Какие методы дрессировки собак
Воспитание и дрессировка необходимый процесс для каждого владельца собаки. Без должной социализации и дрессуры невозможно комфортное существование стаи человек – собака.
Зачем нужна дрессировка и с чего начать
Щенок в доме – долгожданное радостное событие. Но не каждый хозяин понимает, что поведение собаки может сильно отличаться от радужных представлений сожительства. Животные живут по законам стаи, ведут себя так, как им велят инстинкты.
Чтобы дни, проведенные бок о бок с собакой не стали невыносимыми – занятия со щенком должны проводиться ежедневно. Плохо воспитанный питомец, даже самых маленьких размеров может превратиться в настоящего тирана, терроризирующего всю семью и ближайшее окружение.
Собака, не обученная командам гоняется за котами, прыгает на посторонних людей пугая их. Пес может в любой момент сорваться с поводка и угодить под машину.
Когда начинать занятия со щенком
Из пережитков советских времен, многие люди уверены, что приступать к дрессировке нужно не раньше, чем щенку исполнится 6 месяцев. Во многих военных кинологических базах, на дрессировочную площадку до сих пор выводят собак достигших полу годовалого возраста. Связано это исключительно с методом воспитания, военные специалисты в большинстве работают посредством принуждения, действительно не подходящем маленьким щенкам.
Вместе с курсом общей дрессировки армейские псы обучаются специальным навыкам:
- Поиск человека по следу;
- Выборка вещи;
- Поисково-спасательная служба;
- Охрана территории;
- Лобовая атака;
- Задержание преступника;
- Защита хозяина (и оставленных вещей);
- Поиск взрывчатых и наркотических вещест.
Совсем маленькие щенки, еще не пригодны для специальной подготовки. Но собака, живущая в семье в качестве компаньона, должна начинать осваивать азы воспитания с первых дней появления в доме.
Щенок в возрасте от 3 до 7 месяцев отлично и быстро дрессируется. Этот период в кинологии называется «время глубокой памяти». Команды, которые пес освоил в это время, запоминаются надолго, без длительных повторений.
Подготовка к дрессуре
Прежде чем начинать изучение команд, инструктор должен познакомиться со щенком, войти в доверие – погладить, поиграть или угостить лакомством. Первое занятие нужно проводить в хорошо знакомом малышу помещении или постоянном месте выгула.
Предварительно собаку нужно выгулять для удовлетворения естественных надобностей. Если песик будет хотеть в туалет, ему будет сложно сконцентрироваться на дрессировщике.
На месте проведения первого занятия должны отсутствовать посторонние люди и животные, чтобы не напугать и не отвлекать щенка. На начальном этапе дрессировки очень важно, чтобы внимание питомца было полностью увлечено инструктором.
Необходимая амуниция
Прежде чем начинать занятия необходимо приобрести соответствующую амуницию:
- Мягкий кожаный или нейлоновый ошейник;
- Поводок длинной 1 – 1,5 метра;
- Поводок длинной 5 – 15 метров;
- Мотивирующее лакомство или игрушку.
Весь инвентарь должен подходить по размеру собаке и быть достаточно прочным, чтобы не порваться в процессе занятий.
Основные методы дрессировки
Всего в кинологии различают 11 методов формирования навыков:
- Способ наведения – инструктор побуждает собаку выполнить необходимое действие, следуя за мотивацией (лакомством или игрушкой);
- Способ наталкивания – дрессировщик подталкивает собаку к нужной деятельности с помощью поводка или рук, создавая неприятные ощущения, которые тут же прекращаются после выполнения команды;
- Способ пассивной флексии – метод похож на лепку, если животное не сопротивляется, ему придают нужную позу одновременно с голосовой командой;
- Способ отбора поведения – команда подается, когда собака выполняет произвольное действие. Например, питомцу захотелось лечь – инструктор дает команду «лежать» и поощряет собаку;
- Способ усиления поведенческого признака – подходит для животных, у которых уже сформировались навыки, но не совсем правильно – подкрепляется лучшее исполнение, чем предыдущее;
- Способ редукции поведенческого акта до какого-то отдельного элемента, путем подкрепления только одного элемента из цепочки действий;
- Способ альтернативного поведения – при помощи определенного вспомогательного реквизита, создаются такие условия собаке, при которых нужное поведение становится единственно возможным;
- Способ игрового поведения – в качестве мотивации используется потребность собаки в игре и инстинкт охотника;
- Способ подражания – используется с помощью ранее обученной собаки, щенки способны обучаться глядя на других;
- Способ оборонительного поведения заключается в избегании собакой болевых ощущений, приводящих ее в нужное для дрессировщика положение;
- Способ агрессивно-оборонительного поведения используется в специальных курсах дрессировки, воздействия оказываются такой силы, что собака вынуждена обороняться.
Нельзя говорить, что какой-то из вышеперечисленных способов хуже или лучше. Каждый дрессировщик использует определенные методы исходя из возраста, породы собаки и собственной интуиции.
Занятия с инструктором
Есть несколько вариантов занятий у кинологов:
- Дрессировка с содержанием – удовольствие не из дешевых, но действенное. Специалист работает с собакой ежедневно, в результате чего владелец получает уже воспитанную собаку
- Самостоятельная дрессировка под кураторством зоопсихолога – оптимальный вариант, профессионал обучает владельца управлять питомцем, индивидуально или в группе
- Отработка навыков кинологом – в присутствии хозяина, дрессировщик работает самостоятельно
Выбор специалиста
К выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью. Необходимо узнать у опытных владельцев собак к кому лучше обратиться, а не подкупаться на рекламу в интернете.
Кинологи, имеющие свои блоги и каналы на просторах сети, как правило, являются не самыми квалифицированными специалистами. Весь материал, отснятый о чудесной дрессировке за 5 минут, является чистой воды привлечением внимания для заработка на рекламе. У хороших профессионалов нет времени на подобную ерунду.
Дрессировка на площадке
Занятия на дрессировочной площадке могут проходить как индивидуально, так и в группе:
- Групповые занятия дешевле, но имеют меньшую эффективность. Кинолог может отвлечься на другую собаку, и не заметить ошибок других учеников.
- Индивидуальные тренировки имеют очень высокий КПД, но стоят дороже, иногда даже вдвое. Но внимание инструктора полностью увлечено одним животным и ошибок в дрессуре не допускается.
Не нужно посещать площадки, где владельцы или дрессировщики бьют собак за невыполнение команд. Питомец может запомнить, что площадка это страшно и впоследствии отказаться туда даже заходить.
Продолжительность занятий
Средняя длительность занятий с инструктором составляет от 40 минут, до 1 часа. Как правило, тренировки проходят раз в неделю.
Хороший дрессировщик показывает владельцам, как правильно обращаться с питомцем, как формируется навык. Остальное время наблюдает, как у хозяев получается самостоятельное обучение и корректирует ошибки. Во время недельного перерыва, формирование навыка отрабатывается самостоятельно.
Роль социализации в дрессировке
В процессе социализации щенок учится спокойному реагированию на посторонние раздражители. Это играет огромную роль в воспитании управляемой собаки.
Животные с недостаточным уровнем социализации становятся нервными, неуверенными в себе, могут вести себя неадекватно в условиях города. Питомец находится в состоянии постоянного стресса в новой обстановке и отказывается выполнять команды.
Собаки, выращенные в условиях социальной депривации, ведут себя крайне неуравновешенно и агрессивно к людям и другим животным.
Общие правила самостоятельной дрессировки
Главными правилами воспитания собаки без помощи инструктора являются:
- Хорошая мотивация – награда должна быть очень желанной.
- Своевременное подкрепление – собаки связывают подкрепление только с последним действием.
- Всегда добиваться выполнения приказа – если питомец поймет что можно не подчиниться хотя бы раз, он это обязательно повторит.
- Огромный запас терпения – нервное состояние не дает здраво мыслить, команды отдаются не корректно, поощрение происходит не вовремя.
Главное понимать, что собака – живое существо, это не робот всегда готовый к работе. У них тоже может что-то болеть или «не быть настроения». Если очевидно, что пес не настроен работать, то необходимо пересмотреть мотивацию или отложить занятие на другой раз.
Обучение собаки в домашних условиях
Учить маленького щенка рекомендуется исключительно через позитив. Лакомый кусочек или любимая игрушка в качестве поощрения – идеальный вариант. Благодаря такому обучению, собака начинает больше доверять владельцу, становится более уверенной в себе, выполняет команды с удовольствием.
- Активная продолжительность занятий с питомцем должна быть около часа в день, разбитая на 3 – 4 раза.
- У щенков до 6 месяцев очень подвижная нервная система, даже 15 минутное занятие для них большая нагрузка.
От молодых собак, особенно холериков, не надо ждать идеальной выдержки. Подкрепление должно следовать сразу после выполнения приказа. Только после формирования стойкого рефлекса следует начинать отрабатывать выдержку.
Приобщение к амуниции
Прежде чем приступать к дрессировке, четвероногому компаньону необходимо усвоить что амуниция – неотъемлемая часть жизни. С ошейником, как правило, проблем не возникает, он никак не мешает перемещаться и играть.
Поводок молодые собаки в большинстве случаев воспринимают, как игрушку. Пес может кусать ненавистную веревку, брыкаться, вырываться. Все не нужные действия надо проигнорировать, и отвлечь питомца от поводка игрушкой. Постепенно малыш привыкнет к наличию поводка в его жизни.
Гораздо сложнее дела обстоят с намордником, это самая ненавистная амуниция. Для облегчения процесса, необходимо начинать приучать к наморднику с раннего детства. Чтобы одеть намордник на собаку необходимо взять кусочек лакомства и вложить внутрь. Щенок заинтересуется запахом и сам просунет морду внутрь.
За это действие обязательно нужно похвалить. Данное упражнение необходимо проделывать дома ежедневно, постепенно увеличивая промежуток времени нахождения морды в наморднике.
Амуниция должна быть правильно подобрана, полностью подходить по размеру собаке. Никто ведь не носит туфли, которые натирают, мотивация быстрее их снять преобладает над всеми другими желаниями.
Приучение к месту или вольеру
Команда «место» обязательный навык для каждого пса. Собачье место – это теплый уютный уголок, в котором питомец отдыхает. Нельзя отправлять собаку на место в качестве наказания или проявлять жестокость, когда она отдыхает там – будут плохие ассоциации, щенок будет бояться своей подстилки.
Чтобы приучить собаку заходить в вольер по первой команде нужно заманить ее туда лакомством. Покормить, приговаривая «хорошо, место», «молодец место» и выпустить. Потом можно не входя в вольер бросить внутрь игрушку и скомандовать «место». Когда собака забежит в вольер, обязательно похвалить.
Команды для первичного ознакомления
Все приказы второстепенны, первое, что должен усвоить щенок это свою кличку. Если собака не слышит хозяина, она не будет выполнять команды.
После клички обучают элементарным командам управления:
- “Ко мне”;
- “Рядом”;
- “Сидеть, лежать, стоять (в комплексе)”;
- “Фу (нельзя)”.
Это самая минимальная база управления собакой в обществе.
Особенности дрессировки взрослой собаки
Бытует мнение, что взрослые собаки плохо поддаются дрессировке или не поддаются совсем. Это миф, грамотный подход к питомцу помогает наладить контакт с хозяином и дает возможность дисциплинировать даже пожилое животное.
Собаке с устоявшимся поведением действительно нужно больше времени, чтобы понять чего от нее хотят, чем щенку. Но это не значит, что взрослую собаку не нужно воспитывать. Чуть больше терпения и времени, и даже закоренелый мародер в собачьей шкуре станет послушным, преданным другом.
Необходимые команды для управления собакой в городе
Постоянно контактируя с социальным обществом, необходимо быть уверенным в навыках собаки, особенно это касается владельцев «потенциально опасных пород». На данный момент есть специальный кинологический курс под названием УГС (управляемая городская собака), его часто путают с ОКД (общий курс дрессировки), но это два абсолютно разных норматива. Обучение курсу УГС делится на два этапа – на дрессировочной площадке и в городе.
Первый этап (на площадке):
- Движение рядом с проводником на поводке;
- Движение рядом дрессировщиком без амуниции;
- Посадка собаки из движения;
- Укладка питомца с выдержкой и подзывом;
- Укладка при наличии отвлекающих факторов.
Второй этап (в городе):
- Встреча собаки с людьми;
- Встреча с велосипедом;
- Реакция животного на автомобиль;
- Поведение при встрече бегунов (роллеров);
- Действия при виде других собак;
- Реакция питомца оставленного на привязи по отношению к другим.
Основная часть навыков связана именно с социализацией животного, из этого напрашивается вывод, что именно социальная адаптация в городе даже более важна, чем выполнение команд.
Кнут или пряник – какой метод выбрать
Риторический вопрос. Еще лет 10 -15 назад все кинологи хором твердили о «доминантности» и о том, что собака должна уважать хозяина. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась, все большее количество зоопсихологов, уверены – воспитывать собаку нужно через позитив.
Грамотно подобранная мотивация, заставляет собаку выполнять команды с радостью, что даже смотрится эффектнее. Когда питомец выращен без применения «кнута», он абсолютно уверен в себе и безгранично доверяет хозяину. Сменив «пряник» на жестокость, велик шанс получить запуганное, нервное существо, которое при любом удобном случае пытается сбежать от хозяина.
Полезные советы от профессионалов
Список полезных советов от кинолога:
- Произносить команду нужно только 1 раз (единственная повторяющаяся команда – «рядом»).
- Каждое выполненное правильно действие должно быть вознаграждено (на этапе обучения).
- Никогда не наказывать собаку после подзыва «ко мне» (сколько бы, не пришлось ее ждать).
- Занятия должны быть кратковременными, но ежедневными.
- Категорически запрещено использовать корректирующую амуницию щенкам до года.
- Нельзя недооценивать роль социализации в дрессировке.
Воспитать настоящего компаньона долго и трудоемко, но оно того стоит. Хорошо выдрессированный питомец не принесет дискомфорта окружающим, и не подвергнется опасности урбана (побеги, машины). Послушная собака – гордость достойного владельца.
Похожие статьи
Дрессировка – дело хлопотное, но обязательное, для каждого владельца …
Каждый хозяин, приобретая щенка, мечтает, что он будет послушным …
Источник
Навыки— это формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких рефлексов: навык подноски предметов проявляется в виде отыскивания предмета, взятия его зубами и подноски к дрессировщику и т. п.
Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают следующими методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пользоваться ими нужно осторожно и умело, учитывая тип высшей нервной деятельности животного.
Подражательный метод
основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой, так как по природе собаки — животные, живущие стаей и подчиняющиеся в своем поведении вожаку, а в возрасте до года — суке-матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе.
Этот метод наиболее распространен при дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Вместе со взрослыми собаками в работе участвуют щенки, которые учатся у своих старших сородичей необходимым действиям. Этим методом легко учить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего и т. п., но нельзя научить командам, запрещающим действие.
Вкусопоощрительный метод.
При этом методе дрессировки собаку побуждает к выполнению желаемого для дрессировщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на команду, жест. Положительные стороны этого метода — быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия, большая заинтересованность ее в выполнении этих действий, а также сохранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой. Недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков и декоративных собак.
Контрастный метод
по-видимому, можно считать основным методом дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих действий. Например, при отработке приема “Сидеть!” соответствующая команда подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным “Хорошо!”.
К положительным сторонам этого метода дрессировки следует отнести: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).
Механический метод
состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на круп собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у собаки прочно, надежно и выполняются безотказно. Метод применяется при дрессировке взрослых собак с сильной, уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке у молодых собак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса.
При использовании этого метода нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможным отработку необходимых навыков.
Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии:
Первая стадия
выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечетко различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.
Вторая стадия
состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, иногда подход к дрессировщику по команде “Ко мне!” дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.
Третья стадия
состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, т. е. при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.
В результате дрессировки, т. е. наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к “программированию” своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).
Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности (“Стоять!”, “Сидеть!”, “Лежать!” и т. п.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий.
При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей и т. д.
Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от —15 до +20 °С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых по возможности в тени. В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или пленки.
При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, т. е. с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения на охрану проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.
Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и т. д. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.
Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.
Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду “Рядом!” (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время.
Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, т. е. навык не отработан до автоматизма.
Что нужно помнить, приступая к дрессировке собак?
1. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки.
2. Отработку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.
3. Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков.
4. Приемы нужно отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования.
5. Лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена.
6. Заниматься нужно в разное время утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2—3 ч после него. Не следует повторять один и тот же прием более 3—4 раз — это утомляет собаку.
7. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего владелец хочет достичь, и каким путем будет добиваться поставленной цели.
© 2008-2011 КСС
Источник