Какое сочетание букв пропущено в этих словарных словах собака

Какое сочетание букв пропущено в этих словарных словах собака thumbnail

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 – 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую – буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

котёнок Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

СобачкаЗвонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч – [ч’]        м – [м], [м’],      й – [й’]      т – [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз –
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в “домик” пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б – п
в – ф
г – к
д – т
ж – ш
з – с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы “опасными”, потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это “ошибкоопасные” места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог –
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога – небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка – чáшка           укá[с]ка – укáзка
лó[ш]ка – лóжка            кá[с]ка – кáска
лá[ф]ка – лáвка             лó[к]ти – лóкти
кó[ф]та – кóфта             кó[к]ти – кóгти
шá[п]ка – шáпка            лó[т]ка – лóдка
шý[п]ка – шýбка            щё[т]ка – щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта – словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ – дубы́, я́годка – я́годы.
Лóвкий – лóвок, бли́зкий – бли́зок.
Лóжка – лóжечка, булáвка – булáвочка.
Прóсьба – проси́ть, сторóжка – сторожи́ть.
Вéжлив – вéжливый, хорóш – хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    арбуз

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова –  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных – в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу!Проверяю!Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший –
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз –
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь – окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

1.3 (25.83%) от 216 голосующих

Источник

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС

  1. Вставь пропущенные буквы.

                                            Он буд…т хорошо учиться.

                                           Он буд…т меня каждое утро.

2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.

____________________________________________________________________________

  1. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

                                      Документ подписан директором.

 Напиши ответ.______________________________________________________________

  1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.

____________________________________________________________________________

    5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.

                                                                                 я   ты  вы  они  мы

     6. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.

                                      Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 8. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

                        Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Определи слова, о которых идёт речь, и напиши их.

Период, продолжающийся четверть года-  _____________________.

Место, где скрещиваются улицы- ____________________________ .

Машина для уборки хлеба- __________________________________.

10. Впиши в четыре клеточки слово ласточка.

11. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

                                                   День сменил ночь.    День сменила ночь.

12. Отгадай загадку, напиши отгадка.

Семя чёрно, поле гладко.

Кто умеет, тот и сеет.

Семя не всходит.

А плод приносит. ________________________________

13. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?

А) м__ш__       Б) ш__н__       В) кр__с__     Г) с__ч__

14. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:

                   «Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» – веско произнес гном.

А) прилагательное        Б) существительное        В) наречие         Г) глагол

15. Какая строка не является словосочетанием?

А) по синему небу                                            Б) бежать по траве

В) солнце светит                                               Г) звонкими капелями

16. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?

А)  -а,-а                          Б)  -,-а                            В)  -у,-у                          Г)  -е,-а

17. Какого суффикса не существует?

A) -оньк-         Б) -за-                 В) -ист-                 Г) -енн-

18. Разгадайте  зашифрованное слово-ассоциацию:

А) синоним             Б) портфель              В) алфавит             Г) дневник

19.  В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?

А) сентябрь           Б) сеять                  В) русский              Г) яркий

20.  В каком слове отсутствует суффикс?

А) волосок            Б) чайник             В) карманы              Г) березка

21. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.

А) безоблачный              Б) поёт               В) съехать          Г) подберёзовик

 22. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»

A) ломал голову                                                        Б) пропускал мимо ушей

В) бил баклуши                                                         Г) водил за нос

ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС

Максимально возможное количество баллов – 41.

Задание 1.

Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу – за каждую верно вставленную букву)

Ответ: Он будЕт хорошо учиться. Он будИт меня каждое утро.

Задание 2.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ: Дима

Задание 3.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: 3 раза

Задание 4.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: язык

Задание 5.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: вы

Задание 6.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу – за каждое правильно определённое место слова в пословице)

Ответ: Маленькое дело – лучше большого безделья.

Задание 7.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу – за каждое правильно записанное слово)

Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Задание 8.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу – за каждое правильно записанное зашифрованное слово)

Ответ: Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.

Задание 9.

Максимальное количество – 3 балла. (по 1 баллу – за каждое правильно записанное слово)

Ответ: Квартал. Перекрёсток. Комбайн.

Задание 10.

Максимальное количество – 2 балла.      Ответ:

Задание 11.

Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу – за каждое правильно подчёркнутое подлежащее)

Ответ: День сменил ночь. День сменила ночь.

Задание 12.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ: книга

Задания 13 – 22.

Максимальное количество – 10 баллов. (по 1 баллу – за каждое правильно выполненное задание)

Ответы:

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

В

А

В

В

Б

В

Б

В

В

Г

Источник

10

Какое сочетание букв пропущено в этих словарных словах собака

2 ответа:

0

0

Это сочетание -оро-
 сорока
огород
воробей
мороз
 ворона
корова
коробка
горох

0

0

Сочетание “оро” (сорока,воробей,огород,мороз,ворона,корова,коробка,горох)

Читайте также

Ответ:

это правильно я уверена

Кто не бывал в Уссурийской тайге тот не может представить, какая это чащоба Не раз случалось подымать с лежки зверя и только треск сучьев указывал в каком направлении уходил он По такой тайге мы шли уже в течение двух суток 
Погода не благоприятствовала нам: моросило и на тропинках стояли лужи с деревьев падали крупные редкие капли 
Вьючный обоз должен был давно обогнать нас а между тем сзади в тайге ничего не было слышно. Обеспокоенные этим мы с Дерсу [проводник] пошли назад. Неожиданно остановившись на полуслове, он попятился назад и нагнувшись стал рассматривать что то на земле Я подошел к нему и обомлел свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо выделялись на тропке Однако следов, когда мы шли сюда не было Я это помню да и Дерсу не мог бы пройти мимо них Теперь когда мы вернулись навстречу отряду они появились и направлялись в нашу сторону Очевидно, зверь шел по пятам несмотря на лужи вода не успела еще наполнить следы вдавленные лапой тигра Хищник несомненно только что стоял здесь и когда услышал наши шаги спрятался где нибудь в бурело

В своих стихах Пушкин не только упоминал цветы, но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду: в лесах и полях, парках и садах. 

В 1 предложении есть противопоставление. А во 2 – там, где двоеточие – идет уточнение (повсюду – где именно?), а запятая стоит, потому что там однородные члены предложения (….и…., …… и…..).

,и,глагол, .
Зяпятая,союз,глагол,точка.
Однородное ,сказуемое.

Ответ:

Мир детства — это такой волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, в машины, в мяч. И хотя детство пролетает очень быстро, оно все-таки очень интересное, яркое и веселое. Это незабываемая пора, пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка. Мы не должны забывать детство и должны беречь его в своём сердце, и тогда оно не забудет нас.

Детство – это наше прошлое. Оно у нас было радостным, веселым и счастливым. Над вопросом: куда же оно уходит, задумывались многие люди, но ответа найти так и не смогли. Детство – это всего лишь путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

В детстве каждого человека есть яркие моменты, и несмотря на то что дети постепенно взрослеют, волшебная страна детства сопровождает человека долгие годы. Дети становятся с годами взрослыми и умными, но все равно они никогда не забудут эту волшебную страну – первую свою школу жизни. Детство – это маленькая жизнь!

Объяснение:

К сожалению, детство не вечно, оно все-таки когда-нибудь кончается, и ему на смену приходит взрослая самостоятельная жизнь. И как здорово, что в нашей памяти хранятся теплые воспоминания о детстве, об этой замечательной, прекрасной поре, когда можно бесконечно играть, веселиться, удивляться. Но детство – это не только радостные моменты, в детстве бывают огорчения и обиды, горести и печали. Но они так быстро проходят, что, кажется, детство состоит только из светлых, ярких красок, цветов и счастья!

Источник

В русском языке , как известно, очень много
слов с безударными гласными, не проверяемыми
ударением, а также слов с непроверяемыми
согласными. Написание таких слов не связано с
произношением, не опирается на сопоставление и
на живой звучащий язык, не регулируется
применением правил. Следовательно, основной путь
усвоения слов с непроверяемыми написаниями –
запоминание их написания и в связи с этим подбор
такой системы упражнений, которая позволит в
короткие сроки качественно усвоить написание
таких слов.

На каждом уроке русского языка учитель отводит
время на так называемую «словарную» работу.
Однако, как показывают контрольные работы, это не
всегда даёт желаемые результаты. Основной
причиной плохого усвоения школьниками слов с
непроверяемыми написаниями является , на мой
взгляд, неверное построение работы с такими
словами. В учебниках русского языка Р.Н.Бунеева
«словарных слов» очень много, но все они даются
разрозненно, бессистемно. При изучении таким
образом, написание слов у учеников в памяти не
остаётся, при повторении ребёнок затрудняется
вспомнить , какую же букву надо писать. Поэтому
все слова надо давать не по отдельности, а
группами, связанными по значению слов, или по
темам, или по графическому сходству, контрасту,
или по грамматическим темам. И изучать одну
группу слов необходимо каждый день в течение
учебной недели.

Программой начальных классов определен тот
минимум слов, написание которых учащиеся должны
усвоить. По системе Р.Н. Бунеева таких слов около
400. Мы вместе с учителем начальных классов
И.А.Семёновой все слова распределили по
небольшим группам и каждую из них изучаем с
детьми четыре-пять уроков подряд. За это время
работа со словами с непроверяемыми написаниями
складывается из следующих компонентов:

  1. Первоначальное знакомство с группой слов,
    выявление общих черт этих слов.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слов.
  3. Проверка усвоения написания группы слов.

Покажу на примере изучение одной из групп .

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ
(1 класс)

1-й день (знакомство с группой слов)

На доске висят изучаемые слова, но они закрыты
от учащихся.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую
группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте
попробуем отгадать , что это за слова. Первое
слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока)
Правильно. Сорока – это птица семейства
вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая
характерный крик – стрекотание. (вывешивается
картинка с изображением сороки). Своё имя сорока
получила от исходного слова сорка ,
передающего особенности её пения. Сороку
называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё
можно назвать «сорокой»? (человека, который много
говорит). Как же пишется это слово? (открывается
написанное слово) Какую непроверяемую гласную
надо запомнить в этом слове? (первую О) Прочитайте
хором это слово орфографически , то есть по
слогам , как пишется (СО-РО-КА). Запишите его в
тетрадь, подчеркните безударную гласную,
поставьте ударение.

Теперь отгадайте загадку:

Окраской – сероватая.
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она ? (ворона)

Это птица с черно-серым оперением, родственная
ворону. (вывешивается картинка вороны).

Ворона и ворон родственны слову вороной
«чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение.

Вороной еще называют рассеянного и
невнимательного человека. Как пишется это слово?
(открывается слово). Какую букву надо запомнить?
(первую гласную О) Прочитайте слово
орфографически. Запишите его в тетрадь,
подчеркните непроверяемую гласную, поставьте
ударение.

Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь.
«Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву
жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока
толстые и вымя с молочком. Она хвостом
помахивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь,
Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще.
Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро
вкусного, сладкого молока. (По
Е.Чарушиной)»(корова) Это крупное рогатое
домашнее животное, дающее молоко. (вывешивается
картинка коровы) Своё название корова
получила по наличию рогов : от латинского кор
– «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это
слово? (открывается слово) Какую букву надо
запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово
орфографически, запишите в тетрадь, поставьте
ударение, подчеркните безударную гласную.

И последнее слово – снова отгадайте загадку:

Маленький мальчишка в сером армячке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым
оперением, живущая обычно близ жилых строений.
(вывешивается картинка) Воробей назван так по
своему чириканью, от звукоподражательного вор
– « воркует, издаёт переливчатые звуки». Как
пишется это слово? (открывается слово) Какую
букву надо запомнить в этом слове? (безударную
гласную О) Прочитайте слово хором орфографи
чески, запишите его в тетрадь, подчеркните
гласную и поставьте ударение.

В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а
дать возможность учащимся самим высказать свои
предположения о написании того или иного слова и
лишь затем открыть готовое слово. После
знакомства с изучаемой группой слов учитель
может задавать следующие вопросы и задания: «Что
объединяет эти слова в одну группу? (в данном
примере сочетание ОРО) Какое слово здесь
«лишнее» и почему? На какие две группы можно
классифицировать эти слова?
(одушевленные-неодушевленные предметы, растения
– животные, двусложные – трехсложные, с
ударением на первый – второй слоги, начинаются
на гласную – согласную букву и т.п.) Дома учащиеся
новую группу слов записывают в индивидуальный
«словарик», который дети заводят еще в период
обучения грамоте и ведут его на протяжении всей
начальной школы.

2 день (упражнения на запоминание слов).

На доске записана та же группа слов, но с
пропущенными буквами, требующими запоминания.

с…рока
в…рона
к…рова
в…робей

Учащиеся вспоминают слова, с которыми
познакомились на прошлом уроке. Прочитывают
каждое из них орфографически и вставляют нужную
гласную. Здесь же полезно провести упражнения в
подборе однокоренных слов к изучаемому слову.
Полезно записывать их столбиком или лесенкой ,
чтобы ярче выделялись те части слова., которые
пишутся одинаково:

сорокаворонакороваворобей
сорочийворонушкакоровкаворобушек
сорочонокворонёноккоровушкаворобьиха
вороньёкоровникворобьёнок
воронийкоровёнкаворобьиный

Такая форма записи поможет лучшему запоминанию
правописания изучаемых слов. К подобранным
однокоренным словам можно поставить вопросы и
указать, к какой части речи они относятся.

Большую пользу приносят и упражнения в
составлении словосочетаний с данными словами.
Работу над словосочетанием можно усложнять по
мере изучения программного материала, сочетая её
с грамматическим заданием. Например, при
изучении имени существительного можно
предложить составить и записать словосочетание
с изучаемыми существительными, употребляя их в
творительном или предложном падеже, с предлогом
или без, подчеркнуть окончания, указать
склонение и падеж этих существительных.

Упражнения в составлении словосочетаний будут
не только способствовать закреплению
правописания слов с непроверяемыми
орфограммами, но и помогут учащимся быстро
выделять словосочетания в тексте, что окажет в
свою очередь положительное влияние на
грамотность детей.

В 3 день повтор изучаемых слов можно
начать с отгадывания анаграмм.

На доске:

аоркос
рнооав
рокоав
йвореоб

Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме,
вспоминают «словарные слова». Затем ребята
составляют предложения с изучаемыми словами.
Работа может проводится как устно, так и
письменно, носить коллективный и индивидуальный
характер. Правильное составление предложений
указывает на понимание учащимися значений слов,
учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2-3
классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается
задание составить рассказ, используя изучаемые
на данном этапе «словарные слова».

В 4 день продолжается работа с группой
слов. Здесь уже можно давать предложения под
диктовку с последующей проверкой. Например:

«Воробушки игривые, как детки сиротливые,
прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на
крыше.

Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона
ущипнула Дружка за хвост.

Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно
пить коровье молоко.

Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока
приносит вести.»

На этом этапе можно « словарную работу»
проводить совместно с работой над развитием
речи. Например, вместо предложений вспоминать и
записывать под диктовку пословицы и поговорки: «
Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку
любить, коровушку кормить.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Пуганая ворона и куста боится.»

Учитель может познакомить детей и с
фразеологизмами и объяснить их значение:

«Стреляный воробей – о многоопытном
человеке, которого трудно обмануть, провести;

Белая ворона – о том, кто резко отличается
от других, не похож на окружающих;

Ворон считать – ротозейничать, зевать;

Как корова языком слизала – что-нибудь
быстро и бесследно исчезло;

Сорока на хвосте принесла – об известии,
сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;

Трещит как сорока – говорит быстро, громко».

В 5 день изучения группы слов можно
также дать разнообразные упражнения на
закрепление написания слов: списать текст,
вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и
т.д. Затем проводится проверка знаний учащихся. В
качестве проверки написания слов с
непроверяемыми написаниями используются как
контрольное списывание, так и словарные слуховые
диктанты, картинные диктанты, которые могут
проводиться с целью текущей проверки за
качеством усвоения написаний слов, так и с целью
контроля. В последнем случае они приобретают вид
контрольных словарных диктантов. На уроках
закрепления пройденного материала необходимо
повторять изученные за это время группы слов.

Ниже приводятся слова с непроверяемыми
написаниями, предусмотренные программой по
учебникам Р.Н.Бунеева, распределенные по группам.

Слова с непроверяемыми написаниями ,
изучаемые в 1 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
лимонрисуноксорокакросссапоги
капустакартинаворонаклассгород
помидоркарандашкороватоннабарабан
огородворобейсуббота
осина 
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
обедяблоняребятаещёбаран
корзинаяблокодевочкашёлсобака
ягодарябинаучительчтозаяц
стаканучительницахорошомедведь
молокоученикпетух
ученица
группа 11 группа 12
диванкартон
багажтопор
чемоданконьки
машинаветер

Слова с непроверяемыми написаниями,
изучаемые во 2 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
морозРоссиягражданеартистовощи
погодаОтечествогражданинтеатрбереза
Москванародработарябина
городчеловек
улица
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
алфавитучениквдругиногдатолько
языкучительвеселоскоростолько
русскийучительницагромкопотомсколько
тетрадьсначала
рассказтогда
группа 11 группа 12 группа 13 группа 14
сегодняворобейребятадорога
однаждысобакамальчиккарандаш
слевадевочкаранец
вокругтрамвай

Слова с непроверяемыми
написаниями, изучаемые в 3 классе

Слова с непроверяемыми
написаниями, изучаемые в 4 классе

Источник