Мухтар 2 порода собаки

Служебное собаководство и служебные собаки. У кого была служебная собака, да кто еще и занимался в клубе служебного собаководства, тот знает о чем идет речь, тот в теме.
Случайно наткнулся на этот фильм и решил еще раз посмотреть. Фильм 1964 года. Давно не смотрел. Фильм про служебного пса – немецкую овчарку по кличке Мухтар. Фильм с первых кадров почему-то сразу затягивает, невозможно оторваться.
Начинается все неожиданно. В вагоне поезда никто не может справиться с немецкой овчаркой, которая бегает и никого не пускает в вагон. Вызывают кинолога, чтобы усмирил пса с помощью оружия.
Кадры из фильма “Ко мне, Мухтар”
Приезжает кинолог Глазычев, которого играет Юрий Никулин. Глазычев видит, что собака хорошая, и решает забрать пса. Собака оказывается в милицейском питомнике.
Потом находят хозяйку пса, которая и оставила его в вагоне, потому что он, якобы, отказался ее слушаться. Становится известно, что кличка у собаки Мухтар.
Хозяйка от собаки отказывается. Глазычев становится проводником собаки. Долго и упорно занимается с Мухтаром, тренирует его и сдает с ним экзамены для несения службы.
После чего они вместе начинают нести службу в милиции, в уголовном розыске.
Первое дело Мухтара было о пропаже у бабушки кроликов. С ним Мухтар справился – нашел и кроликов, и вора. Это был внук бабушки.
Затем еще было много дел. И тут на базе пропадают продукты. Сначала едет другой кинолог с собакой, но они ничего не находят.
А потом едут Глазычев с Мухтаром. Они находят и украденные продукты, задерживают и самих воров.
Всего за всю службу Мухтар находит ценностей на сумму 3 миллионов рублей.
В последнем деле Мухтар идет по следу вооруженного преступника. Преследование заканчивается задержанием преступника. При задержании Мухтар получает ранения, после которых он уже не может служить в милиции.
Усилиями Глазычева Мухтара оставляют на дожитие при питомнике, учитывая его заслуги. Как будто на пенсии.
У Мухтара есть реальный прототип -служебный пес Султан, который работал в милиции. Он действительно задержал много преступников и нашел ценностей на 3 миллиона рублей.
А кто же снялся в роли Мухтара?
В фильме показана жизнь служебной собаки, начиная от молодости и заканчивая старостью. Понятно, что одна собака сыграть этого не может. Поэтому Мухтара играло четыре собаки. Двух псов Урала и Байкала дали в милиции. Это были настоящие служебные собаки. Третью собаку, самого молодого Мухтара, просто купили щенком перед началом съемок. Жил он на студии и мало кого слушался, поэтому снимался мало.
А вот самой умной собакой, которая играла в самых сложных сценах, да затем в основном и сыграла Мухтара, оказался пес Дейк из Киева, хозяин которого Михаил Длигач написал письмо на киностудию с предложением снимать в главной роли его собаку.
В начале съемок решили снимать окончание фильма и сразу возникли трудности. Не могли снять зимнюю метель, собаки от звука большого вентилятора, создававшего метель, разбегались кто куда. Пригласили Длигача с Дейком и процесс пошел. Длигач с Дейком во время съемок жили в квартире Никулина, и так Дэйк в основном и снялся в фильме.
Фильмы про собак всегда очень интересны. Собаки всегда остаются преданы хозяину, в любых обстоятельствах. И никогда не могут предать человека, в отличии от людей.
Есть старые советские фильмы, которые смотришь и удивляешься. Эти фильмы сделаны намного интереснее современных.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Источник
Любители детективных сериалов «Возвращение Мухтара» и «Пес» непременно знают главного четвероногого героя – очаровательную овчарку. Этого героя играет профессиональный пушистый актер по кличке Граф Шутц Хунд.
Поиск собаки, которая смогла бы сыграть помощника полицейских, занял у режиссеров очень много времени. Они знакомились с многими овчарками, для собак был устроен даже целый кастинг. Безусловно, все кандидаты были невероятно умны, но все равно не справились с поставленными задачами. Единственный лохматый претендент, который смог выполнить все поставленные требования, – овчарка Граф Шутц Хунд. Он не оставил шансов другим собакам и был принят на роль главного милицейского пса.
Все представители породы немецких овчарок обладают невероятной сообразительностью и силой. Любая собака этой породы нуждается в ежедневной нагрузке и регулярном изучении новых команд. На съемочной площадке Граф получает все необходимое сполна.
Родословная Графа Шутц Хунда
Генеалогическое древо Графа поражает: его родители – многократные чемпионы и победители выставок. Помимо этого, сам Граф имеет аристократическое происхождение: его предки были любимцами Петра Первого. В свои семь лет Граф является семикратным чемпионом Украины среди крупных пород собак. Кинологи вложили в него массу сил. Уже в первые месяцы жизни Граф знал базовые команды, а чем старше становился, тем более поручений он мог выполнять.
Биография
Неотъемлемый факт из биографии Графа Шутц Хунда: он является коренным киевлянином. Родился в столице Украины, но побывал в разных странах из-за съемок в сериалах. Также у Графа есть брат Рекс, которого тоже снимают в кино. Рекс заменяет Графа в случае болезни. Большой плюс в том, что братья фантастически похожи между собой. Их запросто можно назвать близнецами.
Звезда кинематографа
Овчарка Граф Шутц Хунд впервые попал на телеэкран в роли Мухтара в восьмом сезоне «Возвращение Мухтара». Его предшественник Якс умер, а сериал продолжался, поэтому съемочная группа искала умную и максимально похожую овчарку.
До этого Граф уже играл второстепенные роли в сериалах. Но после смерти Якса режиссер заметил молодого пса, и Граф занял место Мухтара, блестяще справился с поставленной ролью.
Роль в сериалах «Возвращение Мухтара» и «Пес»
За время съемок в разных сериалах Граф поменял нескольких хозяев, что давалось ему очень тяжело. В сериале про Мухтара хозяином были главные герои: Павел Вишняков, Евгений Пронин и Алексей Шутов.
Свою биографию пес Граф Шутц Хунд дополнил главной ролью в сериале «Пес». Три сезона, на съемки которого ушло почти четыре года, и в каждой серии пес в главной роли. Там он играет не только роль полицейского пса, но и лучшего друга главного героя. Граф беспрекословно выполняет команды хозяина, а также спасает его при нападении недоброжелателей. Как друг и товарищ, он помог главному герою пережить разрыв с женой, потерю работы и страсть к алкоголю.
Отзывы о работе в команде пса с характером
В сериале «Пес» его хозяин – главный герой Никита Панфилов. Он рассказывал, что завоевать доверие овчарки далось ему непросто. Однажды он даже укусил Никиту. Началось все с того, что большинство из актерского состава и съемочной группы любили подкармливать животное. После ситуации с укусом Никита Панфилов запретил всем давать что-либо псу. После этого Граф признал хозяина, и таких происшествий больше не было.
Также Никита говорит, что с людьми работать легче, чем с собаками. Собака Граф Шутц Хунд обладает непростым характером: он всегда любит быть первым. В те моменты, когда Рекс вынужден заменять звезду сериала, Граф весьма ревностно относится к этому. Еще одна непростая особенность характера Графа: если он сам не хочет что-либо делать, то его невозможно заставить. В ситуациях, когда нужно снять новый дубль, а пес лежит и ничего не делает, съемочный процесс приостанавливается до тех пор, пока главный герой отдохнет, перекусит и снова будет в настроении работать.
Как отмечают продюсеры сериала, Граф Шутц Хунд обладает более спокойным характером, в отличие от Рекса. После съемок Граф устает, любит покушать и лечь спать. Рекс – наоборот, активный, любит шкодить и резвиться. Нередко после работы с братом звездной овчарки работники находили искусанные приборы.
Обе овчарки являются домашними животными и мастерству кинематографа обучались в процессе съемок.
Хочется отметить то, что продюсеры сериала «Пес» на роль милицейского пса хотели выбрать представителя другой породы собак, так как не хотели, чтобы их сериал вызывал ассоциации с «Мухтаром». В кастинге на главную собачью роль участвовали представители различных пород, но никто так и не смог справиться с поставленными требованиями для фильма.
Каскадер
Стоит отметить тот факт, что Граф Шутц Хунд самостоятельно выполняет все опасные трюки на площадке. Пес получал травмы, начиная от разбитого носа, порезанного брюха и заканчивая сломанными лапами. Это его не останавливало и не пугало: он проходил курс лечения и возвращался на съемки в полной боевой готовности. В моменты, когда Граф не мог сниматься, его заменял брат Рекс, не менее смышленый пес и похожий на своего брата как две капли воды.
Жизнь собак на съемках
В перерывах между съемочным процессом Граф и Рекс любят подкрепиться: сырая говядина – это основное блюдо. А излюбленное лакомство – это хрустящее печенье соломка. От него братья-близнецы никогда не откажутся.
Овчарки, появившись на площадке впервые, не могли нарадоваться такому количеству людей. Они подходили к каждому, подставляя спинку и прося их гладить, чесать и баловать чем-то вкусным. Никто, конечно, не был в состоянии им отказать. Рекс в плане получения лакомств был более сообразительным. Он отлично работал в кадре, только если знал, что после команды «Снято!» каждый, кто был с ним на площадке, даст ему печенье. С этой привычкой кинологам пришлось долго бороться, ведь без лакомств Рекс совсем отказывался работать.
Конечно, собак не перекармливали, так как актер должен быть в форме: на завтрак у Графа и Рекса был обезжиренный творог, обедали мясом, а на ужин сухой сбалансированный корм.
Но чем дольше шли съемки, тем менее активным становился Граф. Он очень уставал и поэтому каждую свободную минуту уделял отдыху и сну.
Графу и Рексу уделяют много внимания, относятся к ним бережно и внимательно. Четкий режим питания и отдыха для собак очень важен. Они не находятся круглосуточно на площадке. Большую часть времени собаки проводят с главным героем фильма для налаживания тесного контакта. Это облегчает работу непосредственно во время съемок, собаки лучше слушаются, что уменьшает время рабочего процесса.
Сериалы «Пес» и «Возвращение Мухтара» показывают, что собака может быть не только домашним любимцем, но и другом, помощником и даже напарником.
Источник
Десять лет этот сериал смотрится с интересом во многом благодаря четвероногому исполнителю главной роли. Впрочем, правильнее сказать — исполнителям…
Этот сериал появился на нашем телевидении почти десять лет назад, но при этом до сих пор смотрится с интересом во многом благодаря четвероногому исполнителю главной роли. Впрочем, правильнее сказать — исполнителям, ведь он был далеко не один.
Валентина Пескова
25 июня 2013 21:10
Александр Волков и Алла Ковнир с овчаркой Ваксом, игравшим роль Мухтара два года. Фото: Студия «2В».
Четвероногие звезды…
Когда в 1964 году на экран вышел фильм «Ко мне, Мухтар!» о преданном служебном милицейском псе, кличка Мухтар стала невероятно популярной у владельцев собак. Кроме того, вместе с выходом фильма в СССР пошла и мода на восточноевропейских овчарок. Так что когда в 2000-е годы российские продюсеры задумали снять новый сериал о собаке, которая помогает раскрывать преступления, сомнений ни у кого не возникло: главного героя должны звать Мухтар, а сериал назовут «Возвращение Мухтара». Так и случилось.
Первую собаку, которая смогла бы исполнить роль четвероногого милиционера, искали довольно долго. Ведь играть ее должен был пес той самой восточноевропейской породы, которая в наше время стала уже не такой распространенной. Однако собаки-актеры все же нашлись. В первых сезонах сериала снимались восточноевропейские овчарки, братья Варгун и Дункан, которых отобрали в результате кастинга из 150 собак Москвы и Подмосковья. Они подменяли друг друга на съемках и отработали в сериале около двух лет.
После того как производство многосерийного фильма было перенесено в Киев, роль Мухтара стали исполнять только немецкие овчарки. В течение следующего года в роли главного героя снимался пес Цейс. Так как это была спокойная и уже пожилая собака, в сценах, где Мухтару нужно было исполнять силовые трюки, Цейса дублировали сыновья, Зевс и Бест. После смерти Цейса в сериале два года снимался его брат, пес по кличке Вакс фон Вайсрусланд Киршенталь, которого вся съемочная группа звала просто Вася. Вася отличался веселым и общительным характером и моментально покорил всех на съемочной площадке. Заменил Васю пес Якс (домашняя кличка — Кузя), который играл в сериале с 2008 года и пропустил лишь один съемочный период, когда его дублировал пес Прайм. Но и на его место пришел новый герой. В 2012 году Якса, который по собачьим меркам был уже дедушкой, с почестями проводили на заслуженную пенсию. А вместо него в сериале появился новый лохматый актер — Граф Шутц Хунд. Эта собака из кинологического центра действительно служила в полиции. До съемок в сериале на его счету было 57 выездов в качестве «нюхача» и 19 раскрытых дел. Пес быстро адаптировался на съемочной площадке, стал откликаться на кличку Муха и каждое утро облизывать актеров в знак приветствия.
…и их напарники
Наталья Юнникова, исполнительница роли Василисы, говорит, что, несмотря на постоянную ротацию собак, которые играют Мухтара, трудностей при знакомстве с новичками у нее не было. Даже несмотря на то, что она не подкармливает собак, поскольку кинологи это запрещают. «Просто я каждый день подхожу к ним, глажу, — делится актриса. — Никаких неприятных моментов у меня с ними не было. Да и вообще я не могу назвать съемки в сериале работой. Я с удовольствием иду на площадку».
Александр Носик, игравший в сериале Артема Колосова, вспоминает, что первые исполнители роли Мухтара, овчарки Дункан и Варгун, были собаками обычных хозяев. А вот следующего актера, Цейса, воспитывал настоящий кинолог-пограничник по имени Саша. «С точки зрения дрессуры это был очень мощный пес, — делится Носик. — Но собаки снимались не из-за денег, их хозяевам хватало лишь на корм и на бензин, чтобы привезти питомцев на съемки. Просто владельцы животных очень хотели увидеть своих любимцев в кино».
Оксана Сташенко (роль судмедэксперта Жанетты Петровны Сельской) рассказала, что снимавшийся в сериале ветеран Якс очень любил курицу. Как только заканчивались съемки сцены с его участием, пес точно знал, что от всех, кто был с ним в кадре, на кого он посмотрел и кому дал лапу, точно получит кусочек курицы. После команды «Снято!» он обходил всех по кругу и обязательно забирал вознаграждение. А если кто-то из актеров к этому времени уже уходил, отыскивал их среди прочих и все равно требовал свой кусок, при этом смерив его укоризненным взглядом, мол: «Не стыдно тебе?» Однако, поскольку актеры должны быть в хорошей форме, пса особо не перекармливали. Утром он съедал обезжиренный творог, днем — отварную курицу, а вечером — сухой корм. В неделю Якс мог съесть до 2 кг куриных грудок.
Граф — второй по счету пес, с которым работает Алексей Шутов, исполнитель роли Максима Жарова. До начала съемок ему и Графу дали время привыкнуть друг к другу. Неделю они жили в одной квартире, Алексей выгуливал нового «напарника» и помимо корма, который передавали кинологи, готовил ему мясо. Это и помогло им установить контакт: Граф смотрел на него с обожанием. «Пес, не избалованный человеческой лаской, первое время просто обалдевал от того количества внимания и любви, которое дарила ему съемочная группа, — рассказывает Алексей. — В начале дня он подбегал к каждому, подставляя спинку для почесывания. Но так продолжалось, пока собака не столкнулась с трудностями производства, а это множество дублей и 12-часовой рабочий день. Так что сейчас в глазах Графа уже нет былой радости. Печально то, что он вряд ли сможет вернуться к работе в полиции, к настоящей помощи людям. Но пусть я окажусь не прав!»
Кстати…
Самый известный зарубежный коллега нашего Мухтара — немецкая овчарка по кличке Рекс, главный герой одно-именного сериала «Комиссар Рекс». Имя «комиссар Рекс» стало нарицательным и используется во всем мире прежде всего для обозначения служебной собаки. В действительности роль Рекса играли шесть различных собак.
Источник
Þðèé Íèêóëèí íà ñú¸ìî÷íóþ ïëîùàäêó ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!” ïîïàë áëàãîäàðÿ àâòîðó ïîâåñòè, ïî êîòîðîé ñíÿò ôèëüì. Èìåííî Èçðàèëü Ìåòòåð, ïîñëå ïðîñìîòðà ôèëüìà “Êîãäà äåðåâüÿ áûëè áîëüøèìè”, ïðåäëîæèë êàíäèäàòóðó Íèêóëèíà ðåæèññ¸ðó. Òîò ñîãëàñèëñÿ ïîïðîáîâàòü, õîòÿ ê òîìó âðåìåíè íà ðîëü óæå áûë óòâåðæä¸í äðóãîé àêò¸ð (íà ñíèìêå Þðèé Íèêóëèí è Äåéê, 1964 ãîä, ôîòî Ãàëèíû Êìèò/ÐÈÀ Íîâîñòè)
Ñåìåí Òóìàíîâ âñòðåòèëñÿ ñ Þðèåì Âëàäèìèðîâè÷åì è äëÿ íà÷àëà ñïðîñèë åãî, ëþáèò ëè îí æèâîòíûõ, à â ÷àñòíîñòè ñîáàê. Ïîëó÷èâ óòâåðäèòåëüíûé îòâåò, îí ïðåäëîæèë åìó ðîëü ìèëèöèîíåðà Ãëàçû÷åâà. “Íî ÿ íå ìîãó èãðàòü ìèëèöèîíåðà”, – óñëûøàë îí â îòâåò. “Âû ÷òî, íå ëþáèòå ìèëèöèþ?” “Äà íåò, – îòâåòèë Íèêóëèí. – Íî ïîñóäèòå ñàìè, êàêîå ÿ èìåþ ïðàâî èãðàòü ìèëèöèîíåðà, åñëè â äâóõ ïîñëåäíèõ ôèëüìàõ ñíèìàëñÿ â ðîëÿõ æóëèêîâ?”
Íó à äàëüøå ïîøëà ïîäãîòîâêà. Íèêóëèíó âûäàëè ôîðìó, êîòîðóþ îí íîñèë äàæå íà óëèöå, ÷òîáû ïðèâûêíóòü. Ïî óòðàì îí åçäèë â ñîáà÷èé ïèòîìíèê, êîðìèë ñîáàê. Íåñêîëüêî ðàç äàæå âûåçæàë íà íàñòîÿùèå ìèëèöåéñêèå îïåðàöèè. Çà íèì áûë çàêðåïë¸í â êà÷åñòâå êîíñóëüòàíòà Ãåðîé Ñîâåòñêîãî Ñîþçà êàïèòàí ìèëèöèè Ñåðãåé Ñåì¸íîâè÷ Ïîäóøêèí, êîòîðûé ñåðü¸çíî è îñíîâàòåëüíî ãîòîâèë àêò¸ðà ê íîâîé ðîëè.
Þðèé Íèêóëèí è îâ÷àðêà Ãåê âî âðåìÿ ñú¸ìîê ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!”, ôîòîãðàôèÿ Á. Âèëåíêèíà, 1964 ãîä
Âîò òîëüêî êîãäà ïðèøëî âðåìÿ ñú¸ìîê, îíè îêàçàëèñü ïîä óãðîçîé ñðûâà ñîáàêè, êîòîðûå âûïîëíÿëè ëþáûå êîìàíäû, íàîòðåç îòêàçàëèñü ñíèìàòüñÿ ïîñëå âêëþ÷åíèÿ îñâåùåíèÿ è âåòðîäóÿ èìèòèðóþùåãî ñíåæíûé áóðàí. È òîãäà êòî-òî âñïîìíèë, ÷òî íå òàê äàâíî êèåâñêèé èíæåíåð ïðåäëàãàë äëÿ ñú¸ìîê ñâîåãî óìíåéøåãî ïñà. Òàê êàê ñèòóàöèÿ áûëà ïðàêòè÷åñêè áåçâûõîäíîé, ðåøèëè ïðèãëàñèòü èõ íà ïðîáû. È íå ïðîãàäàëè ï¸ñ Äåéê áûë óìíåéøèé, à ãëàâíîå è óõîì íå ïîâåë â ñòîðîíó ðåâóùåãî âåòðîäóÿ.
Õîçÿèí ñîáàêè, Ìèõàèë Äàâèäîâè÷ Äëèãà÷, â ñàìîì íà÷àëå îáðàòèëñÿ ê Íèêóëèíó ñ íåîáû÷íîé ïðîñüáîé: “ß ïðîøó, ÷òîáû âû íàçûâàëè ìåíÿ ïðîñòî Ìèøåé. À ÿ âàñ Þðîé. Íóæíî îá ýòîì äîãîâîðèòüñÿ ñðàçó. È íå ïîòîìó, ÷òî ÿ õî÷ó áûòü ñ âàìè íà êîðîòêîé íîãå, ýòî íóæíî äëÿ íåãî, îí êèâíóë íà îâ÷àðêó. È áóäåì íà “òû”. Ñîáàêà ñðàçó äîëæíà óçíàòü òâîå èìÿ. Þðèé Âëàäèìèðîâè÷ åé òðóäíî çàïîìíèòü. Êîãäà òû áóäåøü íàçûâàòü ìåíÿ Ìèøåé, îíà ïîéìåò, ÷òî òû îáðàùàåøüñÿ êî ìíå. È åù¸ – íå ïðåäëàãàé åìó íèêàêîé åäû è íå çîâè åãî, à òî îí íà òåáÿ áðîñèòñÿ”
Íà ñú¸ìêàõ “Êî ìíå, Ìóõòàð!”, 1964 ãîä, ôîòî ×åðíîâà/ÐÈÀ Íîâîñòè
Âîò êàê âñïîìèíàë ýòè ñú¸ìêè ñàì Þðèé Âëàäèìèðîâè÷ Íèêóëèí
“Ñ ïåðâûõ ìèíóò çíàêîìñòâà ÿ ïîíÿë, ÷òî Ìèõàèë Äëèãà÷ îòíîñèòñÿ ê ñâîåé ñîáàêå êàê ê ÷åëîâåêó. Îí íå ñîìíåâàëñÿ â òîì, ÷òî îíà ïîíèìàåò âñå, î ÷åì ãîâîðÿò ëþäè.  òî æå âðåìÿ ÿ çàìåòèë, ÷òî ñîáàêà äåéñòâèòåëüíî ìãíîâåííî âûïîëíÿåò ëþáóþ åãî êîìàíäó, ðåàãèðóåò íà èíòîíàöèè ãîëîñà.
ß ïîìíèë, ÷òî ìåíÿ ïðîñèëè íè÷åãî íå äàâàòü ñîáàêå. Íî âñå òàêè âûòàùèë êóñîê êîëáàñû èç ïîðòôåëÿ è ïîñìîòðåë íà ïñà. Òîò, åñòåñòâåííî, ïîâåðíóëñÿ â ìîþ ñòîðîíó, âçãëÿíóë íà êîëáàñó, ïîòîì ìåëüêîì íà ìåíÿ è îòâåðíóëñÿ. Êîëáàñó ÿ ñúåë ñàì.
Íà ñòóäèè ïðîäîëæàëè ñíèìàòü ñöåíû áåç ó÷àñòèÿ ñîáàêè. Íî òåì íå ìåíåå, ÷òîáû Äåéê êî ìíå ïîñòåïåííî ïðèâûê, åãî ïðèâîäèëè â ïàâèëüîí. Ïî õîäó ñöåíû ÿ ñèäåë çà ñòîëîì, à Ìèõàèë Äëèãà÷ ãîâîðèë Äåéêó:
Ñèäåòü ñ Þðîé.
Ïåñ ïîäõîäèë êî ìíå è ñàäèëñÿ ðÿäîì.
Ïóñòü îí ïîñèäèò ñ òîáîé, ãîâîðèë Äëèãà÷. Íåâàæíî, ÷òî îí íå ñíèìàåòñÿ. Âàì íåîáõîäèìî ïðèâûêíóòü äðóã ê äðóãó. Äåéê çàïîìíèò òâîé çàïàõ, ïîñòåïåííî áóäåò ñ÷èòàòü òåáÿ ñâîèì. Âåäü âàì âî ìíîãèõ ñöåíàõ ïðèäåòñÿ áûòü ðÿäîì.
 ïåðåðûâå íà îòäûõå ìåæäó ñú¸ìêàìè ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!” Þðèé Íèêóëèí è Äåéê, 1964 ãîä
Âî âðåìÿ îáåäåííîãî ïåðåðûâà ñîáàêà ïîøëà âìåñòå ñ íàìè â ñòîëîâóþ. ß åë, à îíà ñèäåëà ðÿäîì.
Ê âå÷åðó Äëèãà÷ ñêàçàë:
Çàâòðà ïðèíåñè ïàðó ñîñèñî÷åê.
Íà äðóãîé äåíü ÿ âîøåë âìåñòå ñ Äëèãà÷åì â ñïåöèàëüíóþ êîìíàòó, ãäå íàõîäèëñÿ Äåéê. Îí óâèäåë ìåíÿ è çàðû÷àë.
Ñèäåòü, ñêàçàë Äëèãà÷. Þðà, âûíü ñîñèñêè è äàé ìíå.
ß ïðîòÿíóë ñîñèñêè õîçÿèíó. Îí ïåðåäàë èõ ñîáàêå. Äåéê ñòàë åñòü.
Âîò âèäèøü, ñêàçàë Ìèõàèë, îáðàùàÿñü ê Äåéêó, ýòî Þðà ïðèíåñ òåáå ñîñèñêè, Þðà.
Íà äðóãîé äåíü ìíå âåëåëè ïðèíåñòè ïå÷åíêó. Ïðîñüáó ÿ âûïîëíèë. Âñå ïîâòîðèëîñü: ñíà÷àëà ÿ îòäàë ïå÷åíêó õîçÿèíó, à òîò, ãîâîðÿ: «Ýòî Þðà òåáå ïå÷åíêó ïðèíåñ, Þðà», ïåðåäàë åå Äåéêó. Ïîòîì ÿ ïðèíåñ ëþáèòåëüñêóþ êîëáàñó. Ñíîâà òà æå öåðåìîíèÿ. ß íå âûäåðæàë è ñïðîñèë:
À ïî÷åìó íåëüçÿ ìíå ñàìîìó äàâàòü åäó?
Îí èç ÷óæèõ ðóê íå áåðåò, ñïîêîéíî îòâåòèë Äëèãà÷, ìîæåò áðîñèòüñÿ.
×åðåç íåäåëþ ÿ âîøåë â êîìíàòó, ãäå áûëè õîçÿèí ñ ñîáàêîé, è óñëûøàë ðàäîñòíûé âîçãëàñ:
Ñìîòðè, ñìîòðè, Þðà! ïîêàçûâàë Ìèõàèë íà õâîñò Äåéêà. Òû âèäèøü?!
È ÿ óâèäåë, ÷òî êîí÷èê ñîáà÷üåãî õâîñòà øåâåëèòñÿ.
Íó, íè÷åãî ñåáå, çàìåòèë ÿ, íåäåëÿ ïîíàäîáèëàñü äëÿ òîãî, ÷òîáû êîí÷èê õâîñòà çàäåðãàëñÿ. Ñêîëüêî æå íóæíî, ÷òîáû õâîñò âèëÿë âîâñþ?
Âðåìÿ, âðåìÿ, è âñå áóäåò, çàâåðèë Äëèãà÷.
Äåéñòâèòåëüíî, ÷åðåç äâà äíÿ ÿ âïåðâûå äàë Äåéêó êîëáàñó. Ïåñ ïîñìîòðåë íà ìåíÿ ñ íåäîóìåíèåì.
Áåðè, áåðè, ðàçðåøèë Äëèãà÷, ýòî Þðà òåáå ïðèíåñ. Ó Þðû ìîæíî áðàòü.
Äåéê íåîõîòíî ïðèíÿëñÿ åñòü.
À êàê òî Äëèãà÷ ïîëîæèë ëàäîíü íà ãîëîâó ñîáàêè è ïîïðîñèë, ÷òîáû ÿ ñâîþ ëàäîíü ïîëîæèë ñâåðõó. Ïîòèõîíüêó Ìèõàèë óáðàë ñâîþ ðóêó èç ïîä ìîåé, è ìîÿ ëàäîíü îêàçàëàñü íà ãîëîâå ñîáàêè. Äåéê ïîêîñèëñÿ íà ìåíÿ è òèõî çàðû÷àë.
Ñèäåòü! Ñïîêîéíî ïðîèçíåñ Äëèãà÷. Ñïîêîéíî, Äåéê.
Ó ìåíÿ áûëî îùóùåíèå, áóäòî ïîä ìîåé ðóêîé ðàáîòàåò äèíàìî ìàøèíà.
 ïåðåðûâå íà îòäûõå ìåæäó ñú¸ìêàìè ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!” Þðèé Íèêóëèí è Äåéê, 1964 ãîä
Êàê òî ìû øëè âìåñòå ïî êîðèäîðó «Ìîñôèëüìà». Ïîâîäîê îò Äåéêà äåðæàë Äëèãà÷. Íåçàìåòíî îí ïåðåäàë åãî ìíå, à ñàì îñòàíîâèëñÿ. Ñîáàêà øëà âïåðåä, íå çíàÿ, ÷òî ïîâîäîê ó ìåíÿ. Òàê ìû ïðîøëè ìåòðîâ äåñÿòü. Âäðóã ñîáàêà îñòàíîâèëàñü, ïîâåðíóëàñü è óâèäåëà, êòî åå âåäåò.
Äåéê! Ñïîêîéíî! êðèêíóë Äëèãà÷. Èäè âïåðåä. Ýòî Þðà. Ýòî Þðà, êîòîðûé ïðèíîñèò òåáå ñîñèñêè è êîëáàñó, èäè âïåðåä.
Ñîáàêà íåõîòÿ ñäåëàëà íåñêîëüêî øàãîâ.
Ãîâîðè åé «âïåðåä». Äàâàé êîìàíäó, ïîïðîñèë Äëèãà÷.
Âïåðåä, âïåðåä íå î÷åíü óâåðåííî ñêîìàíäîâàë ÿ.
Ñîáàêà íåõîòÿ ïîøëà âïåðåä. Ïîâîäîê áûë êðåïêî íàìîòàí íà ìîþ ðóêó. Òóò Äëèãà÷ ïðèñâèñòíóë. È ñîáàêà òàê ðâàíóëàñü ê õîçÿèíó, ÷òî ÿ óïàë, è îíà ïðîòàùèëà ìåíÿ íåñêîëüêî ìåòðîâ.
Ïîñòåïåííî ìû ñ Äåéêîì ïîäðóæèëèñü. È âîò, íàêîíåö, ïîñëåäíåå èñïûòàíèå: ìåíÿ ïîñàäèëè â êëåòêó âìåñòå ñ ñîáàêîé, ïðèãëàñèëè îñâåòèòåëåé, øîôåðîâ, ïëîòíèêîâ è ïîïðîñèëè èõ áèòü ïî êëåòêå ïàëêàìè, áóäòî îíè íà íàñ íàïàäàþò. Äåéê â áåøåíñòâå êèäàëñÿ íà ðåøåòêó è ÿðîñòíî ëàÿë. Îí çàùèùàë ìåíÿ.
Âîò âèäèøü, ãîâîðèë ìíå ïîòîì Äëèãà÷, ðàç îí òåáÿ çàùèùàåò, çíà÷èò, äåéñòâèòåëüíî ïðèçíàë. Òåïåðü ìîæíî íà÷èíàòü ñúåìêè”
Îâ÷àðêà ïî êëè÷êå Äåéê èç õ/ô “Êî ìíå, Ìóõòàð!” â ãîñòÿõ ó Þðèÿ Íèêóëèíà äîìà. 1964 ãîä
Ëåòîì, êîãäà óæå ïðîâîäèëè äîñú¸ìêè ôèëüìà, ñåìüÿ Íèêóëèíà óåõàëà íà äà÷ó. È Þðèé Âëàäèìèðîâè÷ ïðèãëàñèë Äëèãà÷à ïåðååõàòü ñ Äåéêîì ê ñåáå.
Êàê òî îêîëî ïÿòè ÷àñîâ óòðà ñêâîçü ñîí ÿ óñëûøàë, êàê Äåéê, ñòó÷à ïî ïàðêåòó ëàïàìè, âîøåë â ìîþ êîìíàòó è íà÷àë ñòàñêèâàòü ñ ìåíÿ îäåÿëî. Ñïðîñîíüÿ ÿ íè÷åãî íå ìîã ïîíÿòü.
×òî òåáå íàäî? ñïðîñèë ÿ ñîáàêó.
Äåéê ïîñìîòðåë íà ìåíÿ è äîâåðíóë ìîðäó ê îêíó.
ß ïîíÿë, ÷òî ñîáàêà ïðîñèòñÿ ïîãóëÿòü. «Íàäî æå, ïîäóìàë ÿ. Õîçÿèí ñïèò ðÿäîì, à îíà ïðèøëà çà ìíîé». Ìíå ñòàëî ïðèÿòíî. ß âñòàë, áûñòðî îäåëñÿ è âûâåë Äåéêà íà óëèöó.
Ñ òåõ ïîð Äåéê êàæäîå óòðî áóäèë ìåíÿ, è ìû øëè ñ íèì ãóëÿòü.
Êîãäà ñú¸ìêè ôèëüìà çàêîí÷èëèñü, Íèêóëèí, êîòîðûé î÷åíü ïðèâÿçàëñÿ ê Äåéêó, ñêàçàë Äëèãà÷ó, ÷òî ìîë ñîáàêà åãî ïîëþáèëà áîëüøå ÷åì õîçÿèíà. Äëèãà÷ óäèâèëñÿ: «Ñ ÷åãî ýòî òû âçÿë?» «À ñ òîãî, ÷òî òðè ïîñëåäíèå íåäåëè Äåéê êàæäîå óòðî áóäèë ìåíÿ! È ïðîñèë, ÷òîáû ÿ ñ íèì øåë ïîãóëÿòü. Õîòÿ òû, õîçÿèí, ñïàë â ñîñåäíåé êîìíàòå».Äëèãà÷ çàñìåÿëñÿ è ñêàçàë: «Òàê âîò çíàé êàæäîå óòðî îí áóäèë ìåíÿ, à ÿ åìó ãîâîðèë: «Èäè ê Þðå. Îí ñ òîáîé ïîãóëÿåò»
Источник