Какого мифологического героя разорвали на части собственные собаки

Какого мифологического героя разорвали на части собственные собаки thumbnail

История персонажа

Актеон — персонаж древнегреческого мифа. Смертный, превращенный в оленя и растерзанный собаками. Трагическая фигура, описываемая в легенде, подверглась божественной каре. А вот причины гибели охотника от версии к версии варьируются.

История создания персонажа

Предание логически разделяется на две части — события, предшествующие гибели героя, и, собственно, ужасная сцена смерти. И если финал легенды во всех источниках идентичен, то описание обстоятельств, к нему приведших, видоизменяется.

Исследователи мифа обратили на это внимание, сделав вывод, что эпизод терзания Актеона собаками первичен. При том мотивирующая часть истории важна в подобном ключевом моменте.

Самые ранние источники происхождения предания относятся к VII–VI векам до н. э. Авторы этих версий — Стесихор и Акусилай Аргосский. В книгах содержится информация, что смертный посмел свататься к возлюбленной Зевса, матери Диониса, за что и был наказан. У Стесихора в роли «палача» выступила Артемида (Диана), а у Акусилая как раз таки верховный бог покарал человека.

Диана и Актеон из набора Метаморфоз ОвидияКартина Диана и Актеон из набора Метаморфоз Овидия

В III веке до н. э. в трудах Каллимаха упоминается история об Актеоне. Эта версия стала самой популярной, ее продолжили Овидий, Гигин, Сенека и Павсаний. Диодор Сицилийский добавил в повествование факт того, что охотник пытался жениться на Диане. При этом сцена с наблюдением за обнаженной богиней отсутствует.

Смысл легенды в разных интерпретациях сводится к тому, что человеку не положено видеть богов. В противном случае ждет неминуемая кара. В греческой мифологии существует несколько сюжетов, затрагивающих эту тему. И в каждом предании финал идентичен — высшие силы, так или иначе, наказывают смертного за попытку стать с ними на одну ступень.

Образ и биография Актеона

Во всех источниках персонаж называют человеком, смертным. Тем не менее у героя есть божественные предки. Будучи сыном Автонии и Аристея, юноша приходится внуком самому Аполлону.

Значение имени молодого человека связано с охотой, любовь к этому занятию воспитал в мужчине кентавр Хирон. Он был талантливым учителем, добрым и мудрым. Среди его благодарных «слушателей» значились Ясон, Ахилл, Орфей и Асклепий.

Актеон вырос умелым охотником. Однажды выехал он с друзьями в леса Киферона. В полдень стало очень жарко, и мужчины решили устроить привал. Юноша же стал бродить в долине в поисках прохлады и воды.

Набрел он на Гаргафию, в которой бурно цвели пихты, платаны и кипарисы. Услышал парень журчание ручья и поспешил к спасительному источнику. А на склоне горы обнаружил грот, обвитый зеленью.

Не знал смертный, что в этом месте часто отдыхала Артемида. Когда он приблизился, то стал невольным свидетелем картины омовения богини. Она отдавала лук и стрелы нимфам, снимала сандалии, чтобы искупаться.

Фонтанът на Диана и Актеон
source: https://www.panoramio.com/photo/42247371

Опубликовано Обиколи света с нас! Пятница, 26 октября 2012 г.

Скульптура Диана и Актеон

Нимфы увидели человека и закричали, пытаясь прикрыть собой Артемиду. Актеон не мог пошевелиться, с изумлением наблюдая за женщиной невиданной красоты. Богиня разгневалась, что ее покой нарушили, и решила наказать смертного.

В следующее мгновение почувствовал юноша неладное. На голове стали расти рога, а тело покрылось густой шерстью. Хотел он взмолиться о пощаде, но упал на четвереньки, увидев собственные копыта. Так охотник превратился в оленя и мог только мычать.

Слезы покатились из его глаз, но вернуть уже ничего нельзя было. Диана крикнула, что теперь он может идти и рассказать всем, что узрел ее без одежды. Однако далеко несчастному герою уйти не удалось.

Актеон услышал лай и бросился бежать по ущельям Киферона, преследуемый собаками. Он несся со скоростью света, пытаясь избежать мучительной гибели.

Но натренированные псы настигли собственного хозяина и впились в его тело. Рассвирепевшие гончие, опьяненные запахом крови, разорвали юношу в образе оленя на части. А подоспевшие на лай другие охотники только порадовались такой добыче.

Так и погиб несчастный смертный, осмелившийся узреть красоту богини.

Актеон в культуре

Сцены из древнегреческой легенды нашли воплощение в античной пластике, вазописи и помпейских фресках. Позднее предание проникло в европейское искусство. Изначально это были иллюстрации к Овидию, затем полотна знаменитых живописцев — Бассано Якопе, Доменикино, Рембрандта, Делакруа и других художников.

Миф лег в основу трагедии древнегреческого драматурга Эсхила. В произведении Актеон похвастал своими талантами, объявив, что он намного лучше в охоте, чем сама Артемида. За такие речи юноша и был наказан, превращенный в оленя и растерзанный собаками. Текст трагедии Эсхила «Лучницы» практически утрачен, удалось восстановить лишь небольшие фрагменты.

Кроме того, герой стал центральным персонажем в трагедиях Иофонта Афинского, Клеофонта и Фриниха. В этих произведениях описываются немного другие причины гибели юноши. Так, поводом для гнева богов становится то, что обычный человек вздумал жениться на Семеле — возлюбленной самого Зевса. Карателем же выступила Диана, которая накинула на смертного шкуру оленя.

Иван Прокофьев “Актеон, преследуемый собаками” 1785
Собрание Государственной Третьяковской галереи

Опубликовано Кириллом Зимогорским Воскресенье, 19 августа 2018 г.

Иван Прокофьев – скульптура “Актеон, преследуемый собаками”

Описание мифа стало популярно в живописи в XVI–XVII веках. Наиболее известны работы итальянского художника Тициана — картины «Актеон наблюдает за купающейся Артемидой» и «Смерть Актеона».

Сам момент побега героя из грота запечатлел Франческо Альбани. А Жан-Леон Жером на своем полотне изобразил испуганных нимф, которые заметили, что за ними наблюдает человек.

Среди скульптур известен фонтан в итальянском парке в Казерте. Композиция состоит из 2 частей. Справа — разгневанная Диана среди помощниц. Слева — сам мифологический персонаж, уже изображенный получеловеком-полуоленем. Его окружают охотничьи псы, некоторые из них уже бросаются на добычу, не узнавая хозяина.

Работа русского художника Ивана Петровича Матроса представлена в Петродворце. Эта скульптура из бронзы также изображает мифологического героя, который тянется к стрелам.

Самостоятельную жизнь обрело па-де-де Дианы и Актеона за авторством советской артистки балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Она использовала в работе музыку из «Царя Кандавла», руководствуясь постановкой Мариуса Петипа.

Интересные факты

  • Собаки, растерзавшие хозяина, по некоторым версиям «вознеслись на небо», превратившись в созвездие Малого или Большого Пса.
  • После смерти охотника его наставник, кентавр Хирон, воздвиг в честь погибшего воспитанника статую.
  • Именем мифологического персонажа назвали несколько королевских кораблей ВМФ Великобритании.

Библиография

  • VI–V век до н. э. — «Актеон»
  • V–IV век до н. э. — «Лучницы»
  • I век н. э. — «Метаморфозы»

Источник

Не только кошкам поклонялись люди. Еще задолго до того, как собаки стали верными друзьями человека, отношение к ним было весьма неоднозначным, их и богами считали и исчадиями ада.

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

Собака с давних времен находится рядом с человеком, и именно поэтому, о собаке сложено много мифов и легенд. Взаимодействию природы и животных с древних времен, человеком всегда, уделялось особое внимание. У людей были свои тотемные животные, наделенные различными способностями, и среди них было много волков – собак, которые символизировали такие качества, как верность, мужество, храбрость, бесстрашие. Люди всегда верили в то, что собаки могли предчувствовать беду, природные катаклизмы, связь собак с умершими людьми и потусторонним миром. “Нечистой” собаку стали считать только за то, что по старинным поверьям в собак перевоплощались колдуны и ведьмы. Зороастрийцы считали, что собаку сотворил Бог мудрости – Ахура Мазда для борьбы со злыми духами.

В мифах собака сопровождает либо человека, либо Богов.

Анубис в Древнем Египте Бог Инпу (Анубис по-гречески).

Анубис – человек с головой собаки, в мифологии он провожает людей в Царство мертвых, являясь проводником душ в зал судилища, для взвешивания сердца, которое является символом души.

Анубис

Когда умерший человек оказывался у ворот Царства мертвых, он поклоном приветствовал Бога Царства мертвых – Анубиса. О, величайший среди богов загробного мира! Я пришел к тебе, господин мой! – говорил умерший. Бог Царства мертвых ведет египтянина в зал суда, где будет взвешиваться его сердце. Они идут по огромному залу, где колонны обвиты живыми змеями, подходят к чертогу истины, так называется зал суда, где будет взвешиваться сердце умершего, здесь будет определено, как человек прожил свою жизнь. В зале стоят весы, на одну чашу весов кладется сердце, на другую чашу весов кладется фигурка богини справедливости, которая по весу равна весу перышка. Если душа умершего не была отягощена злыми делами, то перышко ее не перевесит. Земная жизнь считается праведной и оглашается приговор. ” Душа непорочная и сердце его доброе и чистое”. Тело отдается Анубису. Это означало, что умерший достоин воскрешения и душа его отправится в Райские сады, а тело будет забальзамировано. Считалось, что именно Анубис изобрел способ мумификации и был непревзойденным мастером, поэтому жрец при работе с телом одевает маску собаки.

В городе Каса собак считали священными животными и почитали их. Этот город греки назвали киноплем, что означало “город собак”, и именно поэтому это был священный город, город поклонения Анубису. Убийство священной собаки из этого города, могло спровоцировать войну.

Мумия умершей собаки

Когда семью египтян постигало несчастье в виде смерти собаки, то семья погружалась в траур, а умершую собаку подвергали бальзамированию и хоронили на специальном кладбище.
В долине Гиза рядом с  от пирамидой Хеопса археологами была найдена табличка с выбитой на ней надписью «Абутью, охранник владыки».

Цербер

Цербер.

Это огромный злобный пес с тремя головами, драконьим- змеиным хвостом, который стоял на страже входа в загробное царство Аида, Гекаты, Персефоны в греческой мифологии. Чтобы душа умершего смогла войти в ворота Царства мертвых, она должна была принести дары для Цербера, мед и ячменное печенье. Он охранял царство мертвых от живых людей, которые приходили, чтобы спасти души своих возлюбленных. Трава, на которую попадала слюна Цербера становилась ядовитой и ее использовали маги в своих ритуалах.

Цербер

Упоминается Цербер не только в мифах Греции и Средиземноморья, но и на Тибете нашли тканевое панно с его изображением.

Гекату – Богиню Луны, приведений и сумрака, всегда сопровождала свора собак.

Двухголовый пес, брат Цербера – Орф

Орф

 Об этом псе мы можем прочитать в мифах о подвигах Геракла. Хозяином Орфа был трехголовый великан с шестью ногами и руками. Орф, двухголовый пес со змеей вместо хвоста. Этот пес, был не только охранником острова, где паслись коровы Гериона, но и помогал пастуху великану Эвритону пасти коров.

Орф, брат Цербера

Гадес всемогущий Бог Царства мертвых. Его собаки, это олицетворение опасности сумеречного времени, когда темные, враждебные силы набирают мощь.

Гермеса, как посланника Бога и охотника Ориона в мифах всегда сопровождает пес Сириус.

Артемиду  – охотницу и покровительницу леса и диких животных, ее тоже сопровождает собака.

В древнем Риме собака была божественным хранителем владений и жилищ, их изображали на фресках возле очага.

Скандинавского Бога Одина сопровождали два северных волка, они были не только охранниками, но и советчиками. Клички их, Гари и Фреки. Когда Бог Один отправляется в поход за душами людей, волки бежали впереди и разведывали дорогу. Эти волки олицетворяют символ верности, мудрости и крепкую связь между братьями.

Фригг, жена Одина, была богиней Мира и Космического порядка, её колесница была запряжёна собаками.

Один

В скандинавских мифах вход в Царство мертвых защищает четырехглазый пес -Гарм.

Такой четырехглазый пес есть не только в скандинавской мифологии, но в древнеиндийской мифологии, он тоже охраняет вход в Царство мертвых.

Фенрир – огромный и очень сильный волк, в скандинавской мифологии.

Фенрир был настолько огромен, что перешагивал озера и горы.

Хати и Сколь – сыновья Фенрира Волки, преследующие Соль и Мани». Картина Джона Доллмана(1909).

В мифологии скандинавов волк Хати, каждую ночь пытается проглотить луну, когда он приближается близко к луне наступает лунное затмение.

В кельтской мифологии собаки сопровождали не только Богов войны и охоты, но и Бог -целитель Ноденс, тоже появлялся в сопровождении пса. Его пес был известен тем, что как только он омывался в ручье, вода в ручье превращалась в вино и молоко.

Древняя славянская мифология тоже имеет своего крылатого пса, в которого мог превращаться Бог Солнца Семарг, который символизировал летнее солнцестояние, он же является и Богом Войны.

Крылатый пес – симуран

Симуран это воплощение Бога Древней Руси. В одних мифах он собака, в других, он волк. Они чтут семейные ценности, своих предков, всегда отстаивают правду. Они всегда приходят на помощь, когда его просят о помощи. Он приносит людям добро и хороший урожай.

В славянской культуре существует красивая легенда о том, как этот пес получил крылья от Бога для защиты людей.

Боги хотели покарать людей, но обычный дворовый пес, с невероятной силой запрыгнул на небо, чтобы заступиться за людей. Боги не стали наказывать его за дерзость, а наоборот подарили ему крылья, чтобы он и впредь должным образом мог выполнять эту функцию.

Собаки сопровождают богов и в древней Индии.

Китайского Бога- медицины Вэй-Шан-Цзюнь сопровождала маленькая собачка по кличке Черный Дракон.   

В буддизме  почитают Священного льва, а так как там нет львов то были выведены такие породы собак, как пекинес, лхаса апсо, ши-тцу, чау-чау, напоминающие своей внешностью миниатюрных львов. Изображений этих собак много в храмах, изображения Священного льва устанавливают перед входом в храмы.

В мифологии Майя, в образе собаки несущей факел, олицетворяется гроза.

 Если посмотреть на небо, то мы непременно увидим несколько крупных созвездий звездных псов, которые несутся по небосклону.
Созвездие Волопас, представляет собой старца. В одной руке он держит посох, а в другой руке у него поводок. На поводке он держит пару быстроногих собак, известных как Гончие Псы.

Еще одно созвездие звездных псов сопровождает мифического охотника Ориона.

На ночном небосклоне есть еще одно созвездие Большого Пса.  В него входит Сириус — ярчайшая звезда ночного неба.

На ночном небосклоне виден Большой Пёс. Расположение звезд в этом созвездии напоминает фигуру собаку.

Египтяне считали собаку священным животным,за связь с  Сириусом.

В переводе с латыни собака переводится как ” канис”, а маленькая собака переводится, как каникула. Жаркий период года, начинается, тогда, когда на небосводе появляется собачья звезда Сириус, отсюда и пошло название летнего периода года, как каникулы. В последствии так и пошло, период отдыха стали называть каникулами независимо от времени года.  

Лелап(Лайлапс, др.-греч. «ураган») — Чудесный пёс, от которого не мог убежать ни один зверь.

Пес Лелап (ураган), он был настолько стремителен, что от него не могло убежать ни одно животное. В последствии Зевс поместил его изображение на небо в созвездие гончих псов.

Еще одну собаку Зевс поместил на небо за ее преданность и верность хозяину. Майра была собакой Эригоны, любившей Бога вина Диониса. Отец Эригоны предложил пастухам испить виноградного вина, выпив вина и опьянев, пастухи подумали, что старик решил их убить и поэтому отравил их. От злости они убили старика и закопали. Но собака нашла где его захоронили. Эригона от горя повесилась, а собака утопилась в ручье, бросившись в воду. За верность и преданность Зевс поместил её на звездное небо.

В созвездии изображены две гончие собаки Астерион и Хара, ведомые Волопасом.

В ирландии, существует поверье, что если слишком рано начать оплакивать умершего, то гончие псы могут унести его душу раньше чем он простится со всеми.

В древности существовали поверья, что души умерших могли быть переселены в тело собаки, поэтому к собакам относились с добром и любовью.

Вой собаки по ночам, очень часто вызывал суеверный страх, это считалось предзнаменованием чего – то очень плохого, или смерти человека.

Существовали мифы, что некий черный пес, мог предсказать смерть в том доме, вокруг которого он обежит трижды, и ляжет у его ворот.

Древние цивилизации продолжали развиваться, эпоха древности подходила к концу, но место собаки продолжало оставаться рядом с человеком и переходило из мифов в легенды. Неся людям верность, любовь и бдительность, собака, была его верным спутником.

Источники:

https://www.syl.ru/article/364360/chto-takoe-tserber-v-mifologii

https://ru.wikipedia.org/wiki/Собака https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Мифические_волки_и_собаки https://wolcha.ru/1691-sobaki-v-mifah-i-legendah.html https://www.zooprice.ru/dog/friends/sobaki-v-mifakh…-drevnikh-tsivilizatsiy-1.html

Источник