Какой инспектор прикончил собаку баскервилей

«Собака Баскервилей» (англ. The Hound of the Baskervilles) — детективная повесть английского писателя Артура Конан Дойля, одна из четырёх его повестей о Шерлоке Холмсе. Впервые публиковалась с августа 1901 года по апрель 1902 года в ежемесячном журнале «Strand Magazine».
В основе сюжета произведения лежит расследование смерти сэра Чарльза Баскервиля, который умер при загадочных обстоятельствах. В роду Баскервилей из поколения в поколение передаётся семейная легенда о дьявольской собаке сверхъестественного происхождения, которая преследует всех Баскервилей. Шерлок Холмс и доктор Ватсон берутся за расследование этого дела. Время действия — сентябрь-октябрь 1889 года.
Это было первое появление Холмса с момента его предполагаемой смерти в произведении «Последнее дело Холмса». Успех данной повести способствовал возрождению персонажа.
Входит в «100 лучших детективных романов всех времен».
Сюжет[править | править код]
Проклятие рода Баскервилей[править | править код]
К Шерлоку Холмсу обращается Джеймс Мортимер, сельский врач прихода Гримпен в английском графстве Девоншир. Его пациент, сэр Чарльз Баскервиль, некоторое время назад умер при загадочных обстоятельствах. В роду Баскервилей, издавна живших в родовом поместье Баскервиль-холл вблизи Гримпенской трясины — обширной сильно заболоченной местности — из поколения в поколение передаётся семейное предание о призрачной собаке, которая преследует всех Баскервилей на болотах Гримпенской трясины по ночам. Согласно легенде, впервые призрак появился для того, чтобы покарать одного из Баскервилей — беспутного Хьюго, жившего в XVII веке. С тех пор призрачное существо периодически напоминает о себе загадочными смертями представителей рода Баскервилей. Призрак описывается в легенде как гигантская собака чёрного окраса со светящимися глазами и пастью.
Доктор Мортимер рассказывает, что Чарльз Баскервиль верил в семейную легенду и не решался выходить на болота ночью. Он был найден мёртвым в парке собственного поместья, когда вечером, по обыкновению, вышел прогуляться. Всё указывало на смерть по естественным причинам, из-за болезни сердца, но на некотором отдалении от тела доктор обнаружил огромных размеров собачьи следы. Кроме того, незадолго до смерти сэра Чарльза живущие вблизи Баскервиль-Холла фермеры несколько раз видели ночью чудовищный светящийся призрак, напоминающий описание собаки Баскервилей из легенды.
Мортимер, как доверенное лицо и душеприказчик сэра Чарльза, просит у Холмса совета, как ему поступить с сэром Генри Баскервилем, наследником поместья и последним отпрыском рода Баскервилей. Сыщик приглашает доктора и наследника, приезжающего в Лондон через час, к себе на следующий день. Ровно в десять клиенты приходят к Холмсу. Оказывается, Баскервиль уже успел получить анонимное письмо с предупреждением держаться подальше от торфяных болот. Кроме того, немного позже Холмс обнаруживает слежку за молодым баронетом. Попытки узнать что-либо о следившем, а также об авторе письма, оказываются безуспешными. По совету Холмса наследник отправляется в родовое поместье, сопровождаемый доктором Ватсоном, которому поставлена задача наблюдать за происходящим и сообщать сыщику обо всём по почте.
Баскервиль-холл[править | править код]
Герои отправляются в Баскервиль-холл и начинают расследование. В конечном итоге выясняется, что под мистической оболочкой скрывается хитроумный план корыстного преступления. Один из соседей Баскервиля — Джек Стэплтон — в действительности является ещё одним племянником сэра Чарльза Баскервиля. Он приехал в эту местность под чужим именем, рассчитывая втереться в доверие к сэру Чарльзу и получить наследство. Узнав от самого сэра Чарльза предание о собаке Баскервилей, Стэплтон решил использовать его в своих целях. Зная, что сэр Чарльз болен и может умереть от сильного испуга, он купил огромного пса, тайком доставил его на болота, разрисовал светящимся составом и в нужный момент натравил на Баскервиля. Баронет, испугавшись мнимого привидения, побежал и умер на бегу от сердечного приступа. Попытку проделать то же самое в отношении сэра Генри Баскервиля Холмсу и Ватсону удалось предотвратить.
Персонажи[править | править код]
- Шерлок Холмс.
- Доктор Ватсон.
- Генри Баскервиль. Наследник сэра Чарльза. Жертва нападения собаки.
- Джон Бэрримор. Дворецкий Баскервилей. Весьма мрачный и загадочный тип, но добрый и честный человек. Носит бороду.
- Элиза Бэрримор. Жена дворецкого, замкнутая в себе дама среднего возраста. Является сестрой ужасного злодея Сэлдена.
- Сэлден. Он же «Ноттингхиллский убийца», ужасный злодей, совершавший жестокие убийства. Родной брат Элизы Бэрримор. Погиб, упав на скалы, спасаясь от собаки Баскервилей.
- Доктор Джеймс Мортимер. Друг и врач сэра Чарльза и сэра Генри. Простой медик, живёт в деревушке Гримпен, неподалёку от Баскервиль-Холла.
- Джек Степлтон. Натуралист, «сосед по болоту» Баскервиля. Долгое время скрывался под видом друга и помощника, оказался главным антагонистом повести. Тоже Баскервиль, сын Роджера Баскервиля, младшего из троих братьев. Виновен в смерти сэра Чарльза и нападении на сэра Генри. Утонул в болоте, спасаясь от погони.
- Берил Степлтон, она же Гарсия. Жена Степлтона, которую тот из корыстных целей выдавал за сестру.
- Собака Баскервилей. Сама собака — помесь гончей-бладхаунда и мастифа, «адское создание», светящееся в темноте, созданное Степлтоном с помощью особого светящегося состава. Орудие убийства сэра Чарльза. Пристрелена Шерлоком Холмсом при попытке убийства сэра Генри.
«Собака Баскервилей» в культуре[править | править код]
В музыке[править | править код]
- Творческий дуэт музыкантов Клива Нолана и Оливера Уэйкмана в 2002 году выпустил рок-оперу The Hound of the Baskervilles по мотивам повести.
В фольклоре[править | править код]
Серия анекдотов о Холмсе и Ватсоне включает в себя несколько о собаке Баскервилей.
Мультипликация[править | править код]
- 2008 — «Kuroshitsuji» («Тёмный дворецкий»). В нескольких эпизодах герои расследуют знаменитое дело.
Прочее[править | править код]
- Конев А. А. Использование дедуктивного метода Шерлока Холмса в раскрытии преступления на примере повести А. К. Дойля «Собака Баскервилей». — Н. Новгород: РАНХиГС, 2014. — 56 с. — (Прикладная криминология) — 100 экз. — ISBN 978-5-00-036035-4
Экранизации[править | править код]
См. также[править | править код]
- Чёрный Шак
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Произведение в переводе на русский язык (перевод Наталии Волжиной, 1948)
- Сайт повести «Собака Баскервилей»
- Тексты произведений и аудиокниг на английском языке в проекте Гутенберг (англ.) (Doyle, Arthur Conan, Sir, 1859—1930)
- Кто написал «Собаку Баскервилей»
- Параллельный текст на английском и русском в формате ParallelBook
Источник
Сразу скажу, что я не читала измышления на эту тему известного литературоведа Пьера Байяра под названием “Дело собаки Баскервилей”, где автор весьма своеобразно дает рецензию на детективную повесть Артура Конан Дойла. Как пишут многочисленные читатели, осилившие этот труд, Пьер Байяр разносит расследование Шерлока Холмса в пух и прах, показывая миру настоящего убийцу Чарльза Баскервиля.
Мое же стремление провести альтернативное расследование “Собаки Баскервилей” вызвано искренним желанием самой покопаться в уликах и выудить убийцу, потому как это всегда очень заманчиво.
Итак, перечень действующих лиц мы все знаем наизусть (те, кто не читал повесть наверняка смотрели советскую экранизацию с Василием Ливановым и Виталием Соломиным):
Чарльз Баскервиль — владелец поместья Баскервиль-холл, умер при загадочных обстоятельствах. Полиция назвала причиной смерти остановку сердца;
Генри Баскервиль — племянник сэра Чарльза, его единственный родственник. Приехал из Канады после смерти дяди, чтобы вступить в наследство;
Доктор Джеймс Мортимер — друг и сосед покойного. Лечил сэра Чарльза, так как тот страдал сердечными заболеваниями. Имеет собаку.
Джен Степлтон — энтомолог, живет по соседству с Баскервиль-холлом, часто уходит на болота в поисках редких видов бабочек;
Берил Степлтон — жена Степлтона, которую тот выдавал за сестру, домохозяйка;
Джон Бэрримор — дворецкий. Он и его жена — единственные слуги в Баскервиль-холле;
Элиза Бэрримор — жена дворецкого, экономка. Ее родной брат — убийца Селден, сбежавший из тюрьмы. Вдвоем с мужем Элиза скрывает Селдена от полиции;
Селден — младший брат экономки Баскервиль-холла. Убийца, скрывается на болоте;
Мистер Френкленд — старик, помешанный на британском законодательстве. Часто наблюдает за окрестностями через подзорную трубу. Проживает один, имеет дочь Лору;
Лора Лайонс — дочь Френкленда. Была замужем за художником, который ее бросил. Хочет получить развод, чтобы начать новую жизнь. Представители местного общества, в том числе сэр Чарльз, поддерживали ее финансово;
Антони — слуга Степлтонов;
Инспектор Лестрейд — инспектор полиции, участвовал в операции по спасению сэра Генри.
Список персонажей и их описание дают конкретный намек на виновность Степлтона, ведь именно он скрывал свою жену, выдавая ее за сестру. Это само по себе не доказательство его вины, но причина его подозревать.
Следующий, кто очень уж напрашивается на роль преступника, это Бэрримор. Он давно служил в доме, ему сэр Генри мог оставить неплохое наследство в награду за долгую службу. Чем не мотив? Тем более в распоряжении дворецкого был сообщник — брат его жены Селден, способность которого совершить убийство не вызывает сомнений.
Многие наверняка показали бы на доктора Мортимера. Этот персонаж также подозрителен. Во-первых, он осматривал место, возле которого нашли тело сэра Чарльза, и мог скрыть либо подменить некоторые улики. Во-вторых, он ближе всех общался с покойным, так как был его личным врачом, а значит, имел доступ к его лекарствам и оказывал на Чарльза определенное влияние. Мотив доктора Мортимера мог быть, например, такой. Доктор был стеснен в средствах и долгое время обкрадывал сэра Чарльза, а когда обман вскрылся — убил бедного старика, дав ему чрезмерную дозу какого-либо лекарства, и наставил собачьих следов, чтобы потом пустить всех по ложному следу.
Я же, как любитель запутанных сюжетов (см. здесь разоблачение считалки десять негритят), хочу поискать кого-нибудь еще на роль убийцы.
И убийцы не только Чарльза Баскервиля, но и собаки. Да-да, именно собаки, так как она тоже стала жертвой коварного преступника.
Вспомним сцену, в которой собаку убивают. Она несется за Генри Баскервилем, он падает без сознания от страха, а в бедное животное пускают пулю.
Предположим, что именно собака была целью убийцы. Итак, давайте вспомним, как жил Чарльз Баскервиль. Он сколотил неплохое состояние, был женат, но его жена скончалась. Детей у пары не было, и, уйдя на покой, сэр Чарльз переехал в Баскервиль-холл. Здесь он ужасно скучал. Чтобы хоть как-то развеяться, мужчина завел себе собаку. Он так сильно привязался к животному, что даже решил оставить все свое состояние любимому питомцу. В одном из писем своему племяннику сэр Чарльз случайно упоминает об этом факте, и с этого момента судьба владельца собаки предрешена.
Генри Баскервиль срочно выезжает в Англию, чтобы поговорить с дядей и убедить его аннулировать завещание в пользу собаки. Сэр Чарльз и слышать ничего не хочет, обвиняя Генри в том, что тот растратил семейные деньги, и прогоняет племянника прочь.
Генри Баскервиль тут же решает избавиться от собаки, но сэр Чарльз отправляет домашнее животное подальше от дома, на болота, где его никто не сможет найти и причинить ей вред. Для большей убедительности он сочиняет историю о том, что смертельно боится собаки из легенды.
Генри Баскервиль делает вид, что уезжает обратно в Канаду, но в тот же вечер приходит к старику и убивает его, вколов любимому дяде один из неизвестных ядов, который привез с собой.
Но Генри не знает, где искать собаку. Чтобы выудить ее и раз и навсегда расчистить себе путь к состоянию покойного дяди, Генри подкупает жену Бэрримора. Чтобы помочь брату, женщина берет у сэра Генри дорогие вещи и рассказывает, что Селдон не просто так скрывается на болоте, а следит за собакой сэра Чарльза. После этого Генри остается только выманить собаку, подстроив убийство Селдона и нападение на себя самого.
Расчистив себе путь к наследству, Генри Баскервиль остается вне подозрений и уезжает обратно в Канаду, где его след теряется.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Читайте детективы Таисии Кольт и расследуйте книжные расследования с удовольствием!
Всегда ваша Таисия Кольт, автор детективов.
Источник
Жил себе богач Чарльз Баскервиль, жил, да вдруг помер. Его доктор и объявившийся наследник – Генри Баскервиль – привлекают к делу Шерлока Холмса и доктора Ватсона, которые находят ещё одного наследника – Джека Баскервиля – и топят его в болоте.
Запутанное дело. Ладно Ватсон прост, как валенок, но почему Холмс пошёл по простому пути. Почему не смутили его неувязочки, которые он так любит находить. Например, почему Лора Лайнс, прожжённая вертихвостка, стала слепым орудием в руках Стэплтона? Или почему д-р Мортимер, постоянно забывающий где-попало свою трость, за несколько лет так и не потерял её? Почему Стэплтон компрометирует (чуть не написал – копрометирует) сам себя, рассказывая Ватсону историю со своей школой? Почему Бэрримор, прекрасно зная, что Стэплтон похож как близнец на Хьюго Баскервиля, молчит, как рыба об лёд? А может Холмс в деле? И весь этот цирк с расследованием специально для Ватсона с Лестрейдом?
Как иначе объяснить, почему Холмс пошёл на поводу у д-ра Мортимера, приняв на веру его историю с собакой, которая до смерти напугала Чарльза Баскервиля? Если предположить, что д-р Мортимер врёт, что на самом деле он не такой тюха, каким прикидывается, вырисовывается куда более правдоподобная картина.
Лора Лайнс, дама приятная во всех отношениях (для тех, кто ей платит), охмуряет старичка-миллионера. Это сильно беспокоит его наследников, в первую очередь старшего – Генри Баскервиля. Генри подкупает д-ра Мортимера. Тот, зная про слабое сердце старого Баскервиля, даёт ему под видом лекарства галлюциноген, и Баскервиль умирает от сердечного приступа, безуспешно пытаясь убежать от воображаемого чудовища. Для всех его смерть выглядит естественной, даже Холмс не подкопается.
Генри приезжает забирать наследство. Но остаётся ещё конкурент – Джек Баскервиль, который, поменяв фамилию на Стэплтон, ошивается неподалёку, ожидая смерти дядюшки. Причём не особо и шифруется. Да и какой смысл – д-р Мортимер, живо интересовавшийся старой легендой про собаку, убившую Хьюго Баскервиля, никак не мог пройти мимо портрета этого Хьюго, на которого так похож Джек.
Чтобы вывести из игры Джека, Генри нанимает Холмса. Для Ватсона (и Лестрейда) сочиняют историю про следы огромной собаки возле места смерти Чарльза. Лопух Ватсон, развесив уши, даже не удивляется, что якобы не посвящённый в эту историю Генри безропотно слушается Холмса, которого видит впервые в жизни.
Ватсона поселяют вместе с Генри в поместье Баскервилей. На Ватсона выходит Джек, на Генри выходит жена Джека Бэрил. Генри вовсю изображает для них страх перед Собакой Баскервилей.
Холмс инкогнито селится в Гримпенской трясине. Можно предположить, что Джек, целыми днями гуляющий по болоту, быстро обнаружил Холмса, принял его за беглого каторжника-убийцу и предложил деньги за избавление от Генри. Холмс ему предложил заготовленный план, основанный на страхе Генри перед собакой – Бэрил заманивает Генри ночью на болото, Джек натравливает него пса со светящейся в темноте мордой, пёс загрызает Генри, Джек остаётся единственным наследником. Единственная проблема – нужно отбить запах у белого фосфора, которым будут мазать морду собаки. Джек – ботаник и энтомолог – не знает, как это сделать. Зато Холмс – химик и находит нужный состав.
Но настоящий беглый каторжник – Сэлден – путает все карты и чуть не срывает операцию тем, что своей смертью раскрывает Холмса перед Джеком. Холмс делает вид, что операция провалена и они с Ватсоном уезжают. Бэрил предаёт Джека и принимает сторону Генри. Джек в отчаянии решает всё же воспользоваться оставшимся у него моментом и натравливает свою зверюшку на Генри.
И почти сработало. Не будь Лестрейда, застрелившего собаку, Генри мог быть и загрызен. Впрочем, в этом случае Холмс мог бы слупить денег с Джека, получившего наследство. А Ватсону сказал бы, что он сразу понял, что Генри замышляет, и помогал Джеку защититься.
Но Генри выжил, и всех собак повесили на утонувшего Джека. Как и предполагалось изначально.
Источник
Детективная интрига в “Собаке Баскервилей” удивляет на протяжении всего повествования. В ней много нелепиц и нестыковок.
Интересно, что Конан Дойл писал эту новеллу практически против воли: публика настойчиво требовала оживить уже умерщвленного Холмса.
Не исключено, что этот душевный “раздрай” автора сыграл свою роль: читатели получили внешне интересную, интригующую историю со скверно продуманными деталями.
Разберем только самые основные нелепости этой всемирно известной детективной интриги.
Нелепость №1. Странный план убийства сэра Чарльза Баскервиля. Стэплтон выбирает более чем ненадежный способ убийства Чарлза Баскервиля. Он решает … напугать его до смерти собакой, вымазанной светящимся составом.
Вот что говорит Шерлок Холмс:
Стэплтон, как я его по-прежнему буду называть, знал, что у старика больное сердце и что сильное потрясение может убить его.
Ключевое слово “может”. А может и не убить, а просто довести до паралича.
Так себе план, если честно. Тем более что в случае неудачи его нельзя осуществить повторно.
Но Чарльз Баскервиль весьма услужливо умирает, напуганный “чудовищным” псом.
Что тут скажешь: повезло.
Нелепость №2. Убийца изо всех сил пытается привлечь к себе внимание Холмса в Лондоне.
Стэплтон удачно провернул аферу с убийством сэра Чарльза. Полиция посчитала, что это несчастный случай.
Это успех. Можно спокойно сидеть на болотах, поджидать сэра Генри, чтобы укокошить его по-тихому.
Вместо этого Стэплтон … едет в Лондон. Для чего ему дался этот Лондон, внятных объяснений в тексте нет:
Прежде всего ему пришла в голову мысль, нельзя ли будет разделаться с этим молодым канадцем в Лондоне, до того как он приедет в Девоншир.
Чем плох Девоншир, очевидно Холмсу, но не читателям…
Стэплтон в Лондоне просто разбушевался: ворует башмаки сэра Генри, шпионит, называя себя Шерлоком Холмсом. Дерзкое и неуместное кокетство человека, который жаждет заполучить миллион.
Именно в этот момент у Холмса не остается сомнений: в смерти Чарльза Баскервиля замешана чья-то злая воля.
Говорят, у преступников есть желание быть пойманными. Но это у тех, кто совершает преступление ради самого преступления. А у любителя бабочек был исключительно меркантильный интерес.
Ободренный удачным убийством, Стэплтон слишком рьяно берется за следующего Баскервиля, обнаруживая свое присутствие. Сам кладет себя на блюдечко с голубой каемочкой и приносит Холмсу.
Нелепость № 3. Анонимное письмо миссис Стэплтон сэру Генри.
Это маленькая, несущественная нелепость, но она в духе всей баскервильской интриги: никакой логики.
Жена Стэплтона составляет анонимное письмо, вырезая слова из передовицы “Таймс”.
Но последние слова про торфяные болота она пишет от руки, дав Холмсу информацию, что письмо написано женщиной, пребывающей в гостиничном номере.
Берил боится, что муж опознает ее почерк, но при этом она мастерски меняет почерк на конверте.
А еще она не может догадаться, что слова состоят из букв. Искомые “торфяные болота” можно было составить из букв или слогов той же передовицы “Таймс”.
Знаете, к чему вся эта конспирация? Чтобы Стэплтон ее почерк не опознал. Ежели вдруг найдет.
Берил беспокоит только почерк. По содержанию текста ее муж, конечно, ничего не заподозрит…
Нелепость № 4. Попытка умертвить сэра Генри при помощи собаки. Зачем было столь элегантно расправляться с сэром Чарльзом, чтобы потом просто отдать на съедение псине сэра Генри? Где логика? Напомню, в первом случае полиция даже не поняла, что это преступление. А во втором непременно начнется расследование.
Потому как вряд ли здорового сэра Генри хватит кондрашка при виде светящейся собаки. Пес из преисподней может его только загрызть.
При этом, внимание! – местные крестьяне уже в курсе, что огромная собака бродит по болотам. Как Стэплтон планировал “отмазаться”, не представляю. Стоит только потянуть за ниточку – сразу выйдут на него.
И кстати: собака стала нападать на младшего Баскервиля только после того, как Холмс и Ватсон выстрелили в нее. Были ли у нее изначально планы включить сэра Генри в свое обеденное меню, вопрос открытый. Да, Стэплтон плохо ее кормил, но его самого она же не съела? Сколько всего в этом “дьявольском плане” зависит от этой несчастной собаки!
Нелепость № 5. Как вообще Стэплтон планировал предъявить права на наследство?
Уже длительное время любитель бабочек живет под чужими именами. И тут, после предполагаемой смерти двух своих родственников, он планировал выйти на сцену в белом пальто и заявить о своих правах? И полиция, конечно, совершенно ни в чем его не заподозрит?.. Нелепость № 6. Стэплтон не уничтожает улики.
Прожорливая Гримпенская трясина, поглощающая все живое и неживое, отказалась съесть башмак сэра Генри. Он спокойно лежит на кочке. Степлтон положил вещдок на видное место перед смертью. А то мало ли. Не догадается вдруг Холмс, что он убийца.
(Который, кстати, никого толком и не убил.)
Нелепость № 7. Собаку нельзя намазать фосфором.
Когда в Ленфильме снимали “Собаку Баскервилей”, кинологи указали на один простой факт: нельзя намазать собаку фосфором или другой субстанцией. Она вылижет себя.
_________________________________________________________________________________________
Я не хочу сказать, что Конан Дойл всего этого не осознавал. Кто знает, может, это была изысканная месть читающей публике, которая буквально заставила его воскресить Холмса?..
Источник