Любимая порода собак шаляпина
Собаки Федора Шаляпина
Федор Шаляпин – не просто знаменитый певец и артист, значение роли этой личности в истории русского искусства сложно переоценить. Для своих современников Шаляпин был больше, чем звезда, чем просто знаменитость. Артиста любили, ему поклонялись.
И, конечно, такая любовь досталась Федору Ивановичу не случайно, он был личностью мирового масштаба, обладал великолепным басом, воистину золотым голосом. Великий артист обожал собак. Предпочтение он отдавал французским породам и держал у себя французских бульдогов и мопсов. Сегодня мы можем изучать отношения Шаляпина с его собаками по фото и портретам, для которых певец предпочитал позировать именно со своими питомцами. Действительно, как бульдоги, так и мопсы прекрасно гармонировали с внешним видом великого артиста: этим собакам свойственны гордая осанка и самоуважение. Один из самых известных портретов Шаляпина является работа Бориса Михайловича Кустодиева, которая была написана в 1922 году.> url]Ф.И. Шаляпин и его бульдог на картине Б.М. Кустодиева
Забавно то, как собаку заставляли позировать: бульдогу показывали кошку, и он настораживался, становился в стойку и внимательно смотрел в нужную сторону. Как известно, в дальнейшем Шаляпин эмигрировал. С собой он забрал и своих французских бульдогов, которые, кстати, были очень породистыми и являлись хорошими производителями.
Шаляпин со своим французским бульдогом Булькой На этом портрете Шаляпин предстает истинно русской натурой, что видно во всей его фигуре, в свободно распахнутой шубе, в повороте головы и, конечно, подчеркивается фоном, выбранным художником для картины. Картины жизни русского города с заснеженными березами, с деревянной архитектурой, с горожанами в русской одежде смотрятся очень гармонично. А белый французский бульдог изображен на переднем плане, и является не только необходимым композиционным элементом, но и важной смысловой деталью. С сайта [url]https://dogs.ru
Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина» Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его “Портрет художника И.Я. Билибина” был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В 1916 году у него случился паралич ног, и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника, и он продолжал работать.
Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью. Когда болезнь лишила его возможности передвигаться, неиссякаемым источником для творчества стал драгоценный запас жизненных впечатлений.
Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни, изображенная им Русь – радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры.
На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Недаром Федор Шаляпин говорил: “…его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой… его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы – вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника… такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей”.
Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Да она такая, может быть, и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем “городе Кустодиевске”, сконцентрировавшем в себе все русское. А скорее это даже не город, а “страна Кустодия” – место обитания и веселья русского народа.
В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи. Но в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б. Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только для их сословия.
Вершиной творчества художника является “Портрет Федора Шаляпина”. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл “замечательным” и “бессмертным”. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. В своей автобиографической книге “Маска и душа” знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: “Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной”.
Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем – сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев – и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Они поклонялись Волге, она была для них и предметом поклонения, и местом, из которого каждый черпал свое вдохновение.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. “На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное”. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. “Любопытно было смотреть, как “позировала” любимая собака Федора Ивановича – черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее”.
В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его “Купчихе”: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф.И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем “над горами”. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины – “Новый город”, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.
Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак… Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.
В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров… Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу… А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина.
И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Бориса Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.
Знаменитого артиста рисовали часто (В.А. Серов, Л.О. Пастернак, К.А. Коровин, И.Е. Репин и др.), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.
Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов – за широту, размах и “русский дух”.
Сейчас кустодиевский “Портрет Ф.И. Шаляпина” находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.
“Сто великих картин” Н.A.Иoнина, издательство “Вече”, 2002г
Источник
Же не манж па си жюр!
https://clck.ru/M2Noj
Путаницу насчёт бульдогов навёл мой дядька, который очень гордился своим одноимённым прозвищем. “Бульдогом” его прозвали за малый рост, мощное телосложение, исключительную трудоспособность и крайнюю цепкость: взявшись за тему, он её не отпускал – ни, когда защищал докторскую, ни, когда вдвоем с таким же небольшим крепким племянником закладывал бетонные сваи в фундамент своего дачного дома, укреплённого как бункер.
Когда выросла, я никак не могла совместить в голове две вещи:
1. что французский бульдог – это небольшое дружелюбное существо, а никак не монстр с бульдожьей хваткой, и
2. что бывает ещё и английский бульдог.
Ну вы поняли, интернета тогда ещё не было.
Это уже потом мне стали попадаться настоящие фанаты французских бульдогов, которые обожают своих некрупных крепышей сразу за всё, а за человеческий взгляд – особо:
Разве я похож на бульдожку? https://clck.ru/M2UbT
Любовь к собакам с человеческими лицами бывает очень трепетной, но случается, что люди ожидают от такой собаки слишком уж многого, кроме сложностей – об этом история в конце.
Владельцы французов законно раздуваются от гордости по целой куче поводов.
И потому, что завезенные британскими белошвейками (есть такая версия) в лучшие дома Парижа собаки-компаньоны моментально влюбили в себя французскую элиту, и те перекупали коротконосых малышей друг у друга по бешеной цене. В Америке, согласно Википедии, в конце 19 века бульдожка уходил по цене автомобиля “Форд”.
Наша богема тоже подоспела – любителем французов был Фёдор Шаляпин, державший пятерых бульдогов и пролетарский поэт Владимир Маяковский:
В кличках собак Шаляпина и Маяковского источники путаются, но одна из них точно Булька. Фото отсюда: https://clck.ru/M2WNA
Тяжеленькие, литые бульдожки созданы для того, чтобы дружить с человеком.
Тут хочется добавить “на равных”, но нет, с ними равенство не прокатит. Любовь и уважение, без которых нежные бульдоги просто чахнут, всё-таки должны быть приправлены разумной строгостью – иначе и сам не заметишь, как французский милашка устроится у тебя прямо на голове:
https://clck.ru/M2XDA
Историю воспитания с любовью – очень трогательную – я прочитала о французской бульдожке Филе, которая досталась хозяйке уже трёхлетней, после трёх хозяев, передававших её друг другу как утратившую доверие и не вписавшуюся в семью. Ниже я дам ссылку на полный текст, но он очень длинный, поэтому я вкратце расскажу.
Девушка, которая сразу поняла, что Фила – её собака – поначалу натерпелась. Несмотря на трепетность и ласковость, собака прицельно гадила ей в постель, а забираясь к хозяйке спать, норовила залезть ей на голову. Плюс, у неё вылезли классический бульдожьи болячки: третье веко, которое пришлось прооперировать и аллергия, которую надо было лечить довольно долго.
Как именно стойкая и очень любящая девушка с этим справилась, вы узнаете, из статьи по ссылке– она реально чудесная, даже не хочется пересказывать.
Мне очень понравилась фраза “Еду Фила умеет добывать сама из сердобольных людей, перед которыми она садится в позу суриката с глазами: “Мы тут не ели три недели, не найдется ли кусочка черного хлебушка?” И из людей сразу начинает сыпаться еда…”.
Так что, любовь к бульдогу – это карма, ребята. Если уж впустил его в свою душу, то будешь и возиться как с несмышлёным ребенком, и ругаться как на подростка, и слушать храп, как у взрослого дяди. И любить изо всех сил.
Да, вот что важно: поиск действительно качественного заводчика.
Если с крепкими породами это важно, но не смертельно, то в случае с не вполне здоровым бульдожкой всё может обернуться так, что вы будете работать на лекарства. Да и характер собаки от недобросовестного заводчика может отличаться неприятными, нехарактерными для породы особенностями – например, агрессией. Статистика по породе сейчас не очень хорошая.
И уж конечно, умильная мордаха – не повод брать к себе это невероятно привязчивое существо, если вы не готовы к ответной верности. Разве можно обманывать эти глаза?
https://clck.ru/M2XkD
До скорой встречи с новыми породами! Ваша “Вот собака” ✋????
Источник
Эти небольшие крепкие собаки имеют весьма внушительный вид осуждающего всех и вся аристократа. Но на самом деле они зачастую добрые и очаровательные друзья, обожающие бесконечно возиться и играть с хозяевами. И все-таки эта порода имеет историю самых благородных кровей.
Валентин Серов. Портрет князя Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон, 1903 год.
Компаньоны французской нищеты и элиты
Во второй половине XIX века собаки этой новой и редкой породы появились во Франции. Происхождение их весьма туманно, некоторые исследователи считают, что выведены они были все-таки в Великобритании при скрещивании английских и испанских бульдогов. А уже далее, по морю, во Францию их привезли английские швеи, которые отправились на материк в поисках работы. Поскольку мастерицы были нищими, то и селились они в бедных кварталах рядом с такими же ремесленниками и женщинами легкого поведения. Именно эти вездесущие француженки первыми обратили внимание на неприхотливых собак, способных не хуже кошек прогонять из комнат и кухонь надоедливых крыс и мышей. Ну а дальше куртизанки, заманивающие в свои сети молодых аристократов, и английские золотошвейки, которых охотно нанимали французские дворяне, случайно продемонстрировали заказчикам и остальные непревзойденные качества своих собак. Эти бульдоги имели невозмутимый вид, попусту не лаяли, не носились бесцельно, не суетились, как борзые или легавые, и всегда сохраняли хладнокровие. А еще для них очень важен хозяин, для которого они готовы сделать что угодно. Особенно за вкусняшку.
И уже в 1870-х новая порода стала крайне популярной среди представителей французской элиты. Этих собак брали в кареты, в гости, на балы и даже клали с собой в постель.
Модные собаки русской аристократии
Все, что было модным и изысканным в Париже, через некоторое время с ажиотажем воспринималось в Санкт-Петербурге и в Москве. Русские аристократы, постоянно бывая во Франции, стали скупать себе щенков этой породы, чем немало «взвинтили» на них цены. Теперь французский бульдог считался такой же роскошью, как хороший скаковой жеребец. Одним из самых известных обладателей такой собаки был князь Феликс Юсупов. Бежево-палевого кобеля по кличке Клоун он приобрел в Париже еще будучи юношей и стал обучать его всяким трюкам. Клоун умел ездить на пони, изображал, что курит трубку, и даже ходил с хозяином в лес за дичью, причем весьма успешно, хотя французским бульдогам охота совсем не свойственна. В своих «Мемуарах» князь подробно описывал жизнь любимой собаки, которая обладала весьма своенравным характером. Если кто-либо из высокопоставленных гостей дома Юсуповых Клоуну не нравился, он подходил к нему и демонстративно поднимал на дорогие брюки или изысканное платье свою заднюю лапу, а затем, несмотря на крики, невозмутимо удалялся. И хотя «обмоченные» аристократы устраивали скандалы, Клоуну все «сходило с лап». Князь очень любил свою собаку, хотя и не особо заботился о его здоровом питании. Он оставил записи, что на балах часто угощал любимого озорника шоколадом и даже поил шампанским. Не смотря на это Клоун прожил у него восемнадцать лет.
Нескольких французских бульдогов держал Федор Шаляпин. Собака такой же породы по кличке Булька некоторое время была у Владимира Маяковского. Великую княжну Татьяну Романову бульдог Ортино сопровождал до самой смерти. В начале XX века они жили почти в каждой состоятельной семье.
Современные бульдоги
Сегодня «французы» такие же очаровательные озорники, как и сто лет назад. Они спокойно, с видом аристократа, ездят в автомобилях своих хозяев и невозмутимо жуют их домашние тапочки. Если в доме стало грустно и пусто, самое верное средство изменить жизнь — завести французского бульдога. Он согреет сердце даже самому мрачному и холодному, но обязательно любимому хозяину.
Источник