Какой эксперимент можно провести с собакой
Наверное, уже многие слышали этот популярный психологический термин. Выученная беспомощность или в оригинале «learned helplessness». Что означает это понятие? Это приобретенный опыт, который не дает человеку даже попытаться произвести какие-то действия, ведь он заранее твердо уверен, что у него ничего не выйдет.
Примером выученной беспомощности часто приводят опыт с цирковым слоном. Маленького слоненка дрессировщик привязывает за ногу веревкой к колышку, вбитому в землю. Слоненок пытается вырвать колышек и убежать, но сил недостаточно, и в конце концов он оставляет бесполезные попытки. Уже взрослый слон с легкостью мог бы вырвать колышек из земли, но уже выучил, что это невозможно, и даже не пытается убежать, если его привязать за ногу простой веревкой.
Однако, эксперимент со слоном — скорее притча. На самом деле, учеными проводились совсем другие опыты над животными. Не менее интересные и показательные.
Феномен выученной беспомощности: суть явления
Синдром выученной беспомощности впервые описали два американских психолога: Мартин Селигман и Стивен Майер. Их определение звучит так: выученная беспомощность — это нарушение мотивации в связи с пережитой субъектом неподконтрольностью ситуации, где результат не зависел от прилагаемых усилий.
Мартин Селигман — американский психолог, основатель направления «Позитивная психология». Он изучал философию, а затем психологию в Принстонском университете, и в течение 13 лет занимался клиническими исследованиями. Большую часть своей жизни он посвятил изучению пессимистов и оптимистов, особенностей их личностей.
В своей книге «Как научиться оптимизму» он высказывает наблюдение о том, что основные направления психологической науки, Бихевиоризм и Психоанализ, как бы отказывают человеку в собственной воле, объявляя его продуктом внешней среды. Человек формируется под воздействием собственных комплексов, сформированных в детстве, инстинктов и привитых ему общественных норм, потребностей, которые требуют удовлетворения. Все это выглядит так, будто бы у человека вовсе нет собственного выбора.
Селигман считал, что именно такой подход, будто бы человек — порождение обстоятельств, формирует у него чувство безысходности и приводит в большинстве случаев к депрессии. Многие из людей пессимистичны, им кажется, что они ничего не могут поделать со своей жизнью. В основе такого взгляда и лежит выученная беспомощность.
В детстве Селигман пережил травмирующую ситуацию: его отец перенес три тяжелых инсульта, в результате которых стал парализованным в возрасте 49 лет. Это было шокирующим событием, ведь отец Мартина был успешным, уверенным в себе человеком, которым он очень гордился. Теперь же в один момент он стал беспомощным и отчаявшимся. Это было настолько тяжело для Мартина, что определило направление работы на всю его дальнейшую жизнь.
Опыты на животных
В 1964 году молодой ученый Селигман поступил на работу в лабораторию Ричарда Д. Соломона, где тот проводил опыты на собаках по классической схеме, придуманной еще И. П. Павловым для изучения условного рефлекса. Целью исследования было выявление фундаментальных причин психических заболеваний. Однако, едва приступив к работе, Селигман обнаружил проблему: собаки отказывались «работать».
Суть проблемы заключалась в следующем: собак подвергали опытам с использованием раздражителей: звукового сигнала и удара током. Они предъявлялись попарно: звук, затем разряд, который был довольно-таки слабым. Идея состояла с том, чтобы приучить собак связывать звук с разрядом тока и реагировать на него соответственно (пугаться).
В главной части эксперимента собак поместили в специальный шаттл-бокс, разделенный двумя перегородками. Перегородки были невысокими. Исследователи хотели добиться следующего эффекта: собаки, пугаясь звука, так же как и электрического разряда, должны были выпрыгнуть через перегородку в безопасный отсек, чтобы избежать воздействия. Если бы они повели себя так, это бы означало, что собаки способны переносить свои эмоциональные реакции, усвоенные в одной ситуации, на другие.
Вначале собаки должны были обучиться перепрыгивать через перегородку, спасаясь от удара током. Это было несложно: обычно собаки легко обучаются таким трюкам. Однако этого не происходило, и собаки просто лежали и скулили, не пытаясь ничего с этим сделать. Это было довольно странно. Почему же они не пытались избежать болезненного разряда?
Селигман пришел к выводу, что это произошло из-за того, что в начале эксперимента собаки подвергались опытам с павловским обуславливанием, где они получали разряд тока вне независимости от того, делали они что-то или нет. То есть, собаки усвоили ранее, что они получат разряд током в любом случае, что бы они ни делали.
Это открытие потрясло Селигмана. Он понял, что никто ранее не изучал явление беспомощности, откуда оно берется, что влияет на его возникновение, и главное, как его лечить? Ведь именно это чувство разрушило жизнь его отца!
Вот так, совершенно случайно, была открыта выученная беспомощность, а Мартин Селигман понял, в чем состоит цель его работы как ученого и психолога. Он потратил следующие десять лет, чтобы доказать, что выученная беспомощность — своего рода привычка, которой можно как научиться, так и отучиться от нее.
Селигман продолжил изучать поведение собак в лаборатории и поставил новый эксперимент. На этот раз он разделил собак на три группы. Первая группа имела возможность отключить ток с помощью нажатия кнопки носом и таким образом избавиться от неприятного воздействия.
У второй группы механизм отключения тока был «спарен» с первой группой: то есть, сами они не могли отключить ток путем нажатия на кнопку. Механизм срабатывал только в том случае, когда кто-то из собак первой группы нажимал на кнопку вместе с собакой второй группы. Третья группа собак была избавлена от каких-либо воздействий.
Далее собак планировалось поместить в уже знакомый по первому эксперименту шаттл-бокс. Гипотеза заключалась в том, что собаки из второй группы, зная, что от них ничего не зависит, не будут и пытаться что-то делать. Коллеги Селигмана были настроены скептически. Они считали, что животные не усвоят поведение, которое не подкреплено наградой либо наказанием, то есть гипотеза противоречит основной идее бихевиоризма.
Эксперимент оказался успешным. Действительно, собаки, научившиеся отключать ток, легко перепрыгнули через перегородку, как и те, что не подвергались воздействию тока. Из восьми собак второй группы шесть даже не попытались перепрыгнуть, избежав разряда. Это было печальное зрелище, по словам Селигмана: они просто легли на дно шаттл-бокса и лежали там.
Критика бихевиористов и эксперимент Стива Майерса
Бихевиористы, как и следовало ожидать, подвергли эксперимент безжалостной критике. Ведь он опровергал всю стройную систему их школы! И тогда другой молодой ученый, Стив Майерс, решил провести еще один смелый эксперимент. Бихевиористы считали, что собаки оставались сидеть неподвижно, так как их пассивное поведение каким-то образом случайно поощрялось.
Майерс предложил сделать это намеренно, то есть подкреплять пассивное поведение собак и выяснить, какой выбор в итоге они сделают. Собаки были разделены на три группы: в первой ток отключался, если собаки сидели некоторое время неподвижно, во второй собаки не могли никак повлиять на отключение тока, а третья группа была контрольной. На втором этапе повторялся опыт с перегородкой. Таким образом, собаки, обучившиеся сидеть неподвижно, чтобы отключить разряд тока, в соответствии с теорией бихевиоризма, должны были оставаться в боксе и не перепрыгивать через перегородку.
Итак, собаки из «параллельной» группы, которые в первом случае не могли ни на что повлиять, продолжали лежать и в боксе. Собаки из контрольной группы сразу перепрыгивали через перегородку. А вот подопытные из первой группы повели себя очень интересным образом. Вначале они на несколько секунд замерли неподвижно, но, быстро поняв, что это не дает никакого результата, просто перепрыгнули через перегородку. Таким образом, собаки, имеющие опыт контроля над прекращением боли, сохранили способность адаптироваться к ситуации! Это был настоящий переворот в истории психологии.
Но что же стало с собаками, которые выучили, как быть беспомощными? К счастью, их вылечили. Селигман пишет, что ученые «…Стали перетаскивать этих несчастных, сопротивляющихся животных через перегородку камеры туда и обратно, пока они не начали двигаться по собственной инициативе и не обнаружили, что их действия дают результат. Когда они достигали этой стадии, исцеление оказывалось стопроцентно надежным и устойчивым». Так что для собак история закончилась счастливо, что дает надежду и многим людям.
Как бороться с этим явлением?
Выученную беспомощность можно победить. Безусловно, лучшим решением будет обращение к психологу, психотерапевту. Это тот случай, когда нужно работать с внутренними установками человека.
Есть несколько проверенных психологами-практиками методов, помогающих самостоятельно справиться с выученной беспомощностью:
1. Зафиксировать зону контроля. Необходимо определить те действия, которые можно совершить, чтобы действительно на что-то повлиять хотя бы в небольшой степени. К примеру, менеджер компании не уверен, что может повлиять на решение клиента приобрести товар при холодном звонке. Но он может сделать этот звонок и провести беседу, и это — зона его влияния. Или даже несколько таких звонков. Можно определить для себя эту зону ближайшего контроля — несложных действий, которые точно приведут к результату, и записывать их каждый день в дневник успехов.
2. Важно находить хотя бы маленькие случаи в прошлом, когда что-то получилось. Это дает надежду, что то же получится и в будущем. Хвалить себя даже за маленькие успехи, не обесценивать собственные результаты.
3. Проанализировать шансы на успех в случае действия и в случае отказа от действия, а также определить для себя цену неудачи. Насколько страшно, если действие не приведет к успеху? Какова вероятность, что все же приведет? Это в любом случае больше, чем в случае отказа от действия — отказа точно не будет, но и шанс на успех теряется.
4. Люди, страдающие синдромом выученной беспомощности, склонны прокручивать в голове одну и ту же негативную мысль многократно. Это явление называется руминацией или «мысленной жвачкой». Очень полезно выписать эту мысль на бумагу и поработать с ней, задавая себе при этом правильные вопросы. «Почему я так думаю? Откуда я это знаю? Кто сказал мне это? Какая выгода в том, что я так думаю и отказываюсь от действия?». Такая работа помогает перестроить бесконечный внутренний монолог в конструктивный диалог с собой.
5. Отделить реальные объективные факты от своих убеждений. Как это сделать? К любому утверждению можно попытаться подставить фразу «Я думаю, что…» и посмотреть, как она изменится и не потеряет ли смысл.
6. И самое главное: не бояться проигрывать. Одно поражение вовсе не означает полной капитуляции. Иногда нужно выйти из ситуации, где выигрыш невозможен в принципе, ради того, чтобы сохранить себя. Это относится прежде всего к психотравмирующим ситуациям, созависимым отношениям. Мудрый полководец отступит в неравном бою, чтобы сохранить свои силы для будущих битв.
В жизни очень важно идти вперед, хотя бы маленькими шагами, и не сдаваться перед трудностями. Даже собаки сумели справиться с ситуацией, а человек имеет намного больше возможностей. Даже если ему кажется, что их совсем нет.
Список использованной литературы:
1. Селигман Мартин «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь». – М., 2014 г.
2. Ильин Е. П. «Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень». – М.: Питер. 2011.
Автор: Надежда Козочкина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/social/669-learn..
На меня можно подписаться:
ВК https://vk.com/psyhelp63
сайт https://nkozz.ru/
Инстаграм https://www.instagram.com/nadya_kozz/
Источник
В России сложно найти человека, никогда не слышавшего об академике Павлове, хотя тот скончался еще в 1936 году. Большинству из нас знакомо словосочетание «собака Павлова». А вот что именно ученый делал с собаками?
Лаборатория в Колтушах
Иван Петрович Павлов известен как создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Именно он в 1904 году стал первым российским Нобелевским лауреатом, получив премию за достижения в области медицины — исследование функций главных пищеварительных желез.
Свои исследования Павлов и его научная команда проводили начиная с 20-х годов на биостанции, расположенной в поселке Колтуши под Ленинградом. Подопытных животных помещали в «Башню молчания» — специальную изолированную звуконепроницаемую камеру, куда не проникали внешние раздражители. Ученый наблюдал за ходом экспериментов через систему специальных стекол, которая позволяла ему оставаться невидимым для «объекта», в свою очередь, зафиксированного на специальном станке, ограничивающем его движения.
От белых халатов до отравленной баранины
Одно из основных открытий Павлова заключается в том, что он смог разделить все физиологические рефлексы на условные и безусловные. Безусловные – те, что присутствуют в нас с рождения, как, например, моргание. Условные – те, что вырабатываются в процессе индивидуального жизненного опыта.
Так, Павлов изучал реакцию слюнных желез на внешние раздражители. Пол Клейнман в работе «Психология. Люди, концепции, эксперименты» пишет: «Свое великое открытие Иван Павлов сделал, наблюдая за нерегулярной секрецией слюнных желез собак. Как уже говорилось, сначала он изучал пищеварение животных, замеряя, какое количество слюны выделяется у них при виде съедобных и несъедобных продуктов. Со временем ученый заметил, что слюноотделение у собак начиналось, как только в комнату входил ассистент, приносивший им еду. Решив, что животные реагируют на белые халаты сотрудников, Павлов выдвинул гипотезу, что выделение слюны представляет собой рефлекторную реакцию собак на конкретный раздражитель и что они ассоциируют белые халаты с получением пищи. По его предположению, слюноотделение, начинавшееся, когда собакам действительно приносили еду, было безусловным рефлексом, тогда как выделение слюны, вызванное видом белых халатов, – рефлексом приобретенным, условным. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) свою идею, ученый провел один из самых знаменитых научных экспериментов – опыт с собаками».
В процессе экспериментов протоку слюнной железы собаки выводили наружу. Это помогало фиксировать у животного начало слюноотделения, а также обильность выделения слюны и ее качество. Помимо этого, проверяли, как реагируют псы на световые или звуковые раздражители.
Например, после нескольких ударов метронома животное получало корм. Впоследствии, после того как собака слышала звук метронома, у нее начинала выделяться слюна. В других случаях вместо метронома использовалась лампа, которую включали перед кормлением. Однако порой применялись и менее безобидные раздражители, вроде воздействия электрическим током.
Впоследствии результаты опытов Павлова по выработке условных рефлексов неоднократно находили практическое применение. Так, диких койотов попытались отучить от поедания баранины. В местах обитания койотов им подбрасывали мясо овец, начиненное ядом, но не в таких количествах, чтобы убить их. Ощутив недомогание, животные переставали охотиться на овец.
Дырки в желудке и перерезанный пищевод
Исследуя процессы пищеварения, ученый потратил более 10 лет на то, чтобы получить фистулу (проделать отверстие в желудочно-кишечном тракте собаки) и вывести наружу концы пищевода. Дело в том, что при попытке провести такую операцию желудочный сок переваривал кишечник и брюшную стенку. Чтобы избежать эрозии, Павлов сшивал кожу и слизистую, вставлял туда металлические трубки и закрывал их пробками. Это позволяло получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника.
Также проводились опыты с мнимым кормлением. Животным перерезали пищевод так, чтобы при кормлении пища не попадала в желудок.
Убийства «в интересах истины»
Можно представить себе, как страдали собаки… Во многих случаях эксперименты академика заканчивались для них смертью, но если это было возможно, ученый выхаживал животных и, если даже они не были больше пригодны для исследований, обеспечивал им пожизненное довольствие. Вопреки общепринятому мнению, Павлов вовсе не являлся бездушным исследователем, который видел в животных лишь материал для опытов. В частности, все хирургические вмешательства проводились только под наркозом, чтобы не причинять собакам дополнительных страданий.
А.Д. Поповский в статье «Павлов» приводит следующую цитату академика: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям».
Сегодня отношение к исследованиям Павлова остается неоднозначным. Не вполне понятно, действительно ли подобные шокирующие методы, которые привели к гибели сотен собак, были совершенно необходимы для того, чтобы сделать научные выводы о физиологии нервной системы человека. Однако опыты Павлова стали тем фундаментом, на котором зиждется современная физиология, а также психология и, в частности, способствовали разработке способов лечения от различных фобий, панических и тревожных расстройств.
Источник
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Оферта – настоящий электронный документ, предложение Исполнителя, адресованное физическому или юридическому лицу, заключить с ним Договор-оферту на оказание платных образовательных услуг (п.2 ст.437 ГК РФ).
Договор-оферта не требует рукописного подписания и скрепления печатями Исполнителя и Заказчика. Договор-оферта опубликован на сайте
medobr.com
2. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – образование, реализуемое для Заказчика посредством дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Отношения регулируются Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Правилами оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 № 706) (далее – Правила), действующим гражданским законодательством РФ.
3. Заказчик – любое лицо, посетившее сайт medobr.com , имеющее намерение заключить настоящий Договор-оферту. Предъявляемые требования к освоению образовательных программ подтверждаются Заказчиком предоставлением Исполнителю копии документа, подтверждающего факт получения образования в соответствующей образовательной организации высшего или среднего профессионального образования на момент зачисления на обучение.
При оказании образовательных услуг физическому лицу (далее Слушатель). В целях настоящего Договора-оферты Заказчик и Слушатель могут совпадать в одном лице.
4. Исполнитель – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия медицинского образования» (сокращённое наименование – АНО ДПО «АМО»),
осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «15» мая 2018 года № 039358, выдана Департаментом образования города Москвы.
5. Услуги – платные образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. АНО ДПО «АМО», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», адресует настоящий Договор-оферту любому лицу (далее по тексту – Заказчик, Слушатель), чья воля будет выражена им лично, либо через уполномоченного представителя (ст.ст. 182, 185 ГК РФ), выразившему готовность воспользоваться услугами Исполнителя.
1.2. Оказание услуг по настоящему Договору-оферте производится Исполнителем на основании предварительной регистрации Заказчика посредством направления заявки через сайт по адресу medobr.com, либо оформления заявки по телефону и последующей предоплаты выбранной Услуги.
1.3. Акцептом оферты признается оплата Заказчиком Услуг по реквизитам Исполнителя, указанным в разделе 9 настоящего Договора-оферты, а также заполнением заявления на обучение по выбранной программе ДПО.
1.4. Осуществляя акцепт оферты, Заказчик гарантирует, что ознакомлен, соглашается, полностью и безоговорочно принимает все условия, которые изложены в тексте Договора-оферты.
1.5. Исполнитель оставляет за собой право вносить изменения в настоящий Договор-оферту, в связи с чем, Заказчик обязуется регулярно отслеживать изменения в Договоре-оферте, размещенном на сайте: medobr.com
1.6. Форма обучения заочная. Услуги оказываются посредством дистанционных образовательных технологий.
При успешном прохождении итоговой аттестации по программе повышения квалификации выдаётся удостоверение о повышении квалификации, а при успешном прохождении итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки – диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, и (или) сертификат специалиста государственного образца.
В случае не прохождения Заказчиком итоговой аттестации или получения неудовлетворительных результатов такой аттестации выдаётся справка об обучении.
Место оказания услуг: 125009, г. Москва, Газетный пер., д.3-5, стр.1
1.8. Образовательные программы ДПО размещены по следующим электронным адресам:
https://medobr.com
1.9. Технические условия для стабильного доступа к учебному порталу Исполнителя:
Операционная система Windows:
–
Операционная система MacOS:
2. РАЗМЕР И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
2.1. Стоимость услуг определяется в соответствии с условиями, размещёнными на сайте medobr.com в зависимости от образовательной программы. НДС не облагается (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).
Стоимость услуг банка (комиссия, сборы) при перечислении денежных средств на расчетный счет Исполнителя в стоимость не включаются и оплачивается Заказчиком самостоятельно.
Окончательная стоимость услуг формируется в письме-подтверждении, отправляемом Заказчику на электронный адрес.
2.2. Оплата услуг производится на условиях 100% предоплаты. Денежные средства перечисляются Заказчиком на расчетный счет Исполнителя, в том числе посредством интернет-эквайринга или электронных платёжных сервисов.
2.3. Оплата производится не позднее 2 (двух) дней до начала оказания услуг. Все оплаты по настоящему Договору производятся в рублях безналичным перечислением на банковский счет в порядке и сроки, предусмотренные Договором. Обязательства Заказчика по оплате услуг
Исполнителя считаются выполненными с момента зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
2.4. При отсутствии предоплаты услуги Исполнителем не оказываются. В случае неполной оплаты стоимости услуг Заказчиком доступ к услугам не предоставляется, а Заказчик считается просрочившим оплату услуг.
2.5. Об изменении стоимости на услуги Исполнитель извещает Заказчика путем опубликования сообщения об изменении оплаты за услуги на сайте Исполнителя по адресу: medobr.com.
3. ПРАВА СТОРОН
3.1. Исполнитель вправе
– самостоятельно оказать услуги или привлекать для оказания услуг третьих лиц по своему усмотрению;
– при необходимости запрашивать у Заказчика дополнительную информацию и документы, в которых возникает необходимость в ходе выполнения данного поручения;
– не приступать к исполнению своих обязанностей по настоящему Договору, а также приостанавливать действия, к которым он фактически приступил, в случаях нарушения Заказчиком своих обязательств по настоящему Договору, а также наличия информации о Заказчике, препятствующей исполнению поручения в установленных объемах и сроках;
– отказаться от исполнения Договора в одностороннем порядке при нарушении Заказчиком своих обязательств.
3.2. Заказчик вправе:
– требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг;
– обращаться к Исполнителю по вопросам, касающимся оказания Услуг;
– вносить предложения по улучшению качества Услуг и совершенствования деятельности Исполнителя.
4. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Исполнитель обязан:
– организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг в соответствии с условиями настоящего договора в объеме, соответствующем выбранной Услуге;
– обеспечить Заказчика необходимыми информационными материалами;
– не разглашать конфиденциальную информацию и иные данные, предоставленные в связи с исполнением настоящего Договора.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Предоставить копии следующих документов:
– копия документа, удостоверяющего личность (стр. ФИО: скан-, фотокопия);
– документ о среднем профессиональном или высшем образовании (скан-, фотокопия).
Отсутствие документов, указанных в пункте 4.2.1., после начала Программы является основанием для одностороннего отказа Исполнителя от договора.
4.2.2. Своевременно вносить плату за предоставляемые услуги;
4.2.3. Возмещать вред, причиненный имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством РФ;
4.2.4. Предоставить достоверные данные о себе (фамилия, имя и отчество; электронная почта, контактный телефон);
4.2.4. Соблюдать законодательство об авторских правах (глава 70 ГК РФ) при использовании учебно-методическими и иными материалами Исполнителя, полученными по настоящему Договору, являющейся результатом интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю.
4.2.4. Соблюдать законодательство об авторских правах (глава 70 ГК РФ) при использовании учебно-методическими и иными материалами Исполнителя, полученными по настоящему Договору, являющейся результатом интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю.
4.3. Слушатель обязан:
4.3.1. Своевременно выполнять учебный план Исполнителя.
4.3.2. Выполнять рекомендации Исполнителя по организации учебного процесса.
4.3.3. Не передавать индивидуальные логин и пароль другим лицам.
4.3.4. Соблюдать правила внутреннего распорядка Исполнителя, учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогическому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя и другим обучающимся.
4.4. Стороны обязуются соблюдать положения Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», не передавать третьим лицам информацию, ставшую известной им в процессе выполнения обязательств по настоящему Договору. Соглашаясь с Договором-офертой Заказчик даёт согласие на обработку предоставленных им при регистрации на сайте персональных данных. Под персональными данными в целях настоящего Договора Стороны понимают любую информацию, относящуюся к Заказчику, в том числе, но не ограничиваясь: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия и другая информация, необходимая для надлежащего оказания услуг.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора-оферты Стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством РФ.
5.2. Споры, возникшие между Сторонами из настоящего Договора, будут по возможности разрешаться с использованием согласительных процедур.
5.3. С учётом специфики предоставляемых услуг (ст. 779 ГК РФ) Исполнитель несет ответственность лишь за качество оказанных услуг, а не за результат. При отказе Заказчика от Услуги без уважительной причины, внесенная за Услуги плата не возвращается.
5.4. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора-оферты при просрочке оплаты (не оплаты) стоимости услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) Заказчика.
6. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
6.1. Изменения и дополнения к Договору составляются в письменной форме и должны быть подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон. Под письменной формой Стороны договорились принимать документы, полученные путем обмена посредством электронной почты, факсимильной связи, или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от Стороны по Договору, с последующим предоставлением оригиналов данных документов.
6.2. По письменному требованию Заказчика Исполнитель может оформить печатную версию Договора-оферты с подписями Сторон, равному по юридической силе настоящему публичному Договору.
6.3. Письменным требованием Заказчика о подписании бумажного экземпляра настоящего Договора считается направление соответствующего запроса по адресу электронной почты:
info@medobr.ru.
6.4. Договор-оферта сохраняет силу в случае изменения реквизитов Сторон, изменения организационно-правовой формы и в иных случаях, установленных законодательством РФ.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ И ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
7.1. Настоящий Договор-оферта вступает в силу с момента совершения акцепта оферты Заказчиком с учётом пункта 2.3. Договора, и действует до полного исполнения обязательств Сторонами.
8. ФОРС-МАЖОР
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по Договору в случае, если неисполнение обязательств явилось следствием действий непреодолимой силы или других независящих от Сторон обстоятельств.
8.2. Сторона, которая не может выполнить обязательства по Договору, должна своевременно, но не позднее 10 дней после наступления обстоятельств непреодолимой силы, письменно известить другую Сторону, с предоставлением обосновывающих документов, выданных компетентными органами.
8.3. Стороны признают, что неплатежеспособность Сторон не является форс-мажорным обстоятельством.
9. РЕКВИЗИТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Исполнитель: АНО ДПО «АМО»
Место нахождения: 125009, г. Москва,
Газетный пер., д.3-5, стр.1
ИНН 9717051750; КПП 771701001
ОГРН 1177746010386
Р/с.: 40702810700900007364 в АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО);
к/с 30101810345250000266; БИК 044525266
Ректор: Скобкарева Ольга Сергеевна
Источник