Какая трехголовая собака охраняет ворота греческого подземного мира

Какая трехголовая собака охраняет ворота греческого подземного мира thumbnail

Це́рбер, также Ке́рбер (от др.-греч. Κέρβερος, лат. Cerberus) — трёхголовый пёс, охраняющий выход из царства мёртвых в Аиде; порождение Тифона и Ехидны. Он не позволяет умершим возвращаться в мир живых, а живым посещать мёртвых. В одном из мифов пса очаровало пение Орфея, который спустился в Аид за своей женой Евридикой. Похищение Цербера стало последним подвигом Геракла. Герой спустился в царство мёртвых, получил разрешение от богов подземного мира вывести трёхголового пса при условии, что сможет одолеть его голыми руками. Геракл смог укротить Цербера, после чего отвёл к Еврисфею. Показав чудовище микенскому царю, пса отвели обратно в мир мёртвых.

Этимология[править | править код]

Этимология слова «Цербер» не выяснена. Существует несколько версий о происхождении слова. По одной из них, оно имеет взаимосвязь с санскр. सर्वरा sarvarā, эпитетом одного из псов бога Ямы, через праиндоевропейское *ḱerberos «пятнистый»[1].

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном. Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr), известного из скандинавской мифологии, возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r)[2].

Античные писатели возводили происхождение слова к «creoboros» (пожирающий мясо)[3], «Ker berethrou» (зло ямы)[4], Κῆρες (души умерших) и βιβρώσκω (пожираю), синониму слова «опасность»[5] и др. сочетаниям, которые не подтверждаются современными лингвистами.

Мифы[править | править код]

Происхождение, внешний вид, функции[править | править код]

Первое упоминание о псе Аида без указания имени в древнегреческой литературе содержится в «Илиаде» Гомера[6][7]. «Цербер» также появляется в «Теогонии» Гесиода. Там он представлен сыном Ехидны и Тифона, чудовищным псом о пятидесяти головах[8][7]. В различных античных источниках количество голов может различаться от одной до ста, как и вид Цербера[9]. На самых древних изображениях у Цербера две головы[10]. Его образ могли дополнять змеёй вместо хвоста, змеями на спине, шее и животе. В поздней Античности установилось представление о Цербере, как о трёхглавом псе, причём средняя голова могла быть львиной[5].

Цербер стоял у ворот преисподней и выполнял роль стража. Мёртвых он не выпускал, а живых не впускал[11][12]. Такое представление о загробной жизни в Древней Греции повлияло и на особенности похорон. В руку умерших перед захоронением вкладывали медовую лепёшку для Цербера[13].

Орфей и Эней[править | править код]

В греко-римской мифологии около 15 персонажей посетили и покинули живыми Аид[14]. В двух случаях античные писатели описали их встречу с Цербером. Орфей, пытаясь спасти Эвридику, спустился в царство мёртвых. Своим пением он очаровал перевозчика через Стикс Харона, Цербера, судей и самого бога Аида[15][16].

Кумская сивилла, выполнявшая роль проводника в царство Аида для Энея, бросила трёхглавому Церберу сладкую лепёшку со снотворным. После того, как пёс заснул, они последовали дальше[17].

Подвиг Геракла[править | править код]

Укрощение Цербера из Аида первоначально воспринималось как предпоследний подвиг Геракла перед похищением яблок Гесперид[18], впоследствии как последнее деяние по приказу Еврисфея[19][7].

Геракл спустился в подземное царство. В Греции имелось несколько мест, где согласно местным мифам Геракл вошёл и вывел из подземного царства. Страбон передаёт версию о расположении связанной с подземным царством пещеры на мысе Тенарон на юго-западе Пелопоннеса[20]. Павсаний описывает два таких места — позади храма Хтонии в Эрмиони[21] и в Короние в Беотии[22]. Ксенофонт приводит версию о расположении пещеры в Малой Азии[23]. Подобные места предполагаемого спуска Геракла в Аид существовали и в Иераполе, Теспротии и около Микен[24].

Подойдя к самому входу в Аид, он обнаружил прикованных Тесея и Пирифоя, которые умоляли их освободить. Гераклу удалось освободить только Тесея. Когда он увидел бога Аида, то стал просить отдать ему Цербера. Тот разрешил взять собаку при условии, если Гераклу удастся одолеть «аидова привратника» голыми руками. Геракл, будучи защищён панцирем и шкурой немейского льва, обхватил шею пса и душил чудовище, пока не укротил[25].

Когда Цербер увидел солнечный свет, то стал упираться. Из пены трёхглавого пса выросла ядовитая трава аконит. Её впоследствии использовала для приготовления ядов Медея[26]. Геракл, показав чудовище Еврисфею, отвёл Цербера обратно в Аид[25][27].

Античные попытки рационального трактования мифа[править | править код]

Античные писатели пытались найти историческую подоплёку внешне невероятных историй о Цербере. Первые попытки рационализации греческих мифов датируют VI веком до н. э. Ещё Гекатей Милетский (550—490 годы до н. э.) делает предположение о том, что Цербер был ядовитой змеёй на Тенароне. Её называли «псом Аида», так как укус был смертельным[28]. Подобные версии высказывали и другие авторы античных произведений, которые просуммировал во II веке н. э. Павсаний. В его представлении «пёс Аида» впервые встречается у Гомера, который не приводит его имени. При этом сам Гомер в его понимании мог подразумевать не обязательно пса, но и любое другое существо[29][28][30].

Палефат передаёт историю о двух псах Орфе и Цербере из города Трикрания («трёхглавого»), которые охраняли стада Гелиоса. Во время их похищения Геракл убил Орфа, а Цербер последовал за скотом. Впоследствии собаку украл у Еврисфея некий микенец, который поместил его в пещеру. По заданию царя Геракл проник в пещеру и вывел оттуда пса, откуда и возникла легенда[31][32].

Ещё одну версию приводят Филохор и Плутарх. В ней Цербер представлен псом царя Эпира Аидонея, с которым он заставлял сражаться всех женихов своей дочери Коры (один из эпитетов Персефоны). Когда Тесей с Пирифоем прибыли в Эпир, то пёс растерзал Пирифоя, а Тесей оказался в темнице. Впоследствии Геракл убедил Аидонея отпустить царя Афин домой[33][34].

Гераклит-парадоксограф и вовсе высказывает простое предположение, что у обычного пса по кличке Цербер было два щенка, которые постоянно ходили за ним, отчего тот и казался трёхголовым[35][36].

В искусстве[править | править код]

Литература[править | править код]

В античное время мифологической истории об укрощении Цербера Гераклом были посвящены ныне утраченные поэма Стесихора[37] и драма Софокла под названием «Цербер»[38].

В «Божественной комедии» Данте Алигьери Цербер описан как демон, охраняющий выход из третьего круга Ада[39][40]:

Трёхглавый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной.
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в чёрной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвёт.

Цербера упоминает в поэме «Телемахида» Василий Тредиаковский (1766), повествуя о наказании царей в аду за злоупотребление властью
Там, наконец, Тилемах усмотрел Царей увенчанных,
Употребивших во зло своё на престолах могутство.
<…>
В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно;
И находились гнуснейши и страшилищны паче,
<…> нежели тот преужасный Пес Кервер,
Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей…

Цербера упоминает в своих произведениях немецкий поэт Г. Гейне. В стихотворении «Подземный мир» Аид жалуется на свою жену: «После злых её речей / Цербер лающий — отрада.»[41]

В XX веке возникли особые жанры художественной литературы, в том числе фэнтези и киберпанк. В них авторы «создают новое пространство по основным законам мифологической реальности и мифологического мышления». В этих видах искусства активно используют мифологемы, в том числе и Цербера, существенно видоизменяя первоначальный образ и создавая «трансформированную мифологему». В киберпанке имя Цербера дают программам-убийцам[42]:101. Аллюзии на Цербера присутствуют в романе «Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана. В романах о Гарри Поттере жуткий античный привратник подземного царства Цербер трансформируется в милого Пушка. За исключением невероятных размеров и трёх голов, он представлен обычным милым и верным сторожевым псом. Мифологический мотив того, как Орфей своей музыкой очаровал Цербера находит отображение в том, что Пушка мгновенно усыпляет обычная мелодия[43].

В русском языке слово «цербер» стало обозначать злого, свирепого, бдительного, неумолимого стража или надсмотрщика, следящего за каждым шагом. В этом контексте его в частности использовал А. С. Пушкин в «Оде его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову»: «На место тени знаменитой, / Пред коей Цербер днесь ревет»[44][45].

Скульптура и живопись[править | править код]

Геракл показывает Цербера Еврисфею. Античная греческая ваза, около 525 г. до н. э., Лувр, Париж

Скульптурные изображения «адова пса» Цербера известны ещё с античных времён. В ряде случаев они имели не только декоративное, но и культовое значение. Так, по преданию золотая статуя Цербера работы бога кузнечного мастерства Гефеста охраняла святилище Зевса в городе Прас восточного Крита[46]. О скульптурных изображениях Геракла с Цербером упоминает Павсаний при описании убранства Олимпии[47], трона в Амиклах[48], гераклейона в Фивах[49] и др.[7].

Сюжет укрощения Цербера прекрасным пением Орфея также нашёл отображение в скульптуре. Среди них особо выделяют работу итальянского скульптора Баччо Бандинелли «Орфей» 1519 года, которая на 2019 год располагается в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренциии[50]. «Орфей и Цербер» 1843 года одна из наиболее известных американских скульптур XIX столетия. Она была создана учеником Торвальдсена Томасом Кроуфордом под влиянием «Аполлона Бельведерского» и на данный монет экспонируется в музее изящных искусств в Бостоне[51].

На вазовых рисунках и других произведениях искусства Цербера изображали в виде злой собаки; вначале с двумя головами и змеиным хвостом, иногда с одною головой и змеями на спине, шее и голове. Более позднее представление о Цербере, как трёхголовом псе установилось в классическую эпоху[5]. Впоследствии в европейской живописи XV—XVIII веков нашли отображение сюжеты мифов связанных с двенадцатью подвигами Геракла, в том числе и похищением Цербера[52].

В науке[править | править код]

Карл Линней по имени этого мифологического персонажа назвал род цветковых растений, распространённых в Африке, Азии, Австралии и Океании — Cerbera (Цербера). Он выбрал такое название по причине того, что особенностью представителей этого рода является их сильная токсичность[53]. Кроме растений церберами называют род собакоголовых пресноводных ужей.

В честь Цербера назван также род южноамериканских кузнечиков Cerberodon (от Κέρβερος — Цербер и ỏẟoὺς — зубы), представители которого обладают крупными загнутыми мандибулами[54].

По имени охранника Аида назван протокол Kerberos — сетевой протокол аутентификации[55].

В 1690 году Ян Гевелий в атласе звёздного неба «Уранография» ввёл созвездие «Цербер». Оно изображало трёхголового драконоподобного пса, схваченого могучей рукой Геракла. Впоследствии оно не было принято астрономическим сообществом и не входит в современный список созвездий, так как включено в созвездие Геркулес[56]. Цербером назван небольшой околоземный астероид из группы аполлонов, открытый 26 октября 1971 года чешским астрономом Лубошем Когоутеком в Гамбургской обсерватории[57].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Mallory, 2006, p. 439.
  2. ↑ Lincoln, 1991, p. 96—97.
  3. ↑ Ogden, 2013, p. 190.
  4. ↑ Room, 2003, p. 88.
  5. 1 2 3 Николай Петрович Обнорский. Цербер, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1903. — Т. XXXVIII. — С. 50.
  6. Гомер. Песнь восьмая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 367—368
  7. 1 2 3 4 Roscher, 1890—1897, Kerberos.
  8. ↑ Гесиод, 2001, Теогония 310—312, с. 30.
  9. ↑ Гораций, 1993, Оды. Книга вторая. 12 32—33.
  10. ↑ Клейн, 1998, с. 351.
  11. ↑ Гесиод, 2001, Теогония 770—774, с. 43—44.
  12. ↑ Cerberus (англ.). Encyclopaedia Britannica. Дата обращения 8 августа 2019.
  13. ↑ Цербер / А. В. Стрелков // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  14. ↑ Гигин Мифы, 2000, 251. Кто соизволением парок вернулся из подземного царства.
  15. ↑ Грейвс, 1992, Орфей (c), с. 70.
  16. ↑ Мифы народов мира, 1990, Кербер, с. 524.
  17. ↑ Вергилий, 1979, Энеида Книга VI 417—423.
  18. ↑ Софокл, 1988, Трахинянки 1103—1106.
  19. ↑ Еврипид, 1999, Геракл 24—26.
  20. ↑ Страбон, 1994, с. 345.
  21. ↑ Павсаний, 1996, Книга II, 35 (11).
  22. ↑ Павсаний, 1996, Книга IX, 34 (5).
  23. ↑ Ксенофонт Анабасис, 1951, Книга VI. Глава II, 2.
  24. ↑ Ogden, 2013, p. 112—113.
  25. 1 2 Аполлодор, 1972, Книга II. V (12).
  26. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, Книга VII 406—419.
  27. ↑ Грейвс, 1992, Двенадцатый подвиг: пленение Кербера, с. 328.
  28. 1 2 Ogden, 2013, p. 183—184.
  29. ↑ Павсаний, 1996, III, 25 (4).
  30. ↑ Ogden, 2013, p. 184.
  31. ↑ Палефат, 1988, XXXIX. О Кербере.
  32. ↑ Ogden, 2013, p. 187.
  33. ↑ Плутарх, 1994, Тесей 31.
  34. ↑ Ogden, 2013, p. 109.
  35. ↑ Гераклит, 1992, XXXIII. О Кербере.
  36. ↑ Ogden, 2013, p. 73.
  37. ↑ Браво, 1999, Стесихор.
  38. ↑ Софокл, 1988, Фрагменты.
  39. ↑ Данте, 2019, Ад. Песнь шестая 13—17, с. 63.
  40. ↑ Данте, 2019, комментарии к 6-й песне “Ада”, с. 528.
  41. ↑ Moog-Grünewald, 2008, S. 565—566.
  42. Шумко В. В. енезис, развитие жанра фэнтэзи и его современное состояние // Веснік ВДУ. — 2002. — № 2 (24). — С. 95—104.
  43. Борисенко Т. В. Фантазийные мифологемы как элементы фантазийной картины мира (на примере романов Дж. К. Роулинг) // Вестник Челябинского государственного университета. — 2019. — № 4 (426). — С. 38—44. — ISSN 1994-2796.
  44. ↑ Глинкина, 2008, Цербер, с. 340.
  45. ↑ Даль, 2012, Цербер, с. 392.
  46. ↑ Лосев, 1996, с. 126—127.
  47. ↑ Павсаний, 1996, V, 26 (6).
  48. ↑ Павсаний, 1996, III, 18 (6).
  49. ↑ Павсаний, 1996, IX, 11 (6).
  50. Langedijk Karla. Baccio Bandinelli’s Orpheus: A Political Message // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1976. — Bd. 20, № 1. — S. 33—52.
  51. ↑ Orpheus and Cerberus. Музей изящных искусств в Бостоне. Дата обращения 7 августа 2019.
  52. ↑ Мифы народов мира, 1990, Геракл, с. 233.
  53. ↑ Quattrocchi, 2000, p. 484.
  54. Perty J. A. M. Delectus Animalium Articulatorum quae in itinere per Brasiliam annis MDCCCXVII – MDCCCXX jussu et auspiciis Maximiliani Josephi I. Bavariae Regis Augustissimi, percato collegerunt Dr J. B. de Spix et Dr. C. F. Ph. de Martius (лат.). — 1832. — P. 119—120. — 224 p.
  55. S. P. Miller, B. C. Neuman, J. I. Schiller, and J. H. Saltzer. Kerberos Authentication and Authorization System // Massachusetts Institute of Technology. — 1988. — 2 октября. — С. 1.
  56. Abrams Planetarium. Cerberus. Michigan State University. Дата обращения 8 августа 2019.
  57. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names. — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 149. — ISBN 3-540-00238-3.

Литература[править | править код]

Античные источники[править | править код]

  • Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Наука, 1972.
  • Вергилий. Энеида // Буколики. Георгики. Энеида. — М.: Художественная литература, 1979.
  • Гераклит-парадоксограф. Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо. — 1992. — № 3.
  • Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М.: Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8.
  • Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
  • Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
  • Гораций. Собрание сочинений (рус.). — СПб.: Биографический институт, Студия биографика, 1993.
  • Еврипид. Трагедии в 2 томах (рус.) / пер. И. Ф. Анненский ; отв. ред. М. Л. Гаспаров ; вступит. ст. В. Н. Ярхо ; Российская академия наук [РАН]. — М.: Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1.
  • Ксенофонт. Анабасис (рус.) / Перевод, вступительная статья и примечания М. И. Максимовой.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951.
  • Овидий. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М.: Художественная литература, 1977.
  • Павсаний. Описание Эллады / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
  • Палефат. О невероятном / пер. с др.-греч., вст. ст. и комм. В. Н. Ярхо // Вестник древней истории : журнал. — М. : Наука, 1988. — № 3.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах (рус.) / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова.. — второе. — М.: Наука, 1994.
  • Софокл. Трагедии (рус.) / Перевод с древнегреческого С. В. Шервинского. — М.: Художественная литература, 1988.
  • Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М.: Ладомир, 1994.

Современная литература[править | править код]

  • Браво Б., Випшицкая-Браво Е.  (рус.) / Науч. ред. М. В. Белкин. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры). — 3000 экз. — ISBN 5811401043.
  • Глинкина Л. А. Цербер // Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка (рус.). — Мир энциклопедий Аванта +, 2008. — ISBN 978-5-98986-208-5.
  • Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992. — 624 с. — (Антропология, этнография, мифология, фольклор). — ISBN 5-01-001587-0.
  • Даль В. И. Цербер // Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка (рус.) / под редакцией В. П. Бутромеева. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 392. — 448 с. — ISBN 978-5-373-04802-6.
  • Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь (рус.) / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к “Божественной Комедии” Михаила Лозинского. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. — 768 с. — (Иностранная литература. Большие книги). — ISBN 978-5-389-06131-6.
  • Клейн Л. С. Анатомия Илиады. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5.
  • Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1996. — 975 с. — ISBN 5-244-00812-9.
  • Николай Петрович Обнорский. Цербер, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1903. — Т. XXXVIII. — С. 50.
  • Цербер / А. В. Стрелков // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Тахо-Годи А. А. Кербер // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 524.
  • Lincoln B. The Hellhound // Death, War, and Sacrifice: Studies in Ideology & Practice (англ.). — Chicago: The University of Chicago Press, 1991. — ISBN 0-226-48199-9.
  • Mallory J. P., Adams D. Q. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-928791-8.
  • Moog-Grünewald Maria. Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart (англ.). — Stuttgart • Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2008. — ISBN 978-3-476-00080-4.
  • Ogden Daniel. Drakōn. Dragon Myth and Serpent Cult in the Greek and Roman Worlds (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2013. — ISBN 978-0-19-955732-5.
  • Quattrocchi Umberto. Cerbera // CRC World Dictionary of Plant Names: Common Names, Scientific Names, Eponyms, Synonims and Etymology (англ.). — Boca Raton • London • New York • Washington DC: CRC Press, 2000. — Vol. I. — ISBN 0-8493-2675-3.
  • Room Adrian. Who’s Who in Classical Mythology (англ.). — Gramercy, 2003. — 352 p. — ISBN 0517222566.
  • Kerberos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1890—1897. — Bd. II. — Стб. 1119—1135
  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. — Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Источник

В древнегреческой мифологии существует трехголовая собака по имени Цербер, которая охраняет вход в Аид, туманный и мрачный подземный мир, в который духам мертвых разрешено входить, но никому не разрешается уходить. В древнем мире собак часто изображали как диких животных, которые бросали вызов одомашниванию, бродили по улицам стаями и собирали мусор на окраине города. Мифический Цербер включал в себя не только страшные качества древних собак, но и представлял собой странную смесь нескольких существ в одном и кошмарном зрелище.

Греческая Адская Собака Цербер

Название «Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Для греков Цербер был чудовищным трехголовым псом или «адской собакой» с хвостом змея, гривой змеи и когтями льва. Считалось, что его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее, в то время как другие источники предполагают, что они были символом рождения, юности и старости.

Самой сильной способностью Цербера был его взгляд, который был настолько ужасен, что любой, кто смотрел на него, был немедленно превращен в камень. Говорили, что у Цербера были острые как бритва зубы и ядовитый укус.

У этой адской собаки были еще более ужасающие родители

Отцом Цербера был Тифон, самый могущественный и самый смертоносный монстр в греческой мифологии (а также бог). Огромный огнедышащий дракон, у которого, как говорят, были светящиеся красные глаза, сто голов и сотня крыльев, олимпийские боги были в ужасе от него. Куда бы ни шел Тифон, он распространял страх и бедствие — его миссия состояла в том, чтобы разрушить мир и создать препятствия для Зевса на его пути к Царству Небесному.

Мать Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея, известная как «мать всех монстров». У нее были черные глаза, голова и туловище красивой женщины и нижняя часть тела змеи. Древние греки считали, что она обитала в пещере и заманивали мужчин своим телом, прежде чем съедала их в сыром виде.

Цербер и Орфей

Главной ролью Цербера был сторож греческого преступного мира и верный слуга бога Аида. Его главная достопримечательность была вдоль берегов реки Стикс, реки, образующей границу между Землей и Подземным миром. Он охранял ворота Аида и препятствовал тому, чтобы мертвые убегали, а живые входили без разрешения его хозяина.

Прикованный цепью к въездным воротам Ашерона, еще одной реки Подземного мира, Цербер осматривал мертвых или новых духов, когда они входили, но жестоко съедал любого, кто попытался бы пройти через ворота и вернуться на землю живых без разрешения.

Харон, известный как паромщик, доставляет души к реке Стикс и до Аида. Художник: Александр Литовченко. 1860. ( Public Domain )

Цербер фигурирует в нескольких мифологических историях как адская гончая, и в греческой мифологии есть даже пара мифов, где герой получает лучшее от зверя. Во-первых, когда Орфей, знаменитый музыкант греческой мифологии, пробирается в Подземный мир, усыпляя обычно бдительного и агрессивного Цербера своей лирой.

Фракийский певец почитался в Греции и счастливо женился на нимфе Эвридике. Однажды Эвридика была укушена змеей и умерла. Орфей был так поражен своей утратой, что перестал петь. Затем он решил рискнуть своей жизнью в отчаянном путешествии в Подземный мир, чтобы попытаться спасти Эвридику.

Его игра очаровала Харона, паромщика, который возил души мертвых через реку Стикс, и он согласился перевезти Орфея. Когда он столкнулся с Цербером, трехголовое чудовище смиренно легло на лиры Орфея, после чего он смог получить доступ.

Аид и его жена Персефона вернули Эвридику Орфею при одном условии: Эвридика должна идти за ним, когда они возносятся обратно в верхний мир, и Орфею было запрещено смотреть на нее. Незадолго до того, как они достигли поверхности, Орфей был настолько охвачен страстью, что повернулся, чтобы посмотреть. Она была немедленно превращена в призрак и отправлена ​​обратно в Подземный мир навсегда.

Орфей выводит Эвридику из подземного мира, сыграв свою лиру для Цербера. Картина Эдварда Пойтнера, 1862 г. ( Public Domain )

Адская гончая против Геркулеса

Самая известная история о Цербере включает в себя полу-человека, полубога Геракла. Как последний из его двенадцати подвигов, Еврейский, царь Тиринский, потребовал, чтобы Геракл захватил и вернул Цербера живым. Эвристей был уверен, что Геракл не справится с этой невыполнимой задачей.

Геракл отправился в Подземный мир и нашел Аида, который сказал ему, что если он сможет захватить Цербера без применения оружия, ему будет разрешено покинуть Подземный мир с адской гончей. Когда Геракл нашел Цербера на берегу Ашерона, он начал бороться с огромным монстром, используя только голые руки.

Как самый сильный человек в мире, он покорил всю свою силу, чтобы усмирить Цербера. Вскоре монстр устал, и, задыхаясь от удушья, наконец уступил Гераклу.

Источник