На какой реке снимали трое в лодке не считая собаки
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
«Трое в лодке, не считая собаки»
В 1979 году режиссер Наум Бирман снял двухсерийную комедию, которую до сих пор любят сотни тысяч зрителей. И неудивительно. Фильм «Трое в лодке, не считая собаки», в добавление к отличной литературной основе, собрал звездный актерский состав – Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Зиновия Гердта, Татьяну Пельтцер и многих других
Плодовитый год
Итак, 1979 год. В каком-то смысле – год высшего расцвета брежневской «советскости». В конце года происходит вторжение в Афганистан, проходит перепись населения, а вся страна готовится к Московской олимпиаде.
Кинопромышленность СССР произвела в тот год около 200 картин.
Причем 1979-й, по сравнению с другими, был урожайным на фильмы, оставившие сколько-нибудь ощутимый след в истории советского кинематографа.
Так, в 1979 году был выпущен самый кассовый фильм за всю послевоенную историю советского кинематографа – боевик Бориса Дурова «Пираты ХХ века» (общее количество проданных билетов 87,6 млн.).
Одновременно с ним были отсняты первые серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (режиссер Игорь Масленников) и двухсерийный фильм Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки».
В доброй старой Англии
Итак, в доброй старой Англии три холостяка решили отправиться в путешествие по Темзе, прихватив с собой собачку Монморанси.
В пути их ждет немало приключений и интересных встреч, самой главной из которых станет встреча с тремя женщинами. Дамы так же, как и они, решили совершить путешествие по реке и отдохнуть от противоположного пола.
Всю натуру Бирман решил снять за один месяц. На большее, если честно, он рассчитывать и не мог, потому что загрузка Андрея Миронова: постоянные съемки в различных проектах; постоянные гастроли вместе с Театром Сатиры. А тут – август. У артистов Театра Сатиры — отпуск.
И этим отпуском Бирман воспользовался на все 100. В придачу, в компанию Миронову, он пригласил двух ведущих актеров того же самого театра. И получилась шикарное комическое трио: Миронов, Державин, Ширвиндт.
Играя трех закадычных друзей, приятели по Театру Сатиры чувствовали себя, как рыба в воде. Им не надо было выворачиваться наизнанку, потому что все, что от них требовал режиссер – это приблизительно помнить текст и быть самими собой.
По сюжету действие фильма происходит где-то в Англии. Для съемок нужна была очень специальная натура: река со шлюзами. Подходящую местность долго искали. И нашли, в итоге, в Калининградской области на границе с Литвой, город Советск, сейчас называется Тильзит. В местной реке Неман оператор картины увидел ту самую туманную Темзу. Тихий, спокойный городок съемочной группе пришелся по вкусу.
Группу поселили в гостинице. До съемочной площадки, то есть до реки, было рукой подать. И каждое утро Ширвиндт с Державиным ходили на работу с удочками. Не потому, что так полагалось по сценарию – просто заядлые рыбаки не хотели упустить ни малейшей возможности порыбачить. Если Ширвиндт с Державиным знали толк в большой рыбалке, то Андрей Александрович Миронов в этом вопросе был полным профаном.
И очень комплексовал, переживал на самом деле, что, дескать, у партнеров клюет, а у него – ничего, ни одной рыбки. Видя его страдания, Ширвиндт с Державиным решили его то ли поддержать, то ли разыграть, я уж не знаю, сами судите. Короче, они уговорили дежуривших на картине водолазов.
Водка в чайнике
Во многих сценах фильма трое друзей в лодке посреди реки. Вдали от берега Миронову, Ширвиндту и Державину приходилось проводить каждые день по 5-6 часов подряд. Там же, посреди реки, коротали паузы между дублями. А как коротали? Ну, а как вы думаете? Так, как обычно…
Михаил Державин
: Мы ухитрялись, наш российский обычай, мы потихонечку закусывали, сидели, но это в перерывах. В бинокль наблюдал за нами Бирман, «Мотор!» и, значит: «Что вы там делаете?!» Ну, как что? Пробуем. Сейчас же будет, наверное, сцена чаепития? (которой не было в сценарии).
Снимали «Трое в лодке, не считая собаки» в Литве, в городе Тильзит — это старое (еще немецкое) название города. В советское время город носил название Советск. Роль Темзы выполнял пограничный Неман. Михаил Ширвиндт вспоминает, что на съемках все время было холодно. Фильм делали ближе к осени. Большей частью актеры снимались, сидя в лодке в купальных костюмах. К лодке был подвязан трос, за который ее незаметно тянул катер, а Ширвиндт, Державин и Миронов делали вид, что гребут.
Съемочная группа стояла на берегу и следила за ними через стереообъективы. Кроме того, актеров страховали водолазы, сидевшие в воде за лодкой, чтобы их не было видно. Водолазы менялись каждые два часа. Когда у них заканчивалась смена, они выходили на берег совершенно синие. А артисты так и сидели в лодке без перерыва.
Водолазы их жалели, и в пересменку под водой потихонечку привозили какой-нибудь согревающий напиток. В основном литовскую водку. Ее тихо переливали в большой медный чайник, в перерывах между дублями пили понемножку из носика и так согревались. «Что вы там все время пьете?» – кричал с берега режиссер Наум Бирман. «Кипяченую водичку», – кричали в ответ. Все было в меру, никто ни разу не напился.
Алексей Васильев
: вглядываясь в бинокль, режиссер никак не мог понять: откуда посреди реки актеры берут алкоголь и закуску. На самом деле услуги такого рода им оказывали водолазы, которые следили, чтобы лодку не уносило течением.
Михаил Державин
: в полиэтиленовом мешочке опускали деньги за борт, деньги брали заранее, и водолаз спускался, плыл, уже на литовской границе, там – Литва, граница с Литвой…
Удачный экспромт
Многие любимые зрителями сцены в фильме – результат не остроумного сценария, а удачного экспромта. Например, так родилось эффектное падение из лодки всех троих, не считая собаки. Во время съемок этого эпизода Михаил Державин стоял босыми ногами на плечах Андрея Миронова, и тот стал незаметно щекотать актера. В результате пирамида потеряла равновесие и упала в бассейн. Потом этот трюк артисты так и не смогли повторить, поэтому его выполняли каскадеры.
Добрый и глупый
В роли Монморанси снимались сразу два фокстерьера – Герцог и Грех. Герцог, по воспоминаниям Михаила Державина, был злым псом. Но он беспрекословно выполнял все команды – тащил зубами лодку, доставал из воды ботинок… А Грех, напротив, был добрым и очень глупым. Александр Ширвиндт его невзлюбил и частенько скидывал пса в холодную воду. Закончилось все тем, что Грех простудился, начал чихать и кашлять. Тогда сердце Ширвиндта смягчилось. Более того, он даже пригласил ветеринара и на собственные деньги вылечил Греха…
Из к/ф «Трое в лодке, не считая собаки» -Река (А.Миронов, А.Ширвиндт, М.Державин, Л.Голубкина, И.Мазуркевич, А.Покровская)
Александр Ширвиндт: мы снимали что-то там, в общем, сидим, ждем поклевки и водолазы нацепили Андрюшке на крючок такого вот огромного сазана. И он… и вдруг Андрюшка: «У меня поклевка!» Я: «Вынимай!» И он вынул сазана и стал орать: «Это я, это не они, это я поймал! Это не они, это поймал я! Это не они…». Была страшная истерика…
Алексей Васильев
: У всех участников воспоминания о съемочном процессе остались приятными еще и потому, что компанию из трех главных героев украсили три очаровательные партнерши: Миронову «досталась» его жена Лариса Голубкина; Ширвиндту – еще одна москвичка, Алина Покровская; Державину – Ирина Мазуркевич, единственная из Ленинграда.
Когда съемки были уже в самом разгаре, выяснилось, что Ирина Мазуркевич просто незаменима. Обратите внимание, когда будете смотреть фильм: из всех трех барышень на веслах – только она. Изнеженные москвички грести не умели, и учиться этому ремеслу не желали.
Идея фильма «Трое в лодке, не считая собаки» была спонтанной. Режиссер Наум Бирман известный по таким серьезным картинам, как «Авария», «Хроника пикирующего бомбардировщика», решил отвести душу на комедии. Жанр ему был, в общем-то, знаком. Режиссер одно время работал в театре у Аркадия Райкина.
Наум Бирман остался в памяти коллег, как режиссер-либерал. От его крика никогда не сотрясались стены павильонов, в отличии от большинства коллег он никогда не унижал, не оскорблял актеров, он давал им полную свободу действий. И более того, всячески поощрял импровизации.
Эпизод в шлюзе придумали на ходу. Причем пирамиду актеры делали сами, без дублеров. В один момент Миронов решил пощекотать Державина, тот дернулся, и все трое полетели в воду. Падение, конечно, потом повторяли каскадеры, но эффект уже был не тот, поэтому в фильм вошел тот самый, случайный актерский дубль.
Четвертым джентльменом в лодке был фокстерьер Монморанси. В фильме у него полноценная роль, причем сложная. Кроме сообразительности, ловкости, пес должен был демонстрировать доброту и коммуникабельность, а это очень редкая для фокстерьеров сочетание. Именно поэтому на роль утвердили не одну, а двух собак, которых в зависимости от настроения сцены и снимали.
Посмотрите внимательно: у той, которая справа на фото значительно темнее голова. Как ни старался художник-гример, сколько он ни рисовал пятна, сделать собак абсолютно одинаковыми было невозможно. Но, кстати, главное отличие между ними в другом.
Александр Ширвиндт
: один был страшный, к хозяйке нельзя было подойти, он дико ревнивый был, злой – ужас!!! Но он все умел. Таскать лодку – это все. А второй был полный кретин, но его можно было держать за ухо, за нос, выворачивать наизнанку. Мы старались сниматься с доброй собакой.
Борис Бирман
: их все время заменяли и на крупном плане, где без актеров, там красивый этот – Герцог, а где-то там, издалека, вместе с артистами – это, вот, Грех.
Надо же!
В этом фильме Андрей Миронов сыграл несколько ролей – Джерома К. Джерома, Джи, миссис Байкли, трактирщика, пьяницу и дядюшку Поджера.
Наум Бирман снял в этой картине в эпизодической роли своего сына, ныне известного актера – Бориса Бирмана.
Во время съемок Ширвиндт и Державин жили в гостинице «Россия». Именно там Ширвиндта серьезно цапнул за палец один из двух фокстерьеров, попеременно игравших в картине «несосчитанную собаку».
Как-то на съемках заядлый рыбак Державин закинул свой английский складной спиннинг и тут же выловил за хвост… бобра! Дежуривший на съемках водолаз подплыл, вытащил крючок, и бобренка отпустили.
Премьерный показ фильма «Трое в лодке, не считая собаки» прошел в ленинградском Доме Кино. То, что произошло на премьере, не мог предположить никто: ни режиссер, ни актеры, ни все, кто делал эту веселую картину.
Александр Ширвиндт
: там очень много набежало этих «джеромоведов», значит, знатоков английского юмора (как будто они присутствовали), критика, чем интересна, они всегда так рассуждают, как будто они присутствовали при написании, они знали, что хотел сказать Джером. Мы не знали, а они – знали.
Алексей Васильев
: Удивительно, но даже звездный состав Миронов, Ширвиндт, Державин не спас картину от гнева киноведов. «Где вы видели таких англичан?» – восклицали критики. «Как можно — эти глупые пошлые песенки. А где же советский патриотизм?»
Но все по своим местам расставило время, причем очень быстро: когда картину несколько раз показали по телевидению, то отдельные крики недоброжелателей просто растворились в море народного восторга. Сегодня этот фильм Наума Бирмана – это признанная классика нашего кино.»
1001material.ru
Источник
В 1979 году режиссер Наум Бирман снял двухсерийную комедию, которую до сих пор любят сотни тысяч зрителей. И неудивительно. Фильм «Трое в лодке, не считая собаки», в добавление к отличной литературной основе, собрал звездный актерский состав – Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Зиновия Гердта, Татьяну Пельтцер и многих других
Плодовитый год
Итак, 1979 год. В каком-то смысле – год высшего расцвета брежневской «советскости». В конце года происходит вторжение в Афганистан, проходит перепись населения, а вся страна готовится к Московской олимпиаде.
Кинопромышленность СССР произвела в тот год около 200 картин.
Причем 1979-й, по сравнению с другими, был урожайным на фильмы, оставившие сколько-нибудь ощутимый след в истории советского кинематографа.
Так, в 1979 году был выпущен самый кассовый фильм за всю послевоенную историю советского кинематографа – боевик Бориса Дурова «Пираты ХХ века» (общее количество проданных билетов 87,6 млн.).
Одновременно с ним были отсняты первые серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (режиссер Игорь Масленников) и двухсерийный фильм Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки».
В доброй старой Англии
Итак, в доброй старой Англии три холостяка решили отправиться в путешествие по Темзе, прихватив с собой собачку Монморанси.
В пути их ждет немало приключений и интересных встреч, самой главной из которых станет встреча с тремя женщинами. Дамы так же, как и они, решили совершить путешествие по реке и отдохнуть от противоположного пола.
Всю натуру Бирман решил снять за один месяц. На большее, если честно, он рассчитывать и не мог, потому что загрузка Андрея Миронова: постоянные съемки в различных проектах; постоянные гастроли вместе с Театром Сатиры. А тут – август. У артистов Театра Сатиры — отпуск.
И этим отпуском Бирман воспользовался на все 100. В придачу, в компанию Миронову, он пригласил двух ведущих актеров того же самого театра. И получилась шикарное комическое трио: Миронов, Державин, Ширвиндт.
Играя трех закадычных друзей, приятели по Театру Сатиры чувствовали себя, как рыба в воде. Им не надо было выворачиваться наизнанку, потому что все, что от них требовал режиссер – это приблизительно помнить текст и быть самими собой.
По сюжету действие фильма происходит где-то в Англии. Для съемок нужна была очень специальная натура: река со шлюзами. Подходящую местность долго искали. И нашли, в итоге, в Калининградской области на границе с Литвой, город Советск, сейчас называется Тильзит. В местной реке Неман оператор картины увидел ту самую туманную Темзу. Тихий, спокойный городок съемочной группе пришелся по вкусу.
Группу поселили в гостинице. До съемочной площадки, то есть до реки, было рукой подать. И каждое утро Ширвиндт с Державиным ходили на работу с удочками. Не потому, что так полагалось по сценарию – просто заядлые рыбаки не хотели упустить ни малейшей возможности порыбачить. Если Ширвиндт с Державиным знали толк в большой рыбалке, то Андрей Александрович Миронов в этом вопросе был полным профаном.
И очень комплексовал, переживал на самом деле, что, дескать, у партнеров клюет, а у него – ничего, ни одной рыбки. Видя его страдания, Ширвиндт с Державиным решили его то ли поддержать, то ли разыграть, я уж не знаю, сами судите. Короче, они уговорили дежуривших на картине водолазов.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2 3
Источник
Любимый уже не одним поколением зрителей фильм «Трое в лодке, не считая собаки» справил 30-летний юбилей. Вольный пересказ повести Джерома Клапки Джерома сразу полюбился публике. А вот критике поначалу не очень. Сразу после телепремьеры популярная в те годы «Литературка» разразилась статьей под названием «Трое в лодке, не считая… Джерома». Ее автор пенял создателям картины, что с первоисточником, мол, обошлись слишком вольготно и в картине не хватает тонкого английского юмора. Зато отсебятины…
Время все расставило по своим местам: фильм до сих пор с успехом показывают по телевидению три-четыре раза в год, и оригинальная повесть не в убытке – благодаря веселой картине ее популярность только выросла.
Звезды дали месяц
Готовясь к съемкам, режиссер фильма Наум Бирман решил, что трех друзей должны играть друзья и по жизни. Кто-то из помощников порекомендовал приглядеться к популярным артистам московского Театра сатиры Андрею Миронову, Александру Ширвиндту и Михаилу Державину. Тот так и сделал. А потом послал предложение, от которого актеры не смогли отказаться.
– Правда, вся тройка поставила перед нами одно очень жесткое условие: фильм должен быть снят за месяц, – вспоминает главный оператор ленты Генрих Маранджян. – Дальше у них дни расписаны чуть ли не на год вперед. Ну что делать – месяц так месяц. Работа закипела. Первым делом бросились на поиски места съемок. Выбирали я и Бирман. Остановились на городке Советск в Калининградской области. А роль Темзы у нас исполнял Неман.
Миронов разочаровал
В картине снимались как столичные, так и ленинградские артисты. Кире Крейлис-Петровой предложили роль многодетной фермерши. Ее партнером был Андрей Миронов.
– У меня от фильма остались не очень хорошие воспоминания, – говорит одна из ведущих актрис петербургской Александринки. – И прежде всего из-за высокомерного отношения ко мне Миронова. Он практически ни разу со мной не поздоровался. А однажды, если бы не моя реакция, Андрей мог получить травму. Он стоял на лестнице и забивал гвоздь. Стремянка зашаталась, и Миронов стал падать на пол. Как я его успела подхватить, даже и не знаю: просто вытянула руки вперед и ими обхватила его попу. Мне даже сейчас жутко вспоминать, как он тогда на меня посмотрел, – исподлобья. А ведь на самом деле мог себе что-нибудь сломать.
Две собаки вместо одной
Помимо трех главных персонажей в фильме есть еще один – тот, который «не считая собаки». Песика по кличке Монморенси играли сразу два фокстерьера. И если визуально отличить их было нельзя, то во всем остальном…
– Характеры у собачек были абсолютно противоположные, – рассказал Генрих Маранджян. – Злого, но смышленого звали Герцех, а доброго, но глупого – Грех. Монморенси номер один очень чутко реагировал на все команды режиссера. Особенно на клич «Мотор!». Однажды он сидел в автобусе съемочной группы, а в кадре был Грех. И едва Наум Бирман скомандовал такое знакомое для всех киношников слово, как Герцех каким-то немыслимым образом открыл дверцу автобуса и со всех ног бросился в воду. Я даже сначала ничего не понял. Думал, двоится в глазах. В окуляре камеры – два Монморенси. Еле-еле вытащили Герцеха из Немана.
Водолазы на доставке
Картину снимали в конце лета. Погода стояла неплохая.
– Мы успевали отснять большие куски, причем, как правило, с минимум дублей, – вспоминает Генрих Маранджян.
А вот Александр Ширвиндт, когда его спрашивали о тех днях, всегда поеживался:
– Было достаточно прохладно, а нам чуть ли не полфильма нужно было играть в купальных костюмах. Сами понимаете, удовольствие ниже среднего.
В реке артистов все время подстраховывали водолазы. Видя, как москвичи поеживаются на ветру, аквалангисты втихаря привозили им спиртное – литовскую водку для сугрева. Ширвиндт, Миронов и Державин переливали ее в чайник и, когда режиссер кричал в мегафон «Перерыв!», потихоньку пили сорокоградусную. Но однажды чуть не случился прокол: Бирман заметил, что актеры что-то слишком часто прикладываются губами к чайнику.
– Чего это вы там пьете? – прокричал Наум Борисович в мегафон.
– Да кипяченой водичкой согреваемся, – ответствовали кинозвезды.
Рыбные паузы
Хотя сроки для съемок были жесткими, съемочная группа находила время и для отдыха. Места там были дивные. Грех было не порыбачить или не отправиться по грибы. Александр Ширвиндт предпочитал отдохнуть в поисках подосиновиков и белых грибов, которые в тот год уродились на славу, а вот Михаил Державин, первым делом брал удочки и отправлялся порыбачить.
КТО ИГРАЛ
– Андрей Миронов – Джером Клапка Джером, Джи, миссис Байкли, трактирщик, пьяница и дядюшка Поджер
– Александр Ширвиндт – сэр Самуэль Харрис
– Михаил Державин – Джордж
– Лариса Голубкина – Энн
– Алина Покровская – Эмили
– Ирина Мазуркевич – Патрисия
– Георгий Штиль – усатый капитан
– Кира Крейлис-Петрова – фермерша
ИСТОРИЯ
Неправильный диагноз
Увы, долгое нахождение в холодной воде во время съемок, поговаривают, дало толчок болезни Андрея Миронова. Когда работа над фильмом закончилась, артист отправился вместе с Театром сатиры на гастроли в Ташкент. И там ему стало плохо. Миронова положили в больницу, и местные врачи, к сожалению, поставили ему неверный диагноз – менингит. Хотя на самом деле произошел микроинсульт – лопнул сосуд и нужна была срочная операция. Ее не провели, и через несколько лет в Риге актер скончался от обширного инсульта.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Трое приятелей – Джи, Харрис и Джордж – устав от безделья, решают отправиться в путешествие на лодке по Темзе. С собой они взяли милого фокстерьера Монморенси. Перед поездкой друзья заключили договор: во время вояжа никаких женщин. Но это соглашение им все же придется нарушить, поскольку они повстречали трех очаровательных красоток, которые тоже решили прокатиться по Темзе на лодке, но без мужчин…
Источник