Какой породы была собака у шапокляк
Я встретил его случайно в тверской электричке, по дороге на дачу.
Всю дорогу, все три часа, он сидел в углу вагона под лавкой, периодически поглядывая в мою сторону. А я поглядывал на него. Когда на конечной вагон опустел, он так и остался сидеть там в углу. Я не спешил, до электрички на Бологое оставался ещё час с лишним.
– Ты чьё? – просто так спросил я, присев напротив.
Он втянул голову в плечи, вытаращил глаза, и неожиданно сделал лужу.
– Ах ты! Что, потерпеть не мог?
Я протянул руку, взял его за шкирку, и вытащил из-под лавки. От молчал, только громко хлопал глазами с длинными белёсыми ресницами.
– Конечная, братан. Приехали.
Однако стоило разжать пальцы, как его будто на резиночке затянуло обратно под лавку. Только нос и два глаза с любопытством торчали наружу.
– Ну, хорошо.
Я открыл рюкзачок, и достал пакет. В пакетике лежали две сосиски, и два куска булки. Это был мой обед. Я как раз планировал найти где нибудь укромный уголок и подкрепиться. При виде пакетика он снова громко хлопнул глазами и сглотнул.
– Смотри. Тебе половина, и мне половина. – сказал я и положил перед ним одну сосиску и кусок хлеба.
Сосиска исчезла сразу. Пока он дожевывал булку я убрал свою долю назад в рюкзак, и поднялся.
– Ну, пока, братан. А то в депо уедем. – сказал я и направился к выходу.
Он сидел уже там, на перроне. Ждал напротив двери, слизывая хлебные крошки с усов.
– Делов не знаю. – бросил я на ходу, и равнодушно прошел мимо.
Он бежал рядом, не отрывая взгляда от рюкзака. Так мы дошли до крайней лавки.
– Тьфу на тебя, сволочь. – сказал я, снова достал пакет, и вывалил перед ним остатки. Пакет скомкал, показал ему, и демонстративно затолкал в мусорку.
– Это всё. Понял?
Потом посмотрел на часы и отправился в город на поиски еды. Есть хотелось как из пистолета, а ехать ещё было ого-го. Да и в конце меня не ждал накрытый стол.
Уже в переходе я почувствовал какое-то неудобство при ходьбе. Знаете, когда жвачка прилипнет к ботинку. Вроде и не мешает, и в то же время испытываешь постоянный дискомфорт. Я глянул вниз. Он бежал рядом, прилипнув к левой кроссовке.
Даже неуклюжий бег свой он старался соразмерять с движением ноги, перемещаясь из-за этого какими-то сумасшедшими рывками. Наверное у встречных создавалось впечатление, что щенок норовит вцепиться мне в ногу.
Это его подобострастное неравнодушие к моей кроссовке вызывало просто таки непреодолимое желание остановиться, и отвесить ему хорошего пинка. Только постоянное присутствие посторонних сдерживало меня от этого привлекательного мероприятия. Стараясь не обращать на него внимания я вышел в город, и направился к летнему кафе.
Еда в кафе была омерзительна как по форме, так и по содержанию. Такая еда при всех своих недостатках имеет одно неоспоримое преимущество – ею очень быстро наедаешься. Всё время пока я ел он сидел где-то под столом, не подавая признаков жизни. А я внимательно изучал окрестности, прорабатывая пути отхода. Расположенный неподалеку пристанционный рынок был идеальным местом для того, что бы сбить любого хвоста.
Кой-как перекусив я собрал остатки еды на пластиковую тарелку, прихватил ещё объедки с соседнего столика, отошел за угол, и поставил тарелку под дерево на траву. Мне нужно было выиграть время. Всего минутку. Что бы эта тварь отлепилась от моего ботинка. И пока он с громким чавканьем и хрустом, хлопая ушами по траве, засасывал в себя содержимое тарелки, я скрылся среди палаток.
Мой план удался. Ура-ура! Незамеченным пройдя сквозь торговые ряды я купил по дороге кой-какой еды, вышел с другой стороны, и что бы хоть как-то убить время направился к ближайшему магазину.
Я стоял у прилавка, рассматривая что-то в витрине, когда над ухом раздался отвратительный скрипучий голос.
– Молодой чеаэк! У нас с собаками нельзя!!!
Я посмотрел вниз. Он сидел задрав голову, и из одной ноздри у него стекала сопля, а из другой торчала недоеденная макаронина.
– Это не моя. – сказал я, брезгливо отстранившись.
– А чья?
– Откуда я знаю?
В этот момент он громко чихнул. Макаронина покинула нос и со свистом улетела куда-то за прилавок.
– Будь здоров! – сказал я чихнувшему, а продавщице добавил:
– Видите? Правду не моя.
– А ну-ка пошла вон! – зашипела тётка через прилавок и топнула ногой.
Он подпрыгнул, вытаращил глаза, спрятался за мою ногу, присел, и сделал лужу.
– Ах ты! – страшным голосом завопила тётка, и рванула в зал. Я думал она снесёт прилавок, потому что габаритами явно превосходила проход, но она проскользнула по нему как пуля по стволу и кинулась к нам. К ней на помощь уже бежали с разных концов магазина ещё две таких же колобушки.
Аккуратно переступив через лужу, я как ни в чем ни бывало направился к выходу, с удовольствием прислушиваясь, как сзади три толстых тётки с матом гоняются по магазину, гремя и роняя торговое оборудование и товары народного потребления.
Он догнал меня уже у станции. Его и без того придурковатый экстерьер от гонок с тётками и следов мокрой швабры приобрёл какой-то совсем уж залихватский вид. Меня разобрал смех.
– Ну ты и придурок! – ржал я. – Таких придурков ещё поискать. Свалился на мою голову.
Мы прошли подземным переходом в обратном направлении и спустились на низкую платформу. Электричка на Бологое уже стояла под парами. Я запрыгнул в тамбур и оглянулся.
Он попытался проделать то же самое, уцепился кривыми лапами за нижнюю ступеньку, попытался подтянуться, сорвался, перевернулся в воздухе, и упал на спину. Полежал, удивлённо тараща глаза, попробовал проделать то же самое ещё раз, снова треснулся, и жалобно заскулил.
– Вот так вот, дружище! Пока-пока! – сказал я злорадно, показал ему язык, и поправив на плече рюкзачок, прошел в вагон.
До самого отправления я настороженно прислушивался, не раздастся ли со стороны двери знакомое хлопанье ушами, и только когда машинист объявил “Осторожно, двери закрываются! Следующая станция Пролетарская!” – вздохнул с облегчением. Наконец можно было расслабиться и насладиться одиночеством битком набитого вагона.
И вдруг, буквально за секунду до того, как лязгнули двери, из тамбура раздался отвратительный писклявый девичий голос.
– Ути мой масенький! – с омерзительным присюсюкиванием сказал он. – Не можешь забраться?! Давай я тебе помогу! Ты мой халосый! Забыли тебя, да?
“Твою мать!” – сказал я про себя. И тут другой голос, пропитой и хриплый, прокашлял.
– Забыли, как же! Специально бросили! Сволочи! Убивать надо таких! Заведут собаку, и бросят! Хоть бы один мне попался, я б ему!
Народ в вагоне стал с интересом прислушиваться к происходящему в тамбуре. Я незаметно втянул голову в плечи. По проходу шла стайка девчонок-студенток, а меж их ног радостно семенил, подметая ушами пол, сами понимаете кто.
Когда стайка с шумом прошелестела мимо, я уже решил, что пронесло. Но пробежав по проходу пару метров он вдруг встал как вкопанный, завертел башкой, и сдал назад. Пометавшись между лавками обнаружил мой левый кроссовок, облегченно вздохнул, и забрался под лавку.
Народ в вагоне стал недружелюбно косится в нашу сторону. Что бы как-то продемонстрировать окружающим, что я не имею к этому ровным счетом никакого отношения, я подобрал ногу, топнул, и громко сказал “Кыш!”, стараясь при этом изобразить на лице вид гордый и непричастный.
– Дядя, дядя! – сказала вдруг маленькая девочка напротив, и ткнула пальцем мне между ног. – Ваша собачка описалась!
Я опустил глаза и увидел, как из-под кроссовок бежит тонкий ручеёк. Пару секунд тупо понаблюдав за навигацией я молча встал, взял рюкзак, и пошел в другой вагон.
Через пару шагов по левой кроссовке радостно захлопали чьи-то уши. Даже не оборачиваясь я знал, что за нами по проходу тянутся мокрые следы. Два с симпатичным рисунком – от моих кроссовок, и четыре от его отвратительных кривых лап.
* * *
Мы назвали его Гена. Не знаю почему. Надо же было его как-то назвать. Наверное сперва это был крокодил Гена, потом крокодил отвалился, потому что крокодила он напоминал мало.
Знаете, ни до ни после я не встречал настолько трусливой собаки. Я даже не представлял, что такие существуют. Он пугался всего. Любого стука, крика, шороха. Хлопнет дверь, гавкнет пёс, засигналит машина, сорвётся с крыши ворона, – Гена тут же спрячется за ногу и сделает лужу.
Исключительно по этой причине от избы он был отлучен. Так и болтался целый день по участку. Единственным его развлечением было общение с соседкой. Это не передать. Это надо было видеть.
Сзади к нам примыкал участок ужасно сварливой и скандальной бабули. Она с нами не разговаривала, не здоровалась, а едва завидев злобно шипела и бубнила какие-то проклятия. Никакого повода для такого отношения мы не давали, просто так она относилась ко всему окружающему миру.
Давно, когда мы только купили участок и устанавливали дипломатические отношения соседями, нам пришла в голову идея пригласить эту одинокую старушку на чай с тортиком. Результатом этого опрометчивого поступка стало заявление в милицию о том, что мы хотим её отравить с целью завладеть земельным участком.
Тортик в результате съел участковый, который ознакомил нас с заявлением, и ввёл в курс некоторых местных особенностей межличностных отношений. Ещё он сообщил по секрету, что соседка наша известна далеко за пределами садового товарищества под именем старухи Шапокляк. Больше мы с этой бабулей ни в какие контакты не вступали.
Занималась она обычно тем, то круглый день ковырялась на своём огороде, постоянно что-то злобно бубнила себе под нос, и периодически оглядывалась в поисках кого нибудь, кому можно испортить настроение.
И вот они с Геной внезапно нашли друг друга. С утра, едва завидев в огороде соседку, Гена бежал к меже, и начинал через межу на неё лаять. Собственно, эта бабуля была единственным объектом, на который Гена осмеливался лаять вообще.
Соседка тут же начинала лаять на Гену в ответ. Она обзывала его всякими нехорошими словами, и скликала на его голову все кары, какие могла придумать. Так они целый день, с перерывом на обед, лаялись. Иногда соседка, копаясь в грядках, находила какой нибудь камень, или старую картошку, и запускала в сторону Гены.
Попасть ей ни разу не удалось, да она наверное и не пыталась. Но каждый раз при обстреле Гена с визгом мчался в поисках ближайшей ноги, прятался за неё, и обоссывался. Если ноги поблизости не оказывалось, он с тихим визгом обоссывался там же, на месте. Соседке это весьма нравилось.
Прожил Гена у нас на даче месяца два, или три. И исчез так же негаданно, как и появился.
Пару раз в неделю мы ездили в город на рынок за продуктами. Для этого нужно было дойти до станции, и там сесть либо на электричку, либо на рейсовый автобус. Кто бы ни отправлялся в эту командировку, Гена неизменно сопровождал. Но только до станции. И там ждал возвращения.
В один прекрасный момент мы вернулись с рынка, и Гену на месте не застали. Странно. Может быть вернулся на дачу? Такого с ним никогда раньше не случалось, но вдруг? Нет, на даче его не было тоже. Ну, где-то бегает, решили мы. Собачье дело такое. Набегается, придёт.
Он не пришел. То есть мы его больше никогда не видели. Я для очистки совести ещё пару раз сходил на станцию, и по дороге на рынок какое-то время шарил глазами по окрестностям. Но скорее по привычке., чем с надеждой.
Сказать, что мы не расстроились – ничего не сказать. Это был настолько бессмысленный и никчемный пёс, что кроме стыда за него он не вызывал никаких эмоций. И исчезновение его мы восприняли скорей с облегчением, а я так и вовсе с некоей долей тихого злорадства. Как после отъезда изрядно надоевшего родственника.
– Я думаю, – сказала жена, – что он нагостился. Погостил-погостил, и отправился дальше. Я думаю почему-то, что он сел на электричку и уехал. Вот так же привязался за кем-то, и укатил.
Вполне возможно,. Как бы то ни было, ни радости от его появления, ни печали по поводу исчезновения этого несуразного явления животного мира никто не испытал.
Только день на третий наверное, или где-то так, я собирался на рыбалку, когда меня неожиданно окликнула сварливая старуха. Мало сказать, что я удивился. Впервые за несколько лет я услышал её членораздельную речь. Я подошел к меже и поздоровался.
– А вот это… – человечий язык давался старой ведьме с явным трудом.
– Что? – уточнил я.
– Дак собачка тут у вас была. Я её што-то не вижу.
– Пропала собачка. Убежала куда-то.
– Убежала… – эхом повторила старуха – Ай-ай… Жаль… А я ей тут косточек приготовила.
“Человечьих?” – хотел спросить я, но старуха меня опередила.
– Куриных косточек, сладких! Жалко…
Потом вздохнула, пожала плечами, и печально поплелась на свой огород.
Источник
 îäíîì èç ìîñêîâñêèõ ïîäâîðîòíåé æèëà ñòàðóøåíöèÿ ïî ïðîçâèùó Øàïîêëÿê. Êòî òî èç ñîñåäåé å¸ äîìà î÷åíü òî÷íî äàë åé òàêîå ïðîçâèùå. Îíî òàê âúåëîñü ê íåé, ÷òî å¸ òàê çà ãëàçà âñå è íàçûâàëè. Ïî âíåøíîñòè îíà íàïîìèíàëî áóêâó “Ç,” òàêàÿ æå ñîãíóòàÿ â òðè ïîãèáåëè, íåñíîñíàÿ, êàê ïåðñîíàæ èç ìóëüòôèëüìà “×åáóðàøêà è êðîêîäèë Ãåíà.” Áûëî åù¸ îäíî ñîâïàäåíèå èç ìóëüòôèëüìà, ó íå¸ áûëà ñîáàêà âûòÿíóòûé îãðûçîê òàêñà Ëàðèñêà. Êòî å¸ çíàåò, ìîæåò îíà ñïåöèàëüíî òàê íàçâàëà å¸, íî îíà ñ òàêèì èìåíåì áåãàëà ó íå¸. Ÿ ñòàðûå ïîäðóæêè îòîäâèíóëèñü îò íå¸ è çà å¸ èñïîðòèâøåãîñÿ ê ñòàðîñòè õàðàêòåðà. ×òîáû êàê òî ðàçíîîáðàçèòü ñâîþ æèçíü, òàê êàê îáùàòüñÿ åé áûëî íå ñ êåì, îíà çàáàâëÿëàñü òåì ÷òî îòðàâëÿëà æèçíü ëþäÿì âî äâîðå.
Âîò âî äâîðå ïîÿâèëàñü ìîëîäàÿ îñîáà ñ äåòñêîé êîëÿñêà, êîòîðàÿ åù¸ íå îòâåäàëà êîëêîñòè ñòàðóøåíöèè. Îíà ïðèñàæèâàåòñÿ íà òó æå ñêàìåéêó ÷òî è áàáóëÿ. Çäåñü æå Ëàðèñêà ïî êîìàíäå, êàê îáû÷íî îíà äåëàåò, ïîäíèìàåò íîãó è ìåòèò êîëÿñêó ñîñåäêè. Äåâóøêà äåëàåò çàìå÷àíèå ïîæèëîé äàìå.
-Çà÷åì æå âû çäåñü âûãóëèâàåòå ñîáàêó, íà äåòñêîé ïëîùàäêå?
-À, ìíå, ãäå ïðèêàæåøü ñ íåé ãóëÿòü, ó ìåíÿ íå õîäÿò íîãè, åëå ñþäà äîïëåëàñü.
-Ìíå êîëÿñêó ìûòü çà âàøåé ñîáà÷êîé.- Äåâóøêà âñìàòðèâàåòñÿ â ñîñåäêó ïî ñêàìåéêå è âñïîìèíàåò å¸.
– Âû òàê ñïåøèëè ñ óòðà, çà âàìè ÿ åëå óãíàëàñü â ìàãàçèí, ïóëåé ì÷àëèñü íà âñåõ ïàðóñàõ.
-Íó, è ÷òî óñòàëà, èìåþ ïðàâà îòäîõíóòü, ïîñèäåòü íà ñêàìåéêå. Íå óñòðàèâàåò, âîí ìîëîäûå ìàìî÷êè ñòîÿò â äðóãîì êîíöå äâîðà. Íå ñåðäè ñîáà÷êó, îíà ãëÿäÿ íà ìåíÿ, ìîæåò è çóáêè ïîêàçàòü.
-Ïîíÿòíî, ïî÷åìó îíè òàì ñòîÿò, íå ñèäÿò ñ âàìè. Âðåäíàÿ æå âû îñîáà.
Äåâóøêà âñòàåò è èä¸ò â êîíåö äâîðà, ñòîÿòü ñòîëáîì êàê âñå. Ñòàðóøåíöèÿ ñ óäîâîëüñòâèåì ñàäèòñÿ ïî ñåðåäèíå ñêàìåéêè, ñ åõèäñòâîì ñìîòðèò â ñòîðîíó óõîäÿùåé äåâóøêè.
Òåì âðåìåíåì äåòè çàòåâàþò èãðó â áàñêåòáîë, ñîáà÷êà ìåòíóëàñü çà ìÿ÷èêîì, êðóòèòñÿ ïîä íîãàìè. Îäèí íå óäåðæèâàåòñÿ íà íîãàõ, ïàäàåò ñìåò¸íûé ñîáàêîé. Áàáóëÿ ñìå¸òñÿ íåóäà÷è ïîäðîñòêà. Ðîìà ïîäõîäèò ê õîçÿéêå è ïðîñèò çàáðàòü ñîáà÷êó.
-Íó, îíà òîæå õî÷åò ñ âàìè ïîðåçâèòüñÿ, ïëîùàäêà äëÿ âñåõ.
-Íî, îíà ìåøàåòñÿ ïîä íîãàìè, ñáèâàåò ñ íîã.  ïðîøëûé ðàç òîæå íå äàëà ïîèãðàòü íàì. Âû, áû åé êóïèëè ìÿ÷èê, ïîèãðàëè ñàìè ñ íåé.
-Íå ãîâîðè ÷òî ìíå äåëàòü ñâîåé ñîáàêîé, èäè ãóëÿé, ñëåäóþùèé ðàç ïîèãðàåòå.
Çäåñü ïðîõîäèë ìèìî îòåö Ðîìàíà, áàáóëÿ ñú¸æèëàñü, æäåò ñëîâåñíîé ïåðåïàëêè ñ íèì. Èãîðü áûë õîðîøåì ðàñïîëîæåíèÿ äóõà, çàõîòåë ÷åì íèáóäü çàäîáðèòü ñòàðóøêó, êîòîðàÿ ñî âñåìè íà øòûêàõ. Åìó óæå ãîâîðèë ñûí ïðî ýòó ñèòóàöèÿ âî äâîðå. Äîáðî ðîæäàåò äîáðî, ìîæåò ïîìÿã÷å áóäåò âî äâîðå âåñòè ñåáÿ.
-Ñàðà, âñ¸ âîþåøü. Ïîéä¸ì ÿ òâîè êðàíû ïîñìîòðþ, íåáîñü âñå òåêóò,- îí ðàáîòàë ñëåñàðåì â äîìîóïðàâëåíèè.
-Èä¸ì, ìèëîê, ïîñòàâèøü íîâóþ ïðîêëàäêó íà êóõíþ â êðàí. Îí ó ìåíÿ òå÷¸ò.
Èãîðü äóìàåò, õîòü, äåòè ïîãóëÿþò ñïîêîéíî áåç íå¸.
Ïîäíèìàþòñÿ ê íåé â êâàðòèðó, îòêðó÷èâàåò êðàí, îí ðàññûïàåòñÿ íà ãëàçàõ.
-Âñ¸, áàáóëÿ, êðàí ïðèêàçàë äîëãà æèòü.
-Äà, åñëè áû òû åãî íå òðîãàë, îí ìíå åù¸ äåñÿòü ëåò ïðîñëóæèë. Ïîäóìàåøü, êðàí ïîäòåêàë.
-Äà, ýòî êèòàéñêîå áàðàõëî, äîëãî íå ñòîèò, ïîòîï áû óñòðîèëà ñîñåäÿì.
-È, ÷òî, èñïîðòèë, ñòàâü íîâûé. ß ñ òåáÿ íå ñëåçó, áåç âîäû îñòàâèë.
Èãîðü ïîíèìàåò, ÷òî ïîïàë.
– Õîðîøî, ñêëåþ ýïîêñèäêîé, áóäåò ñòîÿòü êàê íîâûé, – ñòàâèò çàãëóøêó è çàáèðàåò ñîáîé êðàí.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ áàáóëÿ õâàòàåòñÿ, çàáûëà ñïðîñèòü, êîãäà êðàí óñòàíîâÿò îáðàòíî íà ìåñòî. Ñêîëüêî åé æäàòü. Ïîäíèìàåòñÿ ê ñîñåäó íà ýòàæ, çà íåé óâÿçûâàåòñÿ å¸ ñïóòíèöà ñîáà÷êà ñëåäóþùàÿ çà íåé âåçäå õâîñòîì. Çâîíèò â äâåðü áåç ðàçðåøåíèÿ âîéòè âòèñêèâàåòñÿ â ïðî¸ì.
-Òàê, êîãäà, òû êðàí ïîñòàâèøü íà ìåñòî Èãîðü.
-×åðåç äâà äíÿ âûñîõíåò êëåé, òàê è ïîñòàâëþ.
– ×òî äâà äíÿ íà êóõíå áåç âîäû îñòàâàòüñÿ, ïîñòàâü ïîêà äðóãîé.
Èãîðü ïîíèìàåò, îáðàòíî êðàí îíà íå îòäàñò.
– ×òî ó ìåíÿ ìàãàçèí, êðàíû âåçäå âàëÿþòñÿ,- äóìàåò, êàê çàäîáðèòü ñòàðóøêó, ïðåäëàãàåò îòêóøàòü áîðùà ñ íèì.
-Ñàäèñü ñ íàìè, æåíà êëàññíî ãîòîâèò.
Çäåñü å¸ Ëàðèñêà ó÷óÿëà êîòà, êîòîðûé ïðèø¸ë ïîçíàêîìèòñÿ ñ ãîñòÿìè, âûñóíóë ñâîþ ìîðäó â ïðî¸ì äâåðè èç ãîñòèíîé êîìíàòû. Íó, è çäåñü, íà÷àëîñü. Ëàðèñêà áåãàëà çà íèì áåëêîé, ñäâèãàÿ ñòóëüÿ, ãðîìÿ ñ êîòîì âñþ êâàðòèðó. Ñî ñòîëà ñ òðåñêîì ñëåòåëà íà ïîë âàçà, ðàçáèâàåòñÿ. Êàâàðäàê îñòàíîâèëñÿ, êîãäà ñîáàêà çàãíàëà êîòà íà êîâåð, ãäå îí çàâèñ, ñ èñïóãàííûìè îòîðîïåëûìè ãëàçàìè íà íå¸.
Ñàðà äàæå íå ïûòàëîñü îòîãíàòü ñîáà÷êó îò êîòà, à ïîòèõîíüêó ïîäàëàñü íà êóõíþ, ïîåäàòü îáåñ÷åùåííûé áîðù. Ïîíÿâ, ÷òî å¸ ñåé÷àñ, âûïðîâîäÿò âìåñòå ñ Ëàðèñêîé çà äâåðü. Íàëîæèëà ñåáå òàðåëêó, ðàáîòàëà ëîæêîé êàê ïóëåì¸ò. Çäåñü ïðèáåæàëà ñîáà÷êà ê ñâîåé õîçÿéêå, âîðîâàòî ïðèñîåäèíèëàñü ê íåé, óïëåòàÿ êîøà÷üþ åäó èç åãî ìèñêè. Íàäî âàì ñêàçàòü, êîãäà õîçÿåâà âîøëè íà êóõíþ, áàáóëÿ óïëåòàëà óæå âòîðóþ ìèñêó. Êîãäà Èãîðü çàãëÿíóë â êàñòðþëþ âàðåâà îñòàâàëîñü íà äîíûøêå.
-Íó, âû è äà¸òå, âàì áû ïûëåñîñîì ó íàñ ðàáîòàòü, ÷òî ìåñÿö íå åëè?
-Áûëî âêóñíî, ñïàñèáî çà óãîùåíèå ñîñåä.
Òåì âðåìåíåì ñîáà÷êà âñþ òàðåëêó ïîä÷èñòèëà ó êîòà. Ñàðà, ïîäìå÷àåò õîçÿåâàì, ÷òî íóæíî ïî÷àùå çàõîäèòü ê íèì â ãîñòè, ÷òî æåíà âêóñíî ãîòîâèò.
– Ëàäíî, ìíå óæå ïîðà íà áîêîâóþ, ÿ ïîñëå îáåäà ñïëþ. Òàê, íå çàáóäü, ÷åðåç äâà äíÿ Èãîðü ïîñòàâèòü ìíå êðàí. Äî ñâèäàíèÿ, ÿ ïîøëà.
Çäåñü ïðèáåãàåò Ðîìàí.
– Ìàì, ÷òî åñòü ïîåñòü âêóñíåíüêîãî?
-Òû áîëüøå áåãàé, òâîé îáåä óæå ñúåëè, òû ìóæåí¸ê ïî÷àùå âñåõ âîäè. Íàø¸ë êîãî ïðèâåñòè â äîì, îò íå¸ âî äâîðå íåò ñïàñó. Ñåé÷àñ, ïîæàðþ êàðòîøêó, ïîòåðïèòå íåìíîãî.
© Copyright: Àëëà Ãðèøèíà 2, 2017
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹217020802100
Источник
Впервые в разумной жизни посмотрела целиком мультфильмы про Чебурашку. Все, я меняю свою жизненную позицию: когда постарею, я хочу быть, как Старуха Шапокляк. Это же практически Марлен Дитрих!
Хочу быть, как Старуха Шапокляк — стильной, стройной, прекрасно одетой аристократичной леди, сохранившей индивидуальность и элегантность даже при суровом коммунистическом строе, дамой наблюдательной и изобретательной, с чрезвычайно активной жизненной позицией, с энергией бешеной, будто на кокаине. Да вдобавок сохранившей мобильность, легкость на подъем — то есть здоровье всех суставов, ну и вообще общую бодрость и моложавость организма.
Не у меня одной персона этой мультипликационной героини вызывает раздумья о её прошлом.
Вот Марьяна Скуратовская, проанализировав её облик с точки зрения историка моды, пишет, что одеяние героини состоит из явно выраженных предметов одной эпохи: шляпка-шапокляк, длинные шляпные булавки, юбка-годе, жабо, кардиган, ридикюль, плюс черно-белая колористическая гамма, и этот ансамбль относится к 1930-м годам, когда Старухе Шапокляк было бы (исходя из даты выхода мультфильма) как раз около 30 лет.
«Если посмотреть на образ Шапокляк в целом, на силуэт, на аксессуары… Вот что я вам скажу. Во-первых, художник Леонид Шварцман отлично подобрал детали, которые выдают то, что старушка — „пережиток прошлого“. Во-вторых, она бы отлично вписалась в 1930-е, как этот самый пережиток, который не смог эмигрировать в Париж. И в-третьих, её костюм одобрила бы сама Шанель!», говорит она.
Вот здесь вся её статья о костюме старухи Шапокляк целиком.
Модная женщина тридцатых годов
Социальное происхождение старухи Шапокляк из «бывших» благодаря её облику считывается легко. Кем она могла бы быть? zina_korzina например, пишет: “…Я не знаю, как получилось, однако Шапокляк — это карикатура на Марлен Дитрих (брови, нос, скулы, да и одежда, собственно). А ещё такой типаж бытовал среди очень пожилых, иной раз, чудом выживших бабулек «из бывших», которым в 1971 году было аккурат 71 год. Когда-то их предки владели целым этажом где-нибудь напротив местной (тогдашней!) Думы, а потом пришли матросы-Железняки, уплотнили и заселили маменькин будуар всяким Швондером и компанией.
В 1920-х такие дамы, точнее — девушки на тот момент — если им повезло остаться в живых и на свободе — занимались танцами по методу Айседоры Дункан (при каком-нибудь ФОРТИНБРАСе); мелодекламацией при училище ваяния, физкультуры и гигиены быта; гонками на авто и угаром НЭПа в прокуренном ресторане «Фонтенбло» (бывшая закусочная купца Неуважай-Корыто и будущая столовая №14 Райкрайдрайпищеторга на улице Взятия Бастилии — бывш. Разгуляй-Камергерская). Немножко снимались в немом кино и слегка состояли в профсоюзе коммунхоза при заготфаготе.
Работали они в пиш.маш-отделе, отстукивая на пишущих, как вы понимаете, машинках, многочисленные отчёты своих боссов, носящих толстовки, набитые портфели и …взятки, завёрнутые в нечистый носовой платок для конспирации. Девушки-Шапоклячки любили посещать синематограф, где им показывали красивую жизнь с участием Дугласа Фербенкса, Лиа де Путти и Монти Бенкса. Потом — уже в 1930-х — Сhapeau Сlaque с горя выходили замуж за начальников того самого Райкрайдрайпищеторга и ехали с ними на курорт.
После того, как начальников сажали за растрату и загулы с цыганскими хорами, оказывающиеся при ближайшем рассмотрении кордебалетом самодеятельного театра «Пищевик-интенсивник», мадам Шапокляки всякий раз находили себе нового ухажёра, поэтому к зрелым летам они приобретали особый лоск и полный шифоньер крепдешиновых платьев – из Торгсина или даже из Парижу. Итак! В 1950-х у них «ехала крыша» по причине того, что их стиль — уездная Марлен — переставал волновать мужчин с приличными зарплатами. Тогда-то она — наша конкретная Шапокляк — сделалась городской сумасшедшей…” (Вот тут ее текст целиком).
М, Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1938
Раздумья о том, кем была Шапокляк в молодости, можно продолжить.
Быть может, она была сжигаемой революционным пылом эсеркой-бомбисткой, привыкшей с легкостью преступать закон. Правда, странно, что её не репрессировали, в таком случае. Быть может, Шапокляк была воспитанница института благородных девиц, где их учили всем бытовым навыкам и приспосабливаться к самым прискорбным ситуациям с ограничениями бюджета (легенды, что институток учили только быть кисейными барышнями и падать в обморок — это просто легенды).
Комментаторы в фейсбуке, с которыми мы обсудили этот животрепещущий литературный вопрос, считают, например, что её в тыл врага забрасывали, и не раз. Быть может, она, как “адъютант его превосходительства”, шпионила среди белых? Тогда можно представить, что она была, скажем, княжной, чье высокое происхождение оберегало её от подозрений в армии Колчака. Беготня по крышам вагонов с влезанием в окно — навык, приобретенный ею в 1920-е, во время Гражданской.
Вот про таких, страстных, и написал А.Н. Толстой свою “Гадюку”; жаль, он не знал Шапокляк в молодости — тогда бы и ей он посвятил какую-нибудь сильную новеллу.
Заметьте, личное имя Шапокляк нам никогда не становится известным. Она пользуется кличкой — это старая привычка подпольщиков.
У Шапокляк очень “мужские”, по тем временам, навыки – водить почти любой транспорт, оборудовать в диком лесу жилье с едой и наблюдением, передвигаться на поезде зайцем, украсть все что угодно, избить кого угодно, заболтать и построить кого угодно. Она нагла и бесстрашна, как Остап Бендер.
Впрочем, если принять, что она не 1900-го года рождения, а 1890-го, то набор этот навыков нормален для богатой женщины. Выходит, что она — дореволюционная эмансипе. Еще небось успела побыть авиатриссой до революции. Недаром Шапокляк прямо говорит, что умеет водить самолёт, вопрос только сможет ли она его украсть.
“Авиатрисса” – это дореволюционное слово для летчиц
Автомобиль она угоняет у араба, не пугаясь экзотической национальности или международного скандала.
Тут мне вспомнилась история про другую совершенно замечательную (реальную) старушку: “В свои семьдесят пять лет, не боялась она машину водить, хотя зрение было прямо-таки ни к черту. И когда останавливал ее ОРУД: мол, куда вы едете и почему эдаким странным манером, то она в ответ им про Маяковского начинала истории рассказывать. — Вы с Владимир Владимировичем, знакомы были? Нет, хм, странно. Он очень тонкой души был человек, несмотря на грубоватую внешность, как у вас, например. Но это все наружное, наигранное, а в душе — добряк большой. И меня очень любил, „козликом“ называл. Бывало скажет что-нибудь грубоватое, резкое. Ну, а я ему строго: „Маяковский! Вы, что себе позволяете“. Он всегда очень смеялся». Обалдевшая милиция отпускала ее обычно на все четыре стороны. Черт ее знает, что это за старуха, еще на неприятности нарвешься”.
Это про Ирину Дега, жену художника Альтмана. Балерина, она уехала на гастроли в Европу в двадцатые, а в тридцатые сдуру вернулась. В период Великой Отечественной войны Дега преподавала в эвакуации в хореографическом училище Большого театра. Также преподавала классический танец в студии Московского театра оперетты, в хореографической студии Дома пионеров и т.п.
Есть портрет Дега в молодости, 1927 год.
Если Шапокляк из вот таких, сдуру вернувшихся из эмиграции в 30-е, то это еще одно объяснение её гардероба. Это дорогие, очень качественные, прочные вещи, привезенные ею еще из Европы, купленные в модных домах. Им попросту нет сноса, и они (в ее глазах) все еще красивы, в отличие от совковых.
Разумеется, она петербургская дама, а не московская.
Возможно, она пережила блокаду, отсюда и такой острый интерес к жизни и желание взять от нее все.
То, что она не курит в кадре — всего лишь издержки советской цензуры детского мультика.
Коко Шанель в старости
Мила Боброва вот мне пишет, что Шапокляк — явно из числа “знаменитых питерских старушек в шляпке, с ридикюлем и беломориной в зубах. Пережившие революцию образа женщины (из локонов и корсетов в костюмы шанель и короткие стрижки, плюс сигарета), знавшие тяжелые времена, умеющие ценить жизнь, и снисходительно относящиеся к принятым в обществе условностям. Эти условности так много раз менялись на протяжении их жизни. Они застали времена, когда женщина получала монастырское воспитание, затягивалась в корсет и выдавалась замуж как можно раньше. Когда женщина стала эмансипированной и образованной, и появились романтические союзы втроем (вспомним времена Маяковского).
Когда водка, кокаин, табак стали чем-то модным и богемным. Когда все как-то перебесились и остались только короткие стрижки, платья с заниженной талией, женские брюки, и понимание, что условности общества все-таки очень условны. Эти женщины от “вести себя как надо” пришли к “вести себя как хочу”. От турнюра к стилю шанель. У Шапокляк в этом плане, конечно, перебор, но…”
Из этой же категории персонажей прекрасная Дора Хасановна Шварц из “Гиперборейской чумы” Лазарчука-Успенского, рекомендую. Энциклопедия литературных тропов прямо записывает их в архетип “Крутая бабуля”.
Еще у Шапокляк довольно специфическое чувство юмора, заметьте.
Бодрость, энергия, здоровье, странные в таком возрасте — это черта, достаточно характерная для бывшей балерины.
Как и любовь к интригам, между прочим!
Матильда Кшесинская в старости (в эмиграции), преподает.
Писатель Э. Успенский и художник Л. Шварцман в своих интервью говорили, что прототипами были мама, жена, теща, знакомые родителей, коллеги и т.п. Мама Успенского, кстати, была партийная жена. (Но не балерина).
Балерины тогда, до эпохи фотомоделей, вообще занимали экологическую нишу “инстаграммных телочек” и на них, элитных красотках, с охотой женились партийные боссы. Главной задачев у нашей героини, в таком случае, было не попасть под раздачу, когда за мужем приехал черный воронок. А она не попала, о чем свидетельствует сохранившийся гардероб –> сохранилась квартира, где хранилась эта одежда.
Худ. Андрей Тарусов
Нежно любимая Зоя Атискова дополняет мою версию: “А ещё бабуля войну пережила. И не одну. Не утратив ни капли элегантности. В пермской эвакуации учила детей классическому танцу.
С усмешкой проходила мимо своего портрета великой кисти в Третьяковке – никогда не нравился, жила в доме со двором-колодцем, с высоченнми потолками, уцелевшим камином, лепниной в подъезде.
Была замужем сначала за художником, потом чекистом, последний раз – за светилом медицины или дипломатом.
Разбиралась в духах, носила свои, никому не знакомые, альдегидные и терпкие. Останавливала любой спор одним взглядом, умела сказать “милочка” таким тоном, что тушевались даже обкомовские секретарши.
С возрастом стала сухонькая, лёгкая, волос не красила, седины не стеснялась. Прожила почти сто лет, умерла легко и для всех неожиданно, от какой-нибудь внезапно осложнившейся простуды. Накануне прямо в больнице (главврач разрешил), ей делали маникюр”.
…В общем, если вам, как и мне, не повезет провести 40 минут в общественном заведении при невыключаемом телевизоре, где идет старомодный советский мультфильм, сделанный устарелым кукольным методом — то теперь вы сможете взглянуть на него совершенно новыми глазами.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.
Источник