Какого цвета была собака платона каратаева
Если кто помнит, у Платона Каратаева в “Войне и мире” была забавная собачонка, причем лилового цвета:
“6-го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда-то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат-сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.”
Яндекс/картинки по запросу лиловый выдает такой, например цвет:
Очень люблю этот цвет, но собачку такой окраски в жизни мне представить сложно. Если кто видел, расскажите 🙂
Хотя, возможно, “лиловый” здесь как раз означает “отсутствие … определенного цвета”
Интересно, что на тему “Лиловый” цвет в творчестве Толстого”, оказывается, есть целая статья в третьем сборнике “Толстой и о Толстом: Новые материалы” издания 1924-1928 гг., где автор Ник. Апостолов приводит толстовские строчки про лилового коня, лилового жеребенка, а также вспоминает знаменитое “Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла ее непременно в лиловом“.
Цитата из статьи:
Чрезвычайно любопытным примером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был „лиловый“. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами.
Полный текст – под катом.
“Лиловый“ цвет в творчестве Толстого.
Творчество Л. Н. Толстого, отлитое в монументальные словесные формы и богато насыщенное эпическим и лирическим содержанием, хранит в себе необъятные залежи до сих пор неузнанных своеобразных литературных особенностей и излюбленностей. Рвущаяся вперед мысль и речь Толстого, давая простор бесстрашной творческой воле автора, по которой начинали жить самые мельчайшие черточки в его произведениях, охватывала поставленную тему со всех сторон, и потому все слова, произнесенные Толстым, дышат общим счастьем художественной полноты и яркости.
Из этой общей картины творчества Толстого хочется в настоящей заметке извлечь одну маленькую деталь, одну из тех своеобразных излюбленностей, каких так много у Толстого и какая принадлежит к области эпитетологии Толстого. Чрезвычайно любопытным примером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был „лиловый“. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами.
Во время отъезда Николеньки в Москву (в „Детстве“) — во всем воздухе была какая-то пыльная мгла, горизонт был серо-лилового цвета“ (гл. 14). Во время хлебной уборки (там же) плыли „бело-лиловые облака“ (гл. 7). Во время грозы („Отрочество“, гл. 2) надвигавшаяся большая туча была „темно-лиловая.“… Листья выдавались на „лиловом“ фоне (там же).
Бабушка (в „Юности“, гл. 4) носила необыкновенный „лиловый“ бант… Во время поездки в Кунцево („Юность“, гл. 21) Николенька видел залегшую над березняком „тяжелую лиловую тучу“…
Поверхность реки, на которую так любил смотреть Николенька („Юность“, гл. 32), бывала часто „лиловатой“…
„Разлапистый репейник с неестественно лиловыми колючими цветками грубо растет выше малины“ (там же, гл. 32).
„Дым, поднимаясь чаще и чаще, расходился быстро по линии и сбился, наконец, в одно лиловатое, свивающееся и развивающееся облако“ („Сев. в авг.“, гл. 24).
„Кудрявые кусты сирени кое-где как будто были посыпаны сверху чем-то белым и лиловым“ („Сем. сч.“, ч. 1, гл. 2).
Во время венчания Катя стояла „в чепце с лиловыми лентами“ (там же, гл. 5).
В „Войне и Мире“:
Старик Болконский „лежал высоко на спине с своими маленькими костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками руками на одеяле“ (т. III, ч. 2, гл. 8).
„Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги“ (IV, 3, 13).
Собаченка, с которой не расстается Платон Каратаев, — „лиловая“ (и это Толстой повторяет несколько раз).
Перед сражением у Красного небо было „черно-лиловое“.
Перед Островной на восходе гнались ветром „сине-лиловые“ тучи.
Перед Тарутином стояла ночь „с черно-лиловатыми тучами“.
Графиня Безухова носила „темно-лиловое платье“.
Кн. Андрей во время своей поездки в Рязанские имения видел, как по дороге из-под листьев вылезала трава и цветы, и цветы эти были „лиловые“ (т. II, 3, 1).
На углу Поварской Пьер увидел женщину армянского типа, которая „в своем богатом атласном салопе и ярко-лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег“ (III, 3, 34).
„Молодая, в первый раз ожеребившаяся, вороная Мушка беспрестанно гоготала и, подняв хвост, фыркала на своего лиловенького сосунчика“ („Холстомер“, гл. 3).
В „Анне Карениной“:
Во время бала Анна „была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном“ (ч. 1, гл. 22).
„Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла ее непременно в лиловом“ (там же, гл. 22).
„Что это Мари в лиловом, точно черное, на свадьбу“, говорила Корсунская (ч. 5, гл. 5).
По приезде из Москвы Кити „в том темно-лиловом платье, которое она носила в первые дни замужества и нынче опять надела и которое было особенно памятно и дорого ему, сидела на диване“… и т. д. (ч. 5, гл. 15).
Священник, напутствовавший Светлогуба перед казнью, был одет в „лиловую рясу“ („Божеское и человеческое“, гл. 7).
„За старушкой был еще труп мужчины в чем-то лиловом. Цвет этот напомнил что-то Нехлюдову“ („Воскр.“ ч. 3, гл. 27).
Подобно Кити, и жена Толстого С. А. Толстая любила (как она сообщала пишущему эти строки, сравнивая факты, рассказанные в „Анне Карениной“, с действительными обстоятельствами жизни) в первые годы после замужества (впрочем, и позже) носить лиловые платья, особенно нравившиеся Л. Н-чу.
В письме к жене в декабре 1864 г. Толстой вспомнил, как он делал предложение С. А. и как она тогда была одета: „…я ужинал перед столом на том самом месте, на котором ты меня ждала, когда я сделал тебе предложение, и так живо я это вспомнил. Я так живо вспомнил и твое испуганное лицо, и твое платье лиловое“… (Письма Л. Н. Толстого к жене, 1913 г., стр. 41).
Эти приведенные данныя (которые можно было бы значительно расширить) заставляют нас признать, что „лиловый“ был у Л. Толстого одним из любимейших эпитетов1).
Ник. Апостолов.
АПД 1. Вот еще ссылочка, где говорится, что лиловый – цвет духовной и жизненной силы, весь из себя мистический и пр.
АПД 2. О! Нашла собачку, которую хозяйка описывает как лилово-подпалую, стоит 30 000 рублей, однако. Наверное, за редкий цвет, потому что собачка страшненькая :))
Правда, у меня на маке виден слабый оттенок лилового, да, но назвать всю собачку лиловой и в голову бы не пришло.
Источник
Если кто помнит, у Платона Каратаева в “Войне и мире” была забавная собачонка, причем лилового цвета:
“6-го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда-то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат-сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.”
Яндекс/картинки по запросу лиловый выдает такой, например цвет:
Очень люблю этот цвет, но собачку такой окраски в жизни мне представить сложно. Если кто видел, расскажите 🙂
Хотя, возможно, “лиловый” здесь как раз означает “отсутствие … определенного цвета”
Интересно, что на тему “Лиловый” цвет в творчестве Толстого”, оказывается, есть целая статья в третьем сборнике “Толстой и о Толстом: Новые материалы” издания 1924-1928 гг., где автор Ник. Апостолов приводит толстовские строчки про лилового коня, лилового жеребенка, а также вспоминает знаменитое “Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла ее непременно в лиловом“.
Цитата из статьи:
Чрезвычайно любопытным примером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был „лиловый“. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами.
Полный текст – под катом.
“Лиловый“ цвет в творчестве Толстого.
Творчество Л. Н. Толстого, отлитое в монументальные словесные формы и богато насыщенное эпическим и лирическим содержанием, хранит в себе необъятные залежи до сих пор неузнанных своеобразных литературных особенностей и излюбленностей. Рвущаяся вперед мысль и речь Толстого, давая простор бесстрашной творческой воле автора, по которой начинали жить самые мельчайшие черточки в его произведениях, охватывала поставленную тему со всех сторон, и потому все слова, произнесенные Толстым, дышат общим счастьем художественной полноты и яркости.
Из этой общей картины творчества Толстого хочется в настоящей заметке извлечь одну маленькую деталь, одну из тех своеобразных излюбленностей, каких так много у Толстого и какая принадлежит к области эпитетологии Толстого. Чрезвычайно любопытным примером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был „лиловый“. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами.
Во время отъезда Николеньки в Москву (в „Детстве“) — во всем воздухе была какая-то пыльная мгла, горизонт был серо-лилового цвета“ (гл. 14). Во время хлебной уборки (там же) плыли „бело-лиловые облака“ (гл. 7). Во время грозы („Отрочество“, гл. 2) надвигавшаяся большая туча была „темно-лиловая.“… Листья выдавались на „лиловом“ фоне (там же).
Бабушка (в „Юности“, гл. 4) носила необыкновенный „лиловый“ бант… Во время поездки в Кунцево („Юность“, гл. 21) Николенька видел залегшую над березняком „тяжелую лиловую тучу“…
Поверхность реки, на которую так любил смотреть Николенька („Юность“, гл. 32), бывала часто „лиловатой“…
„Разлапистый репейник с неестественно лиловыми колючими цветками грубо растет выше малины“ (там же, гл. 32).
„Дым, поднимаясь чаще и чаще, расходился быстро по линии и сбился, наконец, в одно лиловатое, свивающееся и развивающееся облако“ („Сев. в авг.“, гл. 24).
„Кудрявые кусты сирени кое-где как будто были посыпаны сверху чем-то белым и лиловым“ („Сем. сч.“, ч. 1, гл. 2).
Во время венчания Катя стояла „в чепце с лиловыми лентами“ (там же, гл. 5).
В „Войне и Мире“:
Старик Болконский „лежал высоко на спине с своими маленькими костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками руками на одеяле“ (т. III, ч. 2, гл. 8).
„Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги“ (IV, 3, 13).
Собаченка, с которой не расстается Платон Каратаев, — „лиловая“ (и это Толстой повторяет несколько раз).
Перед сражением у Красного небо было „черно-лиловое“.
Перед Островной на восходе гнались ветром „сине-лиловые“ тучи.
Перед Тарутином стояла ночь „с черно-лиловатыми тучами“.
Графиня Безухова носила „темно-лиловое платье“.
Кн. Андрей во время своей поездки в Рязанские имения видел, как по дороге из-под листьев вылезала трава и цветы, и цветы эти были „лиловые“ (т. II, 3, 1).
На углу Поварской Пьер увидел женщину армянского типа, которая „в своем богатом атласном салопе и ярко-лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег“ (III, 3, 34).
„Молодая, в первый раз ожеребившаяся, вороная Мушка беспрестанно гоготала и, подняв хвост, фыркала на своего лиловенького сосунчика“ („Холстомер“, гл. 3).
В „Анне Карениной“:
Во время бала Анна „была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном“ (ч. 1, гл. 22).
„Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла ее непременно в лиловом“ (там же, гл. 22).
„Что это Мари в лиловом, точно черное, на свадьбу“, говорила Корсунская (ч. 5, гл. 5).
По приезде из Москвы Кити „в том темно-лиловом платье, которое она носила в первые дни замужества и нынче опять надела и которое было особенно памятно и дорого ему, сидела на диване“… и т. д. (ч. 5, гл. 15).
Священник, напутствовавший Светлогуба перед казнью, был одет в „лиловую рясу“ („Божеское и человеческое“, гл. 7).
„За старушкой был еще труп мужчины в чем-то лиловом. Цвет этот напомнил что-то Нехлюдову“ („Воскр.“ ч. 3, гл. 27).
Подобно Кити, и жена Толстого С. А. Толстая любила (как она сообщала пишущему эти строки, сравнивая факты, рассказанные в „Анне Карениной“, с действительными обстоятельствами жизни) в первые годы после замужества (впрочем, и позже) носить лиловые платья, особенно нравившиеся Л. Н-чу.
В письме к жене в декабре 1864 г. Толстой вспомнил, как он делал предложение С. А. и как она тогда была одета: „…я ужинал перед столом на том самом месте, на котором ты меня ждала, когда я сделал тебе предложение, и так живо я это вспомнил. Я так живо вспомнил и твое испуганное лицо, и твое платье лиловое“… (Письма Л. Н. Толстого к жене, 1913 г., стр. 41).
Эти приведенные данныя (которые можно было бы значительно расширить) заставляют нас признать, что „лиловый“ был у Л. Толстого одним из любимейших эпитетов1).
Ник. Апостолов.
1) Независимо от автора этой заметки, М. Белинский (И. Ясинский) отметил (в ст. „Гр. Л. Н. Толстой“, в Живописн. Обозрении, 1882, № 1, стр. 6), имея в виду рассказ „Набег“, „пристрастие“ Л. Н. Толстого к лиловым тонам. В рассказе „Набег“, однако, эпитет „лиловый“ не встречается. Ред.
————————–
АПД 1. Вот еще ссылочка, где говорится, что лиловый – цвет духовной и жизненной силы, весь из себя мистический и пр.
АПД 2. О! Нашла собачку, которую хозяйка описывает как лилово-подпалую, стоит 30 000 рублей, однако. Наверное, за редкий цвет, потому что собачка страшненькая :))
Правда, у меня на маке виден слабый оттенок лилового, да, но назвать всю собачку лиловой и в голову бы не пришло.
Источник
16 случайных фактов про великую книгу В этом мае очень модно смотреть телевизор. Нет, не потому что «Евровидение» с Сережкой Лазаревым. Вернее, не только поэтому. Первый канал показывает британскую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир». На своей Родине сериал произвел фурор: впечатлительные британцы, едва кино кончилось, бросились в книжные магазины за романом. По нынешним […]
16 случайных фактов про великую книгу
Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский (Пол Дано, Лили Джеймс, Джеймс Нортон). Кадр из сериала «Война и мир» (2016, официальное промо).
В этом мае очень модно смотреть телевизор. Нет, не потому что «Евровидение» с Сережкой Лазаревым. Вернее, не только поэтому. Первый канал показывает британскую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир». На своей Родине сериал произвел фурор: впечатлительные британцы, едва кино кончилось, бросились в книжные магазины за романом. По нынешним временам мужественный поступок: напомним, в типовом издании целых четыре тома.
Мы верим, что вы-то роман прочли, когда положено — в школе. Но, конечно, много что забыли (не вините себя, таково уж свойство человеческой памяти). Вот вам россыпь фактов о романе, чтобы при случае вы были способны поддержать дискуссию где угодно. Уверены: благодаря сериалу у вас их будет много.
1. В романе Наташа Ростова не слишком привлекательная брюнетка («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка… с своими сбившимися назад черными кудрями…»), что бы там ни изображала блондинка Лили Джеймс в новой экранизации.
2. В браке Наташи и Пьера Безухова родилось четверо детей.
3. Наташа в конце романа — толста, некрасива и не слишком умна. Ничего, кроме семьи, ее уже не интересовало. То есть была такой, какой и должна быть, по мнению Толстого, идеальная русская женщина. А иначе депрессии и потом под поезд (см. роман «Анна Каренина» того же автора).
Пьер Безухов и Андрей Болконский (Пол Дано и Джеймс Нортон). Кадр из сериала «Война и мир» (2016, официальное промо).
4. Изначально роман состоял из шести томов. Позже сам Толстой поделил те же части на 4 тома.
5. В 1918 году в СССР провели языковую реформу, отказавшись от «ятей» и твердых знаков на концах слов. Так роман стал короче на целых 30 страниц.
6. Толстой писал «итти», «притти», «чорт», потому что тогда так было положено.
7. Толстой действительно признавался: «…Я не пишу и писать дребедени многословной вроде Войны я больше никогда не стану. И виноват и ей-богу никогда не буду» (в письме Афанасию Фету в 1871 году). Но это не значит, что он свой роман не любил и относился к нему легкомысленно. Стал бы он тогда переписывать его восемь раз и умолять того же Фета поскорее прочесть и высказать свое мнение.
8. Писатель просил своего издателя Каткова избегать в отношении «Войны и мира» слова «роман»: «сочинение это не есть роман и не есть повесть и не имеет такой завязки, что с развязкой у нее уничтожается интерес. Это я пишу вам к тому, чтобы просить вас в оглавлении и, может быть, в объявлении не называть моего сочинения романом. Это для меня очень важно, и потому очень прошу вас об этом». Катков не послушался и слово «роман» в анонсах все равно напечатал.
9. Первая часть романа вышла под названием «1805 год».
10. Собачонка, которая прибилась к казарме с Пьером и Платоном Каратаевым, была лилового цвета. («6-го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинною, на коротких, кривых ножках, лиловою собаченкой, вертевшеюся около него. Собаченка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда-то в город, и опять возвращалась. Она вероятно никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат-сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собаченку.»)
11. В романе 559 персонажей.
Анатоль и Элен Курагины (Каллум Тернер и Таппенс Мидлтон). Кадр из сериала «Война и мир» (официальное промо).
12. У Толстого полная чехарда с возрастом героев. Взрослеют и стареют они с разной скоростью. Наташа появляется, когда ей 13. Через четыре года ей почему-то не 17, а 16. Сестра Вера сначала старше Наташи на четыре года, а потом вдруг сразу на восемь. Не поверите, но дело не свойствах памяти автора. Искажения времени в тексте преднамеренные. Возраст персонажей -это инструмент, помогающий точнее охарактеризовать их в конкретный момент. В литературе такое случается.
13. Тургенев сначала разнес «Войну и мир» в пух и прах, но позже поменял мнение на противоположное.
14. Перед выпуском первой части романа Толстой признавался в письме Фету, что Тургенева не любит, но мнение коллеги для него очень важно.
15. Впервые книгу экранизировали в России в 1913 году. Это был немой фильм режиссера Петра Чардынина.
16. Все книги Льва Толстого, включая «Войну и мир», можно бесплатно скачать в разных форматах или почитать онлайн на сайте tolstoy.ru.
Лев Толстой. Селфи, 1862. Фото: tolstoy.ru.
Источник