На какой станции метро есть памятник собаке
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
Алексей Душкин
художник
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
На фотографии: станция метро Площадь Роволюции
Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером
Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
На фотографии: станция метро Новослободская
Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2019;
проверки требует 1 правка.
Почтовая марка России 2019 года, посвящённая памятнику «Сочувствие» (ЦФА [АО «Марка»] № 2491)
Памятник «Сочувствие» — находится между входом и выходом станции московского метро «Менделеевская», посвящён гуманному отношению к брoдячим собакам.
Установлен 17 февраля 2007 года.
Авторы памятника — скульптор Александр Цигаль, художник-анималист Сергей Цигаль, архитектор Андрей Налич и дизайнер Петр Налич[1][2].
Скульптура представляет собой беспородную собаку, которая мирно лежит на постаменте, почёсывая задней лапой ухо[3][4][5].
Надпись на памятнике гласит: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к брoдячим животным».
Памятник посвящён бродячему псу по кличке Мальчик, жившему в подземном переходе у станции метро «Менделеевская» в период действия в городе методики ОСВВ, предусматривавшей свободное нахождение безнадзорных собак на улицах и погибшему в результате конфликта[4] в 2001 году.
Инцидент произошёл, когда собаковод Юлиана Романова (Волкова) зашла в подземный переход вместе со своим стаффордширским терьером. Мальчик, по версии издания «Родная газета»[4], не пускал других собак в переход. Исключением была лишь сука рыжего окраса, с которой он спаривался в период течки. Мальчик был конфликтным животным и накануне происшествия вёл себя агрессивно, из-за чего охранники перехода держали его в незаконно сооружённой ими будке, но в трагический день они выпустили его на свободный выгул[4]. Однако, версия данной не совпадает с мнением местных жителей, описывавших Мальчика как очень ласкового и безобидного пса.
Бродячий пес облаял породистую собаку Романовой. Произошла словесная перепалка Романовой с владельцем торговых палаток по имени Мамука, который попытался разнять сцепившихся собак, после чего Романова достала нож из сумки и заколола Мальчика[6][7][8].
После серии публикаций в СМИ, осуждавших поступок Романовой, было возбуждено уголовное дело. Суд направил Романову на принудительное лечение в психиатрический стационар сроком на 1 год[7].
После смерти Мальчика в переходе стали жить две другие бродячие собаки по кличкам Рыжик и Тошка[4]. Восемь лет спустя, в 2009 году, городские власти Москвы возобновили прекращённый в конце 1990-х гуманный безвозвратный отлов собак с помещением их в муниципальные приюты[9][10].
История создания[править | править код]
Версия литератора Ирины Озёрной[править | править код]
17 января 2002 года в газете «Известия» появился материал нештатного журналиста-литератора[11], вегана и борца за права животных[12] Ирины Озерной. Статья называлась «Убили Мальчика. Трагедия в московской подземке». В ней описывался инцидент, произошедший в декабре 2001 года в подуличном переходе московской станции метро «Менделеевская», в результате которого погибла бродячая собака. По словам автора материала, Мальчиком звали «черно-жёлтого беспородного пса величиной с крупную овчарку».
Статья в «Известиях» изобиловала дефинициями «живодёр», «убийца». Романова была названа автором статьи «девочкой», которая заранее планировала «поохотиться» и «заранее приглядела жертву». Позднее Озёрная призналась:
Версия «Родной газеты»[править | править код]
«Родная газета» представила несколько иную версию произошедшего. Как отмечает журналист, бродячая собака была конфликтной[4]:
После того как в переходе появилась Романова со своим стаффордширским терьером на поводке, завязалась собачья драка. Причём по физическим параметрам Мальчик не уступал собаке Романовой. В драку вмешался владелец торгового павильона по имени Мамука, который применил физическое воздействие против стаффордширского терьера. Лишь после этого Романова достала нож и заколола бродячую собаку.
Как отмечала газета, после того как погиб «Мальчик», в этом переходе продолжали жить бродячие собаки по кличкам Рыжик и Тошка, к которым регулярно приходили зоозащитники с целью покормить.
Реакция зоозащитников и мастеров искусств[править | править код]
Публикации в прессе вызвали общественный резонанс[13]. Как отмечает «Родная газета», инициатором уголовного процесса против Романовой выступили литератор Ирина Озерная и адвокат Екатерина Полякова.
Группа зоозащитников и мастеров искусств направила письма в адрес руководителей страны с требованием наказать героиню материала. Против неё было возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с животными, и она была направлена на принудительное лечение в психиатрическую больницу сроком на один год.
По предложению Ирины Озерной[14] и при содействии артистов эстрады и театральных деятелей был начат сбор средств на создание памятника.
Был создан совет попечителей[1], который возглавила певица и борец за права бродячих животных Елена Камбурова. В совет также вошли:
|
|
Куратором проекта стала автор статьи в «Известиях» Ирина Озёрная[7][15].
Деятели культуры обратились к руководителю Московского метрополитена Дмитрию Гаеву с просьбой поддержать их идею установить памятник в подуличном переходе станции[7][16].
Бронзовая скульптура отлита на добровольно пожертвованные средства[15][16][17][18].
На открытии памятника присутствовали: Елена Камбурова, Сергей Юрский, Людмила Касаткина, Андрей Макаревич, Вениамин Смехов, Олег Анофриев, Михаил Ширвиндт[2].
По мнению инициаторов установки и создателей памятник должен стать символом уважения ко всем живым существам, символом протеста против бесчеловечного обращения с брoдячими животными[1].
Отмечен Объединением московских скульпторов как один из лучших памятников 2007 года[1][2].
См. также[править | править код]
- Мальчик (собака)
- Балто
- Барри (собака)
- Грейфраерс Бобби
- Памятник Преданности
- Хатико
Примечания[править | править код]
Источник
Во всем мире установлено огромное количество памятников и монументов. Чаще всего их устанавливают в память о знаменитых людях или памятных событиях. Впрочем, не только известные исторические личности удостоились такой чести. Во многих странах установлены памятники собакам, которые издавна верно служили людям. Есть такие памятники и в Москве, и у каждого из них есть своя собственная интересная история.
Для установки памятника, скульптурной композиции или монумента может быть выбрано какое — угодно место: подземная станция метро или аллея парка, крохотная площадка на улице или целая площадь. Главное, чтобы памятник передавал конкретную идею.
Поэтому московские памятники, посвященные собакам, можно видеть в разных местах российской столицы. Давайте рассмотрим самые интересные из них, которые выглядят очень трогательно, а порой даже смешно и курьезно.
Памятники собакам в Москве
- Памятник » Сочувствие» был установлен в 2007 году в вестибюле станции метро » Менделеевская» в честь бездомной собаки по кличке Мальчик. Возле трогательного скульптурного изображения пса Мальчика часто можно видеть живые цветы. Их приносят люди, неравнодушные к судьбе животных.
Памятник » Сочувствие» ( 2007 год).
- Памятник клоуну Карандашу и собаке Кляксе установлен в 2008 году на улице Ефремова ( станция метро «Фрунзенская) возле Дома союза цирковых деятелей России. Благодаря своей жизнерадостности и непосредственности собаки всегда веселили людей и поднимали им настроение. К тому же, с давних пор известно, что собак легко обучить всяким трюкам, благодаря чему они с успехом выступают в цирке. Данную скульптурную композицию можно считать данью памяти всем цирковым собакам, выступавшим в разные годы на арене цирка.
Памятник клоуну Карандашу и его собаке Кляксе ( 2008 год).
- Памятник Юрию Никулину на Новодевичьем кладбище тоже охраняет скульптурное изображение ризеншнауцера по кличке Федор. Данная композиция установлена на месте погребения знаменитого клоуна в 1999 году.
Памятник Юрию Никулину с ризеншнауцером Федором ( 1999 год).
- Памятник » Военный инструктор с собакой» установлен в 2009 году в парке » Терлецкая дубрава» ( Станция метро » Новогиреево», Свободный проспект) в честь тех собак, которые в годы Великой Отечественной войны помогали бойцам на полях сражений. Этот монумент показывает людям героизм братьев наших меньших, которые помогли нашим бойцам одержать победу над врагом.
Памятник » Военный инструктор с собакой» ( 2009 год).
- Памятник фронтовой собаке был установлен на Поклонной горе в Парке Победы в 2013 году ( станция метро » Парк Победы», ул. Братьев Фонченко). На фронте несли службу и верно воевали бок о бок с солдатами десятки тысяч собак различных пород. Они выполняли множество самых рискованных заданий, доставляли боевые донесения, обнаруживали мины, вытаскивали раненных бойцов из — под обстрелов, а также ценой своей жизни останавливали танки противника, подрывая их. Подвиг наших братьев меньших не забыт, и в благодарность за их преданность люди и установили этот монумент.
Памятник фронтовой собаке в Парке Победы ( 2013 год).
- Памятник Лайке — посвящен знаменитой советской покорительнице космоса, которую еще в далеком 1957 году запустили на земную орбиту. К сожалению, во время полета собака погибла через несколько часов полета от чрезмерного повышения температуры внутри корабля » Спутник — 2″. Монумент был в 2008 году установлен на территории Института военной медицины ( станция метро » Динамо», Петровско — Разумовская аллея) , где и велась подготовка первого эксперимента по запуску в космос живого существа.
Памятник Лайке ( 2008 год)
- Памятник собакам — помощникам спасателей, которые спасли много человеческих жизней, разыскивая пострадавших под завалами. Он установлен на Кременчугской улице ( станция метро » Славянский бульвар»).
Памятник собакам, помогающим спасателям
- Скульптура девушки с собакой — в парке 15 -го микрорайона Зеленограда можно встретить скульптурную композицию с изображением девушки, выгуливающей собаку. Эта небольшая статуя представляет собой одну из сцен городской жизни из серии » Отдых в городе».
Скульптура девушки с собакой
- Памятник писающей собаке — да, даже такой памятник есть в Москве, и установлен он на улице Садовая — Черногрязская ( станция метро » Курская»). Его создателям, наверняка, не давала покоя статуя Писающего мальчика в Брюсселе, и поэтому они решили увековечить подобный интимный момент собачьей жизни.
Памятник писающей собаке
- Памятник собакам из басен Крылова на Патриарших прудах является также одной из многочисленных достопримечательностей Москвы. В составе скульптурной композиции можно увидеть целых три собаки — знаменитую Моську ( героиню басни » Слон и Моська»_ и еще двух собак ( басня » Две собаки»). Памятник можно увидеть в Ермолаевском переулке ( станция метро » Маяковская»).
Памятник собакам из басен Крылова
- Четыре собаки в метро на станции » Площадь Революции» приносят счастье всем, кто потрет их блестящие носы. Поэтому они пользуются огромной популярностью среди пассажиров метро, которые верят в магическую силу этих скульптур. Кроме того, лучшие друзья человека, даже в виде скульптур, всегда поднимают настроение всем, кто посмотрит на них.
Собаки в метро на » Площади Революции»
Источник
Московское метро – это настоящий город в городе. Более 230 станции, 14 линий, сотни километров путей и десятки миллионов пассажиров, которые ежедневно пользуются столичной подземкой. Неудивительно, что московское метро давно обзавелось собственными легендами, преданиями и мифами.
Есть и особые приметы, связанные с подземкой. Например, гости из сопредельных государств полагают, что достаточно дотронуться до статуи партизана на станции «Белорусской», и удача в делах гарантирована. Самая известная примета связана с пограничной собакой на станции «Площадь Революции». Студенты столичных ВУЗов уверены, что ее нос помогает сдавать самые сложные экзамены и зачеты.
Этот ритуал стал настолько популярен, что тревогу забили музейные работники. Они обратились к руководству метрополитена с призывом защитить ценные статуи от уничтожения. По мнению музейщиков, их уже «затерли до дыр» и скоро овчарка будет «походить на бульдога».
Собаки на «Площади Революции»
«Площадь Революции» считается одной из самых красивых на «синей» линии метрополитена. Над проектом работал выдающийся архитектор Алексей Душкин. Ее эксплуатация началась в марте 1938 года.
Главное украшение вестибюля станции – 76 бронзовых скульптур, изображающих советских людей различных профессий. Здесь можно увидеть революционного матроса, студентов, спортсменов, пионеров и стахановца. Есть среди них и бронзовая фигура пограничника с собакой. Автором этого ансамбля стал выдающийся советский скульптор Манизер.
Первоначально фигуры вообще не планировали размещать на станции. Вестибюль хотели посвятить будущей мировой революции и оформить в виде единого абстрактного пространства. Но затем к проекту подключили Манизера, и на платформе появились скульптуры.
Чтобы вписать фигуры в арки, их пришлось делать либо сидящими, либо согнувшимися, либо вставшими на колени. Это вызвало шквал критики в адрес скульптора, однако его работы понравились Сталину – так «Площадь Революции» получила нынешний облик.
Кто стал прообразом «счастливой» собаки?
Моделью для знаменитой собаки стала немецкая овчарка главного архитектора станции Душкина. Об этом рассказал его внук, ныне известный художник, Алексей.
Собаку звали Ирма, она была победительницей нескольких кинологических выставок, имела множество медалей. Сохранились даже ее фотографии. Овчарка умерла перед войной, в 1940 году.
Вероятно, причиной появления на станции фигуры пограничника с собакой стал знаменитый Никита Карацупа и его верный пес Индус. Они были неслыханно популярны в 30-е годы.
По словам Алексея, его дед очень любил животных, а особенно собак. Ирма была особенно «фотогеничной», поэтому понравилась Манизеру.
Кто придумал примету?
Доподлинно неизвестно, кто первым придумал ритуал с собачьим носом. Вероятно, он возник сразу после открытия станции. Есть предположение, что первыми этот обычай завели студенты МГТУ им. Баумана, который находится неподалеку от станции. А уже после них ритуал распространился и по остальным московским ВУЗам.
В период сессии на станции иногда даже возникают очереди из особо суеверных студентов. Иногда трут и лапу собаки, но нос, якобы, более надежен.
Собаку гладят не только школьники и студенты. Считается, что она приносит удачу любому, просто на важном экзамене это нужнее всего.
Какие еще фигуры на «Площади Революции» фартовые?
Не только собака приносит удачу на «Площади Революции». Не менее «полезны» могут быть и другие фигуры, просто специализация у них несколько иная. Кроме пса, больше всего востребованы петух и студентка.
Петух – это часть композиции птичницы, расположенной в шестой арке. Считается, что его гребень приносит успех в финансовых делах. По другой версии, прикосновение к нему гарантирует хороший ужин.
К студентке следует идти, если начались проблемы в личной жизни. Прикосновение к ее туфельке утешит и снимет груз с души. Мужчинам перед ответственным свиданием советуют прикоснуться к груди любой женской фигуры – и все пройдет на высшем уровне.
Чекист с револьвером помогает бороться с внутренними и внешними врагами. Кроме того, говорят, что он не хуже петуха «решает» финансовые вопросы. Если вы мечтаете о романтическом путешествии или просто хотите удачи в предстоящей дороге, то вам следует «обратиться» к матросу.
А карандаш молодого ученого помогает в научной деятельности и добавляет вдохновения.
Чего боятся ученые?
В 2019 г. директор музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева обратилась к руководству столичного метрополитена с призывом остановить «вандализм». Так она назвала ритуальное паломничество к скульптурам на станции «Площадь Революции».
По мнению Лихачевой, скульптуры уже затерли до дыр, поэтому к слишком суеверным гражданам следует применять закон об охране памятников культурного наследия, к которым принадлежит композиция. Она считает, что за касание фигур нужно взимать штрафы, а экскурсоводов, призывающих это делать, лишать лицензий.
Ее коллеги относятся к данному вопросу не так категорично. Они подтверждают наличие проблемы, однако полагают, что идея со штрафами – это все-таки перебор. Матвей Манизер создал действительно гениальные скульптуры, и народная любовь к ним – яркое тому подтверждение. Кроме того, фигуры можно отреставрировать, хотя сделать это непросто и довольно дорого.
Источник