Какая порода собаки снималась в собаке баскервилей
В книге и в экранизациях речь идет о двух собаках. Обе они преследуют представителей рода Баскервилей. Во-первых, в основе сюжета лежит легенда о призрачной собаке на Гримпенских болотах. По преданию именно она убивает Хьюго Баскервиля. Легендарного и беспутного предка нынешних Баскервилий. Во-вторых, главный злодей Степлтон пользуется верой людей в эту легенду. И использует для своих замыслов огромное животное. Питомца хоть и опасного, но вполне себе из плоти и крови. В результате с его помощью происходит смерть Чарльза Баскервиля. Так какой породы была собака Баскервилей? И мистическая и реальная?
Голова “собаки Баскервилей ” и другие экспонаты в музее Шерлока Холмса в Лондоне
Порода собака Баскервилей в демонической ипостаси
Вероятно один из вариантов легенд про демоническую собаку Конан Дойлу поведал журналист Бертрам Флетчер Робинсон. Чем и сподвиг отца Шерлока Холмса взяться за перо. По крайней мере имя этого журналиста упоминалось в сноске на титульном листе первой публикации
“Появление этой истории стало возможным благодаря моему другу, мистеру Флетчеру Робинсону, который помог мне придумать сюжет и подсказал реалии. А.К-Д.”
В 1929 году Конан Дойл в предисловии к “Полному собранию романов о Шерлоке Холмсе” пишет
“Собака Баскервилей” – итог замечания, оброненного этим добрым малым, Флетчером Робинсоном, скоропостижная кончина которого стала утратой для всех нас. Это он рассказал мне о призрачной собаке, обитавшей близ его дома на Дартмурских болотах. С этой байки и началась книга”
Фольклор Великобритании плотно наполнен различными демоническими созданиями. Не последнее место среди потусторонних существ занимают разные представители собачьего рода. Всякие черные псы и призрачные своры издревле нагоняют жути на жителей Туманного Альбиона. Безусловно, Черный Шак и Баргéст являются яркими представителями подобного рода демонов.
Чёрный Шак
Чёрный Шак (Black Shuck англ.) — мифическое существо из легенд Восточной Англии. Страшные истории об этом псе – значительная часть народного творчества графств Саффолк, Норфолк, Эссекс и Кембриджшир. Вероятно его имя происходит от староанглийского слова shucky. Что означает лохматый или волосатый.
Призрачный пес из сериала “Сверхъестественное”
Жители Англии на протяжении веков рассказывали своим детям предания о Черном Шаке. Долгими зимними вечерами, сидя у горящего очага. В то время как, за крепко закрытой дверью, воет холодный ветер. И когда создается обманчивое впечатление защищенности и безопасности. Рассказывали о зловещей черной собаке. Глаза которой злобно горят во мраке. Горят оранжевым, красным или зеленым огнем. Огромные страшные глаза. В некоторых вариантах один глаз. В сказаниях величина ужасного чудовища могла быть совершенно разной. Иногда даже размерами с небольшого быка. Но никак не меньше теленка. Чёрный Шак также мог являться летящим в тумане. Или же предстать в образе безголовой собаки.
Баргéст
Баргéст — призрачный пёс английского фольклора. Злой дух, приносящий горе и несчастье. Имеет вид чёрного или светящегося пса с горящими глазами. В пасти его острые длинные клыки. На лапах его огромные когти. Но может иметь и совершенно другой вид. Баргест является людям по ночам. В дикой и безлюдной местности. Пугает до потери речи. С другой стороны, может напугать и до смерти.
Баргесты из компьютерной игры “Ведьмак”
Баргесты — призраки, каким то образом заимевшие материальное тело. Преследуют людей. Встреча с ними приносит несчастья и скорую смерть. Эти существа олицетворяют кару и возмездие грешнику. Другие предания гласят, что баргесты знамение скорого прибытия Дикой Охоты. Они не имеют жалости к живым существам. Вероятно название чудовища – баргест происходит от английского слова ghost. Что означает призрак или привидение.
Все демонические псы имеют очень разноречивое народное описание. Определить их породу не представляется возможным. С одной стороны, сегодня они могут предстать в образе собаки. С другой стороны, завтра обернутся черным дровосеком. Или зелеными человечками. В общем, морочит нечистая сила. Потому определить точную породу призрачной собаки Баскервилей не представляется возможным.
Какой породы собака Баскервилей?
- 1.) В названии, а также на протяжении всей англоязычной версии книги собаку Баскервилей называют hound. То есть не собака, а гончая. И явно имеется в виду не порода собаки. Здесь подразумевается другой смысл слова hound. А именно: натравливать, преследовать. Скорее всего здесь наличествует каламбур. Соединены два значения одного слова – охотничья собака (гончая) и преследователь. Судя по рукописи датированной 1742 годом, зверь преследовал семью Баскервилий не менее полутора веков.
- 2.) Единственное приблизительное описание породы собаки дается всего один раз. Доктор Ватсон в оригинале книги говорит про породу собаки Баскервилей
“It was not a pure bloodhound and it was not a pure mastiff; but it appeared to be a combination of the two – gaunt, savage, and as large as a small lioness.”
В рускоязычной версии перевода книги фраза звучит так
«Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь — поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу»
Порода собаки Баскервилей
Первый стандарт породы мастиф был опубликован в Великобритании в 1888 году. То есть всего за год от описываемых в книге событий. Большая российская энциклопедия, т. 19., М., 2012. С. 322. Вряд ли Ватсон досконально знал все признаки стандарта этой породы. Скорее всего он руководствовался какими то общеизвестными признаками. Человек может назвать собаку овчаркой. Но это не делает эту собаку чистокровной немецкой овчаркой автоматически.
Бладхаунд (слева) и английский мастиф (справа)
Перевод английского слова “bloodhound” как “чистокровная ищейка” многие считают ошибочным. Утверждается что в книге упоминается именно порода бладхаунд. То есть слова “blood” и “hound” употреблены в смысле: “ищейка идущая по кровавому следу”. Однако Ватсон произнося слово blood мог иметь в виду кровность, чистокровность. Еще одно значение этого слова – происхождение.
- 3.) Однако доктор Ватсон всего лишь делает предположение о происхождении собаки. Он ничего не утверждает. Да это и нереально по внешнему виду определить помесью кого с кем является пес. Причем мгновенно. В ночное время суток. После недавних кошмарных событий. Со стрельбой, беготней и другими волнительными событиями. Едва не повлекшими к смерти баронета. Даже целый консилиум кинологов не смог бы вынести однозначный вердикт по этому поводу.
Порода собаки Баскервилей – беспородная дворняжка
Вполне возможно установить породу собаки. В случае если она является представителем этой породы. То есть обладает целым рядом определенных признаков. Здесь же собака отличается по признакам от некоторых пород. Потому о ее происхождении можно сделать только осторожное предположение. Но зато о породе можно сказать точно – беспородная.
Даже если скрестить мастифа и бладхаунда, то мы не получим в результате другую породу. К примеру, мифического кубинского дога. Для того чтобы получить новую породу нужно провести очень большую работу. Безусловно, это дело не одного года. И часто такая работа проводится не одним человеком, а множеством энтузиастов. Потому помесь двух пород является беспородной собакой. То есть дворняжкой.
У Степлтона и не было задачи выбрать породистую собаку. Он должен был выбрать собаку большую и злобную. Чтобы поддержать веру людей в мистическую тварь. То есть пес должен был выглядеть настоящим демоническим чудовищем. К тому же беспородная собака стоит намного дешевле породистой. А у Степлтона не было лишних денег. Он сам упоминает о своих финансовых затруднениях. Шерлок Холмс говорит по этому поводу
“Он купил этого пса в Лондоне у Росса и Менгласа, на Фулхем-роуд, выбрав самого крупного и самого свирепого из всех, какие были.”
Иллюстрации Эдварда Пэджета к книге “Собака Баскервилей”
Интересный факт. Одним из первых иллюстраторов книги был британский художник Сидни Эдвард Пэджет. Именно его образ Холмса закрепился за персонажем как узнаваемый всеми. Согласно его изображениям пес имел внешний вид огромного бладхаунда. А также обладал силой и злобностью громоздкого мастифа.
Какой породы была собака Баскервилей в знаменитом советском фильме?
Задача режиссера фильма была похожа на задачу Степлтона. Необходимо было подобрать собаку очень больших габаритов. И разумеется угрожающего вида. Чтобы произвести впечатление и нагнать ужаса на зрителя.
Собака Баскервилей в одноименном советском фильме
Прекрасный актер Олег Янковский замечает по этому поводу
“Столько о ней говорят, слышат её вой – должно было какое-то чудовище появиться на экране. Хотели теленка даже маленького снимать, не получилось.”
Актер Василий Ливанов говорит о собаке снимавшейся в фильме
“Выбрали крупную дожиху, это была огромная, самая большая дожиха в Ленинграде. Но невероятно добрая и влюбленная в своего хозяина. Да ещё сладкоежка – сожрала торт Соломина вместе с коробкой.”
Однако не смотря на слова Ливанова, вся съемочная группа убеждена что снимался кобель. Немецкий дог по кличке Циклон. И действительно можно убедится что в съемках участвовал именно немецкий дог. Причем именно кобель. Если внимательно просмотреть сцену нападения на Генри Баскервиля. Несмотря на плохое освещение. Но с другой стороны, может, при создании фильма, к съемкам привлекали несколько немецких догов.
Видео – сцена нападения собаки Баскервилей на сэра Генри Баскервиля
Рекомендуем прочитать
Какие зрачки у козы и овцы?
Могут ли быть в одном помете щенки от разных отцов?
Зачем кошке усы и брови?
Животные – Главная страница
Спасибо за посещение канала и чтение заметки
Вы можете подписаться на канал и поставить лайк. Если хотите больше похожих материалов в ленте Яндекс Дзен
Источник
В нынешнем году исполняется 35 лет с того момента, как Игорь Масленников создал легендарную картину, признанную наилучшей экранизацией
приключений Шерлока Холмса из всех.
Фильм снимался в непростое время. Не было ни компьютерной
графики, ни современных технологий, и все же постановщики сотворили настоявший
шедевр, ставший любимым у многих поколений зрителей.
кадр: Ленфильм
На роль «домашнего любимца» коварного Стэплтона пробовалось
много животных: от одноглазого пекинеса (выглядевшего зловеще без всякого грима)
до обычного теленка. Наконец для роли был выбран устрашающих размеров дог. Его
обклеили светоотражающей пленкой, сделали несколько пробных дублей и
расхохотались. На экране бедное животное оказалось похожим на бегающий скелет. Получилось
забавно, но для фильма требовался совсем не такой эффект. Пришлось изобретать
специальную маску, которую в итоге сделали из черного бархата, скотча,
пенопласта и светящейся краски.
кадр: Ленфильм
После примерки этой маски собака получилась достаточно зловещей
внешне, но начались другие сложности. Дружелюбный домашний зверь никак не хотел
набрасываться на Генри Баскервиля, а ведь вдвоем они должны были изобразить
смертельную схватку. После долгих раздумий команда решила немного разозлить
животное, легонько стрельнув в него оловянной пулькой из игрушечного пистолета.
Раздобыли пистолет, пульку, техник сделал пробный выстрел и попал… в мягкую
часть тела самому Игорю Масленникову. Режиссер громко закричал и понял, что
стрелять в собачку нельзя.
кадр: Ленфильм
Первоначально сэра Генри должен был играть другой актер, но тот
отказался, после чего на роль пригласили Михалкова. Тот откликнулся с радостью
и тут же примчался на съемки, прихватив с собой лучшего друга, Александра Адабашьяна. Зачем он был нужен, никто не понял, потому что на тот момент он не
имел к проекту никакого отношения. Но, когда эта парочка начала расхаживать по «Ленфильму»,
мешая людям работать, хихикая над режиссером и отвлекая друг друга, Масленников
принял волевое решение и «припахал» Адабашьяна на роль Бэрримора, задав тому
столько работы, что времени у него не оставалось вообще.
кадр: Ленфильм
Овсяная каша для сэра Генри, которую поручили варить ассистентке
специально для фильма, оказалась такой вкусной, что съемочная группа начала
заказывать у нее еще одну кастрюлю специально для себя. Правда, не обошлось и
без конфуза. После первого съемочного дня к кастрюльке стали приставлять
охрану. Пользуясь тем, что большая часть команды была занята съемками сложного
эпизода, какой-то злоумышленник проник в помещение с ценной кашей и всю ее
сожрал.
кадр: Ленфильм
Ни один актер не жалел себя для съемок этой картины. Светлана Крючкова,
играющая миссис Бэрримор, была во время съемок беременна, а из-за того, что ее
роль содержала много мрачных монологов, испытывала сильный стресс. Виталию Соломину приходилось почти каждый день ездить в Москву, потому что там он был занят в
спектакле к партийному съезду, а отказаться было невозможно. Остальным актерам
было немного полегче, но оставался еще Михалков, который тоже был занят
параллельными съемками в другом фильме. Страдать в одиночестве он не мог и
поэтому задавал жару всем.
кадр: Ленфильм
При всех этих неудобствах нужно отдать артистам должное:
зарплата, которую они получали за съемки, была не так уж и велика. К примеру, Соломин,
Ливанов, Михалков и Янковский получали 50 рублей за смену, а в переводе на
сегодняшние деньги это всего лишь около 15 000 рублей, в то время, как гонорар современных
заслуженных актеров составляет около 600 000 рублей в день. Остальные артисты
получали 30-40 рублей в день или около 9000 — 12 000 рублей в переводе на современные
деньги. Массовка зарабатывала 3 рубля в день или примерно 900 рублей в
современных деньгах.
кадр: Ленфильм
Графство Девоншир, в котором происходит действие романа,
заменили эстонские пейзажи.
К примеру, Гримпенскую трясину «сыграли» болота в уезде Ляэнемаа кадр: Olev Mihkelmaa
В качестве древнего сооружения, где прятался Холмс, выступила старая мельница кадр: GunZ
Дом старика Френкленда изобразила старая усадьба в деревне Юулику кадр: GunZ
Усадьбу Стэплтонов сняли в старинном доме в деревне Кадарпику кадр: gara
А роль старинного поместья рода Баскервилей сыграли сразу два
замка.
Замок Глен в Таллине изобразил зловещее сооружение в легенде, рассказанной героям доктором Мортимером кадр: GunZ
Поместье, в которое приехал сэр Генри спустя несколько веков, снимали в замке графа А.В.Орлова-Давыдова кадр: GunZ
Не обходилось на съемках и без конфузов. Как-то раз Соломин с
Адабашьяном не поладили между собой, и в сцене, когда Бэрримор накрывает на
стол, Адабашьян отплатил Соломину, недоложив ему овсянки. В кадре это
выглядело, как будто доктор Ватсон подозревает дворецкого, а тот таким образом
ему мстит. Режиссеру так понравилась эта сцена, что он не стал ее переснимать,
превратив ее таким образом в своеобразную изюминку.
кадр: Ленфильм
А однажды актеру Евгений Стеблову, игравшему доктора Мортимера,
нужно было сразу после съемок срочно успеть на поезд и уехать по важному
семейному делу. Он обратился к команде с просьбой отснять все сцены поскорее. Коллеги
отнеслись с пониманием и в итоге, все спешили и работали с криками: «Скорее,
Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа
собралась, быстро свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала, забыв о
самом главном. На съемочной площадке остался лишь растерянный и ничего не
понимающий Стеблов.
кадр: Ленфильм
4 февраля 2016
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
О съемках этой легендарной картины режиссера Игоря Масленникова мы рассказываем сегодня. На роль собаки пробовался теленок Главной изюминкой фильма «Собака Баскервилей» стала та самая загадочная псина, наводящая ужас на героев ленты и зрителей. Снять хвостатого артиста оказалось самой сложной задачей. – В подборе на эту роль нельзя было ошибиться – только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, – рассказал «КП» Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. – Четвероногих претендентов отсмотрели несколько. Методом проб и ошибок искали типаж – никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей теленка, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с догом. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались – получился просто «бегающий скелет». После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что, выход один – делать собаке маску.
Михалков (сэр Генри) и Ливанов (Холмс) любили поднять рюмочку и в кадре, и в перерывах съемок…
– Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, – вспоминает режиссер. – Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет… – А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, – говорит художник Оковитый. – На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки. Я тогда только женился. И моя жена с удивлением смотрела на то, как я – вроде бы такой серьезный ленинградский художник – по ночам колдовал над собачьей маской, чего-то вырезая, смешивая, – смеется Оковитый. – Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь – это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз! Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод – пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?! Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное, не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову… чуть повыше бедра, ну вы понимаете… Мы слышим крик режиссера! Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя. В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся, но он оказался хитрющим – почуя в подвох, подбегая к фанере, через нее… перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться. Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали… Он ли она? В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой – торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.
…а Соломин (Ватсон) держался особняком.
А после выхода фильма возникли неожиданные дебаты: какого пола была собака? Василий Ливанов утверждает, что это была одна из самых крупных догинь Ленинграда, а вся группа убеждена: снимался кобель, которого звали Циклон. – Долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, – рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. – Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве – в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры. – По сценарию в фильме должен был фигурировать старинный свиток. Что на нем написано, было не важно. Я сам изготовил свиток, написав набор слов. Так сегодня находятся энтузиасты, которые расшифровывают эти мои надписи, ищут какой-то смысл. Кто ж знал, что спустя годы даже такие мелочи попадут под прицел внимания поклонников нашего сериала! – рассказывает Оковитый. Михалков прибыл не один По признанию режиссера, на роль Никиты Михалкова – сэра Генри – сначала пробовали актера Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он в последний момент отказался. Михалков в это время заканчивал картину «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, занятая в картине «Собака Баскервилей». У нее и ее мужа (оператор фильма Юрий Векслер) и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри. Михалков к всеобщему удивлению прибыл на студию «Ленфильма» не один, а со своим другом – сценаристом, художником, актером и режиссером Александром Адабашьяном, причем за 12 дней до начала самих съемок. В группе не могли взять в толк, зачем Михалков его привез. Все 12 дней друзья расхаживали по «Ленфильму», посмеивались, что-то обсуждали. Съемки начались, а артисты с иронией поглядывали на режиссера. Дошло до того, что Михалков начал командовать на съемочной площадке. Чтобы «нейтрализовать» эту «гоп-компанию», необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут режиссеру пришла в голову мысль: «Пусть играет Бэрримора!» Эта роль оставалась вакантной.
Из дружелюбного дога сделали жуткую собаку Баскервилей…
Так Адабашьян стал на площадке подчиненным режиссеру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли режиссер снимает. В итоге меланхоличный Адабашьян в фильме стал своеобразным амортизатором, противовесом темпераментному Михалкову. Их парочка органично вписалась во всю историю. Александр Адабашьян, сыгравший Бэрримора, с чувством раскладывающего овсянку в фильме, признался «КП», что в жизни сам каждое утро ест эту замечательную кашу, а роль в фильме считает звездной. Знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» стала визитной карточкой. – Никому еще об этом не рассказывал: вышло так, что на пробы в этот фильм я пришел с… громадным фингалом под глазом. Подрался! С кем – не скажу. Но вид у меня был классический… Конечно, в группе подивились, посмотрели на меня со значением, но взяли. Во время съемок я уже не дрался, а был полностью погружен в работу. По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид – волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно… Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени! Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт – доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку не докладывал ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, полностью наша придумка.
Олег Янковский (Джек Стэплтон).
– Говорят, вы и ваши партнеры сильно выпивали на съемках? – Пили не во время съемок, а после. В кадре все были трезвыми. Вот когда возвращались со съемок, в поезде загудели так, что пассажиры в ту ночь явно не спали. – Никита Михалков, Адабашьян, Вася Ливанов бывало закладывали, чем выводили из себя режиссера, – признался художник комбинированных съемок Оковитый. – Но в целом съемки шли в очень веселой семейной атмосфере. Оттого и фильм получился. Режиссеру докладывали, что Михалков за смену якобы «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. А во время съемок он был просто неуемен. Однажды загнал лошадь до такой степени, что у той случился обморок: лежала с закрытыми глазами, не дышала… Кто-то решил, что все, не жилец. Но Никита смог привести ее в чувство. Не жалел себя и исполнитель роли доктора Ватсона Виталий Соломин, работающий в буквальном смысле не смыкая глаз. В Малом драматическом театре в Москве, где он играл, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. В «Собаке…» съемки тоже были каждый день. Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно. Ни разу за неделю нормально не поспал. Подбадривая себя, каждое утро становился перед зеркалом и говорил: «Просыпайся, талантище!» Где снимали Графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей», в фильме Масленникова заменили эстонские пейзажи. Болото Куйстлемма отлично сыграло роль знаменитых торфяных топей Дартмура.
Ирина Купченко (Бэрил Стэплтон).
Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А. В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии. – Мы просто ехали мимо, где-то там на горушке какой-то домишко стоял, – вспоминает Аркадий Тигай, второй режиссер. – Вдруг Масленников как заорет: «Стоп, стоп! Вот он!» Проехали наверх – стоит английский дом настоящий. Вокруг лужайки. Это было идеальное попадание. О ГОНОРАРАХ Заслуженные артисты (Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский) получали 50 руб. за смену (около 15 000 руб. в переводе на сегодняшние деньги). Для сравнения: сейчас гонорар у топовых актеров – около 600 000 руб. в день. Не заслуженные артисты получали 30 – 40 руб. в день (около 9000 – 12 000 руб. на наши деньги). Массовка – 3 руб. в день (около 900 руб. на наши деньги). ИСТОРИИ СО СЪЕМОК * * * Отношения между Ливановым (Холмсом) и режиссером складывались по-разному. Режиссер вменял в вину актеру его желание подбодрить себя сорокаградусной. А актер веселил группу своими розыгрышами. Однажды ночью Ливанов (возможно, после веселого застолья) позвонил самому Сергею Лапину, председателю Госкомитета СССР по радио и телевидению, и трагичным голосом сообщил страшную весть о том, что Масленникову не дают снимать картину, что ее закрывают на «Ленфильме» и… ЭТО НЕ ШУТКА! До «Собаки Баскервилей» уже вышли первые серии «холмсониады», так что голос Ливанова знали все, а усомниться в его словах никому не пришло в голову. Реакция была мгновенной – уже на следующее утро, в 8.00, представитель Лапина, телевизионный чиновник, вошел на «Ленфильм» и устроил грандиозную выволочку всем, кто хотел «связать руки» Масленникову. Возник дикий скандал, ведь Масленников был парторгом студии, и никто его на самом деле не притеснял. Режиссер не на шутку сердился на шутника «Холмса». * * * Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама утверждала, прочитав сценарий, пришла в ужас: – Я прочитала свою роль и поняла, что останусь без ребенка. Моя героиня постоянно рыдает. И текст у нее такой страшный – про каторжника, про брата. Нужно было быстро что-то менять. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться. И получилось решение образа. «Значит, убийца Селден – ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» – и улыбаюсь. И начинаю рассказывать историю, часть которой придумал Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» – это было все дописано и сымпровизировано. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку… * * *
Супругов Бэрримор сыграли Александр Адабашьян и Светлана Крючкова.
Однажды Михалков и Крючкова подкололи Соломина. – Виталий Соломин ревностно относился к тому, что кого-то снимают крупным планом, а не его, – рассказывала Крючкова. – Снимали сцену в башне, когда Бэрримор подает знак моему брату и я врываюсь, чтобы его защитить. Шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. Михалков подошел и мне на ушко говорит: «Ты на репетиции не спорь с Соломиным, подчиняйся, а будет съемка, так ты войди и возьми у него из рук этот шандал». Я так и сделала. Соломин растерялся, спросил: «Значит, убийца Селден ваш брат?» Я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, а потом вдруг развернулась к Михалкову, который хозяин, и сказала: «Да, сэр», – и сказала свой монолог на крупном плане. * * * Евгению Стеблову вечером одного дня надо было успеть на поезд. Все спешили и работали с криками: «Скорее, Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа свернула аппаратуру, погрузились в машину и уехала. Лишь озадаченный и перепачканный Стеблов остался на месте – его-то и забыли! * * * Как нам по секрету рассказали в группе, у актеров Олега Янковского и Ирины Купченко на съемках «Собаки Баскервилей» наметилась явная симпатия друг к другу, так что некоторые заговорили, что у них роман. Артисты смотрели друг на друга сияющими глазами, не хотели уезжать домой со съемок, уединялись, а в кадре радовали образцовой игрой режиссера.
Источник