалась лаем на злую королевну-мачеху и предупреждала Царевну об опасности, звали СОКОЛКО.

Viole­t a
[216K]

5 лет назад

Собаку семерых богатырей звали СОКОЛКО.

Действие происходит в сказке А.С. Пушкина ” Сказка о мертвой царевне и семи богатырях “, когда царевна выжив в лесу, куда её на смерть отправила злая мачеха, попадает в дом к семи богатырям. И вроде все было хорошо, пока волшебное зеркальце не показало злой мачехе царевну. Злая мачеха переоделась в старушку и угостила бедную девушку отравленным яблоком, от которого царевна уснула. Причем пес Соколко первым обнаружил мертвую царевну и отравленное яблоко, собака съев это яблоко, тоже была отравлена, как и царевна. А пробудил царевну от вечного сна королевич Елисей.

lady v
[627K]

4 года назад

Собаку, которой так не понравилась злая королевна в сказке Пушкина звали СОКОЛКО. Судя по советским мультфильмам она была лайкой. И кстати, если царевну пробудил от мертвого сна поцелуй царевича, то про собаку ничего не говорится.

Tiuno­v
[27.6K]

4 года назад

В почтенном возрасте приходится перечитывать произведения, которые читал в детстве. Собака у богатырей была и довольно таки умная, яд определила сразу. звали собаку Соколко. Что и будет правильным ответом.

Людми­ла 1986
[99.9K]

4 года назад

В сказке Александра Сергеевича Пушкина про Царевну и семи богатырей, которые приютили девушку от злой мачехи есть собака. Пес предупреждал Царевну, чтобы она не ела отравленное яблоко, но Царевна его не послушалась.

Правильный ответ – Соколко.

Знаете ответ?

Источник

Анонимный вопрос  · 11 ноября 2018

< 100

Чему учит “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина?

В своем мирке мне комфортнее

Главная мораль любой сказки уже по определению в том, что добро всегда сильнее зла. Но это только один момент. Мне бы хотелось заострить наше внимание на нескольких других уроках этой сказки. Прежде всего самовлюбленность и самолюбование, то что называют нарциссизмом, до хорошего не доводит. Когда человек слишком уверен в своей исключительности и внезапно оказывается это не так, возможно всякое, такая тоска возьмет, что хоть на месте умирай. Далее, эта сказка учит никогда не терять надежду. Царевич Елисей долго искал царевну, справлялся о ней у солнца, месяца и ветра и даже услышав о ее смерти, решил все равно добраться до гроба, чтобы хотя бы попрощаться. А в жизни все-таки случаются чудеса и это еще один урок сказки. Гроб разбивается, царевна оживает, мачеха-царица умирает от тоски. И наконец самый окончательный вывод: красота великая сила. Краса и кротость царевны спасли ее когда ее вела в лес Чернавка, сделали семерых богатырей ее преданными поклонниками, даже собака полюбила царевну и как могла пыталась предостеречь ее от отравленного яблока.

Прочитать ещё 1 ответ

Кто автор сказки терешечка?

Интересуюсь многим. Семья. Кулинария. Здоровое питание. Культура тела. Культура…

Широко известная сказка “Терёшечка” считается русской народной сказкой. Так называют результат коллективного устного творчества, который создается и затем изменяется многие, многие годы большим количеством людей, чьи имена обычно остаются неизвестными. Зачастую профессиональные писатели берут такие сказки за основу, адаптирую их сюжет, персонажей и создают новые оригинальные произведения под своим авторством – это обычная практика и в русской, и в иностранной литературе. В отношении русской народной сказки “Терёшечка” так поступали известные русские (советские) писатели А.Н.Толстой, А.Н.Афанасьев, М.Успенский.

Прочитать ещё 1 ответ

Стихотворные сказка о царе салтане краткое содержание?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Однажды царь Салтан подслушал разговор трех сестер, они говорил о том, что сделали бы, если бы стали царицами. И царь женился на той, которая обещала родить ему богатыря. Затем царь уехал, а когда царица родила мальчика Гвидона, завистливые сестры написали ему, что она родила не ребенка, а неведому зверушку. Царь приказал посадить царицу и ребенка в бочку и пустить в море. Море вынесло бочку на берег, между тем царевич вырос и, сломав бочку, выбрался с матерью наружу. Потом он спас лебедь от коршуна, эта лебедь оказалась волшебной и царевич стал правителем на это острове. Но царевич скучал по родине и просил царевну-лебедь обратить его в разных летающих существ, чтобы он смог повидать отца. Там он слушал гостей и купцов во дворце, которые рассказывали царю о чудесном острове и правителе Гвидоне. Но злые сестры царицы каждый раз отговаривают царя Салтана ехать на остров, рассказывая о других диковинках. Затем царевич просит лебедь, как сделать так, чтобы эти чудесные вещи появились на его острове, в итоге лебедь помогает ему в этом. А сама царевна-лебедь оказалась девушкой, которая просто превращалась в лебедь и Гвидон на ней женился. На остров три раза прибывали торговые купцы, которые, насмотревшись чудес на острове молодого царевича, рассказали об этом царю Салтану. Царь Салтан отправился на остров Гвидона, к своему удивлению он узнал в царице свою жену, а в царевиче – сына.

Читайте также:  Как у знать какой породы собака

Прочитать ещё 1 ответ

Как охарактеризовать царицу из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”?

Не кочегары мы, не плотники.

Лучше всего об этом сказал сам Пушкин: “Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Говоря современным языком, царица – женщина красивая и умная , но ей присущи себялюбие, эгоизм, зависть и злоба.

Прочитать ещё 2 ответа

Какие волшебные предметы упоминаются в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…

Я припоминаю только 3 волшебных предмета в этой сказке:

  1. Волшебное зеркальце. Именно оно рассказывало “кто на свете всех милее”

  2. Ядовитое яблоко. Вкусив это яблоко, церевна засыпает.

  3. Хрустальный гроб. В него поместили заснувшую царевну. Он качался на цепях и сохранял таким образом сон царевны.

Источник

Кроссворды по мотивам сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»

Кириленко Лидия Константиновна, педагог дополнительного образования УДО «ДонРЭНЦ», г.Донецк

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, он может быть использован на мероприятиях, посвященных творчеству великого поэта.
По вертикали в каждом кроссворде можно прочитать фамилию великого русского поэта А.С. Пушкина

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Вопросы.
1. Что должны были платить попу черти?
2. Кого перед утренней зарею выехали пострелять богатыри?
3. Любимое лакомство белочки.
4. Кличка собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях.
5. Как звали жениха царевны?
6. Дерево в лесу, под которым должна была чернавка оставить царевну.
Ответы. 1. Выкуп; 2.Утки; 3. Орешки; 4. Соколко; 5. Елисей; 6. Сосна

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Вопросы.
1. Золотой атрибут на дубе
2. Дерево, которое растет у Лукоморья
3. Он не простой, а золотой
4. Каким фруктом отравилась царевна?
5. Напиток из последних строк сказки о царе Салтане и сказки о мертвой царевне
6. На каком острове поселился царевич?
Ответы. 1. Цепь 2. Дуб 3. Петушок 4. Яблоко 5. Пиво 6. Буян

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Вопросы.
1. У него «толоконный лоб»
2. Кто подарил царю золотого петушка?
3. Он кричал «кири-ку-ку, царствуй лежа на боку
4. В конце сказки они остались у разбитого…
5. Из чего были ядрышки орехов, которые грызла белочка?
6. Старуху погубила… в сказке о золотой рыбке и рыбаке
Ответы. 1. Поп 2. Мудрец 3. Петушок 4. Корыто 5. Изумруд 6. Жадность

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Вопросы.
1.Он является персонажем сказки, главным «героем» которой является Балда
2. Где растет дуб в сказке А.С.Пушкина?
3. Их любит грызть белочка
4. Главный атрибут красоты злой царицы
5. Три… под окном
6. … должна превратиться в одном из желаний старухи?
Ответы. 1. Поп 2. Лукоморье 3. Орешки 4. Зеркальце 5. Девицы 6. Землянка

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Вопросы.
1. Каким словом обозвала старуха старика?
2. Отрицательная «героиня» в сказке о золотой рыбке, которая хотела стать и столбовой дворянкой, и вольной царицей
3. Это насекомое, в которое превратил царевна Лебедь князя
4. Милое животное, которое грызет орешки под елью
5. Кого взял Балда себе в помощники , чтобы обмануть черта в сказке о попе и его работнике Балде?
6. Хищная птица, от которого царевич спас царевну Лебедь.
Ответы. 1. Простофиля 2. Старуха 3. Шмель 4. Белка 5. Зайчишка 6. Коршун

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Вопросы.
1. О чем предупреждал золотой Петушок в сказке А.С. Пушкина?
2. Их какого материала князь смастерил белочке дом?
3. От какой хищной птицы царевич спас царевну Лебедь?
4. Плавучее средство, на котором царица с новорожденным сыном добиралась до острова
5. Имя родной бабушки царя Гвидона, которая обещала приготовить пир на весь мир
6. Старик для ловли рыбы закидывал…
Ответы. 1. Опасность 2. Хрусталь 3. Коршун 4. Бочка 5. Бабариха 6. Невод

Рекомендуем посмотреть:

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Кроссворд по сказкам Пушкина для 3-7 классов

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Кроссворды по русским народным сказкам для детей средней группы (4-5 лет)

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Кроссворд с ответами по сказкам для младших школьников

Какая кличка у собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Кроссворд с ответами по сказке Катаева “Цветик-семицветик”, 2 класс

Участник №16 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки» с 20 июля по 20 октября 2018 года

Источник

Предыстория. Отличие от «Белоснежки» и «Волшебного зеркальца»

Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» появилась на свет в самый плодотворный творческий период, который принято называть «болдинской осенью». Если точнее, то сказка написана в 1833 году в так называемую вторую «болдинскую осень» (первая относится к 1830 году).

Стоит заметить, что наряду с рассматриваемой сказкой, поэт написал в этот же период «Сказку о рыбаке и рыбке», а через год – «Сказку о золотом петушке». Произведения этого периода можно назвать этапом зрелого творчества писателя, когда многое в жизни было переосмыслено.

Возможные источники сюжета и похожие варианты

А.С. Пушкин обладал огромной библиотекой, в которой были как произведения европейских авторов, так и восточных. К тому же его няня – Арина Родионовна оказалась неисчерпаемым источником сказок, ведь именно она открыла для будущего поэта мир русского фольклора.

Чаще всего высказываются мнения, что «Белоснежка» братьев Гримм стала прообразом «Сказки о мертвой царевне…», ведь она написана раньше – в 1812 году. Однако стоит помнить, что братья Гримм не сколько выдумывали сказки, а собирали и обрабатывали народные германские сказки. Русская земля тоже богата фольклористами. Так, все знают Владимира Ивановича Даля – составителя «Толкового словаря…», но, помимо этого, он был любителем и собирателем русской сказки. Именно на фоне увлечения сказкой В.И. Даль познакомился с А.С. Пушкиным. Так, после знакомства Пушкин подарил Далю экземпляр «Сказки о балде…» со знаменательным автографом:

Твоя отъ твоихъ!

Сказочнику казаку Луганскому, сказочникъ Александръ Пушкинъ*

*Под псевдонимом казак Луганский В.И. Даль опубликовал сборник своих сказок.

Читайте также:  Какая из команд означает собаке лежать

Многие сказки, собранные В.И. Далем, а также другими русскими собирателями, например, такими как П.И. Якушкин, были впоследствии опубликованы русским сказочником А.Н. Афанасьевым в сборнике «Русские народные сказки» (1855 год – дата выхода первого издания). Так, во втором издании сборника под номерами 210 и 211 записаны два варианта сказки «Волшебное зеркальце», которая имеет очень много схожего со сказкой «О мертвой царевне…».

Таким образом, материалом для написания сказки мог служить как немецкий, так и русский фольклор, который Александр Сергеевич любил и знал. Поэтому вернее всего сказать, что источником сказки «О мертвой царевне…» является народное творчество, в этом случае, неважно какого народа или народности, т. к. и А.Н. Афанасьев, и другие фольклористы в своих трудах показывали целостную мифологическую картину древних народов, что отразилось в схожести многих сказок.

В чем схожесть и различия инвариантных сюжетов

Известные варианты народной сказки о мертвой царевне (условное название таких сказок) объединяет сюжет и структура,но в деталях же они во многом расходятся. Например, в сказке А.Н. Афанасьева под номером 211 купеческая дочь приходит в белокаменный дворец, в котором хозяйствовали «два сильномогучих богатыря». В сказке под номером 210, записанной в Гродненской губернии (ныне Белоруссия), дочь короля забрела во дворец 12-и королевичей. В немецком варианте сказки дочь короля – Белоснежка забрела в хижину семи гномов-рудокопов. Таких отличий немало, но все они в большей части связаны с местными восприятием окружения и сложившимися мифологическими образами.

Сказка «Волшебное зеркальце» (под номером 211) больше других отличается от инвариантной структуры, т. к. сюжет и количество задействованных героев гораздо шире. Ее особенность в том, что она максимальна приближена к народной жизни и больше воспринимается не как сказка, а быль.

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне…, переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Читайте также:  Какие симптомы у собаки аллергия

Раскрытие внутреннего содержания героев через образ Царевны

Образ Царевны

Положительный женский образ в русских народных сказках часто создается через художественное изображение сохранения добродетелей героини, путем претерпевания различных невзгод и несправедливостей.

Вспомните как описана Царевна при первом упоминании:

Но Царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

А.С. Пушкин указывает на то как росла Царевна – «тихомолком», т. е. росла в тишине и покое; и какая она вследствие этого выросла – «нраву кроткого такого», характеризуя ее красоту души и добродетельность. Здесь стоит пояснить, что кротость – в понимании того времени, – это нравственная категория, которая характеризует героиню не как застенчивую или скромную, что можно предположить в контексте современного понимания слова, а кротость как тождество добромыслия и добродетели. Как отмечал Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Это искусство из искусств, состоящее в сохранении трезвенного самообладания в любых обстоятельствах, во владении собой и страстями».

В указании на кротость, Автор предопределяет дальнейшие действия героини и отражает на фоне ее как в зеркале других героев Сказки.

Образ героев

Так, Царица отразилась на фоне добродетельной Царевны завистливой и злой, к тому же оказалась подвержена гневным страстям. Важно, Царь эти качества супруги либо не знал, либо не замечал, ослепленный плотской страстью к ней, что подразумевает несовершенство нравственного начала в нем.

У семи богатырей, на фоне Царевны выявилась высокая степень взаимоотношений в коллективе, построенных на любви и терпении. Так, увидев ее добродетельность, они отнеслись к ней как к сестрице. Обратите внимание, что высокая степень отношений в мужском коллективе подтверждается тем, как они к ней сватались: «раз, лишь только рассвело, всех их семеро вошло». Тут, Автор показывает на достигнутое среди богатырей согласие о том, как им быть с красавицей Царевною. Каким мог быть обратный результат появления женщины в конкурентной среде мужчин, не являющимся коллективом или товариществом? Наверное, через устранение соперников должен был остаться только один… Но Пушкин как раз таки показывает правильное мужское общество, построенное на братской любви и товариществе. Что еще символизирует полноту мужского коллектива, изображенного в Сказке? Цифра семь. Многие знают, что число семь часто символизирует полноту жизни, которая возможна там, где есть любовь. Образ семи богатырей олицетворяет такую полноту, которая выразилось в нравственно-правильном отношении к Царевне.

Как раскрылся образ Королевича Елисея мы объяснили выше, описывая тайну его имени. Отметим, что его образ как спасителя развернулся тоже через Царевну, ведь спасал он именно ее.

Нельзя не упомянуть символический образ собаки Соколко. Чаще всего собака в сказках изображена как верный и первый друг человеку. Об этом, в частности, мы писали в анализе «Сказки про репку». Через образ Соколки Автором раскрывается два качества любви: жертвенность и преданность (Соколко пожертвовал собою, съев яблоко, указав богатырям на то, что Царевна была отравлена). Наверное, для этого А.С. Пушкин и ввел образ собаки, чтобы отразить все грани любви, т.к. получается что в каждом герое, помогающем Царевне, отражаются какие-то качества любви. Это касается и Королевича Елисея, и семи богатырей, и собаки Соколко.

Что отражает зеркальце?

Если добродетели в Сказке отражаются через любовь к ближнему, то человеческие пороки изображены через любовь к себе. А.С. Пушкин показывает искаженную грань любви – себялюбие. Символизируется эта «любовь» через волшебное зеркальце. На самом деле зеркальце отражает не то «кто на свете всех милей», а непомерную гордыню Царицы. Какие еще качества отражает зеркальце? Это и зависть, и злорадство, и гнев. Все это является результатом и причиной отсутствия любви и тяжелой духовной болезни Царицы.

Ключ к пониманию сказки

В своем развитии сказка имеет ключ к началу (или по-другому корень), четкое жанровое развитие и конец. Ключ к пониманию сказки может быть заложен автором в любом месте повествования. А.С. Пушкин заложил этот ключ в самом начале, вспомните:

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.

Пушкин в развитии всех злоключений героев видит грех, который положил Царь, женившись на другой. Чем вылился этот брак для дочки Царя? В конечном итоге в ненависти и зависти мачехи (Царицы). Любила ли Царица Царевну, не являющуюся ей родной дочкой? Конечно же, нет, т. к. убить собственного ребенка – это очень серьезная нравственная черта ниже которой опускаться даже в литературной форме не допустимо, т. к. в той или иной форме Автор изображает в сказке какие-то устоявшиеся представления народа о грехе и нравственных понятиях. Другими словами, если Пушкин изобразил желание Царицы погубить собственную дочь, к примеру, то это бы указывало скорее не на греховное состояние персонажа, а на его патологическое состояние, а цель у автора другая.

В развитии сюжета мы видим развитие греха, когда непомерная зависть и неудовлетворенное тщеславие переросли в замысел убийства, т. е. в смертный грех. Сочетавшись с этой мыслью, по сути, Царица уже совершила этот грех, который в итоге вырос в смертельное отчаяние Царицы («тоска взяла и Царица умерла»), что повлекло ее смерть. Здесь, Автор скорее указывает не только на телесную смерть, но и на духовную. Концовка сказки могла иметь и другой сюжет, который изображал возрождение Царицы, если бы та, увидев Царевну, покаялась и омыла слезами ее ноги. Но Пушкин показывает развитие греха до конца, результатом чего стало безмерное отчаяние, а это грех самоубийц.

Итоги

«Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» является не только образцом великолепной словесности и мастерства А.С. Пушкина, но и является глубокой, нравственной и поучительной сказкой. Найдя источники сюжета в народных сказках Руси и германских племен, Автор переосмыслил многие составляющие и создал настоящий шедевр русской сказки, вложив свой писательский и духовный опыт.

Стоит помнить, что духовная поэзия проходит красной нитью через все творчество Писателя, это не могло не отразиться во всем его творчестве , а тем более в таком поучительном жанре, как сказка.

Постоянная ссылка статьи

Источник