Каким символом является собака
Пес – самое распространенное животное в нашей жизни, которое, как и кошка, является для человека основным животным-компаньоном.
Чтобы подойти к пониманию – что означает символ и какие качества у тотема собаки, рассмотрим его сутевые и мифологические основы.
Суть собак
Ученые считают, что собака все таки произошла от волка, но из той части животных, которые по тем или иным причинам прибились к жилищам человека и были одомашнены.
Чем человеку понравилась собака – это понятно. С её слухом и обонянием, это – идеальный сторож и помощник в охоте, который в тяжелые времена может спасти и согреть. Но вот зачем собаке человек?
Считается, что самый сильный инстинкт этого животного – это социальное поведение, она нуждается в контакте если ни с себе подобными, то с кем-то, кому она будет нужна, с кем разделит общую жизнь.
Если ритмологически, то собака – пространственный осколок, который имеет одну задачу – найти и встроиться в общее пространственное целое. Если не в свою стаю, то в Душу человека. И всё для этого делает. Она отдает свои эмоции, свою верность и преданность, с целью получить человеческую энергию и его внимание.
Возможно, собака появилась здесь на Земле уже с этими развитыми программами, которые сформировались в ней где-то в другом месте, на других планетах…
Собаки в мифологии
Как и кошке, собакам открыт тонкий мир (астральный план), они реагируют на все его движения. Возможно поэтому, в мифологии сохранились псиные образы, связанные с потусторонним, с подземным миром (по легендам, именно туда уходили души мертвых).
Из Древнего Египта до нас дошли образы кинокефалов – божественных сущностей, имеющих голову собаки. Сейчас, когда мы знаем об участии в жизни Земли представителей других миров, можно предположить – так выглядела одна из инопланетных рас. В легендах сохранилась информация о задаче кинокефалов – борьба с темными сущностями и охрана священных мест.
Возможно один из них – это Анубис, бог с псиной головой, также его изображали в теле собаки. Почитался как покровитель некрополей и кладбищ, являлся проводником умерших к своему отцу Осирису, царю загробного мира и судье Душ. Далее в процессе этого суда, именно Анубис взвешивал сердце человека на весах Истины.
Греки отождествляли египетского Анубиса с Гермесом, посланником богов, одна из функций которого быть проводником душ умерших.
Существуют мифические образы собак, охраняющих царство мертвых. В скандинавской мифологии демонический пес Гарм сторожил подземный мир. У зороастрийцев две собаки стерегут мост Чинват, ведущий в мир иной.
В шаманских ритуалах северных народов широко распространен образ собаки-охранника. Собака охраняет подземное царство Эрлик Хана и алтайские шаманы в своем путешествии в иной мир должны с ней договариваться.
Есть ещё трехголовый Цербер, охраняющий греческий Аид и два чудовищных четырехглазых пса Шарбары, охраняющих царство Ямы, правителя мертвых в Древней Индии.
Если Цербер охранял выход из царства мертвых, то Шарбары – бродили среди людей, высматривая тех, которым суждено вскоре умереть. Возможно – современная примета, что “собака воет когда чует чью-то смерть”, имеет подобные корни.
Стоит предположить, что образы трехглавости, четырехглазости сторожей потустороннего – свидетельствуют о возможности собак воспринимать существующее за гранью видимого мира.
Также в мифологии сохранились священные образы собак, связанных не только со смертью, но и с рождением новой жизни.
В легендах ацтеков брат-близнец Кецалькоатля именуемый Шолотль имеет голову собаки, он не только сопровождает Солнце во тьму – в подземный мир, но и встречает его возрожденным.
С возрождением также связан священный пес Сенмурв – покровитель зародышей и всходов, спутник Ахурамазды.
В пантеоне древних славян существовал вестник между мирами Неба и Земли – бог солнцестояния Семаргл, который мог превращаться в крылатую собаку, охраняющую посевы.
Дополняет эти образы христианский символизм, где собака означает в первую очередь верность и охрану от темных сил, а также аллегорически связана со священником, как с добрым пастырем, охраняющем народные стада. Вот вам ещё одна – пастушья функция собаки.
У кельтов именно пес сопровождает героев и богов войны, охоты, в истории это вылилось в различные узкие функции собак: боевые, разведывательные, спасательные, караульные, розыскные, охранные, встречаются даже собаки-крысоловы. Сейчас собаки служат в армии, в полиции, на границе, в службах спасения и охраны и пр.
Собаки являлись ваханами (ездовыми существами) божеств. Жена Одина Фригг, богиня мира и космического порядка, ездила на колеснице, запряжённой собаками. В индуизме Ваханой Бхайравы, то есть божественной сущности, вмещающей в себя особенно разрушительный и ужасающий аспект Шивы, является именно собака.
Собака сопровождала кельтского Ноденса, являющегося богом-целителем. Одним из спутников ирландского бога Луга, который отождествляется с греческим Гермесом, был волшебный непобедимый пес, о котором говорили, что «…стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком».
Интересно, что у греков бог медицины Эскулап (Асклепий) сопровождался собакой, которая была его помощником.
Сегодня мы знаем, что в современной медицине собак используют в диагностике некоторых человеческих болезней, а также в целительстве. Собаки-ассистенты помогают жить людям с различными физическими недостатками.
Таким образом, все известные нам современные функции и способности собак представлены в мифологии разных стран и народов. И часто образы и даже названия божеств, связанные с теми или иными собачьими функциями, совпадают, что говорит о преемственности традиций. А возможно это одни и те же истории, только переданные по т.н. «глухому телефону».
Тотем собака
Имеющий тотем собаки всегда настроен на глубокий сущностный контакт с другим человеком, группой. Он хотел бы приносить пользу и быть оцененным по справедливости. Он умеет служить другим людям и общему делу.
Его отличают верность и преданность, он не склонен к предательству, если он вам что-то пообещал, то всегда выполнит. Он любит заботиться о других, дарить подарки, посвящать своё время помощи тем, кому она нужна.
Он не умеет быть нейтральным, всегда на чьей-то стороне, которую будет защищать и поддерживать. Для него есть свои и чужие, друзья и враги. И, конечно, он не всегда объективен.
Люди с тотемом собаки достаточно чутки в чужому состоянию, считывают намерения человека, их подсказки и советы очень уместны и полезны. Как друг, товарищ и коллега – это прекрасный вариант сотрудничества, с чувством долга и ответственности, с которым вы будете ощущать себя надежно и безопасно.
Кроме того, общение с ним будет проходить на хорошем эмоциональном уровне. Псы не скрывают своих эмоций, но умеют их выражать достаточно красиво и деликатно. А также они умеют хранить тайны, им можно доверить все, самое дорогое и сокровенное.
Лучшие профессии для псов – те, что связаны со служением кому-то, чему-то. Это могут быть кадровые военные, охранники, работники организаций и фондов милосердия, медицинские сестры и целители, опекуны и сиделки, адвокаты, секретари-референты.
Мужчина с тотемом пес – идеальный семьянин. Для него самое главное это его мир, его близкие люди, его дело. Карьера и слава его вообще не колышат, к его самооценке все это никакого отношения не имеет. Охраняет свою территорию и людей, которым он предан.
Для него вполне нормально, если его женщина выше по статусу, интеллекту, финансовому уровню. Рядом с такой дамой он будет чувствовать максимальный смысл своего существования. И проблем с тем как вписаться в её жизнь, стать нужным, полезным – у него не возникнет.
Даже если с ним не очень хорошо обращаться, у него достаточно терпимости, он сострадателен и понимает недостатки человека. Самое страшное для него – остаться одному, когда он привязался к человеку, но оказался совершенно не нужен.
Он сильный боец и хороший защитник, проявляющий в этом деле всю свою сноровку и умеющий активировать скрытые резервы.
Женщина с тотемом собаки также верна и абсолютно предана тем людям, кого она впустила в свое сердце. Она терпелива и мудра, но при этом часто остается на вторых ролях, выполняя в жизни своих подруг и родственников роль “жилетки” и вечной помощницы. Может казаться, что она живет жизнью других людей, которая для неё важнее. Или просто потому что не научилась толком жить собственной жизнью.
Очень лояльно относится к людям, видит в них всё самое лучшее. Рядом с такой спутницей вы сами можете почувствовать, что становитесь добрее и благороднее.
Склонна растворяться в своем партнере, терять свою собственную ось и личные границы. Поэтому ей нужно учиться что-то делать и лично для себя.
Такая женщина никогда не бросает своих детей и своих родителей, ухаживает и поддерживает их с полной самоотдачей, забывая о себе.
С тотемом собаки, не все так однозначно, у него есть и крайние проявления:
- это карманные собачки – когда зависимость от другого человека становится абсолютной, ссоры и разрывы с ним могут доводить до сильнейшей депрессии, гибели;
- пустолайки – те, кто не нашел того, чему и кому можно служить, но компенсирует это за счет бурной и бессмысленной активности на общей траектории. Именно от них повелись выражения “собачиться”, “лаяться”;
- волкодавы – это люди одной функции, связанной с уничтожением неугодных своему эгрегору, им нужно великое дело или идея, в обычной жизни их очень сложно выдержать.
Собака – символ верности и служения
Этот символ больше всего подходит тем, кто:
уверен, что это его тотем;
родился в годы собаки по Восточному календарю: 1922, 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018;
родился под Знаком Зодиака Дева (с 23 августа по 23 сентября) – эти люди наиболее способны к служению;
родился под Знаком Зодиака Стрелец (с 23 ноября по 21 декабря) – они более всего нуждаются в качествах и компании собаки;
в вашем гороскопе проявлены градусы, связанные с тотемами собак:
- 21 градус Овна (доберман-пинчер);
- 20 градус Рака (белая пушистая);
- 30 градус Льва (маленькая);
- 16 градус Девы (охранник);
- 8 градус Весов (черная лохматая);
- 11 градус Весов (енотовидная);
- 3 градус Скорпиона (ньюфаундленд);
- 17 градус Стрельца (кудрявая);
- 17 градус Козерога (лайка);
- 27 градус Водолея (борзая);
в вашем гороскопе есть соединение значимых точек со звездами Малого и Большого Пса (особенно важна звезда Сириус – Альфа Большого Пса).
Символ собаки мы может использовать в качестве талисмана, амулета, оберега. Любой аспект этого животного вы можете закрепить в виде образа, символа.
Талисман Собака лучше всего использовать в качестве:
- охранной, обережной символики – с целью ощущать веяния окружающих вас разнообразных сил, чтобы вовремя среагировать на опасность и не пропустить чужие козни;
- как символ дружбы и отношений, которые основаны на верности и бескорыстии. Это всегда союз с кем-то – с одним человеком или группой. Этот символ хорошо дарить в виде украшения, игрушки, картины и т.п. – в знак собственных искренних чувств к другому человеку;
- если у вас есть проблемы с хранением тайн или секретов – ставьте на них собачку.
Если вам снится собака – считается, что некие дружественные силы предлагают вам помощь. Будьте внимательны и не пропустите её. Часто в виде собаки к нам в сновидение приходит собственный Дух, приносит вести и знаки о том, что для нас сейчас важно.
По теме – рубрика “Тотемы“
Источник
Ñîáàêà, íàèáîëåå áëèçêîå ÷åëîâåêó æèâîòíîå, îëèöåòâîðÿåò òàêèå äîáðûå êà÷åñòâà êàê âåðíîñòü, áäèòåëüíîñòü, ïðèâÿçàííîñòü, èñêðåííîñòü è ïîñëóøàíèå.  íåêîòîðûõ òðàäèöèÿõ îíà âûïîëíÿåò ôóíêöèè êóëüòóðíîãî ãåðîÿ, ìèôè÷åñêîãî ïåðâîïðåäêà, ïðèíåñøåãî ëþäÿì îãîíü. Êðîìå òîãî, ñîáàêà, ïîñâÿùåííàÿ áîãàì âîéíû, ìîæåò áûòü îáðàçîì õðàáðîãî è ðåøèòåëüíîãî âîèíà, ñèìâîëèçèðîâàòü ñèëó, ìóæåñòâî è àêòèâíîå âíèìàíèå.
Áóäó÷è ïîìîùíèêîì ÷åëîâåêà, ñîáàêà âåäåò åãî ïî äîðîãå ê öåëè. Ñîáàêà ñîïðîâîæäàåò ÷åëîâåêà â òå÷åíèå äíÿ æèçíè è ÿâëÿåòñÿ åãî ïðîâîäíèêîì ÷åðåç íî÷ü ñìåðòè. Âåëèêèå ïðîâîäíèêè äóø, òàêèå êàê Àíóáèñ, Ãåêàòà è Ãåðìåñ èçîáðàæàþòñÿ ñ ãîëîâîé ñîáàêè èëè èìåþò ñîáàêó â êà÷åñòâå ñâîåãî àòðèáóòà. Âî ìíîãèõ ìèôîëîãèÿõ ñîáàêà îõðàíÿåò ãðàíèöû ìåæäó ìèðàìè, ÿâëÿåòñÿ ñòðàæåì è âëàäûêîé ïîäçåìíîãî ìèðà, ãäå âëàñòâóþò õòîíè÷åñêèå è ëóííûå áîæåñòâà. Ýòî ìèð ñíîâ, öàðñòâî òüìû, äðóãàÿ ñòîðîíà æèçíè, ãäå, îäíàêî íàõîäèòñÿ òî÷êà, â êîòîðîé ñìåðòü ñòàíîâèòñÿ âîçðîæäåíèåì. Çäåñü ïðîèñõîäèò âîçâðàùåíèå ê èñòîêàì, ýòî ýíåðãåòè÷åñêèé öåíòð, ãäå ïðåáûâàþò ñèëû âîçîáíîâëåíèÿ.
 Äðåâíåì Åãèïòå âñòðå÷àþòñÿ êèíîêåôàëû, áîæåñòâà ñ ãîëîâîé ñîáàêè. Èõ çàäà÷à — áîðîòüñÿ ñ ÷óäîâèùàìè, óíè÷òîæàòü âðàãîâ ñâåòà è îõðàíÿòü âõîä â ñâÿùåííûå ìåñòà. Àíóáèñ, ïîêðîâèòåëü óìåðøèõ, ïî÷èòàëñÿ â ðàçëè÷íûõ îáðàçàõ — ÷åðíîãî øàêàëà, äèêîé ñîáàêè Ñàá, â âèäå ÷åëîâåêà ñ ãîëîâîé øàêàëà èëè ñîáàêè. Àíóáèñ-Ñàá ñ÷èòàëñÿ ñóäüåé áîãîâ. Åãî îñíîâíûå ýïèòåòû «Õåíòèàìåíòè», òî åñòü òîò, êòî íàõîäèòñÿ ïåðåä ñòðàíîé Çàïàäà (öàðñòâà ìåðòâûõ), «âëàäûêà Ðàñåòàó» (öàðñòâà ìåðòâûõ), «ñòîÿùèé ïåðåä ÷åðòîãîì áîãîâ». Àíóáèñ èç «äðóãîé ñòîðîíû æèçíè» ïðèíèìàåò ïîêîéíèêà, ñîïðîâîæäàåò åãî äî áåðåãà íà áàðêå ìåðòâûõ è ïðèñóòñòâóåò ïðè âçâåøèâàíèè ñåðäöà. Èìåííî Àíóáèñ ìóìèôèöèðóåò òðóï Îçèðèñà.
×åðíûé Àíóáèñ ñâÿçàí ñ ïåðâûì ýòàïîì àëõèìè÷åñêîãî ïðîöåññà, «÷åðíûì äåëàíèåì», êîòîðîå â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå îçíà÷àåò âõîæäåíèå â õàîñ, ðàçúåäèíåíèå, ðàñïàä. Äðåâíèå ãðåêè îòîæäåñòâëÿëè Àíóáèñà ñ Ãåðìåñîì.
 ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè ñîáàêà — ýòî àòðèáóò Ãåðìåñà, ïîñëàííèêà áîãîâ, ïîêðîâèòåëÿ ïóòíèêîâ, ïðîâîäíèêà äóø óìåðøèõ. ßâëÿÿñü ïñèõîïîìïîì, ïîäîáíî Ãåðìåñó, ñîáàêà â òî æå âðåìÿ îáëàäàåò ñïîñîáíîñòÿìè öåëèòåëÿ è ñîïðîâîæäàåò áîãà ìåäèöèíû Àñêëåïèÿ (Ýñêóëàïà). Îíà ìîæåò èñöåëÿòü, äàâàòü ðîæäåíèå, íîâóþ æèçíü.
×óäîâèùíûé òðåõãîëîâûé ïåñ Êåðáåð îõðàíÿåò âõîä â ìèð ìåðòâûõ, Ãàäåñ. Îí îõðàííèê âëàäåíèé Ãàäåñà, êóäà ïðèáûâàþò ìåðòâûå â ëîäêå Õàðîíà. Ãàäåñ — ýòî ñòðàíà òåíåé, íî âíóòðè, â åå ãëóáèíàõ, õðàíÿòñÿ ñîêðîâèùà. Ýòî áîãàòñòâà âíóòðåííåãî, äóõîâíîãî ìèðà, êîòîðûå îõðàíÿåò Êåðáåð.
Ñ ïîäçåìíûì ìèðîì ñâÿçàíà è Ãåêàòà, õòîíè÷åñêàÿ áîãèíÿ ìðàêà, íî÷íûõ âèäåíèé è ÷àðîäåéñòâà, êîòîðàÿ ïîÿâëÿåòñÿ â îáëèêå ñîáàêè èëè â ñîïðîâîæäåíèè ñâîðû ñîáàê, «ïñîâ âîéíû». Ãåêàòà âûñòóïàåò â îáðàçå áîæåñòâà, ñâÿçûâàþùåãî äâà ìèðà — æèâîé è ìåðòâûé. Îíà îëèöåòâîðÿåò ìðàê, âìåñòå ñ òåì ýòî ëóííàÿ áîãèíÿ, áëèçêàÿ Ñåëåíå è Àðòåìèäå. Àðòåìèäà, äåâà-îõîòíèöà, ïîêðîâèòåëüíèöà ëåñà è äèêèõ æèâîòíûõ, âëàäû÷èöà öèêëîâ âðåìåíè, åå òîæå ñîïðîâîæäàåò ñîáàêà.
 Äðåâíåé Èíäèè Èíäðó, öàðÿ áîãîâ, ñîïðîâîæäàåò ñîáàêà Ñàðàìà («áûñòðàÿ»), êîòîðîé ïîñâÿùåí îäèí èç ãèìíîâ â «Ðèãâåäå». Èíäðà ïîñûëàåò Ñàðàìó íà ïîèñêè ïðîïàâøèõ êîðîâ ê ïàíèÿì, à çàòåì îñâîáîæäàåò èõ èç ïëåíà. Ñàðàìà — ìàòü äâóõ ÷óäîâèùíûõ ïñîâ, Øàðáàðîâ, îõðàíÿþùèõ öàðñòâî ßìû. Ýòè ÷åòûðåõãëàçûå ïñû ñ øèðîêèìè íîçäðÿìè, ñòðàæè è âåñòíèêè ßìû, «öàðÿ ìåðòâûõ», áðîäÿò ñðåäè ëþäåé, âûñìàòðèâàÿ ñâîþ äîáû÷ó — ëþäåé, êîòîðûì ñóæäåíî óìåðåòü.
 Äðåâíåì Èðàíå åñòü ïðåäàíèå, ÷òî íà Äðåâå Âñåõ Ñåìÿí ñèäèò Ñåíìóðâ, ñâÿùåííûé ïåñ Àõóðàìàçäû, ïîêðîâèòåëü çàðîäûøåé è âñõîäîâ. Îí èçîáðàæàåòñÿ êðûëàòûì è ïîêðûòûì ðûáüåé ÷åøóåé, ÷òî ñèìâîëèçèðóåò ãîñïîäñòâî â òðåõ ñòèõèÿõ — â âîçäóõå, íà çåìëå è âîäå. Êàæäûé ðàç, êîãäà îí ïîäûìàåòñÿ, ó äåðåâà âûðàñòàåò òûñÿ÷à âåòâåé; êîãäà îí ñàäèòñÿ, îí ëîìàåò òûñÿ÷ó âåòâåé è ðàññåèâàåò èõ ñåìåíà.
Ó çîðîàñòðèéöåâ ñîáàêà — âòîðîå ïî ñâÿòîñòè ñóùåñòâî ïîñëå ÷åëîâåêà, «ñàìîå ëþáåçíîå òâîðåíèå». Êîðìëåíèå ñîáàêè, â òîì ÷èñëå ðèòóàëüíîå, èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå: ïèùà, äàííàÿ ñîáàêå, ïðåäíàçíà÷àåòñÿ äëÿ äóø óìåðøèõ; âðåìÿ êîðìëåíèÿ ñîáàêè — ñðàçó ïîñëå çàõîäà ñîëíöà — ïðèíàäëåæèò ôðàâàøàì, äóøàì óìåðøèõ. Äëÿ âûïîëíåíèÿ ïîãðåáàëüíûõ îáðÿäîâ â çîðîàñòðèçìå èñïîëüçóþò áåëûõ «÷åòûðåõãëàçûõ» ñîáàê (ñ òåìíûìè ïÿòíàìè ïîä ãëàçàìè). «×åòûðåõãëàçîñòü» ïîäðàçóìåâàåò ñïîñîáíîñòü ñîáàê âèäåòü ñàìó ñìåðòü, ñ ÷åì ñâÿçàí ðèòóàë «ñàãäèä» («âçãëÿä ñîáàêè», «îñìàòðèâàíèå ñîáàêîé»), êîãäà ñîáàêà ñâîèì âçãëÿäîì ïðîãîíÿåò îò ìåðòâîãî òåëà äýâà òðóïíîé ñêâåðíû. Äâå ñîáàêè ñòåðåãóò ìîñò ×èíâàò, âåäóùèé â ìèð èíîé.
Ó àöòåêîâ Øîëîòëü, áðàò-áëèçíåö Êåöàëüêîàòëÿ, èìååò ãîëîâó ñîáàêè. Ñîáàêà, êàê Øîëîòëü, êîòîðûé ñîïðîâîæäàåò Ñîëíöå â åãî ïóòåøåñòâèè â ïîäçåìíîì ìèðå, ìîãëà ïðîâåñòè óìåðøèõ ê ìåñòó âå÷íîãî ïðåáûâàíèÿ. Øîëîòëü, Âåíåðà âå÷åðíÿÿ, âìåñòå ñ Êåöàëüêîàòëåì, Âåíåðîé óòðåííåé, îòïðàâëÿåòñÿ â Ìèêòëàí, öàðñòâî ìåðòâûõ, çà êîñòÿìè ëþäåé ïðåæíèõ ýïîõ ðàäè ñîçäàíèÿ ëþäåé íîâîãî ïîêîëåíèÿ; îí ïîìîãàåò Êåöàëüêîàòëþ èçáåæàòü êîâàðíûõ ëîâóøåê Ìèêòëàíòåêóòëè, âëàäûêè ïîäçåìíîãî öàðñòâà, è âåðíóòüñÿ èç öàðñòâà ìåðòâûõ, ïîëó÷èâ æåëàåìîå. Äåñÿòûé äåíü êàëåíäàðÿ àöòåêîâ ÿâëÿåòñÿ äíåì ïñà. Ïîñëåäíèì, òðèíàäöàòûì, çíàêîì ìåêñèêàíñêîãî çîäèàêà, ïðåäñòàâëÿþùèì ïåðèîä õàîñà, áåçâðåìåíüå, áûëî ñîçâåçäèå Ñîáàêè, ñâÿçàííîå ñ ïîíÿòèåì ñìåðòè è, îäíîâðåìåííî, ñ âîñêðåñåíèåì, âîçîáíîâëåíèåì.
 êåëüòñêîé ìèôîëîãèè ñîáàêà ñîïðîâîæäàëà áîãîâ îõîòû, âîéíû è ãåðîåâ, à òàêæå áîãà-öåëèòåëÿ Íîäåíñà. Îäíèì èç àòðèáóòîâ ñîëíå÷íîãî áîãà Ëóãà áûë âîëøåáíûé íåïîáåäèìûé ïåñ, çíàìåíèòûé åùå è òåì, ÷òî «…ñòîèëî åìó â ðó÷üå îìûòüñÿ, êàê âîäû â íåì òåêëè âèíîì è ìîëîêîì».
 èðëàíäñêîé òðàäèöèè Êóõóëèí — ãëàâíûé ãåðîé ìíîãî÷èñëåííûõ ñàã.  ðàííåì âîçðàñòå îí îòëè÷èëñÿ òåì, ÷òî óáèë ÷óäîâèùíîãî ïñà êóçíåöà Êóëàíà. Èìÿ Êóõóëèí — «Ïåñ Êóëàííà» — ãåðîé ïîëó÷èë ïîñëå òîãî, êàê âûçâàëñÿ çàìåíèòü óáèòóþ èì ñîáàêó â êà÷åñòâå ñòîðîæà.
 ñêàíäèíàâñêîé ìèôîëîãèè äåìîíè÷åñêèé ïåñ Ãàðì ÿâëÿåòñÿ ñòðàæåì ïîäçåìíîãî ìèðà.  ïîñëåäíåé áèòâå ïåðåä êîíöîì ìèðà îí âûðâåòñÿ íà ñâîáîäó è âñòóïèò â áîé ñ àñîì Òþðîì.  ýòîì ñðàæåíèè îáà ïîãèáíóò.
 äðåâíåé ìèôîëîãèè ñëàâÿí â êðûëàòóþ «ñîáàêó — ïòèöó» ìîã âîïëîùàòüñÿ ñîëíå÷íûé áîã Ñåìàðãë , âõîäèâøèé â ÷èñëî ñåìè áîæåñòâ äðåâíåðóññêîãî ïàíòåîíà. Ñåìàðãë ñèìâîëèçèðîâàë Ñîëíöå ëåòíåãî ñîëíöåñòîÿíèÿ è ñ÷èòàëñÿ îõðàíèòåëåì ïîñåâîâ.
Ïðåäêè âåðèëè â äàð ïðåäñêàçàíèÿ ýòèõ æèâîòíûõ, êîòîðûå ïðåä÷óâñòâîâàëè ïîæàð, íåñ÷àñòüå, ñìåðòü. Ðàçäâîåííîñòü îáðàçà ñîáàêè, åãî «íå÷èñòîòà» ïðîÿâëÿåòñÿ â òåõ ëåãåíäàõ è ñêàçàíèÿõ, ãäå ðå÷ü èäåò î ñïîñîáíîñòè âåäüì è óïûðåé ïðåâðàùàòüñÿ â ñîáàê.
 ñèìâîëèçìå õðèñòèàíñòâà ñîáàêà îçíà÷àåò âåðíîñòü, áäèòåëüíîñòü, îõðàíó, à èíîãäà ñòàíîâèòñÿ àëëåãîðèåé ñâÿùåííèêà, «äîáðîãî ïàñòûðÿ». Êàê õðàíèòåëü ñòàä ñîáàêà îëèöåòâîðÿåò åïèñêîïà èëè ïðîïîâåäíèêà. ×åðíûå è áåëûå ñîáàêè — çíàêè îðäåíà Äîìèíèêàíöåâ.
Ñîáàêó è âîëêà ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê äâà âçàèìîäîïîëíÿþùèõ àñïåêòà îäíîãî ñèìâîëà. Ñèìâîëè÷åñêè ñîáàêà ÿâëÿåòñÿ ñâåòëîé ñòîðîíîé âîëêà. Ê ïðèìåðó, ó Àïîëëîíà, ñèÿþùåãî ïîâåëèòåëÿ Ñîëíöà, äðóã — âîëê, òîãäà êàê ó åãî ñåñòðû, Àðòåìèäû, ëóííîé áîãèíÿ — ñîáàêà.
Источник