Какой породы была собака муму из рассказа муму
“Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война”, – так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые1.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем – истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: “Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы – спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима”2.
Попробуем разобраться.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
Судьба рассказа и его символы
И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ “Муму” весной 1852 г. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского “Московского сборника”, благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 г. рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления – в некрасовском “Современнике”.
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
“- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
– В классах не раз я читал ученикам повесть3 “Муму”: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!”4
“Муму” дает повод для различных интерпретаций. Там можно разглядеть и славянофильскую тенденцию, и, разумеется, антикрепостническую (что усматривала даже царская цензура). Можно, наверное, при большом желании толковать рассказ и фрейдистски. Ведь в его основе история немого крепостного мужика Андрея, принадлежавшего матери писателя Варваре Петровне. Герой рассказа поначалу заигрывал с прачкой Татьяной, и лишь когда волею барыни Татьяну выдали замуж за другого и отправили в деревню, он подобрал себе щенка. В конце концов, вернувшись из Москвы, он “совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит”. Тургеневу присуще ясное изложение, прекрасный язык, фиксация колоритных черт быта, обихода, разговоров.
Однако стоило бы посмотреть на собаку, мужика и барыню не как на знаки и символы (чего бы то ни было – жизни народной, язв крепостничества, мужского и женского начал), а как на литературное воплощение персонажей русской повседневности. Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, – про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги – там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Варвара Петровна Тургенева, мать писателя, стала прототипом барыни из рассказа “Муму”. 1840-е гг.
Испанская порода
Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только “небольшого щенка, белого, с черными пятнами…”. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, “уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока”. “Бедной собачонке было всего недели три…”
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, “а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами”.
“Испанской породы” – это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и “настоящих испанок”, и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.
Специализированные породы спаниелей стали определяться позже, только с конца XIX в. Среди них появились породы крупные (для розыска разной птицы и подъема ее на крыло) и мелкие, например, кокер-спаниели (для охоты на вальдшнепов). Однако и те и другие продолжали быть именно охотничьими собаками. В наше время некоторые разновидности спаниелей бывают и домашними. Точнее, и эти собаки – охотничьи, им желательно бегать на воле и охотиться, но они уже могут обитать в тесных городских квартирах и умеют хорошо ладить с людьми. Однако замечено и такое: “Среди лидеров по покусам первое место принадлежит отнюдь не ротвейлерам, а кокер-спаниелям. Их игрушечно-обманчивый вид провоцирует людей погладить, потискать животное, что оскорбительно для охотничьего пса (возможно, в душе считающего себя ротвейлером!)”5.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900е гг.
Против породы не попрешь!
Видимо, в XVIII-XIX вв. некоторых собак “испанской породы” приучали к роли комнатных питомцев. Исследователи творчества Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки известно мало, хотя это и важно для сюжета произведения. Проводился даже опрос читателей на эту тему. Большинство ответили, что Муму – дворняжка6. Какой еще быть собаке простого дворника? Между тем для Тургенева и его сюжета охотничьи задатки “собачки испанской породы” были, конечно же, важны.
Муму “как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать”. А вот в барский дом она никогда не заходила. Герасим жил в другом здании – над кухней. Сам-то он хаживал в дом к барыне с дровами, но его собачка никогда.
Обязанностью Герасима было караулить по ночам. И тут Муму стала ему верной помощницей. “Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка… тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох… Словом, она сторожила отлично”. Муму, рожденная охотничьей собакой, вполне освоилась с положением собаки дворовой, как привыкший с детства к тяжелому крестьянскому труду Герасим в конце концов стал отличным дворовым работником при городской усадьбе.
Драматическое развитие событий началось, когда барыня, углядев Муму из окна, задумала привести ее в господский дом и приголубить, но собака ее чуть не укусила. Муму, верная своему хозяину и дворовой жизни, никак не могла резвиться и кривляться в барских покоях. Неспроста же она и прежде никогда не заходила в господский дом. То есть домашней-то она, может, и стала бы, а вот комнатной да постельной – вряд ли.
Известно, что комнатные (дамские) собачки – это, как правило, “карликовые или видоизмененные формы сторожевых и отчасти охотничьих собак”7. Муму, хоть небольшого роста и милой наружности, все же никак не карликовая и не видоизмененная. Охотничья собака могла стать дворовой сторожевой, и у смышленой Муму это вполне получилось. Но такая собака по своей природе не умела сделаться собачкой комнатной – вроде болонки или левретки.
С этого момента все и пошло наперекосяк, закончившись трагедией.
1. Степанов А. Сказки не про людей. М., 2009. С. 83.
2. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М., 2008. С. 379.
3. Так в тексте. Правильно – рассказ.
4. Данилевский Г.П. Украинская старина. Харьков, 1866. С. 350.
5. Зайцева О.В. Перевод с собачьего. М.; СПб., 2008. С. 60.
6. Живая старина. 2005. N 4. С. 20.
7. Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи: легавые. М., 1992. С. 10.
Источник
Герасим и Муму. Художник Н. Ращектаев |
Собачка по кличке Муму является главной героиней рассказа “Муму”, одного из самых известных произведений И. С. Тургенева.
Краткая история Муму
Муму – небольшая собачка, которую однажды спасает от смерти глухонемой дворник Герасим. Он вытаскивает Муму из реки и приносит ее к себе домой. Мужчина трепетно ухаживает и заботится о бедной собаке. Умная и проворная Муму скоро становится лучшим другом одинокого и угрюмого Герасима.
Сам Герасим служит дворником у одной старой барыни. Эта барыня не любит Муму и велит избавиться от нее. Герасим не видит другого выхода и сам решает утопить бедную собачку, чтобы этого не сделал кто-то другой.
Характеристика Муму в рассказе “Муму” Тургенева: образ, описание, порода, внешность, “биография”
О внешности собачки Муму известно следующее:
“…щенка, белого с черными пятнами…”
“…Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива…”
“…месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами…”
“…да она премиленькая собачка!..”
“…спрашивал о ней, показывая на пол‑аршина от земли, рисовал ее руками…” (высота Муму – пол-аршина, то есть около 35 см)
“…Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась; видно было, что ее недавно вычесали…”
“…две тяжелые слезы <…> : одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи…”
Порода Муму – спаниель:
“…собачку испанской породы…” (во времена Тургенева в XIX веке “испанской породой” называли спаниелей)
Муму – верная, преданная собака:
“…Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг,
“…он еще не помнил, чтоб она когда‑нибудь не дождалась его возвращения…”
Она является умной собакой:
“…Она была чрезвычайно умна…”
“…не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка…”
“…В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца, навострив уши и поворачивая голову то направо, то вдруг налево при малейшем стуке за дверями…”
Муму – ласковая собака:
“…ко всем ласкалась, но любила одного Герасима…”
Муму – ловкое, проворное животное:
“… хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из‑под его пальцев…”
“…проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась…”
Муму – безобидная собака, она никогда никого не укусила:
“…Муму в жизнь свою никого никогда не укусила…”
Муму является воспитанной собакой:
“…Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья…”
Она не любит пьяных людей (как и ее хозяин Герасим):
“…Муму навострила уши, зарычала, подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем. Какой‑то пьяный человек вздумал там угнездиться на ночь…”
Собачка Муму является хорошим и надежным сторожем:
“…караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке…”
“…Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка <…> нет! тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где‑нибудь поднимался подозрительный шум или шорох… Словом, она сторожила отлично…”
Муму и Герасим: отношения героев
Герасим спасает тонущую Муму из реки. Муму всего 3 недели от роду:
“…отправился вдоль реки <…> Вдруг ему показалось, что что‑то барахтается в тине у самого берега <…> Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой…”
“…Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно…”
Мужчина ухаживает за слабенькой Муму, и та поправляется:
“…Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…”
Герасим очень любит свою собачку Муму и ревнует ее к другим людям:
“…Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть!..”
Муму всегда находится рядом со своим хозяином Герасимом:
“…в сопровождении неразлучной Муму…”
Собачка доверяет только Герасиму:
“…Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком…”
“…проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась…”
Герасим назвал собаку “Муму”, потому что он является глухонемым человеком. Он умеет издавать только один звук – мычание. Таким образом и появилась кличка собаки:
“…Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней…”
В конце концов дворник Герасим топит Муму, потому что его хозяйка требует избавиться от собаки (старуха не любит Муму):
“…он сам берет на себя уничтожить Муму…”
Это был цитатный образ и характеристика Муму в рассказе “Муму” Тургенева. В статье представлены цитаты с описанием породы, внешности и биографии собачки Муму.
Смотрите: Все материалы по рассказу “Муму”
Источник
И какова была роль собаки в быту середины XIX века
Текст: Владимир Коршунков (кандидат исторических наук)
“Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война”, – так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем – истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: “Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы – спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима”.
Попробуем разобраться.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ “Муму” весной 1852 года. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского “Московского сборника”, благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 году рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления – в некрасовском “Современнике”.
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
“- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
– В классах не раз я читал ученикам повесть “Муму”: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!”
В классах не раз я читал ученикам повесть “Муму”…
Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, – про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги – там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Варвара Петровна Тургенева, мать писателя, стала прототипом барыни из рассказа “Муму”. 1840-е гг.
Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только “небольшого щенка, белого, с черными пятнами…”. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, “уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока”. “Бедной собачонке было всего недели три…”
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, “а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами”.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
“Испанской породы” – это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и “настоящих испанок”, и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу “Муму”. 1900-е гг.
О том, каким именно спаниелем была Муму и как охотничий характер повлиял на ее судьбу – читайте в журнале “Родина”.
Княгиня Юрьевская со спаниелем. 1900-ые годы.
Подписывайтесь на наш канал. У нас всегда найдется самая интересная история.
Источник
Турлынин Я. Иллюстрация к рассказу И.С.Тургенева «Муму», 1900-е гг.
Иван Сергеевич Тургенев написал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 года, впервые он был опубликован в журнале «Современник». С тех пор прошло уже более 160 лет, но образ Герасима и его собачки продолжает вызывать у читателя большую гамму эмоций и чувств.
Героиня рассказа, вокруг которой строится все действие, – собачка Муму, которую дворник Герасим вытащил из Москвы-реки. Описывая выловленного щенка, И. Тургенев пишет, что
ей было примерно три недели от роду, и поначалу она была слаба, тщедушна, неказиста собой. Однако через несколько месяцев, благодаря неусыпному попечению своего спасителя, она превратилась в очень «ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
Указание на «испанскую породу» было несколько неопределенным, несмотря на уточнение про длинные уши, пушистый хвост «трубой» и белую с черными пятнами масть. Из описания можно предположить, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой или английским спаниелем. Уже в XIX в. таких собак насчитывалось несколько разновидностей. К так называемым «испанским» собакам относили и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это были собачки небольших размеров, разных окрасов, в том числе и черно-белого.
Исследователи творчества И.С. Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки было известно немного, хотя эта информация была весьма важной для сюжета произведения. Даже среди читателей рассказа проводился опрос на эту тему. Большинство из них ответили, что Муму – это дворняжка. И это вполне логично – какой же еще собаке быть у простого дворника?
Интересно, что в первой советской экранизации рассказа, вышедшей на экраны в 1959 году, Муму похожа на английского сеттера.
Кадр из фильма «Муму», реж. Е.Тетерин, А.Бобровский. Источник: https://yandex.ru
Спустя несколько десятилетий, режиссер Ю. Грымов в одноименном фильме по рассказу И.С. Тургенева, представил Муму в виде небольшой белой собачки непонятной породы.
В некоторых российских городах установлены памятники Муму. Так, в Санкт-Петербурге на Садовой улице ее увековечили в образе грустной собачки, ожидающей своего хозяина у кабака. А в Москве памятник Муму установлен у Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке. Порода собак, изображенных на памятнике, очень похожа на спаниеля.
Памятник Муму в Санкт-Петербурге. Источник: https://yandex.ru
Памятник Муму в Москве. Источник: https://yandex.ru
Во Франции Муму изобразили весьма необычным образом. В 1997 году в портовом городе Онфлер был установлен памятник знаменитой собачке с надписью «Му Му и всем жертвам любви», где она изображена с головой спаниеля, а вместо задних лап с хвостом русалки. Установку памятника спонсировал российский режиссер Ю. Грымов. В 2011 году памятник был украден, а спустя 2 года возвращен на место. В 2013 году на фестивале российского кино в Онфлере министр культуры Владимир Мединский представил возвращенную скульптуру жителям города и киноманам, съехавшимся со всей Франции.
«Му Му и всем жертвам любви», автор В. Цеслер
На самом деле, каждый читатель представляет Муму по-своему, но образ этой собачки оставит след в душе того, кто с ней познакомится, прочитав рассказ.
Источник: Тургенев И.С. Муму ; Записки охотника. – Москва : АСТ, 2018. – 317 с.
Источник