Какая собака снималась в собачьем сердце
Михаил Булгаков – очень талантливый автор, написавший множество культовых произведений. Но из-за его открытости, простоты написания и главное откровенности в высказывании собственного мнения, Советская власть сильно его не любила. Именно поэтому гениальное произведение «Собачье сердце», написанное им еще в 1925 году читатели смогли оценить лишь в восьмидесятые годы.
И спустя всего лишь год после публикации в одном из журналов, известный режиссер Бортко экранизировал повесть. Фильм имел колоссальный успех, и сразу же получил несколько зарубежных наград, правда на родине его ругали критики еще несколько лет после выхода и лишь потом оценили по достоинству. Все мы с наслаждением пересматриваем этот шедевр кинематографа, но мало кто знает, что же осталось за кадром.
Переписанный сценарий
https://www.pravoslavie.ru/sas/image/101903/190336.p.jpg?0.28332920046523213
Многие советские зрители, после просмотра киноленты ринулись читать оригинальную повесть, ведь в фильме было так много любопытных фраз, которые стоило бы выписать и запомнить себе на заметку. Но, дочитав повесть до конца, они были разочарованы.
Большинство знаковых высказываний в оригинальном тексте не нашлось. А все дело в том, что сценарий был дополнен. Но в основу многих внесенных сцен вошли не выдумки сценариста, а вырезки из других произведений Булгакова.
При создании фильма использовали сюжеты произведений: «Мадмуазель Жанна», «Спиритический сеанс» и многое другое. С помощью этих вставок, режиссер смог вынести действие за пределы квартиры профессора и разнообразить фильм.
Роль профессора
https://kinoreporter.ru/wp-content/uploads/2018/11/18182-800×462.jpg
Изначально, играть этого персонажа должны были совершенно другие актеры. Кастинг прошли несколько именитых артистов, которые талантливо вживались в роль. Но в итоге режиссер утвердил именно Евстигнеев, поскольку только в нем он увидел глубину и проникновенность, а не только талантливую игру. Кстати, эта роль спасла актера. Ведь как раз его театр расформировывали, а актера отправили на пенсию. По словам его сына, было ощущение, что эта роль дала ему второе дыхание.
Шариков
Выбор актеров на эту роль был не так уж и прост. И если с получеловеком Шариковым режиссеру повезло, то с собакой стало посложнее. Итак, в роли человека выступил неизвестный на тот момент артист из Алма-Аты Владимир Толоконников. Кстати, для кастинга на эту роль режиссер отправил запрос во все театры с просьбой прислать ему на кастинг самого некрасивого актера.
кадр из фильма
Пробовались на роль многие, но только Толоконников смог завладеть вниманием режиссера. Позже он признался, что с первого взгляда понял, что Владимир идеально подходит на роль, а когда он на пробах душевно выпил рюмку, ему ничего не оставалось, кроме, как утвердить актера на роль. В итоге, благодаря съемкам в Собачьем сердце Толоконников сыграл очень много ролей и стал знаменит.
Что касается Шарика – то на его роль долго искали пса. Ведь нельзя было брать породистого, но при этом нужен был послушный и дрессированный. Выбрали милицейскую собаку, которая успешно проводила задержание бандитов и имела необычную внешность, одно ухо у нее висело, а другое стояло торчком.
https://zavtra.ru/upl/13902/alarge/pic_812666b5.jpg
А чтобы придать псу неопрятный вид, пришлось гримировать желатином и дорисовывать ожог. Кстати, после съемок у Бортко у пса началась серьезная актерская карьера и он засветился во многих отечественных фильмах.
Вот так проходили съемки. А какая ваша любимая фраза из «Собачьего сердца»? Обязательно расскажите в комментариях.
Источник
Собака — одно из самых древних животных, которое приручил человек. Они словно созданы для того, чтобы стать нашими верными спутниками и друзьями. Собака умеет и понимает все. Это человек, только в шерсти и на четырех лапах.
В наши дни собаки выполняют множество самых разных работ: они охраняю границы нашего государства и наши дома, они ищут наркотики, оружие и другие незаконные грузы на таможнях, они спасают людей, отыскивают людей под завалами, работают повадырями, пасут скот, ищут преступников. И безусловно снимаются в кино. Это — лучшие актеры, хотя и работать с ними очень непросто. Это лучшая «собачья работа»…
Давайте вместе вспомним самых знаменитых собак из нашего любимого кино.
Начнем с фильма 1979 года «Трое в лодке, не считая собаки», снятого по одноименной повести Джерома К.Джерома. В роли обаятельного пса Монморанси снимали двух одинаковых фокстерьеров с кличками Герцог и Грех, которые обладали совершенно разными характерами и способностями. Герцог прекрасно выполнял различные трюки , и работал на камеру. А его дублер Грех снимался вместе с командой Андрея Миронова, Александро Ширвиндта и Михаила Державина.
Монморанси из фильма “Трое в лодке, не считая собаки”
Еще один терьер — эрдельтерьер Чингиз стал звездой фильма «Приключения Электроника». Совершенно умный и очаровательный пес Рэсси в фильме был электронным и принадлежал Электронику.
Рэсси из фильма “Приключения Электроника”
В фильме Станислава Ростоцкого «Белым Бим Чёрное ухо» главным героем картины, конечно, стал английский сеттер по имени Стив, которого вся съемочная группа называла Степой. Со Степой у Вячеслава Тихонова сложились самые теплые отношения. Они очень привязались друг к другу. Поэтому в фильме все выглядит так натурально, до слез. Щемящий до боли души фильм. У Степы был дублер, который подменял его. Это английский сеттер с элегантным именем Денди. А также снимались несколько щенков разного возраста.
Бим из фильма “Белый Бим – Черное ухо”
Пес по кличке Карай стал героем фильма «Собачье Сердце» Владимира Бортко. Он выдержал настоящие кинопробы, его отобрали из 20 собак. На съемки его привела владелица Елена Никифорова, которая подобрала его на улице еще щенком. Она профессиональный кинолог. Карай еще до съемок «служил» в милиции и героически задержал 38 преступников. Таким послужным списком может похвастаться не всякая породистая собака. После съемок в роли Шарика в фильме «Собачье Сердце» дворняга Карай снимался еще четырежды в разных картинах, так что он — профессионал!
Шарик из фильма “Собачье сердце”
Еще одной “собачьей” звездой стал пес породы восточноевропейская овчарка из фильма Юрия Коваля «Пограничный пёс Алый». Фильм старый (1979), но заслуживает внимания. Мне этот фильм определенно нравится. В роли героического пса Алого снимался пес Брут, который стал абсолютным чемпионом Всесоюзного соревнования служебных собак!
Алый из фильма “Пограничный пес Алый”
В фильме Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!» в роли милицейской собаки по имени Мухтар в основном снимали восточноевропейского пса по кличке Дейк. У Дейка были еще два дублера — Урал и Байкал. И еще щенок. Дейка нашли в Киеве, он был хозяином собаковода-любителя, который и предложил пса на роль Мухтара. Урала и Байкала предоставила для съемок кинологическая служба МВД СССР. Также в фильме снимались сцены в питомнике. Его снимали в Ростове-на-Дону, в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства. У Мухтара был прототип, такой же героический пес по кличке Султан. Султан десять лет служил в милиции и был участником 5 тысяч операций и задержаний.
Мухтар из фильма “Ко мне, Мухтар!”
В фильме Искры Бабич «Мужики!» роль Рэкса сыграл ставропольский дворовый пес с такой же кличкой Рэкс. Рэкс играл сам себя. Съемки проходили в Ставропольском селе Татарка. Симпатичный дворняга оказался с характером, и с ним пришлось помучится оператору фильма. Самой сложной была сцена марафона. Рэкс никак не хотел бежать за машиной, и помчался только тогда, когда на заднем сиденье спрятали его хозяйку.
Рэкс из фильма “Мужики!”
И конечно, больше всего собак снималось у Игоря Масленникова в серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона.
В фильме «Сокровища агры» в роли замечательного пса Тори снимался любимый бульдог Василия Ливанова по кличке Бамбула.
Тори из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. “Сокровища Агры”
В историях «Кровавая надпись» и «Собака Баскервилей» снялись еще два замечательных пса, которые принадлежали кому-то из съемочной группы. Они такие ласковые и смешные, стали любимцами всей команды этих фильмов. Первый, черный шотландский скотчтерьер Тори, который по самонадеянности инспектора Лестрейда, погибает, съев ядовитую пилюлю.
Тоби из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. “Кровавая надпись”
И необыкновенно обаятельный рыжий английский скокер-спаниель Снупи, который принадлежит доктору Мортимеру, и также трагически погибает в зубах гигантской собаки Степлтона.
Снупи из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. “Собака Баскервилей”
В экранизации рассказа Конан-Дойля «Собака Баскервилей» случилось больше всего казусов. Нужна была необыкновенная собака, которая могла внушить ужас. Пересмотрели массу пород. Предлагали даже снимать теленка, но быстро отказались от этой идеи. Пробовали снимать ирландского волкодава — это одна из самых крупных собачьих пород.
Дог из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. “Собака Баскервилей”
В результате в фильме снимали огромного немецкого дога по кличке Циклон, его искали по всему Ленинграду. Сначала собрались обмазать всего пса фосфором, как рассказано у автора книги. Но кинологи категорически запретили это делать. Во-первых фосфор крайне ядовит и вызывает ожоги слизистой и кожи. «Вы не только погубите ей нюх, но и погубите собаку. Она же сразу начнет все с себя слизывать!», – так возмущались кинологи легкомысленностью съемочной группы.
Дог из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. “Собака Баскервилей”
И тогда Василий Ливанов предложил сделать светоотражающую маску. Сделали маску и жилет, приклеили светоотражающую ленту, как на дорожных знаках и разметках. Со съемками намучились. Собака не бежит на свет, а надо, чтобы она бежала на ярко освещенную камеру. По воспоминаниям Василия Ливанова, дог оказался сладкоежкой и слопал огромный торт, купленный для съемочной группы, вместе с коробкой.
Дог из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. “Собака Баскервилей”
После фильма возникли споры, дог или дожиха снимались в фильме. По воспоминаниям многих участников фильма, собака была огромной дожихой, другие утверждали, что это — дог. Это определённо дог по кличке Циклон, внимательные зрители это заметили!
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!
Источник
19 ноября 1988 года вышло «Собачье сердце» Владимира Бортко. К юбилею легендарного фильма вспоминаем его историю.
«Вчера котов душили-душили…» Даже самым популярным советским фильмам трудно тягаться по количеству фраз, расхватанных на цитаты, с «Собачьим сердцем» Владимира Бортко. В этом году у картины юбилей — 30 лет. Как фильм следом за оригинальным произведением Михаила Булгакова пережил непростые времена и в итоге стал классикой, вспомнил THR.
Замысел картины был обязан своим появлением ленфильмовскому коридору, где Владимир Бортко столкнулся с руководителем ТВ-отдела Сергеем Микаэляном. Тот вручил молодому режиссеру журнал «Знамя» с публикацией «Собачьего сердца». Шел 1987 год, советская империя готова была рухнуть, а перестройка принесла в культуру новые веяния: стало возможным обратиться к классике, которая ранее считалась крамольной, а тут неожиданно стала актуальной и даже необходимой.
Фото: Ольга Моисеева
***
В 1925-м же булгаковская сатира на беспородного пролетария была запрещена к публикации лично Львом Каменевым с формулировкой: «Острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя». Но когда повесть попала к Бортко, она уже выдержала несколько изданий за границей и даже была экранизирована: в 1975 году режиссер Альберто Латтуада снял по ней фильм с участием маститого Макса фон Сюдова.
Картина была совместным производством Италии и ФРГ и по-немецки называлась «Почему лает господин Бобиков?» Ничего общего с критикой социального советского эксперимента по созданию человека новой формации она не имела, Латтуаду волновала собственная повестка — разочарование в идеалах революционного студенчества 1960-х: Шариков воплощал рухнувшие иллюзии о свободе и социальной справедливости.
Бортко имел печальный опыт соприкосновения с цензурой в 1982-м — в последний год брежневского застоя. Его фильм «Блондинка за углом» с Андреем Мироновым в роли недотепы-интеллигента и пробивной невесты в исполнении Татьяны Догилевой был едкой сатирой на систему распределения благ по блату, порожденную дефицитом в СССР.
Романа Карцева, сыгравшего Швондера, Бортко снимет потом в экранизации «Мастера и Маргариты» в роли ушлого киевского родственника Берлиоза / Фото: Ольга Моисеева
«Блондинку» не допустили до проката — подобная практика называлась «положить на полку». Картина вышла на экраны лишь спустя два года в страшно порезанном виде — без слез не взглянешь. Тем не менее именно эта лента принесла режиссеру популярность. А спустя несколько лет многое стало возможным. Даже экранизация запрещенной когда-то булгаковской прозы.
Дочитав повесть до знаменитого монолога Преображенского о разрухе в головах, Владимир решил снимать — в его воображении фильм виделся черно-белым и впоследствии был снят в сепии через специальный фильтр, позволивший выглядеть стилизацией под кино 1930-х. Полюбившийся прием Бортко впоследствии применил и в других экранизациях — на съемках «Мастера и Маргариты» и «Идиота».
Евгений Евстигнеев (на фото 1 с Владимиром Бортко) сначала отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик / Фото: Ольга Моисеева
***
Сочиняя сценарий в соавторстве с супругой Наталией, Владимир использовал целый корпус текстов Булгакова. Из повести «Роковые яйца» был взят профессор Персиков, рассказ «Самоцветный быт» подарил сценарию безумного дворника, читавшего Брокгауза и Эфрона, крестины детей пролетариев с именами Роза и Клара позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица — из рассказа «Мадмазель Жанна».
Зрители, бросившиеся после премьеры «Собачьего сердца» читать повесть, были сбиты с толку, не находя в ней многих полюбившихся цитат. Насыщая сценарий яркими деталями, Бортко преследовал определенную цель — раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие на улицы, в народ, наполнить историю жизнью и колоритным бытом. Дело было за малым — найти исполнителей. «Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».
Во время съемок сцены, в которой Шариков устроил потоп, второй режиссер Юрий Вертлиб дубль за дублем выносил на себе Евгения Евстигнеева, чтобы тот не намочил ноги и не заболел / Фото: Ольга Моисеева
Евгений Евстигнеев был не первым кандидатом на роль Преображенского, до него на нее пробовались такие звезды, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. Но Евстигнеев оказался точнее и органичнее. В тот момент он переживал не лучшие времена: после раздела МХАТа перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях, и скорый на расправу Ефремов, посчитав подобную просьбу предательством, попросту отправил блестящего актера на пенсию.
Роль Преображенского стала для него отдушиной. Но на съемках не все было гладко. Снималась картина в Ленинграде, и Евстигнееву с Борисом Плотниковым, сыгравшим доктора Борменталя, приходилось ночами мотаться на съемки в «Красной стреле». Едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Не брезговал он опрокинуть рюмку и на площадке. Однажды в перерыве Бортко застал Евстигнеева спящим в декорациях на диване и, растолкав, обнаружил, что тот мертвецки пьян. В ответ на сделанное постановщиком внушение темпераментный актер взвился, заявив, что уйдет из фильма, но так же быстро пришел в себя.
Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял. По просьбе Бортко он изменил и пластику своего героя — уж больно походка Преображенского напоминала неровный шаг другого профессора — Плейшнера (персонаж из сериала «Семнадцать мгновений весны», — THR).
Съемки фильма проходили летом в павильонах. Во время перерывов актеры любили выйти на свежи воздух. К тому же надо было выгуливать Карая, сыгравшего Шарикова / Фото: Ольга Моисеева
***
На роль Шарикова все прочили закадычного друга Бортко, недавно озвучившего собаку в мультфильме «Пес в сапогах», — Николая Караченцова. Но выбор пал на никому не известного Владимира Толоконникова из алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе. Привычным амплуа Караченцова был герой-любовник, а по замыслу нужен был другой типаж — наполовину пес, наполовину алкоголик. «Толоконникова вызвали на пробы, я вошел, и передо мной сидела собака в галстуке!»
А Швондер оказался лучшей ролью в кино талантливого комика Романа Карцева, ушедшего недавно из жизни. Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным.
Песни для фильма заказали композитору Владимиру Дашкевичу и поэту-барду Юлию Киму. У Булгакова было написано просто «поют», но когда Шариков пустился в пляс с балалайкой, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!» Бортко позвонил Киму, уточнив задачу, и получил знаменитую скабрезную частушку про барышню «в шубе ценной».
Фильм вышел смешным, едким, точным. Однако после премьеры создатель открыл газеты и обомлел: рецензенты шипели, что за такие художества режиссера надо выгнать вон из профессии. И все же лента, минуя критиков, пошла в народ, а спустя два года ее признал и официоз: Бортко и Евстигнеев были удостоены высшей награды страны — Государственной премии.
С тех пор утекло много воды, но сатира «Собачьего сердца» не перестала быть актуальной — идеологические паразиты, которых порождают исторические сломы, не перевелись. А ударные фразы его героев стали неотъемлемой частью теперь уже российского фольклора.
Второстепенный персонаж — кухарка в доме профессора в исполнении Нины Руслановой — стала фактически главным женским образом картины / Фото: Ольга Моисеева
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского
26 лет назад, 4 марта 1992 года, ушел из жизни популярнейший советский актер театра и кино, народный артист СССР Евгений Евстигнеев. В его фильмографии более 100 работ, но одной из самых известных стала роль профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце», который вышел на экраны почти 30 лет назад. За кадром осталось много интересных деталей — так, например, сын актера позже признался, что этот фильм стал для его отца настоящим спасением…
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», которая легла в основу сценария, была написана еще в 1925 г. Однако тогда ее запретили, так как увидели в ней «острый памфлет на современность, который печатать ни в коем случае нельзя». Впервые повесть была издана только в 1968 г., да и то за границей — в Англии и ФРГ. Первая экранизация тоже была зарубежной — это был итало-немецкий фильм «Собачье сердце» 1976 г.
Кадры из фильма Cuore di Cane 1976 года
В СССР повесть Булгакова опубликовали лишь в 1987 г., а спустя год режиссер Владимир Бортко взялся за ее экранизацию. На тот момент цензурных проблем уже не возникало — перестройка сделала свое дело.
Известный кадр из фильма «Собачье сердце»
Сценарий Владимир Бортко писал вместе с супругой, и они решили для этого использовать не только повесть «Собачье сердце», но и несколько рассказов и фельетонов Булгакова. Например, эпизод с вызовом духов был из «Спиритического сеанса», а пророчица в цирке — из рассказа «Мадмазель Жанна». Эту необходимость режиссер объяснял так: «Используя булгаковские рассказы, мы раздвинули рамки квартиры, где происходит действие повести. Теперь там была улица, цирк». При этом московские улицы снимали в Ленинграде, так как съемки проходили на «Ленфильме».
Евгений Евстигнеев был выбран для роли профессора Преображенского не сразу
В роли профессора Преображенского зрители могли бы увидеть Леонида Броневого, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева или Владислава Стржельчика. Однако точнее других на пробах оказался Евгений Евстигнеев. И ему эта роль оказалась очень кстати. Как раз в то время произошел раздел МХАТа, актер остался в труппе Олега Ефремова, но попросил не давать ему новых ролей и использовать старый репертуар, так как недавно он перенес инфаркт. Ефремов сгоряча предложил ему в таком случае уйти «на заслуженный отдых». Актер тяжело переживал этот конфликт, и именно это нестабильное эмоциональное состояние помогло ему на пробах выглядеть самым проникновенным и убедительным.
Главные герои в кадре фильма «Собачье сердце», 1988
Сын Евгения Евстигнеева Денис позже признавался: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Чтобыло на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».
Профессор со своим помощником
Актер любил иногда перед выходом на съемочную площадку или на сцену выпивать 50 грамм коньяка «для куража». Когда появились проблемы в театре, он начал увеличивать свою обычную дозировку. При этом охотно угощал актера Владимира Толоконникова, который играл Шарикова. И фраза «Пива Шарикову не предлагать!» за кадром трансформировалась: «А не налить ли Шарикову?». Однажды Евстигнеев не рассчитал и в перерыве сильно перебрал. По этому поводу у него с режиссером случился серьезный разговор, после чего он больше никогда не позволял себе лишнего на съемочной площадке.
Борис Плотников в фильме «Собачье сердце», 1988
Владимир Толоконников в роли Шарика/Шарикова
По поводу доктора Борменталя у режиссера сомнений не возникало — он сразу утвердил на эту роль актера Московского театра сатиры Бориса Плотникова. А вот желающих сыграть Полиграфа Полиграфовича Шарикова оказалось больше десятка. Одним из самых ярких претендентов был Николай Караченцов, но Бортко его «забраковал»: «Караченцов талантливо изображал пса, но его актерское амплуа — герой-любовник, а мне нужен был в одном образе пес и алкоголик». Владимира Толоконникова, которому в результате досталась роль Шарикова, нашли по актерской фотобазе в Алматинском русском театре. А когда он появился на пробах, у режиссера не осталось никаких сомнений. «Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Разумеется, это была не водка, а вода. Но он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь», — вспоминал Бортко.
Актер Владимир Толоконников в фильме
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988
В роли Шарика снялся пес по кличке Карай, который тоже проходил пробы и обошел на них десятки конкурентов из ленинградского клуба служебного собаководства. Режиссер был в восторге от работы этого «актера»: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля». С этого фильма началась его «кинокарьера»: впоследствии пес Карай снялся в фильмах «Свадебный марш», «Переэкзаменовка», «Рок-н-ролл для принцессы» и «Навеки 19-летний».
Пес Карай в роли Шарика
Карай в фильме «Собачье сердце», 1988
Как это ни удивительно, но фильм Бортко встретил очень негативные отзывы критиков. Режиссер рассказывал: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел (смеется). Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию». А лучшей наградой стал невероятный успех у зрителей, который остается неизменным вот уже 30 лет.
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988
Евгений Евстигнеев в фильме «Собачье сердце», 1988
Кстати, эксперименты профессора Преображенского не были плодом вымысла Михаила Булгакова. Дело в том, что у этого персонажа было несколько исторических прототипов…
источник
04.03.2018
Источник