На каких собаках ездят на северном полюсе
На протяжении веков ездовые собаки — верные спутники и надёжные помощники путешественников и народов Севера.
Издревле жители приактических территорий использовали для передвижения наиболее приспособленных к суровым условиям животных — собак и северных оленей. Даже во времена технической революции на собаках развозили почту и медикаменты. Не будет преувеличением сказать, что освоение Арктики человеком могло бы не получиться, не будь у полярников четвероногих помощников.
Бежать и тащить
По словам руководителя федерации ездового спорта в Архангельской области Артёма Юдницева, ездовыми считаются собаки пород сибирский хаски, иркутская и самоедская лайки, аляскинский маламут.
— Это основные породы, хотя ездовой может стать практически любая собака, которой привит навык бежать и тащить, — рассказывает Артём Юдницев. — В исследовательских экспедициях на дальние расстояния логичнее использовать самоедских лаек — так как это длинношёрстная порода.
За редким исключением имена четвероногих полярников нам неизвестны, а об их роли в полярных исследованиях сказано немного. Но между тем, собака — едва ли не самый важный член полярной экспедиции.
Герои вековой давности, взявшие на себя смелось утверждать, что именно им впервые покорился Северный полюс (Фредерик Кук в 1908 году и Роберт Пири в 1909‑м), в своих экспедициях использовали собачьи упряжки. Без четвероногих амбициозные замыслы исследователей вряд ли были бы воплощены. Как минимум, значительно снизилась бы скорость движения.
Почему в дальних полярных экспедициях стали использовать именно ездовых собак, а не, скажем, северных оленей?
Собаки обладают множеством преимуществ. Они могут легко передвигаться по территориям, покрытым снегом и льдом, за день пробегать до 70–80 километров, тянуть за собой на нартах тяжёлые грузы. Ездовые собаки хорошо выполняют команды и легко ориентируются на местности.
Известны факты, когда научная экспедиция испытывала серьёзные проблемы или вовсе не возвращалась из путешествия, решив отказаться от собачьей упряжки. Например, так случилось с одним из первооткрывателей Южного полюса, отважным английским капитаном Робертом Скоттом.
Батальоны ясноглазых
Порода хаски наделена и другим качеством, дающим преимущество в полярных экспедициях и ездовом спорте.
— Вы когда‑нибудь замечали, что у хаски голубые глаза? Их цвет не случайно такой яркий. Когда наступает полярный день и выходит солнце, его излучение столь сильно, что только голубые глаза хаски могут выносить его без защиты и не страдать, — отметил Артём Юдницев. — Позже стали появляться собаки с карими глазами. Ещё есть арлекины — один глаз голубой, другой — карий.
Самая северная часть Евразии — мыс Челюскина — была открыта во время экспедиции на собачьих упряжках. Это было в 1742 году, полярный исследователь Семён Челюскин совершил арктическое путешествие от Туруханска до Хатанги.
В какой‑то момент полярники избрали тактику увеличения команд четвероногих помощников. В 1889 году итальянцы, решившие отправить экспедицию к Северному полюсу, закупили в Западной Сибири более 100 ездовых собак. Результат: экспедиция достигла рекордной на тот момент широты. В 1901 году американцы отправились покорять Северный полюс на 400 (!) собаках.
Правда, управление столь крупными формированиями четвероногих всё же требует определённых навыков. Эксперты отмечают необходимость привязывать собак на таком расстоянии друг от друга, чтобы они не могли физически контактировать.
— У каждой собаки свой характер. Даже в обычной жизни, а особенно в экстремальных условиях для них еда — основной ключ к жизни, — рассказывает Артём Юдницев. — У них работает инстинкт выживания. За еду они могут драться и соперничать друг с другом.
Вожака выбирают сами
Идущая в поход собака должна быть абсолютно здорова. Как правило, путешественники в экспедиционном маршруте очень трепетно следят за своими питомцами.
Что из себя представляет собачья упряжка. 4–6–8 или 12 собак привязаны на длинный трос, от каждого идёт небольшой поводок, который позволяет собаке стоять на ногах в полный рост, потянуться, сесть, прилечь или поскакать. В упряжке среди собак установлена своя иерархия — есть вожак, а есть ведомые. Вожака собаки выбирают сами.
В экспедициях собак чаще всего кормят рыбой. В путешествии дают как свежезамороженную рыбу, так и горячий рыбный бульон, чтобы согреть собак и восстановить их силы.
— Обязательно с собой в экспедиции брали солому, — подчёркивает Артём Юдницев. — Это необходимо для того, чтобы собаки спали не на снегу, не намочили шерсть и не замёрзли.
Одной из последних арктических экспедиций, в которых использовали только «собачий транспорт», стала экспедиция Георгия Ушакова в 1930–1932 годах. За два года полярные исследователи объехали на собаках всю Северную Землю, проделав путь около пяти тысяч километров и собрав данные для составления карты архипелага.
Всё как у людей
Про собак, героически спасавших хозяев от смерти или годами сидевших на их могилах, написано и снято множество книг и фильмов. В Архангельске сложили легенду о Фраме — собаке полярного исследователя Георгия Седова, чьим именем названа городская набережная в Соломбале.
Согласно легенде, собака полярника — тобольская лайка по кличке Фрам — была крайне предана Седову. Когда в 1914 году исследователь умер от цинги, матросы похоронили его на мысе Рудольфа. Верный пёс Фрам остался возле могилы хозяина. Матросы оставили ему немного еды и ушли, больше собаку не видел никто. Советский писатель Юрий Чернов отразил эту историю в книге «Верное сердце Фрама».
Это красивая легенда, но, по мнению практика Артёма Юдницева, в таких историях всё же больше лирики, чем реальной жизни. Теоретически спасти жизнь хозяину может каждый пёс. Но только если совпадёт много факторов — уровень опасности и доверия собаки к человеку, порода и характер животного. Всё как у людей: и далеко не каждый способен спасти жизнь другому человеку.
Источник
фото из открытых источников
Собаки – лучшие друзья человека, но ездовые собаки это еще и очень надежные друзья. Без ездовых собак невозможно представить себе ни один северный народ. Самые известные породы ездовых собак это гренландские и якутские лайки, аляскинские маламуты, сибирские хаски, самоеды. Уже тысячи лет ездовые собаки верно служат людям. Ездовые собаки используются и как средство передвижения, и для перевозки грузов в специальных санях, нартах, лодках-волокушах, а в отсутствии снега в специальных тележках. В северных регионах России, как и в далекие времена, собачьи упряжки используются и почтовыми службами и научными экспедициями и даже пограничниками.
Интересный факт: на Камчатке в 1937 г. работало 50700 собак (!), или свыше 4500 упряжек. А в наше время курсанты Дальневосточного высшего военного командного училища в Благовещенске учатся управлять собачьими упряжками и ухаживать за ездовыми собаками породы хаски. Арктическое собаководство стало неотъемлемой частью учебного курса по арктической специальности.
Вместе с полярниками
Ездовые собаки активно участвовали в покорении Северного и Южного полюсов – самых труднодоступных мест на планете Земля. Как известно, Северный полюс – это замерзший океан в окружении континентов. Южный полюс – это континент в окружении океанов. Условия прохождения обоих полюсов, покрытых льдами, настолько суровы, что железная техника не выдерживает и без помощи собак покорение полюсов становится невозможным.
От зимних праздников до Олимпиады
Ездовой спорт (гонки на ездовых собаках) появился конце 19 века, когда в Североамериканских Штатах стали проводиться забеги упряжек в рамках различных зимних праздников. Первые официальные соревнования были проведены в 1907 году на Аляске, когда в Номе был создан клуб любителей ездовых собак. И в дальнейшем именно США стали центром развития гонок на собачьих упряжках. Более того, в 1932 году на зимней Олимпиаде в Лейк-Плэсиде ездовой спорт был включен в основную программу – олимпийская гонка состояла из двух этапов по 25 миль.
«Берингия»
В России до 90-х годов 20-го века гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились лишь в рамках северных национальных праздников. И только в 1990 году на Камчатке провели первую гонку, объявленную спортивной – «Берингию» с дистанцией 250 км. Поэтому в России этот спорт считается молодым и экзотическим, но, в тоже время, перспективным и бурно развивающимся. Невозможно оставаться равнодушным, видя, как в азартном нетерпении рвутся вперёд собаки перед стартовой линией, пока судья отсчитывает последние секунды, как стремительно срываются с места после команды и несутся мимо зрителей, не обращая на людей никакого внимания. Вперёд и только вперёд, наматывая километры трассы!
В ездовом спорте участвуют собаки любых пород, способных тянуть, а не только северные ездовые собаки (гренландские и якутские лайки, аляскинские маламуты, сибирские хаски, самоеды) и специально выведенные метисы (помеси северных собак с гончими). Очень хорошо выступают на гонках легавые, доберманы, лабрадоры и овчарки.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
О том, как собаки помогали людям в покорении Северного и Южного полюсов, читайте в наших детских книгах “Южный полюс. Амундсен против Скотта” и “На Север. Нансен идет к полюсу”.
издательство “Паулсен”
издательство “Паулсен”
Источник
Первые покорители обоих полюсов нашей планеты, герои Джека Лондона на ледяных просторах Аляски — все они совершали свои подвиги на собачьих упряжках. Вместе с фотографом Ваней Дементиевским я отправился далеко за линию полярного круга, в финскую Лапландию, чтобы провести три дня в компании белого безмолвия и сдержанных аляскинских хаски.
— Мы покакали, — я обернулся к фотографу Ивану, когда стало очевидно, что трехлетний Малик сделал свои дела, а наша экспедиция может продолжить свой величественный путь.
— Мы тоже все! — сообщил Ваня, чья упряжка замыкает процессию.
Весь день мы слушаем собственное дыхание, свист ветра, как изредка переругиваются на бегу собаки. А еще к нам тянутся заснеженные ветви деревьев — они похожи на щупальца осьминогов, вылезающие из манной каши. Эта каша еще и ослепительно сверкает на солнце в те редкие моменты, когда светило неохотно выглядывает из-за облаков.
Я гляжу на все это великолепие и неторопливо размышляю, почему Джек Лондон, столь вдохновенно и подробно писавший о ездовых собаках, опустил такую важную деталь. Ведь ни строчки о том, что суровые покорители северных просторов вынуждены были постоянно следить, а не собираются ли его «двигатели» справить на ходу естественные потребности!
Одна из собак повредила лапу.
Между тем тревожное ожидание «выхлопов» снижает пафос экспедиции — ну а для нас, новичков-каюров, еще и увеличивает риск вылететь на обочину. В момент, когда одной из собак приспичит, единство упряжки разваливается: некоторые псы начинают притормаживать из солидарности с коллегой, другие по-прежнему рвутся вперед — в итоге нарты может занести куда-то вбок.
Вообще-то, по правилам в такой момент следует привести животных в чувство криками «Go-go!», но мы с Ваней каждый раз тактично останавливаем нарты.
Я и Малик.
Перенесемся на три дня назад, к началу нашего путешествия. Январь, десять часов утра, окраина маленькой саамской деревни Хетта в 300 километрах за линией полярного круга. Только-только рассвело, а стемнеет уже к обеду.
Вот стоят наши нарты, похожие на большие деревянные санки. Мы только что натерли полозья лыжной мазью и теперь бродим по территории собачьего питомника: тут стоит несколько домиков для туристов, а чуть далее — череда будок и вольеров, где обитает около сотни аляскинских хаски.
В пути.
«Ездовые собаки неприхотливы, поэтому в любой мороз их так и содержат: хаски привязаны длинными поводками к кольям, в паре метров — будки, но туда они заходят нечасто», — рассказывает 35-летний Карл, он будет нашим проводником и каюром на головных нартах экспедиции. Карл не первый год приезжает на зиму в Финляндию из Новой Зеландии, чтобы работать с собаками: «О, вообще-то я строитель, а дома у меня двое детей и жена. Но собак очень люблю! Жена не против, отпускает, как видишь».
Давай, поехали
Езда на собачьих упряжках — древний и популярный вид спорта. В основном это традиционные снежные заезды. Например, в России ежегодно проводятся гонки «Волга Квест» (420 км по Татарстану, Самарской и Ульяновской областям) и «Берингия» (1100 км по Камчатке). Но снег для собачьего спорта нужен не во всех случаях: популярны также состязания по каникроссу (животное несется по сухой земле, а за ней на веревочке бежит спортсмен), байкджоринг (собака тащит велосипед), картинг (собака буксирует карт с человеком на борту).
Аляскинские хаски были выведены на Аляске в конце 1880-х годов, когда в этих местах бушевала золотая лихорадка: искателям драгоценного металла понадобились особо выносливые собаки. В ход пошли гены волков, ирландского сеттера, немецкой овчарки, ну и сибирской хаски. «Аляскинцы» до сих пор не признаны отдельной породой, и ясно почему — очень уж отличаются друг от друга внешне. Вон у своей будки сидит серый Джимми, поодаль задумчиво смотрит в небо черный Никсон, бегает на привязи рыжеватый Пол… Но все они демонстрируют одинаково независимый характер и северную сдержанность.
Собаки не выказывают какой-то особенной радости, когда мы с Ваней присаживаемся их погладить. Но, когда ты отвязываешь хаски и ведешь на поводке к нартам, пес приходит в особенное возбуждение — прыгает, скулит, рвется с поводка. Хаски, кажется, очень рады, что сейчас примутся за работу и потащат нас, людей, сквозь глухие леса. Чем-то они напоминают профессиональных спортсменов, которые всю жизнь тренировались, дождались Олимпиады и вот прямо сейчас готовы выложиться на все сто.
Одну за другой мы помещаем хаски в цуговые упряжки, парами друг за другом. На каждое животное надеваем мягкую шлейку (алык), ее, в свою очередь, крепим на ремнях к потягу — длинной веревке, уходящей к полозьям нарт. Малик, Красавчик, Толстяк, Шоколадка… Тут я сбился. В каждой упряжке по шесть ездовых, и это облегченный вариант, ведь мы берем с собой только спальники, газовую горелку, еду и сено, которое будем кидать на снег во время ночевок — чтобы собачки спали на мягком.
Северное сияние появилось на небе ночью.
«Бывает и по 18 ездовых в упряжке, если нужно перевозить тяжелый груз. Но такой процессией трудно управлять», — поясняет Джемма, тоже временный работник питомника. Ей 20 лет, она прилетела аж из Австралии: «Обожаю собак и снег! У нас там ничего подобного нет!»
«Ну что, поехали? Вперед!» — кричит Карл. Наши нарты вылетают из ворот фермы со скоростью примерно 8 километров в час. В дальнейшем мы будем двигаться примерно в том же темпе, только в глубоком снегу замедляясь до 3 километров в час (если верить моему GPS-навигатору). Обычно туристы заказывают прогулки на день. Но мы решаем пройти около ста километров широким кругом по окрестным лесам, и это займет не менее трех суток.
В нартах едут стоя, вот так мы и несемся в морозном воздухе по ледяным руслам рек, пересекаем плоские белоснежные озера, поднимаемся на холмы, входим в повороты. Первое время учимся тормозить. У нашего транспорта целых три тормоза: стояночный металлический якорь (его надо вбить в землю, когда тебе нужно слезть и куда-то отойти), мягкий (резиновый коврик на веревке, его следует выбросить на трассу за нартами, когда необходимо чуть сбавить скорость) и еще жесткий — железная дуга, на которую давишь, и она мощно впивается в дорогу. Переборщив с нажатием, я вылетаю на обочину.
Ночевка.
«Малик! Красавчик! Шоколадка! Этот, как тебя там!» — кричу я вслед своим собакам, бегу за ними, утопая и оскальзываясь в снегу, как Софья Андреевна за Львом Николаевичем. Но животные бодрой рысью скрываются за поворотом. Хорошо, что где-то впереди Карл и он перехватит мою упряжку.
Проходит еще пара часов, и за очередным поворотом я вижу уже Ваню, который деловито выкорчевывает свои сани из сугроба. «Что-то я задумался, потом мы не вписались в поворот, я стал тормозить… Короче, плотно познакомился с одной елкой, теперь плечо болит…» — поясняет фотограф.
Останавливаемся перекусить. Нас окружает, потрескивая, мороз в –32 градуса. Собакам насыпаем в миски мерзлый сухой корм, себе же на газовой горелке разогреваем тыквенную похлебку — вливаем ее внутрь остолбеневших организмов, с трудом шевеля замерзшими губами. Хлеб на морозе превратился в самый настоящий кирпич — ну вот хоть сейчас строй крепость.
Карл, отгрызая кусок от кирпича, ведет с нами светские разговоры: «Упряжка — это стая со своей строгой иерархической структурой. Самый главный тут — человек, он управляет животными через своих заместителей, вожаков». Вожаки в данном случае — те собаки, которые лучше других слушаются команд и устойчивы к стрессу, их ставят впереди упряжки. Ты командуешь «Вперед!», «Направо!», «Налево!», «Стой!», и вожаки удивительно точно и слаженно реагируют. Ну а самая тяжелая работа достается «мужикам», запряженным ближе к нартам, — они поглупее, зато сильны и выносливы.
Северная земля
Лапландия — регион в Северной Европе, поделенный между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. Коренное население — саамы, народ финно-угорской группы. В основном Лапландия — это плоскогорье, покрытое речными долинами, озерами, сосновыми лесами. Местное население считает Лапландию родиной Санта-Клауса и многих его национальных версий — нашего Деда Мороза, саамского Мунь Каллсы и т. д.
В четыре часа уже темно, светит луна. Мы прошли километров 30 и теперь устраиваемся на ночлег в летнем домике, который стоит посреди заснеженного леса. В теплое время года сюда приезжают туристы, а сейчас мы с трудом откапываем от снега крыльцо и дверь. Собаки укладываются на сене у крыльца, мы же проникаем в дом и разжигаем маленькую железную печь. Теплеет — термометр в комнате показывает уже –27.
Сияло всю ночь.
«Надо бы выйти и посмотреть, что там можно ночью фотографировать. Но если я сейчас вылезу из спальника, то потеряю последние крохи тепла. А я нежное и ранимое существо, пусть и больших размеров», — ноет Ваня. И не скажешь, что когда-то он служил охранником исправительной колонии строгого режима в Республике Коми. Мы медленно засыпаем, а через окно в дом проникают зеленые отсветы северного сияния.
Просыпаемся в шесть утра, чтобы снова отправиться в путь.
Путешествие на собачьей упряжке — занятие довольно однообразное. Ты часами просто стоишь, терпишь обжигающий холод, который заползает под одежду, ну и глядишь сквозь лыжную маску вперед. Иногда на больших подъемах соскакиваешь с нарт и бежишь вверх, держась за поручень, — собакам ведь тоже тяжело. Пару раз за день на пути попадается олень; его рога мелькают где-то между деревьев, наши «моторы» лают и пытаются сойти с маршрута для веселой охоты, Карл строгим криком осаживает их.
Периодически я развлекаю себя тем, что пою под аккомпанемент ветра и скрипа полозьев. Хаски прослушивают несколько ремиксов на тему «Осенний поцелуй после жаркого лета», раз пять приветствуют лаем текст «А я и не знал, что любовь может быть жестокой». На словах «…А сердце таким одиноки-и-и-им» Красавчик, кажется, сочувственно оглядывается на меня.
Похоже, словно грызешь кирпич.
А на третий день пути приходит ощущение бесконечной медитации: ты словно погружаешься в транс, пока несешься по белоснежной пустыне, изредка заныривая в леса. Мысли удивительно упорядочиваются, укладываются по полочкам. Я подробно и без суеты размышляю о судьбах родины, собственном детстве и почему-то о преимуществах двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Вспоминаю фотографию норвежца Руаля Амундсена, который покорил Южный полюс на собачьих упряжках: теперь понятно, почему у него было такое спокойное и отрешенное лицо. Мы-то едем по белому всего ничего, а он предавался медитации на упряжке 99 дней!
А еще — именно тут, где-то посреди замерзшего озера с труднопроизносимым финским названием, я по-настоящему проникаюсь уважением к хаски. Фраза «Собака — друг человека» уже не кажется мне юмористическо-снисходительной. Собака вовсе не то существо, которое выпрашивает у тебя сосиску за обедом, приносит тапочки или нежится на ковре перед телевизором. Вдруг оказалось, что это действительно надежный и преданный друг, готовый безропотно тащить тебя по морозу вперед на многие километры, ночевать на снегу, а потом снова тащить.
Покорители полюсов, герои Джека Лондона, — теперь я знаю, как проходили ваши путешествия. Входишь в поворот, пытаясь не вывалиться из упряжки на снег, Толстяк в это время пытается на ходу сделать лужу, а ты притормаживаешь и начинаешь новый куплет: «Белые розы, белые розы — беззащитны шипы…»
Специально для Men’s Health Russia.
А вот блог Вани Дементиевского.
Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации! Присылайте свои истории на zoanton@yandex.ru
Источник