На какой станции метро пограничник с собакой

На какой станции метро пограничник с собакой thumbnail

Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.

Алексей Душкин

художник

С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.

Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.

На фотографии: станция метро Площадь Роволюции

Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.

Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.

На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером

Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.

Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.

Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.

На фотографии: станция метро Новослободская

Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.

Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева 

Источник

пассажиры метро регулярно трут ей нос?

  1. Курская
  2. Римская
  3. Площадь Революции
  4. Марксистская

Инна Бедак
[52.1K]

4 года назад

Установлена эта скульптура была в 1937 году для украшения станции. А у собаки нос натертый по тому, что студенты трут его перед экзаменами и контрольными. Считается, что она приносит удачу. Эта скульптура установлена на станции Московского метро “Площадь Революции”.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Cappu­chink­a
[106K]

4 года назад

Пограничник с собакой стоит на станции метро площадь Революции.

По всей станции, расположены различные скульптуры. Пограничник с собакой одна из них.

Они символизируют определённые события и расставлены в хронологическом порядке.

Считается что если потереть нос, этой самой собачке, то экзамен будет сдан удачно. А вообще Потереть нос это на счастье).

У нас тоже есть такой мемориал-символ, которому трут нос). И этому тоже придумали хорошее “объяснение”.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Corel­paint­er
[156K]

4 года назад

Замечательная скульптура пограничника с собакой стоит на станции метро Площадь революции. Все студенты знают эту скульптуру и часто приезжают на станцию Площадь революции, чтобы потереть нос собаке, ведь после этого ритуала они настраиваются на успешную сдачу экзамена. Посмотрите как студенты, поглаживая собаку по носу, вытерли его за многие годы:

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

земля­нин
[8.1K]

4 года назад

На мой взгляд, самая богатая на скульптурные украшения из всех станций московского метрополитена – Площадь революции. Именно на этой станции стоит скульптурное изображение пограничника с собакой. Что касается вопроса, зачем пассажиры трут ей нос, то ответ очевиден. Чтобы привлечь удачу,

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Источник

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала.
82 года назад 13 марта 1938 года в Москве состоялось торжественное открытие станции Метрополитена «Площадь революции», ныне одной из самых известных и получившей статус «объекта культурного наследия».

Главная необычность станции это 76 бронзовых скульптур вобравших в себя историю нашего государства за 20 предвоенных лет.
Нужно сказать, что каждая фигура была отлита в четырех экземплярах, так что по факту там 20 разных героев.
Говорят, что в ночь перед официальным открытием станцию посетил Иосиф Виссарионович Сталин, который пришел в восторг от бронзовых фигур, сказав что «они прямо как живые».
Автором этих композиций стала целая группа скульпторов и художников под руководством вице президента Академии художеств СССР М. Г. Манизера.
Вполне естественно что для изготовления фигур требовались натурщики, молодые красивые люди, ставшие олицетворением того героического времени. Судьба некоторых из них сложилась поистине удивительно.
Сегодня я расскажу Вам историю самой известной скульптуры, о которой сложили одну из городских московских легенд, и которая, считается приносящей удачу.

Пограничник с собакой

Неизвестно когда сложилось это поверье, но все москвичи и многие гости столицы, совершенно точно знают, что если потереть нос пограничной собаке на станции «Площадь революции» и загадать желание оно обязательно сбудется. Мне приходилось слышать, что пошла эта традиция от студентов, которые просили пса об удаче на экзаменах.
Не знаю насколько это верно, но то, что нос у четвероногого стража границы всегда отполирован до зеркального блеска это факт. Каждый день тысячи людей проходящих мимо прикасаются к нему и, наверное, о чем то просят.
А вот то, что скульптура изображает вполне конкретных героев, о которых до войны знал весь Советский Союз известно не всем.

Никита Федорович Карацупа (1910-1994)

Герой Советского Союза, полковник пограничных войск КГБ СССР. Прославился как непревзойдённый следопыт и мастер дрессировки служебно-розыскных собак.
За 20 лет службы лично задержал 338 нарушителей границы и уничтожил 129 шпионов и диверсантов, оказавших сопротивление.

Родился на Украине. В1913 году переехал с матерью в Северный Казахстан. В 8 лет остался сиротой и начал работать пастухом. Вот тут то и проявились его необыкновенные способности к дрессировке. Его собака Дружок понимала мальчишку с полуслова, и степные волки боялись даже приблизиться к стаду, охраняемому мальчиком с собакой. Тогда же он научился разбирать следы и великолепно держаться в седле.

Когда в 1932 году Никиту Карацупу призвали в армию, он сразу же попросился на границу.
На замечание военкома, что дескать ростом он слишком мал не растерялся и парировал: «Зато нарушитель не заметит». Оценив находчивость призывника, работники военкомата направили его в погранвойска.

После первоначальной подготовки получил направление на Дальний Восток в Манчжурию. Место было крайне неспокойное. На границе с Китаем наши бойцы задерживали до 15 тысяч нарушителей в год. Контрабандисты, шпионы, диверсанты буквально наводнили те места.
Карацупа получил назначение Дальневосточную в окружную школу младшего начсостава служебного собаководства, пограничной и внутренней охраны НКВД для дальнейшего обучения.
Собак в школе не хватало, и первое время курсант Карацупа оставался без четвероногого напарника. Однако вскоре ему повезло. Где то под мостом он нашел брошенного жалобно скулящего щенка. Это и был будущий Индус, который хотя и не был чистопородной восточно-европейской овчаркой, но вырос удивительно сильным и умным псом.

Карацупа уделял много времени не только дрессировке собаки, но и своей собственной подготовке. К окончанию курса школы, он великолепно стрелял, бегал на многокилометровые дистанции в одном темпе с собакой, ну а в искусстве следопыта ему вообще не было равных.
Только за первые три года службы Никита Карацупа и его верный Индус провели в нарядах 5 000 часов. Выследили и задержали 131 нарушителя, предотвратили ввоза контрабанды на сумму 600 000 рублей.
Подвиги Н.Ф. Карацупы стали известны всей стране из цикла очерков журналиста Евгения Рябчикова, который по рекомендации командарма В. К. Блюхера прибыл на заставу Полтавка, чтобы в одной из центральных газет рассказать о герое. Е. Рябчиков несколько недель прожил на заставе, регулярно заступая на охрану границы с Карацупой.

Позже он издал книгу, которая была во всех школьных библиотеках. Мальчишки всего Советского Союза играли «в Карацупу», и мечтали когда вырастут служить на границе.

Фарфоровая статуэтка “Пограничник Карацупа и го собака Индус.
СССР 30-е годы прошлого века.

В феврале 1936 года Никита Карацупа был награждён высшей в то время наградой СССР – орденом Красного Знамени. Его вызвали в Москву, где 17 марта на заседании ЦИК СССР состоялось вручение высокой награды.

С 1937 года Н.Ф. Карацупа занимал командные должности в погранвойсках на Дальнем Востоке. В 1944 году получил назначение в Белоруссию. Принимал участие в освобождении западных областей, а затем занимался вопросами оборудования и организации охраны западной границы Советского Союза. В 1957-1961 годах служил в Главном управлении пограничных войск. Два года служил военным советником в Северном Вьетнаме, где фактически организовывал с нуля пограничную службу. По его собственным воспоминаниям лично объездил и 200 лошадей присланных в подарок из Монголии и обучил верховой езде вьетнамцев никогда раньше таких животных не видевших. В 1961 году уволился в запас. Работал начальником охраны одного из оборонных предприятий в Москве. Был сотрудником Центрального музея пограничных войск, в котором ему иго верным сослуживцам посвящен целый раздел. Скончался отважный пограничник в 1994 году. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Индус

Всего за время своей службы полковник Карацупа воспитал пять служебно-розыскных собак.
Все они носили кличку Индус.
К сожалению, все они погибли в боестолкновениях с нарушителями государственной границы.
После того, как не удалось спасти последнего тяжелораненого пса, по просьбе Никиты Федоровича мастер таксидермист изготовил его чучело, которое сегодня находится в Центральном музее ПВ.

Интересный факт:
После того, как в 1956 между Советским Союзом и Индией были установлены дружественные отношения в целях политкорректности, во всех вновь выпускаемых книгах, статьях, телепередачах и т.д. Индуса было велено называть Ингусом. Я сам прекрасно помню, как у меня в детстве был любимый диафильм «Пограничник Карацупа и его собака Ингус». Но сейчас вроде все вернулось к первоисточникам.
Напоминает историю, произошедшую в январе 1959 года в Русском музее Ленинграда.
Тогда было велено срочно изъять из экспозиции и убрать в запасник картину знаменитого русского живописца Павла Федотова «Смерть Фидельки» написанную за сто с лишним лет до того. На своем полотне мастер бытовых жанровых сцен Федотов изобразил переполох в доме богатой барыни вызванный смертью любимой собачки хозяйки, которую звали Фиделька.

Вот такая политкорректность по Советски.

Уважаемые читатели и подписчики моего канала. Хочу довести до вашего сведенья, что в ближайшее время намерен расширить рамки своего канала, и начать публиковать статьи посвященные не только Московским кладбищам, но и памятным местам столицы, историческим зданиям, событиям и т.д. В связи с этим название «Московский некрополь» будет заменено, на «Москва памятная».
Надеюсь вы не потеряете в связи с этим меня на просторах Дзена и мы еще неоднократно увидимся. До новых встреч.

Источник

Признайтесь, вы терли нос собаки на станции метро «Площадь Революции»? Если задержаться на станции и понаблюдать, можно увидеть, что каждую минуту десятки рук касаются этого сияющего бронзового носа. Фольклорист и городской антрополог Никита Петров опросил больше тысячи человек и обнаружил, что станция превратилась в настоящую машину исполнения желаний.

Вокруг скульптурных композиций сложился целый набор ритуальных действий и рассказов, объясняющих, что именно и как нужно потереть и погладить, чтобы, например, сдать экзамен, родить девочку или провернуть удачную сделку. Эти объяснения меняются в зависимости от места, где располагается скульптура, ее тематики и выступающей части. Если в руках скульптуры глобус, то его будут трогать, чтобы поскорее отправиться в путешествие, а если граната, то интерпретация будет связана с победой или военными действиями. Итак, что будем тереть?

Нос собаки — пограничник с винтовкой и собакой

Собака, и особенно ее нос, — самые популярные герои на этой станции. Многие из опрошенных убеждены, что каждый, кто приезжает в Москву впервые, должен «поздороваться» с собакой.

Нос трут «на удачу»: в любви, в работе, чтобы бросить пить или курить, чтобы получить зачет или хорошую оценку на экзамене (еще для этого можно прикоснуться зачеткой к голове собаки или потереть ее лапу).

Всего статуй пограничника на станции четыре, поэтому, если удача очень нужна, надо выбежать из поезда, дотронуться до носов всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд.

Собаки не равны между собой: самой «полезной» считается «собака Баумана» — та, что сидит у третьего вагона с конца в сторону «Бауманской» и является покровителем студентов Бауманки.

Почему чаще всего трут именно нос собаки? Скорее всего, потому, что это выступающая часть скульптуры, до него удобно дотрагиваться, проходя мимо.

А еще объясняют это тем, что собака — самый верный друг человека и желание, загаданное рядом с ней, наверняка исполнится.

Петух — птичница с курицей и петухом

С этой статуей надо обращаться осторожно: некоторые из респондентов убеждены, что нельзя гладить клюв петуха, потому что это приведет к ссоре или несчастью. Другие считают, что нежелательно гладить шею.

Зато если погладить гребень, будет прибавка к зарплате. Чтобы обеспечить себя деньгами, можно еще положить пшена или других зерен в подол птичницы. Туда же иногда кладут записочки с пожеланиями здоровья близким, любовные записки.

С этой фигурой связаны как позитивные, так и негативные интерпретации. Идея богатства и денег обусловлена тематикой золота и поддерживается метафорой «петушок — золотой гребешок». А идея множества связана с фигурой птичницы, которая разводит кур, отсюда возникает интерпретация «чтобы деньги водились».

Негативные интерпретации зависят от символики петуха в массовой культуре, который ассоциируется с бедой, пожаром, изменой и бранью.

Младенец — отец с ребенком, мать с маленьким мальчиком

На станции две статуи с младенцами: отца с ребенком и матери с маленьким мальчиком. Поверья вокруг них, естественно, связаны с деторождением.

Например, чтобы забеременеть и родить девочку, надо прикоснуться к ножке младенца или к ноге мужчины. Если хотите ребенку счастья и хороших оценок в школе, нужно поднять его, чтобы он сам коснулся ножки младенца.

Некоторые из опрошенных утверждают, что мужчины трут пенис младенца, чтобы исцелиться от импотенции, а женщины делают это, чтобы забеременеть и родить мальчика.

Тематика отцовства и материнства хорошо сочетается с интерпретациями: это и счастье детей, плодовитость и возможность деторождения, а ритуальные действия основаны на описанном религиоведом и социальным антропологом Джеймсом Джорджем Фрезером принципе симпатической магии.

Туфля студентка с книгой в руках

Эта скульптура связана с удачей сразу и в любви, и в учебе. Туфлю студентки трут, если не хотят «остаться старыми девами» и чтобы получить хорошую оценку на экзамене.

Некоторые считают, что надо потрогать обувь или книгу девушки, если предстоит опубликовать научную статью. Та же туфля поможет на свидании, обеспечит удачный брак, а еще снимет тяжесть неразделенной любви: «Потри туфлю — легче станет».

Стоит произнести «девушка и туфелька», как в голову приходит сказка о Золушке — дочери охотника или лесничего, ставшей принцессой. Поэтому тематика скульптурной композиции будет порождать интерпретации, связанные со свиданиями, принцами и романтическими отношениями.

Безусловно, на объяснения и ритуальные действия влияют и другие детали композиции: девушка, читающая книгу, наверняка преуспевает в учебе и науках.

Наган и граната — революционные (и вооруженные) матрос, рабочий, солдат

Поскольку название станции связано с революцией, на ней много оружия и военных атрибутов. Но респонденты связывают их не с войной, а с деньгами.

Например, наган в руке матроса трут, чтобы все было хорошо с деньгами, на удачу в бизнесе, чтобы хорошо прошла деловая встреча, чтобы состоялась сделка, чтобы вообще «получить желаемое».

Те, кто хочет успешно отслужить в армии, трогают приклад винтовки.

Своя роль досталась флажкам в руках матроса-сигнальщика: их касаются утром, чтобы день был удачным, чтобы исполнилась мечта или чтобы отправиться в путешествие: «Матросы много плавают».

Интерпретации во многом связаны с военной символикой, которая, по словам респондентов, актуализировалась в «лихие девяностые», когда бизнес шел бок о бок с оружием. Интересна и практика натирания флажков краснофлотца: это «сигнал» начала удачного дня.

Шестеренка и циркуль — молодой инженер с циркулем в правой руке и шестерней в левой

Инженер и его циркуль с шестеренкой в этой машине желаний отвечают за удачу в науке и в учебе. Их натирали ради успеха в научной деятельности и, например, чтобы сдать экзамен по начертательной геометрии.

В 2018 году циркули украли у всех четырех статуй, расположенных на станции, что возмутило пользователей сети.

Однако объяснения действий по натиранию именно этих предметов остались — они связаны, во-первых, с тематикой скульптурной группы (персонажи — инженеры, то есть люди с научным образованием), во-вторых, со свойствами предметов. Здесь в одно целое соединяются и начертательная геометрия, и научная деятельность, и удача.

Источник