Какие болота собака баскервилей
Цитату в заголовке узнали, да? Узнали даже те, кто саму книгу не читал. «Собака Баскервилей», конечно! Одна из самых известных историй о Шерлоке Холмсе.
Кажется, ее использовали во всех экранизациях, которые только были по этой тематике. Уж больно хорошо там сюжет закручен. И при желании трансформировать эту базу легко: старая легенда, используемая как сценарий для идеального преступления. Можно переносить в любые страны и эпохи, ничего специфически английского, трудно понимаемого без знания контекста.
Да? А вот тут ошибаетесь! Не знаю, как жители других стран, а вот дорогие россияне с размаху проскакивают мимо удивительной вещи, здорово меняющей представление о театре событий. Впрочем, это совершенно не наша вина и даже не вина переводчиков. Удивительно другое – сведений об этом в широком обсуждении нет! Даже в популярных сейчас «фильмах о фильме», где рассказывают о процессах съемок, выборе натуры, реквизита, построении эпизодов и прочих интересных моментах об этом не сказано ни слова!
Итак, держаться сэру Генри велели подальше от торфяных болот, где бегает адская собака. (Да-да, в оригинале не какой-то смертный, хотя и здоровенный dog, а мистический hound – адская гончая из средневековых европейских легенд). И сам же автор преступной мистификации в болоте утоп, спасаясь от погони. Болото – вещь для нас понятная и привычная: место низменное, ровное, мокрое, топкое, местами вонючее. В Эстонии, где снимали знаменитый советский фильм, этих самых болот навалом, искать натуру долго не пришлось.
Кадр из фильма “Собака Баскервилей” 1981 Нормальное такое болото: низина с кочками, чахлыми сосенками и лужицами воды
Хотя, если внимательно перечитать книгу, то начинаешь цепляться за странные вещи.
Начнем с древнего манускрипта с изложением легенды.
За девицей, удиравшей по болотной тропинке, погналась целая кавалькада всадников. «они всей оравой, числом в тринадцать человек, вскочили на коней и присоединились к погоне.» – хм, дорога должна быть достаточно просторной, тринадцать коней – они прилично места требуют. Да и как они смогли вообще устроить погоню по ночному болоту? Понятно, что сэр Хьюго и его собутыльники были вдребезги пьяны, но кони-то у них были трезвые и к самоубийству не склонные, чтобы по трясине скакать.
«Проехав милю или две, они повстречали пастуха со стадом и спросили его, не видал ли он погоню». – Пастух со стадом? На ночном болоте? Что вообще стаду делать на болоте, там же скоту есть нечего! Тем более, где там ночевать с отарой?
Развязка древних событий произошла «у спуска в глубокий овраг». Свидетели «направили коней в глубь оврага. И там взорам их открылась широкая лужайка, а на ней – два больших каменных столба». – Что-то не вяжется с привычным обликом плоских и мокрых болот, вам не кажется? Овраги и другие неровности рельефа обычно возникают в твердой почве, а тут еще эти камни…
Далее, переходим к событиям нового времени. У трости, на которой Холмс демонстрирует чудеса дедукции, «толстый железный наконечник совсем стерся – видимо, доктор Мортимер исходил с ней немало миль». В болотистых краях грунт обычно мягкий, почему же толстое железо оказалось сбито, будто о камни?
А вот так выглядит встреча сэра Генри с родиной предков.
…и я просто не дождусь, когда наконец появятся торфяные болота. – Вот как! В таком случае ваше желание исполнилось – можете любоваться ими, – сказал доктор Мортимер, показывая в окно. Вдали за зелеными квадратами пастбищ и волнистой кромкой леса, словно фантастическое видение, возникшее во сне, показался унылый серый холм с зазубренной вершиной
Стоп, какие холмы? Он же болото хотел увидеть! Мокрую низину!
Дорога от станции к “болотам” тоже идет в гору, причем по камням.
Перед нами поднималось крутое взгорье, поросшее вереском, – первый предвестник близости торфяных болот… Коляска поднялась на взгорье, и перед нами раскинулись огромные просторы торфяных болот с видневшимися на них кое-где дольменами и каменными столбами… А потом глазам нашим предстала похожая на глубокую чашу долина с чахлыми дубами и соснами, искореженными и погнутыми ветром, бушующим здесь спокон веков. Над деревьями поднимались две высокие узкие башни. Наш возница показал на них кнутом. – Баскервиль-Холл, – сказал он.
Судя по описанию, усадьба расположена ниже окружающего ландшафта, во впадине. Как же ее не затапливает?
Ну да, еще и беглый каторжник, и Холмс жили в каких-то скальных пещерах… В общем, как хотите, но описанное каменистое нагорье, продуваемое ветрами, никак не похоже на болото.
Тогда что же это такое? Ответ, кстати, имеется даже в нашем добром старом фильме: прочтите приписку в послании и обозначение на карте
Скриншот кадра из фильма “Собака Баскервилей” 1981. Письмо, полученное сэром Генри
Скриншот кадра из фильма “Собака Баскервилей” 1981. Карта местности вблизи Баскервиль-Холла
Moor– разновидность ландшафта, для которой нет адекватного перевода. Просто транслитерация – муры – ничего нам не скажет. На деле это что-то, близкое к знаменитым английским «вересковым пустошам». Природная зона в месте выхода на поверхность плоской гранитной материковой плиты. Такое практически плоскогорье, с минимальной растительностью, твердое и каменистое.
Из Википедии: Дартмур — крупнейший участок открытого пространства в южной части Англии площадью 954 км² покрыт широкими вересковыми пустошами и стоит на гранитной основе.
А как же Гримпенская трясина, в которой утонул Степлтон? В местах понижений, действительно, иногда образуются небольшие болота и топи, как в тундре на вечной мерзлоте. Только зимы в Англии мягкие, выпадающую с дождями влагу держит не лед, а подстилающий гранит. В остальных местах все вполне себе твердое и каменное, можно и на конях скакать, и трость есть обо что сбить. И для стада овец какой-никакой выпас имеется.
Если хотите посмотреть, как это выглядит – включите второй сезон «Шерлока» ВВС, «Собаки Баскервиля» – при всей перетасовке сюжета местность там аутентичная.
кадр из фильма Шерлок (ВВС, 2012). Под ногами гранит, едва прикрытый мхом и травкой. Свернуть себе шею, спасаясь от преследования, можно запросто
А если хотите узнать о мурах побольше – предлагаю почитать ту же статью, из которой о них узнала я: Е. Вешняковская, «Чтение ногами: по следам собаки Баскервилей», Наука и жизнь 3/2014. Написано просто замечательно!
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.
Источник
Любители советского многосерийного фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне наверняка обратили внимание на такой интересный момент.
В 3-й части кино-цикла – там, где сыщик выслеживал преступника с собакой Баскервилей, а его друг помогал ему, – все происходило на болотах. В том числе, прячась от чужих глаз, сам Холмс жил в каком-то странном сооружении на болоте.
Причем там он прятался от глаз всех, включая милого Ватсона. Сыщику помогал лишь мальчик, носивший ему еду.
Следующим после мальчика узнавшим об этом месте был дотошный местный сутяга Френкленд с подзорной трубой. А он уже поделился наблюдением со своим новым знакомым – Джоном Ватсоном.
Радостная встреча друзей возле жилища Холмса. Кадр из фильма Масленникова
В сюжете все завязано именно на болотистой местности:
- само родовое поместье Баскервилей находится посреди болот;
- сэру Генри приходит анонимка с удручающим предупреждением: «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот»;
- Джек Стэплтон держит собаку на клочке суши посреди Гримпенской трясины;
- поимка преступника разворачивается посреди болотных «красот»;
- все прочие события происходят именно там – знакомство Ватсона со Стэплтоном, побег собачки доктора Мортимера и др., и пр.
Словом, рельеф местности был важным обстоятельством. Поэтому ограничиваться съемками в павильоне было нельзя.
В то же время, это должно было быть не просто реалистичное, но именно «подлинно английское» болото, а не, допустим, сибирское или вьетнамское.
В Великобританию в начале 1980-х гг. выезжать для съемок было затруднительно. И режиссер Игорь Масленников решил показать пейзажи Эстонии.
Городские съемки происходили в старой части Таллина, остальные – недалеко от столицы, на природе.
Так в роли английской трясины «выступило» болото Куйстлемма в уезде Лязнемаа.
При этом съемочной группе пришлось как следует попотеть, «бегая по пересеченной местности», чтобы отыскать подходящую натуру.
Так, холмы, мимо которых проезжают герои фильма, нашли не в этом уезде, но в каменоломне близ Таллина. А торфяные топи сняли неподалеку от каменоломен, возле химического комбината, рядом с которым находились отвалы породы.
Впрочем, некоторые коррективы в природные пейзажи пришлось вносить искусственно. Так, художник-постановщик Белла Маневич сделала из картона камни, которые потом поставили то тут, то там в местах, где проезжают и проходят наши персонажи.
Забавный момент, который замечают не все зрители, даже caмые бoльшие поклонники нашей кино-холмсианы: в обеих сериях про собаку болота показывают только с одной стороны.
А всё потому, что с другой стороны снимать было неудобно. Съемочная группа базировалась на дороге из Таллина на Хаапсалу. В те годы это была всего лишь проселочная дорога. Спустя годы здесь построили вполне приличное шоссе.
Сооружение же для обитания нашего сыщика нашли возле поселка Ристи.
Здесь ребята с кинокамерами умудрились отыскать oчeнь любопытное местечко. Это была старая (XIX в.) разрушенная мельница голландского типа.
Вообще в Эстонии такие мельницы – не редкость. Но те из них, которые сохранились хорошо, как правило, местные жители уже используют под свои цели. Например, очень модное дело – ресторан в такой мельнице.
Найденная же для фильма мельница была основательно обветшавшей, а потому никем не отреставрированной.
Жилище Холмса. Кадр из фильма Масленникова
Такая заброшенность была как раз на руку режиссеру. Надо было воссоздать сложные условия, на которые пошел сыщик, чтобы выследить преступника.
«Вы же знаете мои скромные требования, Ватсон: кусок хлеба, чистый воротничок – что мне еще нужно?»
Для этого вполне достаточно было одного мальчика, таскавшего сыщику еду и выполнявшего некоторые его мелкие поручения в ходе расследования.
В самой мельнице именно такой уровень недо-комфорта и был: стены с щелями, сквозняки, в любой момент готовые свалиться сверху вам на голову камни и почти полное отсутствие крыши.
Вот такой интересный колорит использовали для интересных же съемок!
П. с. На близкую тему читайте статьи о том, как Холмс выгодно женил Ватсона, а также о том, считают ли англичане Ливанова лyчшим кино-Холмсом.
Источник
Гримпенская трясина находится в графстве Девоншир, Англия. Вернее в области Дартмур. В советском телефильме режиссера Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» болота Дартмура снимали в Эстонии. Оставляю на ваше усмотрение судить о том, какие болота красивее около эстонского поселка Ристи или Дартмура. Мне больше понравились эстонские, что сняты в нашем фильме, но прелесть болот Дартмура еще и в окружающих его холмах, в точности как описано у Конан Дойля.
Графство Девоншир вообще примечательное местечко Англии: малонаселенное, холмистое и болотистое. В Англии очень распространен пеший туризм. Дорожная сеть здесь хорошо развита, деревенских гостиниц достаточно, так что можно выйти на какой-нибудь железнодорожной станции в графстве Девоншир, и неспеша погулять несколько дней, пройдя пару десятков километров. Что и предлагаю вам сделать, только виртуально, и несколько дней, а несколько минут. Название «Гримпенская трясина» Конан Дойл конечно же выдумал, но у этих болот есть реальный прототип. Как полагает исследовательница Сабина Бэринг-Гоулд, Гримпенской трясиной скорее всего может быть болото Фокс Тор возле одноименного холма в центре Девоншира. Большинство холмов в этом графстве носят название тор.
Вот примерно на этих просторах мистер Стэплтон мог держать свою собаку Баскервилей. Болота здесь торфяные, одни из самых опасных, так как открытой воды и топи практически нет, а есть довольно плотный ковер из мхов и сфагнумов. По этому ковру вполне можно ходить, но и прорваться он может в любую секунду, и человек уйдет на дно в считанные секунды, как нож в масло.
Эту местность человек каменного века заселил 6000 лет до н.э., когда отступил ледник. Земля Дартмура буквально кишит неолитическими стоянками, их здесь более 500. Не захотите, все равно наткнетесь на россыпь камней когда-то образовывавших хижины, землянки, каменные мосты через ручьи и реки.
А это вполне мог быть Мерипит-хаус.
К слову сказать, Вильгельм Оранский именно с графства Девоншир начал свою Славную революцию в 1688 году. Еще из знаменитостей родом из этих краев известные моряки Фрэнсис Дрейк и Уолтер Рейли, писательница Агата Кристи, вокалист рок-группы Coldplay Крис Мартин.
Здесь бы мог укрываться беглый каторжник Селден.
А здесь Шерлок Холмс вести тайное наблюдение.
Большую площадь Девоншира занимают национальные парки. А основной статьей дохода графства является туризм. В 19 веке, после строительства железной дороги, по которой, кстати, приехали сэр Генри и доктор Ватсон, был развит прибрежный туризм.
Наименование Девон вы могли слышать в геологии, ученый Адамом Седгвик в честь Девоншира назвал одну из геологических эпох. А побережье Восточного Девона единственное во всей Англии место находящееся под защитой ЮНЕСКО как Юрское побережье. «Парк юрского периода» смотрели? Кости динозавров одними из первых нашли именно здесь.
Надо сказать, что фильм «Собака Баскервилей» снят очень близко к тексту, и помимо того добавил ряд деталей, которые делают атмосферу фильму. В частности знаменитые диалоги сэра Генри и Бэрримора, попойка сэра Генри и Доктора Ватсона. По книге сэр Чарльз Баскервиль погибает в июле, а расследование ведется в ноябре, отличи же фильма в том, что Чарльз Баскервиль погибает в январе, а сэр Генри приезжает в Баскервиль-холл в начале весны.
Вообще в Дартмуре время как будто остановилось в 19 веке, или даже может быть раньше. Повсюду здесь можно встретить пастбища огороженные каменной изгородью, пасущихся овец, девонширских пони, вересковые пустоши, развалины старинных зданий.
Оцифровка видео на профессиональной основе. Можно перевести старые видеозаписи, домашний видеоархив в цифровой формат, он лучше сохранит файлы, чем пленка.
Автомобильные грузоперевозки, перевозки в Перми, спецтехника, автокраны, экскаватор, автобусы и другая техника.
Комментарии
ЭВА_ЛОТТА и, правда, вспомнился Конан Дойл… красивые таинственные места…
sveZduh
Дартмур по-своему красив, но «Собака Баскервилей» больше представляется по нашему телефильму.
Аноним Спасибо!!!
sveZduh
Пожалуйста!
clelia777 очень красивые места
sveZduh
И чуточку инфернальные, мне так кажется.
clelia777
нееееет) очень красивые и очень тихие места. конечно, с помощью воображения можно наделить их таким свойством. но я склоняюсь к мысли о том, что места эти — для людей, которые хотят убежать от мира. там просто тихо. и ничего не происходит. все как всегда.
clelia777 конечно, история о собаке Баскервилей навевает зловещие мысли. но если отключиться от них, то вполне себе безобидные места
sveZduh
Не, я в том смысле, что инфернально не значит, что неприятно, наоборот, такое необычное щекочущее ощущение, прям как когда смотришь хороший ужастик. :о)
clelia777
я поняла:) инфернальный — это адский. а неприятный — это другое.. в этих местах инфернальность найти можно. очень даже! просто я не о фильме думала, когда смотрела фото, а о том, как там тихо.. наверно, сказывается усталость от работы:)))
sveZduh
Я бы не сказал, что инфернальный имел в виду адский, скорее саспенс, ощущение тревожного напряжения создаваемого в триллерах и фильмах ужасов. Я в подобный местах бывал, правда тихо, спокойно, сразу ветер выметает из головы все мысли…
Sacked_from_Hell Красивейшие места!
Запоет_метель_в_ночи Веет покоем и тишиной, но это пока солнечный денек. Пасмурная погода и сумерки добавят таинственности.
Источник
Таинственная легенда рода Баскервилей не закончилась в Гримпенской трясине. Не там она и началась. Истоки этой истории таятся в мистических верованиях Девона.
Фильм «Собака Баскервилей» обладает своим обаянием. Это обаяние английского детектива, наполненного представлениями о чопорной английской аристократии и готической романтике «туманного Альбиона», который советские люди, в том числе и съёмочная группа этого фильма, в глаза не видели. Может быть, поэтому такой поэтичностью наполнен этот сериал, что основывался только на созданных мифах о заграничных «кисельных берегах» старой доброй Гримпенской трясины. При этом пропускаем мимо ушей и то, что Ватсон воевал в колониальных войсках в Афганистане, и кокаиновую наркоманию Холмса, и аморальную распущенность аристократических «элит» Британии, наплодивших бастардов (ублюдков, по-нашему), готовых резать друг другу глотки за наследство.
Одна из подобных историй и легла в основу повести Конан Дойла «Собака Баскервилей». Чарльз Баскервиль умирает от страха перед огромной собакой, якобы преследующей уже несколько столетий его род. Наследует Баскервиль-холл его племянник, сэр Генри. Но приехавшего из Америки наследника пытается убить сын младшего брата сэра Чарльза, скрывавшегося под именем энтомолога Стэплтона. Но эта окаянная (братоубийственная) резня «элит» в истории не новинка, недаром Холмс после расстрела собаки приглашает Ватсона на оперу «Гугеноты», где протестанты и католики режут друг дружку, как сумасшедшие. Протестантизм – официальная религия англиканской гонимой церкви, сформировавшейся именно в период XVI-XVII-го веков, во времена Хуго (Гуго) Баскервиля. Гугеноты – это французское название протестантов, а вся история с «Собакой Баскервилей» произошла в Михайлов день резни католиков протестантами в Ниме. Вся эта религиозная, мистическая подоплека упомянута автором неслучайно.
Мистический образ «Собаки Баскервилей» занимал меня с детства. То есть не та собака, что жила у Стэплтона на Гримпенской трясине. Тут всё понятно. А вот что за чудище напало на Гуго Баскервиля и девушку? И, главное, за что?
Вот как зверь описан в первоисточнике, в рукописи 1742-го года: «Огромный, черной масти зверь, сходный видом с собакой, но выше и крупнее всех собак, каких когда-либо приходилось видеть смертному»,[1] – таким образом, «Собака Баскервилей» оказывается вовсе не собакой. А кем же?
Образ сверхъестественного чёрного пса широко распространён в английских легендах. В Девоншире, где располагается Баскервиль-холл, он известен как Уиш-гончая, Йет-гончая, или Йелл-гончая. Однако, эти сверхъестественные существа являются без головы,[2] что делает невозможным перегрызание горла сэра Гуго Баскервиля, описанное в рукописи 1742-го года. Зато в том же Девоншире «ведьмы бродят по болотам, перекинувшись черными собаками».[3] Итак, «Собака Баскервилей» была оборотнем, и этот оборотень – женщина, колдунья. Вот это поворот!
С чего бы женщине пугать до смерти дочку фермера и перегрызать горло сквайру? Насколько я знаю женщин, они на это способны. Да, в припадке ревности. Получается, что какая-то женщина ревновала сэра Гуго, а когда получила доказательства его неверности, убила и его, и (непредумышленно) невольную соперницу. Кто может настолько ревновать и почему сэр Гуго не оказал сопротивления оборотню? Сдаётся мне, ответ очевиден: это была его жена.
Да, у него была жена, иначе откуда бы взяться полноправным потомкам, ловящим бабочек на болотах, или проживающим в САСШ? И жена эта была тоже полноправной, поскольку только дети от законного брака могли унаследовать майорат. То, что жена Гуго была оборотнем, объясняет её отсутствие в замке ночью. Она охотилась, перекинувшись вервольфом, поскольку, как утверждает автор рукописи, было полнолуние.
О том, что «Собака Баскервилей» – жена сэра Гуго, была ведьмой, способной перекидываться в нечеловеческий облик, сам автор рукописи, видимо, не знал. Так же, как этого не знали его потомки, и Стэплтон – в том числе. Хотя страсть к изменению облика и фамилии он унаследовал генетически.
Источник