На какой станции метро находится памятник собаке
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2019; проверки требует 1 правка.
Почтовая марка России 2019 года, посвящённая памятнику «Сочувствие» (ЦФА [АО «Марка»] № 2491)
Памятник «Сочувствие» — находится между входом и выходом станции московского метро «Менделеевская», посвящён гуманному отношению к брoдячим собакам.
Установлен 17 февраля 2007 года.
Авторы памятника — скульптор Александр Цигаль, художник-анималист Сергей Цигаль, архитектор Андрей Налич и дизайнер Петр Налич[1][2].
Скульптура представляет собой беспородную собаку, которая мирно лежит на постаменте, почёсывая задней лапой ухо[3][4][5].
Надпись на памятнике гласит: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к брoдячим животным».
Памятник посвящён бродячему псу по кличке Мальчик, жившему в подземном переходе у станции метро «Менделеевская» в период действия в городе методики ОСВВ, предусматривавшей свободное нахождение безнадзорных собак на улицах и погибшему в результате конфликта[4] в 2001 году.
Инцидент произошёл, когда собаковод Юлиана Романова (Волкова) зашла в подземный переход вместе со своим стаффордширским терьером. Мальчик, по версии издания «Родная газета»[4], не пускал других собак в переход. Исключением была лишь сука рыжего окраса, с которой он спаривался в период течки. Мальчик был конфликтным животным и накануне происшествия вёл себя агрессивно, из-за чего охранники перехода держали его в незаконно сооружённой ими будке, но в трагический день они выпустили его на свободный выгул[4]. Однако, версия данной не совпадает с мнением местных жителей, описывавших Мальчика как очень ласкового и безобидного пса.
Бродячий пес облаял породистую собаку Романовой. Произошла словесная перепалка Романовой с владельцем торговых палаток по имени Мамука, который попытался разнять сцепившихся собак, после чего Романова достала нож из сумки и заколола Мальчика[6][7][8].
После серии публикаций в СМИ, осуждавших поступок Романовой, было возбуждено уголовное дело. Суд направил Романову на принудительное лечение в психиатрический стационар сроком на 1 год[7].
После смерти Мальчика в переходе стали жить две другие бродячие собаки по кличкам Рыжик и Тошка[4]. Восемь лет спустя, в 2009 году, городские власти Москвы возобновили прекращённый в конце 1990-х гуманный безвозвратный отлов собак с помещением их в муниципальные приюты[9][10].
История создания[править | править код]
Версия литератора Ирины Озёрной[править | править код]
17 января 2002 года в газете «Известия» появился материал нештатного журналиста-литератора[11], вегана и борца за права животных[12] Ирины Озерной. Статья называлась «Убили Мальчика. Трагедия в московской подземке». В ней описывался инцидент, произошедший в декабре 2001 года в подуличном переходе московской станции метро «Менделеевская», в результате которого погибла бродячая собака. По словам автора материала, Мальчиком звали «черно-жёлтого беспородного пса величиной с крупную овчарку».
Статья в «Известиях» изобиловала дефинициями «живодёр», «убийца». Романова была названа автором статьи «девочкой», которая заранее планировала «поохотиться» и «заранее приглядела жертву». Позднее Озёрная призналась:
Версия «Родной газеты»[править | править код]
«Родная газета» представила несколько иную версию произошедшего. Как отмечает журналист, бродячая собака была конфликтной[4]:
После того как в переходе появилась Романова со своим стаффордширским терьером на поводке, завязалась собачья драка. Причём по физическим параметрам Мальчик не уступал собаке Романовой. В драку вмешался владелец торгового павильона по имени Мамука, который применил физическое воздействие против стаффордширского терьера. Лишь после этого Романова достала нож и заколола бродячую собаку.
Как отмечала газета, после того как погиб «Мальчик», в этом переходе продолжали жить бродячие собаки по кличкам Рыжик и Тошка, к которым регулярно приходили зоозащитники с целью покормить.
Реакция зоозащитников и мастеров искусств[править | править код]
Публикации в прессе вызвали общественный резонанс[13]. Как отмечает «Родная газета», инициатором уголовного процесса против Романовой выступили литератор Ирина Озерная и адвокат Екатерина Полякова.
Группа зоозащитников и мастеров искусств направила письма в адрес руководителей страны с требованием наказать героиню материала. Против неё было возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с животными, и она была направлена на принудительное лечение в психиатрическую больницу сроком на один год.
По предложению Ирины Озерной[14] и при содействии артистов эстрады и театральных деятелей был начат сбор средств на создание памятника.
Был создан совет попечителей[1], который возглавила певица и борец за права бродячих животных Елена Камбурова. В совет также вошли:
|
|
Куратором проекта стала автор статьи в «Известиях» Ирина Озёрная[7][15].
Деятели культуры обратились к руководителю Московского метрополитена Дмитрию Гаеву с просьбой поддержать их идею установить памятник в подуличном переходе станции[7][16].
Бронзовая скульптура отлита на добровольно пожертвованные средства[15][16][17][18].
На открытии памятника присутствовали: Елена Камбурова, Сергей Юрский, Людмила Касаткина, Андрей Макаревич, Вениамин Смехов, Олег Анофриев, Михаил Ширвиндт[2].
По мнению инициаторов установки и создателей памятник должен стать символом уважения ко всем живым существам, символом протеста против бесчеловечного обращения с брoдячими животными[1].
Отмечен Объединением московских скульпторов как один из лучших памятников 2007 года[1][2].
См. также[править | править код]
- Мальчик (собака)
- Балто
- Барри (собака)
- Грейфраерс Бобби
- Памятник Преданности
- Хатико
Примечания[править | править код]
Источник
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
Алексей Душкин
художник
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
На фотографии: станция метро Площадь Роволюции
Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером
Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
На фотографии: станция метро Новослободская
Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева
Источник
Милая на первый взгляд традиция тереть нос собакам на станции метро «Площадь Революции» грозит непоправимым ущербом для уникальных скульптур, предупреждают искусствоведы. То есть предупреждают они уже много лет, а теперь поднялись в атаку: Музей архитектуры имени Щусева запустил флешмоб против вредного обычая. Действительно, если еще 30 лет назад скульптуры пограничных собак на станции сохраняли фактуру морд и носов, то сейчас они уже совершенно гладкие — рельеф собачьей шкуры «стесан» миллионами рук. «МК» выяснил, какие у музейщиков есть предложения по защите памятника и откуда взялась традиция потирать носы.
«Площадь Революции», восемь утра, день последнего ЕГЭ — и студенческих экзаменов, конечно. К бронзовым собакам станции прикасаются не то что поминутно — примерно раз в десять секунд. По виду это как школьники, так и студенты. Если остановить и спросить, знают ли, что это вредно для памятника, — ответ будет: «Ну, от одного раза ничего не меняется» (Антон, Бауманка), «Да ладно, все так делают!» (Илона, выпускница школы), от самых совестливых — «Ой, тогда извините!» (Сергей, сдает ЕГЭ). Одни едут к станции специально — делая крюк по дороге в школу или вуз, другим по пути (это прежде всего бауманцы, от которых и пошла традиция еще в советские годы).
Там же, несколькими днями раньше, группа туристов. Гид рассказывает о скульптурах, о том, что их принято тереть на удачу, предупреждает, что так делать не нужно. Разумеется, человек пять из группы, специально приотстав, совершают ритуал.
— Мы запустили флешмоб не после какого-то ЧП, а просто за много лет уже наболело, — рассказала «МК» директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. — Недавно были с коллегами на станции, взглянули на скульптуры — их состояние плачевное. Помимо носов собак страдают ботинки рабочих, клювы кур, в общем, все выступающие части. Очевидно, что с этим надо заканчивать.
Стремление во что бы то ни стало и под разными предлогами потрогать произведения искусства — это мировая проблема музеев, говорит Лихачева. За последние десятилетия появилась целая категория музейной публики, которая привыкла к тактильному общению с искусством. Научили публику этому прежде всего сами музейщики — другой вопрос, что для тактильных и интерактивных экспозиций используются обычно специально подготовленные предметы (обычно копии). А рядовой посетитель музея — и уж тем более станции метро — не видит разницы между такими предметами и подлинниками.
— Как-то раз у нас в музее разбиралась письменная жалоба посетителей на смотрительницу, которая не разрешила им садиться на стул в экспозиции Матвея Казакова, — вспоминает директор Музея архитектуры. — Сотрудницу обвинили в том, что она «запрещает людям общаться с искусством». В советские времена публику, казалось бы, отучили от такого «приобщения», но недавно выяснилось, что эти элементарные хорошие манеры публика начала считать «совком» и «отсталостью».
Оказывается, прикосновения рук вредны для бронзы не только тем, что механически «стесывают» ее, рассказала Лихачева. Куда опаснее кожное сало, которое есть на любых руках: оно вызывает уже химические реакции в бронзе, материал быстро деградирует. Поэтому даже «очень осторожно» прикасаться к памятнику все равно опасно.
— В мире с этим явлением борются по-разному, — подчеркивает музейщик. — Например, в Италии действительно почти все выставленные на улицах скульптуры, особенно мраморные, уже заменены копиями. Обычно причина этому — агрессивные осадки, но и «шаловливые ручки» тоже: скажем, за каких-то 20 лет новенький памятник Джульетте во дворе придуманного для туристов «ее дома» в Вероне захватали руками так, что его уже заменили на копию, а оригинал убрали в музейную коллекцию. Иногда специально для таких ритуалов создают новодельные памятники: во Флоренции, скажем, это памятник свинье — его можно и нужно трогать.
Что касается московских собак на «Площади Революции», то скульптурное убранство станционного зала в целом — это своеобразный монумент 20-летию Октябрьской революции. Это последовательная серия персонажей, от первых революционеров до светлого советского будущего в виде пионеров, подчеркнула Лихачева. И установлены на станции до сих пор подлинные отливки Матвея Манизера. Сохранились ли формы — неизвестно, существуют только масштабные модели. Поэтому воссоздание «стертых» собак, если его придется делать, обойдется очень дорого и вряд ли сможет быть действительно точным.
— Вариантов у нас, у общества, таким образом, два, — резюмирует директор Музея архитектуры. — Либо разъяснить всем, что эту традицию надо немедленно прекращать, либо действовать карательными методами. Штраф за повреждение объекта культурного наследия — это есть в нашем законодательстве. Ставим на станции специальных полицейских, выписываем каждому прикоснувшемуся штрафы тысяч по пять — за несколько лет все отучатся так делать.
Помимо скульптур на «Площади Революции» под угрозой из-за постоянных прикосновений еще несколько бронзовых памятников, говорит Лихачева. Это Юрий Никулин в автомобиле около цирка на Цветном бульваре, памятник собаке Мальчику на станции «Менделеевская» и все остальные компактные скульптуры в городе.
— Магия в эпоху конца магии, — описывает это явление Елена Петровская, старший научный сотрудник Института философии РАН. — Странное дело: мы живем в мире высоких технологий, а отношение к предметам воспроизводит первобытные магические практики — прямое воздействие на вещи, прямой диалог с ними. Возможно, дело в том, что нынешнее время, когда нейросети и умные предметы обретают свойства превыше человеческого разумения, требует новых способов понимания мира и взаимодействия с ним. Это симптом: люди отказываются от рационального общения с миром и вспоминают о магии.
Напомним, что традиция «полировать» прикосновениями выступающие части городских скульптур существует давно. Так, своеобразный ритуал натирания определенных фрагментов «Медного всадника» — точнее, его коня — выпускниками военно-морских учебных заведений Санкт-Петербурга фиксировался еще в середине ХХ века, а возможно, и раньше. Другое дело, что еще недавно подобные ритуалы были чисто корпоративными, известными лишь относительно узкому кругу — например, собачьи носы терли студенты-бауманцы для удачи в сессию. Но сейчас, в эпоху Интернета, о таких обычаях знают все. Так что в каком-то смысле, получается, виноваты снова сети. А штрафы опять платить обывателям.
Источник
В Москве на станции метро «Менделеевская» защитники животных открыли памятник бродячей собаке. Уличный пес Мальчик погиб от рук фотомодели-шизофренички. По надежде организаторов, установка скульптуры поднимет в стране уровень нравственности.
Черно-желтый уличный пес по кличке Мальчик погиб в подуличном переходе станции метро «Менделеевская» в конце декабря 2001 года. В тот день Юлиана Романова – 22-летняя фотомодель выгуливала своего стаффордширского терьера, которого и натравила на дворнягу. Но качественного собачьего боя не получилось, поэтому юная модель достала нож и шесть раз ударила им Мальчика. Собака скончалась, а Юлиану Романову стараниями защитников прав животных в феврале 2003 года судили и приговорили к принудительному лечению в психиатрической клинике от параноидальной шизофрении.
Церемонию открытия памятника можно было приурочить к этой дате, однако члены инициативной группы все-таки предпочли более светлую – окончание года Огненной Собаки по восточному календарю.
Начиная с 11.45 вход на станцию «Менделеевская» был перекрыт «по техническим причинам». Территорию охраняли милиционеры. Перед началом церемонии из теплого подземного перехода на улицу выставили всех бездомных. В вестибюле перед турникетами и у касс толкались приглашенные гости и журналисты. Бронзовый «Мальчик», изготовленный в натуральную величину, был накрыт белой тканью. Памятник установили в месте, где обычно нет наплыва пассажиров – возле автоматов по продаже газет. На самом деле Мальчика убили между торговыми павильонами, под дверью начальника станции, но там скульптурную композицию поставить было невозможно.
«Это мой брат Александр придумал, чтобы собака лежала и чесала ухо», – рассказывал один из авторов скульптуры, художник-анималист Сергей Цигаль. «Почему такая странная пластика?» – сразу спросили ничего не понимающие в ваянии, но натренированные журналисты. «Потому что собака блохастая», – честно отвечал художник.
Средства на отливку памятника, по словам организаторов проекта, собирали как в артистической среде, известной своим трепетным отношением к братьям нашим меньшим («по $100–200»), так и по бизнесменам («от $1000»), и даже в уличных переходах (рублевое исчисление). «Если я вам скажу, сколько собрали в итоге, ваши читатели сразу начнут размышлять таким образом: «Эти деньги можно было потратить на…» – сказал «Газете.Ru» скульптор Сергей Цигаль. – А мы-то считали, что хорошо только сюда потратить!» «Семнадцать тысяч долларов, – сказала куратор проекта Ирина Озерная. – А закладной камень из змеевика-монолита нам бесплатно предоставил Московский метрополитен»
Перед тем, как миру была представлена скульптурная композиция «Сочувствие», в вестибюле прошел небольшой митинг. Его открыл начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев.
«Мне кажется, что появление этого знака – признак того, что в нашем обществе что-то меняется к лучшему. Отношения между людьми потихоньку теплеют», – сказал начальник метро в микрофон. «Этот случай, – продолжал начальник подземки, поглядывая на композицию, – не оставил равнодушным никого: ни тех, кто любит животных, ни тех, кто не любит животных… – Дмитрий Гаев явно запутался. – Кто сам…» Оратор с трудом повел мысли в нужный фарватер: «Появление этой идеи подчеркивает, что не все в нашем обществе плохо», – повторил он.
Тему продолжила председатель попечительского совета памятного знака «Сочувствие» и музыкант Елена Камбурова. «Для меня этот день – день появления памятника на карте России, а может быть и мира, великий знак на возможное обновление нравственного климата в нашей стране, – сказала Камбурова. – Вы представляете, насколько больше появится в Москве улыбок, добрых мыслей, а может быть, и светлых помыслов?!»
Куратор проекта выразила надежду на принятие в стране федерального закона о защите животных.
«Думаю, что этот закон приблизит день, о котором мечтал Леонардо да Винчи, – сказала Озерная, – день, когда к убийству животного будут относится так же, как к убийству человека!»
Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович развил последнюю мысль насколько возможно далеко и заявил, что «публичное убийство собаки – это фашизм». Потом выступающий сказал еще несколько запоминающихся слов, поставив в один ряд памятник Пушкину на Тверском бульваре и композицию «Сочувствие», так как оба были возведены «на народные деньги». «Мне кажется, это достойный ряд», – закончил Евгений Бунимович под аплодисменты.
Актриса Людмила Касаткина вышла к микрофону в светлой шубке. «Вчера я читаю драму и не замечаю, как у меня текут слезы! – сентиментально воскликнула актриса. – А на мне сидела моя собачка, и вдруг она язычком начала слизывать мои слезы!» Артист Олег Анофриев мимоходом вспомнил о скульптурной работе Зураба Церетели «Петр Первый» и нашел ее неудачной, сравнив с бронзовым «Мальчиком». «Только, ради бога, следите за этой собачкой, а то жулики украдут!» – предостерег Олег Анофриев. «Не дадим!» – зашумели вокруг.
«Я надеюсь, что он не повторит судьбу прототипа и ему не отпилят лапу», – добавил телеведущий Михаил Ширвиндт.
Актер Вениамин Смехов в своей речи вспомнил послевоенное детство, где его, школьника, стригли наголо для профилактики бешенства, которое разносили бродячие собаки. «Теперь, когда происходят такие события, от бешенства надо лечить уже людей», – грустно сказал артист. Ему хлопали особенно яростно.
Сергей Юрский был представлен гостям как человек, «у которого сегодня спектакль, но он все равно вышел из дома, чтобы прийти сюда». «Мы предатели по отношению к тем, кто нам доверился», – прозвучало в речи актера. Затем Сергей Юрский предложил почтить память бездомных собак. «Просто помолчим, не будем брать эту традицию всему на свете аплодировать, – негромко говорил актер. – Помолчим, и не минуту, а две. Постоим и подумаем. Хватит ли у нас сил остановить эту жестокость». Сергею Юрский сорвал шквал аплодисментов, задев слушателей за самое живое.
Наконец с монумента сняли ткань, после чего на бронзовую собаку в прямом смысле слова выпустили детвору.
Дети работников метрополитена по заданию улыбающихся взрослых уселись возле задравшего морду «Мальчика» и принялись активно его гладить и трепать за уши. «Маня, сними перчатки, неудобно же перед людьми!» – отчаянно шептали родители, морщась от вспышек фотокамер. Погладить жертву людской жестокости подходили также известные люди. «Ее надо погладить, и тогда все ваши желания сбудутся», – тут же придумала верование Ирина Озерная.
Благостную атмосферу нарушила какая-то пожилая женщина. Она хотела спуститься в метро, но заинтересовалась царящим ажиотажем и, узнав чем дело, крикнула: «Вы хоть из золота собаку отлейте, – она похлопала Мальчика по морде, – но не забывайте открывать бездомным собакам подъезды зимой».
Потом VIP-персоны по специальным пригласительным билетам ушли на праздничный банкет в Центр им. Мейерхольда – поднимать тосты за скульпторов и за себя, членов попечительского совета.
Андрей Стенин
Фото автора
GAZETA.RU
Источник