На какой станции метро москва трут нос собаке
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
Алексей Душкин
художник
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
На фотографии: станция метро Площадь Роволюции
Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером
Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
На фотографии: станция метро Новослободская
Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева
Источник
Признайтесь, вы терли нос собаки на станции метро «Площадь Революции»? Если задержаться на станции и понаблюдать, можно увидеть, что каждую минуту десятки рук касаются этого сияющего бронзового носа. Фольклорист и городской антрополог Никита Петров опросил больше тысячи человек и обнаружил, что станция превратилась в настоящую машину исполнения желаний.
Вокруг скульптурных композиций сложился целый набор ритуальных действий и рассказов, объясняющих, что именно и как нужно потереть и погладить, чтобы, например, сдать экзамен, родить девочку или провернуть удачную сделку. Эти объяснения меняются в зависимости от места, где располагается скульптура, ее тематики и выступающей части. Если в руках скульптуры глобус, то его будут трогать, чтобы поскорее отправиться в путешествие, а если граната, то интерпретация будет связана с победой или военными действиями. Итак, что будем тереть?
Нос собаки — пограничник с винтовкой и собакой
Собака, и особенно ее нос, — самые популярные герои на этой станции. Многие из опрошенных убеждены, что каждый, кто приезжает в Москву впервые, должен «поздороваться» с собакой.
Нос трут «на удачу»: в любви, в работе, чтобы бросить пить или курить, чтобы получить зачет или хорошую оценку на экзамене (еще для этого можно прикоснуться зачеткой к голове собаки или потереть ее лапу).
Всего статуй пограничника на станции четыре, поэтому, если удача очень нужна, надо выбежать из поезда, дотронуться до носов всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд.
Собаки не равны между собой: самой «полезной» считается «собака Баумана» — та, что сидит у третьего вагона с конца в сторону «Бауманской» и является покровителем студентов Бауманки.
Почему чаще всего трут именно нос собаки? Скорее всего, потому, что это выступающая часть скульптуры, до него удобно дотрагиваться, проходя мимо.
А еще объясняют это тем, что собака — самый верный друг человека и желание, загаданное рядом с ней, наверняка исполнится.
Петух — птичница с курицей и петухом
С этой статуей надо обращаться осторожно: некоторые из респондентов убеждены, что нельзя гладить клюв петуха, потому что это приведет к ссоре или несчастью. Другие считают, что нежелательно гладить шею.
Зато если погладить гребень, будет прибавка к зарплате. Чтобы обеспечить себя деньгами, можно еще положить пшена или других зерен в подол птичницы. Туда же иногда кладут записочки с пожеланиями здоровья близким, любовные записки.
С этой фигурой связаны как позитивные, так и негативные интерпретации. Идея богатства и денег обусловлена тематикой золота и поддерживается метафорой «петушок — золотой гребешок». А идея множества связана с фигурой птичницы, которая разводит кур, отсюда возникает интерпретация «чтобы деньги водились».
Негативные интерпретации зависят от символики петуха в массовой культуре, который ассоциируется с бедой, пожаром, изменой и бранью.
Младенец — отец с ребенком, мать с маленьким мальчиком
На станции две статуи с младенцами: отца с ребенком и матери с маленьким мальчиком. Поверья вокруг них, естественно, связаны с деторождением.
Например, чтобы забеременеть и родить девочку, надо прикоснуться к ножке младенца или к ноге мужчины. Если хотите ребенку счастья и хороших оценок в школе, нужно поднять его, чтобы он сам коснулся ножки младенца.
Некоторые из опрошенных утверждают, что мужчины трут пенис младенца, чтобы исцелиться от импотенции, а женщины делают это, чтобы забеременеть и родить мальчика.
Тематика отцовства и материнства хорошо сочетается с интерпретациями: это и счастье детей, плодовитость и возможность деторождения, а ритуальные действия основаны на описанном религиоведом и социальным антропологом Джеймсом Джорджем Фрезером принципе симпатической магии.
Туфля — студентка с книгой в руках
Эта скульптура связана с удачей сразу и в любви, и в учебе. Туфлю студентки трут, если не хотят «остаться старыми девами» и чтобы получить хорошую оценку на экзамене.
Некоторые считают, что надо потрогать обувь или книгу девушки, если предстоит опубликовать научную статью. Та же туфля поможет на свидании, обеспечит удачный брак, а еще снимет тяжесть неразделенной любви: «Потри туфлю — легче станет».
Стоит произнести «девушка и туфелька», как в голову приходит сказка о Золушке — дочери охотника или лесничего, ставшей принцессой. Поэтому тематика скульптурной композиции будет порождать интерпретации, связанные со свиданиями, принцами и романтическими отношениями.
Безусловно, на объяснения и ритуальные действия влияют и другие детали композиции: девушка, читающая книгу, наверняка преуспевает в учебе и науках.
Наган и граната — революционные (и вооруженные) матрос, рабочий, солдат
Поскольку название станции связано с революцией, на ней много оружия и военных атрибутов. Но респонденты связывают их не с войной, а с деньгами.
Например, наган в руке матроса трут, чтобы все было хорошо с деньгами, на удачу в бизнесе, чтобы хорошо прошла деловая встреча, чтобы состоялась сделка, чтобы вообще «получить желаемое».
Те, кто хочет успешно отслужить в армии, трогают приклад винтовки.
Своя роль досталась флажкам в руках матроса-сигнальщика: их касаются утром, чтобы день был удачным, чтобы исполнилась мечта или чтобы отправиться в путешествие: «Матросы много плавают».
Интерпретации во многом связаны с военной символикой, которая, по словам респондентов, актуализировалась в «лихие девяностые», когда бизнес шел бок о бок с оружием. Интересна и практика натирания флажков краснофлотца: это «сигнал» начала удачного дня.
Шестеренка и циркуль — молодой инженер с циркулем в правой руке и шестерней в левой
Инженер и его циркуль с шестеренкой в этой машине желаний отвечают за удачу в науке и в учебе. Их натирали ради успеха в научной деятельности и, например, чтобы сдать экзамен по начертательной геометрии.
В 2018 году циркули украли у всех четырех статуй, расположенных на станции, что возмутило пользователей сети.
Однако объяснения действий по натиранию именно этих предметов остались — они связаны, во-первых, с тематикой скульптурной группы (персонажи — инженеры, то есть люди с научным образованием), во-вторых, со свойствами предметов. Здесь в одно целое соединяются и начертательная геометрия, и научная деятельность, и удача.
Источник
Даже в сумасшедшем ритме Москвы люди продолжают мечтать и верить в чудеса. Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям некоторых статуй, то сбудется загаданное желание.
Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.
Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.
Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит». Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.
У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?
Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…
Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице. Какая именно туфелька волшебна, никто точно не знает. У некоторых статуй натерты до блеска обе.
Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска. Но коренные москвичи говорят, что по-настоящему помогает только одна собака! Вот только какая именно…
Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.
Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…
Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.
Сегодня собачьи носы на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…
Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.
После длительных поисков нашла информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.
Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.
Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки и ботинки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.
Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар.
Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.
Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне.
Матрос-сигнальщик помогает исполнять самые несбыточные мечты. Для этого трут сигнальные флажки в руках матроса. Почему это так? Может потому, что позировал для статуи простой матрос-сигнальщик линкора «Марат» Олимпий Рудаков, который впоследствие стал контр-адмиралом и танцевал с королевой Елизаветой II во время ее коронации.
Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…
Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!
Источник
За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.
От городской легенды к тотальному обтиранию
В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, — своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.
В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев обратился к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.
Краткая история станции
Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира
© ИТАР–ТАСС
1 из 5
Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина
© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС
2 из 5
Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые
© Кинохроника/pastvu.com
3 из 5
В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года
© Б.Кудояров / pastvu.com
4 из 5
Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года
© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС
5 из 5
Трем все
Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.
Таблица примет
Флажки матроса
Удачный день или исполнение желаний
Петух
Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате
Гребень петуха
Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате
Клюв петуха
Сильное несчастье
Нос собаки
Успешная сдача экзамена
Лапа собаки
Успешная сдача зачета
Туфля студентки
Удачное свидание, удачный брак
Маузер чекиста/наган матроса
Удачный в деловом и финансовом отношении день
Загадка петуха
Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».
Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.
Никита Петров
© facebook.com/nivirov
— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?
— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.
Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.
Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».
Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.
Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.
— А время возникновения этой практики можно установить?
— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.
Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».
— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?
— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».
— А что дали данные гугл-опроса?
— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.
Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).
— Откуда взялась история про несчастливог