Лучше не бывает 1997 порода собаки
«Лу́чше не быва́ет» (англ. As Good as It Gets) — романтическая трагикомедия Джеймса Брукса 1997 года о Мелвине Юделле (Джек Николсон), вспыльчивом писателе, страдающем обсессивно-компульсивным расстройством, который из-за своих патологических страхов и маний замкнулся в мире, ограниченном его домом и книгами, которые он пишет. Несмотря на свой характер, он в итоге становится другом своей постоянной официантки (Хелен Хант), матери-одиночки, и своего соседа-гея (Грег Киннир). Сценарий фильма написан Марком Эндрюсом и Джеймсом Бруксом.
Актёры, исполнившие главные роли в фильме, — Джек Николсон и Хелен Хант — получили кинопремию «Оскар» в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» соответственно.
В списке «500 величайших фильмов всех времен», составленном журналом Empire, «Лучше не бывает» занимает 140-ю позицию[2].
Сюжет[править | править код]
Мелвин Юделл (Джек Николсон) — успешный писатель-романист, проживающий в Нью-Йорке и страдающий от обсессивно-компульсивного расстройства, из-за которого, а также из-за его мизантропии, он не пользуется особой любовью у соседей по дому на Манхэттене, а также у всех, с кем ему доводится пообщаться. Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую приносит с собой из-за своей патологической боязни микробов, мизофобии. Он проявляет интерес к Кэрол Коннелли (Хелен Хант), единственной официантке в ресторане, способной выносить его поведение.
Однажды Мелвину приходится взять на себя заботу о собаке по имени Верделл своего соседа, художника-гея Саймона Бишопа (Грег Киннир), который попал в больницу. Хотя поначалу он находит противным ухаживание за собакой, но постепенно он эмоционально привязывается к Верделлу, из-за чего получает больше внимания со стороны Кэрол. Когда Кэрол решает найти работу поближе к Бруклину, чтобы проводить больше времени со своим страдающим астмой сыном, Мелвин оплачивает за неё все медицинские издержки, вызванные болезнью сына, чтобы та вернулась на своё прежнее место работы и обслуживала его. Подозрительно отнесясь к поступку Мелвина, Кэрол приезжает к нему посреди ночи и говорит, что ни за что не будет спать с ним.
Выписавшись из больницы, Саймон обнаруживает, что его собака теперь больше любит Мелвина, чем его, что усиливает его творческий кризис. Не имея медицинской страховки, он также встает перед проблемой выселения из своей квартиры из-за неуплаты. По убеждению друзей он решается на поездку в Балтимор к своим родителям, чтобы просить у них денег. Но для этого ему нужен Мелвин в качестве водителя. Мелвин приглашает Кэрол составить им компанию, та с неохотой принимает предложение, и отношения всех троих начинают развиваться.
По возвращении в Нью-Йорк Кэрол заявляет Мелвину, что больше никогда не хочет его видеть. Однако потом раскаивается в своих словах и извиняется. Отношения между Кэрол и Мелвином остаются сложными, пока, наконец, Саймон, который временно переехал к Мелвину, не убеждает его поехать к Кэрол домой в Бруклин и признаться в своей любви. Фильм заканчивается тем, что Мелвин и Кэрол вместе идут за свежими булочками.
В ролях[править | править код]
Создание[править | править код]
На роли Мелвина Юделла и Кэрол Коннелли пробовались Джон Траволта и Холли Хантер соответственно[3]. Роль художника-гея Саймона Бишопа изначально предлагали музыканту Майклу Стайпу, лидеру рок-группы R.E.M.. Прочитав сценарий, Майкл, всю жизнь мечтавший о кино, отказался сниматься в роли гомосексуалиста. Тем не менее, через несколько лет, в мае 2001 года в интервью журналу Time Стайп сделал признание о том, что является бисексуалом.
В одной из сцен фильма собака начинает переступать лапами через щели в тротуаре. Создатели фильма добились этого, сделав так, чтобы щели находились как можно ближе друг к другу[3]. Собака Верделл была сыграна шестью разными брюссельскими гриффонами: Таймером, Спрутом, Дебби, Билли, Парфе и Джилл[3].
Ширли Найт, сыгравшая в фильме Беверли Коннелли, предложила свою роль известной актрисе и защитнице прав животных Бетти Уайт, но та отказалась, узнав, что в фильме с собакой будут плохо обходиться[3].
В 1998 году, на 70-й церемонии вручения премии «Оскар», после того, как было объявлено имя победителя в номинации «Лучшая мужская роль», Джек Николсон, поднимаясь на сцену, имитировал переступание между щелями плит, подражая своему герою.[4] Актёр посвятил свой третий «Оскар» коллеге по фильму «Несколько хороших парней» Джей Ти Уолшу, умершему 27 февраля 1998 года.[3]
Саундтрек[править | править код]
1. | «As Good as It Gets» | 1:25 |
2. | «A Better Man» | 5:35 |
3. | «Humanity» | 6:25 |
4. | «Too Much Reality» | 6:06 |
5. | «1.2.3.4.5» | 3:54 |
6. | «Greatest Woman on Earth» | 7:48 |
7. | «Everything My Heart Desires» | 4:00 |
8. | «Under Stars» | 3:19 |
9. | «My Only» | 1:47 |
10. | «For Sentimental Reasons (I Love You)» | 3:05 |
11. | «Hand on My Heart» | 3:44 |
12. | «Climb on (A Back That’s Strong)» | 4:14 |
13. | «Always Look on the Bright Side of Life» | 2:39 |
Отзывы[править | править код]
Фильм был положительно воспринят большинством кинокритиков, что подтвердили номинации на такие престижные кинонаграды, как «Оскар» и «Золотой глобус». На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма, составленный на основе рецензий профессиональных критиков, составляет 88 %.[5] Сайт Metacritic дал фильму 67 %, отмечая, что рецензии были неоднозначными.[6] Кинокритик газеты Chicago Reader Джонатан Розенбаум высказался следующим образом:[7]
Режиссёр картины Джеймс Брукс каким-то образом управляет персонажами, заставляет их бороться между собой. Всё это вперемешку со смешным, тяжелым, прекрасным и справедливым триумфом для основных героев.
Однако оценка не всех критиков была похвальной. Роджер Эберт дал фильму три звезды из четырёх, подметив, что «в картине существует некий компромисс: она вызывает улыбку, но не делает этого легко». При этом Эберт оценил хорошие диалоги и актёрскую игру.[8] Кинокритик The Washington Post Дессон Хоу дал в целом отрицательный отзыв о фильме, написав[9]:
Фильм буквально увязает в сентиментальности, да ещё и всяческие действия картины протекают чересчур быстро.
Награды и номинации[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Источник
Режиссер – Джеймс Л.Брукс (James L. Brooks). Год выхода фильма – 1997.
Картина Джеймса Л. Брукса неслучайно снискала признание не только у кинокритиков, но и у простого зрителя. Это трогательная и добрая история стареющего писателя Мелвина Юдала
(Джек Николсон), страдающего психическим заболеванием, выраженном в крайней степени педантизма.
Мелвин Юдолл, психически неуравновешенный эксцентричный писатель, ненавидит буквально всех вокруг. Как-то раз на вопрос одной из своих поклонниц (“Как вам удается проникать
в женскую душу?”) Юдолл ответил без затей: “Я представляю себе мужчину без мозгов и без чековой книжки”. Из-за своего, мягко говоря, странного поведения он одинок и часто
попадает в комичные ситуации. Он ведёт привычное для себя существование, изо дня в день совершая привычные для себя «ритуалы»: в ресторане он ест только при помощи
принесённой с собой одноразовой посуды, на улицы он всегда перешагивает через различные трещины на асфальте, дома всегда выбрасывает в урну распечатанный кусок туалетного
мыла едва помыв руки. Кроме того, его отношение к людям оставляет желать лучшего.
Нет таких людей, к которым Мелвин хорошо относится – острый на язык, он постоянно оскорбляет даже тех, кого втайне любит. А уж когда собака соседа-гея совершает диверсию
на пороге его дома, он и вовсе выходит из себя.
Казалось бы — этот порою излишне грубый, чёрствый и эгоистичный человек не способен полюбить никого, кроме себя.
Но неожиданно его уединение нарушается. Мелвину приходится ухаживать за соседской собакой редкой породы “брюссельский грифон”.
Мелвин скрепя сердце берет собаку к себе, даже не подозревая, что это изменит его и всю его жизнь…
Незаметно для себя писатель учится у нее
доброте и преданности. Разрушив стену собственного равнодушия, Юдолл открывает для себя прекрасный мир человеческих чувств и совершенно по-новому видит молодую женщину
Кэрол Коннелли, которую знал, казалось бы, уже не первый год…
Этот первый опыт дружбы нанес серьезный удар по его жизненным принципам. Но судьба приготовила Мелвину еще одно испытание: чтобы завоевать любимую женщину, он должен полностью измениться. Одаренному писателю нет равных в создании романтических сюжетов. Хотя сам автор никогда не испытывал подобных чувств. Мелвин, для которого практически не существует неразрешимых вопросов, не может сказать, что такое любовь. И чтобы ответить на него, он должен пережить это чувство.
Но настоящим двигателем сюжетной линии является пес Саймона Верделл. “Я обыгрывал названия фильма, называя его “История пса”. Если на все смотреть с точки зрения собаки, это решит все вопросы. Верделл на самом деле – четвертый главный герой картины”, – говорит Джеймс Брукс.
По сценарию Верделл – брюссельский гриффон, редкая европейская порода, которая по внешнему виду напоминает “Гизмо” из фильма “Гремлины”. Дрессировщики, участвовавшие в создании фильма, выбрали шестерых кандидатов на роль Верделла. Они объясняют: “Нам была нужна уже взрослая собака, но ее оказалось очень не просто найти”.
“Никто из нас раньше не работал с этой породой. Но поскольку этого требовал сценарий, нашим дрессировщикам пришлось начинать все с нуля. И они справились: гриффоны очень умные и восприимчивые животные. А Джилл (исполнитель роли Верделла) настоящая звезда. Она красивее, проворнее и умнее, чем все ее собратья по породе”, – говорит Брукс.
Собачку Саймона по кличке Верделл играли сразу шесть песиков породы “брюссельский гриффон” (надо же – такая милая псина и такое страшное название) – Таймер, Спраут, Дебби, Билли, Рэрфейт и Джилл. Самым главным был Джилл, а остальные – всего лишь дублеры. Но даже Джилла не удалось научить чисто людской привычке – не наступать на трещины в тротуаре. Хоть это было необходимо – ведь Верделл по сценарию должен был перенять эту повадку от своего нового хозяина Мелвина. Хитрые киношники натянули над каждой трещинкой по веревочке, и тогда-то собачка запрыгала как миленькая!В результате, как отмечает Грэг Киннеар: “Никто из нас не справился бы со своей ролью без поддержки Джилл. Мы с Джеком и Хелен много говорили об этом. Иногда она даже тянула одеяло на себя. Операторы переводили камеры, чтобы взять ее крупным планом”.
Я смотрел его миллион раз и готов посмотреть прямо сейчас. Фильмы о любви как то не трогают меня, но этим фильмом не могу не восхищаться. Нравится в нем абсолютно все.
После этого фильма у меня появилась привычка не наступать на трещины в асфальте и подписывать касеты. Лучше не бывает – это фильм на все случаи жизни.
Источник
Мелвин Юден (Джек Николсон) успешный писатель в Нью-Йорке.
Он строчит романы о любви, не имея, однако, ни малейшего представления: а что это такое?
“И тут только она, поняла, что такое любовь”…
И не удивительно. Его отец был затворником. Сидел, запершись в комнате 11 лет. Заставлял сына играть на фортепиано. А, если не получалось, бил линейкой по рукам.
Любооооовь – это…
Чего ж удивляться – Мелвин стал его копией. У него масса фобий. Он хамит всем, кто не может дать сдачи. Живёт своими выдуманными историями, запершись от мира на 100 замков. А, если выходит, то к психоаналитику. И в ресторан – всегда один и тот же.
Шевелись, слониха, позови сюда Кэрол!
Понятно, что для окружающих Мелвин псих.
И он отвечает им взаимностью. Особенно раздражает его сосед-гей Саймон (Грег Киннер), на первый взгляд антипод: красавчик, модный художник. В его доме вечно тусует нью-йоркская богема. Но главное – его уродливые псина метит плинтус в общем парадном.
Метит плинтус
Красавчик мой! Где вы его нашли? В подвале, жрал говно с детских подгузников
Педантичный до маниакальнтсти, помешанный на чистоте, Мелвин мстит: спускает песика в мусоропровод. Но вот странность – именно этот, спасенный из подвала пёс, сближает судьбы главных героев.
Мерзкая грязная уродина!
Художник Саймон – голубой не только ориентацией, но и по душевному складу.
Ты когда-нибудь наблюдал за детьми, за стариками? Чем больше смотришь, тем больше открывается внутренний мир человека
Это тонкий, чувствительный, добрый человек, который беззащитен даже перед бытовым хамством.
Грег Киннер в роли Саймона
И, когда случается настоящая драма: парень-модель, портрет которого он пишет, приводит дружков-наркоманов.
Те обворовывают и до полусмерти избивают художника.
Саймон раздавлен. Ему нечем платить за квартиру. Друзья, кроме самых близких, тихо линяют.
И это я?
А родные, что живут в Балтиморе, не спешат помочь единственном сыну. Отец Саймона, как выясняется, тоже не подарок. Ещё в детстве избил его, догадавшись, что сын голубой. А, когда тот подрос, отправил в колледж, дав денег. И заявил, что больше видеть не желает в своём доме.
Я тоже не буду им звонить
Верделла сыграли шесть брюссельских грифоно
И вот, пока сосед-художник в больнице, Мелвин вынужден приютить его пса.
Друг Саймона Фрэнк (Куба Гудинг-младший): Ты его возьмёшь! Загладишь вину!
Я никого к себе не пускаю
Ты скажешь мне “нет”?! ТЫ СКАЖЕШЬ МНЕ “НЕТ”?!
Я вышел из преисподней, моя бабушка была круче вас!
“Ты покойник!”, – растерянно предупреждает Мелвин нежеланного гостя. Но мало-помалу привязывается к существу, которое, возможно, впервые проявляет к нему искреннюю, бескорыстную любовь.
Не будь таким как я, оставайся собой
Сам того не замечая, Мелвин утрачивает оборонительные привычки. В ресторане садится на другое место, чтоб следить за, оставшейся на улице собакой.
Хороший песик, надо тебя наградить как следует
А когда официантка Кэрол (единственная, кому он по человечески симпатизирует), не выходит на работу – у неё болен ребёнок…
Официантка Кэрол (Хелен Хант)
Сколько вам лет? Судя по глазам – 50
Эй, полегче, я способна выносить комплименты. А сколько ж, если на то пошло, вам лет?
Мелвин покидает зону комфорта – Манхеттен. Мчит за ней в Бронкс.
Вы в своём уме?
Вы вообще в состоянии контролировать свои безумные порывы?
И просит знакомого врача помочь сыну Кэрол, лишь бы она снова вышла на работу.
Счастье- хороший врач приехал на дом и взял анализы
Сын Кэрол – Спенсер (Джесси Джеймс)
В роли врача – режиссёр фильма “День сурка” Гарольд Ремиз
Порой прямая и резкая, вынужденная все тащить на себе, мать-одиночка Кэрол (Хелен Хант) по натуре чуткий, душевно щедрый – по выражению психологов – ресурсный человек.
Она как солнце, излучает тепло и участие.
Но её собственная личная жизнь не складывается. Несмотря на жажду любви и счастья, молодая женщина в постоянном страхе за ребёнка, который болен с рождения.
Доктор, вам не нужны две рабыни?
Она уже не замечает, как ходит, подняв плечи. Во что одета. Как проявляется на лице груз бессонных ночей и беготни по равнодушным врачам.
Я даже не знала, насколько пуста моя жизнь
Когда сыну, наконец, становится лучше, Кэрол в недоумении. Она, словно гусеница в коконе, из которого с трудом и опаской все же появляется на свет прекрасная бабочка.
Помощь Мелвина бесконечно трогает её. Но и мучительно напрягает: что ему нужно?
Письмо благодарности
Мама, как пишется “совестно”?
И вот среди ночи Кэрол едет к Мелвину, чтоб раз и навсегда обьяснить: она никогда не будет с ним спать!
Собачья жизнь, ни проблеска, ни просвета
Даже в мечтах, писатель любовных романов не задумывался ни о чем подобном. Но признание Кэрол заставляет его что-то менять. И начать лечение, которое он до последнего откладывал.
– Симпатичная. Приятная женщина. – Да, хорошая
Единственный, кто способен посочувствовать, сосед-гей, который и сам в тупике: его собака успела привязаться к Мелвину. Да ещё нужно ехать домой, просить помощи у родителей.
Даже жаловаться нет сил
Так эти трое оказываются в одной машине по дороге из Нью-Йорка в Балтимор. Три таких разных, одиноких человека. Нуждающихся в любви.
“Кэрол-официантка, Саймон-педик”. – Кто это вас так отделал?
У многих людей жизнь “лучше не бывает”: прогулки по озеру, рыбалка, отличная еда. Конечно, не у тех, кто в этой машине…
… И любовь побеждает. Она как животворящий ток находит путь от Кэрол к Саймону. От Саймона к Мелвину. И обратно к Кэрол.
Я люблю тебя!
Художник обретает второе дыхание и вновь пишет вдохновенные полотна.
Официантка вспоминает забытое чувство лёгкости, радости, свободы от страха.
А педант Мелвин, наконец, находит силы для спонтанных поступков, продиктованных чувствами.
Он приезжает к Кэрол ночью и делает удивительное, тонкое и глубокое признание.
Этот сумасшедший, грубый тип говорит, что первым рассмотрел в человеке, приносящем еду, самую прекрасную женщину на свете. Которая заботится о сыне и общается с людьми так, что во всем проявляются её лучшие качества – честность и доброта.
– Я горжусь, что первым это заметил. Я – первый, – довольно повторяет он.
Как тебе такой комплимент, ничего?
И они идут по, ещё не проснувшемуся городу. И заходят в только что открывшуюся булочную. Где пахнет горячим хлебом и ванилью. Как два мотылька, выхваченные из темноты бесконечного Нью-Йорка кругом тёплого, уютного, мирного света.
… Фильм получил семь номинаций и два Оскара за лучшую мужскую и женскую роли. Собрал в мировом прокате более 300 миллионов долларов. Включён журналом “Эмпайер” в список 500 лучших фильмов всех времен.
И действительно, игра Хелен Хант (дубляж: Галина Чигинская) достигает здесь невероятных высот.
По сути, это пособие для актёров, желающих постичь систему Станиславского.
Актриса проживает роль так, что порой не возникает сомнений, перед нами живой человек.
Даже именитые партнёры поневоле вовлекается в это цунами естественного существования, утрачивая голливудские штампы.
Подайте знак, что вы меня поняли
Хелен играет Мать с большой буквы, которая и к прочим людям относится, прежде всего, через призму своей материнской любви.
Что, впрочем, не мешает ей порой жёстко отстаивать свои границы. Поскольку, как сказано в фильме: “если живёшь в Нью-Йорке”, выживешь, где угодно”.
Для Джека Николсона (дубляж: Станислав Концевич) роль Мелвина вторая по финансовой значимости после Джокера (“Бэтмен”).
Невероятный своей энергетикой актёр, показывает эволюцию личности: от психопата и эгоцентрика до человека, рискнувшего любить.
Способного на чувства, сопереживание и привязанность.
Художник Саймон тоже переживает внутренний рост.
Из слегка приторного, робкого конформиста он превращается в человека способного, заново пережить и принять страдания, злость, даже агрессию. Иметь мужество, остаться в круге света.
И вновь обрести способность творить.
За роль Саймона Грег Киннер получил номинацию на Оскар
Единственная роль, которая в сценарии выглядит натяжкой – роль пса Верделла.
Пёс Верделл
Поскольку ни один пёс не забудет за 2 недели прежнего хозяина. И не воспылает любовью к новому, даже, если у того бекон вкуснее.
Но этот грех создателям фильма Джеймсу Л. Бруксу и Марку Андрусу можно простить.
Поскольку именно образ маленького песика с человеческим глазами и чувствами, становится камертоном картины.
Некоторые называют фильм чересчур сентиментальным. Думаю, он просто человечный.
Эта история не о суперменах. И не о негодяях. А об обычных людях. Живых и чувствующих. Совсем как мы, людях.
И это здорово.
Источник