Карачаевская порода собак фото
Кавказский волкодав Шамиль Дотдаев “Кавказский волкодав” – это новый термин, который на официальном уровне употребляется между немногими пока кинологами бывшего Союза и за рубежом. Эти собаки статуса самостоятельной породы пока не имеют, но с каждым годом приобретают все большее число поклонников не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. Разведением кавказского волкодава интенсивно занимаются в Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Дагестане и других республиках Северного Кавказа, Ростове, Ставропольском и Краснодарском краях. В республиках Закавказья тоже имеется значительное поголовье этой породы. Если собрать исторические справки, ссылки на различные источники, рассказы, легенды, песни, выдержки из произведений художественной литературы, то можно написать об этом отдельную книгу. Во всяком случае, не подлежит сомнению то, что собак этой породы на Кавказ завозили и завоеватели, и кочевники, и купцы, и миссионеры и т. д. Завозились они также и коренными жителями, людьми состоятельными, после паломничества или купеческих экспедиций. Собаки тогда ценились по охранно-боевым и охотничьим качествам. Несмотря на то, что собаки стоили дорого благодаря их высоким боевым и охотничьим качествам, на Кавказе они теряли свою ценность, т. к. местные обычаи не разрешали куплю-продажу собак. Они содержались вольно, и селекция шла путем естественного отбора. Раньше собаки получали название своей породы по месту происхождения и их непосредственного применения. У каждой народности были свои названия породы. В частности, у карачаевцев охотничьи собаки имели одно общее название “егер” от слова “егер”. Крупных собак называли “парий”. Крупные собаки с обрезанными ушами и хвостом именовались “самыр”. Причем слово “самыр” звучало немного почетнее слова “парий”. Очень часто (80%) кобелям давались клички Самыр, и поэтому к их основной кличке прилагались имена, а то и фамилии их хозяев. В понимании народа “самыр” был универсальной собакой, способной пасти и охранять скот, караулить дом, быть компаньоном. Крупных боевых собак, способных один на один одолеть волка, называли “Басхан парий”. Говоря о кавказском волкодаве, необходимо представить себе развитие породы в настоящем и будущем времени. В прошлом можно было выделить породную группу, а если точнее, то около 2% так называемых париев и самыров имели право именоваться “Басхан парий”. Из числа Басхан париев 10% собак могли победить волка в единоборстве, т. е. один истинный волкодав приходился на 500 чабанских собак. Аналогичная ситуация была и в других республиках Кавказа. В общей же массе собаки на разных языках назывались кошарскими или чабанскими собаками. Чабанские собаки сильно отличались по весу и размерам и весили от 30 до 100 кг. Собаки меньшего размера подгоняли отбившихся от стада животных. Собаки покрупнее занимали позиции вокруг стада и несли охранно-пастушью службу. Средневесы – охранники – выбирали для себя наиболее удобные для обзора местности позиции и редко покидали эти свои “сторожевые вышки”. Собственно волкодавы могли иметь и тяжелый и средний вес, в зависимости от конституции. Они старались поменьше двигаться. На выпасе держались около хозяина. Иногда подходили к другим собакам с целью поупражняться в собачьих играх, но чаще уходили в тень или наносили визиты в соседние кошары. Обычно волкодава днем привязывали возле кошары, чтобы он мог выспаться, а ночью отпускали. Присутствие волкодава у кошары придавало смелости другим собакам. В случае необходимости они первыми вступали в бой с хищниками, а волкодав всегда являлся на помощь. Исходы поединков были неоднозначными. Чаще всего, хищник убегал. Сильный волкодав мог задушить волка или погибнуть от глубоких ран. Волкодав в кошаре являлся предметом особой гордости хозяина. Хотя он и не имел большого практического применения, но в его присутствии в кошаре царила атмосфера относительной безопасности. Волкодавы имели привычку иногда покидать кошару на несколько дней. В эти дни настроение портилось и у остальных собак, и люди теряли чувство безопасности. Чабанам приходилось бросать свои дела, садиться на коней и разыскивать любимца по другим кошарам. Очень редко могли ужиться в кошаре 2 и более волкодавов. Часто между ними происходили жестокие стычки. В результате более слабые убегали в другие кошары, тем самым пополняя генофонд волкодавов. Поголовье чабанских собак резко уменьшилось во время войны и в послевоенное время, а также в результате депортации народов Кавказа в Среднюю Азию. Непосредственно волкодавам очень навредила идеология Советской власти, которая боевых собак поставила едва ли не на уровень классового врага. Это было на руку авторитетам по разведению кавказских овчарок. С больших трибун и со страниц брошюрок они заявляли, что им не нужны собаки – уничтожители волков. В настоящее время порода волкодавов возрождается, а хваленая порода кавказских овчарок деградирует. Лишь усилия редких на Кавказе людей, которых часто именуют чудаками, помогли сохранить осколки этой древней, уникальной породы. Одним из наиболее известных на Кавказе инициаторов сохранения породы был Борис Чагилов из г. Карачаевск. Со своим красавцем белоснежным Капланом он объездил пол-Кавказа, чтобы испытать боевые качества своего питомца. Его инициативу продолжил Ислам Дотдаев. Ислам сумел разбудить в людях любовь к этой породе, убедить, что кавказский волкодав не просто полезный друг в хозяйственной деятельности человека, но, что самое ценное, эта порода является национальным достоянием народностей Кавказа. Однако развитие породы застопорилось из-за того, что на Кавказе и в Средней Азии на куплю-продажу этой породы было наложено табу. Продажа волкодава расценивалась как кощунство. Отдельные владельцы заявляли, что они скорее станут рогоносцами, чем продадут собаку. Такое положение дел заводило в тупик. Вырождение имеющегося крохотного материала и, наконец, экономическая бесполезность породы положила бы логический конец любым начинаниям энтузиастов. Ислам Дотдаев сумел разрушить и клановые барьеры, и снять табу на куплю-продажу кавказского волкодава. Для этого ему пришлось объездить весь Северный Кавказ, облетать и объездить с видеокамерой половину Средней Азии. В настоящее время нет никаких проблем в вопросах купли или продажи щенков. Так же легко можно договориться насчет вязки суки с желаемым кобелем в любом регионе. КАВКАЗСКИЙ ВОЛКОДАВ – ПОЧЕМУ? Название «волкодав» происходит от слова «давить». Имеется в виду волка, хотя задушить можно рысь, молодого кабана или бродячую собаку. Старое карачаевское название «Басхан парий» означает: крупная собака, которая давит. Или еще более древнее: «мамучар», «маму-волк», «чарх-колесо». Полный перевод – «скрутить волка». В Дагестане такого рода собак называли Канда. Даргинцы говорят, что в переводе это слово означает «куцехвостый». Карачаевцы собак с обрубленным хвостом и обрезанными ушами называли «Самыр». Происхождение традиции обрубать хвосты и обрезать уши чабаны объясняли тем, что открытые уши лучше слышали, а длинный хвост, во время сна укрывая голову, глаза или нос, углубляет сон. Но есть и такая версия, что в древности куцерожденные, с маленькими ушами и напоминающие экстерьером, пластикой, экономичностью движений барсов, отличались большой смелостью. В борьбе они не подавали голос. Отличались большим усердием в бою. Часто погибали сами в схватках с хищниками, кабанами и другими собаками. Есть также версия по которой купирование хвоста было вызвано из-за причиняемых им хозяину неприятностей. На Северном Кавказе люди не отличались любовью к охоте. Особенно в среде чабанских собак охотничьи качества мало оценивались. Их резвость имела меньшее значение, чем сила. Различались две разновидности чабанских собак – короткошерстные и длинношерстные. Короткошерстные в большей степени обладали рабочими качествами. Природная энергия заставляла их много двигаться. Ради того, чтобы ходить за стадом или за отарой, они были рады выдерживать и жару, и холод, и дождь, и ветер. В результате отбора они становились выносливыми, жизнестойкими. Обладали крепкой конституцией. Длинношерстные двигались меньше. Жара их угнетала. От холода они были защищены, но большой закалки не имели. Природная энергия у них была направлена на охрану объекта. В результате они становились малоподвижными, но обладали большой взрывной силой, крепко-грубой конституцией. Отличались умеренной злобой против людей. Постепенно длинношерстные нашли применение в селах, аулах и городах для охраны домов, участков и объектов. Путем отбора длинношерстных чабанских собак всемирно известный советский кинолог А.П. Мазовер создал породу КО. Создавая тип и стандарт КО, А.П. Мазовер некоторые желаемые качества этой породы выдавал за действительные. Так, например, ножницеобразный прикус, повышенная злобность к человеку, способность одолеть волка, проходить огромные расстояния за отарой и другие качества были несвойственны основному поголовью предков КО. Работал А.П. Мазовер в условиях командно-административных, сталинских временах. Его последователи ревностно соблюдали тезисы своего шефа. КО окультурилась и утратила прежние свойства. В наше время имеется небольшое количество энтузиастов, желающих возродить старинный тип КО. Основатель КО А.П. Мазовер был человеком своего времени, то есть сталинизма. КО была создана с целью охраны объектов и не ради сражения с волками или собаками на ринге. И овец она не охраняла,по крайней мере на Кавказе. Термина КО на Кавказе не было до 40-х годов. Породы такой тоже не было;были примитивные породные группы чабанских собак вольного содержания. Раньше собак, похожих на современных КО, на Кавказе отстреливали. Причины: 1.Большая плотность населения. 2.Отсутствие всяких заборов, цепей, вольеров и сараев для собак. 3.Дрессировкой и воспитанием собак на Кавказе не занимались. Дефицит медицинской помощи от покусов и т. д. Злые языки говорят, что депортированные народы завезли из Азии волкодавов, метизировали их на Северном Кавказе и выдают их за КВ. Особое подозрение в этом плане падает на карачаевцев. Если реально представить себе этот миф о коварных карачаевцах, то лучшие английские, французские, американские селекционеры и даже евреи должны поучиться у них мастерству племенной работы. Это шутка! Хотя карачаевские овцы и карачаевские лошади не миф, а реальность. Существует и карачаевский тип волкодава. Ни один народ на Северном Кавказе самостоятельно не смог бы создать породу KB, которая могла бы логически оправдать свое название на мировом уровне. Каждый народ, в разной степени, внёс свой вклад в это благородное дело. На самом деле волкодавы неизбежно скрещивались с другими породами. Об этом специалисты знают. Иногда они догадываются по разным поведенческим признакам, по типу, экстерьеру, конституции, размерам, весу и т.д. Такие предположения вслух не нравятся владельцам примешанных собак. Не нравятся также и перечисления явных примесей, но об этом необходимо знать и говорить во избежание повторного примешивания. Ради очищения, формирования, совершенствования этой породы. Раньше 80-х годов боевые испытания чабанских собак на Северном Кавказе не пользовались большой популярностью. В Дагестане и Азербайджане разведение волкодавов носило клановый характер. То же самое можно было сказать о волкодавщиках Азии, хотя на бои волкодавов собирались тысячи зрителей. Настоящие волкодавы во все времена были редкостью. Из рассказов стариков, из легенд и песен известно, что сильный довоенный волкодав ценился на уровне породного жеребца с полным снаряжением. Сильный волкодав символизировал богатство, безопасность, уверенность, престиж. Он дополнял состоятельность богатых домов. Даже тогда, сто лет назад, не исключалась возможность примешивания других пород. Для такой версии есть две причины: 1.Не могут волкодавы мирно сосуществовать. 2.Все собаки содержались вольно. Депортация народов в Среднюю Азию, а затем их возвращение в 60-х годах, Указ об истреблении волка сократил поголовье волкодавов. Сразу после этого последовал Указ об отстреле ненужных собак на кошарах и всех прочих бродячих и бесхозных. Большая часть волкодавов была уничтожена. Так же, как есть история волкодава в Средней Азии, есть история волкодава на Кавказе. Тот и другой требуют отдельных исследований. На Кавказе до 80-х годов боевыми волкодавами занимались в Дагестане и Азербайджане. Порода KB сложилась исторически. За 20 лет она насчитывает 6-10 поколений, разводимых в чистоте. Она представляет собой систему, состоящую из внутрипородных типов, линий, семейств, которая замкнута и управляется непрерывной племенной работой волкодавщиков, связанных общими интересами. Порода выведена для удовлетворения определенных потребностей приверженцев породы. Она уже является ценностью, которая служит показателем,ради чего ведется отбор и подбор. Клуб любителей Кавказского волкодава @2009г. Кости неизвестных животных, найденные в некрополе в Кабардино-Балкарии, принадлежат аланским собакам окт. 17 2011, 05:15 Черепа неизвестных животных, найденных в Заюковском некрополе Кабардино-Балкарии, по мнению ученых, принадлежат аланским собакам. “По нашему предположению, это кости аланской собаки. Массивная, широкая в черепной части, имеет плавный переход от головы к морде, лошадиного типа, с сильно развитыми скулами, расстояние от затылочного бугра до кончика носа составляет 34-36 см. Затылочный бугор хорошо развит”, – говорится в заключении специалистов Северо-Осетинского госуниверситета. Как сообщал “Кавказский узел”, в Кабардино-Балкарии в районе селения Заюкова 11 октября был найден уникальный киммерийский некрополь. В некрополе наряду с человеческими костями обнаружены черепа, внешне похожие на черепа лошади, но с клыками. Историк Виктор Котляров, обнаруживший некрополь, попытался найти ответ на то, кому принадлежит диковинный череп, обратившись к ученым. Справка. Аланская или сарматская собака – представитель догообразных. Родом она из Азии, где за несколько тысячелетий до нашей эры скотоводческие племена приручили тибетских волков – животных огромного роста, такой же головы, со складчатой кожей и длинной шерстью. У собак, в отличии от волков, шерсть была короткой и густой. Древние называли этих животных псами войны: перед боем собакам надевали ошейники с острыми ножами и пускали впереди войска для нанесения первого удара по шеренгам противника. https://kavkaz-uzel.ru/ Статьи |
Источник
Чужаков пугали лаем
Основное предназначение волкодавов на Кавказе – охрана овец от хищников: волков, медведей, шакалов и др. От людей защищать отары почти не приходилось, так как они паслись в труднодоступной местности, где воровство было редкостью.
«Карачаевские волкодавы не проявляли агрессии к чужим людям, но могли их облаять, предупреждая чабана о подозрительных незнакомцах», – говорит Казбек Магулаев.
По данным специалиста, в Карачаевской автономной области до депортации карачаевцев в 1943 году насчитывалось около 1,5 млн овец. В среднем на каждой кошаре держали по тысяче овец и не менее трёх волкодавов для их охраны.
«После высылки хозяев собаки остались предоставлены сами себе. Некоторые ушли в леса и одичали. Других вместе с домашним скотом приютили поселившиеся в домах карачаевцев сваны (один из народов Грузии). Тебердинцы дружили и роднились с жителями Сванетии ещё до вхождения Карачая в состав Российской империи», – рассказывает Магулаев.
По его словам, первые вернувшиеся на родину в 1957 году карачаевцы узнали во взрослых волкодавах тех щенков, которых вынуждены были покинуть 13 лет назад.
Подарок от егеря
Собак Казбек Магулаев любил с раннего детства. Ребёнком он каждое лето уезжал из Карачаевска в Теберду, где у его родственников были кошары с овцами. Там мальчик подружился с известным в республике егерем Хасаном Чотчаевым, которого звали Итчи-Хасан, или Хасан-Собаковод.
«Когда мне было лет семь-восемь, Хасан подарил огромного кобеля. С тех пор собаки у меня не переводились. В девятом классе отец купил мне небольшой домик в селе Коста-Хетагурова поблизости от Карачаевска. Там я разводил карачаевских волкодавов с 1994 по 2005 годы, пока не окончил школу. Но тогда эта порода ещё не была официально зарегистрирована, хотя её уже пытались восстанавливать и другие энтузиасты», – вспоминает Казбек.
После школы он ушёл в армию, а отслужив, начал работать. На любимое занятие времени не хватало. Работу по восстановлению породы карачаевских волкодавов он возобновил только в 2010 году. Долгое время изучал её историю и отчёты кинологических экспедиций, организованных по всем регионам Северного Кавказа ещё до начала Великой Отечественной войны, много времени проводил на тематических форумах в социальных сетях, где общался с такими же увлечёнными собаководами.
«После реабилитации карачаевцев в 1957 году восстановили регистрацию выведенных нашим народом пород овец и лошадей. Я подумал, что нужно восстановить и карачаевских волкодавов по фенотипу и рабочим качествам. Эти собаки отличались развитым интеллектом и комфортно чувствовали себя на высоте 3-4 тыс. метров при выпасе овец», – говорит собаковод.
Для возрождения аборигенной породы Магулаев и его товарищи покупали у чабанов самых сильных особей, чтобы получить хорошее потомство. Животные не должны были бояться людей и громких звуков, в том числе выстрелов. Эти качества проверяли на регулярных аттестационных испытаниях. Селекционная работа увенчалась успехом. Но зарегистрировать породу оказалось не просто, так как речь шла не о выставочных животных.
«Мы вышли на Кинологический союз полицейских собак «КУПА» и в нём 29 июля этого года зарегистрировали породу басхан парий, или карачаевский волкодав», – делится Магулаев.
«Басхан» в переводе с карачаевского значит «давящий», а «парий» – «большая собака».
На носу – горбинка
Настоящие карачаевские волкодавы стойко переносят все тяготы жизни в горах на кошаре с домашним скотом, включая голод и холод. Они привычны к долгим переходам в 50-60 километров за день и неприхотливы в еде. Во время перегона скота их не кормят, чтобы избежать проблем с пищеварением.
В среднем самцы в холке достигают не менее 70 см, весят 50 кг. Самки чуть меньше – 65 см в холке, вес – 45 кг. Отдельные особи вырастают до 95 см в высоту, но обязательно остаются сухопарыми и подтянутыми, иначе не смогут догонять овец. Пальцы на лапах у этих собак, как правило, удлинённые, хорошо приспособленные для бега по горной местности. Отличаются волкодавы также горбинкой на носу, у них вытянутое туловище и опущенная грудь, что говорит о хорошо развитых лёгких и большой выносливости.
Окраска карачаевских волкодавов часто напоминает волчью, поэтому чабаны купируют им уши и хвост, чтобы не перепутать с диким зверем и случайно не подстрелить.
«О преданности карачаевских волкодавов ходят легенды. Известен случай, когда охотник наткнулся на пещеру, в которой находилось множество овечьих скелетов. На входе лежали останки больших псов. Оказалось, что чабана депортировали, а собаки продолжали охранять оставшееся бесхозным стадо, загнали животных в безопасное место и ни одной овцы не тронули сами, даже оказавшись на пороге голодной смерти», – рассказывает Казбек Магулаев.
Несколько лет назад в карачаевском ауле Учкулане медведь-шатун попытался напасть на одинокого старика во дворе дома, расположенного на окраине селения. Сидящий на привязи карачаевский волкодав, увидев хищника, разорвал цепь и бросился на защиту хозяина. Собаке удалось отвлечь внимание шатуна на себя, а мужчина побежал за ружьём. Он ранил медведя выстрелом, и тот убежал. Но волкодав был тяжело ранен в схватке, спасти его не удалось.
Источник