Какую тему раскрывает есенин с помощью образа собаки

Какую тему раскрывает есенин с помощью образа собаки thumbnail

-:Тему любви  и милосердия

-:Тему Родины

-: Тему природы

+: Тему материнства

S:Назовите автора этих строк:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По – весеннему наш белый сад,

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как много лет назад.

-:А.А.Фет

-:А.С.Пушкин

+:С.А.Есенин

-:А.А.Блок

S:Какой мотив является главным в  стихотворении «Не жалею, не зову не плачу»?

-:прощания с детством

-:разрывной связи со «страной берёзового ситца»

+:естественности движения от цветения к увяданию

-:гибель крестьянской Руси и собственной гибели

S:Какое из привёденных высказываний относится к поэзии С. Есенина?

-:«Примирение между днём и ночью, между космосом и хаосом, между тишиною одинокой человеческой души, с её воспоминаниями и тенями, и пестрым шумом окружающего человечества, не идёт у <поэта> в пушкинскую наглядность, в ясную и простую глубь» (Ю. Айхенвальд);

-:«Удовлетворяясь настоящим, улавливая текучее мгновение в сфере чувства, он и внешнюю природу, красоту земли, постигает здесь, около себя. Ему дороги русский пейзаж с «горным хрусталём» его зимы, половодье на Днепре, родная Воробьёвка – и как раз через неё проходит первый меридиан земного шара» (Ю. Айхенвальд);

+:«Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровнородственная близость…» (М. Эпштейн).

-: «Его закрутила метель жизни, та снежная вьюга, которую он так часто поминает, и Богу неведомому, неведомой, начал приносить он свои шаткие молитвы, – а она прихотливо меняла свои облики и являлась ему то как упавшая с неба голубая звезда, то как Мария, как дальняя Мэри, то как грешная скиталица ресторанов» (Ю. Айхенвальд).

S:К какому лирическому жанру может быть отнесено  стихотворение«Не жалею, не зову, не плачу…»?

-:Сонет

+:Элегия

-:Послание

-:Эпитафия

S:Образкакого дерева сталнациональным поэтическим символом России благодаря Есенину?

-:Ива

+:Берёза

-:Рябина

-:Клён

S:Как называется приём намеренного нагнетания одинаковых гласных звуков, к которому прибегает С. Есенин в первой строке стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»?

+:Ассонанс

-:Аллитерация

-: Тавтология

-: Полифонизм

S:Укажите название тропа, многократно использованного в данном стихотворении («пламень уст»,«буйство глаз и половодье чувств»,«листьев медь»):

£Сравнение

RМетафора

£Метонимия

£Литота

S:К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

-:Символизм

-:Футуризм

+: Имажинизм

-:Акмеизм

S:Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

-:Эпитет

-:Метафора

-:Сравнение

+:Метафорическое сравнение

S:В каком стихотворении С. Есенина дан вариант библейской истории о блудном сыне?

-:«Русь Советская»

-:«Отговорила роща золотая…»

-:«Сорокоуст»

+:«Письмо матери»

S:Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

+: метафорическое сравнение

-: сравнение

-: метафору

-: эпитет

S:Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа:

«Рассвет русской прохлады росно/ Сшибает яблоки зари».

+: олицетворение

-: звукопись

-: метафору

-: метафорическое сравнение

S:Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа:

«Синь то дремлет, то вздыхает».

+: метафору

-: звукопись

-: метафорическое сравнение

-: олицетворение

S:Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа:

«Как сережки, зазвенит девичий смех».

+: метафорическое сравнение

-: олицетворение

-: метафору

-: звукопись

S:Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа:

«Звонко чахнут тополя».

+: звукопись

-: метафорическое сравнение

-: метафору

-: олицетворение

Источник

нализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок, безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой по

Источник

Сочинения > Анализ > Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина

Человек давно приручил животных, однако забыл о том, что именно он за них в ответе. Порой люди так жестоки к своим братьям меньшим, что невозможно молчать, а ведь у каждого животного есть чувства, они верно служат человеку, преданы ему и не понимают, почему человек отвечает на их преданность жестоким или равнодушным отношением. Проблема людей и животных волновала и некоторых поэтов, среди которых был Есенин. Это писатель, который любил животных больше, чем людей, поэтому в своем творчестве пытался раскрыть тему отношений людей и братьев их меньших. Так появилась работа Есенина Песнь о собаке.

Песнь о собаке Есенин

Написал ее поэт в 1915 году, но напечатали спустя четыре года. Не успело оно появиться в печати, как сразу стало популярным. Данное стихотворение невозможно читать, не прослезившись, да и сам автор читал его со слезами на глазах. Ведь в нем показано не просто животное и его трагедия, но и чувства, которые испытывает существо, оставаясь беззащитным перед человеком и его действиями.

Раскрывая тему отношения людей к животным, автор написал стихотворение в жанре лирического произведения, используя метафоры, повтор, применяя простой язык и умалчивание. Давайте сделаем анализ стихотворения Песнь о собаке, разбирая его сюжет.

Песнь о собаке краткий анализ

Анализируя стихотворение Есенина, можно выделить главную мысль. Автор показывает, насколько уязвимы и беззащитны живые существа, что во власти людей и как жесток мир по отношениию к ним. Простой, казалось бы обыденный сюжет, но насколько же огромное оставляет после себя впечатление и заставляет задуматься над своими поступками и действиями.

В деревне ощенилась собака. Теперь она мама семерых щенят. Материнский инстинкт сразу же проснулся в ней, и она радостно вылизывает детей. Однако ее радость длилась лишь один день. Вечером хозяин пришел к собаке и запихнув в мешок всех щенят, понес их в сторону реки. Неладное почувствовала собака и побежала за хозяином. Но хозяин был беспощаден. Не хотелось ему в будущем пристраивать щенят, и он решил их просто утопить, не думая о чувствах собаки, о чувствах матери, которая вмиг потеряла всех своих беззащитных малышей. Не замечая, как собака бежит за ним по сугробам, чтобы хоть как-то остановить человека, он все-таки исполнил задуманное. Долго стоит собака у реки, наблюдая за кольцами воды в том месте, куда был брошен мешок. Как понять действия хозяина, которому она служит верой и правдой? Почему он так жесток? Собаке сложно понять, но ей ничего не остается, как идти обратно домой, выть от горя на луну, которая ей показалась одним из погибших щенков. Завершается стихотворение плачем собаки, у которой глаза катятся в снег золотыми звездами.

Таким образом Есенин на созданном образе собаки показывает беспощадность человечества. Причем люди беспощадны не только по отношению к живым существам, но и к самим людям. Человек готов идти по трупам и уничтожать каждого, кто станет на пути в достижении своих каких-то замыслов. Жизнь ничья не представляет для людей ценности, но только если человек может постоять за себя и защититься, то у домашнего животного, которое очень доверчиво и предано, такой возможности нет.

Послушать песнь о собаке. Читает Сергей Безруков

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Источник

Мизева Ирина, ученица 11 класса

МАОУ СОШ №14

Учитель Миронова Е.В.

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Песня о собаке».

Сергей Александрович Есенин – это знаменитый русский поэт (1895-1925 г.г.). Все его творчество было посвящено теме Родины, России. Как говорил он сам, «я последний поэт деревни…» И это действительно так. Пожалуй, это был последний поэт, который так искренне и всем сердцем любил эту старую, деревенскую, уходящую Русь. Все его стихи проникнуты красотой бесконечных ржаных полей, ароматами весенних трав.

Но помимо темы Родины в стихах Есенина есть еще и тема человека и человечности. Так ли неотъемлемо одно от другого? Всегда ли человек человечен? Об этом Есенин написал свое знаменитое стихотворение «Песнь о собаке». Сам автор определяет его как песнь – особый литературный жанр, и это не случайно. Во-первых, песнь, песня – это народное творчество, народная мудрость, которая передается из поколения в поколение. Во-вторых, песнь – это чаще всего произведение о чьих-то великих заслугах, подвигах, переданнео в возвышенной лирической форме. Здесь же главным героем является собака. Она теряет своих щенят, то есть все самое близкое и дорогое. Она испытывает страшные душевные муки, как библейские великомученики, тоже пострадавшие за любовь к своим ближним. «Когда бросят ей камень в смех…» – намек на притчу о грешнице, которую хотели закидать камнями. Собака у Есенина выглядит более человечной, чем сам человек, убийца бездушный и злой: «вышел хозяин хмурый…» Таким образом поэт подчеркивает в названии стихотворения особую роль собаки, противопоставляет ее человеку. С моей точки зрения, культурным контекстом произведения также является фольклор. Есенин мог услышать эту историю о собаке из какой-нибудь деревенской песни и развить ее в своей «Песни о собаке».

        Чтобы добиться некой возвышенности в звучании, но в то же время не потерять связи с народным источником, автор выбирает следующий размер: 3-стопный анапест с усеченной или наращенной строкой, который иногда меняется на амфибрахий или дактиль. Но эта замена не уничтожает ритмичности и ровного темпа стихотворения.

По композиции произведение можно условно разделить на 3 части. Первые два четверостишия – это мирное семейное счастье собаки. Следующие 6 строк – ее растерянность и надежда на спасение щенят, остальная часть – это трагедия, которую она переживает, оставшись одна. Интересно, что стихотворение состоит из семи четверостиший и в нем идет речь о семерых щенятах, то есть каждое четверостишие близко Есенину и так же любимо, как эти семеро щенят. Вообще, семь – это счастливое число, оно часто упоминается в русских поговорках, сказках. Семь – очень похоже на слово семья, основу всей жизни. Я думаю, число семь – это символ семьи, всего самого родного.

Также символичны вода и месяц. Обычно говорят живая вода, и здесь она выступает в роли символа очищения перед смертью. В русских сказках месяц всегда был мудрым советчиком и утешителем. У Есенина он сохраняет свою символичность, но прячется от собаки, так как ничем не может ей помочь. Особо символичны глаза собаки: «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Глаза – зеркало души. Конечно, «золотыми звездами» – это метафора, падали не глаза, а слезы, но они испускали звездный свет, свет любви, который пронизывал пустую, черную ночь – символ невнимания и непонимания чужой боли. Я считаю, что темой стихотворения является любовь животного к своим детям и бессердечность человеческого общества, забывшего о гуманизме и взаимопомощи.

Идея: человек должен замечать не только свои проблемы, но и отзываться на просьбы других людей, помогать им, поддерживать. Люди забыли о взаимопомощи, и Есенин пытается им о ней напомнить; напомнить, что человек и человечность – неотъемлемые понятия. Есенин использует множество художественных средств: аллитерацию на р и звукопись на с, ш, ч в первом четверостишии, метафору: «причесывая языком», умолчание, чтобы избежать описания страшного момента смерти щенят. Благодаря всему этому читатель сильнее воспринимает трагедию собаки, у него возникает желание хоть чем-то ей помочь. Только Есенин способен так глубоко затронуть струны нашей души!

Источник

Меню статьи:

  • Из истории написания произведения
  • О жанре и литературном направлении текста
  • О методах художественной выразительности
  • Приемы имажинизма
  • Традиционные художественные средства
  • Символика стиха
  • Экспрессивность произведения
  • Динамика текста
  • О теме произведения
  • О сюжете есенинского творения
  • Чудо рождения
  • Собачьи чувства
  • Тревожный вечер
  • Жестокое убийство
  • Образы детей
  • Финал
  • Композиционная и стилистическая специфика произведения

Есенина легко назвать поэтом, полюбившимся читателям за эмоциональные, чувственные и порой кричаще откровенные тексты. Публика полюбила и текст писателя под названием «Песнь о собаке». Литератор обладал уникальным умением: публика тепло воспринимала творения этого автора. Строки анализируемого произведения затрагивают глубочайшие чувства людей, проникая в сердце публики. Здесь смешались несколько эмоций: толика щемящей жалости, щепотка грусти, горсть нежности.

Писатель отличался любовью к животным. Поэтому Есенин отображал свое нежное отношение к животному миру в простых и понятных текстах. Этим произведениям свойственна яркость, запоминаемость, незамысловатость. Не удивительно, что творчество Есенина доступно широкой публике.

Из истории написания произведения

Творение русского писателя родилось в один из дней 1915-го года. Публикация стихотворения состоялась в 1919 году. Произведение вышло на страницах «Советской страны» – одной из ведущих газет того времени. Текст Есенина отличался неординарностью, поэтому известность к поэту пришла сразу.

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» вышло в печать в начале первой мировой войны, в 1914 году. Один из главных образов  произведения – природа и родная земля. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Есенин декламировал свой текст самостоятельно. Чтение стиха – эмоциональное (поэт плакал во время декламации) – привлекло внимание публики. Писатель делился со слушателями своим отношением к окружающей среде, природе. Животные, как говорил поэт, предстают перед человеком беззащитными, полностью отдаваясь на волю людей. Среди слушателей писателя был и Максим Горький, который сильно впечатлился произведением поэта. Горький сказал, что природа будто нарочно создала Есенина, чтобы писатель отразил в своем творчестве любовь к окружающему миру. Есенин воспевал жизнь во всех ее проявлениях, природу и милосердное отношение к универсуму.

О жанре и литературном направлении текста

Произведение русского поэта представляет собой пример лирического текста. Автор полностью раскрывается перед читателями, доверяясь публике. Слушатели узнают об истории, которая впечатлила самого автора. В произведении отсутствует деление на автора и рассказчика или героя. Все лица в тексте едины.

Есенин прославился своей общительностью, социальной активностью. Писатель часто говорил о своей любви ко «всякому зверью». Эти эмоции удачно воплотились в тексте, посвященном собаке.

О методах художественной выразительности

Приемы имажинизма

Писатель обращается к ярким, неординарным приемам художественной выразительности. Есенин был близок к сообществу имажинистов. В этом есенинском творении встречаются типичные для имажинизма средства. Это броский слог, яркие образы, которые хорошо запоминаются, повышенная экспрессивность текста.

Стиль имажинизма максимально упрощает восприятие произведения. Текст получается ясным, легким, понятным. Есенин обращается к четким символам, запоминающимся образам. Стих невозможно выбросить из головы. Неординарность имажинизма идеально подходит для трогательного сюжета есенинского творения.

Традиционные художественные средства

Писатель обращается к различным тропам, символам, образам, олицетворениям. Есенинский слог отличается яркостью и образностью. Все события произведения читатели в прямом смысле представляют в воображении, будто кинофильм.

Символика стиха

Есенин щедро пользуется символикой цвета. Важное значение в тексте приобретает золотистый цвет. В этот оттенок окрашена рогожка, шерсть собаки и щенков, луна. Цветовая гармония воплощает идиллию момента. Есенин три раза упоминает о количестве щенков. Это значит, что число семь в произведении играет символическую роль. Щенков столько же, сколько и строф.

Символика произведения отличается сложностью. Однако читатели тут же погружаются в текст и легко воспринимают символическую и образную систему Есенина.

Экспрессивность произведения

Есенин ярко описывает настроения. Радость пронизывает сцену рождения щенков. Хозяин собаки наделяется мрачным характером. Господин вторгается со своим холодом в теплую атмосферу животного мира. Собака пытается спасти своих детей, однако попытки животного тщетны: жестокий человек оказывается сильнее слабой собаки. Есенин повторяет глагол «бежать», что добавляет трагичности картине.

Динамика текста

Произведение насыщается динамикой. Писатель использует глаголы: движение воды, бег собаки, возвращение домой и вой животного, плавание луны по небу, плач несчастной матери. Этот прием дает ощущение постоянного ритма, активности событий.

О теме произведения

Ключевая тема есенинского текста состоит в изображении отношений человека и животного. Живые существа предстают беззащитными, уязвимыми, полностью подпадающими под власть человека. Люди же не всегда проявляют доброту по отношению к животным.

В целом, люди отличаются жестокостью, грубостью, бессердечностью – даже по отношению к себе подобным.

В центре повествования находится собака. Автор очень нежно описывает животное, у которого родилось семь щенков. Но люди забрали щенков у матери.

 «Письмо к женщине» – знаковое произведение для творчества Сергея Есенина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Поэт трогательно изображает горе матери, лишившейся потомства. Автор повествует о животном так, как написал бы о чувствах человека. Собака наделяется чувствами людей. Родственность ситуаций, эмоций, страданий заставляет читателя сопереживать животному. Текст поднимает в душе читателя бурю глубочайших эмоций.

О сюжете есенинского творения

Чудо рождения

В тексте четко прослеживается сюжетная линия. Есенин логически развивает сюжет по мере приближения конца текста. Первая строка изображает радостное утро.

Есенин вспоминает о золотых рогожках, о жизнерадостной атмосфере. Эта атмосфера является фоном жизни счастливого животного. У собаки недавно родилось семеро щенков.

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят…

Собачьи чувства

Поэт ярко описывает эмоции животного, отношение собаки-матери к новорожденным щенкам.

Собака ласкает щенков, любит свое потомство.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом…

Тревожный вечер

Но вот наступает вечер. Собака видит мрачное и жестокое лицо хозяина, который забирает малышей.

Мужчина бросает собачат в мешок.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок…

Жестокое убийство

Четвертая строфа намекает на убийство новорожденных собачек, хотя писатель не говорит об этом прямо. Несчастная мать следует по пятам за жестоким господином. Наконец, связка с собачатами погружается в водную муть. Малыши погибают. Несчастная мать плетется домой.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь…

Образы детей

Мир блестит в лунном свете. Светило сияет золотистым цветом, напоминая матери о погибших малышах. Шерсть собачат тоже была золотистой.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков…

Животное наблюдает лунное сияние и воет, пока золотистый свет не прячется за чернотой туч и ландшафта.

Темнота отбирает у матери последние образы щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях…

Финал

Конец произведения – это всемирно известные строки:

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Композиционная и стилистическая специфика произведения

Литератор использует последовательное развитие сюжета. Писатель отдает предпочтение линейной композиции. Читатель заметит в тексте характерную для автора перекрестную рифму. В целом произведение включает семь блоков, каждый блок состоит из четырех строк. При написании текста поэт использовал анапест.

Источник