Какая порода собаки в повести муму
“Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война”, – так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые1.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем – истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: “Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы – спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима”2.
Попробуем разобраться.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
Судьба рассказа и его символы
И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ “Муму” весной 1852 г. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского “Московского сборника”, благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 г. рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления – в некрасовском “Современнике”.
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
“- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
– В классах не раз я читал ученикам повесть3 “Муму”: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!”4
“Муму” дает повод для различных интерпретаций. Там можно разглядеть и славянофильскую тенденцию, и, разумеется, антикрепостническую (что усматривала даже царская цензура). Можно, наверное, при большом желании толковать рассказ и фрейдистски. Ведь в его основе история немого крепостного мужика Андрея, принадлежавшего матери писателя Варваре Петровне. Герой рассказа поначалу заигрывал с прачкой Татьяной, и лишь когда волею барыни Татьяну выдали замуж за другого и отправили в деревню, он подобрал себе щенка. В конце концов, вернувшись из Москвы, он “совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит”. Тургеневу присуще ясное изложение, прекрасный язык, фиксация колоритных черт быта, обихода, разговоров.
Однако стоило бы посмотреть на собаку, мужика и барыню не как на знаки и символы (чего бы то ни было – жизни народной, язв крепостничества, мужского и женского начал), а как на литературное воплощение персонажей русской повседневности. Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, – про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги – там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Варвара Петровна Тургенева, мать писателя, стала прототипом барыни из рассказа “Муму”. 1840-е гг.
Испанская порода
Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только “небольшого щенка, белого, с черными пятнами…”. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, “уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока”. “Бедной собачонке было всего недели три…”
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, “а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами”.
“Испанской породы” – это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и “настоящих испанок”, и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.
Специализированные породы спаниелей стали определяться позже, только с конца XIX в. Среди них появились породы крупные (для розыска разной птицы и подъема ее на крыло) и мелкие, например, кокер-спаниели (для охоты на вальдшнепов). Однако и те и другие продолжали быть именно охотничьими собаками. В наше время некоторые разновидности спаниелей бывают и домашними. Точнее, и эти собаки – охотничьи, им желательно бегать на воле и охотиться, но они уже могут обитать в тесных городских квартирах и умеют хорошо ладить с людьми. Однако замечено и такое: “Среди лидеров по покусам первое место принадлежит отнюдь не ротвейлерам, а кокер-спаниелям. Их игрушечно-обманчивый вид провоцирует людей погладить, потискать животное, что оскорбительно для охотничьего пса (возможно, в душе считающего себя ротвейлером!)”5.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900е гг.
Против породы не попрешь!
Видимо, в XVIII-XIX вв. некоторых собак “испанской породы” приучали к роли комнатных питомцев. Исследователи творчества Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки известно мало, хотя это и важно для сюжета произведения. Проводился даже опрос читателей на эту тему. Большинство ответили, что Муму – дворняжка6. Какой еще быть собаке простого дворника? Между тем для Тургенева и его сюжета охотничьи задатки “собачки испанской породы” были, конечно же, важны.
Муму “как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать”. А вот в барский дом она никогда не заходила. Герасим жил в другом здании – над кухней. Сам-то он хаживал в дом к барыне с дровами, но его собачка никогда.
Обязанностью Герасима было караулить по ночам. И тут Муму стала ему верной помощницей. “Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка… тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох… Словом, она сторожила отлично”. Муму, рожденная охотничьей собакой, вполне освоилась с положением собаки дворовой, как привыкший с детства к тяжелому крестьянскому труду Герасим в конце концов стал отличным дворовым работником при городской усадьбе.
Драматическое развитие событий началось, когда барыня, углядев Муму из окна, задумала привести ее в господский дом и приголубить, но собака ее чуть не укусила. Муму, верная своему хозяину и дворовой жизни, никак не могла резвиться и кривляться в барских покоях. Неспроста же она и прежде никогда не заходила в господский дом. То есть домашней-то она, может, и стала бы, а вот комнатной да постельной – вряд ли.
Известно, что комнатные (дамские) собачки – это, как правило, “карликовые или видоизмененные формы сторожевых и отчасти охотничьих собак”7. Муму, хоть небольшого роста и милой наружности, все же никак не карликовая и не видоизмененная. Охотничья собака могла стать дворовой сторожевой, и у смышленой Муму это вполне получилось. Но такая собака по своей природе не умела сделаться собачкой комнатной – вроде болонки или левретки.
С этого момента все и пошло наперекосяк, закончившись трагедией.
1. Степанов А. Сказки не про людей. М., 2009. С. 83.
2. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М., 2008. С. 379.
3. Так в тексте. Правильно – рассказ.
4. Данилевский Г.П. Украинская старина. Харьков, 1866. С. 350.
5. Зайцева О.В. Перевод с собачьего. М.; СПб., 2008. С. 60.
6. Живая старина. 2005. N 4. С. 20.
7. Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи: легавые. М., 1992. С. 10.
Источник
Герасим и Муму. Художник Н. Ращектаев |
Собачка по кличке Муму является главной героиней рассказа “Муму”, одного из самых известных произведений И. С. Тургенева.
Краткая история Муму
Муму – небольшая собачка, которую однажды спасает от смерти глухонемой дворник Герасим. Он вытаскивает Муму из реки и приносит ее к себе домой. Мужчина трепетно ухаживает и заботится о бедной собаке. Умная и проворная Муму скоро становится лучшим другом одинокого и угрюмого Герасима.
Сам Герасим служит дворником у одной старой барыни. Эта барыня не любит Муму и велит избавиться от нее. Герасим не видит другого выхода и сам решает утопить бедную собачку, чтобы этого не сделал кто-то другой.
Характеристика Муму в рассказе “Муму” Тургенева: образ, описание, порода, внешность, “биография”
О внешности собачки Муму известно следующее:
“…щенка, белого с черными пятнами…”
“…Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива…”
“…месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами…”
“…да она премиленькая собачка!..”
“…спрашивал о ней, показывая на пол‑аршина от земли, рисовал ее руками…” (высота Муму – пол-аршина, то есть около 35 см)
“…Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась; видно было, что ее недавно вычесали…”
“…две тяжелые слезы <…> : одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи…”
Порода Муму – спаниель:
“…собачку испанской породы…” (во времена Тургенева в XIX веке “испанской породой” называли спаниелей)
Муму – верная, преданная собака:
“…Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг,
“…он еще не помнил, чтоб она когда‑нибудь не дождалась его возвращения…”
Она является умной собакой:
“…Она была чрезвычайно умна…”
“…не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка…”
“…В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца, навострив уши и поворачивая голову то направо, то вдруг налево при малейшем стуке за дверями…”
Муму – ласковая собака:
“…ко всем ласкалась, но любила одного Герасима…”
Муму – ловкое, проворное животное:
“… хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из‑под его пальцев…”
“…проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась…”
Муму – безобидная собака, она никогда никого не укусила:
“…Муму в жизнь свою никого никогда не укусила…”
Муму является воспитанной собакой:
“…Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья…”
Она не любит пьяных людей (как и ее хозяин Герасим):
“…Муму навострила уши, зарычала, подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем. Какой‑то пьяный человек вздумал там угнездиться на ночь…”
Собачка Муму является хорошим и надежным сторожем:
“…караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке…”
“…Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка <…> нет! тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где‑нибудь поднимался подозрительный шум или шорох… Словом, она сторожила отлично…”
Муму и Герасим: отношения героев
Герасим спасает тонущую Муму из реки. Муму всего 3 недели от роду:
“…отправился вдоль реки <…> Вдруг ему показалось, что что‑то барахтается в тине у самого берега <…> Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой…”
“…Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно…”
Мужчина ухаживает за слабенькой Муму, и та поправляется:
“…Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…”
Герасим очень любит свою собачку Муму и ревнует ее к другим людям:
“…Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть!..”
Муму всегда находится рядом со своим хозяином Герасимом:
“…в сопровождении неразлучной Муму…”
Собачка доверяет только Герасиму:
“…Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком…”
“…проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась…”
Герасим назвал собаку “Муму”, потому что он является глухонемым человеком. Он умеет издавать только один звук – мычание. Таким образом и появилась кличка собаки:
“…Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней…”
В конце концов дворник Герасим топит Муму, потому что его хозяйка требует избавиться от собаки (старуха не любит Муму):
“…он сам берет на себя уничтожить Муму…”
Это был цитатный образ и характеристика Муму в рассказе “Муму” Тургенева. В статье представлены цитаты с описанием породы, внешности и биографии собачки Муму.
Смотрите: Все материалы по рассказу “Муму”
Источник
И какова была роль собаки в быту середины XIX века
Текст: Владимир Коршунков (кандидат исторических наук)
“Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война”, – так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем – истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: “Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы – спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима”.
Попробуем разобраться.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ “Муму” весной 1852 года. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского “Московского сборника”, благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 году рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления – в некрасовском “Современнике”.
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
“- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
– В классах не раз я читал ученикам повесть “Муму”: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!”
В классах не раз я читал ученикам повесть “Муму”…
Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, – про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги – там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Варвара Петровна Тургенева, мать писателя, стала прототипом барыни из рассказа “Муму”. 1840-е гг.
Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только “небольшого щенка, белого, с черными пятнами…”. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, “уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока”. “Бедной собачонке было всего недели три…”
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, “а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами”.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
“Испанской породы” – это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и “настоящих испанок”, и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
О том, каким именно спаниелем была Муму и как охотничий характер повлиял на ее судьбу – читайте в журнале “Родина”.
Княгиня Юрьевская со спаниелем. 1900-ые годы.
Подписывайтесь на наш канал. У нас всегда найдется самая интересная история.
Источник
Итак, покопавшись немного в интернете я нашла вот что:
“Собачка Муму – одна из наиболее популярных литературных героинь, чьё имя известно всем, в том числе и тем, кто Тургенева не читал. А не задумывались ли вы, как выглядела эта самая Муму или, как ласково её называли окружающие, Мумуня? То – есть, иными словами, какой она была породы?
Авторы не так давно появившейся экранизации представили нам Муму в виде трогательного беспородного пёсика. Мне кажется, что многие согласятся с подобной точкой зрения. Но на самом – то деле Муму была породистой собакой! Просто эта порода после революции у нас исчезла (вместе с правящими классами) и вновь была завезена только в 1986 году, поэтому мало кто узнаёт её в описании Тургенева.
Судите сами: Тургенев пишет, что Муму со временем “превратилась в очень ладную собачку испанской породы” А так тогда назывались спаниели!
Но о каком именно спаниеле идёт речь? Посмотрим, что пишет Тургенев дальше: “…с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами”, “…на пол – аршина от земли”, потом в тексте упоминается “крутой лобик собачки”. Становится ясно, что речь идёт о породе, которая сейчас именуется “кавалер – кинг – чарльз – спаниель”! Именно представители данного вида спаниелей обладают всеми этими признаками в совокупности.
Конечно, меня могут спросить: если щенок, которого Герасим нашёл полуживым в реке, был породистым, то по какой же причине его выбросили в эту самую реку? Ответ есть и на это!
Муму была чёрно – белой, а этот окрас считается у кавалеров – кинг – чарльз – спаниелей большим пороком! Они имеют право быть трёхцветными, чёрно – подпалыми, каштановыми и каштаново – белыми, но не чёрно – белыми! Возможно, за нестандартный окрас Муму и была утоплена в первый раз. (Заметьте, ни братьев, ни сестёр – однопомётников рядом с ней не наблюдалось) .
Тургеневу незачем было придумывать Муму. Известно, что в основу повести положена подлинная история немого крестьянина Андрея, принадлежавшего В. П. Лутовиновой, матери Тургенева, отличавшейся, по многочисленным свидетельствам, жестокостью, своеволием и капризами. Повесть “Муму” написана в 1852 году, и в том же году выходит близкая по мысли повесть “Постоялый двор”, по поводу которой Тургенев пишет П. В, Анненкову: “В важности математической верности действительности – в подобных произведениях я убеждён… ”
Да и зачем автору было что – то менять в облике Муму: большие, прямо посаженные выразительные глаза этих спаниелей и высоко поставленные уши делают их мордочки действительно очень трогательными. Тургенев описал реальную собаку, оставив за ней те черты, которыми она обладала, и которые служат точным описанием вышеупомянутой породы .
А кавалерами – кинг – чарьзами эти спаниели называются в память о королях из династии Стюартов – Чарльзе 1 и Чарльзе II, которые этих собачек очень любили, позволяли им бегать по королевским покоям и брали на охоту – прежде всего, для украшения процессии. Не обошли их вниманием и наши царственные особы: у принцессы Анастасии Николаевны Романовой была любимая собачка: кинг чарльз, подаренный сёстрам в госпитале раненым офицером.
Многих художников и писателей собаки этой породы вдохновляли своей красотой. В зоомагазинах их изображение можно увидеть на многих западных товарах. У нас в стране, к сожалению, мало кто знает пока эту породу, хотя есть в Москве клуб редких пород при РКФ и даже национальный клуб породы. Порода – то прекрасная! Стричь, тримминговать, купировать части тела не надо, характер у кавалеров покладистый, агрессии они не проявляют и от людей ждут того же. Ну, и конечно, возможно, именно они послужили прообразом знаменитой собачки по имени Муму.
И. Ф. Щедрина, преподаватель биологии. “
Источник