Л н толстой вот какая собака
ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ
рассказы
Пожарные собаки
Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Воробей и ласточка
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.
Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.
Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.
Опять улетали и опять прилетали ласточки и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Зайцы
Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, о орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страза метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад о своему следу. Еще услышит что-нибудь — и со всего размаха рыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Русак
Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ужо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.
Зайцу нужна опять было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.
Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были потные, и у поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужи догоняли, обгоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по субоям; зайцев задержали субои, а собака на десятом прыжке завязала в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышали плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Они поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу.
На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.
Орел
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз поде дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и полетел к морю.
Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.
Источник
Зацепился тут за рассказы Льва Толстого о своей собаке Бульке: «У меня была мордашка. Ее звали Булькой.»
Сначала не обратил внимание на «мордашку» — подумал, что это просто ласковое прозвище бульдога, а Толстой – ещё один из нас – бульдожатник.
Приятно сознавать, что Лев Толстой тоже был любителем английских бульдогов, но радость эта оказалась несколько преждевременной. А попытки разобраться с породой Бульки увели в глубь веков.
Первые сомнения в том, что Булька – это бульдог в современном его понимании, заронило описание собаки:
«Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.
У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа.»
Всё хорошо, но вот окрас явно не бульдожий. На акарели Edwards Sydenham (известного художника-натуралиста конца 1700х – начала 1800х) можно увидеть типичные окрасы бульдогов того времени: белый, тигровый и рыжий.
И тогда и сейчас однотонный чёрный цвет бульдогов считался браком. Допустима только чёрная маска.
Что ещё поразило. Похоже это совсем не тот бульдог, который есть сейчас. Он ходил на охоту, запросто гонял волков и медведей. Причём он не был и староанглийским бульдогом – Толстой упоминает, что лапы у него были короткие.
Окончательно стало понятно, что это не бульдог, после описания того, как Булька, догоняя уезжавшего на Кавказ Толстого, выбил оконную раму и пробежал 20 вёрст по жаре. Бульдог? Двадцать вёрст бегом по жаре? Нет, это явно кто-то другой!
В попытках разобраться, что же это был за зверь, выяснилось, что «мордашка» — это самостоятельная порода. Её упоминание обнаружилось в описаниях пород того времени в книге Л. Буссе, магистра ветеринарных наук, «Собака въ главныхъ и побочныхъ ея породахъ» (1859).
«Мордашка. С. mastivus albionensis. Der alt-englische Hund alt-englische Dogge. The Old-english Dog. Порода, встрЪчавшаяся въ древнiя времена Англiи.»
Получается, что Булька – это староанглийский мастиф?
Но тут попался под руку Л. П. Сабанеев со своей книгой «Собаки охотничьи, комнатные и сторожевые. Борзые и гончие» (1896):
«Что мордаши были известны на Руси до нашествия монголов, не подлежит никакому сомнению: они были, вероятно, еще более распространены во времена князей галицких и киевских, чем позднее — в эпоху татарщины, когда юг и юго-восток заградили татары, а запад и юго-запад — литовцы и поляки, надолго прекратившие всякого рода непосредственные сношения Европой.
Этим прекращением сношений объясняется самостоятельное развитие русских пород борзых и гончих, резко отличающихся от западноевропейских.»
То есть по Сабанееву выходит, что мордаш – это русский молосс и является исконно русской собакой.
Так какая же собака была у Толстого? Староанглийский мастиф или древнерусский мордаш-молосс? И какая у них связь с бульдогами, если Толстой русскую «мордашку» называл по-английски «булькой»?
Действие рассказов относится к району 1850-х годов. Порода, в принципе, уже была известна, хотя в Британии ещё не было ни одного клуба этой породы. И тогда термин «бульдог» чаще использовался для описания не одной, а целой группы различных пород травильных собак.
Кроме того, каждый «магистр» стремился оставить свой след в истории и придумать свою классификацию. У одного мордаш – это уменьшенная версия меделяна. У другого меделяны входят в группу мордашей. У третьего мордашка – мелкий мордаш.
Тот же Буссе вообще считал меделяна старой английской породой, и мастифы у него родились на туманных берегах Альбиона и являлись побочной веткой бульдогов:
«Меделянская собака. С. mastivus. Le dogue de forte race. Der englische Hund, englische Dogge, schwerer Hetzhund. The Mastiff, Mastive or Bande Dog. Англiйская порода, отъ смЪшенiя бульдога съ дворняшкою или бульдога съ большою датскою.»
(Здесь и и далее C. – это Canis – «собака» по латыни.)
Бульдоги у него входили в группу мордашей, а самого бульдога Буссе вообще отождествлял с молоссом. А сейчас молоссы – это группа, в которую помимо бульдога входит ещё куча пород.
Да и самих бульдогов Буссе насчитывал немало:
— Булъдогъ. С. molossus
— Двуносый бульдогъ. С. molossus nasica s. palmatus
— Круглоголовый бульдогъ. С. molossus orbicularis
— Тибетскiй бульдогъ. С. molossus thibetanus
То есть бульдог в то время тоже являлся группой пород, а не отдельной породой. И часто встречающееся в те времена раздельное написание «bull-dog» или даже без дефиса «bull dog» подтверждает, что это было просто название целой группы травильных (бойцовых – pugnace) собак. Да и в самой Британии ещё до того, как термин «бульдог» прижился, подобных собак называли wide mouthed dog – широкоротая (широкомордая) собака – прямой семантический аналог русской «мордашки».
Теперь, вроде, становится понятно, почему Толстой русскую «мордашку» называл английской «булькой».
В любом случае у Льва Толстого был не английский бульдог (как считается в Википедии), не староанглийский и тем более не французский, как мечтают французятники на своих форумах ))).
А была таки у Толстого мордашка. Просто звали её Булькой.
P.S. Что ещё интересно – в интернете можно найти достаточно много изображений меделянов (фотографии и гравюры из старых книг), а вот как выглядели мордаши – непонятно. Их изображения отсутствуют напрочь. Прямо, какая-то секретная собака!
P.P.S. Тексты эти долго выискивал, поэтому по итогу решил уложить в одно место и сами рассказы Толстого о Бульке, и выдержки из книг Буссе и Сабанеева. Желающие составить своё мнение о проблеме могут ознакомиться с ними здесь.
Да и просто рекомендую ещё раз перечитать о трагической судьбе Бульки. Несколько листов лаконичного текста мастера пера, из которых нынешние умельцы вполне могли бы соорудить сценарий водянистого сериала сезонов на пять!
Источник
Юлия Карпова
Конспект образовательной деятельности «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Цель: развитие интереса воспитанников к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «быль».
Воспитательные:
Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.
Воспитывать у детей чувство сопереживания героям были.
Дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были.
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам.
Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.
Виды деятельности.
Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.
Ожидаемые результаты:
Сформированность жанрового понятия «быль»;
Проявление интереса эмоционального отношения к произведению;
Ответы воспитанников на вопросы полным предложением давая характеристику героям, оценку их поступкам.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь им и поздоровайтесь.
Игра- приветствие.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
«Дети встали дружно в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»
2. Введение.
-Ребята, посмотрите какой интересный сундучок.
Как вы думаете, что в нем может быть? (Ответы детей) Хотите узнать?
Тогда слушайте мою загадку.
В них живут рассказы, сказки,
Песенки, стихи, загадки.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это (книжки)
-Давайте откроем сундучок, посмотрим, правильно вы отгадали или нет. -(Открывают сундучок)
-Ребята, посмотрите, действительно там книги. Их здесь много. Познакомимся с ними поближе.
В сундучке лежит три книги. (Сказки, рассказы, новая книга) По очереди воспитатель достаёт каждую книгу, ставит на мольберт.
Первая книга – сказки. Проводится беседа.
-Что это за книга?
-Как она называется?
-О чем она?
-Какие еще сказки вы знаете?
Вторая книга – рассказы.
-Что это за книга?
-О чем она?
-А это произведение можно назвать сказкой?
-А что это? (рассказ)
-Чем отличается рассказ от сказки? (В сказке разговаривают животные, птицы, а в рассказе этого нет. В рассказе животные разговаривают своими голосами)
Третья книга – новая.
– Ребята, а что это за книга? Света, достань ее пожалуйста. Она вам знакома? (Нет, это книга новая)
– Посмотрите, как много здесь разных произведений. Давайте рассмотрим иллюстрации, как думаете, о ком здесь могут быть произведения? (Поставить ее на мольберт, открыть и показать детям)
-Конечно можно.
– Здесь много рассказов, и каждый из них – это быль. – Быль – ребята, это то, что происходило, было на самом деле.
-И с одним из них я вас сегодня познакомлю, где главными героями будут животные. А какие, вы должны догадаться сами по голосам этих животных.
-Садитесь на стульчики, слушайте внимательно.
2. Игровая мотивация.
Звучит запись голоса собаки.
-Дети, вы узнали чей это голос? (Голос собаки)
-Конечно, это собака. (появляется изображение собаки)
-Ребята, собака – какое это животное? (собака – домашнее животное) Какой может быть собака? (Собака добрая, игривая, ласковая)
-Да действительно, собака бывает и игривая, и наоборот злая, всё зависит от ее настроения.
– О собаке говорят, что она – лучший друг человека – как вы думаете, почему?
-Много интересного вы рассказали о собаке.
– И теперь мы точно знаем, кто будет в рассказе.
– Слушаем ещё один голос.
Звучит запись голоса льва.
-А вы узнали это животное? Кто это так грозно рычал? (ответы детей. Дети могут назвать различные голоса хищных животных.)
-Ребята,это действительно может быть и тигр, и пантера и лев. Посмотрим на экран. Появляется изображение льва.
– Лев – какое это животное? (Дикое, хищное животное) Что вы можете рассказать об этом животном? (Лев сильный, могучий, грозный, бесстрашный)
– А вы знаете, что льва называют «Царь зверей», как вы думаете, почему? (Он бесстрашный, ничего не боится)
– Да, львы очень гордые, храбрые животные, они являются грозными хищниками, которые могут справиться практически с любым противником.
– А вы видели когда-нибудь живого льва? Где? (В зоопарке)
– Раньше, ребята, зоопарк называли зверинцем.
– А как вы думаете, ребята, может ли быть дружба между львом и собачкой?
-Об этом мы сейчас узнаем из нашей новой книги, прочитав рассказ – быль Льва Николаевича Толстого. «Лев и собачка» (Появляется изображение)
-Перед тем, как мы будем слушать произведение, я предлагаю вам немножко поиграть.
Физкультминутка – координация речи с движением: “Звери”
Это – лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней
(Идем по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)
Леопард так ловко скачет,
Словно наш любимый мячик.
(поскоки на месте)
Зебра головой качает
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево)
3. Основная часть.
-Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать рассказ – быль Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».
Чтение произведения.
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
(Пауза)
Вопросы к детям.
– Ребята, вам понравилось произведение?
– Давайте вспомним, как называется рассказ-быль? (Лев и собачка)
-Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? (Л. Н. Толстой)
– Где происходило это событие? (в зверинце)
-Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? (Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход)
-Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
-Почему лев не тронул собачку?
– Как они поживали вместе?
-Можно ли сказать, что лев заботился о собачке?
(Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге)
-Что же произошло дальше в зверинце? (хозяин захотел забрать собачку обратно)
-Почему лев не дал забрать собачку хозяину?
-Что случилось с собачкой? (она заболела и умерла)
-Как лев отреагировал на смерть друга?
-Как пытались успокоить льва служители зверинца? (дали ему другую собачку)
-Чем закончилась история льва и собачки?
– Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете?
4. Рефлексия.
Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились?
Что вы почувствовали, слушая это произведение?
Источник