Какие собаки были у кельтов
Собаки кельтов использовались на охоте, охраняли дома и сопровождали хозяина на войну. Упоминания о них часто встречаются в древних сагах, а в мифологии и религии они часто представляют подземный мир и темные силы. Но больше всего упоминаний о собаках того времени мы находим в древних сагах.
Существуют литературные подтверждение, которые отмечают, что древние галлы обучали собак для охраны племенных вождей и даже завозили древние британские породы для их использования в боевых действиях. Хотя, ко времени завоевания Цезарем галльских земель (50 гг. до н.э.), использование боевых собак континентальными кельтами уже прекратилось.
Этот факт не отменяет того, что в отдаленных уголках кельтских поселений, а именно на территории современной Ирландии и Уэльса, возможно, продолжали обучать псов войны.
Что ж, переходим к самому интересному – к описанию собаки кельтов в сагах того времени.
Похищение быка из Куальнге
Первым ирландским литературным доказательством использования собак в бою можно считать сагу «Похищение быка из Куальнге», которая является частью цикла саг о войне уладов с королевой Коннахта Медб и её мужем Айлилем, которые собирались украсть племенного быка Донна Куальнге, и об усилиях, которые прикладывал юный уладский герой Кухулин (пес Кулина), чтобы противостоять им.
Кухулин
Происхождение этой истории остается неясным, хотя она была впервые записана монахами еще в 7-ом или 8-ом веке с устных преданий, в которые могли быть включены подлинные элементы жизни общества первого века до нашей эры.
В конце одного из вариантов записи этой саги имеются такие слова:
“Но я, записавший эту историю, или, вернее, эту басню, не верю в происшествия, описанные здесь. Некоторые из них — это уловки демонов, другие — поэтические выдумки; некоторые возможны, другие невозможны; хотя, однако, и предназначены для услаждения безрассудных.”
Конечно же, большая часть описанных характеров не является историческими личностями, но “Похищение” дает хоть и ограниченную, но возможность взглянуть на то, как жили древние ирландцы в дохристианскую эпоху.
Так, в саге воин Мак Рот замечает мужчину на колеснице, впереди которого бежит пятнистая собака. Следует отметить, что здесь она описывается только как собака, которая сопровождает хозяина на войну, но никак не в образе боевого пса.
Крест св. Патрика и св. Колумбы
Этот эпизод может напомнить читателю барельеф в основании креста святого Патрика и святого Колумбы (700-800 гг. н.э.), на которой собака сопровождает всадника и колесницу.
Хотя, это изображение скорее относится к охоте, чем к войне.
Есть, тем не менее, несколько отдельных отрывков, которые, кажется, подразумевает, что иногда собаки использовались более агрессивно.
Так, описывая битву Кухулина, во время которой он убил множество царей (только имен упомянуто 178), встречаются такие строчки:
“Шестнадцать раз по двадцать королей поразил
Схематическое изображение собаки, всадника и колесницы на кресте св. Патрика
Кухулин у Бреслех Мор на Маг Муиртемие и без счета собак, лошадей, женщин, детей, мальчиков и простого народа, ибо и одному из троих ирландцев не удалось ускользнуть без разбитого глаза, бедра, головы иль какой-то иной вековечной отметины.”
Так же, в повести о свинье Мак Дато предлагается яркий портрет собаки, которую использовали непосредственно в разгар боя между уладскими воинамии Коннахта:
“Тогда вышел наружу Мак-Дато, держа рукой своего пса. Он спустил его, чтобы посмотреть, чью сторону примет пес своим песьим разумом. Пес принял сторону уладов и накинулся вместе с ними на коннахтов, которые, вконец разбитые, обратились в бегство.
Рассказывают, что на полях Айльбе, через которые отступали Айлиль и Медб, пес вцепился зубами в дышло их колесницы. Тогда Ферлога, возница Айлиля и Медб, так хватил его мечом по шее, что туловище его отвалилось; голова же осталась вцепившейся зубами в дышло.”
Táin Bó Flidais
Помимо Уладского цикла, другой захватывающий рассказ об использовании собак в военных действиях содержится в ирландском сказании Táin Bó Flidais. В одном из разделов, Дональд со своим войском и со сворой из 50-ти собак во главе с огромной сукой преследовал банду налетчиков.
Дональд первым настиг врага и спустил на него своих собак. Они с неистовством вцепились в убегающих мужчин. Сука, возглавлявшая свору, вскочила на колесницу воина по имени Фергус. Резкий бросок собаки перевернул колесницу, в последний момент Фергусу удалось выпрыгнуть, а незадачливый безголовый возница остался на растерзание собаки. Вскоре собака настигла и самого Фергуса, но ему удалось поразить ее копьем.
Фенийский цикл
Фенийский цикл – один из четырёх главных циклов ирландской мифологии. Он повествует о Финне Мак Кумале и его соратниках, входивших в «Фиану Эйринн» (Фианна, фианы, фении) — небольшую полунезависимую дружину воинов, которая жила в лесах и занималась торговлей, разбоем и охотой, но могла быть призвана королем в случае войны.
“Преследование Диармайда и Грайне” является одним из самых знаменитых ирландских мифов. Один из эпизодов рассказывает о большой группе воинов, среди которых есть три собаки-ищейки:
“Мы три королевских вождя страны Муйри Лохт,- отвечали они ему.- И Финн, сын Кумала, послал нас искать скрывающегося в лесах преступника, восставшего против Финна,- врага, которого Финн нагнал и имя которому Диармайд О’Дуйвне. Чтобы схватить его, прибыли мы сюда. У нас с собою три ядовитых пса, которых мы пустим по следу; и не пройдет много времени, как мы узнаем, где скрывается этот злодей, ибо наши псы в огне не горят, в воде не тонут и оружие их не берет.”
Впоследствии, эти собаки были убиты: одна загрызена щенком, другая пробитая копьем, ну а третья, самая страшная погибла от рук Диармайда: “ядовитый пес с быстротой молнии подскочил на воздух и растерзал бы Грайне, если бы Диармайд не схватил его за задние лапы и с такой силой ударил о скалу, что мозги вытекли из его ядовитого черена и брызнули через пасть и уши.”
Слишком подробно, не правда ли? Но, по мнению древних ирландцев, только так мог поступить настоящий герой.
Пестрая книга
Маловероятное, но не менее интригующее упоминание про боевых собак мы встречаем в “Пестрой книге” (Leabhar Breac), которая была впервые записана приблизительно в 1230 году. В одной из историй странствующие моряки, проплывая мимо Норвегии и Исландии, терпят крушение возле острова, который они ошибочно принимают за Ирландию. Здесь они натыкаются на необычайно высоких одноглазых людей, которые спускают на пришельцев огромных собак. На глазах у товарищей один из моряков был разорван на куски этими ужасающими тварями. Как оказалось, эти собаки использовались для того, чтобы преследовать злоумышленников и нарушителей…
Это собрание среднеирландских и латинских церковных сочинений было составлено в конце четырнадцатого/начале пятнадцатого века и включает в себя истории из жизни святого Патрика.
В одном из эпизодов, святой Патрик сталкивается из сторожевой собакой. История была такова: святой Патрик на лодке приближался к берегу, где некий мужчина, увидев его, спустил на него сторожевого пса. Патрик крестным знамением и магическими заклинаниями останавливает эту собаку, заставив ее застыть в одной позе.
Ирландские собаки на экспорт
Существует некоторые литературные свидетельства того, что ирландские собаки были экспортированы за рубеж, где активно использовались их агрессивные качества.
Квинт Аврелий Симмах
Одно из самых ранних упоминаний об этих собаках мы находим в письме римского консула Квинта Аврелия Симмаха, датированном 393 г. н.э., в котором он благодарит своего брата за подаренных 7 ирландских (шотландских) собак (Scottici canes) для устройства игр и зрелищ.
Кроме того, в Исповеди святого Патрика (Confession of St. Patrick) вскользь упоминается о внешней торговле собаками, а исландские саги описывают использование собак, привезенных из Ирландии, для охоты, личной безопасности и как сторожевых собак для защиты своих длинных домов от набегов врагов.
Самые знаменитые собаки древнеирландских саг принадлежали Олаву и Гуннару (пес Чорный) и Олаву сыну Трюггви (Виги).
В саге о Ньяле Олав дарит своего верного пса Гуннару для охраны:
“— Я хочу подарить тебе три вещи: золотое запястье и плащ, которыми владел король ирландцев Мюркьяртан, и большого пса, которого мне подарили в Ирландии. Он помощник не хуже крепкого мужчины. Кроме того, у него человечий ум: если он знает, что человек твой недруг, он будет лаять на него, но он никогда не будет лаять на твоего друга. Он видит в каждом человеке, желает ли он тебе добра или зла. Ради тебя он не пожалеет и своей жизни. Этого пса зовут Черный.
Затем он сказал псу:
— Теперь твой хозяин — Гуннар, служи ему верой и правдой.
Пес тотчас подошел к Гуннару и улегся у его ног. Олав сказал Гуннару, чтобы он был осторожен, потому что у него много завистников.”
А вот первая встреча с Виги (Сага об Олаве сыне Трюггви):
“А у бонда была большая пастушья собака. Он показал ей на стадо, а там было согнано много сотен голов. Собака обежала все стадо и отогнала ровно столько коров, сколько, по словам бонда, у него было. Все они были мечены. Было очевидно, что собака и правда узнала коров и что она удивительно умна. Тогда Олав спросил бонда, не отдаст ли он ему эту собаку.
– Охотно, – сказал тот.
И Олав сразу же дал ему в обмен золотое обручье и заверил его в своей дружбе. Собаку эту звали Виги, и лучше ее не бывало. Она долго была у Олава.”
Конечно, можно считать, что все эти и другие упоминания о собаках в различных письменных источниках являются недостаточным доказательством использования боевой собаки в древней ирландской истории. Но нельзя игнорировать тот факт, что они занимали видное место в литературе и часто ассоциировались со сражениями, будь-то как личная охрана воина, как собака-ищейка, которая выслеживала беглецов или боевая собака, сражавшаяся наравне человеком в бою.
Источник:
History Irland – War dogs among the early Irish
Источник
• Псы (Madaigh, Cŵn) в кельтской мифологии – одни из самых мифологизированных животных, которые ассоциировались, как правило, с Иным Миром, Охотой и, реже, с исцелением. Конечно, у кельтов, как и у других народов, пес воспринимался как верный и преданный спутник человека, как страж и помощник, следующий за своим хозяином, куда бы тот не отправился. В мифах и легендах множество раз упоминаются псы, которые сопровождали богов и героев, великих королей и охотников, причем функции, которые выполнял такой пёс, могли быть очень разнообразными: они и охраняли дома, и сражались бок о бок со своими хозяевами, и помогали пасти стада, и охотились. С учётом того, насколько важным в кельтской культуре был мотив охоты, пёс воспринимался в первую очередь как гончий, неутомимо сопровождающий хозяина в его лесных странствиях, выслеживающий и преследующий дичь. Даже при том, что нередко на охоте использовались своры псов, но, тем не менее, всегда упоминается и “любимейший” или “лучший” пёс, принадлежавший тому или иному персонажу, и имена этих псов в изобилии сохранялись не только в старых легендах, но и в более поздних текстах: например, в Артуриане лучшим и любимейшим псом короля Артура названа Кавалль, а верным псом Тристана – Хасдент. В великой охоте, которую собирает Килух, чтобы получить в жены свою суженую Олвен, упоминается несколько «лучших в мире псов», которые могут охотиться не только на обычную дичь, но и на дичь волшебную, на зверей из Иного Мира, и добыть для охоты этих собак, а также псарей, способных с такими непростыми животными справиться – одна из задач, поставленных перед героем.
Кстати, щенки от хороших родителей в кельтском мире были желанным подарком, достойным королей, и нередко при обмене дарами упоминаются щенки или взрослые животные, в том числе и когда дарами обмениваются короли людей и короли волшебного народа. Да и охотниками в мифах кельтов были не только короли земные, охотились и короли из иного мира и боги. Самый известный из богов, которого постоянно сопровождают псы – кельтский Ноденс (Нуада), также с псами изображался Суцелл (континентальный галльский бог, близкий, по всей вероятности, к ирландскому Дагде), а кроме того – богиня-хранительница морских путей Негалления, иногда сопровождает собака и Эпону. Гвин ап-Нудд, хозяин мёртвых и Дикий Охотник, также появляется в сопровождении своего любимого чёрного и огненноглазого пса Дормарха (Dormarch), наполовину реального, а наполовину сотканного из тьмы.
Раз уж речь зашла о Диком Охотнике, который приходит из Иного Мира, нельзя не сказать, что потусторонние псы – важная часть кельтского мифа. Волшебные гончие, призрачные гончие, позже – адские гончие появляются в историях и сказках, мифах и легендах чаще всего вместе с Дикой Охотой, преследуя свою призрачную дичь, или же загоняя тех несчастных, которые встречаются им на пути. Эти псы описываются, как правило, как чудовищные, выносливые, необычайно чуткие и сильные, от которых почти нет шансов спастись. Описывали призрачных псов по разному. В более ранних легендах гончие из Иного Мира имеют ослепительно белую шерсть, и только уши и глаза у них красные (или огненно-рыжие; но вообще красный у кельтов – цвет, связанный с потусторонним). В историях более поздних этих псов стали чаще представлять как черных – цвета настолько глубокого, что даже темнота ночи кажется в сравнении с их шкурами лишь серой, и с огненными глазами и пастями, полными огня. Но кроме потусторонних гончих были и другие волшебные псы: рассказывали истории о ку-ши, «псах ши», «псах-из-холмов» – огромных, размером с телёнка крупных собак, чья шкура была скорее зеленоватой, цвета травы, нежели черной или белой. Рассказывали о гримах (жутях) – призрачных псах, стражах кладбищ и вестниках смерти, да и многие из «малых фейри» тоже с удовольствием превращались порой именно в чёрных или пятнистых собак. В целом, можно сказать, что белые псы в кельтском мифе – это именно знак судьбы, а черные – знак рока и смерти.
Кстати, связь с Иным Миром, призраками, потусторонними существами, духами подчеркивалась в мифах кельтских народов почти всегда, и собакам как приписывали возможность видеть потусторонних существ, так и самим превращаться в призраков, призрачных псов после физической смерти. В некоторых местах Британских островов лающий черный пёс (gaidhrin caointeach) периодически даже замещал образ баньши, своим плачем возвещающей смерть (так же как у других народов собака, воющая под окном или под дверью умирающего тоже возвещает приход смерти)
Старые легенды о псах «этой стороны» и «той стороны» питали и продолжают питать многочисленные поздние истории, например, зная старые легенды Девоншира проще понять, почему собака смогла до смерти напугать сэра Чарльза Баскервилля из рассказа Конан-Дойла.
Кстати, при всей значимости собаки в кельтских легендах, они не были наделены каким-то особым, неприкосновенным статусом. Мясо собак, вероятнее всего ели (причем не только в жертвенных пирах, но и просто для утоления голода), описаны обряды гадания, когда прорицатель перед предсказанием должен был поесть мяса свиньи, собаки или кошки, собачьи кости нередко находят на дне жертвенных колодцев, а шкуры собак использовались в домах как подстилки (об этом пишет Диодор Сицилийский).
В «Трактате об Огаме» сохранилось и позднее описание Огама Псов, где фигурируют сторожевые собаки, гончие, пастушьи и «просто собаки».
© Shellir
Источник
Боевые собаки – использовались в сражениях армий периода античности и Средневековья с целью непосредственного убийства солдат противника. В более позднее время собаки становятся служебными, хотя во Второй мировой войне собаки использовались и для подрыва танков.
Молоссы – это разнотипная группа мощных и крупных собак с короткой мордой и устрашающим видом, находившаяся на стадии примитивных (неустойчивых) форм пород, сформировавшаяся как генетическая база из собак-аборигенов Древней Греции, Древних государств Востока, Этрурии и кельтов на территории Римской империи. Была выведена для несения охраны (стад, людей и др.), как зверовая собака и как собака-охранник гарнизонов и обозов в войсках.
Названия “молосские собаки”, “молосские псы”, “молоссы” стали впервые употребл*ть в 16 веке во Франции, а в Англии – в эпоху Ренессанса, то есть с 17 века. Термин “молосская группа собак” широко распространился в обиходной речи лишь в 20 веке.
Примитивные породы собак, участвовавшие в образовании молосской группы, являлись аборигенными породами Древнего Востока (Месопотамии, Персии); Древней Греции, стран Этрурии; особей, обитавших на землях кельтов; а также на территории Древнего Рима. Предком большинства боевых собак античности скорее всего является тибетский дог.
Эти собаки получили распространение в Индии, Непале, Персии, странах Ближнего и Среднего Востока около 3 тысяч лет назад. Эти мощные животные использовались как пастухи, сторожи, охотники. И в боевом качестве тоже.
Самые древние его изображения относятся к Xii веку до нашей эры – в Вавилонском святилище найдена сцена охоты на льва с тибетским догом.
С Iv века до н.э., на территории Древней Греции было сформировано ядро “племенного материала”, которое стало отправной точкой для дальнейшего образования разнообразных пород и получившее название “молосские собаки” по имени древнего племени молоссов, населявших Молоссию – центральную область Эпира. Эта область в настоящее время располагается вокруг современной Иоаннины в Греции.
В сражениях использовались целые своры таких собак. Например, у древних римлян они составляли первую шеренгу, во второй шли рабы, а в третьей — воины. Собаки стремительно врубались в боевые порядки противника, производя невероятную сумятицу, калеча лошадей, раня и опрокидывая воинов неприятеля.
При этом кроме расстройства боевых порядков врага и отвлечения его внимания, боевые собаки уничтожали и солдат противника. Вся система подготовки боевой собаки была направлена на то, чтобы, вцепившись в воина, собака боролась с ним до тех пор, пока не победит или не погибнет в поединке. При этом оторвать или поразить хорошо защищенную, тяжелую, физически очень сильную, специально натасканную для убийства человека собаку было крайне сложно.
Военных собак натаскивали для борьбы с противником со щенячьего возраста. Для этой цели использовали довольно распространенные и поныне методы тренинга. Помощник воспитателя, одетый в специальную накидку из толстой шкуры, дразнил собаку, доводя её до бешенства. Когда воспитатель спускал собаку с поводка, она бросалась на «дразнилу» и впивалась в него зубами. В это время помощник старался подставить собаке потенциально уязвимые части тела (имея в виду воина в доспехах). Так развивалась привычка брать противника точно по месту. В этот же период собакам прививали такие навыки, как преследование бегущего человека и работа с лежащим человеком.
Людей, которые дразнили собак, часто меняли, чтобы воспитать в собаке злобу ко всем людям, а не к конкретному человеку. На следующем этапе подготовки на одежду из шкуры надевали доспехи противника, затем доспехи надевали и на собаку, постепенно приучая её сражаться в обстановке, максимально приближенной к боевой. Шипы на шлеме и ошейнике заменяли деревянными палочками. Собак приучали к толчкам, ударам по щиткам, звону оружия, лошадям.
Нередко их облачали в специальные доспехи, чтобы сделать менее уязвимыми для ударов холодным оружием и увеличить вероятность победы над врагом. Доспехи, как правило, состояли из металлического панциря, закрывавшего спину и бока собаки, и кольчуги из металлических колец или пластин, предохранявших наиболее подвижные части тела (грудь, верх предплечий, живот и т. д.). Иногда на голову собаки надевали металлический шлем.
Помимо доспехов, собаку вооружали длинными шипами или обоюдоострыми лезвиями, которые красовались на ошейнике и шлеме. С их помощью собака колола и рассекала тело, ноги и руки атакуемого ею воина, ранила сухожилия ног и вспарывала животы лошадей при столкновениях с конницей противника.
Первые дошедшие до нас свидетельства использования собак в военных действиях относятся, пожалуй к Ближнему Востоку. И в первую очередь к Ассирии. Ассирийцы для помощи в бою пользовались уже определенной породой собак – догами (мастифами), несшими не только боевую, но и сторожевую службу.
Раскопки в Ниневии (Ассирия) доказали, что боевые псы участвовали во многих войнах в армии царя Ассирии Ашшурбанапала (669 — 627 гг. до н. э.). Их преемниками стаяло персидское государство. Где Кир Ii Великий ещё в 559 — 530 годах до н. э. использовал в походах собак. А персидский царь Камбис Ii в 530-522 гг. до н.э. использовал их в войне с Египтом. Сто лет спустя в войсках Ксеркса псы воевали против Греции.
К грекам боевые собаки попали после победы над Ксерксом в качестве военного трофея. В результате войн доги попали в Эпир. Здесь их целенаправленно разводили на нужды армии и на продажу, в области Молоссия. Отсюда пошло название молосский дог и молоссер.
Агесилай при осаде Мантинеи пользовался услугами боевых собак – стокилограммовых мастифов, а Алиатт, царь Лидии, использовал боевых псов в своих войнах против Мидии и киммерийцев 580-585 гг. до н.э. Кассабаленсы и жители Колофона пользовались собаками при разведках. Филипп Македонский, покоряя Арголиду, прибегал к помощи дрессированных собак для преследования горцев. Держал в своей армии специально обученных псов и его сын Александр, он становится страстным любителем мастифов, и благодаря ему они получают большое распространение в мире.
Во время войн Рима с греческими государствами, эти собаки попали в Республиканский Рим. Впервые их, вместе со слонами, привез в свой поход на территорию Италии царь Эпира Пирр, и они принимали участие в битве при Гераклее (280 г. до н. э.). А затем 100 боевых псов привез в Рим Луций Эмилий Павел для участия в триумфальном шествии по случаю победы, одержанной при Пидне в 168 г. до н.э. над македонским царем Персеем. Боевые собаки, прошли по улицам Рима как военная добыча, вместе с плененным царем Персеем, закованным в цепи.
Рим также получил в наследство от Греции боевых собак, но пользовались ими там мало. Вначале собаки на римской военной службе использовались лишь для пересылки важных сообщений. Также Вегеций в своем «Военном искусстве» говорит, что обыкновенно в башнях крепостей заставляли лежать собак с тонким чутьем, которые при приближении неприятеля лаяли и предостерегали гарнизон.
Но всю эффективность этого вида оружия римляне смогли оценить когда воевали с варварами в Европе. Одно из первых упоминаний – 101 г. до н. э., когда легионы Гая Мария одержали победу над кимврами в битве при Верцеллах. Боевые псы германцев и бриттов были покрыты броней, а на шее носили специальный ошейник с железными шипами. Недаром у древних германцев собака стоила 12 шиллингов, а лошадь – только 6. Гунны также содержали много собак и использовали их для охраны лагерей.
Рим умел учиться, и скоро боевые собаки появились и в легионах; они шли в первой шеренге, перед рабами. При раскопках Геркуланума был обнаружен барельеф с изображением собак, одетых в доспехи и защищающих римский пост, атакованный варварами.
Краткая хронология боевого использования:
669 — 627 гг. до н. э. – использование в ассирийской армии царем Ашшурбанапалом.
628 до н.э – В Лидии создано особое подразделение боевых собак.
559 — 530 гг. до н. э. – Кир Ii Великий использовал в походах собак.
525 до н.э – Персидский царь Камбис Ii использовал их в войне с Египтом..
490 до н.э – Марафонское сражение.
385 до н.э – Осада Мантинеи.
280 г. до н. э. – в битве при Гераклее
101 до н.э – Сражение при Верцеллах
Со 101 г. до н.э – Римляне используют боевых собак в легионах.
Источник