Крыловская моська порода собак
«Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» Всем нам знакомы эти строки из басни И. А. Крылова. Но не всем современным читателям известно, что под словом моська баснописец имел в виду не просто маленькую собачку, а собачку определенной породы. Какой? В нашей статье мы расскажем о значении и этимологии слова моська.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводится следующее определение: «Моська… — мопс, собака мо́сячей, мо́сечной, мо́ськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами». Также, по данным статьи, в русской речи бытовали уменьшительно-ласкательные формы мосечка и мосенька, а прилагательное моськоватый значило ‘на моську похожий’.
Однако это не самая ранняя фиксация слова моська в русских словарях. Есть оно и в четвертом томе толкового «Словаря Академии Российской», изданном в 1793 году. Только там существительное моська не вынесено в отдельную статью, а включено в статью о слове мопс как его уменьшительная форма, наряду с формой мопсик. А толкование в статье в своем роде примечательное, хотя и может несколько покоробить нынешних любителей мопсов: «Порода собак средней, а иногда и малой величины, у коих рыло тупое, черное, нос вздернувшийся, губы отвислые, уши висячие; шерстью большею частью бывают желтоватые, иногда темнее, иногда светлее. Порода сия ленивее всех прочих песьих пород и потому отменно жиреет».
Вообще слова мопс и моська встречаются в дошедших до нас русских письменных текстах с XVIII века. Например, мопсы упоминаются в работе географа, этнографа и путешественника С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (1756). И хотя сейчас на многих сайтах можно обнаружить информацию о том, что в Россию мопсов завезли в конце XIX века, на самом деле эта порода собак появилась у нас гораздо раньше, и в позапрошлом столетии уже была широко известна. Писатель И. Т. Кокорев в очерке «Сборное воскресенье» (1849) из книги «Москва сороковых годов» рассказывает, что мопсы в то время не были редким товаром на столичном рынке: «Так нет ли у вас какой-нибудь почтенной тетушки, для которой шпиц с ноготок, шерсть с локоток, курносый мопс, плясунья-levrette, говорливый попугай, кривляка-обезьяна ― самые приятные на свете подарки? <…> За всем этим извольте отправляться в Охотный ряд». Далее в тексте говорится о торговце собаками, у которого «и из-за пазухи, и из карманов, и на руках торчат миниатюрные шпицы да моськи».
Слово мопс в русском языке является заимствованием из немецкого. Немецкое Mops ‘название породы собак’ этимологи возводят к германскому корню mup- ‘строить гримасы, кривить лицо’. Курносые любимцы человека получили свое название по особенности внешнего облика.
А вот слово моська следует считать исконно русским, так как образовалось оно в русском языке с помощью исконного суффикса -к-. Правда, точно восстановить словообразовательную цепочку от мопса к моське пока не удалось. Согласно одному предположению, сначала от слова мопс образовалась уменьшительная форма мося, а затем к ней присоединился суффикс -к-. Также возможно, что от слова мопс сразу образовалась форма мопська, из которой позже «выпал» звук [п] из-за неудобства произношения. Но ни мося, ни мопська в текстах не встречаются, так что пока трудно сказать, какая из версий ближе к истине.
Напоследок стоит еще сказать, что в русских говорах уже в XIX веке зафиксировано слово моська в значении ‘лицо, рожа’ (отмечено в словаре В. И. Даля). В ХХ столетии это же слово включили в «Словарь русских народных говоров» в значении ‘лицо со вздернутым носом’. В современной разговорной речи моська означает ‘некрасивое лицо’ или просто ‘лицо’ (второе значение, более общее, встречается все чаще).
Есть ли связь между словами моська ‘мопс’ и моська ‘лицо’? Какова эта связь? Или перед нами просто случайное совпадение, что в истории языка бывает нередко? Ответы на эти вопросы пока не найдены.
Нельзя не отметить, что в современной речи слово моська как название собаки тоже постепенно расширяет свое значение. Многие носители русского языка не знают, что моська — это мопс, и употребляют данное слово просто в значении ‘маленькая собака’.
.
Литература:
Этимологический словарь русского языка / Под ред. А. Ф. Журавлева и Н. М. Шанского. — Вып. 10. — М., 2007.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 2. — М., 1865.
Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин. — Вып. 18. — Л., 1982.
Словарь Академии Российской. — Ч. 4. — СПб., 1793.
Источник
Перейти к первой части статьи
Моська — уменьшительное название породы комнатных собачек петербургской знати, мопсов. У мопсов крупная круглая голова и почти плоская морда с характерным выражением — строгим, но забавным. Благодаря этому выражению мопсы похожи на бульдогов. Но они меньше бульдогов: их рост не превышает 30 сантиметров, и средний вес собачек меньше — около 7 кг.
Все кинологи согласны с тем, что родина мопсов — Китай. Китайцы очень уважали этих плоскомордых собачек, потому что у них кожа вокруг носа была складчатой, и в этих складках опытный глаз различал мудрые иероглифы, конечно же, говорившие о божественном происхождении данного животного. Мопсов держали в качестве домашней собачки китайские императоры.
Историки восточного искусства, разглядывая плосконосые китайские статуи драконов, охраняющих храмы и дворцы, находят явное сходство между этими сказочными охранниками и мопсами. Большим плюсом породы было то, что мопсы ласковы, веселы и игривы, а также то, что они сильно привязываются к хозяевам.
В. Л. Боровиковский, «Сестры Елена Алексеевна и Александра Алексеевна Куракины»
Фото: ru.wikipedia.org
Порода стала распространяться за пределы Китая, и в Тибете, например, мопсы жили в буддистских монастырях. Тоже своего рода священное животное.
В Европу мопсов завезли из Китая моряки, то ли французские, то ли голландские. Во всяком случае, эту собаку очень полюбили в Голландии. В 1572 году мопс по имени Помпей лаем отпугнул убийц, которых испанцы подослали в лагерь голландцев, чтобы убить принца Вильгельма, возглавлявшего вооруженное сопротивление католикам. Точно так же, как в давние времена испуганные гуси, подняв шум, спасли от нашествия врагов великий в будущем Рим. В этой легенде, как и в гордом имени собачки — Помпей, была связь с благородной патиной древней истории. Мопс стал любимой собачкой Оранской династии, воцарившейся в Нидерландах. Тем более что ее окрас, желтовато-оранжевый, напоминал о цветах королевского флага.
Хейвуд Харди, «Девочка с мопсом»
Фото: artchive.ru
Когда король Вильям III Оранский в 1688 году воцарился в Англии, мода на королевскую собачку завоевала Британию. А после и всю просвещенную Европу. Мопсов можно было увидеть в королевских дворцах Испании и в царских покоях в Санкт-Петербурге. Естественно, что они стали домашними собачками и в благородных домах. В Италии мопсы сидели на передке карет знатных дам, наряженные в маленькие ливреи тех же цветов, что были у кучера. На многих женских портретах XVIII века мопсы находятся либо на руках хозяйки, либо у ее ног. Умиление этими забавными собачками в те времена было сродни нынешнему интернет-умилению котиками.
Собачки, конечно, были забавные, но совсем не игрушечные. Мопсы отличались крепкой привязанностью к хозяину или хозяйке. Если маленькая собачка чувствовала, что патрону угрожает опасность, она смело бросалась на защиту, заливаясь громким лаем, каковой — это нам известно — прославил крыловскую Моську. Небольшая собачка могла и зубами в нападающего вцепиться.
Ван Лоо, «Портрет Екатерины Кантемир»
Фото: ru.wikipedia.org
Толстокожий слон, конечно, такой укус даже не заметит. А вот для мужчины такая яростная атака будет весьма чувствительна. Так что милый песик на нежных дамских руках был еще и первой линией обороны благородной хозяйки. Посему кавалер, начиная флирт, внимательно следил за тем, где находится любимая собачка флиртуемой дамы. Если на руках — лучше соблюдать дистанцию, если гуляет рядышком — можно приблизиться, ну, а уж если хозяйка выгнала любимую моську за дверь — идем на штурм неприступной крепости. И — гром победы, раздавайся!
Следует заметить, что моськи были совсем не глупы. Будущая жена Наполеона Бонапарта, Жозефина Богарнэ, использовала своего мопса для того, чтобы в его ошейнике передавать сообщения родственникам на волю, когда сидела в тюрьме во времена Террора.
Известный английский художник и карикатурист Вильям Хоггарт (William Hogarth; 1697 — 1764) был известен в Лондоне не только творчеством, но и своими многочисленными собачками-мопсами. Даже на своем автопортрете он изобразил не только себя, но и своего любимца, которого, кстати, звали Трамп (Trump), или в переводе на русский — «козырь».
Джеймс Тиссо, «Девушка в лодке»
Фото: artchive.ru
В XIX веке главной покровительницей этой породы собак считалась королева Виктория. У нее было множество любимцев-мопсов. А любимым цветом Ее Величества, что не удивительно, был желто-оранжевый. Благодаря этой беззаветной любви в Великобритании начали открывать собачьи питомники. В частности, в 1860-х годах для поддержания породы из Китая в Европу завезли китайских мопсов, в результате чего любимые собачки аристократии приобрели современный экстерьер: стали более коротконогими и тупорылыми.
Так что, вслед за дедушкой Крыловым стоит заметить, что Моська была не только сильна, но храбра и славна. Воистину аристократическая собачка!
Источник
Ну, уж если речь зашла о слонах, как не упомянуть маленькую собачку из басни И. А. Крылова, которая яростно облаивала великанское животное, прогуливаемое по городу (может быть даже, по той самой Слоновой улице в Петербурге)? Благодаря этой басне Слон и Моська в русском языке неразлучны.
Моська – уменьшительное название породы комнатных собачек петербургской знати, мопсов. У мопсов крупная круглая голова и почти плоская морда с характерным выражением, строгим, но забавным. Благодаря этому выражению мопсы похожи на бульдогов. Но они меньше бульдогов, их рост не превышает 30 сантиметров, и средний вес собачек меньше, около 7 килограмм.
Все кинологи согласны с тем, что родина мопсов – Китай. Китайцы очень уважали этих плоскомордых собачек, потому что у них кожа вокруг носа была складчатой, и в этих складках опытный глаз различал мудрые иероглифы, конечно же, говорившие о божественном происхождении данного животного. Мопсов держали в качестве домашней собачки китайские императоры.
Историки восточного искусства, разглядывая плосконосые китайские статуи драконов, охраняющих храмы и дворцы, находят явное сходство между этими сказочными охранниками и мопсами. Большим плюсом породы было то, что мопсы ласковы, веселы и игривы, а также то, что они сильно привязываются к хозяевам.
Порода стала распространяться за пределы Китая, и в Тибете, например, мопсы жили в буддистских монастырях. Тоже, своего рода, священное животное.
В Европу мопсов завезли из Китая моряки, то ли французские, то ли голландские. Во всяком случае, эту собаку очень полюбили в Голландии. В 1572 году мопс по имени Помпей лаем отпугнул убийц, которых испанцы подослали в лагерь голландцев, чтобы убить принца Вильгельма, возглавлявшего вооруженное сопротивление католикам. Точно так же, как в давние времена испуганные гуси, подняв шум, спасли от нашествия врагов великий, в будущем, Рим. В этой легенде, как и в гордом имени собачки, Помпей, была связь с благородной патиной древней истории. Мопс стал любимой собачкой Оранской династии, воцарившейся в Нидерландах. Тем более что ее окрас, желтовато-оранжевый, напоминал о цветах королевского флага.
Когда король Вильям III Оранский в 1688 году воцарился в Англии, мода на королевскую собачку завоевала Британию. А после и всю просвещенную Европу. Мопсов можно было увидеть в королевских дворцах Испании и в царских покоях в Санкт-Петербурге. Естественно, что они стали домашними собачками и в благородных домах. В Италии мопсы сидели на передке карет знатных дам, наряженные в маленькие ливреи, тех же цветов, что были у кучера. На многих женских портретах 18 века мопсы находятся либо на руках хозяйки, либо у ее ног. Умиление этими забавными собачками в те времена было сродни нынешнему Интернет-умилению котиками.
Собачки, конечно, были забавные, но совсем не игрушечные. Мопсы отличались крепкой привязанностью к хозяину или хозяйке. Если маленькая собачка чувствовала, что патрону угрожает опасность, она смело бросалась на защиту, заливаясь громким лаем, каковой – это нам известно – прославил крыловскую Моську. Небольшая собачка могла и зубами в нападающего вцепиться. Толстокожий слон, конечно, такой укус даже не заметит. А вот для мужчины такая яростная атака будет весьма чувствителен. Так что милый песик на нежных дамских руках был еще и первой линией обороны благородной хозяйки. Посему кавалер, начиная флирт, внимательно следил за тем, где находится любимая собачка флиртуемой дамы. Если на руках – лучше соблюдать дистанцию, если гуляет рядышком, можно приблизиться, ну, а уж если хозяйка выгнала любимую моську за дверь – идем на штурм неприступной крепости. И – гром победы раздавайся.
Следует заметить, что моськи были совсем не глупы. Будущая жена Наполеона Бонапарта, Жозефина Богарнэ, использовала своего мопса для того, чтобы в его ошейнике передавать сообщения родственникам на волю, когда сидела в тюрьме во времена Террора.
Известный английский художник и карикатурист Вильям Хоггарт (William Hogarth; 1697 – 1764) был известен в Лондоне не только своим творчеством, но и своими многочисленными собачками-мопсами. Даже на своем автопортрете он изобразил не только себя, но и своего любимца, которого, кстати, звали Трамп (Trump) или в переводе на русский «козырь».
В 19-м веке главной покровительницей мопсов считалась королева Виктория. У нее было множество любимцев-мопсов. А любимым цветом Ее Величества, что не удивительно, был желто-оранжевый. Благодаря этой беззаветной любви в Великобритании начали открывать собачьи питомники. В частности, в 1860-х годах для поддержания породы, из Китая в Европу завезли китайских мопсов, в результате чего любимые собачки аристократии приобрели современный экстерьер: стали более коротконогими и тупорылыми.
Так что, вслед за дедушкой Крыловым стоит заметить, что Моська была не только сильна, но храбра и славна. Воистину, аристократическая собачка!
Полезные ссылки:
- Мопс
- Мопс
- Мопс-арт
- Мопс
- Мопсы в живописи
Источник
Ребёнком я, как и все, считала, что в басне Крылова “Слон и Моська” действуют две собаки – маленькая нахалка по имени Моська “гонит картину” гнева на гиганта-слона, которого водят по улицам, а резонёрша по имени Шавка её вразумляет. Правда, слово Слон тоже было написано с заглавной буквы, но ведь так и полагается в баснях.
Прилагалась и картинка – Моська в виде карликового пинчера и солидная дворняга Шавка.
Трудно было догадаться, что Моська и Шавка не клички, а названия пород.
Между тем это именно так.
Двести лет назад в России собачий мир выглядел несколько иначе, чем теперь. Собака была не хобби для одних и предметом раздражения других. Это был встречающийся повсюду необходимый домашний зверь, про которого сложено множество присказок, поговорок и присловий. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля в том порукой.
Итак, синонимы слова собака – пёс, сторожёк, гырчея, ворчея, гавка, амка.
Всё понятно: собака верный сторож, который рычит и лает на незваного гостя.
А вот породы тогдашних собак были не те, что теперь.
Сначала разберёмся с героинями дедушки Крылова.
МОСЬКА – мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с чёрными подпалинами.
ШАВКА – порода дворняжек и комнатных собак, небольших и косматых; шпиц.
Не очень-то похоже на популярные иллюстрации к басне!
Какие ещё собачьи породы были в ходу в старой России?
К XIX веку дворяне уже держали множество завезённых из-за границы пород, но были и исконные, старорусские.
Конечно, в первую очередь вспоминается русская ПСОВАЯ БОРЗАЯ. Даль ( судя по всему, большой любитель собак, так выразительны его описания) сообщает, что это “порода поджарая, на высоких ногах, с длинным щипцом и правилом, для травли, особенно зайцев, косматая”.
“Косматая” – это именно русская борзая. Потому что были и иные. Даль подчёркивает: борзая “русской породы мохнатая, долгошёрстная”, а есть “хорт, крымка, степная” (очевидно, гладкошёрстная). “Первая (русская), особенно псущая или густопсовая, ловит накоротке, на 100-150 саженей, а вторая (хорт) тянет версту и далее”.
Осталось добавить, что щипец у борзой это морда, правило – хвост, а густопсовость и псущесть означает особую чистопородность, которая определялась густотой шерсти на шее.
Охотничьих собак было много.
ГОНЧИЙ, ВЫЖЛЕЦ, ВЫЖЛОВКА,ГОНЧАЯ – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать по зверю стаей, с громким лаем, голосом.
ЛЯГАВЫЙ ПЁС, ИЩЕЙНЫЙ, ПОДРУЖЕЙНЫЙ – вислоухая порода, с толстым чутьём (рылом).
Из тех пород, что описаны в художественной литературе, а теперь не встречаются, вспомним МЕДЕЛЯНОВ. Это гигант типа мастиффа, недаром в названии породы упомянут Милан (средневековое латинское название Медиолан).
“МЕДЕЛЯНСКАЯ СОБАКА, МЕДЕЛЯНКА одна из самых крупных пород; большеголовая, тупорылая , гладкошёрстая; статями напоминает бульдога”.
Это по Далю. Сын последнего содержателя московской звериной травли П.И.Богатырёв вспоминает: “У отца были собаки – меделянские, мордаши и овчарные. Меделянские собаки были громадны; от ушей до хвоста семь четвертей в длину, аршин и полтора вершка росту и до семи пудов весу. Были собаки <…>, которые в одиночку валили медведя, и редко приходилось пускать мордаша в помощь”.
Вот повстречался и он – знаменитый мордаш. Помните того щенка, что на ярмарке раздобыл гоголевский Ноздрёв? “Настоящий мордаш! Я, признаюсь, давно точил зубы на мордаша”, – радовался Ноздрёв.
“МОРДАШ, МОРДАШКА – собака особой породы: малорослая, головастая и толсторылая, которая закусывает, что схватит, и виснет пиявкой”. Даль замечает, что “бульдог порода собак, похожих на мордашку, но гораздо крупнее; они головасты, тупоморды, брыласты и толстолапы”.
Стало быть, мордаш это маленький бульдог? Хотелось бы посмотреть на такую собаку.
Ещё один маленький охотник. Впрочем, нам он хорошо известен!
“БАРСУЧКА, БАРСУЧЬЯ СОБАКА, ДАКС, ТАКСИК, СТРЕЛЕЦКАЯ, походит на мордашку: маленькая, косолапая, головастая, зубастая; она выгоняет барсука и лису из норы, влезая в неё”.
Лайка, пусть и старинная порода, в те времена не пользовалась вниманием дворян и не имела стандартов.
“ЛАЙКА, ЛАЮШКА (арханг., сибирск.) крестьянская охотничья собака, которая облаивает белку и птицу на дереве”.
Столь же демократичны были и овчарки, исправно служа при отарах.
“ОВЧАРКА, ОВЧАРНАЯ СОБАКА”. Внешность тогдашних русских овчарок Даль не описывает, но отмечает “добрая порода овчарок ВОЛКОДАВЫ, большие, косматые, со стоячими ушами”.
Ещё один представитель низов собачьего общества.
“ДВОРНАЯ, ДВОРОВАЯ СОБАКА, ДВОРНЯГА, ДВОРНЯЖКА – не комнатная, не чабанья, не гончая и не борзая, живущая во дворе, сторожковая”.
Напоследок немного о комнатных аристократах, среди которых и крыловские подружки Моська и Шавка. В основном это те же европейские породы, что встречаются и сегодня. “Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка”, – подлизывается в “Горе от ума” Молчалин к грозной старухе Хлёстовой, хозяйке шпица.
“ШПИЦ- порода комнатных собачек, шавка, косматка”.
Даль – в отличие от Молчалина – со шпицем не церемонится. Вот ещё:
“БОЛОНКА, БОЛОНСКАЯ ШАВКА, порода крошечных, косматых и мягкошёрстых собачек”.
Зато это большая редкость в наши дни:
“ЛЕВРЕТКА, собака ЛЕВРЕТОЧНОЙ ПОРОДЫ – борзая в уменьшенном виде , тонкая, стройная, игривая; порода комнатная, не для полеванья”.
Левретки были в большой моде в XVIII веке, их обожала Екатерина Великая. В Царском Селе можно видеть пирамиду над могилами царских левреток, из которых самой любимой была Земира.
Любопытна история клички этой знаменитой левретки. В 1771 году Россию посетил шведский король Густав III. В честь этого события юные воспитанницы Смольного института разыграли популярную оперу Андре Гретри “Земира и Азор” на сюжет сказки “Красавица и чудовище”. Спектакль пленил августейших зрителей. Впоследствии король Густав назвал один из фрегатов шведского флота “Земира”. Екатерина же назвала именами героев оперы своих собачек.
Так появились популярнейшие собачьи клички эпохи.
Помните знаменитый палиндром А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА?
Между прочим, его автор тончайший лирик и вместе с тем страстный псовый охотник Афанасий Фет.
Источник