На какой станции метро находятся собаки
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
Алексей Душкин
художник
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
На фотографии: станция метро Площадь Роволюции
Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером
Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
На фотографии: станция метро Новослободская
Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева
Источник
Признайтесь, вы терли нос собаки на станции метро «Площадь Революции»? Если задержаться на станции и понаблюдать, можно увидеть, что каждую минуту десятки рук касаются этого сияющего бронзового носа. Фольклорист и городской антрополог Никита Петров опросил больше тысячи человек и обнаружил, что станция превратилась в настоящую машину исполнения желаний.
Вокруг скульптурных композиций сложился целый набор ритуальных действий и рассказов, объясняющих, что именно и как нужно потереть и погладить, чтобы, например, сдать экзамен, родить девочку или провернуть удачную сделку. Эти объяснения меняются в зависимости от места, где располагается скульптура, ее тематики и выступающей части. Если в руках скульптуры глобус, то его будут трогать, чтобы поскорее отправиться в путешествие, а если граната, то интерпретация будет связана с победой или военными действиями. Итак, что будем тереть?
Нос собаки — пограничник с винтовкой и собакой
Собака, и особенно ее нос, — самые популярные герои на этой станции. Многие из опрошенных убеждены, что каждый, кто приезжает в Москву впервые, должен «поздороваться» с собакой.
Нос трут «на удачу»: в любви, в работе, чтобы бросить пить или курить, чтобы получить зачет или хорошую оценку на экзамене (еще для этого можно прикоснуться зачеткой к голове собаки или потереть ее лапу).
Всего статуй пограничника на станции четыре, поэтому, если удача очень нужна, надо выбежать из поезда, дотронуться до носов всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд.
Собаки не равны между собой: самой «полезной» считается «собака Баумана» — та, что сидит у третьего вагона с конца в сторону «Бауманской» и является покровителем студентов Бауманки.
Почему чаще всего трут именно нос собаки? Скорее всего, потому, что это выступающая часть скульптуры, до него удобно дотрагиваться, проходя мимо.
А еще объясняют это тем, что собака — самый верный друг человека и желание, загаданное рядом с ней, наверняка исполнится.
Петух — птичница с курицей и петухом
С этой статуей надо обращаться осторожно: некоторые из респондентов убеждены, что нельзя гладить клюв петуха, потому что это приведет к ссоре или несчастью. Другие считают, что нежелательно гладить шею.
Зато если погладить гребень, будет прибавка к зарплате. Чтобы обеспечить себя деньгами, можно еще положить пшена или других зерен в подол птичницы. Туда же иногда кладут записочки с пожеланиями здоровья близким, любовные записки.
С этой фигурой связаны как позитивные, так и негативные интерпретации. Идея богатства и денег обусловлена тематикой золота и поддерживается метафорой «петушок — золотой гребешок». А идея множества связана с фигурой птичницы, которая разводит кур, отсюда возникает интерпретация «чтобы деньги водились».
Негативные интерпретации зависят от символики петуха в массовой культуре, который ассоциируется с бедой, пожаром, изменой и бранью.
Младенец — отец с ребенком, мать с маленьким мальчиком
На станции две статуи с младенцами: отца с ребенком и матери с маленьким мальчиком. Поверья вокруг них, естественно, связаны с деторождением.
Например, чтобы забеременеть и родить девочку, надо прикоснуться к ножке младенца или к ноге мужчины. Если хотите ребенку счастья и хороших оценок в школе, нужно поднять его, чтобы он сам коснулся ножки младенца.
Некоторые из опрошенных утверждают, что мужчины трут пенис младенца, чтобы исцелиться от импотенции, а женщины делают это, чтобы забеременеть и родить мальчика.
Тематика отцовства и материнства хорошо сочетается с интерпретациями: это и счастье детей, плодовитость и возможность деторождения, а ритуальные действия основаны на описанном религиоведом и социальным антропологом Джеймсом Джорджем Фрезером принципе симпатической магии.
Туфля — студентка с книгой в руках
Эта скульптура связана с удачей сразу и в любви, и в учебе. Туфлю студентки трут, если не хотят «остаться старыми девами» и чтобы получить хорошую оценку на экзамене.
Некоторые считают, что надо потрогать обувь или книгу девушки, если предстоит опубликовать научную статью. Та же туфля поможет на свидании, обеспечит удачный брак, а еще снимет тяжесть неразделенной любви: «Потри туфлю — легче станет».
Стоит произнести «девушка и туфелька», как в голову приходит сказка о Золушке — дочери охотника или лесничего, ставшей принцессой. Поэтому тематика скульптурной композиции будет порождать интерпретации, связанные со свиданиями, принцами и романтическими отношениями.
Безусловно, на объяснения и ритуальные действия влияют и другие детали композиции: девушка, читающая книгу, наверняка преуспевает в учебе и науках.
Наган и граната — революционные (и вооруженные) матрос, рабочий, солдат
Поскольку название станции связано с революцией, на ней много оружия и военных атрибутов. Но респонденты связывают их не с войной, а с деньгами.
Например, наган в руке матроса трут, чтобы все было хорошо с деньгами, на удачу в бизнесе, чтобы хорошо прошла деловая встреча, чтобы состоялась сделка, чтобы вообще «получить желаемое».
Те, кто хочет успешно отслужить в армии, трогают приклад винтовки.
Своя роль досталась флажкам в руках матроса-сигнальщика: их касаются утром, чтобы день был удачным, чтобы исполнилась мечта или чтобы отправиться в путешествие: «Матросы много плавают».
Интерпретации во многом связаны с военной символикой, которая, по словам респондентов, актуализировалась в «лихие девяностые», когда бизнес шел бок о бок с оружием. Интересна и практика натирания флажков краснофлотца: это «сигнал» начала удачного дня.
Шестеренка и циркуль — молодой инженер с циркулем в правой руке и шестерней в левой
Инженер и его циркуль с шестеренкой в этой машине желаний отвечают за удачу в науке и в учебе. Их натирали ради успеха в научной деятельности и, например, чтобы сдать экзамен по начертательной геометрии.
В 2018 году циркули украли у всех четырех статуй, расположенных на станции, что возмутило пользователей сети.
Однако объяснения действий по натиранию именно этих предметов остались — они связаны, во-первых, с тематикой скульптурной группы (персонажи — инженеры, то есть люди с научным образованием), во-вторых, со свойствами предметов. Здесь в одно целое соединяются и начертательная геометрия, и научная деятельность, и удача.
Источник
Даже в сумасшедшем ритме Москвы люди продолжают мечтать и верить в чудеса. Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям некоторых статуй, то сбудется загаданное желание.
Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.
Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.
Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит». Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.
У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?
Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…
Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице. Какая именно туфелька волшебна, никто точно не знает. У некоторых статуй натерты до блеска обе.
Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска. Но коренные москвичи говорят, что по-настоящему помогает только одна собака! Вот только какая именно…
Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.
Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…
Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.
Сегодня собачьи носы на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…
Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.
После длительных поисков нашла информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.
Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.
Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки и ботинки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.
Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар.
Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.
Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне.
Матрос-сигнальщик помогает исполнять самые несбыточные мечты. Для этого трут сигнальные флажки в руках матроса. Почему это так? Может потому, что позировал для статуи простой матрос-сигнальщик линкора «Марат» Олимпий Рудаков, который впоследствие стал контр-адмиралом и танцевал с королевой Елизаветой II во время ее коронации.
Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…
Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!
Источник
Волшебная площадь.
Приметы – это всегда интересно. Интересно, откуда они появляются и во что развиваются.
Каждый раз, выходя на станции “Площадь революции”, я обращала внимание, как люди трут нос собаке на одной из скульптур, украшающих арки. Прогулявшись по станции, я обратила внимание, что на многих скульптурах натерты до блеска выступающие части. И тогда мне стало интересно, какие приметы люди связывают с этими скульптурами?
Итак, путеводитель для ищущих удачи.
Для начала немного информации о самих скульптурах.
(с Википедии)
В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции “Площадь революции” были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Итак, собственно скульптуры, описания, фотографии и связанные с ними поверья. Для некоторых скульптур есть поверья, некоторые трут просто так за компанию, но интересно посмотреть на все.
Арка I
Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.
Рабочий с винтовкой – первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.
Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей – с гранаты.
Революционный солдат с винтовкой.
Солдат – вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.
Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.
Арка II
Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.
Революционный матрос с наганом.
Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:
Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится…
Наган и гранаты поближе:
Арка III
Парашютистка ДОСААФ.
Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик – очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.
Арка IV
Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта – не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!
Пограничник с собакой.
Без сомнения, эта – самая известная скульптура из всех на “Площади Революции”, а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра…
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от “Площади Революции”.
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что “их” собачка – та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе – определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону “Щелковской”, и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро “Площадь Революции” студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:
Арка V
Стахановец с отбойным молотком.
Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит – возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.
Молодой инженер.
Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.
Арка VI
Птичница с курицей и петухом.
Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи – несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.
Хлебороб-механизатор.
А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.
Арка VII
Студент.
Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.
Студентка с книгой.
А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:
Арка VIII
Спортсменка-дискоболка.
По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.
Футболист.
А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.
Арка IX
Отец с ребёнком.
И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.
Мать с ребёнком.
Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.
Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.
Пионеры-авиамоделисты.
У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.
Пионерки-географы.
А вот девочки, как всегда, остались в тени.
Ну и бонусом – натертая обувь некоторых скульптур:
Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу 🙂
Источник