Какие части можно выделить в тексте собака и ее тень

Басня «Собака и ее тень» Толстого очень поучительная. А в чем — разберем в статье.

В творчестве Л. Н. Толстого множество произведений посвящено детской аудитории. Основной задачей писателя было воспитать в читателе высоконравственные качества и разнообразить знание русского языка. В задумке произведений основной акцент ставится на такие черты характера, как доброта, честность, смелость и трудолюбие.

Главное преимущество в произведениях автора заключается в простоте написания и легкости понимания разновозрастной категории. Басни и рассказы, несмотря на небольшой размер, вмещают в себе огромный смысл.

Анализ басни Толстого «Собака и ее тень»

Большинство тем басен Толстого позаимствовано у древнегреческого баснописца Эзопа. Самобытная и лаконичная манера написания Толстого делает их простыми и ясными для понимания. На примере естественных образов и примеров из простой деревенской жизни автор концентрирует внимание на человеческих недостатках и помогает задуматься о морали.

  • Повествовательная форма написания басен Толстого, в отличие от стихотворной, исключает лишние конструкции в предложениях и делает их более понятными. Манера изложения делает их похожими на сказку. Принцип Толстого: «… чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно» – соблюден во всех его произведениях.
  • В сюжет заложены живые и поучительные истории. При помощи пословиц и аллегорий выделены основные ценности в нашем поведении и поступках.

ВАЖНО: Басни Толстого внесли огромный вклад в фонд детской русской литературы. В школьных учреждениях на протяжении длительного времени популярностью пользуется басня «Собака и ее тень». Из этого короткого повествования выносится множество актуальных тем современности.

  • Обычному человеку из словосочетания собака и ее тень составить короткое произведение с глубоким смыслом покажется невозможным. Но автору удавалось прекрасно справиться с этой задачей, что подтверждает его мастерство. После ознакомления с произведением Толстого, в качестве эксперимента, составьте два предложения из басни, которая вам наиболее понравилась. Вы откроете ее для себя с новой стороны.

Отражение

Основные темы для обсуждения, которые подымаются в произведении «Собака и ее тень», встречаются в повседневной жизни каждого человека. Речь идет о жадности и безрассудстве. В качестве главной героини выступает собака. Переходя через речку по переправе, она сталкивается с новым для себя явлением — своим отражением. Находящийся в ее пасти кусок мяса отражается вместе с ней и заинтересовывает ее, больше чем облик еще одной собаки. Желание добыть еще один кусок мяса играет с ней злую шутку. Собака бросает свою добычу в воду и сразу же понимает, что остается ни с чем. Ее еда уплывает в реку.

  • «Собака и ее тень» — басня, читать которую можно пару минут, а анализировать часами. Произведение учит реально оценивать окружающий мир и его возможности.
  • Рассчитывать нужно на свои ресурсы, а не претендовать на чужое добро. Жадность часто приводит человека в тупиковую ситуацию. Собака позавидовала чужой добыче и тысячу раз пожалела об этом.
  • Толстой выставляет на обозрение такие недостатки человека, как глупость и недалекость. Главная героиня басни не удосужилась разобраться, с чем и кем она столкнулась, но тут же приступила к действию. Охваченная жадностью, пренебрегая собственным чутьем, она бросается к надуманному персонажу.
  • Эту ситуацию удачно характеризует поговорка «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Гоняясь за выдуманными возможностями, мы упускаем реальные достижения.
  • У собаки была еда, и она бы прекрасно ей пообедала. Но ей захотелось урвать и чужой лакомый кусочек. Рассчитывая на чужое богатство, она растрачивает и свое.

Тема жадности и глупости поднимается Толстым в басне «Обезьяна и горох». Главной героиней поучительной истории стала неразумная обезьяна. Ей посчастливилось раздобыть две жмени гороха. В процессе движения одна из горошин упала на землю. Одержимая жадностью, обезьяна предприняла попытку вернуть свое лакомство. Но в результате рассыпала еще больше бобовых. В порыве паники она стала поспешно собирать упавший горох.

Из-за спешки и суетливости обезьяны, весь горох рассыпается. Автор призывает читателя правильно расставлять приоритеты. В погоне за мелочами, можно упустить что-то более значимое и весомое. Потеряв всего одну горошину, обезьяна бы вдоволь насытилась оставшимися. Но из-за собственной глупости она не сохранила то, что имела.

Поспешные решения часто приводят к нежелательному результату. В подобных ситуациях необходимо проявлять сдержанность. Обезьяна стала заложником своих негативных эмоций. Вместо того, чтобы исправить ситуацию, она разозлилась. Ее глупое поведение не вызывает сочувствия. Она выглядит нелепо.

Образ обезьяны можно применить к любому человеку. Горошины можно сравнить с пустяками. Многочисленные переживания за различные мелочи провоцируют нас на негативные эмоции. Мы забываем о главном, отвлекаемся от реального и настоящего. Мы придаем значение вещам, которые не особо заслуживают нашего внимания. Концентрируя свои силы и эмоции на самых важных вещах, мы приходим к лучшему результату.

На пути к достижению целей не избежать маленьких потерь. Важно уметь совладать с собой. Оставляйте потери в прошлом и думайте о будущем. Ради большой цели иногда можно пойти на небольшие жертвы.

Читайте также:  Какие лекарства можно давать собаке

Тень

Сюжетные линии известных басен Толстого характеризовали общество царской России. Среди простого народа такие рассказы пользовались повышенным интересом. Каждый читатель мог перенести образы животных на реальных людей. Мораль, заложенная автором, актуальна и полезна в современном мире. Лучше сделать своевременные выводы из произведений, чем сталкиваться с подобными ошибками в реальной жизни.

Ситуация, произошедшая с собакой, отображает мышление многих современных людей. Неудовлетворенность собой и своей жизнью, часто приводит к зависти чужому благополучию. Погружаясь в собственные заблуждения, мы начинаем думать, что где-то лучше, теплее, счастливее. В погоне за благополучием, мы перестаем замечать и ценить, то что имеем.

Если в результате некоторых действий, вы пришли к негативному результату, то попробуйте проанализировать свои ошибки. В некоторых случаях, есть смысл предпринять попытку исправить ситуацию. Если вы не видите способов решения проблемы, то продолжайте двигаться дальше, не испытывая злости и негатива. Анализируя собственную глупость, иногда, не лишним будет посмеяться над своими ошибками.

К чему приводить зависть и погоня за чужим счастьем?

Чувство зависти, овладевая человеческим разумом, может приобрести необъятные масштабы. Человеку сложно удовлетворить этот порок. Чем бы вы не владели, всегда найдется кто-то или что-то лучше, больше, богаче. Можно позавидовать материальному благополучию, положению в обществе, внешней привлекательности и не предпринимать при этом попыток к собственному совершенствованию. Причина проявления подобных эмоций заключается не в окружающем мире, а исходит от нашего внутреннего состояния.

Чувство зависти может вводить человека в заблуждение. К примеру, сегодня вам может казаться, что для счастья вам нужна зарплата, как у вашего друга. Но уже через некоторое время, получив желаемый оклад, но не став при этом счастливее, вы почувствуете разочарование в достигнутой цели.

Хочется как у друга

Для того, чтобы перестать гоняться за чужим счастьем и начать довольствоваться тем, что имеешь, необходимо переосмыслить несколько важных моментов.

  • Нельзя измерить счастье своими достижениями. В погоне за желаемой целью, наслаждайтесь процессом здесь и сейчас. Не упускайте из виду важные мелочи.
  • Достигая промежуточных целей, не забывайте о самой главной. В погоне за главным трофеем, не забывайте о важных деталях. К примеру, в процессе карьерного роста, не забывайте о семье, которая любит и нуждается в вас, вне зависимости от вашей профессии.
  • Живите настоящим, а не надуманным будущем. Наслаждайтесь текущими моментами. Если вы моете посуду, то не нужно мысленно стирать белье. Концентрируйтесь на происходящем и получайте от этого удовольствие. Счастье заключается в настоящих реальных событиях.
  • Благодарность к тому, что имеете. Не занижайте ценность того, чем владеете. Переосмыслите свои жизнь и свои возможности. Будьте благодарны за то, что у вас уже есть. Цените свои результаты и достижения. Таким образом вы избавитесь от необходимости сравнивать.

Видео: Басня Толстого «Собака и ее тень»

Источник

Русский язык. 2 класс.

Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Построение текста.
  2. Части текста: начало, основная часть, концовка.

Тезаурус:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.

Основная часть текста— это главная часть текста.

Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч.1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017. — с. 20-22.
  2. Канакина В. П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2018. — с. 10-11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: https://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.

Прочитайте рассказ.

Осеннее утро

Было тёплое осеннее утро.

Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.

Природа радовалась последним тёплым денькам.

Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.

Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.

Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.

Читайте также:  Какая собака будет охранять

Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.

В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части раскрывается содержание высказывания.

Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

У каждой части свое назначение.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

Какие части можно выделить в тексте собака и ее тень

Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Найдите первую часть— начало текста.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

В первой части рассказывается, с чего началась история.

Найдите вторую часть текста— основную часть.

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? — спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

В этой части рассказывается сама история.

Осталось найти третью часть— концовку.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Какие части можно выделить в тексте собака и ее тень

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание: Части текста.

Установите соответствия между частями текста и их названиями.

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Правильный ответ:

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Задание: Начало текста.

Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это главная часть текста

В) это введение читателя в содержание текста

Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.

Правильный ответ:

В) это введение читателя в содержание текста

Источник

Цель:

Учить детей осмысливать аллегоричность басни, ее образную суть; соотносить идею басни со значением пословицы. Учить самостоятельно выбирать и изображать эпизод из басни. Развивать творчество и воображение.

Задачи:

– Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть;

– Соотносить идею басни со значением пословицы.

Оборудование: иллюстрации к басням И. Крылова и С. Михалкова, текст басни Л.Н.Толстого «Собака и ее тень», бумага и цветные карандаши, аудиозапись звуков леса.

Организационная часть: по звуку колокольчика дети садятся за столы.

Ход занятия:

Воспитатель: – Давайте немного поиграем и вспомним басни, с которыми мы уже познакомились. Я читаю строки из басен, а вы угадываете из какой они басни.

– И говорит так сладко, чуть дыша:

Читайте также:  С какого возраста вяжут собак

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона и лисица.)

– То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет… (Мартышка и очки.)

– Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей.)

– Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська.)

– Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. (Свинья под дубом.)

– Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Лебедь, щука и рак.)

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит. (Отец и сыновья.)

– «Вот это мой топор». (Мужик и водяной.)

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». (Два товарища.)

Воспитатель: – Молодцы, все басни вы узнали.

Воспитатель: – Ребята сегодня я вам расскажу о великом писателе Льве Николаевиче Толстом. Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. Повзрослев, Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию. Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью “За храбрость” и медалями «За защиту Севастополя». Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для бедных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях люди были безграмотны. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная. Сначала крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. Л. Н. Толстой написал огромное количество книг, он писал как для взрослых, так и доя детей. Его произведения известны во всем мире. Вот таким интересным человеком был писатель Лев Николаевич Толстой. И сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого «Собака и ее тень».

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет,— она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

Вопросы к детям:

– О ком говорится в басне? (Ответы детей.)

– Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо? (Ответы детей.)

– Какой вы представляете себе эту собаку? (Ответы детей.)

– Как вы поняли, что собака глупая и жадная?

– Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом? (Ответы детей.)

– Когда человек, не закончив одного дела, спешит делать другое или одновременно пытается сделать несколько дел, про таких в народе говорят: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

– Подумайте, почему так говорят? Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

Физкультурная пауза с выходом из-за стола:

Для разминки из—за парт поднимаемся на старт.

Бег на месте веселей и быстрей, быстрей, быстрей.

Делаем вперед наклоны раз, два, три, четыре, пять

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Руки в стороны расставим, руки к солнышку потянем,

А теперь давай учиться, да прилежно не лениться.

Воспитатель предлагает детям придумать историю, в которой кто- то из героев мог бы использовать пословицу: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Заслушиваются 2—3 истории.

– А теперь я предлагаю вам нарисовать сюжет из любой басни, которая вам больше всего понравилась или нарисовать сюжет к придуманным историям.

Рисование.

По мере готовности рисунки вывешивают на доске. Их обсуждение проводится в свободное от занятий время.

Воспитатель дает положительную оценку работе детей. Спрашивает, понравилось ли им занятие, что запомнилось, что интересного узнали, какие были затруднения. Предлагает детям почитать басни вместе с родителями.

Источник