Какой породы была собака сапсан

Сейчас, смотрю, частенько мелькают статьи вроде “Столько-то исчезнувших пород собак”. И перечисляется там всяко-разно.

Вот вроде бы чего волноваться, пород ведь и так хватает. Но как-то все породы, помимо всего прочего, являются и достоянием страны, в которой их вывели. Потому как это многолетний труд, направленный на получение и закрепление породных качеств. И каждая порода очень ценна.

А исчезают они часто по дурости человечьей. Или из-за каких-то катаклизмов.

Меделян. Рисунок Марины Ефремовой. Реконструкция.

А бывает, что из-за того, что функция, ради которой эта порода выводилась, сейчас не востребована.

Хотя на мой взгляд, последняя причина крайне надуманна. Потому как вон, ротвейлеры. Собака мясника, в тележку запрягали, и она их тянула. Ну и где теперь те мясники с их телегами? А ротвейлеры ничего, работают. просто сменили сферу деятельности, ну так собаки – народ в большинстве своем умный, они это запросто.

А вертельная собака, которую сажали в специальное колесо, и она, крутя его, вращала вертел над жаровней, исчезла. Потому что, типа, исчезли те самые вертела. Ну что бедной псинке, другую какую работу не подыскали бы, что ли?

И вот во всех этих статьях и про те породы упоминается, и про эти.

Но как-то не говорится о меделянах. Они же мордаши. Старинная русская порода. Предназначались для охоты на медведя.

Меделян. Рисунок Марины Ефремовой. Реконструкция.

Размер собаки такой, что она сама с этим медведем может бороться, причем в одиночку. И ведь победит его. По росту и весу они почти совпадают. Ну понятно, что, когда на медведей стали охотиться как-то мало, и порода почти исчезла. Но ведь жалко же очень!

Есть, кстати, версия, что меделяны появились еще в домонгольской Руси. На основе молоссов, вывезенных из Италии. То есть с кане корсо они в какой-то мере родственники.

Очень красивые, колоритные, умные, причем близко к гениальному, ку молоссы. А что размерчик великоват, так в мире таких пород много, и ничего, находятся любители. Тем более, если верить дошедшим сведениям, рост в холке у них был около 90 см. Вполне сравнимо с догом и даже ниже ирландского волкодава.

Желающие могут прочесть рассказ Куприна “Сапсан”. Это, к слову, о его личной собаке.

А. Куприн и Сапсан

А кстати о волкодаве: охота на волков с собаками сейчас тоже не сильно распространена, а ирландский волкодав вполне себе живая порода. Видимо, ирландцам их породы были просто очень ценны, вот они их и сохранили.

А наши меделяны после революции 1917 года практически полностью исчезли. Не до собак тогда было.

Причем за рубежом имелись представители этой породы. Обладать такой собакой было, что называется, престижно. Тем более что стоила она примерно как хороший скакун, то есть довольно дорого.

Но там не стали продолжать разведение породы, как-то не нашлось добровольцев. Зато использовали ее крови в своих породах, например, для выведения английского и испанского мастифов, мастино и прочих гигантов.

У нас иногда появляются энтузиасты, желающие вернуть породу меделян. Для этого они пытаются использовать представителей тех пород, которым в свое время приливались крови меделян.

Вот только по сложности эта задача сопоставима с тем, как получить из омлета обратно яйца. Причем даже не те, из которых был сделан сам омлет, а те, из которых вывелась прапрапра… и так далеее бабка той курицы, что снесла яйца для омлета.

Поэтому пока ничего не получается. Но, может, когда-нибудь все-таки и удастся восстановить эту породу, как знать. Технологии-то не стоят на месте.

Фото из публичного доступа сети интернет.

Примечание: в хозяйстве имеются четверо детей, муж, я, три кане корсо, два японских шпица и некоторое число котов (два присутствуют постоянно, ну и еще понаехавших когда сколько).

Источник

Сапсан
Мысли Сапсана XXVI о людях, животных, предметах и событиях
Автор А. И. Куприн
Язык оригинала русский
Дата написания 1916

«Сапсан» или «Мысли Сапсана XXVI о людях, животных, предметах и событиях» — рассказ А. И. Куприна.

Содержание[править | править код]

Рассказ ведётся от лица крупной, но добродушной собаки породы меделян по кличке Сапсан Тридцать Шестой. Он рассказывает о себе и о своей породе. О своей семье в которой он живёт — Хозяине, его жене, их дочке, и пушистой кошке Кате и её котятах. О самой увлекательной вещи на свете — о косточке. О своих отношениях с другими собаками — соседским догом и маленькой декоративной собачкой, к которой он ходит в гости. О своём искреннем непонимании — почему его вытаскивают за ошейник во двор, когда он радостно прыгает вверх всеми четырьмя лапами и лает громко, как только может. О людях — обладающих странным могуществом ходящих на задних лапах, голых, носящих чужие шкуры животных, до смешного неловких и беззащитных. При этом, сравнивая поведение собак и людей, Сапсан зачастую приходит к мыслям не в пользу людей. Размышляя о непонятных ему моментах жизни, задаётся весьма философскими вопросами.

«Сапсан» — монолог собаки. Пёс не боится таких сложных вопросов, как жизнь и смерть, но ему важнее всего обдумать свои отношения с Хозяином, его дочерью, которую пес называет Маленькой, и кошкой Катей.[1]

История публикаций и редакции[править | править код]

Рукопись рассказа озаглавлена «Мысли Сапсана XXXII. О людях, животных, предметах и событиях», дата под рукописью — 16 мая 1916 года.

Впервые, в первом — черновом варианте, рассказ был опубликован без ведома автора 29 июля 1916 года в московской газете «Вечерние известия» № 1047 под названием «Мысли Сапсана II».

Второй, значительно переработанный вариант рассказа, был опубликован в 1917 году в первом выпуске альманаха «Творчество», под названием «Мысли Сапсана XXVI о людях, животных, предметах и событиях», и с посвящением кинологу В. П. Приклонскому.

Читайте также:  Какое лакомство нужно для собаки при дрессировке

В 1921 году Куприн снова переработал рассказ (был дописан эпизод смерти Сапсана, а сцены, рисующие любовные свидания Хозяйки заменены) и опубликовал его в парижском детском журнале «Зелёная палочка» (№ 1) под названием «Сапсан». В этой же редакции рассказ был включён в вышедшее в 1958 году в Москве Собрание сочинений в 6 томах.[2]

В поздних изданиях рассказа содержится адаптированный вариант для детей «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях» в котором исключены ряд мыслей и эпизод смерти героя.

Критика[править | править код]

Историк литературы А. А. Волков назвал рассказ тонким и трогательным.[3]

Литературовед Ф. И. Кулешов отметил, что автор отразил в суждениях Сапсана свои взгляды:

Куприн заставляет своего «героя» — старого пса Сапсана — высказать несколько очень верных мыслей о людях, животных, предметах и событиях. Ему свойственны чувства крепкой привязанности и трогательной любви к детям, глаза которых всегда «чисты, ясны и доверчивы», особенно к маленькой дочке хозяина, которую Сапсан так мужественно спасает от укуса бешеной собаки. Умный, добрый старый пес презирает хозяйку дома и терпеть не может ее любовника Сержа, потому что оба они лживы, грубы, распутны. Сапсан вообще негодует на злых и неблагодарных людей, которые обижают «маленьких и слабых», он против жестокости и бесчеловечия, столь часто встречающегося в семье и обществе двуногих животных. И, читая эти строки рассказа, чувствуешь, как бесконечно дороги самому Куприну глубоко гуманные, человечные мысли и благородные переживания его необычного «героя». За рассуждениями Сапсана угадывается он сам — добрый, чутко улавливающий малейшую фальшь и неискренность в людских отношениях.

— профессор, доктор филологических наук, Ф. И. Кулешов, монография «Творческий путь А. И. Куприна», 1987 год[4]

По поводу включения в Собрание сочинений писателя рассказа в редакции 1921 года В. Н. Афансьев писал:

Но редакция 1921 года, кстати сказать во многом ухудшившая рассказ, — это результат приспособления произведения к пониманию юного читателя. Такие переделки осуществлялись Куприным и раньше, но они не закреплялись самим писателем как последний, окончательный вариант произведения. Думается, что и в данном случае не было достаточных оснований брать в качестве основной редакцию, предназначенную для юного читателя.

Прототипы[править | править код]

Сапсан[править | править код]

Александр Куприн и Сапсан. Фотография, подаренная И. Бунину

Герой рассказа меделян Сапсан реально существовал — это одна из собак А. И. Куприна, его любимец. Широко известна фотография А. И. Куприна с Сапсаном.[6]

У Куприна было несколько собак, вначале пёс по кличке Малыш, потом два сенбернара, и около 1912 года к ним добавился Сапсан — щенок был спасён с царской псарни:[7]

В псарне великого князя Михаила родились щенки, редкой породы. Заведующий псарней, хороший знакомый Куприна, дал ему знать об этом счастливом событии. Один из новорожденных был совсем хилым и слабеньким, и его хотели утопить как недостойного вступить в почетную великокняжескую свору, которую тренировали для охоты на медведей. Отец упросил отдать ему щеночка. Крохотное существо выкармливали из соски, давали ему толченые кости и рыбий жир. Назвали его Сапсаном. Потом он стал большой «щенок опятиног», как называл папа всех неуклюжих подростков в переходном возрасте.

Знакомый Куприна, подаривший ему щенка — видный кинолог В. П. Приклонский, занимавшимся изучением и разведением редкой породы собак меделян. Из статьи В. Приклонского «Меделяны» (журн. «Наши собаки», 1914, № 1) писатель заимствовал и гипотезу о происхождении этой породы, однако, Куприн был знаком с этой версией и раньше, более того — в примечании к этой статье Поклонсого указано, что «гипотезу В. П. Приклонского о происхождении слова „меделян“ приветствуют известные писатели А. И. Куприн и А. Н. Будищев».[9][10]

Куприн жил в Гатчине в доме № 19 по улице Елизаветинской (ныне этого дома нет, на его месте построен дом № 21 по улице Достоевского[11]), гулял с Сапсаном в Приоратском парке.[7] Одно событие, связанное с Сапсаном, даже описывалось в местной гатчинской газете: о том как ночью во двор забрался вор, а Сапсан загнал его в сарай и продержал там всю ночь.[8]

Сам А. И. Куприн в 1923 году в воспоминаниях рассказывал о собаке:[12]

В Гатчине у меня росла, с трехмесячного возраста, прекрасная собака, — меделянский пес по имени Сапсан IV. В выписи из родословной книги у него числилось одиннадцать прямых предков, и около имени каждого из них стояла отметка: брал медведя «по месту».

Обыкновенно, собаки эти редкой, ныне бесследно исчезнувшей породы, с юных лет воспитываются на злобность, ради специальных охотничьих целей, хотя смелость, великодушие, ум и доброта — их прирожденные качества. Сапсан IV прошел в нашем доме совсем другую школу; школу, основанную на ласке, внимании и доверии. К его двум годам, он весил 4 пуда и когда, стоя, клал мне передние лапы на плечи, то превышал меня головой. Однако, ко всему маленькому — к собакам, кошкам, — однажды даже к раненному воробью, — он был учтив и уступчив. Был случай: злой тойтерьер загнал его под диван. Дети очень любили, когда он неуклюже вступал в их игры. Старая охотничья кровь загоралась в нем только лишь при виде крупных животных: козлов, коров, лошадей и — в особенности — автомобилей.

Однако, дочь писателя Ксения в своих воспоминаниях описывает обратный рассказу случай, когда Сапсан набросился на неё, и отмечает, что она его боялась, Сапсан никогда не позволял ей с собой играть, в отличие от добродушных сенбернаров, действительно позволявших девочке многое:

Но характер у Сапсана уже тогда был независимый и гордый. Кроме отца, он никого не признавал, был серьезным и не позволял с собой никакой фамильярности не только со стороны чужих, но и со стороны членов семьи. Сапсан никогда не играл со мной, а я никогда бы и не решилась таскать его за хвост или впрягать в санки. Эти игры мне позволяли лишь добродушные сенбернары. Я его боялась, хотя у нас в доме всегда было много собак.

У отца с Сапсаном были свои разговоры, секреты, ссоры, примирения.

Кончилась жизнь Сапсана трагично. Однажды он пропал. Его долго искали, наконец нашли за городом: сильное благородное тело собаки лежало в мусорной яме. Кто-то заманил его пищей и застрелил в висок. Отец тяжело переживал смерть своего друга. Когда он сильно горевал, то сжимал зубы до скрежета, и его глаза смотрели куда-то вдаль.

Катя[править | править код]

Кошка Катя — также реальная гатчинская питомица Куприна. Помимо рассказа «Сапасан» она послужила прототипом кошки из рассказа «Ю-Ю» (позже Куприн даст кличку Ю-Ю из рассказа двум своим питомцам: парижским коту Ю-Ю и кошке Ю-Ю-вторая). В рукописи этого рассказа описана достоверная история расставания с кошкой: в 1918 году Куприны уезжая подарили её упрашивающему продать кошку куму кухарки, который отвёз кошку в деревню под Гдов и через год в письме кухарке кланялся жене Куприна за кошку:[8]

«…кошка ихня, такой у нас красивой в деревне и не видали. Все бы хотели от неё котеночка, но она с нашими котами не знается. Гордо себя против их держит».

Издания[править | править код]

В составе сборников и собраний сочинений:

  • Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях (текст по редакции 1916 года «Мысли Сапсана XXXII. О людях, животных, предметах и событиях») // А. И. Куприн — Сборник «Храбрые беглецы. Рассказы для юных читателей», 1928 г. — 238 с.
  • Сапсан // А. И. Куприн — Ю-ю (авторский сборник) — М.: Детгиз, 1961 — 64 с. — стр. 44-50
  • Сапсан // А. И. Куприн — Рассказы — М., «Детская литература», 1968 — 64 стр. (400 000 экз.)
Читайте также:  Какие породы собак приобретают для детей

Отдельные издания:

  • Сапсан: рассказ / А. И. Куприн; худож. М. Майофис — М.: Малыш, 1984 — 16 с.
  • Сапсан: рассказ / А. И. Куприн; худож. М. Майофис — М.: Малыш, 1988 — 16 с.
  • Сапсан: рассказ / А. И. Куприн; худож. М. Майофис — М.: Нигма, 2014 — 16 с.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ литературовед, доктор лингвистики, профессор Хельсинкского университета Бен Хеллман — Сказка и быль: История русской детской литературы, 2016
  2. ↑ Куприн А. И. — Собрание сочинений. В 6 т. Т.5 : Произведения. 1914—1928 — М.: Гослитиздат, 1958. — 796с.
  3. ↑ Волков А. А. — Творчество А. И. Куприна // Издание второе — Москва: Художественная литература, 1981 — с. 360
  4. ↑ Ф. И. Кулешов – Творческий путь А.И. Куприна, 1907-1938 – Издательствово «Университетское», 1987 – 317 с. – стр. 158
  5. ↑ В. Афанасьев – Новое собрание сочинений А. И. куприна // Журнал «Вопросы литературы» – Выпуски 1-4, 1959 – стр. 224
  6. ↑ публиковалась, например, в «Аргус», 1917, № 1, «Огонек», 1957, № 34, «Неделя», 1960, и др.
  7. 1 2 Миленко Виктория Дмитриевна — Куприн: Возмутитель спокойствия — Москва: Молодая гвардия, 2016 (Серия: Жизнь замечательных людей)
  8. 1 2 3 4 Куприна Ксения Александровна – Куприн — мой отец
  9. ↑ Примечания к Куприн А. И. — Собрание сочинений в девяти томах. Том 6 — Москва: Правда, 1964 — с.472
  10. ↑ Примечания к Куприн А. И. — Собрание сочинений, Том 7 — Художественная литература, 1973 — стр. 592
  11. ↑ Алёна Тришина (старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна города Гатчина) — К 215-летию Гатчины — Та ли это Марья Ивановна?! // Гатчинский журнал, № 30, 11.09.2011
  12. ↑ Куприн А. И. — Пёстрая книга. Несобранное и забытое — Пенза, 2015—628 с. — стр. 95

Источник

Собакам знаменитых писателей и поэтов повезло: их имена остались в веках. Чьей собаке посвятил стихотворение Сергей Есенин? Что связывает Маяковского и беспородного щенка?

Антон Павлович Чехов

Любимой породой Чехова была такса. В его любви к ним чувствуется нрав сатирика. Ведь такса – пародия на собаку, хотя и добрая, и забавная. Первых двух его такс звали по-врачебному: Бром и Хина. Брата Антона Павловича, Михаил, писал в своих воспоминаниях:

Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам бы лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б». Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома. Он также ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха.

Владимир Маяковский

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» – пожалуй, во всей мировой литературе – мы найдем у Маяковского:

Я люблю зверье.
Увидишь собачонку –
тут у булочной одна –
сплошная плешь, –
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!

О своей первой собаке Щене, помеси дворняги с сеттером, которую подобрал щенком на улице, он говорил: «Мы с ним крупные человеческие экземпляры». В своих воспоминаниях о Маяковском Лиля Брик писала:

Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький.

Маяковский против «клички» не был — в письмах к любимой женщине он так и подписывался — «Щен», «Щеник», «Счен». О совместном житье с Бриками и собачкой Маяковский написал в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. / Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник».

После Октябрьской революции любимцем Владимира Маяковского стал французский бульдог . Из поездки во Францию в 1920 году поэт привез своего бульдога, которого назвал Булькой. Верная Булька жила у поэта на правах любимого члена семьи долгие годы и оставалась со своим хозяином до самого последнего его дня. Маяковский брал бульдожку во все поездки, расставаясь с ней только в редких случаях, когда на то вынуждали обстоятельства.

Читайте также:  С какой силой тянет собака

Говорят, Лиля Брик тоже души не чаяла в собаке. Маяковский представлял всем Бульку как их общего питомца. Булька не раз приносила щенков поэту, которых тот старательно выхаживал и раздавал знакомым, пристраивал у друзей и соседей. В день смерти Маяковского Булька и ее щенки тоже были в квартире. Неизвестно, кто взял к себе собаку после смерти хозяина. Было бы логично предположить, что заботиться о Бульке стала Лиля Брик, но таких свидетельств современники не оставили.

Михаил Пришвин

Все собаки Пришвина были охотничьих пород: лайки, пойнтеры, легавые, сеттеры, спаниэли – натаска была для него увлекательным, важным и интересным делом. Собаки занимали в его жизни и творчестве очень большое место – он их любил, и писал о них: «Собаки вывели меня в люди».

Николай Некрасов

Самую известную собаку Некрасова звали Кадо, это был черный пойнтер. Она трагически погибла на охоте, в нее по ошибке выстрелила жена Некрасова. Для хозяина смерть была настоящим ударом. Похоронили Кадо в имении у дома. На могиле положили плиту из гранита. Николай Алексеевич подолгу стоял возле нее.

Русский поэт любил собак настолько, что посвятил им стихотворение:

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Когда собака с человеком рядом,
уходит из души по каплям зло.
она всегда поймет вас с полувзгляда,
наполнит дом уютом и теплом.

Когда потреплют нас в житейской драке
и кажется- напастям нет конца,
зализывают раны нам собаки
и слезы слизывают с нашего лица.

Так пусть же Человек- венец творенья,
каких бы в жизни ни достиг вершин,
склонит чело с любовью и почтеньем
к четвероногим врачевателям души!

Сергей Есенин

«Собаке Качалова» — именно так называется известное всем стихотворение Сергея Есенина. Знакомство поэта с Василием Качаловым, ведущим актером труппы Станиславского, состоялось в марте 1925 года. Вспоминая об этой встрече, Качалов писал: «Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» — бормотал Есенин с широко расплывшейся по-детски лукавой улыбкой».

Василий Качалов с Джимом

В этот вечер Есенин и Качалов проговорили до утра, вместе с другими гостями им внимал Джим. Василий Иванович написал об этом так: «Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». Свое слово Есенин сдержал: в те же мартовские дни 1925 года он написал стихотворение «Собаке Качалова». И даже потом сам торжественно прочитал его псу!

Александр Куприн

Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно — собак. Не случайно собаки появляются и во многих известных его рассказах: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка». В своих воспоминаниях о Куприне Лидия Арсеньева пишет: «В его квартире на стене висел портрет Сапсана — огромной собаки-меделяна, рискнувшей своей жизнью, чтобы спасти жизнь маленькой Кисы — дочки Куприна.

Александр Куприн с Сапсаном

О «династии» Сапсанов, о его предках, Куприн мог говорить часами, и говорил так увлекательно, что однажды Елизавета Маврикиевна, которая знала все подробности и этого рассказа, и событий, присела «на минутку» послушать и так заслушалась, что опоздала открыть свою библиотеку. Куприн действительно любил и понимал животных, не наделяя их человеческими побуждениями и психологией, вникал в их мир и сердце. Исключительное терпение и ласка были у Куприна по отношению к животным. Он всегда старался понять, почему животное капризничает, не слушается, злится. «Эти господа четвероногие, — говорил Куприн, — никогда и ничего без причин не делают. Надо понять причину, устранить ее, и тогда животное будет вас слушаться». Широко известна фотография писателя с его любимой собакой Сапсаном — огромным псом меделянской породы. Именно этот пес является героем рассказа Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

Источник