Какой год собака на сене
Фильм был снят в 1977 году, а советский зритель увидел его 1 января 1978 года, 40 лет назад.
До 1955 года Ян Фрид занимался документалистикой. Однако режиссер не оставлял своей мечты когда-нибудь снять хороший музыкальный фильм, с хорошим актерским составом, с красивыми костюмами. В 1955 году ему наконец-то удается осуществить эти задумки: его утверждают режиссером фильма по пьесе Шекспира “Двенадцатая ночь” с Кларой Лучко в главной роли. Фильм, однако, не оценили чиновники – они посчитали такую “легкомысленную” картину вредной для советского зрителя, и, хотя ленту и пустили к показу, вышло распоряжение Фриду больше денег на такие фильмы не давать и вообще не допускать его до съемок. 9 лет режиссеру не давали работать, затем со скрипом вышел еще один комедийный фильм, на этот раз “правильный”, рассказывающий о жизни советской молодежи – “Весенние хлопоты”. И наконец, спустя 12 лет Фриду разрешили снять костюмированный фильм “Зеленая карета” о жизни актрисы Варвары Асенковой. Фильм имел успех, принес прибыль и Фриду дали зеленый свет для дальнейшей работы над музыкальными костюмированными комедиями. Во многом положение спасло то, что средства выделяло не Госкино, а творческое объединение “Экран”, у которого была задача к каждому государственному празднику выдавать по премьере. Так в послужном списке Фрида появятся “Благочестивая Марта”, “Сильва”, “Летучая мышь”, “Дон Сезар де Базан”. Но сначала будет “Собака на сене”.
Съемки по комедии Лопе де Вега проводились в Ливадийском дворце. Съемочная группа вела себя вполне достойно – ничто из интерьеров не пострадало. В отличие от костюмов: Боярский в самом начале съемок нечаянно наступил на подол длинного платья Тереховой, юбка на глазах всей группы плюс толпы экскурсантов оторвалась, открыв вид на стройные ножки актрисы. Понятное дело, остаток дня прошел весело.
Костюмы, кстати, тогда обходились дорого и их старались использовать по максимуму. Кожаный жилет графа Рикардо потом достанется Атосу, а черное платье графини, украшенное ромбовидной вышивкой с жемчужными висюльками появится еще и в “Трех мушкетерах” на миледи, и в “Благочестивой Марте” на донье Инес.
Отношения между Тереховой и Боярским не складывались. Маргарита Борисовна видела сюжет по-своему, Михаил по-своему. Добавьте еще и режиссера, у которого была собственная точка зрения. Страсти кипели нешуточные. Однако, это ничуть не мешало рабочему процессу, а наоборот, помогало – часть этой войны актеры перенесли на экран, придав отношениям главных героев вполне ощутимую энергию ненависти.
Кстати говоря, Боярскому изначально была уготована роль маркиза Рикардо, а на роль Теодоро пробовались Олег Янковский и Олег Даль. Фрид решил рискнуть и взял на эту роль Боярского, но горько об этом пожалел: после первых съемочных дней стало ясно, что молодой актер не справляется с ролью. Настолько не справляется, что Фрид хотел отстранить его от съемок, а Боярскому понадобился валидол. Но тут внезапно на его защиту встала Терехова. Она настояла на том, что бы Михаилу дали шанс. И оказалась права.
Картина была отснята, казалось, все складывалось удачно, но принимающая комиссия едва не отправила фильм на полку и кто бы мог подумать – из-за чего? – из-за песен Тристана! Помните?
Ты мне друг и ты мне брат –
Собутыльник. Не сердись, коль дам под за…
Подзатыльник!
Я по женской части – ух! –
Теоретик!
Очень уважаю шлю… Шлю приветик!
А еще вот это:
Как-то раз пришел монах к монашке,
Собирался поиграть с ней в шашки.
А монашка, как кремень:
Hыне, отче, постный день!
Старый повар молодую женку
До смерти ревнует к поваренку.
Ой, поклястся в том могу,
Он готовит мне рагу!
Полюбилась мяснику блондинка
Ах, – сказал, – отменная грудинка!
А потом сказал смелей:
Замечательный филей!
Ай-яй-яй! Ай-яй-яй!
Замечательный филей!
” В советской картине такого безобразия быть не может!” – заявили чиновники. Яну Фриду пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять свой шедевр.
Несмотря ни на что, фильм стал любимым у нескольких поколений. Его показ по телевидению всегда воспринимался как праздник. И даже сейчас, спустя 40 лет, показ картины по телевидению воспринимается как праздник.
Источник
Культовой музыкальной комедии режиссёра Яна Фрида «Собака на сене» в 2018 году исполняется 40 лет.
Премьера картины состоялась 1 января 1978 года. Сразу после выхода в прокат фильм «Собака на сене» стал настоящим народным хитом. По телевизору его часто показывали на праздники, в том числе и на Новый год. EG.RU предлагает вспомнить эту ленту, её персонажей, а также узнать, как изменились артисты, которые сыграли в комедии главные роли за прошедшие десятилетия.
В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ ПРОКЛОВА ИСЧЕЗЛА С ЭКРАНА И ПОЯВИЛАСЬ В БОЛЬШОМ КИНО СНОВА ЛИШЬ В 2001 ГОДУ, СНЯВШИСЬ В КАРТИНЕ ДМИТРИЯ АСТРАХАНА «ЖЁЛТЫЙ КАРЛИК». СЕЙЧАС АКТРИСА, КОТОРАЯ В СВОИ 64 ГОДА ВЫГЛЯДИТ ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНО, СОСРЕДОТОЧЕНА НА СВОЕЙ РАБОТЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM
АКТРИСА ТЕРЕХОВА ПОСТОЯННО ПЕРЕЧИТЫВАЛА ПЬЕСУ ЛОПЕ ДЕ ВЕГИ, КОТОРАЯ ЛЕГЛА В ОСНОВУ КАРТИНЫ, И ПОСТОЯННО СПОРИЛА С РЕЖИССЁРОМ — 35-ЛЕТНЯЯ АКТРИСА ОЧЕНЬ ХОТЕЛА СЫГРАТЬ СВОЮ ГЕРОИНЮ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАМЫСЛОМ ДРАМАТУРГА. ФОТО: МАРГАРИТА ТЕРЕХОВА В РОЛИ ДИАНЫ (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)
С СЕРЕДИНЫ 90-Х МАРГАРИТА БОРИСОВНА В КИНО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СНИМАЕТСЯ. В 2005 ГОДУ ОНА СЫГРАЛА ГЛАВНУЮ РОЛЬ В СВОЁМ СОБСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ «ЧАЙКА», А В 2014 ГОДУ АКТРИСА СНЯЛАСЬ В ЛЕНТЕ МИХАИЛА КОСЫРЕВА-НЕСТЕРОВА «ПОЕЗДКА К МАТЕРИ». ФОТО: СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ/ИТАР-ТАСС
ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕМЬЕРЫ ФИЛЬМА БОЯРСКОМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 27 ЛЕТ. МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ НЕ ОТСТАВАЛ ОТ СВОЕЙ КОЛЛЕГИ ТЕРЕХОВОЙ. ЕГО ТАКЖЕ НЕ УСТРАИВАЛИ НЕКОТОРЫЕ РЕШЕНИЯ ЯНА ФРИДА ОТНОСИТЕЛЬНО СЕКРЕТАРЯ ТЕОДОРО, КОТОРОГО ОН ИГРАЛ. ФОТО: МИХАИЛ БОЯРСКИЙ В РОЛИ ТЕОДОРО (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)
БОЯРСКИЙ ДО СИХ ПОР С БОЛЬШИМ ТЕПЛОМ ВСПОМИНАЕТ РОЛЬ В «СОБАКЕ НА СЕНЕ». В ДЕКАБРЕ 2017 АКТЕРУ ИСПОЛНИЛОСЬ 68 ЛЕТ. ФОТО: СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ/ТАСС
ДЖИГАРХАНЯН ГОВОРИТ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ ГОЛОСОМ ИГОРЯ ЕФИМОВА (АКТЁРА, КОТОРЫЙ ОЗВУЧИВАЛ ГЕРОЯ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА В КАРТИНЕ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»), А ПОЁТ ЗА НЕГО МИХАИЛ БОЯРСКИЙ. ФОТО: АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН В РОЛИ ТРИСТАНА (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)
В 2017 ГОДУ ИМЯ АРМЕНА БОРИСОВИЧА ОЧЕНЬ ЧАСТО ПОЯВЛЯЛОСЬ В НОВОСТЯХ ИЗ-ЗА ГРАНДИОЗНОГО СКАНДАЛА, КОТОРЫЙ РАЗРАЗИЛСЯ В ЕГО СЕМЬЕ. ЭТИ СКЛОКИ ПОДОРВАЛИ ЗДОРОВЬЕ 82-ЛЕТНЕГО АРТИСТА. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM
МЮЗИКЛ «СОБАКА НА СЕНЕ» СТАЛ ПЕРВЫМ ФИЛЬМОМ, В КОТОРОМ НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ ЗАПЕЛ. ФОТО: НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ В РОЛИ МАРКИЗА РИКАРДО (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)
2005 ГОД РАЗДЕЛИЛ ЖИЗНЬ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА НА «ДО» И «ПОСЛЕ» — ОН ПОПАЛ В СТРАШНУЮ АВТОМОБИЛЬНУЮ КАТАСТРОФУ И ПОЛУЧИЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНУЮ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВУЮ ТРАВМУ, КОТОРАЯ ЛИШИЛА ЕГО РЕЧИ. РАБОТАТЬ ПОСЛЕ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ КАРАЧЕНЦОВ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ МОЖЕТ. ОСЕНЬЮ 2017 ГОДА СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО 73-ЛЕТНИЙ АРТИСТ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЕН. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM
ПРОКЛОВОЙ БЫЛО 25 ЛЕТ, КОГДА ОНА СНЯЛАСЬ В КАРТИНЕ «СОБАКА НА СЕНЕ». К ТОМУ МОМЕНТУ ЕЛЕНА ИГОРЕВНА БЫЛА УЖЕ ИЗВЕСТНОЙ АКТРИСОЙ — ЗА ЕЁ ПЛЕЧАМИ БЫЛО ОКОЛО ДЕСЯТКА ЗАМЕТНЫХ РОЛЕЙ В КИНО. ФОТО: ЕЛЕНА ПРОКЛОВА В РОЛИ МАРСЕЛЫ (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)
В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ ПРОКЛОВА ИСЧЕЗЛА С ЭКРАНА И ПОЯВИЛАСЬ В БОЛЬШОМ КИНО СНОВА ЛИШЬ В 2001 ГОДУ, СНЯВШИСЬ В КАРТИНЕ ДМИТРИЯ АСТРАХАНА «ЖЁЛТЫЙ КАРЛИК». СЕЙЧАС АКТРИСА, КОТОРАЯ В СВОИ 64 ГОДА ВЫГЛЯДИТ ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНО, СОСРЕДОТОЧЕНА НА СВОЕЙ РАБОТЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM
АКТРИСА ТЕРЕХОВА ПОСТОЯННО ПЕРЕЧИТЫВАЛА ПЬЕСУ ЛОПЕ ДЕ ВЕГИ, КОТОРАЯ ЛЕГЛА В ОСНОВУ КАРТИНЫ, И ПОСТОЯННО СПОРИЛА С РЕЖИССЁРОМ — 35-ЛЕТНЯЯ АКТРИСА ОЧЕНЬ ХОТЕЛА СЫГРАТЬ СВОЮ ГЕРОИНЮ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАМЫСЛОМ ДРАМАТУРГА. ФОТО: МАРГАРИТА ТЕРЕХОВА В РОЛИ ДИАНЫ (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)
Андрей Иванов для eg.ru
Источник
Добавить в Избранное
Пьесу Лопе де Веги «Собака на сене» (1618 г.) экранизировали два раза. В СССР в 1977 году Ян Фрид снял по ней лирическую музыкальную комедию. А испанка Пилар Миро вернула классика своим соотечественникам в 1996 году.
«Венец творенья, дивная Диана»
Ян Фрид сумел снять картину, которая с момента своего выхода — 1 января 1978 года — стала любимой для многих наших соотечественников. Снимать в те годы телефильм (с небольшим бюджетом) о Неаполе 1610-х времен владычества Испании было нелегко. Историк моды Александр Васильев справедливо упрекает фильм в «антиисторичности» декораций и костюмов и отсутствии единого стиля, считая, что художникам неоткуда было почерпнуть знания об истории костюма и материального мира, да и не на что было бы воплотить аутентичный художественный мир. А вместо крымской Ливадии снимать Яну Фриду надо было на дружественной Кубе.
Кроме того, испанскую женскую моду конца XVI- начала XVII вв трудно назвать привлекательной. Наглухо закрытое платье с воротником раф и удлиненная талия с острым шнипом, жесткая каркасная юбка — не от наряд, в котором может привлечь внимание зрителя главная героиня кино. Отсюда у Дианы и декольте, открывающее плечи, и более мягкий силуэт юбки (такая мода была более приемлема в странах с менее строгими нравами). А отсутствие корсета и тельной рубахи — это мелочи, к которым могут придираться лишь суровые знатоки.
Тем не менее Татьяне Евгеньевне Острогорской, художнику по костюмам, удалось сделать специально для фильма несколько блестящих костюмов. Не будем строго судить об их историчности, в целом они очень условно стилизованы под барокко, и с учетом дефицита материалов, были великолепны для своего времени.
Татьяна Евгеньевна Острогорская
У Дианы де Бельфлор (судя по имени, она очевидно француженка) в исполнении Маргариты Тереховой 6 смен костюмов. Сначала она предстает перед нами в серебристом парчовом пеньюаре с удлиненными рукавами.
Затем появляется в бархатном платье с золотым рисунком и золотистой вставкой («стомак»), на голове у нее гребень и белое кружевное покрывало («мантилья»). Само платье в фильме кажется почти черным (только на свету отливая синим), вживую же оно ярко-синее.
Испанская мантилья на француженке, живущей в Неаполе. И не такое бывает.Фото с выставки Ленфильма. Источник
«Редкий синий бархат достали у антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини — вставка на груди. «Ее скроили из головного убора католического монаха, — рассказывает начальник цеха подготовки съемок „Ленфильма“ Елизавета Пахомова. — Убор попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов. Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма». (Источник)
В другом издании головной убор католического монаха превратился в кокошник. Можно еще сравнить вышивку на платье Тереховой с нижегородскими платками-«головка». Сходство характерных «бантиков», винограда, листиков и цветочков очевидно. Это сравнение нам подсказал художник по костюмам Дмитрий Андреев, также эту версию приводят тут.
Иллюстрация из книги: Дурасов Г.П. (сост.) Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, М., 1990
Изюминкой ослепительно-блестящего серебристого платья стали двойные рукава и золотистая отделка корсажа (также в виде стилизации под «стомак»).
Оба этих платья можно увидеть в фильме «Ослиная шкура» (1982), на девушках, которые пришли примерить кольцо принца в надежде стать его невестой. Также в очереди есть девушки в платье Маргариты Тереховой из «Благочестивой марты» и Марины Нееловой из «Старой старой сказки» (и, почти наверняка, и многих других фильмов).
Распашное красное платье с золотистой вставкой в форме перевернутого сердца символично одето на Диане в кульминационном эпизоде ее отношений с Теодоро — графиня надавала пощечин своему секретарю.
«Помню, наш художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса. Мы в то время все жили как-то по-нищенски, а тут… Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани…»
Маргарита Терехова, источник
Дмитрий Андреев, художник по костюмам в кино, говорит, что этот огромный белый воротник сделан из старинного воротника эпохи модерн (конец XIX-нач XX вв), посаженного на капрон сито для жесткости.
В сцене прощания на Диане бархатное платье, декорированное жемчужинами, его особенностью стали жемчужные бусы закрепленные на спинке платья.
Эскиз Т.Е. Острогорской. Источник ЦГАЛИ СПб
«„Ленфильм“ — это же великое место, где из ничего могут сделать все. Эти роскошные костюмы вообще-то не стоили таких гигантских денег, на которые выглядят. Мои длинные волосы укладывались в прическу — никаких париков не использовали, все максимально естественно».
Маргарита Терехова «Из первых уст»
Это же платье носит донья Инес (Екатерина Райкина) в фильме «Благочестивая Марта» (1980) все того же Яна Фрида и той же Татьяны Острогорской. Но в фильме его украсили воротником-рафом и передником. Кстати, в «Благочестивой Марте» платье выглядит коричневым, в то время как в «Собаке на сене» оно кажется черным.
Донья Инес — Екатерина Райкина, «Благочестивая Марта»
Это же платье (уже без передника и воротника-рафа) можно с лупой разглядеть в массовке в фильме «Дон Сезар де Базан» (1989, режиссер и художник по костюмам те же).
«Дон Сезар де Базан»
Финальное белое платье с бертой (кружевной пелериной) и баской замечательно гармонирует с белым костюмом Теодоро.
На роль Дианы пробовали Людмилу Чурсину и Ирину Мирошниченко, но в итоге утвердили Маргариту Терехову.
Фотопроба Людмилы Чурсиной. Фото — ЦГАЛИ СПб
Такое ощущение, что на пробах на Мирошниченко одели парик Марселы. Фото — ЦГАЛИ СПБ
Фото — ЦГАЛИ СПБ
На съемках у Тереховой были постоянные споры с режиссером.
«Первоначально нам давали установку играть совсем иначе, фильм „Собака на сене“ должен был быть просто развлекательной комедией. Как напоминание о том первоначальном варианте — нелепые частушки, которые распевает Тристан — герой Джигарханяна. Но для меня в этой истории главными были отношения мужчины и женщины….Мы с Мишей Боярским, взяв книжку с комедией „Собака на сене“, прямо на площадке стали искать живые, человеческие отношения»
Маргарита Терехова «Из первых уст».
Оба актера сами разрабатывали собственные мизансцены. К примеру, Фрид хотел, чтобы пощечины были легкими, но Терехова решила играть по-настоящиму. Она так отхлестала Боярского, что у актера из глаз брызнули слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», — рассказывал позже актер. Но такое страстное прочтение мизансцены в итоге убедило Фрида.
«Золушка». Мужской вариант
Михаил Боярский называет фильм «продолжением Золушки», хотя скорее ее можно назвать мужским вариантом сказки. В основу пьесы легла история из жизни самого Лопе де Вега, но у нее был отнюдь не счастливый финал.
Первоначально Боярского взяли на роль маркиза Рикардо, а на Теодоро рассматривался Олег Даль, Олег Янковский и Гирт Яковлев. Но затем предложили роль Боярскому. Первые дни съемки не задались, актер, на 7 лет моложе своей более опытной партнерши, робел перед ней. Фрид даже хотел снять его с роли, но Терехова отстояла Боярского.
«Но это была действительно самая первая его большая роль, поэтому, наверное, он немножечко растерялся. Но я видела, насколько он аристократичен, и настояла, чтобы Мише Боярскому позволили сняться до конца в роли Теодоро».
Маргарита Терехова, «Из первых уст»
Фотопроба Михаила Боярского на роль Рикардо. Фото — ЦГАЛИ СПбФотопробы Гирта Яковлева на роль Теодоро. Фото — ЦГАЛИ СПбФотопробы Олега Янковского и Людмилы Чурсиной на роли Теодоро и Дианы. Фото — ЦГАЛИ СПб
У Теодоро всего три смены костюма. Основной — лаконичный черный атласный колет с разрезными рукавами, белая рубашка с простым, некружевным воротничком, штаны-бриджи, сапоги и короткий плащ. На фоне разряженных в пух и прах женихов и простых слуг, одетых совсем незамысловато, он, конечно, выделяется. К тому же костюм выгодно подчеркивает стройную фигуру героя (в отличие опять же от костюмов Рикардо и Федерико).
Второй костюм — дорожный. По разным источникам, это костюм, в котором Иннокентий Смоктуновский снимался в «Гамлете» (1964) Григория Козинцева. Честно прошерстив фильм, этого костюма мы у Принца Датского не увидели (возможно, он просто не использовался и сохранился в костюмерной или был в сценах, где Гамлет в плаще и снят со спины). Сам этот костюм у Теодоро выглядит интереснее прежнего: рукава колета из матовой ткани, полы — из темно-серой ткани, с вертикальными вставками, воротник рубашки декорирован черной тесьмой, на груди перевязь с крупной бляхой.
Вот, видимо, куда ушли «2 тысячи эскудо» вместо новых платков. В испанской версии, о которой напишем ниже, после получения этих денег за разбитый нос, Теодоро явно отдает их Тристану, у него красивый новый костюм, а наш Тристан (Армен Джигарханян) весь фильм ходит в старье.
И наконец — третий финальный наряд — белый. Он был сшит специально для роли. Парчовую ткань нашли у перекупщиков, а пуговицы по разным источникам то ли куплены в антикварном магазине, то ли переделаны из запонок. Вокруг фильма сейчас — одни «мифы и легенды».
«Для этого эпизода Татьяна Евгеньевна решила сделать белый парадный пиджак с яркой отделкой, – говорит Боярский. – Сначала мне не понравилось, но потом, когда увидел себя в кадре, понял, что это идеальный вариант» .
Источник
«Она всегда поддерживала артистов, одевала нас и говорила: „Боже,
какая красота! Ничего и играть-то не надо“».
Михаил Боярский о Т.Е. Острогорской. Источник
Белый колет выдали Раулю де Бражелону (Сергей Шнырев) в телефильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1993), а до этого использовали в массовке все в том же фильме «Ослиная шкура». С миру по нитке, телефильму — костюмы. Плащ Теодоро использовала художник по костюмам М.Стручкова в фильме «Сирано де Бержерак» (1989), там его носит Роксана (Ольга Кабо).
«Мушкетеры двадцать лет спустя»
Рауль де Бражелон (Сергей Шнырев) в компании отца, Д’Артаньяна и Портоса.«Ослиная шкура»Роксана — Ольга Кабо, «Сирано де Бержерак»Роксана, «Сирано де Бержерак»
В телефильмах часто используют костюмы из подбора, «Собака на сене» здесь не стала исключением. В то же время для картины было создано и немало костюмов, которые потом использовались для других фильмов. Приведем некоторые параллели.
Сэр Эндрю Эгьючек (Георгий Вицин), «Двенадцатая ночь» и граф Лудовико (Эрнст Романов)
Придворный в «Двенадцатой ночи» и граф Лудовико
Рикардо — Атос (Вениамин Смехов),
«Д‘Артаньян и три мушкетера»
Граф Федерико (Игорь Дмитриев) — дворянин в массовке «Дон Сезар де Базан» Маркиз
Маркиз Рикардо (Николай Караченцев) — один из военных «Ослиная шкура»
Тристан (Армен Джигарханян) — танцор в массовке «Благочестивая Марта»
И да, «жокейская» шапочка Федерико — это чистый восторг!
Икар и Солнце
«Собака на сене» — последняя картина Пилар Миро, большой и амбициозный проект, который дался ей нелегко. Съемки даже в какой-то момент были заморожены, и за время простоя Миро сняла актеров, задействованных на главных ролях (Кармело Гомес и Эмма Суарес) в детективе «Твоё имя отравляет мои сны». Забавно, что в начале 90-х они снялись в трех подряд фильмах Хулио Медема («Коровы», «Рыжая белка», «Земля»).
Картина вошла в десятку популярных фильмов в испанском прокате в 1996, а потом и в 1997 году, получила 12 номинаций на премию «Гойя» и выиграла в семи, в том числе за костюмы, которые делал Педро Морено. С учетом очень небольших изменений в тексте пьесы, фильм рекомендуют к просмотру испанским студентам.
Педро Морено с премией «Гойя»
Фильм снимался в Португалии во дворце маркизов де Фронтейра, и дворцах Синтры и Келуш, и эти декорации во многом определили костюмы. Стены дворцов богато декорированы плиткой с сине-бело-желтым узором. И на этом насыщенном фоне костюмы могли бы просто затеряться. Педро Морено поэтому выбрал исключительно однотонные ткани, сделав практически монохромными костюмы главных героев. В то же время слуги графини, в своих ливреях в тон стен, становились незаметны, будто были продолжением интерьера. А карлик, одетый в тон Дианы, выглядит так, словно он ее аксессуар, вроде сумочки или зонтика.
Для Дианы Морено выбрал очень насыщенные цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, оранжевый (для полного спектра не хватает только зеленого, но его художник отдал Теодоро для финала). Каждый цвет отражает ее настроение в эпизоде: желтый для ревности, красный — для соблазнения и войны (пощечин), синий и фиолетовый — для периодов холодности и расставания. Силуэт ее нарядов в целом выглядит исторично, хотя монохромные ткани, минимум украшений и особенно декольте — это, конечно, не свойственно женской моде эпохи испанского барокко.
Диана в своих ярких нарядах — символ солнца, с которым ее часто сравнивает Теодоро (себе приравнивая к Икару), в своих синих — римская богиня девственности и холодности, Луна (и к этому прочтению тоже есть отсылки в пьесе). Особенно хороша игра с вуалью, она словно и ограждает свою хозяйку от окружения и в тоже время привлекает к ней внимание.
Диана. Эскизы Педро Морено. Источники эскизов здесь и ниже: 1 и 2 и 3
Диана. Эскизы Педро Морено
Диана. Эскизы Педро Морено
Теодоро достался сдержанный темно-синий, его костюм подчеркнуто прост по сравнению с более помпезными нарядами Рикардо, Федерико и даже Фабьо. И только в финале, «став» сыном графа Лудовико, он предстает в богатом зеленом костюме.
Теодоро. Эскизы Морено.
Пилар Миро, как и Ян Фрид, слегка сгладили характер Теодоро, сделав его более влюбленным в Диану (все-таки в пьесе большое значение имело и его честолюбие, желание взлететь и стать графом де Бельфлор, так же как, к примеру, в «Двенадцатой ночи» Мальволио хотел стать графом, женившись на Оливии).
Федерико и ФабьоФедерико и Рикардо. Эскизы МореноРикардо и Фабьо
В заключение отметим, что испанскую версию стоит смотреть только с субтитрами (русская любительская озвучка ужасна чуть более чем полностью особенно в сравнению с оригинальными голосами актеров).
Если вы смотрели обе версии, будем рады вашим оценкам и комментариям.
Использованные материалы:
- Ольга Рябинина Платье Тереховой защищают от звезд // Смена
- https://kulturologia.ru/blogs/080717/35204/
- https://peoplelife.ru/216326
- Музыкальная сказка, в которой исполняются мечты
- Собака на сене — Тайны кино
- Собака на сене. Фильм о фильме (документальный фильм)
- https://spbarchives.ru/cinema_9
- Анна ТУПИКИНА «Собака на сене»: как Боярский и Караченцов делили костюм Смоктуновского
- Маргарита Терехова «Из первых уст», 2013
- Nekane Eizaguirre. El perro del hortelano
- María del Mar MAÑAS MARTÍNEZ Reflexiones sobre El perro del hortelano de Pilar Miró
- Pedro Moreno (Jefe de Vestuario)
- El vestido escénico y el actor. El Perro del Hortelano. 1996
Поделиться “Две Дианы или Неаполь из Крыма и Португалии / «Собака на сене» (1977 и 1996)”
- VKontakte
Источник