Какую лучше заводить собаку мальчика или девочку
Вы решили завести собаку? Это отличная идея! Но стоит обязательно спланировать все нюансы и обдумать возможные проблемы.
Данная статья – прекрасное руководство, позволяющее узнать о том, как правильно выбрать маленького щенка.
Следуя рекомендациям, изложенным ниже, у вас получится не только выбрать подходящую породу, но и взять в свою семью здорового и крепкого малыша.
Какого?
Все породистые собаки условно делятся на три типа:
- Первый вид – пет-класс
Это простые домашние питомцы, которые не имеют особенных внешних данных и не будут посещать выставки, заниматься племенной работой. Такие собаки – верные друзья и компаньоны. Их цена невысокая, однако, она часто зависит от заводчика. - Второй тип – брид-класс
Собаки высоких экстерьерных показателей. Они принимают участие в выставках, а если иметь грамотный подход к ним, то будет несложно получить качественное изголовье. Многие представитель такого типа – племенные животные, поэтому они будут стоить больше, нежели пет-класс. - Третья разновидность – выставочная или шоу-класс.
Таких собак не много, их можно назвать приближёнными к идеалу стандарта. Животные данного типа – представитель голубых кровей. Специалисты знают их по имени. Купить такую собаку непросто – их приходится ждать месяцами и годами. На выставках они всегда занимают призовые места, однако в разведении не оправдывают ожиданий. Цена на них очень высокая.
Кого лучше заводить: собаку-мальчика или девочку?
Зачастую выбор пола питомца – очень сложный вопрос. Им задаётся каждый, кто уже определился с породой. От пола питомца зависит его эмоциональное состояние и качества. И не важно, кого вы решили выбрать: мальчика или девочку, главное, чтобы это решение было осознанным. Не стоит брать собаку, опираясь на остаточный принцип – взять щенка, который остался у заводчика. В таком случае риск разочароваться в нём очень велик.
Перед тем, как сделать выбор, стоит принять во внимание массу нюансов:
- По внешним признакам кобели выглядят мужественно, и они более крупные, нежели суки. Кобели активные и любознательные, в эмоциональном плане они более сдержанные.
Если вы решили завести самца, вам стоит быть готовы к тому, что он будет требовать длительных прогулок. На улице ему нужно всё обнюхать, оставить свои метки для обозначения своей территории. Часто они испытывают влечение к женскому полу, поэтому они убегают к течным сукам, пока хозяин на минуту отвлёкся.
- Что касается сук, то здесь всё наоборот. Особи женского пола не такие требовательные, как самцы. В эмоциональном смысле они мягкие, быстрее привязываются к хозяину и легко обучаются. Щенок-девочка учится быстрее нежели кобель и с ней не возникает никаких проблем до определённого момента.
- Во время течек (которые бывают 1-2 раза в год, продолжительность – 3 недели) они могут стать капризными и непослушными, начинать перебирать в еде. На прогулки они будут всеми способами привлекать к себе самцов. Так что и тут придется быть готовым проявить твердость характера!
- Ещё один аспект, на который стоит обратить внимание – половое влечение. В большей степени оно проявляется у кобелей. Вы должны решить, как вам будет легче – перевоспитывать самку каждый раз после течки или научиться контролировать кобеля, когда тот испытывает острую необходимость в спаривании. Здесь многое зависит от характера самого хозяина.
- Подбирая пол щенка, важно принять во внимание черты характера, которые есть у вас, как у хозяина. Ваш образ жизни и предпочтения также играют большую роль.
Конечно, на практике в воспитании кобеля есть еще масса сложностей, но основной задачей будет обозначить лидерство. Если воспитание провести правильно, в дальнейшем самец будет покладистым и послушным, а значит, проблем с выгулом и поведением в доме возникнуть не должно.
Нужно понимать, с какой целью заводится собака – как домашний питомец или как будущий чемпион международных выставок. Не стоит обращать внимание на стандартные формулировки – суки послушные, а кобели упрямые. В жизни это, конечно, не всегда так. Большую роль играет порода собаки, её характер, темперамент, а также то, как хозяин будет её воспитывать.
, поэтому очень важно узнать побольше о психологии собак и научиться находить общий язык.
В каком возрасте лучше брать?
Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос – всё зависит от обстоятельств. Стоит рассмотреть наглядно плюсы и минусы того или иного возраста:
- 1 месяц
Одно из главных преимуществ – такое животное будет стоить дешевле, так как заводчик ещё не тратил деньги на кормление. Также у вас будет возможность выбрать подходящую кандидатуру из всего помёта.Что касается остального, то здесь есть много минусов – нужно оберегать такого питомца от болезней до того, как ему сделают нужные прививки, иммунитет такого щенка слабый, так как он кушал молоко мамы, а теперь ему предстоит перейти на корм. Вам придётся самостоятельно заводить ему ветеринарный паспорт.
Характер щенка в этом возрасте также очень тяжело определить, поэтому можно очень сильно разочароваться. Стоит поиграть с животными из помёта, чтобы понять, кто и как себя ведёт, если вы желаете выбрать щенка для работы и обучения какому-либо делу.
- 45 дней
Заводчик получает разрешение на продажу и занимается оформлением документов для каждого щенка. В этот момент у сук заканчивается молоко, и малыши становятся более крепкими – их иммунитет здоровый. Покупая такого питомца, вам не нужно делать прививки, а значит, риск того, что он может заболеть – минимальный.Единственный минус – сложности в определении характера собаки. С виду может показаться, что щенок вялый и неподвижный, но на деле он может быть вполне активным. В таком возрасте полностью не раскрывается потенциал животного. Что касается цены, то стоимость будет более высокой, так как заводчик потратится на проведение вакцинаций и оформление ветеринарного паспорта.
- 4-6 месяцев
Это решение будет хорошим со всех сторон. Щенок уже достаточно взрослый, и можно сразу увидеть его характер и повадки. Но есть одно но – многие покупатели уверенны в том, что щенок имеет серьёзные проблемы, раз он остался у заводчика до такого возраста.Но не стоит думать, что от этого он некачественный и его не стоит покупать. Если он понравится по внешним данным и характеру, будет иметь красивый окрас и выглядеть вполне здоровым, можно смело покупать такую собаку. Цена будет более высокой, так как заводчик уже потратил деньги на корм, прививки и документы на животное.
Возраст 45 дней считается идеальным.
В каком возрасте можно брать?
1. если это собака для души, то лучшим решением брать её в возрасте 1,5-3 месяца
2. Но, если это пёс для работы и службы, то стоит брать щенка постарше, возраст которого от 3-х месяцев. По нему сразу будет видно, сможет ли щенок справиться с возложенным на него заданием.
33 топовых породы собак для содержания в квартире
Определяем самого здорового и хорошего из помета
Определить физическое состояние щенка можно по таким критериям:
- Его движения должны быть уверенными и свободными. Щенок должен хорошо стоять на задних лапах. Если есть проблемы с конечностями, то их заметно сразу – достаточно понаблюдать за поведением собаки.
- Цвет шерсти должен быть таким же, как и стандарты породы. Она должны быть блестящей и не иметь уплотнений, проплешин.
- В глазах не должно быть гноя – они сухие и блестящие.
- Поверхность уха всегда розовая, она не имеет выделений и неприятного запаха.
- Нос прохладный и мокрый, также без каких-либо выделений. Нежелательно, чтобы на его поверхности была пигментация.
- Ротовая полость – бледно-розовая и на языке отсутствие налёта. Нужно спросить хозяина о том, если ли у матери щенка все зубы. Их должно быть 42. При необходимости можно проверить.
- Брюшко малыша должно быть ровным, но не вздутым.
Какие вопросы задавать заводчику при покупке щенка?
Важно спросить у заводчика по поводу того, насколько щенок здоровый. Также обязательно взгляните в паспорт животного, чтобы убедиться, что проблем нет. Далее следует ряд таких вопросов:
- Когда делались прививки? О них записывают в ветеринарный паспорт. Первая вакцинация делается через 8 недель после рождения, а вторая – через 21 день.
- Какой вакциной привит щенок? Он должен получить комплексную прививку.
- Когда нужно делать следующую вакцинацию?
- Сделана ли вакцинация от бешенства? Прививки делают по разным схемам – зачастую укол производится в 3 месяца, когда произошла смена зубов.
- Как часто нужно обрабатывать щенка от глистов?
- Когда будет следующая дегельминтизация? Щенки проходят такую процедуру через месяц после рождения, а также через 10 дней после проведения второй прививки.
- Какой препарат используют при дегельминтизации? (имеется в виду глистогонное средство)
- Какие особенности здоровья щенка?
- Что он кушает и чем его лучше кормить? По какому графику? Схема питания с возрастом меняется, так же, как и количество порций.
- Сколько у него зубов?
- Комплектность семенников (у кобелей)
- Какие особенности психики животного?
Какие документы должен предоставить заводчик?
Покупая щенка, заводчик или владелец должен составить договор Купли-продажи, а также приложить к нему все необходимые документы. После подписания такого документа, продавец передаёт покупателю щенка.
Проверьте, чтобы вместе с щенком вам отдали:
- Ветеринарный паспорт, в котором указано количество прививок и обработок от паразитов, число, когда проводились манипуляции.
- Метрику щенка или «щенячью карточку».
- Свидетельство о наличии чипа (если таковой есть).
Сведенья о щенке и продавце должны быть такими же, как и в паспорте, а питомец должен соответствовать описанию! Если у щенка есть чип, обязательно сравните его номер с тем, что указан в документах.
7 самых лучших пород собак для ленивых хозяев
Советы
Итак, чтобы покупка принесла вам наслаждение во всех его проявлениях:
- Убедитесь в том, что ваш дом подходит для той или иной породы собаки. Если собака крупная, должно быть много места для её передвижения. Если же дом маленький или вы живёте в квартире, то лай большого пса будет сводить с ума не только вас, но и соседей. Наличие заднего дворика позволит создать место для активных игр собаки. Ведь они так любят свежий воздух и игры.
- Убедитесь в том, что вам хватит денег. Речь идёт не о деньгах на покупку щенка. У вас должны быть деньги на еду, посещение ветеринара, парикмахера (если это длинношерстная собака). Также немаловажным условием является наличие свободного времени. С собакой нужно не только гулять, но и играть. Если не уделять ей время, она будет скучать, а может и вовсе начать портить мебель и вещи.
- Найдите друга для щенка. Если вы много работаете и проводите дома мало времени, обязательно найдите сиделку для собаки. Она будет её кормить, играть с ней и выводить на улицу по требованию. Так ваш пёс будет счастлив, и его характер будет покладистым.
- Собака может быть непослушной. В щенячьем возрасте все они кажутся послушными и покладистыми. Но, некоторые особи могут буквально перевернуть ваш дом с ног на голову. Обязательно подумайте о том, чем можно занять собаку дома, чтобы переключить её внимание – купите специальные игрушки.
- Если у вас уже есть другие домашние животные, подумайте о том, как произойдёт знакомство и примет ли ваш питомец нового члена семьи. Стоит делать это очень аккуратно, чтобы не травмировать психику животных. Дайте им возможность друг друга обнюхать и привыкнуть.
- Подготовьте дом к появлению щенка и создайте комфортные условия. Купите для щенка небольшой домик или лежанку. Находясь на ней, он сможет расслабиться и чувствовать себя в безопасности.
Полезное видео
Данный ролик поможет вам выбрать самого здорового щенка из помета:
Заключение
Собака – верный друг человека. И с этим сложно поспорить. Помните известный фильм «Хатико», где верный пёс прождал года в надежде, что его хозяин придёт за ним. Если вы хотите разделить свою любовь с кем-либо, заведите собаку – она непременно ответит вам взаимностью, и ваша жизнь наполнится смыслом. А о том, как правильно выбрать здорового щенка мы уже поговорили выше.
Расскажите в комментариях, как вы поняли, что это «ваш» щенок? И кто кого выбрал, вы его или он вас? ????
Источник
Какую собаку лучше завести в квартире: мальчика или девочку? Рассмотрим плюсы и минусы каждого пола.
Питомец мальчик: все за и против
Если говорить о положительных сторонах собак-кобелей, то сюда относится следующее:
- Нет течек и их последствий в виде нежелательного потомства. Хозяину не придется в критические периоды выгуливать питомца «перебежками», отмахиваясь от назойливых кавалеров. Кроме того, не надо будет надевать специальные трусики и прочие приспособления.
- Если в планах активная выставочная деятельность, то кобели тоже предпочтительнее – не придется отказываться от участия из-за течки, вынашивания или выкармливания потомства или восстановительного периода. Это же можно сказать об охоте и спортивных соревнованиях.
- Кобели – более крупные и колоритные представители породы.
Что же касается того, кто лучше выполняет охранные и прочие функции, то здесь мнения специалистов неоднозначны. Но кобели имеют и свои недостатки, которые также стоит учитывать при выборе:
- Самцы, в большинстве случаев, любвеобильны и могут бросить хозяина, завидев течную самочку. Здесь есть два решения проблемы – обратиться к специалистам и хорошо любимца выдрессировать или же выгуливать его исключительно на поводке (смотрите как приучить к поводку).
- Кобели отличаются более упрямым нравом и стремлением к доминированию. Это усложняет их содержание с другими собаками этого же пола, а кроме того, они нуждаются в хозяине, обладающем лидерскими качествами. Если есть крепкая рука, то проблем можно избежать.
- Самцы нуждаются в более длительных выгулах и связано это с их физиологическими особенностями. Кобели опустошают мочевой пузырь не сразу, а постепенно, для этого потребуется минимум 30 минут, но оптимальное время – 45 минут.
- Неприятная черта кобелей – они метят свою территорию и могут это делать дома. В этом случае эффективнее всего помогает кастрация, также существуют методы коррекции поведения.
- Самцы обладают более резким запахом, чем самки.
- Во время выгулов от кобелей можно ждать агрессивной реакции к другим самцам.
Если владелец не видит необходимости в вязании своего питомца, то лучше всего подвергнуть собаку кастрации – это улучшит поведение, снизит агрессивность, а также уменьшит вероятность развития раковых заболеваний и воспаления простаты.
Собака-самка: за и против
Суки тоже имеют свои особенности и их можно рассматривать в качестве любимца семьи. У них довольно много положительных качеств:
- Самочки более спокойные и покладистые, они проявляют большую привязанность к владельцу и дому.
- Считают, что суки обладают более развитым интеллектом и высокой эмоциональностью, им проще объяснить, что можно делать дома, а что наказуемо.
- Они менее агрессивны.
- Использовать их для разведения проще – даже одна выставочная оценка позволяет делать это.
- Прогулка с любимицей может быть кратковременной, так как самки делают свои «делишки» гораздо быстрее.
- Щенки – это определенно плюс, несмотря на хлопоты, это источник радости и хорошего настроения.
К недостаткам содержания суки в квартире можно отнести следующее:
- Течка – определенно, это может быть проблемой, особенно если самка не отличается особой чистоплотностью. Помимо этого, у дверей квартиры могут появляться назойливые кавалеры, волнуя любимицу и раздражая владельцев. Естественно, что в этот период собака нуждается в более пристальном внимании.
- Несмотря на менее агрессивный характер, суки могут конфликтовать и даже драться с себе подобными, причем схватки у них более жестокие, чем у кобелей.
Еще один нюанс – самки обладают более скромной внешностью. Однако, когда выбираешь четвероногого друга – все эти плюсы-минусы отступают на задний план и уже с первого взгляда можно узнать «своего» питомца.
С вами была Догипедия.
Палец вверх и подписка — лучшая благодарность автору.
Делитесь своим мнением в комментариях, мы их всегда читаем.
Группа во Вконтакте | Читать о собачках в Дзен
Оригинал статьи: https://dogipedia.ru/kakuyu-sobaku-luchshe-zavesti-v-kvartire/
Источник
WTF, Ïèêàáó? ×åì òåáå ñëîâî “ñóêà” â çàãîëîâêå íå óãîäèëî?
 ïðîäîëæåíèå ñåðèè ïîñòîâ î âûáîðå ñîáàêè: åùå îäèí âîïðîñ èç íàèáîëåå ÷àñòî çàäàâàåìûõ êàê ïîäïèñ÷èêàìè, òàê è ïðîñòî ïîòåíöèàëüíûìè âëàäåëüöàìè ñîáàê, êîãäà îíè îáðàùàþòñÿ â íàø ïèòîìíèê. Âîïðîñ, êîòîðûé äåñÿòêè ëþäåé çàäàþò â ñîîáùåíèÿõ ñíîâà è ñíîâà:
Êàê âû äóìàåòå, áðàòü ëó÷øå êîáåëÿ èëè ñóêó?
Íà òåìó ãåíäåðíîãî íåðàâåíñòâà ñðåäè ñîáà÷íèêîâ íà âñåâîçìîæíûõ ôîðóìàõ è â ïàáëèêàõ ñîöèàëüíûõ ñåòåé ìîæíî íàéòè ïðîñòî êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî ñïîðîâ è, íå ïîáîþñü ýòîãî ñëîâà, îòáîðíîãî áðåäà.  êîíöå êîíöîâ, åñëè ìíîãèå ëþäè äî ñèõ ïîð ñ÷èòàþò, ÷òî ìóæ÷èíû óìíåå æåíùèí ïî óìîë÷àíèþ – î ÷åì âîîáùå ãîâîðèòü â îòíîøåíèè íåñ÷àñòíûõ ñîáàê?
Ñðåäè ìíåíèé ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ ñëåäóþùèå âàðèàíòû (âñå äî åäèíîãî èç ëè÷íîãî îïûòà):
Ñóêè áóäóò çàùèùàòü èìóùåñòâî è õîçÿèíà äî ïîñëåäíåãî âçäîõà, à êîáåëè, êàê òîëüêî âîçíèêíåò îïàñíîñòü, óáåãóò, ïîäæàâ õâîñò;
Êîáåëè çíà÷èòåëüíî àãðåññèâíåå è ãîðàçäî áîëåå èãðèâû, ÷åì ñóêè;
Ñóêè ïî îïðåäåëåíèþ ñïîêîéíûå, ñåìåéíûå è ëàñêîâûå;
Ñóêè ãîðàçäî ïîñëóøíåå è ëåãêî ïîääàåòñÿ äðåññèðîâêå, êîáåëè áóäóò òàñêàòü âàñ íà ïîâîäêå çà ñîáîé, âûäåðãèâàÿ ðóêè âìåñòå ñ ïëå÷åâûìè ñóñòàâàìè;
Êîáåëè ãîðàçäî êðóïíåå ñóê / êîáåëè çàíèìàþò ãîðàçäî áîëüøå ìåñòà, ÷åì ñóêè;
Ó ñóê ïðîáëåìà ñ òå÷êîé, à ó êîáåëåé òàêèõ ïðîáëåì íåò;
Êîáåëè ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ áóäóò êèäàòüñÿ íà äðóãèõ ñîáàê è äðàòüñÿ.
ýòîò ñïèñîê ìîæíî áû ïðîäîëæèòü, íî, ïîæàëóé, íå íóæíî.
Îñíîâíàÿ öåëü ýòîé ñòàòüè – äîíåñòè äî ëþäåé îäíó î÷åíü ïðîñòóþ, íî î÷åíü ¸ìêóþ ìûñëü: âñå ñîáàêè ñîâåðøåííî ðàçíûå. Êàæäàÿ îáëàäàåò ñîâåðøåííî óíèêàëüíûì íàáîðîì, â êîòîðûé âõîäÿò òåìïåðàìåíò, õàðàêòåð, æèçíåííûé îïûò è ìíîãîå äðóãîå. Èç ïðèâåäåííîãî âûøå ñïèñêà ÿ ñîãëàøóñü ðàçâå ÷òî ñ òåì, ÷òî êîáåëè, êàê ïðàâèëî, è ïðàâäà êðóïíåå ñóê. Ïîëîâîé äèìîðôèçì ó ñîáàê äåéñòâèòåëüíî âûðàæåí: ýòîãî òðåáóþò Ñòàíäàðòû áîëüøèíñòâà ïîðîä. Íî äàæå çäåñü áûâàþò èñêëþ÷åíèÿ: èçÿùíûå, æåíñòâåííûå êîáåëè è ìîùíûå, êîáåëèíîãî òèïà ñóêè.
 îñòàëüíîì – ÷åïóõà ïîëíåéøàÿ.
Ñ ðàâíîé äîëåé óñïåõà ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ìóæ÷èíû – áåñ÷óâñòâåííûå ìàøèíû, è èì íå ñâîéñòâåííû ýìîöèè, îñîáåííî ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì. Èëè ÷òî æåíùèíû âñå ïîãîëîâíî – ñïîêîéíûå è ìå÷òàþò î ñåìüå è äåòÿõ (à åñëè íåò – òî æåíùèíà áîëüíàÿ). Èëè ÷òî îäèí ïîë óìíåå äðóãîãî, èëè ÷òî âñå ìóæ÷èíû àãðåññèâíûå è äóìàþò òîëüêî î ñåêñå, èëè íó, âû ïîíÿëè èäåþ, äà? À âñå ïî÷åìó? Ïîòîìó, ÷òî ãåíäåðíûå ñòåðåîòèïû – ýòî èìåííî ñòåðåîòèïû, è íè÷åãî áîëåå. È ýòî ñïðàâåäëèâî êàê äëÿ ëþäåé, òàê è äëÿ ñîáàê, êîòîðûå, åñëè âû çàáûëè, òàêæå ÿâëÿþòñÿ ñîöèàëüíûìè æèâîòíûìè (êàê è ìû ñ âàìè). Íè îäíî èññëåäîâàíèå íå ïîêàçàëî õîòü ñêîëü-ëèáî çíà÷èìûõ ðàçëè÷èé ìåæäó êîáåëÿìè è ñóêàìè ó ñîáàê, åñëè ìû ãîâîðèì î ïîâåäåíèè, èíòåëëåêòå è ò.ï., à íå î ôèçèîëîãèè. È åñëè â ñëó÷àå ëþäåé äîêàçàíî, ÷òî ìóæ÷èíû, êàê ïðàâèëî, îáëàäàþò ëó÷øèì ïðîñòðàíñòâåííûì ìûøëåíèåì, à æåíùèíû ïðåâîñõîäÿò ìóæ÷èí â îáëàñòè êîììóíèêàöèè (òàê ñëîæèëîñü â õîäå ýâîëþöèè â âèäó ðàçíûõ çàäà÷), òî ó ñîáàê òàêîé ðàçíèöû íåò. Âîîáùå. Ñîâñåì. Ñóùåñòâîâàíèå òàêèõ ðàçëè÷èé òðåáóþò ñîâåðøåííî èíîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ, êîòîðîãî, ÷òî áû íè äóìàëè âëàäåëüöû î ñâîèõ ñîáàêàõ-âóíäåðêèíäàõ, ñîáàêè êàê âèä åùå íå äîñòèãëè (âîîáùå, ïî ïîñëåäíèì èññëåäîâàíèÿì, ñîáàêè, ê ñîæàëåíèþ, òóïåþò: â ñðàâíåíèè ñ âîëêîì íàøè ïèòîìöû ïîêàçàëè íå î÷åíü õîðîøèå ðåçóëüòàòû).
Ðàçíèöà â ïîâåäåíèè êîáåëåé è ñóê îáóñëîâëåíà ëèøü òåì, â êàêèõ óñëîâèÿõ ñîáàêà ðîñëà è òðåíèðîâàëàñü.
Áóäåò ëè æèâîòíîå, ñóêà èëè êîáåëü, çàùèùàòü âàñ äî ïîñëåäíåãî âçäîõà, çàâèñèò îò ãëóáèíû äîâåðèÿ è ïðî÷íîñòè ýìîöèîíàëüíîé ñâÿçè, óñòàíîâëåííîé ìåæäó âàìè è âàøåé ñîáàêîé, îò òåìïåðàìåíòà è õàðàêòåðà ñîáàêè, îò ñìåëîñòè, îò åå äðåññèðîâêè, â êîíöå êîíöîâ! Íî íå îò ïîëà. Åäèíñòâåííîå óòâåðæäåíèå, êîòîðîå ìîæåò ñ íàòÿæêîé ïðåòåíäîâàòü íà ïðàâäèâûé ñòàòóñ: ñóêà ìîæåò ÿðîñòíåå çàùèùàòü äåòåé è ùåíêîâ. Íî, îïÿòü æå, çíàâàëà ÿ ñóê, êîòîðûå äóøèëè ñâîèõ ùåíêîâ, êàê áû íàìåêàÿ çàâîä÷èêó, ÷òî âåðòåëè îíè íà êîí÷èêå õâîñòà åãî âìåñòå ñî âñåìè ðàäîñòÿìè ìàòåðèíñòâà. Òàê ÷òî äàæå ìàòåðèíñêèé èíñòèíêò – âîâñå íå àêñèîìà.
Ê ñëîâó î ïîñëóøíûõ, ëàñêîâûõ, ñåìåéíûõ è ëåãêî ïîääàþùèõñÿ äðåññèðîâêå ñóêàõ. Áóäåò ëè ùåíîê ëàñêîâûì – çàâèñèò îò òîãî, ÷àñòî ëè åãî ëàñêàëè â äåòñòâå è þíîñòè, òî åñòü, ëèøü îò òîãî, ïðèâûêëà ëè ñîáàêà ê ëàñêå, è ÿâëÿåòñÿ ëè ýòî äëÿ íåå íîðìàëüíûì ïîâåäåíèåì. Ìîÿ ïåðâàÿ ñîáàêà, êàê è ÿ, êîãäà îíà ïîÿâèëàñü â ìîåé æèçíè, âûðîñëà ñîâåðøåííî íå ëàñêîâîé â ïðÿìîì ïîíèìàíèè ýòîãî ñëîâà: îíà íå ëþáèò ëèçàòüñÿ è îáíèìàòüñÿ. Ïîòîìó ÷òî ÿ ñàìà, áóäó÷è ïîäðîñòêîì çàìêíóòûì, íå ïîäàëà åé ïðèìåð (ëèáî íå îòâå÷àëà íà åå ëàñêó), è ýòî ïîâåäåíèå ó íåå ïîïðîñòó íå çàêðåïèëîñü. Âòîðàÿ æå ñîáàêà, êîòîðóþ òèñêàëè, îáíèìàëè è öåëîâàëè ñ ñàìîãî äåòñòâà – âîïëîùåíèå ëþáâè è íåæíîñòè, ïîðîé íàñòîëüêî, ÷òî ëþäÿì êàæåòñÿ, ÷òî æèçíü èõ çàêîí÷èòñÿ â åå ëàïàõ, êîãäà îíà çàëèæåò èõ äî ñìåðòè. Íî è ÿ çà ýòè ãîäû ñèëüíî èçìåíèëàñü, è åäâà ëè êòî-ëèáî ïðèçíàåò âî ìíå òîãî çàìêíóòîãî è íåëàñêîâîãî ïîäðîñòêà.
Åñëè âàøà ñîáàêà çàìêíóòà, íåîáùèòåëüíà è èçáåãàåò ïðèêîñíîâåíèé – ïîñìîòðèòå, â ïåðâóþ î÷åðåäü, íà ñåáÿ, à íå ìåæäó íîã ñîáàêå.
Êñòàòè, òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü è î äåòÿõ. (;
Òî, ÷òî ñóêè ëåã÷å äðåññèðóþòñÿ – òîæå ñïîðíî: ñêîðîñòü è ëåãêîñòü äðåññèðîâêè – âîïðîñ ìîòèâàöèè è èíòåëëåêòà ñîáàêè â öåëîì.
Òåì íå ìåíåå, ñóêè, êàê ýòî ñâîéñòâåííî æåíñêîìó ïîëó â öåëîì (è ó ëþäåé ìîæíî çàìåòèòü ïîäîáíîå) ôèçè÷åñêè ñîçðåâàþò áûñòðåå, ÷åì êîáåëè. Ïîýòîìó íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ ñóêà äåéñòâèòåëüíî ìîæåò ïîëó÷èòü âðåìåííîå ïðåèìóùåñòâî – ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî îíà âçðîñëåå, ÷åì, ñêàæåì, åå êîáåëü-îäíîïîìåòíèê. Ýòî íå çíà÷èò, ÷òî ñóêè óìíåå êîáåëåé, ýòî çíà÷èò, ÷òî îíè âçðîñëåþò ÷óòü ðàíüøå! Íî ýòà ðàçíèöà íå èìååò íèêàêîãî ðåøàþùåãî çíà÷åíèÿ (ðàçâå ÷òî äëÿ ñïîðòñìåíîâ-ìàíüÿêîâ, êîòîðûì ïðèíöèïèàëüíî âàæíî íà÷èíàòü çàíèìàòüñÿ óæå ñ òîãî ìîìåíòà, êàê ùåíîê íàó÷èëñÿ õîäèòü è ñæèìàòü ÷åëþñòü).
Ïîë íèêîèì îáðàçîì íå âëèÿåò íè íà àíàëèòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè ñîáàêè, íè íà ìîòèâàöèþ. Íà ýòî âëèÿþò ãåíåòèêà è äðåññèðîâùèê, ñîîòâåòñòâåííî.
Ïîìèìî ñêîðîñòè âçðîñëåíèÿ, ýòîò ìèô îáÿçàí ñâîèì ïîÿâëåíèåì åùå è òîìó ôàêòó, ÷òî êîáåëè â ïåðèîä âçðîñëåíèÿ íåìíîãî áîëåå ñòðîïòèâû, ÷åì ñóêè, è ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îíè ìîãóò ïîïðîñòó îòêàçûâàòüñÿ ó÷èòüñÿ, ïîòîìó ÷òî èì ýòî íå èíòåðåñíî. Ñìåþ âàñ çàâåðèòü, ÷òî ñóêè, õîòü è ìåíåå ñòðîïòèâû, íå ìåíåå ëåíèâû è ñêëîííû èçáåãàòü çàíÿòèé, ïðèíîñÿùèõ èì äèñêîìôîðò èëè íå âûçûâàþùèõ èíòåðåñà.
Áåç ìîòèâàöèè ñîáàêà áóäåò êëàñòü õâîñò íà âàøè ïîïûòêè åå äðåññèðîâàòü, íåçàâèñèìî îò ïîëà.
Èãðèâîñòü ñîáàêè è âîîáùå ïîäâèæíîñòü åå ïñèõèêè â öåëîì – íè ÷òî èíîå, êàê åå òåìïåðàìåíò, êîòîðûé, êñòàòè, èçìåíÿåòñÿ â òå÷åíèå æèçíè æèâîòíîãî. È äàæå î÷åíü òåìïåðàìåíòíàÿ ñîáàêà èãðàåò ëèøü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðàññëàáëåííî è êîìôîðòíî (òàêèì îáðàçîì, êñòàòè, îöåíèâàþò ñòåïåíü ñîöèàëèçàöèè è ïñèõîëîãè÷åñêîãî êîìôîðòà æèâîòíîãî: åñëè ñîáàêà èãðàåò è åñò íà óëèöå, çíà÷èò, âñå õîðîøî). Åñòü åùå èíñòèíêò äîáû÷è è ìíîæåñòâî äðóãèõ ôàêòîðîâ, íî (ñþðïðèç!) ïîëà ñðåäè íèõ íåò.
Ñóêè òàêæå ñêëîííû ê àãðåññèè â ñòîðîíó äðóãèõ ñîáàê (ïðè÷åì íåêîòîðûå, íàïðèìåð, íå ïåðåâàðèâàþò ìåëêèõ ñîáàê è äóøàò èõ ïðè ïåðâîé æå âîçìîæíîñòè, à íåêîòîðûå, íàïðîòèâ, èùóò ñåáå ñîïåðíèêîâ ïî ðàçìåðó), òàêæå ñêëîííû ê àãðåññèè â ñëó÷àå, êîãäà îíè çàùèùàþò ñâîþ âåùü èëè èãðóøêó (äîáû÷ó), íå ìåíåå, ÷åì êîáåëè, ñêëîííû ê ðåâíîñòè ñî âñåìè âûòåêàþùèìè. Êîáåëè ÷óòü áîëüøå ñêëîííû ê àãðåññèè íà ïóñòîì ìåñòå. Ìàëü÷èêè âîîáùå ëþáÿò ñîðåâíîâàòüñÿ è ìåðèòüñÿ âñåì, ÷åì ìîæíî è íåëüçÿ. Ýòèì è òå, è äðóãèå, îáÿçàíû òåñòîñòåðîíó – ìóæñêîìó ïîëîâîìó ãîðìîíó. Êîáåëü áóäåò ÷àùå, ÷åì ñóêà, ïðîâåðÿòü “à ÷òî áóäåò, åñëè ÿ íå ïîñëóøàþñü?”. Òåì íå ìåíåå, ñìåþ âàñ çàâåðèòü, ÷òî õîðîøàÿ âñòðÿñêà è ïàðà îïëåóõ ïðèâåäóò â ÷óâñòâî âàøåãî êîáåëÿ â äâà ñ÷åòà (ãîðàçäî áûñòðåå, ÷åì òó ñóêó, êîòîðàÿ âûáðàëà ñåáå öåëüþ êàêîãî-íèáóäü íåñ÷àñòíîãî ÷èõóàõóà).
Õîðîøî äðåññèðîâàííîé ñîáàêå åäâà ëè ïðèäåò â ãîëîâó ìûñëü î òîì, ÷òî ïðîÿâëÿòü íåñàíêöèîíèðîâàííóþ àãðåññèþ ê îêðóæàþùèì – ýòî äîïóñòèìî. Íåçàâèñèìî îò ïîëà.
Êîáåëè, ïðàâäà, âî âðåìÿ âçðîñëåíèÿ ãîðàçäî áîëåå ñêëîííû ê èåðàðõè÷åñêèì êîíôëèêòàì. Ýòî òîæå íîðìàëüíî. ß íå ñîáèðàþñü ðàçâîäèòü çäåñü ñïîðû ñòîðîííèêîâ è ïðîòèâíèêîâ òåîðèè äîìèíèðîâàíèÿ. Ôàêò îñòàåòñÿ ôàêòîì: â ëþáîì êîëëåêòèâå ñîöèàëüíûõ æèâîòíûõ, òàê èëè èíà÷å áóäåò ëèäåð, è áóäóò âñå îñòàëüíûå. Ýòî ñïðàâåäëèâî äëÿ ëþäåé, äëÿ ñîáàê, à òàêæå äëÿ êîëëåêòèâà, ñîñòîÿùåãî èç ëþäåé è ñîáàê. Íåò, ýòî íå çíà÷èò, ÷òî êîáåëü áóäåò ïûòàòüñÿ çàõâàòèòü âëàñòü. Íî îí áóäåò, êàê ïîäðîñòîê â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå, ïûòàòüñÿ ïðîÿâëÿòü íåïîñëóøàíèå. Ñóêè òîæå ìîãóò ýòî äåëàòü, íî ñðåäè êîáåëåé ýòî íàáëþäàåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå. Êîãäà êîáåëü âûðàñòàåò, ýòî ïðåêðàùàåòñÿ. Ëèáî, åñëè âû íå êîððåêòèðîâàëè ýòî â äåòñòâå – òàêîå ïîâåäåíèå ñòàíîâèòñÿ íîðìîé.
Ãîâîðèòå, êîáåëè çàíèìàþò áîëüøå ìåñòà? Ñêàæèòå ýòî ìîåé ñóêå, êîòîðàÿ èìååò ïðèâû÷êó ðàñòÿãèâàòüñÿ íà ïîëó òàê, ÷òî íè îäíîìó êîáåëþ, ñóêå, êîøêå è, âåðîÿòíî, êðûñå, ïîëåâîé ìûøêå è äàæå ïàóêó Ãåíðèõó íå õâàòèëî áû ìåñòà óñòðîèòüñÿ ðÿäîì ñ íåé èëè ïðîñòî ïðîéòè, íå ñïîòêíóâøèñü îá íåå. Äà, êîáåëè íåìíîãî êðóïíåå. Íî íåìíîãî â äàííîì ñëó÷àå äåéñòâèòåëüíî çíà÷èò íåìíîãî. Ïîëîâîé äèìîðôèçì âûðàæåí, íî íå íàñòîëüêî.
Êàñàòåëüíî æå òå÷êè: äà, ó ñóê äâà ðàçà â ãîä (ó çäîðîâûõ ñóê – äâà ðàçà!) ñëó÷àåòñÿ ïåðèîä ãîòîâíîñòè ê ñïàðèâàíèþ. Ïðè ýòîì, ãîòîâîé ñóêà áóäåò âñåãî ïàðó íåäåëü, â òå÷åíèå êîòîðûõ íå ðåêîìåíäîâàíî îòïóñêàòü åå ñ ïîâîäêà ïî âïîëíå î÷åâèäíûì ïðè÷èíàì (÷òî áû âû íè äóìàëè î âàøåé õîðîøåé äåâî÷êå, åé â ýòî âðåìÿ òîæå î÷åíü õî÷åòñÿ, è ãëóáîêî íàïëåâàòü, êàêîé ïîðîäû ïðåòåíäåíòû). Îáúåêòèâíûì ìèíóñîì ñóê â ýòîì ñëó÷àå áóäåò òî, ÷òî îíè ìîãóò ïà÷êàòü ïîë.
Êñòàòè, ìíîãèå âåòåðèíàðû ñîâåòóþò ñòåðèëèçîâàòü ñóê â ìîëîäîì âîçðàñòå, åñëè âû íå ïëàíèðóåòå çàíèìàòüñÿ ðàçâåäåíèåì è âûñòàâêàìè. Ïîìèìî îòñóòñòâèÿ ïðîáëåì ñ òå÷êîé, ñòåðèëèçàöèÿ, ïî ñëîâàì âåò. âðà÷åé, çíà÷èòåëüíî ñíèæàåò ðèñê ðàçâèòèÿ áîëåçíåé ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû, â òîì ÷èñëå îíêîëîãè÷åñêèõ (êîòîðûå â íàøå âðåìÿ âñòðå÷àþòñÿ âñå ÷àùå è ÷àùå ó ñîáàê çðåëîãî âîçðàñòà). Åñëè ñòåðèëèçàöèÿ âûïîëíåíà â ìîëîäîì âîçðàñòå, äëÿ ñîáàêè îíà âïîëíå áåçîïàñíà.
Âû äóìàåòå, ñ ìàëü÷èêàìè òàê ðàäóæíî è áåçîáëà÷íî? Íåò. Êîáåëè, â îòëè÷èå îò ñóê, ãîòîâû ïîó÷àñòâîâàòü â ïðîöåññå îïëîäîòâîðåíèÿ êðóãëûé ãîä. Ýòî çíà÷èò, ÷òî, çàâèäåâ âäàëåêå òå÷íóþ ñóêó, âàø êîáåëü â ëþáîé ìîìåíò âðåìåíè ìîæåò ðâàíóòü çà íåé, è, êàê áû âû íè êðè÷àëè è íè ðâàëè êîãòè çà íèì, äîãíàòü ñîáàêó – äîâîëüíî òðóäíî. Êîíòðîëþ áåç ïîâîäêà â ýòîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïîääàñòñÿ ëèøü õîðîøî îòäðåññèðîâàííûé êîáåëü, êîòîðûõ, äàé áîã, ïðèõîäèòñÿ 1 íà 100, åñëè íå ìåíüøå. Òàê ÷òî è ñ êîáåëÿìè íå òàê âñå ïðîñòî.
Ïîäûòîæèâ, ìîæíî âûäåëèòü âñåãî òðè áîëåå èëè ìåíåå àäåêâàòíûõ ðàçëè÷èÿ ìåæäó êîáåëÿìè è ñóêàìè, êîòîðûå ìîãóò ïîâëèÿòü íà âàøå ðåøåíèå:
1. Êîáåëè áîëüøå, è ÷òî áîëåå âàæíî – ñèëüíåå, ÷åì ñóêè. Íåâîñïèòàííûé êîáåëü êðóïíîé ïîðîäû ñ ãîðàçäî áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ïðîòàùèò âàñ ïî àñôàëüòó, ÷åì íåâîñïèòàííàÿ ñóêà. Õîòÿ, êàê ÿ óæå ãîâîðèëà, åñòü è òàêèå ñóêè, ÷òî êîáåëè íà èõ ôîíå êàæóòñÿ ìàëü÷èêàìè-ïîäðîñòêàìè.
Ýòó ïðîáëåìó ðåøèò àäåêâàòíûé èíñòðóêòîð-êèíîëîã, îáúÿñíèâ, êàê îòó÷èòü ñîáàêó òÿíóòü ïîâîäîê.
2. Êîáåëè â ïåðèîä ñîçðåâàíèÿ áîëåå ñêëîííû ê êîíôëèêòàì, â òîì ÷èñëå èåðàðõè÷åñêèì êîíôëèêòàì: îíè áóäóò ïðîÿâëÿòü íåïîâèíîâåíèå, è, åñëè âû íå ñêîððåêòèðóåòå ýòî ñðàçó, ñîáàêà ìîæåò âûðàñòè óâåðåííîé, ÷òî ýòî ñîâåðøåííî íîðìàëüíî, à çàòåì ïðåâðàòèòüñÿ â äîìàøíåãî òèðàíà. Åñëè âû íå ãîòîâû ê êîððåêöèè òàêîãî ïîâåäåíèÿ, åñëè âû – ìÿãêèé ÷åëîâåê, è îñîáåííî åñëè âû – ìÿãêèé ÷åëîâåê ñ äåòüìè, âîçüìèòå ñóêó.
3. Ó ñóê äâà ðàçà â ãîä òå÷êà, ÷òî òðåáóåò òùàòåëüíîãî íàáëþäåíèÿ, à òàêæå ñóêè – íå ëó÷øèé âàðèàíò, åñëè ó âñå ïîëû â äîìå ïîêðûòû êîâðîëèíîì. Êîáåëè ìîãóò â ëþáîé ìîìåíò ðâàíóòü çà ëþáîé òå÷íîé ñóêîé, ïîçàáûâ âñå, ÷åìó èõ ó÷èëè, êòî èõ õîçÿèí, è êòî îíè âîîáùå òàêèå.
Áîëüøå íèêàêèõ îáúåêòèâíûõ ðàçëè÷èé íåò – ñïëîøü ñóáúåêòèâíûå, áåðóùèå íà÷àëî îò áàåê, êîòîðûå âëàäåëüöû ðàññêàçûâàþò î ñâîèõ ñîáàêàõ. Ñîáàê – ìèëëèîíû. Ñòàòèñòè÷åñêè âïîëíå åñòåñòâåííî, ÷òî ñðåäè íèõ áóäóò âñòðå÷àòüñÿ ñóêè ñ îäèíàêîâûì ïîâåäåíèåì è ïðîáëåìàìè, ðàâíî êàê è êîáåëè. Íî íàëè÷èå ãðóïï, äåìîíñòðèðóþùèõ ñõîæåå ïîâåäåíèå – ýòî íå ïîâîä âåøàòü ÿðëûêè íà âñåõ. (:
Íàäåþñü, âû ñäåëàåòå ïðàâèëüíûé (ò.å. ïîäõîäÿùèé äëÿ âàñ) âûáîð, íå ïðèñëóøèâàÿñü ê ñîìíèòåëüíûì ñîâåòàì. Òåðïåíèÿ âàì è óäà÷è ñ âàøèìè ïèòîìöàìè!
Источник