Какой уровень развития психики наблюдается у собак
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Внешне оно выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например так называемый тропизм – вынужденное движение.
Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.
Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако и в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним.
В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.
Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Необходимо подчеркнуть, что живые существа в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции можно увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак уже наблюдаются проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.
Таким образом, можно выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.
Поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением.
Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.
Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.
Эта стадия развития психики, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. Например, если у низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, то уже у червей эти клетки стягиваются к головному концу тела и приобретают форму пластинок, что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету.
У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения – нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители.
Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных, обладающих более высоко развитой нервной системой. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы.
Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга – условных рефлексов. Это, в свою очередь, позволяет формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.
Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом – к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. представление о ней. Приведенный пример позволяет также говорить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.
Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воздействия использовать звук – при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, то животное будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, животное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воздействием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой из этих звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обобщение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воздействий. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.
Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но сразу следует оговориться: интеллект животного и интеллект человека – не одно и то же.
Отличительными особенностями животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения, являются следующие признаки.
Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха – множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.
Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко.
В-третьих, животное легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того, как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.
В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.
Таким образом, при переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.
Необходимо также отметить, что для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей.
Следует отметить, что в отечественной психологии одним из первых стадии развития животных описал А. Н. Леонтьев. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды А. Н. Леонтьева и разработал концепцию развития психики животных, получившую название концепции Леонтьева – Фабри. В данной концепции выделяются две стадии. Первая стадия – элементарной сенсорной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия – перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй – перцептивный способ, или уровень восприятия.
Источник
Напомним, что анализ любого поведения животного ставит перед зоопсихологом следующие основные вопросы:
1. Как живое существо воспринимает и отображает информацию о внешней среде?
2. К каким факторам внешней и внутренней среды (физиологическим и психологическим) приспосабливается живое существо?
3. За счет чего становится возможным приспособление?
4. Какой результат достигается путем такого, а не иного приспособления?
5. Как субъективно оценивается эффективность приспособления, закрепляющая данное поведение?
Поэтому для описания актуального состояния психики собаки необходимо описать как сам процесс принятия решения (ППР), протекающий в мозгу от момента возникновения активной потребности, так и субъективную информацию, поддерживающую его и обуславливающую принимаемое решение. Следовательно, психическая деятельность собаки определяется совокупностью следующих факторов:
· доступная для активного использования информация, хранящаяся в Субъектной Информационной Модели (отображение среды, выделение существенных факторов, стереотипы и критерии поведения и т.д.);
· развитие процесса принятия решения и осуществляемых в ходе него интеллектуальных операций;
· динамические характеристики поведения, влияющие на скорость ППР и выраженность последующего поведения;
· баланс потребностей и мотиваций.
Сочетание этих компонентов психической деятельности в их индивидуальном развитии обуславливает возможности психической и поведенческой адаптации животного к любым событиям в окружающей среде, а также соответствие поведения собаки требованиям хозяина. Поэтому описание этих компонентов и положено в основу анализа состояния психики собаки.
Наполнение СИМ. Нормальное развитие Субъектной Информационной Модели определяется следующими критериями:
· на фактографическом уровне СИМ – соответствие доступной собаке информации реальным характеристикам среды в их взаимосвязях;
· на стереотипном уровне СИМ – соответствие стереотипных форм поведения стандартным ситуациям и образу жизни;
· на критериальном уровне СИМ – достаточно развитый набор критериев для гибкой адаптации к нестандартным ситуациям и соответствие их требованиям хозяина, а также адекватность самооценки собаки;
· на эмоциональном уровне СИМ – наличие или отсутствие эмоциональных перегрузок и влияние эмоциональных факторов на процесс принятия решений;
· на социальном уровне СИМ – соответствие межвидовой социальной структуры представлениям собаки, а также соответствие социального ранга собаки требованиям хозяина и ее функциональным обязанностям.
Развитие шестого и седьмого уровней СИМ, хотя и значительно обогащает интеллектуальные и психические возможности животного, все же не считается обязательным для любой семейной собаки и поэтому не учитывается при оценке общего состояния психики.
Развитие интеллекта. При анализе процесса принятия решений (собственно интеллектуального развития собаки) рассматриваются следующие интеллектуальные операции:
· восприятие информации об окружающей среде;
· анализ среды (многофакторной и вероятностной) с выделением существенных (дифференциальных) признаков;
· распознавание образов и ситуаций;
· прогнозирование развития внешних событий;
· прогнозирование действий партнера;
· прогнозирование результатов собственного поведения;
· построение стратегий осуществимого поведения;
· построение стратегий результативного поведения;
· определение эффективности поведения с минимизацией затрат.
Развитие процесса принятия решений в наименьшей степени коррелирует с наследственными (в частности, породными) факторами и в наибольшей степени обуславливается прижизненным развитием собаки. Следовательно, нормы интеллектуального развития зависят главным образом от возраста собаки и ее жизненного опыта (хотя хозяева собак нередко считают их породной характеристикой). Оценка развития процесса принятия решений наиболее сложна и субъективна. Она проводится путем наблюдений за поведением собаки в разных ситуациях, под влиянием разных мотиваций. Разработка формализованных методов для оценки процесса принятия решений крайне сложна и нуждается в поддержке серьезными исследованиями в других областях науки.
Динамические характеристики поведения. Их оценка производится главным образом по их соответствию породной специфике с учетом возраста собаки. Сценарий тестирования и правила балльной оценки динамических характеристик поведения по системе АРАКС описаны в Приложении 2.
Нормы психического развития собаки, желательные динамические характеристики поведения, а также любые отклонения от нормы должны определяться с учетом породных особенностей и возрастного развития собаки.
Баланс мотиваций. В качестве видового эталона принимается соотношение приоритетов мотиваций, описанное в разделе 2.3. Необходимо, однако, учитывать, что значимость мотиваций существенно зависит от функционального применения данной породы. Породная специфика некоторых распространенных пород собак описана в Приложении 1. Эти описания содержат не только перечисленные характеристики, но и указания на другие особенности, существенные для практики зоопсихологии (такие, как значимость и характер отношений с человеком, выраженность эмоциональных состояний и т.п.).
Возрастное развитие. Нормы потребностей и мотиваций, составляющих основу целенаправленного поведения собаки и непосредственно связанных с развитием стереотипного уровня СИМ, у взрослой собаки во многом определяются наследственностью, но испытывают на себе существенное влияние жизненного опыта. Можно утверждать, что приоритеты потребностей и мотиваций соответствуют активности того или иного уровня психики (см. раздел 2.3.).
В то же время у щенка нормы мотиваций (нормы наблюдаемых поведенческих реакций) определяются почти целиком возрастом. Возрастные нормы поведенческих реакций приведены в Приложении 7.
Необходимо помнить о том, что относительная активность разных уровней СИМ (значимость соответствующих мотиваций и выраженность поведенческих доминант) определяется породной спецификой собаки.
Специфика породы. Поскольку состояние фактографического уровня СИМ непосредственно зависит от возможностей сенсорного восприятия субъекта и темпоритмов психической деятельности, то во многих случаях необходимо учитывать эти параметры, которые определяются физиологическими особенностями породы в целом и данного индивидуума в отдельности. Функциональная специализация каждой из пород предъявляет свои требования к порогу восприятия раздражителей и динамическим характеристикам поведения. Поэтому следует помнить о том, что породные нормы восприятия и обработки информации могут не соответствовать представлениям хозяина, чем зачастую и обуславливаются субъективные жалобы на нежелательное поведение. Примерами таких объективных несоответствий могут служить замедленность темпоритмов психической деятельности у догов, затрудняющая их адаптацию к быстрым изменениям среды, или низкий порог реакции у многих охотничьих собак, что делает их “беспокойными” и “шумливыми” с точки зрения некоторых хозяев.
Учет породных возможностей и их объективная оценка служат основой анализа и для стереотипного уровня. Нередки случаи, когда хозяин собаки обращается с жалобами на те поведенческие проявления, которые генетически заложены в психике данной породы (пищедобывательное поведение охотничьих собак; настороженность охранных собак; проявления социальных стереотипов у ротвейлеров; стремление бегать у борзых и т.п.). В большинстве случаев это бывает результатом неверных исходных представлений человека о породе, неполноты, неточности или недобросовестности информации при выборе породы или данной собаки.
Кроме того, породные особенности могут оказывать существенное влияние как на эмоциональный статус собаки, так и на выраженность эмоциональных состояний (можно сравнить поведение добермана и мастино неаполитано при одних и тех же обстоятельствах). Нередки случаи, когда хозяин не замечает эмоциональных проблем собаки, лежащих в основе неадекватного поведения, исключительно потому, что собака флегматичного темперамента и грубого или сырого конституционального типа слабо выражает их внешне.
Таким образом, описав перечисленные выше составляющие, зоопсихолог получает основания для того, чтобы судить о норме состояния психики и поведения и возможных отклонениях от нее.
Тип контакта с хозяином. Дополнительной, но важной для практики составляющей является описание отношений с хозяином – тип контакта и уровень его развития.
Определение типа контакта по внешним проявлениям основывается на сочетании психотипов человека и собаки и возможностей партнерства между ними. Эти соответствия описаны в главе 5.
Кроме типа контакта, отношения между человеком и собакой могут оцениваться по уровню их развития, то есть по степени их близости и, соответственно, по значимости этих отношений для обеих сторон. Очевидно, что тип контакта в некоторой степени определяет собой уровень его развития. Так, например, при диком типе отношений нельзя говорить о достаточно высоком уровне, а сотрудничество по определению предполагает весьма высокое развитие межличностных отношений. В то же время бытовой, формальный и эмоциональный типы контакта – наиболее распространенные в реальной жизни – могут, при одной и той же содержательной характеристике, резко отличаться по уровню развития. А поскольку диагностика происхождения поведенческих проблем и методы коррекции поведения собаки существенно зависят не только от характера отношений с хозяином, но и от того, насколько человек способен повлиять на поведение животного, то уровень контакта нередко нуждается в дополнительном уточнении.
Если тип контакта определяется тем, какие именно психологические потребности человека и собаки удовлетворяются в данном сочетании, то уровень контакта между собакой и хозяином зависит от того, в какой мере удовлетворяются эти потребности. В реальной жизни уровень контакта во многом обуславливается общностью информации, содержащейся в СИМ обоих партнеров. Так, например, совпадение фактографического уровня, при всем различии сенсорного восприятия собаки и человека, определяется и той общей информацией о внешней среде, которую человек получает вместе с собакой; общность поведенческих стереотипов (в том числе, стереотипов коллективного поведения) обусловлена количеством и разнообразием тех ситуаций, в которых хозяин оказывается вместе с собакой и для которых у каждого из них и у пары вместе имеются стандартные формы поведения; общность критериального уровня зависит не только от принятия собакой критериев, диктуемых человеком, но и от наличия эффективных стратегий коллективного поведения. Следовательно, уровень контакта непосредственно связан с активностью общения и со степенью участия человека в поведении собаки.
Еще одним важным звеном, определяющим уровень контакта, является способность партнеров осуществлять мотивационный анализ и прогнозировать поведение друг друга. Количество разнообразных ситуаций, в которых бывают вместе человек и собака, обеспечивает возможность большого числа наблюдений. Стремление собаки приспосабливаться к человеку как важнейшему фактору выживания определяет собой внимание собаки к поведению хозяина, анализ и прогнозирование этого поведения. Внимание же человека к поведению собаки, понимание вызвавших его причин и надежность прогноза зависят от психотипа хозяина.
Для оценки уровня контакта человека и собаки разработаны методы балльной оценки, основанные на опросе хозяина собаки. Анкета для хозяина и методика оценки приведены в Приложении 8.
Источник