Какая таня в дикой собаке динго
В Крыму, в селе Семеновка, на берегу Азовского моря установлен памятный знак. Если подойти ближе, то на нем можно увидеть надпись: «Здесь в селе Семеновка в 1962 году снимался фильм Ю. Карасика “Дикая собака динго” по повести Р. Фраемана “Дикая собака динго или Повесть о первой любви”. Именно здесь, на этом самом месте когда-то расстались Таня Сабанеева и Филька…
«Что-нибудь должно остаться. Все не может пройти. Иначе куда же… – куда же девается наша верная дружба навеки?..». Каждый, кто читал повесть Рувима Фраермана, наверняка помнит то щемящее чувство, которое возникает при чтении. Не могут забыть его и те, кто хоть раз смотрел фильм «Дикая собака динго», потому что это тот редкий случай, когда экранизация и литературная основа удивительным образом совпали.
Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972)
Режиссера Юлия Карасика наряду с Андреем Тарковским и Андроном Кончаловским называли режиссером советской «новой волны». В 1962 году они втроем стали триумфаторами Венецианского фестиваля и привезли в Москву трех венецианских львов. Это был грандиозный успех советского кино! К сожалению, позднее имя Карасика ушло на второй план, а из его картин успешной называли только «Дикую собаку динго». Между тем, Карасик имел собственную неповторимую интонацию. Его фильмы «Человек, которого я люблю», «Стакан воды», «Шестое июля» не забыты и любимы зрителями. Но действительно визитной карточкой режиссера стала «Дикая собака динго» – картина, сделанная с безупречным вкусом, обладающая какой-то едва ощутимой магией.
Юлий Юрьевич Карасик (1923-2005)
В титрах значится, что сценаристами фильма выступили Р. Фраерман и А. Гребнев. Однако сам Фраерман жаловался, что ему даже не сообщили о намечающихся съемках. По словам писателя, о том, что существует фильм, созданный по мотивам его книги, он узнал, только когда ему стали звонить зрители и поздравлять с победой картины на Венецианском фестивале.
Исполнителя роли Коли нашли достаточно быстро. Режиссеру понравилась фотография Владимира Особика, тогдашнего студента ЛГИТМИКа, и юноша был утвержден, что называется, заочно. Впоследствии он стал блестящим театральным актером. Посмотреть на царя Федора в его исполнении (театр имени В. Ф. Комиссаржевской, постановка Р. Агамирзяна) приезжали зрители со всей страны. В начале 1990-х годов Владимир перешел в Театр на Васильевском. Но, к сожалению, прожил актер недолго: он скончался в 1997 году.
Владимир Особик в роли царя Федора в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»
Режиссер фильма Юлий Карасик вспоминал, что с юными актерами на съемках постоянно что-то происходило – ссорились, мирились, влюблялись, – а Володя еще и отличался слабым здоровьем, о нем все трогательно заботились. Когда снимали эпизод, где Таня и Коля попадают в буран, подросток сильно замерз: оказалось, он снимался в легких брюках! Тут уж режиссер отругал его как следует. А вообще Володя все схватывал очень быстро и ни в чем не уступал взрослым актером – характер был виден сразу! Если у него что-то не получалось (а такое бывало очень редко), то только из-за отсутствия опыта.
Кадр из фильма “Дикая собака динго”
В поисках Фильки съемочная группа объездила без преувеличения всю страну. Будущего исполнителя этой роли нашли в Казахстане: им стал 14-летний сын актеров Алма-Атинского театра Талас Умурзаков. Родители были непротив, и Талас отправился на съемки в Ленинград.
Кадр из фильма “Дикая собака динго”
Ранее Талас уже снимался в кино и выходил с родителями на сцену, но все равно приглашение на съемки стало для мальчика полной неожиданностью. Когда же он прочел сценарий, то загорелся сыграть Фильку: очень уж были они похожи с героем фильма, Талас узнавал в персонаже самого себя. Это во многом помогло ему создать на экране запоминающийся образ.
Дольше всего не могли найти актрису на главную роль. Были отсмотрены тысячи школьниц по всей стране, но в результате Таней стала 22-летняя Галина Польских, которая всячески отказывалась сниматься, ведь на тот момент она не только была замужем, но и имела годовалую дочь Ираду. Галине казалось, что зрители сразу раскроют обман и поймут, что девочку играет «взрослая тетка». Но режиссер был неумолим: увидев Галю, он уже не мог никого другого представить в роли Тани! И после долгих уговоров Галина Польских согласилась. Это был дебют актрисы в кино, во многом определивший ее дальнейшую творческую жизнь.
Кадр из фильма “Дикая собака динго”
На съемках Талас Умурзаков и Галина Польских, несмотря на разницу в возрасте, подружились. Гале даже казалось, что Талас в нее влюбился! Она переживала, чтобы мальчик не понял превратно ее расположение к нему, ведь она покровительствовала ему и заботилась.
«Я был как телохранитель: всегда рядом, даже когда муж ее приезжал — азербайджанский режиссер Фаик Гасанов, худой такой, высокий. Я тогда с издевкой спрашивал: «Когда твой горбонос уедет?». А она воспитывала: «Филя, так нельзя говорить. Это нехорошо…». Позднее я услышал о трагической гибели Фаика, которого Галя очень любила… На тех съемках проявлялся мой юношеский максимализм, наверное. Галя-то ко мне как к маленькому относилась: дескать, он еще ничего не понимает. А я чувствовал себя взрослым, хоть и учился в девятом классе. Кстати, в период ленинградских съемок я ходил в 33-ю школу, когда, естественно, не снимался. Важный такой: с папиросой в зубах расхаживал по коридору – артист же (!), но не зазнавался. Ребята расспрашивали о фильме, что и как там у нас в кино, я с удовольствием рассказывал. Самостоятельным себя по полной программе ощущал: я же не гонорар, а ежемесячную зарплату получал – 80 рублей! По тем временам это были приличные деньги для подростка. Но главное – у меня была свобода!», – с улыбкой вспоминал Талас Умарзаков.
Талас Умурзаков доло выбирал между актерской карьерой и обычной жизнью. И хотя его приглашал к себе в театр Товстоногов, стать актером Талас не рискнул – боялся, что это «не его» путь, ведь актерская судьба очень капризна. В результате молодой человек поступил на механический факультет сельскохозяйственного института, но проучившись там всего два года, бросил учебу – стало скучно и неинтересно. Поработав немного на «Казахфильме», Талас все же поступил в театральный институт, но из-за смерти отца не окончил его. Впоследствии он стал работать ассистентом на кафедре режиссуры театрального института у себя на родине в Казахстане, а затем стал и профессором ВУЗа.
Встреча через 40 лет
Встретиться Галине Польских и Таласу Умурзакову довелось лишь через 40 лет после памятных съемок. А ведь расставаясь, они подобно Тане и Фильке обещали не исчезать из жизни друг друга. Но прошло много времени, прежде чем их встреча состоялась. Галина приехала в Казахстан с антрепризным спектаклем, и не могла упустить шанс пообщаться с Таласом. Поздно вечером в квартире Таласа раздался звонок, и любезный женский голос произнес: «Добрый вечер. Вас беспокоят по просьбе Галины Польских. Вы не могли бы сейчас подъехать в «Алтын алму»? Это бывший ресторан «Алма-Ата». Дело в том, что утром она уже улетает. Минут через десять за вами пришлют машину». Сначала Талас подумал, что кто-то его разыгрывает, но когда увидел подъезжающую к подъезду машину, все сомнения развеялись. Встреча оказалась очень теплой: актеры о многом рассказали друг другу, вспоминали съемки и какие-то случаи из жизни. И кстати, Польских призналась, что ее единственного внука зовут… Филька! Филипп.
Фильм «Дикая собака динго» дал Галине Польских хороший старт в кино. Она стала известной актрисой, любимой миллионами зрителей. Среди ее ролей Клавдия («Тени исчезают в полдень»), Галина Аркадьевна («По семейным обстоятельствам»), Марина Петровна («Суета сует»), Алена («Я шагаю по Москве»), Шура («Журналист») и т. д.
А много лет назад в Семеновке, когда однажды вечером в сельском клубе съемочная группа отсматривала готовый материал в черновом варианте, Галина Польских, увидев себя на экране, разрыдалась и убежала. Ей показалось, что она портит весь фильм и выглядит совсем не убедительно. Галя собрала вещи и, не сказав никому ни слова, уехала в Москву. Режиссер позволил ей немного прийти в себя и побыть наедине с собой, так как знал, что подобные эмоции испытывают многие актрисы-дебютантки, и это – нормально. Действительно, через неделю Галя вернулась, чтобы завершить работу над картиной.
Кадр из фильма “Дикая собака динго”
Ну а потом картина начала свое триумфальное шествие по экранам мира. Фильм стал призером фестивалей в Лондоне и Вене, а на фестивале в Венеции лента получила «Золотую пальмовую ветвь». Среди зрителей оказался великий Федерико Феллини, которому очень понравился фильм и игра Галины Польских. «Она гениальная, потому что в ней есть тайна…», – сказал маэстро об актрисе. В дальнейшем Феллини неоднократно присылал в Госкино приглашения для актрисы на съемки в своей картине. Но время было такое, что Галина долгое время даже не знала о существовании этих приглашений – ей никто не говорил о них. Ну а Феллини чиновники вежливо отказывали (разумеется, от лица Галины в том числе).
Постер фильма ю. Карасика “Дикая собака динго”
Фильм «Дикая собака динго» по сути начал тот серьезный разговор со зрителем, который затем продолжился в фильмах «Чучело», «Доживем до понедельника», «Дорогая Елена Сергеевна». Тему этого разговора обозначил режиссер Юрий Подниекс, вынеся ее в название своей картины – «Легко ли быть молодым?». В «Дикой собаке динго» нет той правильной советской семьи, которую можно видеть в картинах тех лет. Речь в ней идет о нравственных ценностях, осознании собственного места в жизни, о сложном внутреннем мире подростка.
Не случайно и сегодня, отвечая на вопрос, какая роль у нее самая любимая, Галина Польских отвечает: «А все-таки «Дикая собака динго». Первая в жизни роль всегда незабываема. Там такая любовь!».
Художник Игорь Иванович Пчелко. Серия “Куда уходит детство”
В нашем издательстве книга Рувима Фраермана «Дикая собака динго» вышла в серии «Куда уходит детство» с иллюстрациями Игоря Пчелко. Впервые мы издали эту книгу в 2014 году и с тех пор постоянно допечатываем. Это ли не лучшее подтверждение неослабевающего интереса к повести и любви к ней современных подростков?! Произведение продолжает волновать их умы и сердца.
Илл. И. Пчелко
И снова одинокая девочка сидит неподвижно на камне и ловит форель, мальчишка дает солнцу жечь свою грудь, чтобы имя «Таня», выложенное на груди из бумажных букв, оставалось светлым, а кто-то из читателей впервые открывает книгу, на обложке которой написано «Дикая собака динго».
Рекомендуем для чтения подросткам 13+.
Посмотреть книгу “Дикая собака динго, или Повесть о первой любви” сайте издательства “ЭНАС-КНИГА”.
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.
Источник
9 июня 2017Литература, История
Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве
Как читать «Двенадцать месяцев»
Как читать «Приключения Бибигона»
Едва ли не самая популярная советская книга про подростков стала такой вовсе не сразу после первой публикации в 1939 году, но гораздо позже — в 1960–70-е годы. Отчасти это было связано с выходом фильма (в главной роли — Галина Польских), но гораздо больше — со свойствами самой повести. Она до сих пор регулярно переиздается, а в 2013 году была включена в список ста книг, рекомендованных школьникам министерством образования и науки.
Психологизм и психоанализ
Обложка повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Москва, 1940 год © «Детиздат ЦК ВЛКСМ»; Российская государственная детская библиотека
Действие охватывает полгода из жизни четырнадцатилетней Тани из маленького дальневосточного городка. Таня растет в неполной семье: родители расстались, когда ей было восемь месяцев. Мама-врач постоянно на работе, отец с новой семьей живет в Москве. Школа, пионерский лагерь, огород, старая нянька — этим бы и ограничивалась жизнь, если бы не первая любовь. В Таню влюблен нанайский мальчик Филька, сын охотника, но Таня не отвечает ему взаимностью. Вскоре в город приезжает Танин отец со своей семьей — второй женой и приемным сыном Колей. В повести описаны сложные отношения Тани с отцом и сводным братом — от враждебности она постепенно переходит к влюбленности и самопожертвованию.
Для советских и многих постсоветских читателей «Дикая собака динго» оставалась эталоном сложного, проблемного произведения о жизни подростков и их взрослении. Здесь не было схематичных сюжетов соцреалистической детской литературы — исправляющихся двоечников или неисправимых эгоистов, борьбы с внешними врагами или воспевания духа коллективизма. В книге описывалась эмоциональная история взросления, обретения и осознания собственного «я».
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»
В разные годы критики называли главной особенностью повести подробнейшее изображение подростковой психологии: противоречивых эмоций и необдуманных поступков героини, ее радостей, огорчений, влюбленности и одиночества. Константин Паустовский утверждал, что «такая повесть могла быть написана только хорошим психологом». Но была ли «Дикая собака динго» книгой о любви девочки Тани к мальчику Коле? Сначала Таня недолюбливает Колю, но потом постепенно осознаёт, как он ей дорог. Отношения Тани с Колей до последнего момента асимметричны: Коля признаётся Тане в любви, а Таня в ответ готова сказать только, что хочет, «чтобы Коля был счастлив». Настоящий же катарсис в сцене любовного объяснения Тани и Коли возникает не когда Коля говорит о своем чувстве и целует Таню, а после того, как в предрассветном лесу появляется отец и именно ему, а не Коле, Таня говорит слова любви и прощения. Скорее это история сложного принятия самого факта развода родителей и фигуры отца. Одновременно с отцом Таня начинает лучше понимать — и принимать — собственную мать.
Чем дальше, тем заметнее знакомство автора с идеями психоанализа. По сути, чувства Тани к Коле можно интерпретировать как перенос, или трансфер, — так психоаналитики называют явление, при котором человек бессознательно переносит свои чувства и отношение к одному лицу на другое. Исходной фигурой, с которой может осуществляться перенос, чаще всего выступают ближайшие родственники.
Кульминация повести, когда Таня спасает Колю, буквально на руках вытаскивая его, обездвиженного вывихом, из смертельного снежного бурана, отмечена еще более явным влиянием психоаналитической теории. Почти в кромешной темноте Таня тянет на себе нарты с Колей — «долго, не зная, где город, где берег, где небо» — и, уже почти потеряв надежду, вдруг утыкается лицом в шинель отца, вышедшего со своими солдатами на поиски дочери и приемного сына: «…своим теплым сердцем, так долго искавшим в целом мире отца, почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме».
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год© «Ленфильм»
Сама сцена смертельного испытания, в которой ребенок или подросток, преодолевая собственную слабость, совершает героический поступок, была очень характерна для соцреалистической литературы и для той ветви модернистской литературы, которая была сфокусирована на изображении мужественных и самоотверженных героев, в одиночку противостоящих стихиям Например, в прозе Джека Лондона или любимом в СССР рассказе Джеймса Олдриджа «Последний дюйм», правда написанном намного позже повести Фраермана.. Однако итог этого испытания — катарсическое примирение Тани с отцом — превращал прохождение сквозь буран в странный аналог психоаналитического сеанса.
Кроме параллели «Коля — отец» в повести есть еще одна, не менее важная: это самоидентификация Тани с матерью. Почти до самого последнего момента Таня не знает о том, что мать по-прежнему любит отца, но чувствует и бессознательно принимает ее боль и напряжение. После первого искреннего объяснения дочь начинает осознавать всю глубину личной трагедии матери и ради ее душевного спокойствия решается на жертву — отъезд из родного города В сцене объяснения Коли и Тани эта идентификация изображена совершенно открыто: собираясь в лес на свидание, Таня надевает мамин белый медицинский халат, и отец говорит ей: «Как ты похожа на мать в этом белом халате!».
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»
Как и где Фраерман познакомился с идеями психоанализа, точно неизвестно: может быть, он самостоятельно читал работы Фрейда в 1910-е годы, во время учебы в Харьковском технологическом институте, или уже в 1920-е годы, когда стал журналистом и писателем. Не исключено, что были здесь и косвенные источники — прежде всего русская модернистская проза, испытавшая влияние психоанализа Фраермана явно вдохновила повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс».. Судя по некоторым особенностям «Дикой собаки динго» — например, лейтмотив реки и текущей воды, который во многом структурирует действие (первая и последняя сцены повести происходят на речном берегу), — Фраерман испытал влияние прозы Андрея Белого, который к фрейдизму относился критически, но сам постоянно возвращался в своих сочинениях к «эдиповским» проблемам (это заметил еще Владислав Ходасевич в своем мемуарном очерке о Белом).
«Дикая собака динго» была попыткой описать внутреннюю биографию девочки-подростка как историю психологического преодоления — прежде всего Таня преодолевает отчуждение от отца. В этом эксперименте была отчетливая автобиографическая составляющая: Фраерман тяжело переживал разлуку со своей дочерью от первого брака Норой Коварской. Победить отчуждение оказалось возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, на грани физической гибели. Фраерман неслучайно называет чудесное спасение из бурана битвой Тани «за свою живую душу, которую в конце концов без всякой дороги отец нашел и согрел своими руками». Преодоление смерти и страха смерти здесь явным образом отождествлено с обретением отца. Непонятным остается одно: как советская издательская и журнальная система могла пропустить в печать произведение, основанное на идеях запрещенного в СССР психоанализа.
Заказ на школьную повесть
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год© «Ленфильм»
Тема развода родителей, одиночества, изображение нелогичных и странных подростковых поступков — всё это совершенно выбивалось из стандарта детской и подростковой прозы 1930-х годов. Отчасти публикацию можно объяснить тем, что Фраерман выполнял государственный заказ: в 1938 году ему поручили написать школьную повесть. С формальной точки зрения он этот заказ выполнил: в книге есть и школа, и учителя, и пионерский отряд. Выполнил Фраерман и другое издательское требование, сформулированное на редакционном совещании «Детгиза» в январе 1938 года, — изобразить детскую дружбу и заложенный в этом чувстве альтруистический потенциал. И всё же это не объясняет, каким образом и почему был опубликован текст, до такой степени выходивший за рамки традиционной школьной повести.
Место действия
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»
Действие повести происходит на Дальнем Востоке, предположительно в Хабаровском крае, на границе с Китаем. В 1938–1939 годах эти территории были в центре внимания советской прессы: сперва из-за вооруженного конфликта на озере Хасан (июль — сентябрь 1938 года), затем, уже после выхода повести, из-за боев у реки Халхин-Гол, на границе с Монголией. В обеих операциях Красная армия вступила в военное столкновение с японской, человеческие потери были велики.
В том же 1939 году Дальний Восток стал темой знаменитой кинокомедии «Девушка с характером», а также популярной песни на стихи Евгения Долматовского «Коричневая пуговка». Оба произведения объединяет эпизод поиска и разоблачения японского шпиона. В одном случае это делает молодая девушка, в другом — подростки. Фраерман не воспользовался тем же сюжетным ходом: в повести упоминаются пограничники; Танин отец, полковник, приезжает на Дальний Восток из Москвы по служебному назначению, но военно-стратегический статус места действия больше никак не эксплуатируется. При этом в повести немало описаний тайги и природных ландшафтов: Фраерман воевал на Дальнем Востоке во время Гражданской войны и хорошо знал эти места, а в 1934 году ездил на Дальний Восток в составе писательской делегации. Не исключено, что для редакторов и цензоров географический аспект мог оказаться весомым аргументом в пользу публикации этой неформатной с точки зрения соцреалистических канонов повести.
Московский писатель
Александр Фадеев в Берлине. Фотография Роджера и Ренаты Рёссинг. 1952 год © Deutsche Fotothek
Повесть впервые вышла не отдельным изданием в «Детгизе», а во взрослом почтенном журнале «Красная новь». С начала 1930-х журнал возглавлял Александр Фадеев, с которым Фраерман находился в приятельских отношениях. За пять лет до выхода «Дикой собаки динго», в 1934 году, Фадеев и Фраерман оказались вместе всё в той же писательской поездке в Хабаровский край. В эпизоде приезда московского писателя В город приезжает писатель из Москвы, и в школе проходит его творческий вечер. Тане поручают преподнести писателю цветы. Желая проверить, действительно ли она так хороша собой, как говорят в школе, она идет в раздевалку, чтобы посмотреться в зеркало, но, увлекшись разглядыванием собственного лица, опрокидывает бутылку с чернилами и сильно пачкает ладонь. Кажется, что катастрофа и публичный позор неминуемы. По дороге в зал Таня встречает писателя и просит его не подавать ей руки, не объясняя причину. Писатель разыгрывает сцену дарения цветов так, что никто в зале не замечает Таниного конфуза и ее испачканной ладони. велик соблазн увидеть автобиографическую подоплеку, то есть изображение самого Фраермана, однако это было бы ошибкой. Как сказано в повести, московский писатель «родился в этом городе и даже учился в этой самой школе». Фраерман же родился и вырос в Могилёве. А вот Фадеев действительно вырос на Дальнем Востоке и окончил там школу. К тому же московский писатель говорил «высоким голосом» и еще более тонким голосом смеялся — судя по воспоминаниям современников, именно такой голос был у Фадеева.
Приехав в Танину школу, писатель не только помогает девочке в ее затруднении с испачканной чернилами рукой, но и проникновенно читает фрагмент одного из своих произведений о прощании сына с отцом, а в его высоком голосе Тане слышатся «медь, звон трубы, на который откликаются камни». Обе главы «Дикой собаки динго», посвященные приезду московского писателя, таким образом, можно расценивать как своеобразный оммаж Фадееву, после которого главный редактор «Красной нови» и один из самых влиятельных чиновников Союза советских писателей должен был с особой симпатией отнестись к новой повести Фраермана.
Большой террор
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»
В книге вполне различима тема Большого террора. Мальчик Коля, племянник второй жены Таниного отца, попал в их семью по неизвестным причинам — он назван сиротой, но при этом ни разу не рассказывает о смерти родителей. Коля превосходно образован, знает иностранные языки: можно предположить, что его родители не просто позаботились о его образовании, но и сами были людьми весьма образованными.
Но это даже не главное. Фраерман предпринимает куда более смелый шаг, описывая психологические механизмы исключения отверженного и наказанного властями человека из коллектива, где прежде его радушно принимали. По жалобе одного из школьных учителей в районной газете публикуется заметка, переворачивающая на 180 градусов реальные факты: Таню обвиняют в том, что она просто ради развлечения, несмотря на буран, потащила своего одноклассника Колю кататься на коньках, после чего Коля долго болел. Прочитав статью, все ученики, кроме Коли и Фильки, отворачиваются от Тани, и требуется немало усилий, чтобы оправдать девочку и переломить общественное мнение. С трудом можно представить себе произведение советской взрослой литературы 1939 года, где появился бы подобный эпизод:
«Таня привыкла чувствовать всегда рядом с собой друзей, видеть их лица и, увидев сейчас их спины, была изумлена. <…> …В раздевалке он тоже не увидел ничего хорошего. В темноте между вешалками у газеты всё еще толпились дети. Книги Тани были сброшены с подзеркальника на пол. И тут же, на полу, валялась ее дошка Дошка, или доха, — шуба мехом внутрь и наружу., подаренная ей недавно отцом. По ней ходили. И никто не обращал внимания на сукно и бисер, которыми она была обшита, на ее выпушку из барсучьего меха, блестевшего под ногами, как шелк. <…> …Филька опустился на колени в пыль среди толпы, и многие наступали на его пальцы. Но всё же он собрал книги Тани и, ухватившись за Танину дошку, изо всей силы старался вырвать ее из-под ног».
Так Таня начинает понимать, что школа — и общество — устроены не идеально и единственное, что может защитить от стадного чувства, — дружба и верность самых близких, проверенных людей.
Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»
Это открытие было совсем неожиданным для детской литературы 1939 года. Неожиданной была и ориентация повести на русскую литературную традицию произведений о подростках, связанную с культурой модернизма и литературой 1900-х — начала 1920-х годов.
В подростковой литературе, как правило, рассказывается об инициации — испытании, переводящем ребенка во взрослые. Советская литература конца 1920-х — 1930-х годов обычно изображала такую инициацию в виде героических деяний, связанных с участием в революции, Гражданской войне, коллективизации или раскулачивании. Фраерман выбрал другой путь: его героиня, подобно героям-подросткам русской модернистской литературы, проходит через внутренний психологический переворот, связанный с осознанием и пересозданием собственной личности, обретением себя.
Что еще почитать о «Дикой собаке динго»:
Арзамасцева И. Н. Фраерман Рувим Исаевич. Русские детские писатели ХХ века: библиографический словарь. М., 1997.
Балина М. Воспитание чувств à la sovietique: повести о первой любви. Неприкосновенный запас. № 2. 2008.
Жизнь и творчество Р. Фраермана. М., 1981.
Статья подготовлена в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».
Как читать «Двенадцать месяцев»
Как читать «Приключения Бибигона»
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив
Источник